Международная политика СССР в решениях съездов КПСС в период застоя

Международная политика СССР в решениях съездов КПСС в период застоя

1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Курсовая работа

По Истории Советской Росси

Тема:

Международная политика СССР в решениях съездов КПСС в период застоя

Выполнил:

Фурсов Кирилл Константинович

студент И-208

Научный руководитель:

Прилукова Екатерина Григорьевна

доцент, к. филос. н.

Челябинск 2010 г

Содержание

Содержание

Введение

Глава I. Внешняя политика СССР в 1970-е, начало 1980-х годов

1.1 СССР и страны Запада

1.2 Региональные конфликты и афганская война

1.3 Внешняя политика СССР на рубеже десятилетий

Глава II. XXIV съезд КПСС и программа мира

Глава III. XXV съезд КПСС

3.1 Отношение СССР с социалистическими странами

3.2 Отношение СССР с освободившимися и развивающимися странами

3.3 Отношения с капиталистическими странами

Глава IV. XXVI съезд КПСС и его отличия от предыдущего съезда

4.1 Отношение с социалистическими странами

4.2 Отношения с освободившимися странами

4.3 Отношения с капиталистическими странами и борьба за мир

Заключение

Список литературы

Введение

Есть темы, которые лежат на поверхности, они хорошо известны всем немного интересующимся людьми. А есть темы, которые скрыты для неосведомлённого исследователя. Такой темой является мой анализ программных документов 24-26 съездов КПСС. Геополитика являлась запретной наукой в СССР. Поэтому исследование данной области не могло появиться сразу. Только после распада СССР табу на анализ подобных документов на родине был снят. За 20 лет можно точно определить, что эта тема не является самостоятельной, а входит в более крупный блок «Холодная война».

Среди иностранных исследователей большее значение брежневской внешней политике уделяет Джузеппе Боффа. Его работа называется «От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964-1994». Глава 2 называется «Биполярный мир». Именно она посвящена данной теме. Российские авторы Лавренков С. Я. и Попов И. М. посвятили книгу «Советский Союз в локальных войнах и конфликтах». Главы 12, 13, 14 повествуют об отношении СССР к Китаю, Африке и Польше в 1970-80-е годы. Существуют ещё десяток крупных работ, освещающих данную тему. Но подобной темы, которую я взял, никто отдельно не рассматривал.

Нашу страну называют страной с непредсказуемым прошлым. В современную посткоммунистическую эпоху на смену старым символам пришли новые. Но и старые и новые символы сливаются вместе в России. Советское прошлое вызывает в нас противоречивое отношение к нему. Сегодня на экранах телевизоров продолжается борьба между «хорошими» и «плохими», между сторонниками прошлого и настоящего. В тяжёлых спорах истории не удаётся выяснить однозначность прошлого.

Моя тема, затрагивающая эпизоды Холодной войны брежневского периода. В такой программе журналиста Леонида Млечина, как «Документальное кино» в его сериях «Маргарит Тэтчер. Женщина на войне», «Детство председателя Андропова», «Шестидневная война. Успех одноглазого министра», «Разбитый горшок президента Картера», «1973 год. Война миров» обсуждаются проблемы Холодной войны периода разрядки и застоя.

Актуальность данной работы происходит из того, чтобы разобраться в прошлом, понять его истинную суть. Большинство исторических расследований посвящено именно такой цели.

Моя работа касается решения 24, 25, 26 съездов КПСС. Зачем это нужно?

Геополитика - это наука, которая работает не только с практической частью, но и с теорией. А где искать её? Геополитики тогда официально в СССР не признавали. Когда, мы рассматриваем США, то мы анализируем разного рода доктрины, программы ФБР, Государственного Департамента, указы Президента США, речи президента и вице-президента. Какие документы подвергать анализу в случае с Советским периодом? После распада СССР и падения коммунизма, эта страница истории в области документов была очень быстро забыта. Но ведь любые решения - это решения власти того времени. Поэтому я решил взять решения съездов КПСС для геополитического анализа.

Сегодня в отношениях между некоторыми странами, когда происходят важные события, вспоминают прошлое. При заключении соглашения ОСВ-3 в Праге в мае 2010 года, вспоминали заключение соглашений между СССР и США в 1972 году ОСВ-1, и в 1979 году ОСВ-2. Когда обсуждается проблема союзников НАТО в Афганистане, вспоминают советский опыт борьбы в этой стране.

Целью данной работы является анализ решений XXIV, XXV, XXVI съездов КПСС. Для этого требуется сравнение этих документов между собой. Сравнение позволит увидеть изменения во внешнеполитической обстановке между СССР и другими странами, позволит показать важные стратегические направления международной деятельности СССР.

Задачи данной работы заключаются:

1. Обратиться к истории внешней политики СССР периода 70-х и начала 80-х годов;

2. Анализ решения XXIV съезда КПСС: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СССР. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КПСС. Программа Мира 1971 года;

3. Анализ решения XXV съезда КПСС: ПОЛОЖЕНИЕ В МИРЕ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КПСС;

4. Анализ решения XXVI съезда КПСС: ПОЛОЖЕНИЕ В МИРЕ

И МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КПСС;

5. Сравнение и анализ решений съездов КПСС, соответствие теории и практики.

Глава I. Внешняя политика СССР в 1970-е, начало 1980-х годов

История внешней политики СССР в эти годы делится на несколько частей: период разрядки напряжённости 1969-1979 годы, период обострения отношений 1979-1985 годы.

1.1 СССР и страны Запада

В сфере внешней политики начало 70-х гг. было отмечено радикальным поворотом в сторону реальной "разрядки" напряженности между Востоком и Западом. Он был вызван стабилизацией взаимоотношений Советского Союза с социалистическими странами (ранее приоритетное направление во внешней политике СССР) и наметившимися в конце 60-х гг. изменениями в позиции западноевропейских государств, заинтересованных в развитии экономического сотрудничества.

В 1966 г. Франция вышла из военных структур НАТО, и в этот же год состоялся визит французского президента Шарля де Голля в СССР, проходивший под лозунгом углубления советско-французских связей. Президент Франции заявил: "Франция намерена развивать сотрудничество с СССР, в частности, в политической области очень глубоко". Советско-французские встречи в верхах в 70-е гг. стали постоянным явлением: они происходили в 1970, 1971, дважды в 1973 г. и дважды в 1974 г.

Советский Союз посетили французские президенты Ж. Помпиду, Ж. д'Эстэн; Францию - Л. И. Брежнев, А. Н. Косыгин и другие ответственные лица. В результате был подписан ряд договоров в области атомной энергетики, космоса и связи (система цветного телевидения СЕКАМ 1965 г.). Еще раньше наладились прочные экономические связи СССР с Италией, результатом которых стало строительство в СССР фирмой "Фиат" автомобильного завода в городе Набережные Челны (1966). Советский Союз поставлял в Италию нефть и газ, обогащенный уран, в свою очередь, в СССР осуществлялись поставки труб большого диаметра.

Победа на выборах 1969 г. в ФРГ коалиции социал-демократов и свободных демократов привела к улучшению советско-германских взаимоотношений. 12 августа 1970 г. в Москве между СССР и ФРГ был подписан Договор об урегулировании территориальных вопросов, признававший границы всех государств в Европе, включая западную границу Польши по Одеру-Нейсе и границу между ГДР и ФРГ. В 1970-1973 гг. правительство В. Брандта подписало аналогичные договоры с Польшей, ГДР и Чехословакией. 3 сентября 1971 г. было подписано четырехстороннее соглашение СССР, США, Великобритании и Франции по Западному Берлину. Германский вопрос, долгое время наиболее острый во взаимоотношениях Востока и Запада, был в значительной степени разрешен.

Итогом мирного поступательного процесса в Европе стало Хельсинкское Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 3 июля - 1 августа 1975 г. В Хельсинки присутствовали представители 33 европейских государств, а также США и Канада. В Совещании приняли участие: генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, президент США Дж. Форд, президент Франции В. Жискар д'Эстэн, премьер-министр Великобритании Г. Вильсон, федеральный канцлер ФРГ Г. Шмидт, первый секретарь ЦК ПОРП Э. Терек; генеральный секретарь ЦК КПЧ, президент Чехословакии Г. Гусак, первый секретарь ЦК СЕПГ Э. Хонеккер; первый секретарь ЦК БКП, председатель Государственного совета НРБ T. Живков, первый секретарь ЦК ВСРП Я. Кадар; генеральный секретарь РКП, президент Румынии Н. Чаушеску; председатель СКЮ, президент Югославии И. Броз Тито и другие руководители государств-участников. В Декларации, принятой СБСЕ, провозглашалась незыблемость европейских границ, взаимный отказ от применения силы, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела стран-участниц, уважение прав человека и т. д.

На фоне сближения позиций СССР и западноевропейских держав в 70-е гг. происходит улучшение взаимоотношений Советского Союза и США, что позволило впоследствии назвать 70-е гг. периодом разрядки напряженности. В определенной степени это было вызвано сложившимся ядерным паритетом двух сверхдержав. Начало разрядке положил визит президента США Р. Никсона в Москву в мае 1972 г. Во время встречи американского президента с Л. И. Брежневым была достигнута договоренность о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Обе стороны в договоре признали, что в "ядерный век не существует иной основы для поддержания отношений между ними, кроме мирного сосуществования". В Москве был заключен и бессрочный договор о противоракетной обороне (ПРО), согласно которому стороны брали на себя обязательство иметь на вооружении не более 200 противоракет и по два района их базирования, включая столицы. В июне 1973 г. состоялся ответный визит Л. И. Брежнева в США, где было подписано Соглашение о предотвращении ядерной войны. Во время Вашингтонской встречи было заключено около двадцати соглашений о сотрудничестве в различных областях, в том числе о совместной космической программе "Союз-Аполлон" (реализованной в 1975 г.). Во время летней встречи 1974 г. в Крыму Р. Никсон и Л. И. Брежнев договорились об ограничении подземных испытаний, уменьшении численности ракет ПРО, а также о снижении вдвое систем ПРО, оставляя их только вокруг столиц. Несмотря на вынужденную отставку Никсона в августе 1974 г., встречи в верхах имели продолжение уже через несколько месяцев, когда в ноябре 1974 г. во Владивостоке встретились новый президент США Дж. Форд и Л. И. Брежнев. Прежние договоренности были подтверждены, и заявлено о дальнейшем ограничении ядерных средств. Углублению разрядки в последующий период помешали откровенная ставка США на новый тип вооружений (крылатые ракеты) и ошибочное решение Советского Союза о размещении в европейской части СССР ракет РСД-10 (СС-20 по натовской классификации) в 1977 г. Это был серьезный просчет советского руководства, который привел к обострению отношений со странами Западной Европы. В 1979 г. все же была достигнута договоренность о подписании нового договора ОСВ-2, но ввод советских войск в Афганистан привел к срыву ратификационного процесса, к новому витку напряженности в отношениях между СССР и США.

1.2 Региональные конфликты и афганская война

1960-е гг. обозначили переход от открытой конфронтации (Карибский кризис) двух сверхдержав к скрытому противостоянию в различных регионах мира, Советские военные специалисты принимали участие в ряде локальных войн на стороне Алжира (1962-1964), Йеменской Арабской Республики (1962-1963), Египта (1962-1974), Вьетнама (1965-1974), Сирии (1967-1973), Мозамбика (1967-1979), Анголы (1975-1979) и Эфиопии (1977-1990). Общие потери, без учета умерших от болезней и в результате несчастных случаев, советских воинов-интернационалистов составили 145 человек, 7 человек пропали без вести. Значительная часть военной поддержки СССР развивающимся странам оказывалась через посредничество социалистических союзников Советского Союза (Куба, Вьетнам).

Наибольшие масштабы приняла помощь СССР, пришедшему в 1978 г. к власти правительству Народно-демократической партии Афганистана (НДПА). 5 декабря 1978 г. между правительствами СССР и Афганистана был заключен Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, статья 4 которого предусматривала возможность предоставления военной помощи. Произошедший переворот в руководстве НДПА (октябрь 1979 г.), смерть прежнего главы государства Тараки и приход к власти Амина, проводившего репрессии в партии, усиление исламской оппозиции вынудили Советский Союз к принятию силового решения. С 25 декабря 1979 г. начался постепенный ввод в Афганистан отдельных частей 40-й армии. 27 декабря 1979 г. состоялся штурм дворца Амина и ввод основных подразделений на территорию соседней с Советским Союзом страны. Советскому руководству не удалось создать стабильного афганского правительства: новый руководитель Б. Кармаль держался только благодаря военной поддержке СССР. Задуманная единовременная акция превратилась в длительные широкомасштабные военные действия (1979-1989). Если при вводе войск (декабрь 1979 - февраль 1980 г.) потери составили 239 человек, то к апрелю 1985 г. они достигли уже почти 9 тыс., а всего за время военного конфликта - 14 453 убитых (в том числе 4 генерала), 417 попавших в плен или без вести пропавших, 53 753 раненых. Всего через Афганистан прошло около 620 тыс. человек, среднее количество войск составляло 80-104 тыс. солдат в различные периоды войны.

Ввод советских войск в Афганистан резко изменил отношение стран Запада к СССР. Многие прежние договоренности остались на бумаге. Московская Олимпиада-80 проходила в обстановке бойкота со стороны большинства капиталистических стран.

1.3 Внешняя политика СССР на рубеже десятилетий

После ввода советских войск в Афганистан международная атмосфера резко изменилась, вновь приобретая черты конфронтации. В этих условиях победу на президентских выборах в США одержал сторонник жесткого подхода к СССР Р. Рейган, называвший Советский Союз "империей зла". В США стали разрабатываться планы стратегической оборонной инициативы (СОИ), предусматривающей создание ядерного щита в космосе, получившей образное название планов "космических войн". В "Директивах в области обороны на 1984-1988 финансовые годы" США говорилось: "Надо направить военное соперничество с СССР в новые области и тем самым сделать бессмысленными все предыдущие советские расходы на оборону и сделать все советское оружие устаревшим". Советский Союз ежегодно будет вынужден тратить на космические программы около 10 млрд. рублей (72% военные программы). В СССР также стало известно о принятии на декабрьской (1979 г.) сессии Совета НАТО (за две недели до ввода войск в Афганистан) решения о размещении с ноября 1983 г. в Европе новых американских ядерных ракет средней дальности. В этих условиях СССР разместил в Чехословакии и ГДР ракеты среднего радиуса действия, которые были способны достигнуть европейских столиц в считанные минуты. В ответ НАТО стало разворачивать в Европе сеть американских ракет среднего радиуса действия, а также крылатые ракеты. В короткий период Европа оказалась перенасыщена ядерными средствами. Стремясь предотвратить дальнейшую эскалацию напряженности, Ю. В. Андропов пошел на уступки, предложив сократить количество советских ракет в европейской части СССР до уровня французских и британских ядерных средств, переместив остальные ракеты за Урал. Соглашаясь с возражениями об усилении напряженности в Азии, вследствие перемещения туда советских ракет, вывозимых из Европы, советское руководство заявило о готовности демонтировать излишек ракет. Одновременно Андропов приступил к урегулированию афганского вопроса, привлекая к процессу переговоров пакистанскую сторону. Снижение напряженности на афгано-пакистанской границе позволило бы Советскому Союзу сократить контингент советских войск в Афганистане и начать вывод войск. Инцидент со сбитым над территорией СССР 1 сентября 1983 г. южнокорейским пассажирским самолетом привел к свертыванию переговорного процесса. Советская сторона, отрицавшая некоторое время факт уничтожения лайнера (явно ведомого разведывательными службами США над военными объектами СССР), в глазах мировой общественности оказалась виновной в инциденте, унесшем 250 жизней пассажиров. Переговоры были прерваны.

Глава II. XXIV съезд КПСС и программа мира

Многие люди, которые касаются истории только в первый раз, этот период теоретических разработок международных отношений, больше всего вспоминают разрядку напряжённости и программу мира. К удивлению, стоит отметить, что в 1971 году, времени появления программы мира, она не являлась настолько доминирующей. Были и альтернативные направления. Работа съезда заключила положительное влияние социализма во всём мире, его расширение, усиление сотрудничества между странами коммунистического блока по каналам связи СЭВ-ОВД. Перед главой об этой программе идут главы:

1. «За дальнейшее развитие дружбы и сотрудничества социалистических стран»;

2. «Империализм - враг народов, общественного прогресса. Народы против империализма»;

3. «Борьба Советского Союза за мир и безопасность народов. Отпор империалистической политике агрессии».

Надо полагать из выше следующего, что международная программа СССР не должна представлять никаких иллюзий. Распространение социализма по всему земному шару предполагало исчезновение альтернативной политической системы. А такой системой был капитализм и империализм. СССР смешивал два этих понятия вместе, не видя между ними сущностных различий. Они главные враги. Как показали 1940-60-е годы, что долгие затяжные конфликты со странами Запада не привели к особым успехам. Поэтому методом борьбы в период сосуществования стран с различным общественным строем должно стать распространение идеи о мирном сосуществовании стран, и приверженности СССР принципов защиты мира. Так СССР планировал привлечь к себе стран - противников старой западной системы, и несведущих в отношении понимания смысла внутренней идеи мира со стороны СССР.

Программе мира уделяется всего две страницы в конце большой главы о международной политике СССР в составе третьей части. О чём это говорит? О незначительной роли этой идеи в политике СССР или о скрытом смысле практической реализации этих постулатов. В 1970-е годы Программа мира была, чуть ли не единственной, на которую обращало внимание советское телевидение в те годы в рамках теории советской международной политике. Как показала практика, имеет место несколько точек зрения. Программа мира сыграла своё решающее значение в политике разрядки напряжённости в середине 1970-х годов, но с другой стороны она не остановила существовавшие к тому времени конфликты и противоречия. В этом и заключается двоякость теории внешних отношений СССР, внешней политики к разным странам.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать