Антон Луцкевич и общественно-политическая деятельность
p align="left">В общем А.Луцкевич в своей статье обозначает и сравнивает те проблемы, которые довольно остро стояли в России в это время в отношении свободы личности в сравнении с западными странами, где «писать все законы … имеет право только сам народ». Далее он обозначает те свободы, которые были бы необходимы для свободного народа, т.е. это уже устоявшиеся для западных стран свободы: совести, мысли и веры, слова и печати, собраний и союзов, забастовок [38,с.2].

Что касается статьи «Работа Думы», то в ней А.Луцкевич высказывает надежду, что законы написанные депутатами II Думы, - «будут выражать волю народа» [39,с.3]. Но, тем не менее, проскальзывает неуверенность, будут ли приняты и утверждены те законы, которые разрабатывает Дума на благо народа. Т.е. те силы «без согласия которых постановления Думы не имеет юридической силы» могут воспротивиться так называемой «мужитской» думе. Что в принципе в будущем и произошло.

Следующая статья, которую я хотел бы рассмотреть - «Третья Дума» [40,с.1]. Она была написана после так называемого третьеиюньского переворота. Статья имеет хоть и не радикально, но все же немного осуждающий характер. Здесь упоминается, что новый избирательный закон «отобрал избирательное право у народа» [40,с.1].

Все же и другие статьи А.Луцкевича периода 1906 - 1908 гг. выражали больше просветительский характер. Но в то же время, он показывает в своих статьях, что положение, в котором находится Россия, требует изменений. Изменений через реформистский путь.

Реакция, которая последовала после июньского переворота 1907 г. заставила лидеров БСГ отказаться от подпольной деятельности, да и вообще сузить социально-экономические, политические и национальные требования в легальной печати. Как отмечает сам А.Луцкевич в своих воспоминаниях, 1907 год был годом «провала». Братьям удалось уйти от ареста и созвать конференцию в июле 1907 г. в Докшыцах, на которой было принято решение «о роспуске партии» [22,с.106]. Но деятельность партии фактически продолжалась благодаря реакции «Нашей Нивы», которая собрала вокруг себя актив партии.

В начальный период деятельности «Нашей Нивы» было сделано не так уж и мало. Так, первые три года существования газеты, в ней было напечатано «960 оригинальных статей с 489 сел, а за четвертый год - 660 статей с 321 населенного пункта» [28,с.182]. При условии, что редакция ничего не платила своим корреспондентам. Возникает справедливый вопрос: На что же жил Антон Луцкевич, раз не получал денег от издательства? Прежде всего, как отмечает А.М.Сидаревич, «…деньги он получал от Первого Совместного товарищества страхования жизни… к этому добавить гонорары с русских, польcких и украинских изданий» [41,с.13]. Тем не менее, стоимость одного экземпляра газеты - 5 копеек. Для простого человека, для которого в принципе была адресована «Наша Нива», это была довольно значительная сумма. В 1910 году «на 5 копеек можно было купить 2 фунта … ржаного хлеба, или 1 фунт пшеничного, либо 1фунт мяса» [42,с.3]. Но, не смотря на это, тираж в 4,5 тыс. экземпляров расходился полностью.

Возвращаясь к деятельности А.Луцкевича, следует отметить, что начиная с 1908 года на первое место в его публикациях выходит национальная проблематика: «О белорусском национальном возрождении», «Культурном значении малых наций», «Дело о белорусской школе», «Дума» [11,с.4].

В 1909 г. он довольно выразительно обозначил поворот революционных методов борьбы к творческо-культурной работе, нацеленной прежде всего на просвещение, воспитание национального сознания. Ярким примером тому служат слова самого А.Луцкевича, напечатанные в «Нашей Ниве» за 1911 год: «Мы, белорусы мысли которых выражаются в газете «Нашей Ниве» должны были придерживаться простой и высокой мечты: возрождение нашего народа и края твердо с гордостью отстаивать свои человеческие и гражданские права. Мы должны смотреть через головы разных современных «героев» на 10-30 лет вперед в свое будущее» [11,С.4].

Это значит, что своей целью белорусской народ должен поставить возрождение своей самобытности, культуры, развитие национального сознания. Понятное дело, что редакция «Нашей Нивы» прекрасно понимала, что эта программа была довольно ограниченной. В одной из редакционных статей (1910.№2. 7 декабря) говорится, что в тяжелые времена, которые тогда переживала Россия, многие люди опускали руки. «А мы говорим, - говорится в статье, - не откладывайте большой гражданской работы на завтра. Не опускайте рук сегодня, народ который не умеет ковать свое счастье сегодня, не имеет права на лучшую долю завтра». [16,с.429].

Первоочередной и главной задачей «Нашей Нивы» в тех условиях была борьба за всестороннее национально-культурное возрождение белорусского народа, за признание самого факта его существования. Следовательно, исходя из того, что основой всей национальной культуры является язык народа: «Нам, в первую очередь нужно возродить свой язык. Только возродив родной язык мы сможем поставить на твердую основу наше национальное движение» [16,с.430].

А.Луцкевич, говоря про белоруса, отмечает, что он «не только потерял свою национальную принадлежность но и осмысление своего личного качества как» [11, с.4]. Он отмечает, что многие белорусы представляют себя либо поляками, либо русскими, что невозможно для настоящего сознательного белоруса. Кстати, такая проблема существует и в современности, когда народ, теряющий свой язык, перестает отождествлять себя со своей нацией. Когда патриотизм, как таковой отсутствует, из-за незнания своей истории, из-за национального самосознания и т.д. Многие проблемы н. XX в. повторяются сегодня, и потому необходимо обратится к истории этого периода, чтобы иметь представление, как возрождался народ, сознание которого было порабощено в течение более столетия. Для того, чтобы выйти из этой ситуации А.Луцкевич предлагает следующее, необходимо «расширение и развитие национального сознания у белорусов, а вместе с этим развивать экономическую силу народа … расширять мысль о национализации всех форм народного образования, открыть частные и общественные школы, библиотеки, курсы» [11,с.4].

Как видно, ситуация в н. XX века была куда как более сложная, чем в н. XIX века, через сто лет от изучаемого времени.

Последняя статья А.Луцкевича в «Нашей Ниве», которую я хотел бы рассмотреть называется «Вечная пропасть». В ней он опять же возвращается к проблеме национального возрождения, которое невозможно, как он думает «до тех пор, пока все нации - и крестьяне - земледельцы, и рабочие не смогут внести своей части в общенародное наследие … совместная общественная работа ради общей пользы, вот школа, которая научит народ, как создать лучшую жизнь, как освободится от беды и построить сильный экономический фундамент».[43,с.4]. Именно представлял себе А.Луцкевич белорусское движение и возрождение нации, по крайней мере, так он его представлял в официальной печати.

Что касается положения Беларуси в составе российской империи, то Луцкевич ясно это показывает в своей работе под псевдонимом: Антон Навина. В 1910 году в С.-Петербурге выходит книга «Формы национального движения в современных государствах» [44,с.22], где опубликованы многочисленные статьи о белорусах А.Навины. В этих статьях указывается, что во многих слоях общества распространена идея «самоуправления для белорусского края».

В принципе, за период 1906-1915 гг., А.Луцкевич основную свою деятельность посвятил прежде всего работе в редакции «Наша Нива», что дало весьма и весьма плодотворные результаты. Что касается работы в других местах, кроме «Нашей Нивы», то она не принесла столь блестящих результатов. Естественно не стоит преувеличивать роль «Нашей Нивы» в возрождении самосознания белорусов. Как отмечает С.Х.Александрович: «Не само печатное слово, не сама газета делает возрождение восьмимиллионного народа, потому, что ей это не под силу». [6,с.С.209]. Газета выполняла руководящую, стимулирующую роль, и надо сказать стимулировала она не плохо, в чем во многом заслуга А.Луцкевича.

Подводя итог данного периода деятельности А.Луцкевича, можно сказать, что являясь центром управления БСГ, да и вообще национального движения, редакция вела легальную работу, что позволило воспитать будущую политическую и интеллектуальную элиту, а также сохранить уже имеющиеся кадры для того, чтобы впоследствии, в благоприятной ситуации воспользоваться трудами, проделанными в течении этих лет.

Еще одним интересным фактом «Нашенивского периода» является деятельность масонских лож но территории Беларуси. Сташкевич в своей работе отмечает, что А.Луцкевич был одним из организаторов первой ложи, которая была основана в 1910 г. в Вильне [22,с.107]. Также в 1911 г. возникла масонская ложа «Литва», в октябре 1914 г. - «Беларусь».

Масонские ложи в начале 1-ой мировой войны объединились в «Великий Восток Литвы» [14,с.18]. Они доказывали существование одной политической нации и обозначили единую «литовскую» нацию. В последствии это выразилось в идее возобновления ВКЛ, что, как известно не дало никаких результатов.

Начало Первой Мировой войны положило начало новому этапу в белорусском национальном движении. Также его начало связано и с закрытием «Нашей Нивы», что произошло 7 августа, 1915 года, в связи с приближением фронта. Именно 1915 год можно считать годом окончания «нашенивского периода» в белорусском движении и началом движения к национальной государственности.

2.3 Роль А.Луцкевича в развитии Белорусского национального движения в 1915 - 1919 гг

Приближение Первой Мировой войны обострило национальный вопрос не только в России. Но именно для этой страны он стал наиболее актуальным в годы войны.

Как же относиться к войне? В основном все партии поддержали царское правительство. Что же касается Беларуси, то на ее территории продолжали свою деятельность партии, образованные ранее. Как известно, весь период от революции 1905 - 1907 гг. и до начала Первой Мировой войны, белорусская общественно-политическая мысль дальше развивала «выработанный Громадой принцип федерации свободной Беларуси» [46,с.4]. Как вспоминает Я.Лесик, «образовав автономию на Беларуси, мы станем настоящими хозяевами на своей земле и получим полную возможность повернуть все обиды нашего края в пользу нашего народа, на свои национальные нужды» [47,с.258]. БСГ не отходила от своей программы и не теряла надежды на получение Беларусью автономии в составе демократической, федеративной России. Первая мировая война стала своеобразным катализатором, который ускорил процесс формирования идей государственности Беларуси. Эти мысли стали все более актуальны для Беларуси, особенно во время немецкой оккупации, в которой она оказалась уже в конце 1915 года. Уже в начале 1916 г. в своем письме к А.Луцкевичу, В.Ластовский пишет: «в борьбе с польским и московским закрепощением в нашем крае, единственная наша дорога правильная - это радикальная народная программа» [48,с.432]. Но все же вернемся к 1914 году и рассмотрим все по порядку.

После начала войны вполне естественным стала усиленная цезура. И уже было не удивительно, стали появляться «на страницах «Нашей Нивы» белые пятна» [45,с.77]. И к августу 1915 года она была закрыта. Но, тем не менее, А.Луцкевич продолжал свою общественную и политическую деятельность. Так еще до закрытия «Нашей Нивы» в апреле 1915 года он был одним из инициаторов и активным участником, созданной в апреле 1915 г. в Вильно организации - «Белорусское товарищество потерпевших от войны» [49,с.24]. Эта организация объединила вокруг себя как католиков, так и православных. Фактически ее деятельность проходила за счет учредителей и добровольных пожертвований, помощь от царского правительства для такой организации была довольно мизерной и «составляла всего только 360 рублей» [49,с.24].

Ситуация резко изменилась осенью 1915 года, когда немецкими войсками была занята часть Беларуси по линии Двинск - Барановичи - Пинск, также как и Вильно. В этой ситуации Иван и Антон Луцкевичи из фактически остатков обществ, которые сохранились в Вильно на тот момент, создали «Белорусскую социал-демократическую рабочую Громаду (БСДрГ), которая официально объявила себя филиалом БСГ» [14,с.18]. Она продолжала свою деятельность. Естественно, что Луцкевичи создали свою фракцию в Громаде исходя, прежде всего, не только из идейных намерений. Они учитывали тот фактор, что в немецкой армии служило много социал-демократов, которые входили в администрацию оккупированной части Беларуси. Возможно, как утверждает один из крупнейших специалистов, занимающихся этой проблемой А.Сидаревич, белорусские «социал-демократы, - в том числе и А.Луцкевич, который возглавил БНК, о котором будет сказано далее и Белорусское общество помощи пострадавшим от войны, - надеялись, что им будет легче разговаривать с немецкими оккупантами» [35,с.29]. Как вспоминает Витан-Дубейковская, А.Луцкевич еще до прихода немцев, предвидя эту ситуацию, говорил: «Как придут немцы, надо это время использовать для белорусского дела, а немцы ничего в этом не понимают, здесь придется их информировать» [50,с.34].

О чем же хотел информировать А.Луцкевич немецкие власти? Он прекрасно понимал невозможность создания отдельного государства в зоне оккупации, под которой находилась четверть белорусских земель, немцев необходимо было убедить в целесообразности создания «новой самостоятельной государственной единице ВКЛ» [51,с.20]. Как известно, эта идея имела место и ранее в масонских ложах; еще до начала Первой Мировой войны. Тем более она была актуальна, т.к. немецкие оккупационные власти недооценивали белорусского движения. Ярким примером тому служит записка германского заместителя по белорусским делам дона Бекерита главнокомандующему Восточной немецкой армии: «Белорусы никогда не высказывали стремления до государственной самостоятельности …. Некоторые стремления сепаративные, которые развивают несколько археологов и литераторов в Вильно, надо зачислить к местным делам, не имеющих политического значения» [52,с.137].

Все это дало А.Луцкевичу основание для того, чтобы начать более активные действия по формированию вышеизложенной цели возрождения ВКЛ. Так, вместе с группой литовских, польских и еврейских однодумцев, он решил возродить эти идеи, тем более, что к ней положительно относились немцы. «19 декабря 1915 года была издана на четырех языках декларация об основании «конфедерации Великого Княжества Литовского»» [33,с.80]. Универсал (см. Приложение №3) призывал все организации объединиться во имя единой цели, создания ВКЛ «на благо родной Беларуси» [4,с.88].

В 1916 г. А.Луцкевич разработал свою идею «Концепцию Соединенных Штатов от Балтийского до Черного моря». Из содержания которой следует, что после Первой Мировой войны и распада Российской империи, предполагалось создание экономического и политического блока государств, в который бы вошли Беларусь, Украина, Литва и Латвия. В это время А.Луцкевич вел не только активную политическую, но и общественную работу[53,с.5].

Так, в 1916 году в Вильно был создан «Центральный союз белорусских национальных общественных организаций» [46,с.5]. Целью этого союза было, прежде всего, развитие культурных мероприятий. Необходимо отметить, что несмотря на то, что немцы и проводили на территории Беларуси колонизационную политику, но и содействовали культурному и национальному возрождению нашего края. «В 1916 г. немцы признали белорусский народ и его язык равными среди других» [54,с.55]. Германия помогла белорусским национальным деятелям в предотвращении колонизации, которая началась активно в это время. Начали открываться на родном языке первые школы, организации, клубы, общества, издаваться газеты. Несмотря на значительные трудности, все же были достигнуты значительные результаты. Забегая вперед, можно отметить, что за «1915-1918 гг. было открыто согласно одним источникам 300, другим 350 белорусских школ» [54,с.55].

В Вильно, благодаря деятельности Луцкевича была организована гимназия. Еще большие успехи и сдвиги происходили в прессе. Известно, что на Беларуси до 1915 г. на родном языке издавалась только одна газета «Наша Нива», то уже в 1918 г. их было более десяти: «Гоман», «Беларусь», «Вольная Беларусь», «Незалежная Беларусь», «Беларускi шлях», «Беларуская думка» и др. В основном, белорусская пресса концентрировала свое внимание на том, «чтобы содействовать пробуждению народа» [54,с.56], формировать национальное сознание, призывала к борьбе за лучшее будущее и его устройство.

Ситуация резко изменилась в 1917 г. после февральской революции и свержения самодержавия в России. Актуальным стал вопрос, прежде всего, национальный. Национальные партии и организации увидели в этом шанс претворить в жизнь свои программы, которые не могли бы быть осуществлены при сохранении самодержавия в том варианте, в котором оно было до февральской революции. Как известно, А.Луцкевич, надеявшийся на воссоздания ВКЛ или создание Соединенных Штатов вместе с Литвой был вполне удивлен, хотя и предполагал развитие событий в данном направлении, после создания Литовской Тарибы в 1917 г. Следовательно, необходимо было предпринять активные ответные действия. Поэтому в спешном порядке 25-27 декабря 1917 года в Вильно была создана конференция с участием представителей всех общественно-политических организаций, которые находились под немецкой оккупацией. Известно, что конференция проходила под лозунгом: «Мы хотим быть независимыми в своих этнографических границах!» [55,с.20]. Именно во время работы этой конференции, в противовес Литовской Торибе была создана Виленская Белорусская Рада во главе с А.Луцкевичем. Т.е. литовские национальные организации опередили в своем развитии белорусские, и наперекор желанию оккупационной администрации провозгласили сначала Литовскую республику, а в феврале 1918 г. провозгласили о ее независимости. Хотя еще в декабре этого же 1917 г. был издан проект возрождения белорусско-литовского государства, который был обнародован белорусскими деятелями в обращении к немецким оккупационным властям. В частности в нем отмечалось:

«Приняв во внимание:

1. Что земли белорусско-литовские образуют юридически-государственную и экономически-хозяйственную целостность, образованную на протяжении столетий.

2. Что общие задачи экономического развития страны требуют свободного доступа до моря…

3. Что только обновление потерянной государственности, обеспечивает нашей стране, свободного и всестороннего развития» [15,с.55-56].

Литовцы понимали, что создание ВКЛ приведет к поглощению белорусами литовцев. Следовательно, они избрали иную тактику; неожиданно для белорусских национальных деятелей.

Что касается деятельности БСГ в этот период, то она, как известно, фактически и полностью, после февраля 1917 г., поддержала политику «освобождения временного правительства и приветствовала, наперекор своей программе, образование белорусской народной армии» [56,с.3-4]. Что, кстати, не удалось сделать. Вообще анализированние деятельности Громады показывает, что ее приверженцы, коим является и А.Луцкевич, стояли на патриотических позициях. В первую очередь, они были заинтересованы судьбой Беларуси, ее современным и будущим. Все это можно проследить через ее программы, и канувшую в тень «Нашу Ниву». При том условии, что делали они, это не ущемляли интересы других народов, что жили на территории Беларуси.

Довольно ярко об этом свидетельствует программа БСГ, которая была принята 14-25 октября 1917 года на III партийном съезде. Рассмотрим лишь некоторые ее положения: прежде всего это установление в России «Демократической Федеративной Республики». Т.е. до н. 1917 г. БСГ и ее лидеры не избавились от идеи автономии Беларуси, и не думали о ее независимости. Говоря лишь о том, что в Беларуси должна существовать «Беларуская Краёвая Рада». Что касается культуры, то признавалась необходимость широкого развития Белорусской национальной культуры … законодательное признание права белорусского языка на развитие … полное … равноправие для всех национальностей» [25,с.14-16]. Т.е. БСГ отстаивала те же принципы, что и ранее (фактически): Но тем не менее, все же не стоит винить БСГ в том, что она отстала от вихря событий. Еще беда в том, что «заявив о принадлежности до социализма, она по-настоящему была партией национальной демократии», как правильно подметил У.Коршук, которая представляла собой довольно пеструю группу в социальном плане, что в конечном счете привело к ее распаду, т.к. ее программа не отражала духа времени. Т.е. эту программу можно считать своеобразной «лебединой песней» БСГ [57,с.148].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать