Программно-методическое обеспечение спецкурса
3
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Курский Государственный университет
«СОГЛАСОВАНО» председатель Учебно-методического совета ________________________ «_____» ______________________ 200 __ г. | «УТВЕРЖДАЮ» Зам.директора по учебно-методической и воспитательной работе _________________________ «_____» ______________________ 200 __ г. М.П. |
Факультет | исторический | |
Кафедра | Всеобщей истории | |
Рабочая программа по дисциплине | Ценностные ориентации и образ жизни представителей различных слоев английского общества в конце XVII - XVIII вв. | |
Специальность | история | |
Отделение | Новая и новейшая история | |
Количество часов в трудоемкости | 64 | |
в том числе лекций | 16 | |
семинарских и практических занятий | 16 | |
самостоятельная работа | 32 | |
Итоговый контроль | зачет |
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры _______________________________________ от «______» ___________________ 200 ___ г. Протокол № ___________________________ Зав.кафедрой ___________________________ | Декан факультета ____________________________________ «____» ______________________ 200 __ г. |
Программа разработана на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ по специальности 020700 в соответствии с требованиями рабочего учебного плана специальности 020700, утвержденного ректором Курского Государственного университета Гвоздевым В. В.
Рабочая программа разработана (составлена) ст. преп. Свинцовой Н. В.
(Степень, должность, Ф.И.О.)
и представлена на рассмотрение ______________________________________
дата
Подпись автора (составителя) ___________________________________
Пояснительная записка
Рабочая программа спецкурса «Ценностные ориентации и образ жизни представителей различных слоев английского общества в конце XVII - XVIII вв.» является дисциплиной по выбору для студентов 4 курса, обучающихся по специальности 020700 - история. Изучение данного курса предполагает, что предварительно студентами были освоены такие базовые курсы, как новая история Европы и Америки, культурология, политология, социология, правоведение.
Курс «Ценностные ориентации и образ жизни представителей различных слоев английского общества в конце XVII - XVIII вв.» содержательно связан с такими спецкурсами, как история мировой и отечественной культуры, история политических учений.
Содержание курса разработано на основе материалов Государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования по специальности 020700 - история.
Назначение курса состоит в том, чтобы, опираясь на потребности, интересы, ориентации студентов в области высшего исторического образования, на предшествующий опыт изучения предметов гуманитарно-экономического и общепрофессионального блока содействовать формированию профессиональной культуры будущих историков, овладению основными понятиями и методологией социально-структурной региональной истории.
Образовательная цель курса включает в себя овладение студентами
Знаниями:
об основных ценностных ориентациях представителей различных слоев английского общества в конце XVII - XVIII вв.;
о характерных чертах образа жизни различных групп английского общества;
о политическом и экономическом положении типичных представителей общественных слоев, обладающих различным статусом;
об особенностях трансформации духовно-нравственного мира англичан в указанный период;
об основных элементах социальной структуры и их эволюции в Англии указанного периода.
Умениями и навыками:
характеризовать культурные процессы в их конкретно-историческом своеобразии, культуру личности и межличностных отношений;
анализировать соотношение традиций и инноваций в культуре, приобретение навыков и качеств культурной коммуникации и диалога.
планировать собственную исследовательскую деятельность, ориентироваться в специальной литературе;
применять и использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства ЭВМ для подготовки методических материалов;
наблюдать, сравнивать, анализировать и систематизировать исторические факты и явления, понимать внутреннюю связь между явлениями, аргументировать выводы;
устанавливать обратные связи, оценивать полученные результаты, анализировать достижения и недостатки профессиональных действий.
Организационно - педагогической целью курса является создание условий для успешного овладения студентами основными понятиями региональной социально-структурной истории и навыками анализа конкретных исторических явлений и процессов.
Образовательные задачи курса:
Формирование у будущих историков базовой системы знаний об обществе как целостно развивающейся системе, общественно-политической структуре Англии эпохи Просвещения, образе жизни и ценностно-идеологической системе англичан в рассматриваемый период;
Актуализация формирования и развития системы профессиональных умений и навыков в области социально-структурной региональной истории.
Основные идеи курса:
· Культурно-историческая обусловленность мировоззрения и образа жизни;
· Взаимосвязь ценностных ориентаций с такими конкретными условиями общества, как социально-политическое устройство, структура экономики, возможности социальной мобильности и социально-культурных коммуникаций;
· Взаимосвязь исторического опыта Англии с современными тенденциями европейского общественного развития;
В структуру курса входят два взаимосвязанных блока: «Социально-политическое положение Англии эпохи Просвещения» и «Мировоззрение и образ жизни англичан в конце XVII - XVIII вв.». Различные блоки знаний интегрированы на основе системно-структурного подхода и обеспечивают методологические, теоретические и междисциплинарные основы курса. Материал курса ориентирован также на образование историка как субъекта профессиональной деятельности, на стимулирование потребности в научно-исследовательском совершенствовании и формировании у студентов целостной профессиональной позиции.
Целостность курса обеспечивается единством и взаимодополняемостью информационного материала, предлагаемого преподавателем в лекционном курсе, и материала, осваиваемого студентами в режиме диалога через семинарско - практические занятия, и в ходе самостоятельной работы студентов. Семинарско - практические занятия проводятся с целью углубленной переработки научных аспектов курса в его содержательно-целевом, организационно-процессуальном и операционально-технологическом аспектах. Они включают дискуссии, коллоквиумы и практические задания.
Изучение курса в восьмом семестре заканчивается зачетом.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Организационные формы обучения и виды учебной работы | Всего часов | Семестры | ||||
Аудиторные занятия | 32 | 32 | ||||
Лекции | 16 | 16 | ||||
Семинары | 16 | 16 | ||||
Практические занятия | ||||||
Лабораторные работы | ||||||
Другие виды аудиторных занятий | ||||||
Самостоятельная работа | 32 | 32 | ||||
Курсовая работа или проект | ||||||
Контрольная работа | ||||||
Другие виды самостоятельной работы | ||||||
Итоговый контроль (зачет) | ||||||
Общая трудоёмкость дисциплины | 64 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего | Лекций | Семинар | Сам раб. | |
1. | Предмет и задачи курса | 2 | 2 | |||
2. | Социально - политическое устройство Англии 1688-1789 гг. | 14 | 2 | 4 | 8 | |
3. | Ценностные ориентации и образ жизни элиты английского общества в 1688-1789 гг. | 16 | 4 | 4 | 8 | |
4. | Средний класс в Англии 1688-1789 гг. | 16 | 4 | 4 | 8 | |
5. | «Низы» английского общества 1688-1789 гг. | 16 | 4 | 4 | 8 | |
ИТОГО: | 64 | 16 | 16 | 32 |
Содержание курсаТема 1. Предмет и задачи курса.Мировоззрение и образ жизни как проблема социально-структурной региональной истории. Основные методологические подходы к изучению ценностных ориентаций и стилей жизни. Междисциплинарные связи курса. Проблема исследования ценностных ориентаций в отечественной и зарубежной исторической науке.
Тема 2. Социально - политическое устройство Англии 1688-1789 гг.
Место Англии в структуре европейской цивилизации. Концепция естественных прав человека и автономии личности, правового государства и гражданского общества.
Общая характеристика британской конституции. Государственно-территориальное устройство Великобритании. Монарх в Великобритании: порядок престолонаследия, полномочия. Парламент Великобритании: общая характеристика, структура. Феномен конституционной монархии и его истолкование в трудах английских мыслителей эпохи Просвещения (Г. Болингброк, Д. Толанд, А.Шефтсбери и др.)
Партийное развитие: формирование двухпартийной системы, идеология и состав формирующихся партий тори и виги.
Роль элиты в государственном управлении.
Тема 3. Ценностные ориентации и образ жизни элиты английского общества в 1688-1789 гг.
Английское дворянство как социокультурный феномен. Трансформация состава элиты. Оформление общей системы ценностей: корпоративная дворянская идеология и ее изменение; гендерные стереотипы, семейно-брачные отношения и сексуальная мораль. Досуговая культура и игровые стереотипы. Образ жизни элиты, внешняя атрибутика и символика. Художественная культура как отражение стиля жизни и ценностей элиты.
Тема 4. Средний класс в Англии 1688-1789 гг.
Оформление английских предпринимателей как отдельного социального слоя. Социально-политическое положение предпринимателей, основные виды деятельности. Промышленный переворот и расширение сфер деятельности предпринимателей. Формирование предпринимательской системы ценностей и стиля жизни, копирование атрибутов аристократического образа жизни.
Лица «свободных профессий»: состав, статус, базовые мировоззренческие установки.
Англиканская церковь как одна из основ мировоззрения англичан. Социальное положение и образ жизни служителей культа.
Тема 5. «Низы» английского общества 1688-1789 гг.
Трансформация структуры сельского населения Англии. Анализ изменений в традиционной патриархальной системе ценностей: усиление влияния предпринимательских идеалов.
Классификация наемных работников: виды деятельности, статус, базовые ценности. Формирование идеологии класса наемных работников: идеалы равенства, трудолюбия, вера в «справедливое распределение» материальных благ.
Проблема бедности, роста преступности в Англии эпохи Просвещения. Классификация маргинальных слоев. Способы борьбы с бедностью и преступностью: работные дома, их виды и функции; зарождение государственной социальной политики и законодательство о бедных, социальные проекты Г. Филдинга, Д. Мэсси, Б. Мандевиля. Организованные преступные сообщества в Англии: попытки классификации ( Д. Дефо, Р. Гей, Г. Филдинг и др.). Материалы уголовных дел тюрем Ньюгет и Олд Бэйли как исторический источник.
Семинарские занятия
Семинар 1. Социально - политическое устройство Англии 1688-1789 гг.
Цель занятия: проанализировать социально-политическое устройство Англии 1688-1789 гг.
Студент должен знать:
· Содержание теорий естественных прав человека и автономии личности, общественного договора и правового государства;
· Общую характеристику британской конституции, основы деятельности органов государственной деятельности;
· Содержание основных концепций конституционной монархии;
· Роль различных общественных слоев Англии в политико-государственном управлении.
Студент должен обладать умениями и навыками:
· планировать собственную исследовательскую деятельность, ориентироваться в специальной литературе;
· наблюдать, сравнивать, анализировать и систематизировать исторические факты и явления, понимать внутреннюю связь между явлениями, аргументировать выводы.
Вопросы для обсуждения:
1. Место Англии в структуре европейской цивилизации.
2. Концепции естественных прав человека, общественного договора и правового государства в трудах просветителей.
3. Общая характеристика британской конституции:
· Государственно-территориальное устройство Великобритании.
· Монарх в Великобритании: порядок престолонаследия, полномочия. Парламент Великобритании: общая характеристика, структура.
· Партийное развитие: формирование двухпартийной системы, идеология и состав формирующихся партий тори и виги.
4. Феномен конституционной монархии и его истолкование в трудах английских мыслителей эпохи Просвещения (Г. Болингброк, Д. Толанд, А.Шефтсбери и др.).
5. Роль различных общественных слоев Англии в политико-государственном управлении.
Задания для самостоятельной работы:
1. Подготовить реферат на тему: «Концепции конституционной монархии в творчестве английских просветителей» ( по выбору студента).
Обязательная литература
1. Всемирная история; В 24 т. Т.15.Эпоха Просвещения // Бадах А. Н., Войнич И. Е., Волчек Н. М. и др. Минск: Литература, 1996.
2. Татаринова К.Н. Очерки по истории Англии. 1640 - 1815 гг. М.: ИМО, 1958. 455 с.
3.
Дополнительная литература
1. Айзенштат М. П. Великобритания Нового времени. Политическая история. М., 2002.
2. Айзенштат М. П. Политические организации Британии в последней трети XVIII в // Всеобщая история: современные исследования.
3. Английское свободомыслие: Д. Локк, Д. Толанд, А. Коллинз. Пер. с англ. М.: Мысль, 1981. 301 с.
4. Барг М. А., Авдеева К. Д. От Макиавелли до Юма: становление историзма. М.:ИВИ РАН, 1998. 307 с.
5. Барлова Ю. Е. «Гнилые местечки» в истории Англии // Вопросы истории. 2001. № 8. С. 150 -155.
6. Бокль Г. История цивилизации в Англии. СПб.: типография газеты «Новости», 1895. 146 с.
7. Болингброк. Письма об изучении и пользе истории. Пер. с англ. М.: Наука, 1978. 360 с.