Программно-методическое обеспечение спецкурса
p align="left">8. Виноградов К. Б. Очерки английской историографии нового и новейшего времени. Л.: ЛГУ, 1975. 224 с.

9. Виппер Р.Ю. История нового времени. Киев. 1997.

10. Вольтер Ф. М. Важное исследование милорда Болингброка. // Соч. в 3 Т. Т. 3. С. 239-284.

11. Доброва Е. А. Теория разделения властей в Англии эпохи Просвещения // Вопросы истории, 1984. № 4. С. 172 - 176.

12. История государства и права зарубежных стран. // Под ред. Н. Д. Крашенинниковой. Ч. 1. М.: Норма - Инфра, 1999. 624 с.

13. Козлов А.Е. Конституционное право. - М., Бек, 1996.

14. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Том 1, 2. Общая часть / Отв. ред. Б.А. Страшун. - М., Бек, 1998/1999.

15. Корсаков К.Н. История Великобритании. М. 1997.

16. Кравченко Г. Н. Консервативная идеология в Англии в конце XVIII века. Кировоград: Имэкс, 2002. 354 с.

17. Краткая история Англии: пособие для старшеклассников // Адамчик В. В., Адамчик М. В., Бадах А. Н. и др. Минск: Харвест, 2003. 418 с.

18. Лабутина Т. Л. «Консерватор» Свифт и «реформатор» Дефо // Вопросы истории, 1995, №11-12. С. 39-48.

19. Лабутина Т. Л. Идейное наследие английского Просвещения в творчестве энциклопедистов Франции. // Человек эпохи Просвещения. М., 1999. С. 31-43.

20. Лабутина Т. Л. Политическая мысль раннего английского Просвещения // Вопросы истории. 1991. № 9 - 10. С. 45-53.

21. Лабутина Т. Л. Теория конституционной монархии в раннем английском Просвещении // Монархия и народовластие в культуре Просвещения. М. : Наука, 1995. С. 74-94.

22. Лабутина Т. Л. У истоков современной демократии. Политическая мысль Английского Просвещения (1689 - 1714). М.: Ирис-пресс, 1995. 304 с.

23. Локк Д. Избранные философские произведения. В 2 Т. Т.2. М.: изд-во социально - экономической литературы, 1960. 532 с.

24. Мандевиль Б. Басня о пчелах. Пер. С англ. М., 1974. 264 с.

25. Мееровский Б. В. Английский материализм XVIII в // Английские материалисты XVIII в. В 3 Т. М.: Мысль, 1967. Т. 1.

26. Мирошников И. В. Великобритания от Георга I до королевы Виктории (1714-1901). Воронеж: ВГУ, 1998. 38 с.

27. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М., 1999.

28. Остапенко Г. С. Британские монархи от Эдуарда VIII до Елизаветы II // Новая и новейшая история. 2000. № 6. С. 176 - 183.

29. Просветительское движение в Англии. Под ред. Н. М. Мещеряковой. М.: МГУ, 1991. 445 с.

30. Семенов С. Б. Между монархией и республикой: радикальный выбор XVIII в. // Монархия и народовластие в культуре Просвещения. М.: Наука, 1995. С. 103-112.

31. Смит А. Теория нравственных чувств. Пер. с англ. М.: Республика, 1997. 351 с.

32. Честерфилд. Письма к сыну. Максимы. Характеры. М.: Наука, 1978. 351 с.

33. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М., Юристъ, 1999.

34. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Практикум. - М., Юристъ, 1999.

35. Шарифжанов И. И. Английская историография XX в. Основные теоретико - методологические тенденции, школы и направления. Казань: КГУ, 2004. 240 с.

36. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Пер. с англ. М.: Канон, 1995. Т.1 - 282 с., Т. 2 - 416 с.

37. Яковлев Н.Н. Европа накануне Семилетней войны. М. 1997.

Рекомендуемые интернет-ресурсы

1. Institute of European and Comparative Law // www.iecl.ox.ac.uk

2. International Law and Comparative Law // jurist.law.pitt.edu
Oxford University Comparative Law // ouclf.iuscomp.org

3. Журнал Европейского делового права // www.wkap.nl/journalhome.htm/0959-6941

4. Журнал Обзор европейского частного права // www.wkap.nl/jrnltoc.htm/0928-9801

Семинар 2. Ценностные ориентации и образ жизни элиты английского общества в 1688-1789 гг.

Цель занятия: проанализировать место элиты в социальной структуре; особенности мировоззрения и образа жизни представителей элиты.

Студент должен знать:

· Состав элиты английского общества эпохи Просвещения, ее социально-экономическое и политическое положение;

· Особенности мировоззрения и образа жизни представителей элиты

Студент должен обладать умениями и навыками:

· характеризовать культурные процессы в их конкретно-историческом своеобразии, культуру личности и межличностных отношений;

· анализировать соотношение традиций и инноваций в культуре, приобретение навыков и качеств культурной коммуникации и диалога.

· планировать собственную исследовательскую деятельность, ориентироваться в специальной литературе;

· применять и использовать сервисные программы и инструментальные средства ЭВМ для подготовки к занятию;

· наблюдать, сравнивать, анализировать и систематизировать исторические факты и явления, понимать внутреннюю связь между явлениями, аргументировать выводы;

· устанавливать обратные связи, оценивать полученные результаты, анализировать достижения и недостатки профессиональных действий.

Вопросы для обсуждения:

1. Английское дворянство как социокультурный феномен. Трансформация состава элиты.

2. Оформление общей системы ценностей: корпоративная дворянская идеология и ее изменение; гендерные стереотипы, семейно-брачные отношения и сексуальная мораль.

3. Досуговая культура и игровые стереотипы. Образ жизни элиты, внешняя атрибутика и символика.

4. Художественная культура как отражение стиля жизни и ценностей элиты.

Задания для самостоятельной работы:

Подготовить доклад об отражении внешних атрибутов элитарного образа жизни Англии эпохи Просвещения в художественных произведениях.

Обязательная литература

1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV - XVIII веков. Пер. с фр. В 3 т. М.: Прогресс, 1986. Т. 1. Структуры повседневности. М.: Прогресс, 1986. 622 с.; Т. 2. Игры обмена. М.: Прогресс, 1988. 632 с.

2. История Европы. // Под ред. Ш. Дюпона. Пер. с фр. М.: Владос, 1996. 486 с.

3. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. 1870-1917. М. 1987.

4. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: исследования по истории морали. Пер. с польск. М.: Прогресс,1987. 528 с.

5. Тревельян Дж. Социальная история Англии. Пер. с англ. М.: Иностр. Литер., 1959. 586 с.

6. Тревельян Дж. История Англии от Чосера до королевы Виктории. Пер. с англ. Смоленск: Русич, 2001. 624 с..

Дополнительная литература

1. Алентьева Т. В. Культура Западной Европы. XVIII век. Курск, КГПУ, 2002. 496 с.

2. Английские художники от Хогарта до Тернера. М.: Изобразительное искусство, 1966. 64 с.

3. Англия в памфлете: Англ. публицист. Проза нач.XVIII века. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. 528 с.

4. Герман М. Ю. Хогарт. М.: Молодая гвардия, 1971. 208 с.

5. Голдсмит О. Векфилдский священник. Пер. с англ. М.: Иностр. Литер., 1959. 196 с.

6. Голдсмит О. Избранное. Стихи. Векфилдский священник. Пер. с англ. М.: Худож. Литер., 1978. 302 с..

7. Дефо Д. Молль Флендерс. Роксана. Пер. с англ. Челябинск: Интер, 1992. 486 с.

8. Дефо Д. Робинзон Крузо. Пер. с англ. М.: Правда, 1981. 306 с.

9. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. 2: Северное Возрождение; страны Западной Европы XVII и XVIII веков; Россия XVIII века. М.: Искусство, 1989. 318 с.

10. Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966;

11. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII-XX вв.). М. 1997.

12. Кинелев В. Г. , Миронов В. Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. М.: Владос,1998. 520 с.

13. Лабутина Т. Л. Ранние английские просветители о роли и месте женщин в обществе // Вопросы истории. 1997. №6.С.14-27.

14. Лабутина Т.Л. Воспитание и образование англичанки в XVII веке. Спб., 2001.

15. Лившиц Н., Зернов Б., Воронихина Л. Искусство XVIII века. М.: Искусство, 1966. 480 с.

16. Манхейм К. Эссе о социологии культуры // Манхейм К. Избранное: Социология культуры. Пер. с англ. М.-Спб., 2000. С. 167-222.

17. Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. В 7 т. М.: Искусство, 1966. Т. 3. 503 с.

18. Михальская Н.П., Аникин Г.В. История английской литературы. М., 1975.

19. Роджерс П. Генри Филдинг. Биография. Пер. с англ. М.: Радуга, 1984. 208 с.

20. Свифт Дж. Дневник для Стеллы. Пер. с англ. М.: Наука, 1981. 623 с.

21. Свифт Дж. Избранное. Пер. С англ. Л.: Худож. Литер., 1987. 446 с.

22. Свифт Дж. Путешествия Гулливера. Пер. с англ. М.: Худож. Литер., 1982. 364 с.

23. Смит А. Теория нравственных чувств. Пер. с англ. М.: Республика, 1997. 351 с.

24. Смоллет Т. Приключения Родрика Рендома. Пер. с англ. М.: Гослитиздат, 1949. 550 с.

25. Смоллетт Т. Путешествие Хамфри Клинкера. Пер с англ. М.: Правда, 1983. 440 с.

26. Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена. Пер. с англ. М. - Л.: Худ. Лит., 1949. 693 с.

27. Тэн Г. Развитие политической и гражданской свободы в Англии в связи с развитием литературы. Пер. с фр. СПб.: типография товарищества «Общественная польза», 1871. Кн.1. 281 с.

28. Уоллер М. Лондон. 1700 год. Пер. с англ. Смоленск: Русич, 2003. 384 с.

29. Филдинг Г. Избранные сочинения. Пер. с англ. М.: Худож. Литер., 1989. 686 с.

30. Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша. Пер. с англ. В 2 ч. М.: Правда, 1982. Ч. 1 - 512 с., Ч. 2 - 486 с.; Фильдинг Г. История Тома Джонса, найденыша. Пер. с англ. М.: Худож. Литер., 1973. 686 с.

31. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Галантный век. Пер. с нем. М.: Республика, 1994. 316 с.; Фукс Э. История нравов. Пер. с нем. Смоленск: Русич, 2002. 624 с.

32. Хатчесон Ф. и др. Эстетика. Пер. с англ. М.: Искусство, 1973. 479 с.

33. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. Пер. с голл. М.: Прогресс, 1992. 464 с.

34. Хобсбаум Э. Век революции. Европа 1789 - 1848. Пер. с англ. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 480 с.

35. Хрестоматия по зарубежной литературе XVIII века. // Под ред. Пуришева Б. И. М.: Высшая школа, 1973. Т.1 - 447 с., Т. 2 - 446 с.

36. Шеридан Р. Б. Драматические произведения. Пер. с англ. М.: Искусство, 1956. 483 с.

37. Шефтсбери A. Эстетические опыты. Пер. с англ. М.: Наука, 1974. 496 с.

Рекомендуемые интернет-ресурсы

1. Glossary of 18th Century Costume Terminology //www.ai.mit.edu/people/sfelshin/revwar/glossary.html.

2. National Portrait Gallery's 18th - Century // www.npg.org.uk/live/

3. Observastions on Female Literature in General, including Some Рarticulars // www.feminist.org/

4. W. Hogarth's Realm // www.hogarth.cjb.net/

Семинар 3. Средний класс в Англии 1688-1789 гг.

Цель занятия: проанализировать особенности образа жизни и ценностных ориентаций представителей среднего класса Англии эпохи Просвещения.

Студент должен знать:

· Ценностные ориентации и образ жизни английских предпринимателей с различным уровнем дохода в контексте формирования буржуазного общества и создания новой идеологии;

· Особенности социального положения и образа жизни служителей культа в Англии эпохи Просвещения, отношение англичан к религии.

Студент должен обладать умениями и навыками:

· наблюдать, сравнивать, анализировать и систематизировать исторические факты и явления, понимать внутреннюю связь между явлениями, аргументировать выводы;

· устанавливать обратные связи, оценивать полученные результаты, анализировать достижения и недостатки профессиональных действий.

· планировать собственную исследовательскую деятельность, ориентироваться в специальной литературе.

Вопросы для обсуждения:

1. Оформление английских предпринимателей как отдельного социального слоя:

· Социально-политическое положение предпринимателей, основные виды деятельности;

· Промышленный переворот и расширение сфер деятельности предпринимателей;

· Формирование предпринимательской системы ценностей и стиля жизни.

2. Лица «свободных профессий»: состав, статус, базовые мировоззренческие установки.

3. Англиканская церковь как одна из основ мировоззрения англичан. Социальное положение и образ жизни служителей культа.

Задания для самостоятельной работы:

Подготовиться к коллоквиуму по книге М. Оссовской «Рыцарь и буржуа: исследования по истории морали».-М., 1987.

Основная литература

1. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: исследования по истории морали. Пер. с польск. М.: Прогресс,1987. 528 с.

2. Мортон А.Л. История Англии. Пер. с англ. М.: иностр. Лит., 1950. 462 с.

3. Татаринова К.Н. Очерки по истории Англии. 1640 - 1815 гг. М.: ИМО, 1958. 455 с.

Дополнительная литература

1. Алябьева Л. Литературная профессия в Англии XVI - XIX веках. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 400 с.

2. Англия в памфлете: Англ. публицист. Проза нач.XVIII века. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. 528 с.

3. Голдсмит О. Векфилдский священник. Пер. с англ. М.: Иностр. Литер., 1959. 196 с.

4. Голдсмит О. Избранное. Стихи. Векфилдский священник. Пер. с англ. М.: Худож. Литер., 1978. 302 с..

5. Мандевиль Б. Басня о пчелах. Пер. С англ. М., 1974. 264 с.

6. Манту П. Промышленная революция XVIII столетия в Англии (опыт исследования). Пер. с фр. М.: Соцэкгиз, 1937. 440 с.

7. Мееровский Б. В. Английский материализм XVIII в // Английские материалисты XVIII в. В 3 Т. М.: Мысль, 1967. Т. 1, С.5-36.

8. Просветительское движение в Англии. Под ред. Н. М. Мещеряковой. М.: МГУ, 1991. 445 с.

9. Хобсбаум Э. Век революции. Европа 1789 - 1848. Пер. с англ. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 480 с.

Рекомендуемые интернет-ресурсы

1. Lynch K. The Samuel Johnson Sound Bite Page // www.samueljohnson.com/

2. Mackenzie H. // www.english.upenn.edu/

3. National Portrait Gallery's 18th - Century // www.npg.org.uk/live/

4. W. Hogarth's Realm // www.hogarth.cjb.net/

Семинар 4. «Низы» английского общества 1688-1789 гг.

Цель занятия: проанализировать особенности социального состава, идеологии и образа жизни представителей социальных «низов» Англии эпохи Просвещения.

Студент должен знать:

· О трансформации социального состава, образа жизни и системы ценностей английского крестьянства в рассматриваемый период;

· О формировании идеологии и особого стиля жизни класса наемных работников;

· Об особенностях образа жизни и мироощущения представителей социального «дна»;

· Об особенностях зарождения социальной политики в Англии эпохи Просвещения.

Студент должен обладать умениями и навыками:

· наблюдать, сравнивать, анализировать и систематизировать исторические факты и явления, понимать внутреннюю связь между явлениями, аргументировать выводы;

· планировать собственную исследовательскую деятельность, ориентироваться в специальной литературе.

Вопросы для обсуждения:

1. Трансформация структуры сельского населения Англии, его образа жизни и системы ценностей.

2. Классификация наемных работников:

· Виды деятельности, статус, базовые ценности.

· Формирование идеологии класса наемных работников: идеалы равенства, трудолюбия, вера в «справедливое распределение» материальных благ.

3. Проблема бедности, роста преступности в Англии эпохи Просвещения:

· Классификация маргинальных слоев.

· Работные дома, их виды и функции;

· Зарождение государственной социальной политики и законодательство о бедных;

· Социальные проекты Г. Филдинга, Д. Мэсси, Б. Мандевиля.

· Организованные преступные сообщества в Англии: попытки классификации ( Д. Дефо, Р. Гей, Г. Филдинг и др.).

Задания для самостоятельной работы:

Подготовиться к коллоквиуму по работе Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 9. С 231-517.

Основная литература

1. Мортон А.Л. История Англии. Пер. с англ. М.: иностр. Лит., 1950. 462 с.

2. Татаринова К.Н. Очерки по истории Англии. 1640 - 1815 гг. М.: ИМО, 1958. 455 с.

3. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 9. С 231-517.

Дополнительная литература

1. Ерофеев Н. А. Промышленная революция в Англии. М.: Просвещение, 1963. 184 с.

2. Мандевиль Б. Басня о пчелах. Пер. С англ. М., 1974. 264 с.

3. Манту П. Промышленная революция XVIII столетия в Англии (опыт исследования). Пер. с фр. М.: Соцэкгиз, 1937. 440 с.

4. Мещерякова Н. М. Пролетариат Англии в процессе формирования (первая половина XVIII века). М.: МГУ, 1979. 359 с.

5. Мортон А., Тэйт Дж. История английского рабочего движения. 1770-1920. Пер. с англ. М.: иностр. Лит., 1959. 420 с.

6. Поулсен Ч. Английские бунтари. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. 280 с.

7. Просветительское движение в Англии. Под ред. Н. М. Мещеряковой. М.: МГУ, 1991. 445 с.

8. Рюде Д. Народные низы в истории. Пер. с англ. 1730 -1848. М., 1984. 196 с.

9. Черняк Е. Б. Массовое движение в Англии и Ирландии в конце XVIII в.-начале XIX в. М.: Наука, 1962. 718 с.

Рекомендуемые интернет-ресурсы

1. Index of Pirates // Eighteenth - Century Recourses by J. Lynch // www.newark.rutgers.edu/

2. W. Hogarth's Realm // www.hogarth.cjb.net/

Вопросы к зачету

1. Мировоззрение и образ жизни как проблема социально-структурной региональной истории.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать