Предмет и основные функции истории
Общество соединенных славян

В 1825 г. к Южному обществу присоединилась еще одна революционная организация - Общество соединенных славян. Это общество было создано армейскими офицерами, выходцами из мелкопоместного дворянства: И. Горбачевским, братьями Борисовыми и др. Они мечтали о создании федерации славянских народов, основанной на свободе от крепостничества и самодержавия. В отличие от Южного и Северного обществ, "славяне" с подозрением относились к идее чисто военной революции, считая, что она грозит диктатурой.

Смерть Александра I. Междуцарствие

19 ноября внезапно умер в Таганроге Александр I. Формально наследником являлся его брат Константин. Однако Константин еще после смерти Павла I заявил, что не желает царствовать. Он укрепился в этом решении после женитьбы на женщине, не принадлежавшей к коронованной семье, которая не могла стать императрицей. Поэтому Александр решил передать престол следующему брату Николаю. Однако официального сообщения о смене наследника сделано не было. Об этом знали всего несколько человек. Николай оказался в двусмысленном положении. Он не был уверен, что отречение Константина окончательно. К тому же Николая не любили в гвардии, а генерал-губернатор Петербурга М. А. Милорадович открыто возражал против его вступления на трон. Поэтому Николай поторопился с приведением войск и государственных учреждений к присяге Константину. Константин, однако, решительно отказался царствовать, и на 14 декабря была назначена новая присяга - Николаю.

Восстание на Сенатской площади

Междуцарствие создало благоприятную обстановку для антиправительственного выступления. К тому же руководители тайного общества понимали, что находятся в опасности. Уже Александру I было известно о существовании тайного общества, но он не стал их преследовать, сказав "не мне их судить". Рассчитывать на подобную снисходительность Николая не приходилось. К тому же на юге уже начались аресты.

В этой обстановке декабристы решили, используя авторитет офицеров-заговорщиков, склонить солдат к мятежу, силой воспрепятствовать повторной присяге и заставить Сенат и Государственный совет принять Манифест к русскому народу. Манифест провозглашал отмену крепостного права и рекрутчины, отмену цензуры. В Манифесте объявлялось о созыве Великого собора для решения вопроса о форме правления. Руководителем (диктатором) восстания был избран С. Трубецкой.

Однако план декабристов с самого начала сорвался. К тому моменту, когда им удалось вывести войска на Сенатскую площадь, Сенат и Государственный совет уже присягнули Николаю. На Сенатскую площадь вышли Московский полк, лейб-гренадерский полк и Гвардейский экипаж, т. е. около 3 тыс. человек. Остальные части гарнизона остались верны новому императору. С. Трубецкой не явился на площадь, однако не из трусости, а потому что понял обреченность восстания в подобных условиях и не захотел напрасного кровопролития. Мятежные части выстроились в каре у Медного всадника и не предпринимали никаких действий. Это объяснялось тем, что декабристы не могли решить, как поступить в изменившейся ситуации.

С уговорами к мятежникам обратился Милорадович. Герой 1812 года, он был популярен среди солдат. Руководители восстания опасались, что генерал переломит настроение солдат. п. Каховский выстрелом из пистолета смертельно ранил Милорадовича.

Тем не менее и после этого правительство пыталось уговорить солдат повиноваться. К ним обращались брат Николая великий князь Михаил, петербургский митрополит, начальник гвардейского корпуса ген. Воинов. Уговоры не подействовали: солдаты твердо стояли "За Константина".

Предпринятые атаки конной гвардии не удались: кавалеристы не хотели рубить своих. Тогда в ход была пущена артиллерия. После второго залпа каре, простоявшее на декабрьском ветру несколько часов, рассыпалось и побежало. По официальным данным (несомненно, заниженным) было убито более 1200 человек. Вечером в Зимний дворец стали привозить арестованных.

Восстание Черниговского полка

В конце декабря, когда на юге уже было известно о поражении восстания в Петербурге, Южное общество все же подняло восстание, опираясь на Черниговский полк. Восстание началось, когда присланный из Петербурга полицейский офицер арестовал С. Муравьева-Апостола. Освобожденный из-под ареста, он и возглавил восстание вместе с М. Бестужевым-Рюминым. В начале января полк был окружен правительственными войсками и разбит.

Следствие и суд над декабристами

К следствию было привлечено 579 человек. Почти все они, за исключением И. Якушкина, братьев Бестужевых и некоторых других, дали весьма откровенные показания, считая, что тем самым внушат императору, сколь благородны были цели тайного общества.

Пять декабристов (П. Пестель, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин, К. Рылеев и П. Каховский) были казнены. Первоначально суд приговорил их к четвертованию, но Николай заменил его повешением. 121 человек были приговорены к заключению в крепость, каторжным работам или ссылке на различные сроки.

Восстание декабристов внушило власти непреодолимый страх перед революцией, боязнь любых серьезных преобразований. Стремясь не допустить впредь ничего подобного, новый царь крайне усилил репрессивный аппарат, постарался установить контроль не только за действиями, но и за помыслами подданных. В обществе воцарились подозрительность и раболепие.

С другой стороны, расправа над декабристами окончательно отвратила от режима свободомыслящих людей. А. И. Герцен писал: "Казнь декабристов разбудила ребяческий сон моей души".

На что следует обратить внимание при ответе:

Очень важно показать, что стремление властей, с одной стороны, и тайных обществ, с другой стороны, к преобразованиям, сходство их реформаторских проектов свидетельствуют о том, что реформы в России назрели, были необходимы и закономерны. Следует показать, что решение декабристов пойти на вооруженный захват власти - результат нерешительной политики самодержавия, фактически отказавшегося от обновления страны.

Особенности общественного движения 2-й четверти XIX в.

Во 2-й четверти XIX века в российском общественном движении произошли серьезные изменения.

Во-первых, значительно расширился его круг. Если в движении декабристов участвовали только дворяне, причем, главным образом, представители столичной знати и гвардейские офицеры, то в годы николаевского царствования активными участниками освободительного движения стали преподаватели и студенты университетов (главным образом, Московского) и литераторы.

Во-вторых, важную роль в освободительном движении начала играть периодическая печать, формировавшая общественное мнение.

В-третьих, если взгляды декабристов опирались на идеологию Просвещения, то внимание участников общественного движения 2-й четверти XIX века привлекали идеи немецкой классической философии (Шеллинга, Гегеля), а с 30-х гг. - также утопического социализма (Сен-Симона, Фурье).

В-четвертых, с рубежа 30-х-40-х гг. в центре общественного внимания оказался вопрос об исторических судьбах России - спор между западниками и славянофилами.

Оппозиционные кружки 20-х гг.

Подавление восстания на Сенатской площади и смертная казнь пятерых декабристов (в России многие десятилетия не казнили за политические преступления), ужесточение цензуры вызвали недовольство многих либерально настроенных людей, прежде всего молодежи. Однако для создания новых тайных обществ по типу декабристских в тогдашнем обществе не было ни сил, ни возможностей. Поэтому на протяжении 20-х - начала 30-х гг. существовали лишь небольшие кружки (численностью от пяти до нескольких десятков человек), в которых велись "вольнодумные" разговоры. Подобные кружки существовали недолго и, как правило, быстро раскрывались полицией. Сведения о некоторых из них и сохранились только благодаря полицейским делам. На общественную атмосферу они не смогли оказать серьезного влияния. Однако сам факт из возникновения свидетельствует о сохранении в России недовольства правительственной политикой. Это подтверждается сведениями о существовании подобных кружков не только в столицах, но и в ряде провинциальных городов.

В 1827 г. в Московском университете был раскрыт кружок братьев В. И. и М. И. Критских. Члены его собирались вести антиправительственную пропаганду и даже поговаривали о цареубийстве. В 1831 г. был разгромлен кружок Н. П. Сунгурова, в котором наряду со студентами состояли некоторые офицеры. Хотя деятельность обоих кружков ограничивалась разговорами, их члены подверглись суровому наказанию: ссылке или даже сдаче в солдаты.

В 1832 г. университетское начальство узнало о существовании т. н. "общества 11-го нумера" - студенческого кружка, сложившегося вокруг В. Г. Белинского. Будущий критик читал в этом кружке свою драму "Дмитрий Калинин". Чтобы не привлекать полицию и не создавать университету окончательной репутации рассадника вольнодумства, Белинского немедленно исключили "по слабости здоровья и ограниченности способностей".

В Московском университете сложился и кружок А. И. Герцена и Н. П. Огарева. Члены кружка придерживались либеральных антиправительственных взглядов, с восхищением следили за революцией во Франции в 1830 г. и восстанием в Польше в 1831 г. Но в 1831 г. под влиянием крушения польского восстания и известий о восстании лионских ткачей Герцен и его друзья стали пересматривать свои взгляды в пользу социалистического учения - сен-симонизма. Прежние свои взгляды Герцен позднее называл "детским либерализмом 1826 г. ". В 1834 г. кружок был раскрыт полицией. Герцен был сослан в Пермь, позднее - в Вятку. Другие члены кружка также попали в ссылки или были отданы под полицейский надзор.

Наряду с перечисленными в Московском университете существовал кружок Н. В. Станкевича, не имевший ярко выраженного политического и оппозиционного характера. В этом кружке изучалась труды немецких философов: Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Станкевич оказал огромное влияние на идейную жизнь России. Здесь сформировались как самостоятельные мыслители будущие видные общественные деятели, в том числе вожди западничества и славянофильства: Т. Н. Грановский, М. А. Бакунин, В. Г. Белинский, И. С. и К. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин.

Западничество и славянофильство

В конце 30-х - начале 40-х гг. на первый план в развитии общественной мысли вышли споры об исторической судьбе России. Сложились два лагеря: славянофилы и западники. Наиболее видными идеологами славянофильства являлись И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, А. С. Хомяков и Ю. Ф. Самарин. Лидерами западничества были выдающийся историк средневековья Т. Н. Грановский, М. А. Бакунин, В. П. Боткин, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков. Левыми западниками называют обычно В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. П. Огарева.

Общей чертой западничества и славянофильства являлось неприятие существующих в России порядков. Те и другие понимали гибельность крепостного права, цензурного и полицейского произвола. Но западники считали, что Россия должна идти по тому же пути, что и Западная Европа, стать, в конце концов, парламентской конституционной монархией. Для левых западников развитие по европейскому пути должно было привести к утверждению в России социализма, понимаемого в духе идей Сен-Симона.

В отличие от западников, славянофилы считали европейский путь неприемлемым и гибельным для России. Все постигшие Россию беды они связывали именно с тем, что, начиная со времен Петра I, Россия отказалась от свойственного ей самобытного развития и стала перенимать чуждые европейские порядки.

Уже мыслители XIX в. отмечали идейную двойственность славянофильства. В. С. Соловьев считал, что славянофильству присуще "противоречие между вселенским идеалом христианства и языческой тенденцией к особнячеству".

Идеалом славянофилов была допетровская Русь с Земским собором. Русский народ славянофилы считали чуждым политике, искренне преданным законному монарху. Из этого они делали вывод о невозможности в России революции. Славянофилы отрицали конституцию, разделение властей и парламентаризм. Их лозунг гласил: "Сила власти - царю, сила мнения - народу". Царскую власть они представляли неограниченной, но прислушивающейся к народу, выражающему свое мнение через свободную печать и Земский собор. При этом, однако, возникал вопрос о том, что может гарантировать от превращения неограниченной царской власти в деспотическую. В этом отношении славянофилы вынуждены были возлагать надежды на церковь и нравственное развитие.

Считая, что исконно русские начала сохранились лишь в толще народа, не тронутой поверхностной петровской "европеизацией", славянофилы уделяли большое внимание изучению народных обычаев, быта, фольклора.

Революционно-демократическое направление в русском общественном движении

Левое крыло западничества придерживалось революционно-демократических позиций. Его лидерами были В. Г. Белинский и А. И. Герцен.

В. Г. Белинский

После изгнания из университета Белинский полностью отдался работе литературного критика. 30-е гг. в России характеризовались ростом влияния литературных журналов. Это объяснялось тем, что в обществе, жившем под гнетом цензуры, литература и литературная критика взяли на себя роль общественно-политической публицистики. Говоря о литературе, критика поднимала проблемы, волновавшие общество.

Главным противником, на которого обрушивался Белинский в своих статьях, были "теория официальной народности" и официозные литераторы: Ф. Булгарин, Н. Греч, Н. Кукольник и др.

Журнал "Отечественные записки", в котором публиковались критические статьи Белинского, обрел такую популярность, что очереди за ним занимали у киосков с ночи, а студенты брали его с бою.

В 1837-1839 гг. Белинский пережил период "примирения с действительностью", приняв буквально формулу Гегеля "все действительное разумно". Однако в 1840 г. он уже писал: "Проклинаю мое гнусное примирение с гнусной действительностью".

В 1847 г., незадолго до смерти, Белинский, находясь на лечении за границей, опубликовал открытое письмо к Н. В. Гоголю, в котором резко (но далеко не во всем справедливо) упрекал писателя за восхваление самодержавия и крепостничества в книге "Выбранные места из переписки с друзьями". В этом письме Белинский обрушился на порядки николаевской России, "страны, где люди торгуют людьми,. где. нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже полицейского порядка".

А. И. Герцен

С 1834 г. А. И. Герцен находился в ссылке в Перми, позднее в Вятке и, наконец, во Владимире. В 1840 г. он получил разрешение вернуться в столицу, но в 1841 г. вновь был сослан - в Нижний Новгород. В краткий период между ссылками Герцен активно участвовал в противостоянии со славянофилами, сблизился с Белинским. Единственной формой участия в общественной жизни могла для него быть литература. В 40-х гг. Герцен опубликовал имевшие успех повести "Сорока-воровка", "Доктор Крупов", роман "Кто виноват?".

В 1847 г. Герцен уехал в эмиграцию. В Россию он уже никогда больше не вернулся. События 1848 г. во Франции потрясли Герцена. Кровавое подавление рабочего восстания в Париже заставило его усомниться в приемлемости европейского пути и отказаться от западничества. Герцен пришел к выводу о том, что путь России к социалистическому будущему должен основываться на "ячейке социализма" - крестьянской общине, сохранившей значительные черты коллективизма. Россия, по мнению Герцена, должна была прийти к социализму, минуя капитализм. Учение Герцена принято именовать "крестьянским социализмом".

В 1852 г. Герцен переехал в Лондон, где основал "Вольную русскую типографию". В 1855 г. началось издание альманаха "Полярная звезда", в 1857 г. - журнала "Колокол".

Петрашевцы

В 1845 г. сложился кружок петрашевцев, названный так по имени лидера - М. В. Буташевича-Петрашевского. В кружок входили литераторы, чиновники, преподаватели гимназий, офицеры. Среди членов кружка были Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Плещеев, А. Н. Майков.

Члены кружка исповедовали различные взгляды: от либеральных до радикально-революционных. Несмотря на значительную численность, общество петрашевцев оставалось именно кружком, где обсуждались литературные, философские вопросы. Ни программы, ни устава не создавалось. Сам Петрашевский и его единомышленники исповедовали социалистические взгляды в духе Фурье и Сен-Симона, мечтали о ликвидации крепостного права и самодержавия, об утверждении республики. Более радикально настроены были некоторые члены общества во главе с Н. А. Спешневым, считавшие, что к социализму можно прийти только путем крестьянской революции.

Несмотря на то, что общество петрашевцев не предпринимало никаких антиправительственных действий, расправа была жестокой. В 1849 г. 21 петрашевец был приговорен к смертной казни, которую заменили каторгой лишь в последнюю минуту, когда осужденные уже стояли под виселицей.

На что следует обратить внимание при ответе:

Следует подчеркнуть, что развитие общественного движения и распространение новых идей происходило вопреки всем цензурным и идеологическим усилиям режима, доказывая тем самым их бесплодность и невозможность воспрепятствовать идейному развитию общества.

Говоря о западниках и славянофилах, следует иметь в виду актуальность этого спора в настоящее время.

Говоря о крестьянском социализме, необходимо отметить, что надежды на общину как "ячейку социализма" оказались несостоятельными, так как постепенно общинное равенство и коллективизм разрушались под влиянием товарно-денежных отношений, в которые неуклонно втягивалась русская деревня.

Буржуазные реформы 60-70х гг. XIX века

При изучении данной темы важно уяснить, что вторая половина XIX века является одним из переломных периодов царствования Александра II, она создала условия для экономического взлета конца столетия. Отмена крепостного права, реформы в экономической сфере потребовали также перемен в общественно-политической жизни страны. Такие перемены были достигнуты благодаря земской, судебной, городской и военной реформам. Отмена крепостного права ограничила позиции дворянства в экономике, городская и земская реформы ограничили права дворян в управлении на местах и соответственно расширили доступ буржуазии к местному самоуправлению, введение принципа всеобщей воинской повинности уравняло сословия в правах при формировании воинского контингента, а судебная реформа была наиболее демократична, так как в судопроизводство были введены наиболее демократичные принципы, такие как соревнование обвинения и защиты в ходе судебного разбирательства, а также участие присяжных заседателей на процессе. Освобождение рабочих рук в связи с отменой крепостного права и повышение роли городского сословия в общественной жизни привели к повышению темпов экономического роста страны. Темпы роста российской экономики во второй половине XIX в. были выше, чем в любой другой стране мира в соответствующий период развития. Росту экономики способствовала активная внешняя политика, проводившаяся как в период правления Александра II, так и Александра III. В то же время половинчатый характер реформ вызывал недовольство радикально настроенных слоев общества и способствовал росту революционных выступлений.

При изучении раздела обратите внимание на следующие проблемы:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать