Китай во второй половине ХХ века
p align="left">Официальное решение о проведении в КНР широкомасштабной реформы было принято по инициативе Дэн Сяопина на ІІІ Пленуме ЦК КПК в декабре 1978г. Отвергнув утопические идеи Мао Цзэдуна, новое партийное руководство не имело пока своей программы реформ, своей программы политической и экономической модернизации Китая. Программа реформ разрабатывалась медленно, в течение всех 1980-х, методом проб и ошибок. Медлительность и постепенность в повороте экономической политики огромной страны почти на 180 градусов существенно уменьшала социальные издержки перехода к новой экономической стратегии. Переход осуществлялся под хуагофэновским лозунгом «четырех модернизаций»: модернизации сельского хозяйства, промышленности, обороны и науки. 80-е годы стали для Китая временем глубоких идеологических и политических перемен. Наиболее радикальные и быстрые изменения произошли в аграрной политике КПК.

Успех преобразований в деревне не только стимулировал проведение реформ всего народного хозяйства, но и создавал продовольственный, сырьевой, финансовый, социальный базис успешной реформаторской политики. Крестьяне (80% населения) подсказали руководству практический выход из тупика. После некоторого колебания руководство согласилось на повсеместное введение семейного подряда. Пойдя на введение семейного подряд, руководство одновременно приняло ряд решений, имевших далеко идущие последствия. В деревне были ликвидированы «народные коммуны», а тем самым и кооперативный строй.

С 1979г. постепенно внедрялась «система производственной ответственности». В 1982г., после того как в ходе экспериментов были опробованы разные методы, была утверждена система «доведения производственных заданий до отдельного двора». Разумеется, это было невозможно без раздела земли народных коммун между дворами. Суть «производственной ответственности» состояла в том, что крестьянский двор, получив землю, заключал контракт с руководством производственной бригады, представлявшим интересы государства. Контракт не ограничивал крестьян определенными формами хозяйственного использования земли, но предусматривал лишь уплату государству сельскохозяйственного налога и продажу государству части урожая. Все излишки, остававшиеся в крестьянском дворе, могли использоваться в зависимости от желаний крестьян и рыночной конъюнктуры. При этом были значительно повышены закупочные цены, и они были тем выше, чем больше сверхплановой продукции сдавалось государству. Главным достижением этой достаточно радикальной земельной реформы было создание возможностей для проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости. Результаты не замедлили сказаться. Начался рост урожайности, что привело к стабильному увеличению сельскохозяйственного производства в целом. За четыре года оно увеличилось почти на 90 млн. т (407 млн. т - в 1984г.), что было беспрецедентно в истории КНР.

В результате экономическая политика государства в области сельского хозяйства представляла собой циклический процесс, сопровождавшийся то усилением, то ослаблением давления государства на деревню. Наряду с этим в стране в некоторые годы возникал дефицит продовольствия, что вызывало необходимость закупок зерна за рубежом .

После создания задела накоплений в сельском хозяйстве в 1984г. получили развитие остальные направления курса «четырех модернизаций». Реформы в городе начались с общественного питания и сферы услуг. Реформы привлекли иностранный капитал, что позволило начать серьезную модернизацию промышленности. Первыми серьезные инвестиции сделали соотечественники из Гонконга, Макао, Тайваня, Сингапура, стран ЮВА. По всей стране возникали «островки капитализма»- свободные экономические зоны. Преобразования осуществлялись на предприятиях, находящихся в общенародной собственности. Большинство предприятий принадлежали государству и им управлялись. Сами же они не имели никаких прав. Государство осуществляло жесткую политику, прежде всего в области поставок сырья, материалов, определения выпуска и количества выпускаемой продукции, доходов, расходов. Осуществление реформы высветило массу трудностей. И главная из них: как сочетать требование сохранить, с одной стороны, систему общенародной собственности и, с другой - оживить деятельность предприятий, обеспечить им реальную самостоятельность.

Экономисты выдвинули теорию разделения права собственности и права пользования. Это означало, что средства производства по-прежнему будут принадлежать государству, а право пользования ими передается предприятиям. С учетом опыта в деревне решено было развивать подрядную систему, предоставляющую ответственность. Государство начало заключать договоры с дирекциями предприятий, которые получили возможность использовать средства производства так, как считают нужным, а часть прибыли оставлять в своем распоряжении. Подрядная система уже введена на 90 крупных и средних предприятиях. На некоторых фабриках подряд не вводился. Цель реформы - создание социалистической плановой товарной экономики, опирающейся на закон стоимости, а это значит, что в одно целое должны быть объединены план и рынок /Кеворков, Шаповалова, 1990, с. 13/.

Вскоре проводимые преобразования дали первые положительные результаты. За период шестой пятилетки (1981-1985гг.) темпы роста промышленного производства ежегодно возрастали в среднем на 11%. Доходы городского и сельского населения в 80-е годы увеличились почти вдвое, однако, продолжали оставаться достаточно низкими в сравнении с другими странами. К середине 80-х годов также замедлились темпы роста сельскохозяйственной продукции, начался рост цен, увеличилась инфляция. То, что наблюдалось в Китае в течение этого времени, представляет собой самую яркую картинку этого процесса со всеми его плюсами и минусами. В середине 80-х годов реформа в КНР почти идеально балансировала между социальной справедливостью и экономической целесообразностью. Начатая в деревне, она полностью отвечала потребностям всего общества - решение продовольственной проблемы, изменение форм организации труда в деревне и ее социально-классовой структуры, обеспечение сырьем промышленных предприятий города и повышение жизненного уровня городского и сельского населения. Кризис обнаружился во второй половине 1980-х годов, когда за первый эффект от «умасливания» бюрократии пришлось расплачиваться. По мере продолжения реформ все большая часть населения стала чувствовать себя обманутой. Несмотря на то, что обещания лучшей жизни были выполнены, потребность в социальной справедливость осталась неудовлетворенной. Социологические исследования в КНР показали, что основные причины «сбоя» реформ для большинства населения виделись в использовании служебного положения в корыстных целях, расширении влияния феодальных пережитков, росте местничества и кумовства, получении нетрудовых доходов и т.д. /Сыроежкин, 2005, с. 32/.

Возникшие за последние годы трудности с еще большей остротой поставили вопрос о необходимости политической реформы. Осторожный подход к проведению реформы объясняется в китайской печати тем, что еще не созрели условия для демократизации общественно-политического строя, что широкие массы трудящихся, особенно крестьян, ни по уровню культуры, ни по степени политического сознания якобы не подготовлены к тому, чтобы стать хозяевами государства. Сторонники реформ считают эти возражения против демократии неосновательными. Они напоминают, что тезис о неподготовленности китайцев к республиканскому правлению, выдвигался в свое время Юань Шикаем, пытавшимся восстановить монархический строй.

В 1987г. на ХІІІ съезде КПК были рассмотрены проблемы политической реформы. На этом съезде Дэн Сяопин сформулировал стратегические задачи Китая. При этом он обратился к конфуцианскому понятию «сяокан», использованному уже в 1950-х годов Чан Кайши при выдвижении программы модернизации Тайваня. Была поставлена задача: к 2049г. Китай должен достигнуть уровня среднеразвитых стран. Новым генеральным секретарем был избран Чжао Цзыян. В апреле 1989г умер опальный генсек Ху Яобан. Его смерть послужила предлогом для массовых демонстраций в Пекине, переросших в студенческие забастовки организацию голодовки на центральной площади Пекина-Тяньаньмэнь. Дэн Сяопин заручился поддержкой командующих военными округами на периферии и, заменив распропагандированные столичные части на свежие войска, в ночь с 3 на 4 июня ввел в Пекин армию под руководством Ян Шанькуня. Поддерживаемые танками и бронетранспортерами войска сокрушили воздвигнутые баррикады и вытеснили забастовщиков с площади. Для установления полного контроля над ситуацией и возобновления жизни в городе потребовалось несколько дней. По официальным данным со стороны войск погибло больше тысячи солдат, цифры потерь среди бунтовщиков не сообщались. В обстановке глубокого политического кризиса в конце июня собрался пленум ЦК КПК. На Чжао Цзыяна была возложена ответственность за происшедшее и по решению пленума его сняли с поста генерального секретаря. На это место был избран мэр Шанхая Цзян Цзэминь, проявивший двумя годами ранее твердость при подавлении студенческого движения в Шанхае. Кровавое подавление выступлений на Тяньаньмэне и разгром демократического движения надолго сняли вопрос о проведении политических реформ, о демократизации политической структуры. Эти трагические события также задержали углубление и расширение экономических преобразований. V пленум ЦК КПК, проходивший в Пекине в ноябре 1989г., высказался за продолжение политики «урегулирования», принятой руководством КПК еще в 1988г. и вызванной резким увеличением инфляции, ростом дефицита госбюджета, необходимостью возвращения к снабжению по «карточкам» и другими побочными явлениями, неизбежно связанными с перестройкой экономической системы. Главная цель этой политики - снять социальную возникшую напряженность. В начале 1990-х, когда Китай мог опереться на достигнутые результаты модернизации сельского хозяйства и промышленности, когда собственная наука уже могла, по крайней мере, копировать по образцам иностранную технику и технологию, началась модернизация обороны. И если модернизация промышленности шла за счет Запада, то модернизацию обороны для Китая во многом сделала Россия. Если стратегические баллистические ракеты, атомные подводные лодки, ядерные заряды китайцы развивали в основном с опорой на собственные силы, то большинство технологий производства обычных вооружений они получили от России. Начало модернизации китайской обороны было положено при М.Горбачеве сразу после нормализации советско-китайских отношений в мае 1989г., при Б.Ельцине было подписано долгосрочное соглашение. Развитие КНР в 90-е годы показало способность существующего механизма не только преодолевать политические препятствия на пути экономических преобразований, но и обеспечивать поступательное развитие экономической реформы. Но ирония истории заключается в том, что всякое движение экономики вперед в современных условиях Китая означает развитие элементов гражданского общества, все более несовместимых с авторитарным политическим механизмом. Все это делает неизбежным - рано или поздно - реформирование политической жизни. Когда и как это свершится - предсказать трудно. Китайская «социальная лаборатория» на Тайване показала один из возможных вариантов постепенной и достаточно безболезненной смены политического режима. В КНР хорошо знают этот политический опыт, разнообразные связи КНР с соотечественниками на Тайване стремительно растут. В начале 1995г. Цзян Цзэминь выступил с программой сближения соотечественников. Эта программа свидетельствует о значимости тайваньского опыта для КНР, с одной стороны, и о влиянии успехов экономического развития КНР на процесс воссоединения - с другой.

Чем быстрее идет процесс экономической и политической модернизации КНР, тем больше возможностей для мирного воссоединения, для объединения вокруг Пекина всех китайцев, для возрождения «Большого Китая».

2.2 Экономическое положение и внешняя политика современного Китая

КНР - не просто крупная держава, это страна особой цивилизации. По исследованиям российских экономистов Китай выходит на передовые позиции. Китай вступил в ВТО в 2001г. (ноябрь). Китай будет рассматриваться как страна с нерыночной экономикой. По территории Китай уступает только России и Канаде, но по численности населения (1 млрд. с четвертью) является самой большой страной мира с большим потенциалом потребителей и производителей конкурентоспособных товаров. На мировом рынке преобладают, прежде всего, трудоемкие отрасли Китая: одежда и другие виды текстильных изделий, обувь, игрушки, бытовая техника. А доля сырьевых товаров в китайском экспорте снизилась с 50,3% в 1980г. до 11,2% в 1998г., доля же машиностроения возросла за этот же период с 4,7 до 27,3%. Структура экспорта КНР изменяется в пользу прогрессивного увеличения доли в нем промышленной продукции с 49,4% в 1985г. до 90,2% в 2001г. и уменьшения в экспорте доли сырья, топлива и продуктов первичной обработки с 50,6% в 1985г. до 9,8% в 2001г. Доля электронного оборудования в китайском экспорте возросла с 5% в 1980г. до 30% в конце ХХ века. Доля КНР в мировом экспорте товаров достигла примерно 5,9%, а в мировом импорте товаров-5,3%. Благодаря осуществлению рыночных реформ и политики открытости внешнему миру, по совокупности экономической мощи Китай в 2002г. вышел на 6 место в мире. Среднегодовые темпы экономического роста с 1990г. по 2003г. составили 9,3%. По среднедушевому производству ВВП в 2003г. Китай занимал 110 место в мире- 1087 долл. США (средний показатель душевого ВВП по миру в целом в 2002г. составил 5080 долл. США). Китай по объему ВВП, по мнению китайских аналитиков, будет занимать в 2005г. 4 место в мире. По данным Китайской ассоциации производителей электробытовых товаров, Китай сейчас производит 24% стиральных машин в мире, 16% холодильников, 30% кондиционеров воздуха.

При этом в Китае производительность труда в 10 раз ниже, чем в развитых промышленных странах. Лишь 20% технологических процессов в промышленности соответствует мировому уровню 1970г.

В последние годы более 1млн. китайцев стали называться долларовыми миллионерами (да куань) и примерно 5% объявлены богатыми по китайским стандартам. В то же время, большинство граждан Китая до сих пор живет в переполненных городах и бедных деревеньках в нищенских условиях. В социальной стратификации Китая можно выделить 3 основные социальные группы: элита (небольшой политический и экономический правящий слой), более многочисленный средний слой и все расширяющийся слой маргинальных групп. Численность первого слоя - около 7 млн. человек или 1% занятого населения, среднего слоя- 80,2 млн. человек или 11,8% всех работающих.

В среднем же уровень потребления благ и услуг городских жителей Китая в абсолютном выражении практически вдвое превышает сельское. Согласно официальной статистике, среднегодовые доходы на человека в 2002г. составили в городе 7703 юаней (около 950 долл. США), в деревне- 2476 юаней (около 300 долл. США). Это говорит о том, что национальный доход на душу населения остается низким. В Китае минимум заработной платы составляет 210 юаней в месяц для Пекина, 130 юаней для Синьцзяна. А в приморских районах он колеблется от 210 до 320 юаней в месяц. На частных и индивидуальных предприятиях средняя заработная плата примерно в 1,5 раза выше, чем на государственных предприятиях, а на иностранных предприятиях в 2,8 раза выше средней заработной платы. По сведениям ООН, более 150 млн. китайцев живут в условиях бедности, имея на жизнь в день менее 1 долл. США /Родригес, 2004, с. 159/.

В настоящее время промышленный сектор Китая составляет примерно 8 млн. предприятий, из которых 114 тысяч - государственные 1,6 млн.- коллективные, около 6 млн.- индивидуальные, 70 тысяч - прочие. На долю государственных предприятий приходится 29% промышленной продукции, коллективных- 39%, индивидуальных- 16%, прочих- 18%.

В сельском хозяйстве доля полеводства в общей продукции аграрного сектора Китая снизилась с 80% на начало реформы (1978-1979гг.) до 58% в начале ХХІ века, скотоводства - увеличилась с 15 до 28,5%, рыболовства- с 1,6 до 10,3%. К началу 2005г. доля сельского населения составила примерно 67%, а была в 1978г. около 80%. В Китае семейным подрядом охвачено 95% всех крестьянских дворов. Сельское население Китая в настоящее время в значительной степени поглощается сельской промышленностью по производству строительных материалов, швейных изделий, обуви, различного типа фабрик и мастерских /Нысанбаев, 2005, с. 13/.

С начала 70-х годов начинается сближение позиций КНР и США на международной арене. В 1971г. представитель КНР занял место в ООН и начинается двусторонний зондаж перспектив двустороннего сотрудничества. В 1972г. состоялся первый в истории официальный визит президента США в Китай. Р.Никсон был принят всеми высшими китайскими руководителями. Особенно ярко стремление сотрудничать высказали «прагматики» во главе с Чжоу Эньлаем, надеявшиеся укрепить, таким образом, китайскую экономику, прежде всего промышленность. По итогам визита было подписано Шанхайское коммюнике, в котором стороны подчеркнули обоюдное стремление к дальнейшему продолжению диалога в различных областях.

В СССР и некоторых других социалистических странах этот шаг КНР был воспринят как дальнейшее отступление от идеалов социализма, еще один наглядный показатель «предательства» китайских лидеров. Однако Пекин продолжил свою новую линию.

В 1974г. китайским руководством была выдвинута «теория трех миров», обосновывавшая сближение КНР с США и другими западными державами тем, что якобы «американский империализм» уже не представляет для развивающихся стран такой опасности, как Советский Союз. Поэтому, по их мнению, народы всего мира должны блокироваться в борьбе именно с этим, «самым опасным», противником. Такая линия была определяющей во внешней политике КНР вплоть до конца 70-х годов.

В 1980-1981гг. в китайской политике закрепился явный крен в сторону Запада. На Запад была сделана ставка в объявленной в 1976г. программе модернизации страны. На взаимодействии с США и другими государствами западного лагеря строилась стратегия сдерживания СССР и его друзей в Кампучии, Афганистане, да и повсюду на земном шаре. В 1982г. в советско-китайских отношениях наметился, наконец, поворот к лучшему. Суть его заключалась в отказе от создания единого фронта против СССР, провозглашении курса на независимость и самостоятельность, невступление в альянсы с крупными державами, развитие отношений со всеми странами, включая СССР и США, на основе 5 принципов сосуществования. За период 1985-1988гг. в процессе советско-китайских отношений были достигнуты значительные результаты. В 1988г. были заключены важные соглашения о принципах создания и деятельности совместных предприятий и об установлении и развитии торгово-экономических связей между провинциями, городами КНР и союзными республиками, министерствами, ведомствами СССР. В обеих странах искали дополнительные резервы для углубления делового партнерства. После проведения советско-китайской рабочей встречи по Кампучии китайская сторона в 1988г. согласилась на визит в СССР министерства иностранных дел Цянь Цичэня. Министры иностранных дел обменялись визитами, и путь к встрече в верхах был открыт.

Становление и деятельность Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и ее институтов все более привлекает внимание экспертов и наблюдателей. Появление международной организации, членами которой являются две ядерные державы и две постоянных члена Совета безопасности ООН - КНР и Россия - событие в системе современных международных отношений Особый интерес к деятельности ШОС проявляется в различных странах Азиатского субконтинента, смежных с зоной, затронутой «шанхайским процессом».

После петербургского саммита ШОС в июне 2002г. ряд наблюдателей стали говорить о численном расширении организации и наиболее вероятными кандидатами называли Пакистан, Индию, Туркменистан, Иран и Монголию. Интерес государств Среднего Востока, Центральной и Южной Азии к этому объединению вполне объясним. С точки зрения геополитики, ШОС развивается не только как экономическая, но и как военно-политическая структура. Среди стран членов ШОС Россия проявляет заинтересованность в участии Индии, Пекин был бы не против участия в ШОС Пакистана. 23 сентября 2003г. в Пекине совет глав правительств Шанхайской организации сотрудничества утвердил программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества. Главы правительств стран - участниц ШОС поставили свои подписи под бюджетом Организации на 2004г. (3,8 млн. долл. США) и рядом других документов, завершающих организационное оформление ШОС.

15 января 2004г. в китайской столице официально начал работу Секретариат Шанхайской организации сотрудничества. На Секретариат была возложена координация деятельности «шестерки» по обеспечению безопасности в центрально - азиатском регионе и содействию торгово-экономическому сотрудничеству на пространстве ШОС.

Ташкентский саммит стран-членов ШОС 16-17 июня 2004г стал демонстрацией гибких подходов КНР и России к организации. В ходе встречи глав государств - членов ШОС была подписана Ташкентская декларация Шанхайской организации сотрудничества, в которой определены стратегические задачи ШОС на среднесрочный период. Основными результатами Ташкентского саммита глав государств - членов ШОС стали открытие РАТС и соглашения, способные активировать торгово-экономическое взаимодействие стран - участниц организации. КНР заявила, что выделяет своим партнерам по ШОС 900 млн. долл. США кредитов, пытаясь тем самым придать этой организации экономический импульс. Пользуясь конъюнктурой, КНР хочет использовать ШОС и для укрепления экономического влияния на регион. Китай подписал с Кыргызстаном, Таджикистаном, Казахстаном соглашения в области торговли, промышленности, строительства нефте- и газопроводов. По ряду прогнозов предполагается, что уже к 2010г. КНР будет импортировать до 170 млн. т нефти в год и четверть ее рассчитывает получать с региона Каспия.

Во внешнеполитическом плане КНР пытается играть самостоятельную роль в качестве крупнейшей региональной державы и как один из центров силы в будущем многополюсном мире. В этом китайское руководство поддерживает Россия, и весьма настороженно относятся США и их ближайшие союзники.

Таким образом, в этой главе рассмотрены основные изменения в экономическом, социальном, внутри- и внешнеполитическом развитии Китая. К чему пришел Китай?

8-11 октября 2005г. в Пекине состоялся V пленум 16-го созыва. В преддверии пленума Ху Цзиньтао поставил перед партией задачу построить «гармоничное общество», в котором будут устранены существующие перекосы, провоцирующие нестабильность. Принятые на пленуме предложения по новому пятилетнему плану предусматривают меры, призванные покончить с ростом «факторов дисгармонии». И главное в них обращено на проблему достижения социальной стабильности. Другими словами, Китай отходит от концепции Дэн Сяопина, предусматривающей «первоначальное обогащение части людей», активно поддерживаемой всеми поколениями китайских руководителей, и ориентирующуюся на концепцию Ху Цзиньтао, предусматривающую достижение всеобщего процветания и ориентированную, прежде всего на человека. В связи с этим ставится цель укрепить социальное обеспечение. Пленум особенно обратил внимание на необходимость безотлагательного решения проблемы несоответствия между существующим развитием в области экономики и слабым развитием социальной сферы.

О реформе политической системы говорится мало, что вполне объяснимо. Ни Ху Цзиньтао, ни Вэнь Цзябао, ни члены их команды к либералам не относятся. Безусловно, они сознают необходимость проведения политических реформ, но только как дополнение к экономическим преобразованиям. Наверное, такой подход в сегодняшних условиях Китая единственный. Либерализация политической жизни порождает ожидания, которые потом трудно удовлетворить. Именно поэтому пленум считает, что необходимо, исходя из требований построения гармоничного общества, базирующегося на демократии и управлении на основе законов, справедливости, искренности, полноценности жизни, спокойствии и порядке, гармонии человека и природы, правильно регулировать сложившиеся в новой обстановке противоречия внутри народа, по-настоящему разрешать наиболее актуальные, значимые для народных масс и непосредственно связанные с ними проблемы.

В общем, Китай ожидают интересные события. Но главная проблема в том, что мощнейшая китайская экономика проросла в экономики буквально всех стран, и если рухнет Китай, то мало никому не покажется.

Заключение

Итак, в данной работе представлен сложный исторический процесс развития Китая с 1949г. до современности. Были подробно раскрыты политические, социально-экономические, духовные особенности. Одна из целей, поставленных при написании предлагаемой дипломной работы, является сравнение двух периодов в истории Китая - в правление Мао Цзэдуна и после его смерти, которые разделены по двум главам. Необходимо выявить сходства и различия в них. В ходе исследования этого вопроса были сделаны некоторые выводы.

Во-первых, остановимся на сходствах. В период правление Мао Цзэдуна была провозглашена Китайская Народная Республика. До сегодняшнего дня Китай сохранил статус Народной Республики. Главенствующей партией остается Коммунистическая партия Китая. Партийно-государственная иерархия практически не изменилась. Она, как в парламентско-президентской республике, складывается следующим образом: 1) Генеральный секретарь правящей Компартии Китая, 2) председатель КНР, 3) председатель Постоянного комитета ВСНП, 4) глава правительства, 5) председатель Центрального военного совета. Имена могут меняться, но исторически сложившийся партийно-государственный механизм сдержек и противовесов остается. В Китае, как и во время Мао Цзэдуна, прослеживалось стремление к строительству социализма, так и сейчас в политическом устройстве наблюдаются элементы социалистического развития. Утопические идеи Мао Цзэдуна, проникнутые во все сферы жизни, оставили негативный след в жизни людей. Но в настоящее время у многих китайцев в отдельных районах столь огромной страны еще не угасла любовь, почитание и поклонение его идеям, принципам.

Во-вторых, имеют место некоторые различия. В современном Китае стали проводить политику, которая совершенно отличалась от маоистской. Стали вводить некоторые элементы капитализма. Например, в марте 2004г. на 2-ой сессии ВСНП 10-го созыва по предложению Компартии Китая в Конституцию КНР были внесены важные изменения, с которыми частная собственность была уравнена в правах с государственной. Теперь частная собственность может определенной частью включаться в состав коллективной и акционерной. Также важно отметить, что в Китае значительно наладились некоторые отрасли в экономике, о чем свидетельствуют факты, взятые из журналов. В международном отношении Китай также достиг значительных успехов. В отличие от политики Мао, которая характеризовалась как отказ от сотрудничества со странами с не социалистическим развитием, на сегодняшний день Китай взаимодействует с различными государствами. В частности, можно сказать о ШОС, куда входят в числе остальных стран США и Россия. Также можно сказать, что идеология не играет решающую роль в современном Китае, как во время правления Мао Цзэдуна.

Наконец, все сходства и различия говорят о том, что Китай многие традиции, принципы сохранил, но и перенял какие-то новшества и опыт других государств. Китай меняется, идет по своему пути и не желает останавливаться.

Да, Китай сумел обеспечить пока что продовольствием и одеждой свое растущее, крупнейшее в мире население (1 млрд.300 млн.) со своей дешевой продукцией легкой и радиотехнической промышленности он вышел на мировой рынок и продолжает укреплять на нем свои позиции, хотя внешнеторговое сальдо остается пока отрицательным; да, Китай -единственная страна социалистического лагеря, который смог добиться таких экономических достижений без ломки идеологии. Одновременно он же, вероятно и самый продвинувшийся вперед из их числа по освоенности рыночных методов хозяйствования. Что можно сказать о самих китайских реформах в целом? Коротко, это действительно кнут и пряник. Пряник - постоянное расширение прав в сфере ведения хозяйственной деятельности, приветствование привлечения новых технологий, а с другой стороны - неусыпный государственный контроль далеко не только в идеологической сфере. Редко где еще встретишь такое количество предпринимателей, торговцев, мелких и средних частных производителей, настолько спокойно мирящихся с государственной политикой весьма жестокого ограничения поляризации доходов, способной создать со временем могучий частномонополистический сектор экономики и взорвать идеологический каркас существующей в КНР социально-экономической системы. Китай, несмотря на его гигантские успехи в развитии экономики, остается для международного сообщества и международного коммунистического движения «вещью в себе». Ситуация в современном Китае, с одной стороны, это как «свет в окошке» для многих «продвинутых марксистов», а с другой стороны, для тех, кому лепят ярлык «ортодоксов», - она парадоксальным образом напоминает ту, которая предшествовала в 1991г. разрушению КПСС и СССР.

На новом витке истории роль локомотива истории перешла от разрушенного СССР к другим странам. Самая важная из них - современный Китай. Ему для развития нужна долгосрочная мирная и стабильная обстановка как в международном плане, так и в прилегающих к Китаю районах. Использует ли он эту возможность, выполнит ли он свое историческое предначертание?

А что будет в долговременной перспективе преобладать в задачах, решаемых китайскими коммунистами,- на этот вопрос ответ может дать только сама история, прежде всего история международного и коммунистического движения, в котором происходит сложное диалектическое переплетение и взаимодействие классового и национального аспектов. Как этот процесс повлияет на политику крупнейшей в мире коммунистической партии? И как она отзовется на эти импульсы? Этого мы не знаем. Похоже, что момент истины наступит ещё не скоро.

Литература

1. Анин Н. Трансформация связей //Азия и Африка сегодня, № 9, 1990.

2. Бажанов Е., Бажанова А. Стратегия развития деревни //Азия и Африка сегодня, № 5, 1989.

3. Бажанов Е. Конец большой размолвки //Азия и Африка сегодня, № 8, 1989.

4. Бурлацкий Ф.М. Мао Цзэ-дун «Наш коронный номер - это война, диктатура». М., 1976.

5. Воробьев М. КНР: политика, экономика, культура. М., 1988.

6. Гельбрас В.Г. Социально-политическая структура КНР, 50-60-е гг.М.: Наука, 1980.

7. Гельбрас В.Г.Некоторые черты политической борьбы в Китае //Народы Азии и Африки, № 3, 1969.

8. Гинзбургс Дж. Как в Америке смотрят на советско-китайское перемирие Азия и Африка, № 2, 1990.

9. Горбачева З. Свободный Китай. М., 1972.

10. Делюсин Л. Трудный путь к социализму // Азия и Африка сегодня, № 10, 1989.

11. Ефимов Г.В. Очерки по новой и новейшей истории Китая. М., 1979.

12. История Китая. /Под ред. А.В.Меликсетова/ МГУ, 2002.

13. История Китая с древнейших времен до наших дней./ Под ред. Л.Симоновской /. М., 1974.

14. Китай после культурной революции. / Под ред. В.В.Житняка/ М., 1979.

15. Капица М.С. КНР: 3 десятилетия-3 политики. М., 1979.

16. Китай: история в лицах и событиях. /Под ред. Л.В.Сидашенко/М.,1991.

17. КНР-политическая система. 100 вопросов и 100 ответов. / Под ред. Ю.Арсентьева/ М., 1990.

18. Куликов В.С. Китай о себе. М., 1989.

19. Кеворков В., Шаповалова А. И план, и рынок. //Азия и Африка сегодня, № 6, 1990.

20. Корягин Ю. Проблемы и противоречия индустриального развития КНР. М., 1974.

21. Кушумбаев С. «Шанхайский процесс»: путь к кооперативной модели региональной безопасности. //Саясат, № 7, 2005.

22. Меликсетов А.В. Победа китайской революции 1945-1949гг. М., Наука, 1989.

23. Морозов К. КНР - Краткий исторический очерк (1949-1979гг.). М.,1980.

24. Некрасов М. Основные вопросы современного Китая. М., 1988.

25. Новейшая история стран Азии и Африки. ХХ век. / Под ред. А.М. Родригеса/ Ч.2, М., 2004.

26. Нысанбаев Д. Выход казахстанских фирм на рынки КНР. // Саясат, № 8, 2005.

27. Портяков В.Я. Разработка в Китае концепции социалистического товарного хозяйства. // Проблемы Дальнего Востока, № 2, 1988.

28. Савельев А.Вопросы истории Китая. М., 1981.

29. Самтурова Е.Н., Медведев А.А. Китай. М., 1991.

30. «С большими деньгами, но на вторых ролях». // Известия, № 193, 9 октября 1993.

31. Султанов К., Бекбергенов С. Пробуждение гиганта: (очерки о китайских реформах).- А.: Казахстан, 1999.

32. Сыроежкин К. Другой Китай. //Континент, № 21, 2005.

33. Фицджеральд Ч.П. История Китая. М., 2004.

34. Фаминский И.П. Китай. М., 1992.

35. Федосимов О.Ф. Новейшая история Китая (1928-1949гг.). М., 1989.

36. Филиппенко Б.Китай в новое и новейшее время. М., 1981.

37. Яковлев М. Подходы к решению демографической проблемы. //Азия и Африка сегодня, № 10, 1990.

38. Яковлев М. 17 лет в Китае. М., 1981.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать