Предмет и основные функции истории
) Реформы системы государственного управления

После свержения Петра III права на престол имел его сын Павел. Часть соратников Екатерины предполагала, что она станет регентшей до совершеннолетия сына. Однако Екатерина сама взошла на престол. В самом начале нового царствования Н. И. Панин, участник переворота и воспитатель Павла, предложил проект создания "Императорского совета" из шести-восьми высших сановников, который должен был фактически править страной. Это была своеобразная аристократическая конституция по образу и подобию "кондиций" 1730 г. Сначала Екатерина подписала указ, не будучи уверена в поддержке дворянства и гвардии. Однако вскоре, убедившись, что никакой опоры в дворянской среде у Панина нет, царица отказалась от создания Совета,"надорвав" свою подпись. Придя к власти, Екатерина приступила к преобразованию устаревшей системы государственного управления. В 1763 г. по проекту Н. И. Панина Сенат, выродившийся к тому времени в громоздкое и неповоротливое учреждение, был разделен на шесть департаментов, каждый из которых имел строго оговоренный круг обязанностей и полномочий. Стремясь к упорядочению государственного аппарата, Екатерина изменила систему местного управления на Украине. В 1764 г. было уничтожено гетманство. Гетмана сменил генерал - губернатор. Украина окончательно лишилась автономии.

б) Секуляризация церковных земель

В 1763-1764 гг. Екатерина осуществила отмененную после свержения Петра III секуляризацию церковных земель. Это пополнило казну и позволило прекратить волнения монастырских крестьян. Духовенство потеряло имущественную самостоятельность, оказалось на содержании государства. Так был завершен начатый Петром I процесс превращения духовенства в особый отряд чиновничества.

"Уложенная комиссия".

В 1767 г. Екатерина созвала т. н. "Уложенную комиссию", которая должна была подготовить новое Уложение законов. В России все еще продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г. С тех пор было издано множество новых законов и указов, зачастую не согласующихся друг с другом. Ни при Петре I, ни при его преемниках создать новый свод законов не удалось. В течение двух лет (1764-1765 гг.) императрица работала над составлением "Наказа" депутатам, положив в его основу знаменитый трактат французского мыслителя Ш. Монтескье "О духе законов", а также идеи других крупнейших просветителей. "Наказ" устанавливал в России самодержавие на том основании, что в столь огромном государстве другой политический строй невозможен. Гарантией от превращения неограниченной монархии в тиранию должны были служить органы управления, стоящие между народом и верховной властью и действующие на основе законности. Однако сами эти органы должны были создаваться и действовать по воле самодержца. Более глубоким изменениям должна была подвергнуться судебная система. "Наказ" отвергал пытки, ограничивал применение смертной казни, предлагал отделить судебную власть от исполнительной. Главным вопросом российской действительности того времени являлось крепостное право. Екатерина, воспитанная на идеалах Просвещения отрицательно относилась к крепостному праву, видя в нем "человеческому роду нестерпимое положение". Она также понимала, что освобождения крестьян требует хозяйственный прогресс. В манифесте по случаю своего вступления на престол царица заявляла: "Намерены мы помещиков при их имениях и владениях ненарушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать". Однако, по-видимому, это объяснялось стремлением заручиться поддержкой дворянства. В первоначальном проекте "Наказа" говорилось о необходимости смягчить положение крепостных и предоставить им право собственности на имущество. В окончательный вариант эти слова не попали. В "Уложенной комиссии" лишь несколько депутатов выступили за то, чтобы облегчить участь крестьян. Предлагалось запретить увеличение крестьянских повинностей сверх установленного законом уровня и даже передать крепостных в распоряжение специальной коллегии, которая бы и взимала повинности в пользу помещиков. Однако большинство дворянских депутатов встало на защиту крепостничества и своих привилегий. Идти наперекор дворянству царица не могла из опасений потерять трон. Депутаты-горожане радели лишь о праве покупать крепостных, да об отстранении дворянства от торговли. Российское купечество еще мыслило по-старому, стремясь не к политическим правам и юридическим гарантиям, а лишь к сословным привилегиям. Оно не могло стать опорой императрицы, мечтавшей о создании в России "третьего сословия". В конце 1768 г. Уложенная комиссия была распущена, так и не выполнив своей задачи. Крепостное право в России сохранилось. Вторую половину XVIII в. часто называют "золотым веком" поместного дворянства. И действительно, именно на это время приходится как расцвет дворянской культуры, так и максимальное усиление крепостничества. Однако традиционное утверждение, что Екатерина окончательно лишила крестьян правовой защиты государства, запретив им жаловаться на своих господ, все же не соответствует действительности.

Губернская реформа.

Екатерина вернулась к преобразовательным планам после Крестьянской войны, когда необходимость реформ стала очевидна и можно было не опасаться дворянской оппозиции. В 1775 г. была осуществлена губернская реформа. До сих пор Россия делилась на губернии, провинции и уезды. Теперь провинции были ликвидированы. Количество губерний возросло с 23 до 50, а численность их населения сократилась до 300-400 тыс. душ. В каждой губернии создавался обширный штат чиновников. За деятельностью всех губернских учреждений и должностных лиц надзирало губернское правление. Финансами и хозяйственным делами занималась Казенная палата. Школами и богоугодными заведениями - Приказ общественного призрения, в котором заседали выборные представители сословий под председательством чиновника. В уездах исполнительным власть принадлежала нижнему земскому суду во главе с капитан-исправником, избираемому местным дворянством. В уездных городах власть принадлежала назначаемому городничему. Таким образом, дворянство добилось значительного укрепления своих позиций в местном управлении. Остальные сословия играли значительно меньшую роль. Полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия - свой выборный суд.

Более высокой судебной инстанцией являлись созданные в губерниях судебные палаты - гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат. Таким образом, предпринималась попытка осуществить разделение властей, о чем императрица говорила еще в Уложенной комиссии. Суд должен был обрести независимость и подчиняться только закону. На практике, однако, независимость судов никогда не соблюдалась. Губернаторы назначали и отстраняли судей, приостанавливали дела, утверждали судебные решения. В результате в России так и не сформировалось уважение к суду и закону. Важнейшим новшеством екатерининской реформы было введение выборного начала. Правда, оно сочеталось с обеспечением преимуществ господствующему сословию. Однако в тогдашней России было невозможно выборное самоуправление, не опирающееся на сословия. Губернская реформа увеличила число городов, поскольку ими были объявлены все центры губерний и уездов. В новых губернских городах появились многочисленные учреждения, открылись училища и театры, началось гражданское строительство. Губернская реформа привела к ликвидации коллегий, за исключением Иностранной, Военной и Адмиралтейской. Функции коллегий перешли к местным губернским органам.

Ликвидация Запорожской Сечи и введение крепостного права на Украине

Екатерина стремилась окончательно уничтожить особый порядок управления на окраинах. В 1775 г. была разрушена Запорожская Сечь. После новой войны с Турцией, большинство запорожских казаков было переселено на Кубань. Распространив на Украину губернскую реформу, Екатерина в начале 80-х гг. ликвидировала старинное деление на полки и сотни. А в 1783 г. на Украине было введено крепостное право.

Жалованная грамота дворянству

Права дворянства были окончательно закреплены в изданной 21 апреля 1785 г. "Жалованной грамоте дворянству". Грамота подтвердила привилегии, данные дворянству ранее: свобода от телесных наказаний, подушной подати, обязательной службы, право неограниченной собственности на имения и землю с ее недрами, право торгово-промышленной деятельности. Лишение дворянского достоинства могло производиться лишь по решению Сената с высочайшим утверждением. Имения осужденных дворян не подлежали конфискации. Дворянство отныне именовалось "благородным". Были расширены полномочия дворянских сословных учреждений. Дворянство получило сословное самоуправление: дворянские собрания во главе с губернскими и уездными предводителями. Дворянские собрания могли делать представления властям о своих нуждах. Не случайно правление Екатерины II нередко называют "золотым веком русского дворянства". Однако в Жалованной грамоте не говорилось о праве дворян владеть душами. Вероятно, Екатерина хотела показать, что это право не будет навсегда сохранено за дворянством.

Жалованная грамота городам

Одновременно с Жалованной грамотой дворянству была издана Жалованная грамота городам, продолжавшая попытки создания "третьего сословия". Она подтвердила ранее дарованное богатому купечеству освобождение от подушной подати, рекрутской повинности. Именитые граждане и купцы первых двух гильдий освобождались от телесных наказаний и некоторых посадских повинностей. Городское население (кроме живших в городе крестьян) делилось на шесть разрядов, составлявших "градское общество". Оно избирало городского голову, членов магистрата и гласных (депутатов)"общей градской думы". "Общая градская дума" избирала "шестигласную думу" - исполнительный орган управления, состоявший представителей всех разрядов горожан. Жалованная грамота городам впервые объединяла в единое сообщество разрозненные группы "городовых обывателей". Екатерина II подготовила и проект Жалованной грамоты государственным крестьянам, но не опубликовала его, опасаясь дворянского недовольства. Сопоставление всех трех документов позволяет считать, что императрица не столько стремилась поддержать то или иное сословие, сколько заботилась об усилении государства, основой которого были, по ее мнению, сильные сословия. Реформы остались незавершенными из-за крепостного права, которое препятствовало складыванию сильного третьего сословия, резко поднимало дворян над остальным населением, исключало крестьян из сословной структуры. Но уничтожить его Екатерина не могла.

Политика Екатерины II после Французской революции

В последние годы жизни, после Французской революции, Екатерина II продолжала разрабатывать новые законы, но осуществление реформ прекратилось: царица опасалась вызвать нежелательные последствия. Значительно ужесточилось отношение к отечественным вольнодумцам. Просветитель и издатель Н. И. Новиков, с которым в прежние годы императрица вела длительную полемику в печати (она анонимно издавала свой журнал), теперь был отправлен в крепость. Прочитав книгу А. Н. Радищева "Путешествия из Петербурга в Москву", вышедшую в мае 1790 г. , Екатерина в сердцах назвала ее автора "бунтовщиком хуже Пугачева". Страстное обличение крепостного права не могло вызвать гнев Екатерины: в этом ее взгляды не так уж сильно отличались от высказанных Радищевым. Но если Екатерина всегда стремилась к постепенности преобразований, то Радищев, угрожая помещикам и монархам, призывал к насилию. И это - когда во Франции уже развернулась революция. Суд приговорил Радищева к смерти. Однако казнить человека за книгу, за высказанное мнение, Екатерине, ценившей свою репутацию просвещенной монархини, все же было неудобно. Она заменила смертный приговор 10-летней ссылкой в Сибирь. Ссылку Радищева нередко рассматривают как свидетельство перехода Екатерины к консервативной внутренней политике и отказу от либерализма. Но есть и иное мнение, согласно которому императрица до конца дней оставалась сторонницей либерализма и просветительских идеалов, но категорически отвергала радикальные призывы к насильственному свержению власти.

На что следует обратить внимание при ответе:

Говоря о Петре III, следует отметить, что многие его шаги, такие как, например, установление равноправия религий или секуляризация церковных земель, могли бы показаться оправданными сегодня. Но то, как они осуществлялись, обрекло их на неудачу и привело к падению самого Петра III. Рассматривая политику Екатерины II, необходимо обратить пристальное внимание на то, что именно при ней в России начинает складываться гражданское общество, основанное на усилении сословий. Особенно важны с этой точки зрения Жалованные грамоты дворянству и городам.

…Все это привело к дворцовому перевороту 11-12 марта 1801 г. В заговоре приняли участие многие высокопоставленные сановники. О подготовке переворота знал и наследник престола Александр. С его молчаливого согласия заговорщики (генерал - губернатор Петербурга граф Пален, генерал Л. Л. Беннигсен, последний фаворит Екатерины Платон Зубов с братьями и др.) ворвались в покои императора в Михайловском замке, куда Павел переехал из Зимнего дворца, считая его недостаточно безопасным. Царь был убит. Официальная версия гласила, что он скончался от апоплексического удара. На трон вступил Александр I.

Начало царствования Александра I

Молодой государь был полной противоположностью своему отцу: мягкий и обходительный, умевший пленять собеседника, он буквально очаровал столичное дворянство. Лишь значительно позднее Александр проявил неприятные черты своего характера: лицемерие и двуличие, сформировавшиеся в отрочестве в результате постоянного лавирования между бабкой и отцом.

Александр был воспитан под присмотром Екатерины II. Его воспитателем был швейцарец Ф. Лагарп, сторонник идей Просвещения и республиканец по убеждениям. Еще будучи наследником, Александр неоднократно говорил о своем нежелании царствовать и стремлении к уединенной частной жизни. Он возмущался крепостным правом, мечтал отказаться от самодержавного правления и создать в России народное представительство.

Однако, придя к власти, Александр вынужден был прежде всего оправдать надежды тех екатерининских вельмож, которые свергли Павла. Идя им навстречу, Александр сразу же после гибели Павла провозгласил: "Все будет как при бабушке!".

Александр объявил амнистию политическим заключенным, восстановил отмененные Павлом Жалованные грамоты дворянству и городам, возродив, таким образом, сословное самоуправление.

В апреле 1801 г. был создан "Непременный совет" - законосовещательный орган при императоре. В его состав вошли наиболее видные сановники империи и доверенные лица царя. Вскоре Александр предложил Непременному совету проект указа о запрете продавать крестьян без земли. За этим должен был последовать указ о разрешении недворянам приобретать населенные земли с условием освобождения проживающих на этих землях крестьян. В дальнейшем крестьяне должны были освобождаться при любом переходе имения из рук в руки. Таким путем Александр хотел подойти к ликвидации крепостного права.

Совет, однако, отнесся к проекту неодобрительно. Императору объяснили, что подобные действия грозят как крестьянскими волнениями, так и сопротивлением дворянства. Память о перевороте 11-12 марта 1801 г. была свежа - Александр отступил. Принят был лишь запрет печатать в газетах объявления о продаже крестьян.

"Негласный комитет"

Потерпев неудачу, царь решил опираться при подготовке реформ не на высших сановников, а лишь на своих "молодых друзей": В. П. Кочубея, Н. Н. Новосильцева, П. А. Строганова, А. Чарторыйского. Из них и был составлен "Негласный комитет".

Однако и эти ближайшие сподвижники Александра оказались противниками какого бы то ни было ограничения самодержавия. Так, они отвергли проект реорганизации Сената, которому предполагалось дать широкие полномочия, превратив его в высший орган законосовещательной, исполнительной и судебной власти. Члены Негласного комитета и Лагарп опасались, что в российских условиях ограничение власти самодержца приведет лишь к усилению дворянской реакции и сделает невозможными насущные реформы.

"Негласный комитет" отверг как несвоевременный и проект П. Зубова, предлагавшего запретить продажу крепостных без земли и предоставить государству право выкупать крестьян у помещика в случае необходимости.

В конце 1801 г. был издан указ о разрешении недворянам покупать ненаселенные земли, т. е. земли без крестьян. Это означало, что владение землей перестало быть дворянской привилегией. Но все же это была полумера, никак не влиявшая на положение крестьян. К тому же ненаселенных земель в Европейской России было немного. В основном данный указ коснулся купцов, покупавших землю под строительство торгово-промышленных заведений.

Лишь в 1803 г. был сделан важный шаг в крестьянском вопросе: появился Указ о вольных хлебопашцах. Помещики получили право отпускать своих крестьян на волю, предоставляя им землю за выкуп. Каждая подобная сделка подлежала высочайшему утверждению. Вышедшие на волю крестьяне образовывали новое сословие вольных хлебопашцев. Реализация этого указа не должна была вызвать недовольства дворян, поскольку инициатива в деле крестьянского освобождения оставалась за ними. В то же время, принимая такой указ, власть давала дворянству понять свое положительное отношение к освобождению крепостных. Однако больших практических последствий указ о вольных хлебопашцах не имел: за все царствование Александра I на волю вышли лишь немногим более 47 тыс. душ крепостных, т. е. менее 0,5% их общего количества.

Реформы государственного управления

В 1802 г. Александр I предпринял частичную реорганизацию системы управления. Вместо коллегий были созданы министерства. Был образован Комитет министров. Министерств было восемь: военное, военно-морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции. Особенно широкие полномочия - от сбора налогов до проведения рекрутских наборов - в новой структуре управления приобрело министерство внутренних дел.

Проекты реформ М. М. Сперанского

Новый этап подготовки преобразований начался в 1809 г. , когда к разработке реформ был привлечен М. М. Сперанский. Это была необычная фигура в высших эшелонах российской власти. Сын сельского священника, окончивший духовную семинарию, он сделал быструю карьеру благодаря колоссальным личным способностям и покровительству Новосильцева, у которого служил сначала домашним учителем, а потом личным секретарем. В 1810 г. Александр сделал его государственным секретарем России.

Сперанский был сторонником конституционной монархии и разделения властей. Он разработал "Введение к Уложению государственных законов", в котором предложил создать выборный высший законодательный орган - Государственную думу. Без согласия думы законы издаваться не могли. Сенат оставался высшим судебным органом. Создавался назначаемый императором Государственный совет, который утверждал принятые Государственной думой законы.

Все население России предполагалось разделить на три сословия: дворянство, среднее сословие (купцы, мещане, государственные крестьяне) и народ рабочий (крепостные крестьяне и лица, работающие по найму: рабочий, прислуга и т. п.). Избирательные права должны были получить только первые два сословия, причем на основе имущественного ценза. Однако гражданские права предоставлялись всем подданным империи, включая крепостных.

Стремясь ослабить недовольство дворянства, Сперанский не включил в проект требования освобождения крестьян, но сам характер предлагаемых изменений делал неизбежным уничтожение крепостной зависимости. Сперанский говорил: "Крепостное право до такой степени противоречит здравому смыслу, что на него можно смотреть лишь как на временное зло, которое неминуемо должно иметь свой конец".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать