Развитие Османской империи
p align="left">Увеличение роли "государевых рабов" в окружении монарха и в управлении страной, возрастание значимости бюрократических элементов в административном аппарате способствовали утверждению деспотических начал османского политического режима. Объявленный мусульманскими законниками "тенью бога на земле" султан (а точнее падишах, т.е. император) полностью распоряжался жизнями и имуществом всех своих подданных. Его личность считалась священной и неприкосновенной.

Первой фигурой в империи после султана был великий везир, который ведал всеми политико-административными и военными вопросами. Ему подчинялись все остальные везиры, государственные чиновники, губернаторы провинций. В годы правления Сулеймана I су-щественно возросла роль лица, считавшегося высшим духовным авторитетом в государстве - столичного муфтия, или шейх-уль-ислама. Стремление османских правителей использовать ислам для укрепления авторитета центральной власти нашло свое выражение в сложившейся практике испрашивать у главного муфтия фетву по важнейшим I решениям, принимаемым султанским правительством.

Наиболее важные вопросы обсуждались в государственном совете - диване. Первоначально султан лично присутствовал на всех заседаниях дивана, но с конца XV в. стал все реже там появляться, а затем и вовсе перестал принимать участие в его работе. В диван входили великий везир, шейх-уль-ислам и наиболее важные сановники, в частности глава финансового управления и глава ведомства, разрабатывавшего законы и руководившего внешними связями, а также два главных военных судьи, назначаемых из числа улемов и ведавших вопросами правосудия и просвещения.

В середине XVI в. Османская империя делилась на 21 эялет (провинцию). Во главе каждого эялета находился бейлербей (губернатор), имевший титул паши и сосредоточивший в своих руках всю полноту военной и административной власти в провинции. Каждый бей-лербей имел свой двор, канцелярию и диван. Эялеты делились на сан-джаки (уезды), правители которых носили титул санджакбеев и пользовались на подчиненной им территории той же полнотой власти, что и бейлербей в провинциях. Санджак был основной административно-территориальной единицей империи. В правление Сулеймана I насчи-тывалось до 250 санджаков.

Всю свою энергию османские правители направляли на создание боеспособной армии и на поддержание военно-феодальных устоев государства. Военные силы турок состояли из сухопутных войск и флота. Турецкий флот стал быстро расти с конца XV в., когда султанское правительство развернуло интенсивное строительство морских судов в портовых городах империи. В первой половине XVI в., одержав ряд побед над испанскими, португальскими и венецианскими эскадрами, османский флот стал контролировать большую часть Средиземного моря. В ряде операций, как, например, во время осады Родоса и Мальты, султанская флотилия насчитывала до 300-400 различных военных судов.

Еще более грозной и могущественной была сухопутная армия. Она делилась на постоянное войско и провинциальное ополчение. В постоянном войске, целиком находившемся на содержании правительства, выделялся янычарский корпус, которому придавались некоторые другие воинские соединения, в частности пушкари. Турецкие султаны обращали большое внимание на состояние артиллерии. В армии Сулеймана насчитывалось до 300 орудий различных калибров. Помимо янычарской пехоты имелась и султанская конная гвардия. Во время походов она обеспечивала охрану султана и великого везира, а в ходе сражений прикрывала фланги янычар.

Стремление турецких султанов к усилению центральной власти нашло свое отражение и в увеличении численности постоянного войска. Если в середине XV в. янычарский корпус насчитывал всего 3-5 тыс. человек, то при Сулеймане он вырос до 12 тысяч. Всего в постоянных войсках в эти годы служило около 50 тыс. человек. До середины XVI в. основной силой османской армии продолжали оставаться провинциальные ополчения, состоявшие из сипахийской конницы и различных вспомогательных войск. По различным сведениям, сипахийская армия в то время насчитывала от 130 до 200 тыс. человек. В дальнейшем стали все более отчетливо выявляться результаты радикальной перестройки османской армии, начавшейся еще в XV в. в связи со все более широким оснащением ее огнестрельным оружием. Постепенно феодальное конное войско уступило свою ведущую роль пехоте, вооруженной пищалями (позже - мушкетами). Обремененная расходами по проведению частых военных экспедиций, османская казна не могла постоянно содержать большой армии. Поэтому значительная часть отрядов турецких стрельцов - тюфенкчи -набиралась на время похода из числа безземельных крестьян, вынужденных искать себе пропитание вне родной деревни.

Международные связи Османской империи. Первые "капитуляции". Превращение Османского государства в подлинно мировую империю позднего средневековья значительно усилило его влияние в международной жизни и способствовало пересмотру стратегических целей внешнеполитического курса Порты. Если на рубеже XV-XVI вв. на первом месте для османской правящей верхушки было осуществление широких экспансионистских планов в Европе, Азии и Африке, то во времена Сулеймана I и его преемников главное внимание сосредоточивалось на сохранении и упрочении статуса мировой державы. Поэтому Порту заботило не только противоборство с Австрией и стоявшей за ней "Священной Римской империей" в Центральной Европе, но и рост могущества Московского государства, наличие серьезного соперника - Сефевидской державы на восточных границах, антиосманская политика Испании в Северной Африке, успешные действия португальского флота в Индийском океане. В сочинении об открытии Америки, написанном для султана в 1580 г., отмечались опасности для исламского мира роста торговых связей, вызванного утверждением европейцев в Америке, Индии и в Персидском заливе. В этой связи была предложена идея строительства канала из Средиземного моря к Суэцу, что позволили бы сосредоточить в Суэце большой флот и с его помощью захватить морские порты Индии, дабы "изгнать неверных и принести драгоценные изделия из тех мест в нашу богохранимую столицу".

Внешняя политика Порты в XVI в. не стала менее агрессивной, но опыт затяжных австротурецких войн показал, что к середине века в Европе установилось определенное равновесие османских и антиосманских сил. Более того, существование постоянной турецкой угрозы способствовало складыванию в Центральной и Восточной Европе крупных централизованных и многонациональных государств, способных противостоять османской военной экспансии. В новых условиях для Порты было особенно важно не допустить создания мощной антиосманской коалиции и принять все меры для ослабления тех стран, которые реально или потенциально могли быть силой, угрожавшей прочности позиций империи.

Важное место в усилиях султанских властей было отведено дип-ломатическим и торговым отношениям с другими государствами. С конца XV в. такие связи были установлены с Венецией, Генуей, Ираном, Венгрией, Австрией, Польшей, Россией и другими странами. Первое официальное турецкое посольство в Европу отправилось в 1479 г. после окончания войны с Венецией. В XVI в. практика обмена посольствами по случаю заключения мира дополнилась учреждением европейских представительств при Порте. Османские султаны активно использовали подобные контакты для разжигания соперничества между наиболее влиятельными соседними государствами, но вместе с тем не стремились следовать европейским нормам и правилам дипломатии. Соглашения о мире с европейскими государствами трактовались ими как милость по отношению к последним, а получаемые от них денежные суммы - как харадж, дань, с помощью которой неверные могут купить мир с мусульманами.

Длительная и упорная борьба с Габсбургами, которые правили Австрией и Испанией, определила включение Османского государства в лагерь их врагов и сблизила с Францией. Военные неудачи французов в Северной Италии ускорили это сближение. Первый французский посол, прибывший в Стамбул в 1534 г. с предложением об установлении договорных отношений, нашел здесь полное понимание. В 1536 г. между двумя странами была достигнута договоренность о совместных военных действиях против Габсбургов. Тогда же начались переговоры о торговых льготах французским купцам в Османской империи. Первое такое соглашение было подписано в 1569 г. и получило широкую известность под названием "капитуляции" (от латинского слова "капитул" - статья, глава). На основании привилегий, дарованных турецкими султанами различным европейским странам, подданным этих стран давалось право беспрепятственно въезжать в османские земли, заниматься там своими делами и отправлять богослужение. К. Маркс отмечал, что особенностью "капитуляций" является то, что они, в отличие от договоров, не основаны на взаимности, не обсуждаются совместно заинтересованными сторонами и не утверждаются ими на основе взаимных выгод и уступок. Наоборот, они являются односторонне дарованными льготами, которые соответствующее правительство может по своему усмотрению взять назад. Еремеев Д. Е. История Турции в среднии века и новое время. М., 1992 г. Стр. 78

"Капитуляция" 1569 г. создавала особый льготный режим для французской торговли в османских владениях, устанавливала неподсудность французских купцов шариатскому суду за совершенное в стране преступление, обеспечивала неприкосновенность личности купца и его имущества, запрещала туркам захватывать французские торговые суда, брать в плен и обращать в рабство французских моряков.

В 1580 г. Англия получила у турок право организовать свою левантийскую торговую компанию. Целью ее операций стало получение из стран Ближнего и Среднего Востока сырья для своих мануфактур. Добившись права торговать в Леванте под собственным флагом (а не французским, как было до тех пор), Англия получила такие же льготы и привилегии, как и Франция. С этого времени на Ближнем Востоке между английскими и французскими купцами возникла конкуренция, перешедшая затем в открытую борьбу между Англией и Францией за экономическое и политическое преобладание.

С присоединением к России Астраханского и Казанского ханств и после вступления в состав России кабардинского народа русско-турецкие отношения значительно осложнились. В 1569 г. турки попытались захватить Астрахань. Султанское правительство рассчитывало и только обосноваться в устье Волги и на Северном Кавказе, но и обеспечить себе возможность нападения на государство Сефевидов с севера, а Турецко-татарское войско численностью в 60 тыс. человек двинулось из Крыма в Азов, намереваясь с Дона перебраться на Волгу и направиться к Астрахани. На ста галерах были отправлены пушки, 5 тыс. янычар и 3 тыс. землекопов (последние должны были прорыть канал между Доном и Волгой). Расчет на легкую победу не оправдался. Канал так и не был вырыт, а осадные орудия не удалось переправить к Астрахани. Вместо ожидаемой помощи турки встретили враждебное отношение населения Поволжья и Северного Кавказа, что и помогло русским отстоять Астрахань. Занятая в то время Ливонской войной. Россия не имела намерения углублять конфликт, вот почему царь Ива н IV отправил к султану своих представителей для мирных переговоров. После этого между Османской империей и Россией крупных военных столкновений не было около ста лет.

Глава 3. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В ПЕРВЫЕ ВЕКА ОСМАНСКОЙ ЭПОХИ

Со второй половины XV в. в османском обществе начинается подъем в различных областях культуры, прежде всего в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре. В это время получили также развитие математические, медицинские и географические знания, стала складываться османская историография.

По примеру большинства восточных народов у турок особенной популярностью пользовалась поэзия, а также народные сказки, предания, житийные и исторические повествования, рассказываемые обычно на улицах и площадях народными сказителями - меддахами. С их творчеством связано и рождение турецкой поэзии. Она складывалась под влиянием арабских и персидских образцов, отражая как традиции народной поэзии с ее суфийской символикой и идеалами равенства и справедливости, так и светской, городской культуры с ее интересом к реальной жизни и живому человеку.

Наиболее ярким представителем творчества странствующих народных певцов-ашиков был в XVI в. Пир Султан Абдал. Религиозно-философские взгляды поэта, основой которых была любовь к людям, "страдающим на этой черной земле", привели его в ряды противников султанской власти. Он стал предводителем одного из восстаний кызыл-башей в Анатолии, провозгласив: "Пусть шах взойдет на стамбульский трон, пусть будут свергнуты беи, паши, захвачены нами все земли После поражения повстанцев Пир Султан Абдал был схвачен и казнен, но его стихотворные строки остались в памяти народа.

С середины XV в. в турецкой литературе появляется целая плеяда талантливых поэтов, использующих различные жанры светской поэзии. Особый интерес вызывает творчество поэтессы Михри-хатун (ум. 1506), чьи стихи о любви поражают глубиной чувств. Впрочем, уже само появление на литературной арене женщины, отличавшейся оригинальным умом и образованностью, составляло выдающееся явление в общественной жизни того времени. Блестящим представителем лирической поэзии XVI в. был Молла Махмуд, известный под псевдонимом Абдул Бакы ("Раб всевечно-го"), которого называли "султаном турецких поэтов". Стихи Бакы - любимого поэта Сулеймана Кануни - хотя и мало оригинальны, но отличаются высокими стилистическими достоинствами. Среди произведений турецкой прозы необходимо отметить сборник небольших рассказов, анекдотов и шуток (они назывались "латифа"), составленный известным писателем из Бурсы Лямии (ум. 1531). Латифа были одним из наиболее распространенных в то время жанров городской литературы, поскольку откликались на самые животрепещущие вопросы, волновавшие горожан. В сборник Лямии впервые включены рассказы о Ходже Насреддине. Сельский имам, живший на рубеже XIII-XIV вв. и прославившийся своим вольнодумством и острословием, превратился в дальнейшем в легендарную фигуру "возмутителя спокойствия". Его образ стал собирательным и вместил в себя многих героев народных рассказов и шуток о мудрецах, глупцах, веселых плутах и шутах, прикидывавшихся простаками.

Значительного расцвета в XV-XVII вв. достигла архитектура, развивавшаяся на основе использования опыта, накопленного мастерами-ремесленниками, вывезенными из различных стран. Султаны, светские и духовные феодалы стремились прославить себя возведением великолепных дворцов и мечетей и поэтому поощряли строительное искусство.

Созданием замечательных архитектурных ансамблей стяжал известность архитектор Коджа Синан, грек по происхождению, взятый по девширме на султанскую службу. За свою долгую жизнь (1489-1588) он построил свыше 360 различных архитектурных сооружений - мече-тей, медресе, дворцов, караван-сараев, библиотек, фонтанов, бань, мостов. Вершиной его творчества и шедеврами мирового зодчества являются мечети Шахзаде и Сулейманийе в Стамбуле и мечеть Селима в Эдирне.

Возводимые дворцы и мечети стали украшаться богатым декоративным убранством, что способствовало расцвету резьбы по камню и дереву орнаментальной живописи, керамики, а также каллиграфии. Благодаря живому интересу Мехмеда II к европейскому и восточному искусству, в частности кживописи, получает большое развитие турецкая миниатюра, отмеченная стремлением к конкретизации образов, портретному сходству и раскрытию внутреннего мира человека. Таков знаменитый портрет Фатиха с розой, выполненный Наккаш Синан-беем в стиле мастеров итальянской школы, портреты Нигярн (ум. 1577), жанровые картины крупнейшего мастера миниатюрной живописи XVI в. Османа. При активном участии Мехмеда II складывается многоступенчатая система образования ) медресе, где наряду с изучением арабского и персидского языков, тесрии мусульманского права (фикх), богословия (калам) велось обучение логике, арифметике, астрономии, медицине. Тогда же открылаа первая математическая школа. Ее основатель - ученик великого астронома Улугбека Али Кушчу. Не меньшей известностью пользовались труды астронома и математика Лютфи То-катлы, казненного в 1494 г. по обвинению в ереси. С успехами в мате-матике и астрономии связано и накопление географических знаний. Еремеев Д. Е. История Турции в среднии века и новое время. М., 1992 г. Стр. 87

Мировое значение обрели труды турецкого мореплавателя Пири Рейса (ум. 1554) - его мошкой атлас "Бахрийе", который содержит полное описание Средиземного и Эгейского морей, и карта мира, выполненная в 1517 г. При составлении последней Пири Рейс использовал карты итальянских и португальских мореплавателей, в том числе не сохранившуюся карту Колуиба.

На рубеже XV-XVI вв., стала складываться османская историография, чье развитие находилось под пристальным вниманием султанского двора. Основным видом исторических сочинений того времени были хроники, где описывались события мировой истории и излагалась турецкая история от легендарного Огуза до правящего султана. Хроники вбирали в себя не только исторический материал, но и сюжеты житийной литературы, легенды и предания. Летописцы стремились утвердить престиж правителей империи, доказать легитимность сул-танской власти и превосходство Османидов над другими мусульманскими государями. Среди наиболее известных исторических сочинений можно отметить "Джихан-нкма" ("Зерцало мира") Мехмеда Нешри (ум. 1520), "Хешт-и бехишт" ("Восемь парадизов") Идриса Битлиси (ум. ок. 1523), многотомную Османскую историю" Ибн Кемаля (ум. 1534).

С великими географическими открытиями завершается средневековье и начинается Новое время. Наступление новой исторической эпохи означает становление принци-пиально иных, капиталистических, отношений, опирающихся не на силу политического диктата, а на экономические возможности. Начинается утверждение нового ("западного") цивилизационного порядка с присущими ему духовными ценностями и культурными достижениями. Для Османской империи, как и для всего азиатско-африканского мира, вступление в эпоху Нового времени означает прежде всего переход к другим ролям во всемирно-историческом процессе: странам Востока предстоит включиться в мировую капиталистическую систему в качестве периферийных ее элементов. Это включение предполагало не просто приобщение в тех или иных формах к новой цивилизации, но насильственное изменение направления собственной исторической эволюции восточных обществ, которые не были готовы к подобным переменам. Сравнение различных стран мира в переходный период XV-XVI вв. позволяет увидеть явную неравномерность процесса общественного развития. В то время как в ряде стран Западной Европы уже начался генезис капитализма, в Османской империи заново воспроизводились феодальные порядки, а само общество демонстрировало про-чную приверженность к традиционным духовным ценностям ислама. Новычев А.Д. Турция: краткая история. М., 1965 г. с. 182

Характер аграрных отношений в складывавшейся империи, уровень развития ремесленного производства и торговой активности, система ее политических институтов и состояние культурной жизни позволяют утверждать, что Османская держава была довольно типичным выражением восточного средневековья. Более того, в экономике и в социально-политической жизни турков-османцев обнаруживается много общего с тем, что уже было пережито в сельджукскую эпоху и в период бейликов.

Вместе с тем начавшаяся османская эпоха имеет важные отличия. Отмечаемое в XIII - первой половине XV в. складывание турецкого народа как отдельного этноса сменяется формированием общества им-перского типа. Последнее выступает как гетерогенный социум, который включает народы и племенные коллективы, различающиеся по уровню социально-экономического и политического развития, по языку, религии и историческому наследству. Соединение таких разнородных элементов возможно лишь с помощью сильной центральной власти. Отсюда столь пристальное внимание османских султанов - начиная с Мехмеда II и до Сулеймана Кануни - к созданию эффективно действующего аппарата управления и повышению военного потенциала империи. Отсюда и желание упрочить позиции самих властителей, толкнувшее Мехмеда II ввести кровавый обычай казни всех возможных претендентов на престол в момент прихода к власти очередного султана.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать