Развитие Османской империи
p align="left">Под предводительством своих военачальников Хаджи Ильбея, Эвренос-бея, Михал-бея, Туракхана османцы развернули широкое наступление, действуя по трем основным направлениям: на запад, вдоль побережья Эгейского моря; на северо-запад, вдоль известной с римских времен "царской дороги", что соединяла Адрианополь с Софией и Белградом, и на север, вдоль черноморского побережья.

Смысл османских военных экспедиций меняется: они перестают носить характер грабительских набегов, все большее значение приобретает захват земель с целью взимания дани и других повинностей с покоренных народов. Однако эти перемены еще не были оценены в полной мере балканскими правителями, как и важность совместной борьбы против чужеземных завоевателей. В битве при Черномене (на р.Марице) в 1371 г. были разгромлены силы первой антиосманской коалиции во главе с сербским деспотом И.Углешем. После этого сраже-ния сила сопротивления туркам-османцам ослабела, но и сами завоеватели изменили свою тактику, стремясь добиться добровольного подчинения балканских феодалов My раду в качестве его вассалов. Непомнин О. Е. Живая история Востока. М., 1998 г. Стр. 49

К началу>80-х годов почти вся Фракия и Македония оказались под османской властью. Оставив Константинополь в тылу, Мурад сосредоточил все свои усилия на подчинении Сербии. Решающая битва произошла на Косовом поле 28 июня 1389 г. В день сражения погибли предводители обеих сторон - и Мурад I и король Лазарь. Собранное Лазарем ополчение из сербов и босняков не смогло одержать верх над войсками Мурада. Это неудача решила судьбу сербского государства, потерявшего свою независимость.

Османская экспансия нанесла огромный ущерб хозяйственной жизни балканских стран. Десятки тысяч людей погибли, многие были угнаны в рабство, другие бежали из родных мест. Общая численность населения значительно уменьшилась. Завоеватели подвергли ограблению многие города, разрушили местные очаги культуры. По существу установление османского господства представляло собой явный шаг назад в историческом развитии балканских народов.

В результате балканских завоеваний небольшой пограничный бейлик в короткий срок превратился в обширное государство с сильной центральной властью. Все захваченные земли были сведены в единую административную единицу - Румелийское бейлербейство (иначе - Румелия, от турецкого Рум эли, т.е. страна Рум). В Адрианополь (Эдирне), ставший центром новых владений, Мурад перенес свою столицу. Возросшее военное могущество позволило ему начать расширение своей власти и в Малой Азии. В военном столкновении с караманским беем из-за княжества Хамид он широко использовал силы своих балканских вассалов. В этом конфликте османцы впервые применили огнестрельное оружие - пушки и пищали.

Преемник и сын Мурада Баязид I (1389-1403) в полной мере развил отцовскую тактику: с помощью своих христианских вассалов он сумел в короткое время подчинить себе западноанатолийские бейлики, а затем использовал войска малоазийских беев для продолжения военных действий на Балканах. В 1393 г. турки-османцы уже овладели столицей Болгарии г. Тырново, а в 1396 г. они столкнулись под стенами Никополя, что к югу от Дуная, с объединенными силами венгров, валахов, болгар и европейских рыцарей-крестоносцев, насчитывавши-ми до 20 тыс. человек, и в кровопролитном сражении разгромили их. После этого Баязид I, уже прозванный за свои быстрые военные успехи на Балканах и в Малой Азии "Йылдырым" (Молниеносный), задумал завоевание Константинополя и приступил к строительству большого флота для осады этой первоклассной крепости. Однако успешному завершению осады помешали войска Тимура, вторгшиеся в Малую Азию.

2.2 СУЛТАНСКАЯ ВЛАСТЬ И ИМПЕРСКИЕ АМБИЦИИ

Внутреннее управление османского бейлика на первых порах было крайне примитивным. Осман и Орхан утверждались в звании бея на совете племенной знати. Бей выступал прежде всего как военачальник, а основной его функцией являлась организация военного дела для осуществления грабительских походов против соседей. В качестве ближайших сподвижников бея выступали его родственники - сыновья, братья, которых он назначал правителями захваченных городов и крепостей.

В ходе предпринятых в первой половине XIV в. завоеваний процесс социальной дифференциации в османском обществе усилился. Племенная знать, сосредоточившая в своих руках большие богатства в виде земель, скота и золота, все дальше отрывалась от основной массы населения, постепенно оформляясь в правящий класс. Большое значение для ускорения эволюции общественных отношений имело постепенное слияние тюркских племен с местным оседлым населением, являвшимся носителем иных (византийских) цив лизационных порядков. Важную роль в социально-экономичсскс жизни княжества играли и города, особенно Бурса, Изник и Анкар, которые были не только административными, но и торговыми, культурными и ремесленными центрами. По мере расширения территории бейлика усложнялось его управление. При Орхане появились первые везиры, начала чеканись собственная монета - акче, весом 1,15 г, содержавшая первоначальь до 90 % серебра. Изменилась и организация армии. Были созданы oтдельные отряды пехоты (яя, или пияде) и конницы (мюселлем). В время походов воины, входившие в эти отряды, получали жалованье; размере 1 акче ежедневно. В мирной обстановке они обрабатыва земли, выделенные им для личного пользования центральной властью и освобожденные от налогов. Так был сделан первый шаг на пути перехода от племенного ополчения к феодальной армии. Хотя созданное в первой половине XIV в. войско состояло в основном из пеших и конных общинников-ополченцев (азапов и акынджи), военные преобразования в бейлике свидетельствовали о далеко идущих планах его правителей. Новое войско должно было обеспечить не только завоевания на Балканах, но и объединение Малой Азии под их властью. Успешная реализация этих планов позволила Мураду незадолго до смерти принять титул султана.

Важнейшую роль в укреплении централизованной монархии сыграло обращение османской правящей верхушки к практике раздачи условных земельных пожалований - тимаров. Как правило, первые османские тимары представляли собой ненаследственные пожалования части завоеванных земель, дававшиеся их владельцам - сипахи при условии обязательного выполнения определенной, чаще всего военной, , службы. С XV в. условные держания (их общее название дирлики) различались прежде всего по размерам их доходов. Собственно тимарами считались владения, приносившие от 3 тыс. до 20 тыс. акче. Получавшие их сипахи обычно называются тимариотами. Более крупные земельные пожалования - зеаметы - давали их держателям (займом) доход от 20 тыс. до 100 тыс. акче. Наконец, существовали и крупные наделы - хассы - с доходами свыше 100 тыс. акче. Основной обязанностью тимариотов и займов было участие в военных походах вместе с определенным количеством снаряженных ими людей. Хассы предоставлялись лицам, занимавшим высокие государственные посты, на время их службы.

Тимарная система должна была обеспечить воспроизводство основной массы сипахи - наиболее многочисленной прослойки складыва-ющегося феодального класса. Авторы XV-XVI вв. относили их к категории "людей меча", поскольку сипахи были обязаны нести военную службу в рядах конного ополчения и одновременно отвечать за поддержание порядка на местах и исправное выполнение зависимым крестьянством повинностей перед государством. Само возникновение этой системы стало возможным в результате расширения османских владений за счет Византии и балканских государств. В свою очередь увеличение численности владельцев тимаров означало значительное повышение военного потенциала Османского государства, а следовательно, и возможности продолжения и расширения масштабов агрессивной внешней политики. Новычев А.Д. Турция: краткая история. М., 1965 г. с. 129

В немалой степени усилению османского могущества способствовало создание первых частей постоянного войска, состоявшего на казенном содержании. Они получили название янычар (от турецкого "ени чери" - "новое войско"). Первый такой отряд пехоты был сформирован еще при Охране и насчитывал всего тысячу человек. Специфика нового янычарского корпуса определялась тем, что формировали его из лиц рабского статуса - военнопленных, купленных невольников. Вырванные из своей культурно-религиозной среды, лишенные родственных связей, отданные в обучение представителям дервишского ордена бекташей и обязанные соблюдать их устав, в том числе обет безбрачия, янычары превратились в замкнутую военную корпорацию средневекового войска - гвардию османских султанов. Они предназначались глав-ным образом для ведения захватнических войн, но при их помощи султаны могли ограничивать своеволие сипахи и держать в повиновении население завоеванных стран.

Османская экспансия на Балканах привела к включению в состав государства народов, которые резко отличались от самих завоевателей как по уровню социально-экономического и культурного развития, так и по этно-конфессиональной принадлежности. Отсутствие прочных экономических и социальных связей между подданными султана заставляло правящую верхушку уделять особое внимание не только военной силе, но и исламу как важнейшему фактору духовного единения. Поэтому первостепенное значение придавалось распространению мусульманской религии на вновь завоеванных территориях в Юго-Восточной Европе за счет насильственной исламизации населения, а также создания многочисленных религиозно-культурных центров на базе вакуфной собственности.

На раннем этапе османской истории носители светской и духовной власти - военный предводитель (бей) и шейх дервишского ордена -выступали как равные по возможностям и влиянию руководители турок-османцев на территории, захваченной у "неверных". Во второй половине XIV в. военные предводители превратились в султанов, место еретических дервишских шейхов заняли улемы - ученые богословы. Благодаря усилиям последних суннитский толк ислама приобрел господствующее влияние в османском обществе. С помощью улемов создавался аппарат государственной власти, из их среды вышли первые османские везиры. Привлечение основной массы улемов к административному управлению существенно укрепилоавторитет султанов и централизованный характер политического режима Еремеев Д. Е. История Турции в среднии века и новое время. М., 1992 г. Стр. 87

.

Большими новшествами отмечено время правления Баязида I. Он придавал особое значение укреплению государственной казны, введению новых налогов, основанных не на шариатских нормах, но на принципе урф (на основе традиции). При нем были проведены первые переписи податного населения, учреждены соответствующие писцовые книги - тахрир дефтерлери. Тогда же в широких масштабах начала развиваться система капыкулу ("государевых рабов") - использования лиц рабского статуса не только в войсках, но и на государственной службе. Более четкие формы обрело административное устройство страны. В 1393 г. было создано второе бейлербейство в Анатолии. Как и румелийское, оно делилось на менее крупные образования - санджаки. Само слово "санджак" (как и его арабский эквивалент "лива") означало "знамя", иными словами - определенный воинский контингент из числа сипахи, который может быть выставлен с данной территории. Соответственно управитель санджака - санджакбей, или мирлива, считался и командиром этого военного отряда. Со времен Баязида Йылды-рыма именно санджаки стали основной административной единицей в Османском султанате.

Рвение, с Которым Баязид занимался организацией государственного механизма и утверждением центральной власти, определялось широкими амбициозными планами султана. Достигнутые им военные успехи породили у него идею создания могущественной империи в Европе и Азии, от Средиземного до Красного морей. С этой целью он начал даже осаду Константинополя, но поражение в 1402 г. от Тимура под Анкарой перечеркнуло эти замыслы. Армия Баязида была разгромлена, а сам султан и два его сына попали в плен.

2.3 ПРЕВРАЩЕНИЕ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ В МИРОВУЮ ДЕРЖАВУ

В первой половине XVI в. османские правители добились значительного расширения границ своей державы за счет новых территорий, завоеванных в Европе, Азии и Африке. Однако эти успехи дались им нелегко, они потребовали напряжения всех сил империи.

В самом начале XVI в. Османидам пришлось столкнуться с новым соперником на восточных границах. Им стало только что образовавшееся государство Сефевидов в Иране. Его основатель - шах Исмаил (1501-1524) первоначально опирался на военную поддержку тюркских племен, расселившихся преимущественно в Закавказье и в восточных районах Анатолии и находившихся под сильным влиянием таких край-них шиитских сект, как алй-иляхй (в переводе с персидского "обожествляющие Али"). Они получили в народе названий "кызылбашей", т.е. "красноголовых" за свои головные уборы с 12 красными полосками (свидетельство почитания 12 шиитских имамов). Для упрочения своих позиций Исмаил провозгласил шиизм государственным вероисповеданием во всей стране. Эта мера оправдалась, ибо к 1510 г. шах подчинил себе почти все земли, входившие ранее в состав государства Аккоюнлу. Укрепление власти Сефевидов в Иране не только ограничивало османскую экспансию на Среднем Востоке, но и представляло серьезную угрозу для внутреннего спокойствия Османской империи, где многие туркменские племена признали Исмаил а своим истинным правителем. С начала XVI в. в Анатолии усиливается волна народных выступлений, принимающих форму религиозных движений. В них ощущается влияние "еретических" идей кызылбашей. Их предводители часто обращались к лозунгам социального и имущественного равенства, широко пропагандировали тезис о грядущем явлении "скрытого имама" - Махди. Нередко они выдавали себя за Махди, чтобы завоевать доверие народа. Стремясь ослабить своего грозного соседа, шах Исмаил активно поддерживал восстания в Анатолии, направляя туда своих многочисленных "халифе" (эмиссаров). Петросян Ю. А. Османская империя: могущество и гибель. М., 1990 г. Стр. 102

Чтобы ослабить влияние пропаганды в пользу Исмаила, османские власти уже в 1502 г. провели многочисленные аресты сторонников иранского шаха, часть кызылбашских племен переселили в Морею (Южная Греция), а другим запретили пересекать границу с Ираном. Но эти репрессии не имели заметного успеха. Одно из наиболее крупных восстаний кызылбашей произошло в 1511-1512гг. Во главе его стоял Карабыйиклы Хасан-халифс, выходец из туркменского племени текелю, называвший себя Шахкулу ("рабшаха", т.е. Исмаила), но более известный у местных властей как Шай-танкулу ("раб дьявола"). Первоначально, в апреле 1511 г. у Шахкулу было около 10 тыс. сторонников. Основными лозунгами восставших были освобождение от обременительных налогов и прекращение произвола султанских властей. Отряды Шахкулу взяли город Анталья и осадили провинциальный центр - Кютахью. Отдельные группы восставших доходили до Бурсы и побережья Мраморного моря. С большим трудом султанским войскам удалось оттеснить Шахкулу к Сивасу, где и произошло решающее сражение. Силы восставших уступали в боеспособности правительственным войскам. Шахкулу пал на поле боя. Повстанцы были разбиты, остатки разгромленных отрядов отступили на территорию Ирана.

Сын Баязида II Селим I (1512-1520), сместивший с престола с помощью янычар своего отца, начал правление с массовых репрессий против шиитов. Они вызвали ответные гонения против суннитов во владениях Сефевидов и привели к резкому обострению отношений между двумя державами. Вскоре соперничество Стамбула и Тебриза вылилось в длительную войну.

В 1514 г. в битве на Чалдыранской равнине близ г. Маку султанские войска, используя свое превосходство в артиллерии и других видах огнестрельного оружия, нанесли сокрушительное поражение иранцам. Затем они овладели столицей Сефевидов Тебризом, крупным торговым и ремесленным центром, но не смогли закрепиться в Иране и отошли в Анатолию. Оставляя Тебриз, они увели с собой около тысячи семей лучших местных ремесленников, которые были переселены в Стамбул. Согласно перемирию 1515 г., к Турции были присоединены некоторые районы Восточной Анатолии с г. Эрзурумом и северная часть Ирака Арабского с г. Мосулом.

После поражения Сефевидов у османских правителей остался лишь один соперник на мусульманском Востоке - империя мамлюкских султанов, включавшая Египет, Сирию, Палестину, ряд территорий в Северной Африке, а также вассальные государства в Киликии, на Верхнем Евфрате и в Аравии. Ее глава - султан Кансух аль-Гури, претендовавший на роль лидера мусульманского мира, активно поддерживал антиосманскую деятельность шаха Исмаила.

Летом 1516г. армия Селима I вторглась в Северную Сирию. Уже первые столкновения показали военно-техническую и тактическую отсталость войска мамлюков, которые были полностью разбиты турками в сражении у Мардж Дабика под Халебом. За поражением у Халеба последовал быстрый крах мамлюкского режима в Сирии и Палестине. Города, находившиеся на пути движения османской армии, не оказали ей никакого сопротивления. При подходе войск султана к столице Сирии Дамаску в нем вспыхнуло восстание устного населения против мамлкжских властей.

В Египте мамлюки оказывали туркам довольно упорное, но безуспешное сопротивление. В начале 1517 г. армия Селима I вступила в Каир. Мамлюкское войско отступило в Верхний Египет. Через некоторое время мамлюки были окончательно разгромлены. Их предводитель Туман-бей, выданный Селиму, был повешен в Каире. После завоевания Египта власть османского султана распространилась и на Хиджаз (Западную Аравию). В Каире Селим I получил ключи от храма Каабы в Мекке, считавшегося главным мусульманским святилищем. Возвращаясь из Египта, султан увез в Стамбул последнего аббасидского халифа ал-Мутаваккиля, жившего при дворе мамлюкских правителей, и основные атрибуты его власти - плащ пророка, знамя и другие священные реликвии.

Впоследствии сложилась легенда о передаче ал-Мутаваккилем титула и прерогатив халифа всех мусульман турецкому султану. На самом деле Селим I лишь включил в свою титулатуру почетное звание "служитель обоих священных городов", т.е. Мекки и Медины. Этот титул, а также обладание священными реликвиями значительно усилили претензии османских султанов на политическое верховенство в мусульманском мире.

С установлением османского господства в Сирии и Египте не произошло существенных изменений в земельных отношениях и в общественном строе этих стран. Арабские феодалы, поддерживавшие мамлюков во время войны с турками, были лишены своих владений. Зато те, кто выступили против мамлюков на стороне Селима I, значительно усилились, расширив свои владения за счет земель, отобранных у приверженцев мамлюков. Тимарная система не получила здесь широкого распространения. Лишь в Халебском округе конфискованные земли раздавались в качестве тимаров и зеаметов. Этот округ был превращен в военный плацдарм с готовой вооруженной силой для подавления восстаний сирийского населения против османских властей. После победы над мамлюками Селим I, получивший прозвище "Явуз" (Грозный), задумал еще один поход против Исмаила, чтобы окончательно разделаться с шахом.

Однако известие о новом восстании в Анатолии вынудило его изменить свои планы.

Выступление началось в районе Токата и Амасьи в 1519 г. Во главе движения встал шейх Джеляли. Объявив себя Махди, он собрал около 20 тыс. сторонников и во главе их двинулся на Токат. После напряженной борьбы отряды шейха были разбиты султанскими войсками, Джеляли попал в плен и был обезглавлен. Хотя это восстание, как и другие, потерпело неудачу, оно настолько напугало османские власти, что имя Джеляли стало для них нарицательным: в официальных отчетах народные повстанцы стали называться "джеляли".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать