Международная политика СССР в решениях съездов КПСС в период застоя
p align="left">Вот как это описано в материалах съезда:

«Агрессивной политике империализма Советский Союз противопоставляет политику активной защиты мира и укрепления международной безопасности.

Главные направления этой политики хорошо известны. Наша партия, наше Советское государство в сотрудничестве с братскими странами социализма, с другими миролюбивыми государствами и при горячей поддержке многомиллионных народных масс во всем мире уже многие годы ведут борьбу на этих направлениях, отстаивая дело мира и дружбы между народами. Основные конкретные задачи такой борьбы в современной обстановке КПСС видит в следующем.

Первое.

-- Ликвидировать военные очаги в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке и содействовать политическому урегулированию в этих районах на основе уважения законных прав государств и народов, подвергшихся агрессии.

-- Давать немедленный и твердый отпор любым актам агрессии и международного произвола. Для этого должны в полной мере использоваться и возможности Организации Объединенных Наций.

-- Отказ от применения силы и угрозы ее применения для решения спорных вопросов должен стать законом международной жизни. Со своей стороны Советский Союз предлагает странам, которые разделяют этот подход, заключить соответствующие двусторонние или региональные договоры.

Второе.

-- Исходить из окончательного признания территориальных изменений, происшедших в Европе в результате второй мировой войны, осуществить коренной поворот к разрядке и миру на этом континенте, обеспечить созыв и успех общеевропейского совещания.

-- Сделать все для обеспечения коллективной безопасности в Европе. Мы подтверждаем совместно выраженную странами--участницами оборонительного Варшавского Договора готовность к одновременному аннулированию этого договора и Североатлантического союза или -- в качестве первого шага -- к ликвидации их военных организаций.

Третье.

-- Заключить договоры, ставящие под запрет ядерное, химическое, бактериологическое оружие.

-- Добиваться прекращения всюду и всеми испытаний ядерного оружия, включая подземные.

-- Содействовать созданию безъядерных зон в различных районах мира.

-- Мы выступаем за ядерное разоружение всех государств, обладающих ядерным оружием, за созыв в этих целях конференции пяти ядерных держав -- СССР, США, КНР, Франции, Англии.

Четвертое.

-- Активизировать борьбу за прекращение гонки вооружений всех видов. Мы высказываемся за созыв всемирной конференции для рассмотрения вопросов разоружения во всем их объеме.

-- Мы за ликвидацию иностранных военных баз. Мы выступаем за сокращение вооруженных сил и вооружений в районах, где военное противостояние особенно опасно, прежде всего -- в Центральной Европе.

-- Мы считаем целесообразной разработку мер, уменьшающих вероятность случайного возникновения или преднамеренной фабрикации военных инцидентов и их перерастания в международные кризисы, в войну.

Советский Союз готов договариваться о сокращении военных расходов, в первую очередь крупных государств.

Пятое.

-- Должны быть полностью претворены в жизнь решения ООН о ликвидации оставшихся колониальных режимов. Проявления расизма и апартеида подлежат всеобщему осуждению и бойкоту.

Шестое.

-- Советский Союз готов углублять отношения взаимовыгодного сотрудничества во всех областях с государствами, которые со своей стороны стремятся к этому. Наша страна готова участвовать совместно с другими заинтересованными государствами в решении таких проблем, как сохранение природной среды, освоение энергетических и других природных ресурсов, развитие транспорта и связи, предупреждение и ликвидация наиболее опасных и распространенных заболеваний, исследование и освоение космоса и Мирового океана.

Такова в основных чертах программа борьбы за мир и международное сотрудничество, за свободу и независимость народов, с которой выступает наша партия.

И мы заявляем, что, последовательно проводя политику мира и дружбы между народами, Советский Союз и впредь будет вести решительную борьбу против империализма, давать твердый отпор проискам и диверсиям агрессоров. Мы, как и прежде, будем неуклонно поддерживать борьбу народов за демократию, национальное освобождение и социализм.

Товарищи! Как видно из доложенного, минувшие пять лет были годами активной и напряженной деятельности нашей партии и государства в области международной политики.

Конечно, в международных делах не все зависит только от нас или от наших друзей. Не всюду мы двигались к намеченным целям так скоро, как хотелось бы. Ряд важных акций еще не доведен до конца, их значение проявится в полной мере позднее. Но общий баланс очевиден: за пять лет достигнуты большие результаты. Международное положение пашей Родины еще более окрепло, авторитет ее возрос, мирный труд советских людей надежно обеспечен». Нужно заметить прогрессивный подход СССР к пониманию международной жизни всего мира. СССР первым признал возможность изменения военно-стратегического соотношения стран НАТО-ОВД. Готовность к отказу от блоковой структуры видится в этом отношении реальным элементом Программы мира. СССР обратил внимание на недопустимость возникновения вооружённых конфликтов, на то, что возникают новые виды оружия такие, как бактериологическое. Ограничение ядерного оружия, ведения войны в море, на суше, в воздухе и космосе также затрагивали советскую сторону. Появление новых видов оружия заставило бы экономику СССР всё больше вкладывать в ВПК и привести к окончательному краху. Поэтому разрядка виделась в качестве спасительного момента для СССР. СССР продемонстрировал небывалую открытость. Но также заметил, что в понятие мира не входят агрессоры и империалисты. А подобное заявление сводит новую внешнюю политику СССР к минимуму потому, что любую страну с капиталистическим обществом в случае войны можно назвать агрессором и империалистом. СССР выдвинул неоспоримый тезис такой, как об уничтожении колониального режима. Этот пункт может оспаривать только метрополия, но и здесь моральная поддержка будет не на её стороне, особенно в условиях роста сопротивления в колониях.

Глава III. XXV съезд КПСС

Чтение исследователю-политологу стенографических отчётов разных съездов КПСС представляется очень лёгким из-за чёткой структуры стенографического отчёта. Чёткость и структурированность позволяют сделать быстрый анализ. Иерархичность - самая заметная черта доклада. Самое важное обычно ставят на первое место. Поэтому важность того или иного вопроса зависит от его положения по списку в докладе. Тем более, документ - это переработка самих выступлений. Здесь главная цель редактора - что преподнести, в каком порядке, а что следует умолчать или скрыть. Из принципа иерархии следует форма изложения. Эта форма - геополитические вопросы СССР по характеру значимости и влияния для СССР, расположенные по порядку.

В первой части доклада перечисляются фамилии присутствующих на съезде.

После руководства КПСС и региональных глав, в торжественной речи Михаил Суслов приветствует руководителей иностранных государств и руководителей коммунистических стран зарубежья в алфавитном порядке по странам:

1. «соратников по борьбе» - лидеров компартий Болгарии, Венгрии, Вьетнама, КНДР, Польши, ГДР, Монголии, Чехословакии, Румынии, Югославии;

2. «встреченные по-братски» - 54 представителя компартий, среди которых компартии Индии, США, Австралии, Швеции, Канады, Израиля, Великобритании, Сирии, Венесуэлы, Лаоса, Перу и т.д.;

3. «просто делегации» из 8 стран;

4. «делегации национально-демократических партий дружественных стран» - 21 партия т. к. Чили, Алжир, Ангола, Мозамбик и т. д.

Большая часть съезда посвящена обсуждению «Отчёта ЦК КПСС и очередных задач партии в области внутренней и внешней политики». В начале, слово даётся для доклада Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Ильичу Брежневу.

«В области внешней политики XXIV съезд выдвинул Программу мира. Главный смысл ее состоял в том, чтобы, опираясь на мощь, сплоченность и активность мирового социализма, на его крепнущий союз со всеми прогрессивными и миролюбивыми силами, добиться поворота в развитии международных отношений. Поворота от «холодной войны» к мирному сосуществованию государств с различным общественным строем. Поворота от напряженности, угрожавшей взрывом, к разрядке и нормальному взаимовыгодному сотрудничеству. Мы следовали наказу великого Ленина, который требовал: как можно больше решений и мер, «которые бы действительно вели к миру, если уже не говорить о полном устранении опасностей войны».

То, чего удалось добиться в этом отношении за последние пять лет, имеет поистине непреходящее значение. Сделано все возможное для обеспечения условий мирного строительства в нашей стране и в братских странах социализма, для мира и безопасности всех народов. Внешняя политика Страны Советов пользуется уважением и поддержкой многомиллионных народных масс во всем мире. И эту политику мы будем продолжать с удвоенной энергией, добиваясь обуздания сил войны и агрессии, упрочения всеобщего мира, обеспечения права народов на свободу, независимость и социальный прогресс».

3.1 Отношение СССР с социалистическими странами

Первой темой доклада являлось направление дальнейшего укрепления сотрудничества с социалистическими странами. Брежнев открыто произнёс:

«Пожалуй, не было такого заседания Политбюро, на котором мы не рассматривали бы те или иные вопросы, связанные с укреплением единства и развитием сотрудничества с братскими странами, упрочением наших общих международных позиций». Эта фраза свидетельствует об особой значимости стран социалистического лагеря. Внешняя политика вмешивается во внутреннюю потому, что власть вынуждена тратить на решение внешнеполитических проблем большое время. Также это говорит о том, что СССР заботит идея распространения социализма по миру, сохранения единства стран социалистического лагеря.

Выделяются несколько стран социализма:

1. Вьетнам. Было отмечено, что вьетнамский народ победил американских «империалистов» в упорной борьбе. Советский Союз одобрил социалистический выбор Вьетнама и поддерживает восстановление разрушенной страны после войны.

2. Свободу завоевали Лаос и Камбоджа. СССР положительно оценил проделанные шаги этих стран в сторону политической свободы.

3. Особо было отмечено увеличение доверия в Центральной Европе. За счёт взаимных договоров о признании границ между ГДР, ФРГ, Польшей и Чехословакией созданы предпосылки для добрососедского сотрудничества.

4. Куба продемонстрировала социалистическому сообществу новую конституцию, которая даёт возможность стране идти вперёд.

Стоит особо отметить новую конфигурацию социалистического содружества стран. Если раньше это были только страны Восточной Европы, Китай и Монголия, то на съезде звучит другая система братских социалистических стран: Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, КНДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия. В рамки друзей близкого круга входят такие страны неевропейского характера, как КНДР, Монголия, Вьетнам и Куба. Средство связи между этими странами есть единство коммунистических партий. Так видится оно советскому руководству. СССР подмечает в докладе больные геополитические точки: ГДР, Вьетнам и Куба. Этим странам Советский Союз уделяет большое внимание из-за срочных проблем. Также формируется всеобщность социалистической системы: Европа, Азия, Латинская Америка.

Единство партий подчёркивается для ведущих стран социализма. Встречи партийных лидеров на общих собраниях в Крыму, Будапеште и Варшаве говорят о тесном сотрудничестве. Ежегодные встречи руководства партий стран соцлагеря проводились вплоть до распада СССР и играли ключевую роль в соотнесении общей политики стран. Военное сотрудничество стран объединяется в ОВД, экономическое - посредством СЭВ, где СССР помогает братским странам строительством заводов, поставкой нефти и газа, увеличением товарооборота между странами. Были в докладе отмечены идеологические формы взаимодействия: частые встречи руководителей стран, сотрудничество СМИ, ведущая роль КПСС.

СССР не мог не обратить внимание на отношение с Китаем, страной социалистического развития. Китайский режим сравнивался с западными милитаристами, южноафриканскими расистами, фашистским режимом в Чили. В долгом течении ярко выраженного критического доклада в отношении Пекина, выводом стало то, что маоизм прямо враждебен марксизму-ленинизму. Но СССР всячески будет стремиться соблюдать решения 24 съезда КПСС, признавать за Китаем равноправие в отношениях с международным сообществом.

Отношения с Китаем разладились после смерти Сталина. Диктатура Мао Цзэдуна не понимала демократических новаций в СССР, считая СССР предателем, пошедшим на сговор с Западом.

Но Китаю для противостояния нужны были свои союзники, которых он нашёл в Румынии и Албании. Из этих стран наиболее верным союзником была Албания, вышедшая в 1962-1968 гг. из ОВД и СЭВ. Это связано с диктатурой Энвера Ходжи. Т. е. причиной возникновения такого союза стало укрепление личной власти руководителей стран и борьба с демократическими мерами в отношении власти. В 1972 году Китай посетил президент США Ричард Никсон, после чего между США и Китаем образовались дружеские связи. Удаление Китая от СССР привело к возникновению пограничных конфликтов, продлило период диктатуры Мао Цзэдуна, сохранило однопартийную структуру, привело страну к поиску новой экономической модели.

3.2 Отношение СССР с освободившимися и развивающимися странами

Следующей главой доклада стали отношения с освободившимися, развивающимися странами. Было отмечено то, что большая часть стран выбрала социалистический путь развития. В некоторых странах идёт классовая борьба, падение феодальных отношений. Было высказано недовольство по поводу поражения Индиры Ганди в Индии, смещением курса развития Египта.

«Или возьмите Народную Республику Ангола. Едва родившись, это прогрессивное государство стало объектом иностранной интервенции, это -- дело рук империализма и южноафриканских расистов -- заклятых врагов независимой Африки, а также тех, кто взял на себя неблаговидную роль их пособников. Поэтому борьба Анголы в защиту своей независимости встретила поддержку прогрессивных сил во всем мире, а успех этой борьбы стал еще одним свидетельством того, что стремление народов к свободе не сломить никому».

СССР выступает против вмешательства во внутренние дела других стран, но выступает за прогресс, демократию и национальную независимость стран. Было заявлено также то, что Советский Союз не ищет выгод, политического господства, концессий, военных баз в других странах.

Но подобные слова не соответствуют действительности. После 25 съезда 1976 года в декабре 1979 года СССР ввёл ограниченный контингент в Афганистан, что является грубым вмешательством во внутренние дела этой страны. СССР не строил военных баз за рубежом, но скрывал секретные базы в Африке, Юго-Восточной Азии. Дружественные страны предоставляли морские порты для беспрепятственного захождения ВМФ СССР.

Особо выделяются арабские страны и организации (в порядке приоритета):

1. Сирия;

2. Ирак;

3. Алжир;

4. Народно-Демократическая Республика Йемен;

5. Организация Освобождения Палестины (ООП).

Особо был отмечен заключённый между СССР и Ираком Договор о дружбе и сотрудничестве. В отношениях с арабскими странами происходит процесс взаимодействия обоих сторон. СССР поддерживает арабские страны в борьбе против израильской агрессии. Советская сторона видит возможность урегулирования этого конфликта совместно с США, Великобританией и Францией. Безопасность поставлена во главу угла в этом регионе. Также было сказано о важности разрешённого индо-пакистанского конфликта 1971 года. Отмечена важность победы народов Островов Зелёного Мыса, Гвинеи-Бисау, Мозамбика, Анголы. СССР расширил контакты с Гвинеей, Нигерией, Сомали, Конго.

Африка не является стратегическим континентом. Важными ресурсами здесь являются полезные ископаемые. СССР использовал идею борьбы за независимость стран Африки и Азии для увеличения своего влияния в этом регионе. В условиях борьбы с Западом, африканские базы имели стратегическое значение. Строительство заводов, поставка техники, военного контингента, кредиты - всё это было потрачено впустую. После распада СССР более сильные юридические соглашения о кредитах стали пустыми, у бедных стран не было возможности платить.

3.3 Отношения с капиталистическими странами

Третий большой блок посвящён отношениям со странами капитализма.

Основной курс отношений - разрядка. Основная причина разрядки с точки зрения советской стороны - переход к паритету военно-стратегических соотношений. Основа отношений с Западом - ленинский принцип мирного сосуществования и Программа Мира 1971 года.

Приоритет в европейских отношениях СССР отводил:

1. Франции;

2. ФРГ;

3. Великобритании;

4. Италии;

5. Финляндии;

6. Австрии;

7. Бельгии;

8. Португалия;

9. Греция.

Стоит обратить внимание, что в этой главе каждый пункт, выдвинутый на съезде, пропускается через Программу мира. Отказ ФРГ от старой границы в пользу границы по Одеру-Нейсе, признание самостоятельного статуса Западного Берлина. Тезис о признании и нерушимости послевоенных границ вошёл не только в материалы съезда, но и в Заключительное соглашение Совета по Безопасности и Сотрудничеству в Европе в Хельсинки в 1975 году. Основным следствие этого стало упрочение мира в Европе, сотрудничеству в науке, технике, экономике, культуре, информации между государствами. Советская сторона обращает внимание на проблемы. Одна из них - вопрос разрешения территориальных споров на Кипре. Основной принцип решения такого вопроса - учёт интересов обеих конфликтующих сторон - греческой и турецкой общины.

Но самыми важными и решающими отношениями СССР называет отношения с США. Улучшение связей с США ведёт к улучшению всего международного «климата». Встречи с президентом Никсоном в Москве и Вашингтоне и Фордом во Владивостоке позволило выйти двум странам на равноправные связи. Заключение договоров по ограничению стратегических вооружений делает взаимовыгодным сотрудничество двух стран и уменьшает возможность ядерной войны. Советская сторона обращает внимание на то, что США пытаются решать конфликты не бряцанием оружия, а с помощью переговоров. Усилились контакты двух стран по связи между парламентами СССР и США, через культурные мероприятия. Но СССР обращает внимание на то, что внутри страны есть круги, которые сопротивляются разрядке, улучшению отношений с СССР, прекращению гонки вооружений. СССР выступает против торговых ограничений в виде поправки Джексона-Веника. В целом курс СССР состоит в сотрудничестве с США.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать