Российская государственная библиотека
p align="left">При Цветаеве под влиянием революционной ситуации в стране были утверждены новые правила о Совете Музеев: в состав Совета впервые введены помощники библиотекаря и хранителей, консерватор картинной галереи, заведующий читальным залом. Цветаев - действительный член Петербургской Академии художеств, член-корреспондент по разряду классической филологии и археологии филологического отделения Российской Академии наук, почетный член Болонского университета, профессор Московского, Киевского, Варшавского университетов, основатель и первый директор Музея изящных искусств (ныне - Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Многими высокими наградами России, Италии, Пруссии отмечены его заслуги перед российской и мировой культурой, а на здании Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина сегодня - мемориальная доска в память И.В. Цветаева. В 1913 г. Цветаев был единогласно избран почетным членом Московского публичного и Румянцевского музеев.

С 1910 по 1921 г. директором Музеев был князь Василий Дмитриевич Голицын (1857-1926). По окончании Пажеского корпуса Голицын был зачислен пажом к Высочайшему двору. В 1877 г. с началом войны с Турцией поступает в Действующую армию, принимает участие в труднейших военных походах. За боевые заслуги был награжден многими орденами, в том числе орденом Св. Станислава 3-й степени с мечом и бантом, Св. Анны 4-й степени с надписью "За храбрость", Железным крестом князя Карла Румынского, учрежденном в память перехода через Дунай "как бывший на фронте во время обложения и взятия Плевны". Начав службу корнетом, в 1885 г. по семейным обстоятельствам был уволен в отставку в чине подполковника "с мундиром". В трудный переломный период Голицын умело руководил Музеями. Голицын был директором Московского публичного и Румянцевского музеев, единственным и последним директором Императорского Московского и Румянцевского музея и первым директором послереволюционного Государственного Румянцевского музея. При Голицыне Библиотека Румянцевского музея с 1913 г. впервые стала получать деньги на комплектование фонда; была построена новая картинная галерея с Ивановским залом; здание нового книгохранилища; построен читальный зал на 300 мест. После нескольких лет вынужденного перемещения в Исторический музей в Румянцевский музей вернулись рукописи Л.Н. Толстого; построен Кабинет Толстого; по инициативе и при активном участии Василия Дмитриевича в 1913 г создается "Общество друзей Румянцевского музея" "с целью содействия Румянцевскому музею в осуществлении его культурных задач".

С началом Первой мировой войны, испросив двухмесячный отпуск у министра народного просвещения В.Д. Голицын отправляется в качестве уполномоченного с санитарными поездами Дворянской организации на театр военных действий. За работу по организации санитарного поезда и участие в войне получил благодарность императрицы Марии Федоровны, покровительницы Российского общества Красного Креста. В 1913 г. В.Д. Голицын был избран почетным членом Русского библиографического общества, почетным членом Тульской губернской архивной комиссии, позже - почетным членом Псковской губернской архивной комиссии, переизбран на должность почетного мирового судьи. Первые четыре послереволюционные года Голицын продолжал исполнять свой долг директора Румянцевского музея: Музей принимал нарастающий поток новых, менее образованных, чем прежде, читателей, что создавало определенные сложности в обслуживании, рассылал эмиссаров по стране, чтобы не дать пропасть потерявшим своих владельцев коллекциям. В 1918 г. Голицын был приглашен для работы в Музейно-бытовой комиссии Моссовета, занимавшейся обследованием усадеб, личных коллекций, библиотек и выдачей охранных грамот их владельцам. В 1918 г. в соответствии со вступившим в силу новым Положением Румянцевского музея В.Д. Голицын стал председателем Комитета служащих. 10 марта 1921 г. на основании ордера МЧК Голицын был арестован, вскоре отпущен без предъявления обвинения. С мая 1921 до последнего дня своей жизни В.Д. Голицын был заведующим художественным отделом Государственного Румянцевского музея, потом Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина.

1.4. Руководство и управление музеями

До 1867 г. Московский публичный и Румянцевский музеи находились в ведении Министерства народного просвещения и в непосредственном управлении попечителя Московского учебного округа. В 1867 г. Музеи перешли полностью в ведение Министерства народного просвещения и продолжали там оставаться до 1917 г.

Во главе Музеев стоял директор. Замещать его во время его отсутствия мог только библиотекарь. При директоре всегда был совещательный орган, председателем которого являлся сам директор. В "Положении о Московском публичном музеуме и Румянцевском музеуме" (1862 г.) записано, что под председательством директора Музеев создается Комитет, "который он [директор] составляет из лиц, заведующих отделениями [Музеев], а равно приглашаемых посторонних ученых и профессоров Университета для рассмотрения вопросов, в коих наука имеет влияние на благоустройство учреждения". В 1869 г, уже в Уставе Музеев сказано: "для содействия директору в управлении Музеями учреждается, под его председательством, Совет Музеев. Состав Совета, предметы, подлежащие его обсуждению и порядок производства в нем дел определяются министром народного просвещения".

В январе 1906 г. - шла первая российская революция - министром народного просвещения утверждаются "Правила о Совете Московского публичного и Румянцевского музеев". Теперь в состав Совета входили не только первые лица Музеев: библиотекарь, хранители отделений, но и их помощники, консерватор картинной галереи, заведующий читальным залом". Произошла определенная демократизация Совета. Так продолжалось до 1917 г.

1.5. Фонды

Фонд Российской государственной библиотеки берет свое начало с коллекции Н.П. Румянцева, в составе которой было более 28 тысяч книг, 710 рукописей, более 1000 карт.

В "Положении о Московском публичном музеуме и Румянцевском музеуме" было записано, что директор обязан "наблюдать" за тем, чтобы в Библиотеку Музеев попадала вся изданная на территории государства литература. Так, с 1862 г. в Библиотеку стал поступать обязательный экземпляр. 80% фонда до 1917 г. составляли поступления по обязательному экземпляру. Дарения, пожертвования стали важнейшим источником пополнения фонда. Недаром писали, что Музей создавался путем частных дарений и общественного почина. Свои ценные коллекции москвичи приносили в свой первый публичный музей, в свою Библиотеку сразу же, как только стало известно об открытии Музеев. Через полтора года после основания Музеев фонд Библиотеки уже составлял 100 тысяч единиц. А на 1 января 1917 г. в Библиотеке Румянцевского музея было уже 1200 тысяч единиц хранения. На каждую книгу от руки писалась карточка алфавитного каталога.

С самого начала фонд Библиотеки складывался как универсальный. Книжные пожертвования помогали не только в целом обогатить фонд, но и восполнить естественные лакуны: отечественные издания за первые 300 лет славянского книгопечатания, спрашиваемые читателями иностранные издания. Денег на комплектование первой публичной библиотеки Москвы до 1913 г. не отпускалось. Редко, но иногда удавалось приобрести книги, рукописи и на деньги, которые выручались от продажи дублетов, или денежные пожертвования. Так, когда министр народного просвещения Авраамий Сергеевич Норов предложил Исакову купить для Музеев его ценнейшую коллекцию книжных редкостей, деньги на ее приобретение были выделены императором Александром II. Профессор политической экономии Н.А. Карышев завещал Музеям не только свою ценную библиотеку книг по экономике на многих иностранных языках, но и 200 рублей ежегодно на пополнение коллекции. А К.Т. Солдатенков передал Музеям при основании 3000 рублей и тысячу рублей передавал ежегодно на комплектование Библиотеки в течение 40 лет. Нередко дежурный при Читальном зале Н.Ф. Федоров на свое более чем скромное жалование покупал отсутствующие в Библиотеке, но запрашиваемые читателями книги.

Нередко авторы приносили в дар Библиотеке Музеев свою первую или особо ценимую ими книгу. Такими дарителями в начале XX века были П.А. Флоренский, М.С. Шагинян, академики и будущие академики В.И. Вернадский, Ю.В. Готье, В.О. Ключевский. О ценности пожертвований в пользу Московского публичного и Румянцевского музеев можно судить по таким примерам.

В коллекции Авраама Сергеевича Норова было 16000 книг. Эта коллекция одних только редкостей до сих пор является жемчужиной фонда РГБ. Ее отличает хороший подбор научных изданий XVIII-XIX вв. В состав ее вошли издания греческих и римских писателей, сочинения Макиавелли, русские научные монографии первой половины XIX в. Исключительную ценность представляет единственная в своем роде коллекция (18 из 26 книг) прижизненных изданий произведений Джордано Бруно с автографом на одной из книг, а также собственноручная рукописная тетрадь Дж. Бруно - "Московский кодекс" (по месту нахождения). В собрании Норова 155 инкунабулов, в том числе "Естественная история" Плиния, изданная в 1469 г. в Венеции, первое иллюстрированное издание "Божественной комедии" Данте (Флоренция, 1481 г.), богатая коллекция эльзевиров.

Собрание исследователя области библиографии Сергея Дмитриевича Полторацкого, вобравшее в себя библиотеку Хлебниковых, было приобретено Румянцевским музеем в 1863-1864 гг. за счет средств, пожертвованных А.И. Кошелевым. В составе коллекции свыше 22000 томов отечественной литературы XVIII-XIX вв., коллекция первых "Русских ведомостей", ценные библиографические пособия, старопечатные книги, рукописи, гравюры. В 1868 г. Полторацкий сам передал Музеям две собственноручные записки Екатерины II и отрывок собственноручной записки Петра I.

Члены императорской фамилии проявляли большой интерес к Московскому публичному и Румянцевскому музеям, неоднократно посещали их, о чем сохранились записи в Книге почетных гостей. Много сделали они и для поддержания и пополнения коллекций Музеев. Александр II в 1861 г. подарил Музеям картину А.А. Иванова "Явление Христа народу". В 1862 г. император пожаловал Музеям 201 картину из отобранных в Эрмитаже специально для Румянцевского музея, а также 20170 листов эстампов и чертежей из дублетов Эрмитажа, помог в приобретении коллекции Норова. Собрание великой княгини Александры Николаевны (3244 тома) в марте 1861 г. было передано в будущие Музеи великой княгиней Ольгой Николаевной.

Наследники императрицы Александры Федоровны в мае 1862 г. передали в Библиотеку будущих Музеев собрание из 9000 роскошных изданий. В последующие годы это собрание неоднократно пополнялось. Великая княгиня Елена Павловна подарила в 1863 г. собрание слепков (121 ед.) со скульптурных памятников Древнего Египта, Ассирии, Малой Азии, Греции с оригиналов из Британского музея. Великий князь, почетный член Румянцевского музея Константин Константинович (К.Р.) не раз передавал сюда книги. В начале XX в. он пожертвовал книги собственного сочинения, в том числе "Сборник стихотворений К.Р. 1900-1910" (СПб., 1911), драму "Царь Иудейский" (СПб., 1914), собственный перевод "Гамлета".

Великий князь Михаил Николаевич в год основания Музеев при посещении их пожаловал диплом, данный графу П.А. Румянцеву на звание генерал-фельдмаршала за подписью императрицы Екатерины II, 1770 г.. напечатанный на большом пергаменном листе с изящными, раскрашенными красками и золотом бордюрами вокруг текста. Великий князь, попечитель Музеев Николай Михайлович в 1912/1913 гг. "препроводил" в Музеи по одному экземпляру своих трудов: "Император Александр I. Опыт исторического исследования". 2 т. (СПб., 1912); "Военная галерея 1812 г. в Зимнем дворце", изданная по высочайшему повелению под редакцией его императорского высочества (СПб., 1912); "Письма высочайших особ к графине А.С. Протасовой" (СПб., 1913); "Генерал-адъютанты императора Александра I с 47 портретами" (СПб., 1913); "Донесения австрийского посланника при русском дворе Лебцельтерна за 1816-1826 гг." (СПб., 1913). Об этих и других дарах и иными путями поступивших в фонд Румянцевского музея коллекциях можно почитать в книге Л.М. Коваль "Не славы ради…" (М., 2000).

1.6. 300-летие Дома Романовых и музеи

В 1913 г. отмечалось 300-летие Дома Романовых. К этому же времени и ко дню рождения Н.П. Румянцева (3 апреля 1913 г.) было приурочено и празднование 50-летия Московского публичного и Румянцевского музеев. Уже говорилось, в связи с пожертвованиями в пользу Музеев, о роли императорской семьи в жизни Музеев. С самого начала попечителем Московского публичного и Румянцевского музеев становился один из великих князей. Члены императорской фамилии избирались почетными членами Музеев.

Они нередко посещали Музеи, оставляя записи в Книге почетных гостей. У Музеев впервые появился покровитель. Им стал император Николай II.

С 1913 г. Московский публичный и Румянцевский музеи в соответствии с высочайшим решением стали именоваться Императорский Московский и Румянцевский музей. В связи с празднованием 300-летия Дома Романовых, Государственная дума в ходе обсуждения юбилейных мероприятий посчитала, что лучшим памятником этому событию будет "Всероссийский народный музей", роль которого были призваны сыграть Московский публичный и Румянцевский музеи. Это потребовало от директора Голицына, сотрудников Музеев мобилизации всех организаторских, интеллектуальных, материальных усилий. И хотя официально "Всероссийским народным музеем" Румянцевский музей никогда не назывался, но, по сути, в годы директорства Голицына Музей был таковым. Князь Василий Дмитриевич Голицын прекрасно понимал, сколь значительно должно быть общественное лицо этого народного по существу и императорского по имени Музея. При нем в состав почетных членов Музеев, наряду с выдающимися государственными деятелями России, избираются российские и зарубежные ученые, директора ведущих библиотек и музеев. С 1913 г. Библиотека Музея впервые стала получать деньги на комплектование фонда.

1.7. Дом Пашкова

Волшебным замком назвал этот дом немецкий путешественник XVII в. И.Рихтер.

Не удивительно. Представьте себе: на Ваганьковском холме, что против Кремля, недалеко от Каменного моста, возвышается белый дом из сказки. И не просто дом - дворец. Парадный вход в усадьбу - через украшенные лепниной ворота со стороны Староваганьковского переулка. На Моховую улицу смотрит фасад. Устремленный вверх четырехколонный портик дворца, вазы над ним. Венчает здание беседка-бельведер. Все здание кажется ажурным, легким, парящим над Москвой. По склону холма перед фасадом за дивной оградой разбит сад. В нем - два каменных бассейна. Между ними - фонтан, редкие иноземные птицы - китайские гуси, попугаи разных пород, белые и пестрые павлины гуляют на свободе либо пребывают в дорогих клетках. Перед домом и садом любили прогуливаться горожане. Особенно много собиралось здесь московского люда по воскресеньям и праздникам. А какая тут была иллюминация, особенно при коронационных торжествах! Иногда в саду играли собственные крепостные музыканты. Бывали в "замке" и театральные представления. Современники вспоминали, что хозяева дома "жили всегда весело и открыто".

Пашков дом, так еще называли это архитектурное чудо, был построен в 1784-1787 гг. по заказу отставного офицера, богатого купца, сына денщика Петра Великого, служившего после Петра губернатором в Воронеже, Астрахани, бывшего членом военной коллегии. Сына звали Петр Егорович Пашков (1721-1790). А споры по поводу зодчего, построившего дворец на Ваганьковском холме, велись издавна, т.к. документов, подтверждающих авторство, не сохранилось. Большинство специалистов склоняется к тому, что автором этого чуда был знаменитый русский зодчий Василий Иванович Баженов (1737/1738-1799), воспитанник Славяно-греко-латинской академии, член Академий художеств в Болонье и Флоренции, академик, а затем вице-президент Петербургской академии художеств.

П.Е. Пашков умер бездетным. Жена ненадолго пережила его. Все владения П.Е. Пашкова перешли к его двоюродному брату А.И. Пашкову, который расширял и украшал дом. С 1831 г. последней владелицей дома была внучка А.И. Пашкова, по мужу Д.И. Полтавцева.

В 1839 г. Пашков дом, по высочайшему повелению, был приобретен для Университетского дворянского института, а с 1852 г. в Пашковом доме помещалась Московская 4-я гимназия.

Но в 1812 г. Пашков дом был еще частным владением. Когда французы вошли в Москву, Стендаль был в Пашковом доме и описал его. Во время Отечественной войны 1812 г. дом серьезно пострадал от пожара. Выгорели интерьеры, обрушилась крыша. Несмотря на то, что дом был частной собственностью Пашковых, деньги на реставрацию самого красивого здания Москвы были отпущены из казны. Авторами реставрации Пашкова дома исследователи называют архитекторов О.И. Бове, С.И. Мельникова и И.Т. Таманского. Бельведер, восстановленный после пожара, имел уже не свободно стоящие колонны, а примыкающие к стене парные полуколонны. Утрачены скульптура, первоначально завершавшая бельведер, и герб Пашкова в обрамлении скульптурной группы, венчавший центральный портик со стороны Моховой улицы. При реставрации были сохранены внутренние пропорции здания. К 1817 г. дом был восстановлен.

В Третьяковской галерее висит картина художника Н.С. Матвеева, посвященная событию, прямо связанному с Пашковым домом. Когда в 1818 г. Прусский король Фридрих Вильгельм Ш, отец супруги будущего императора Николая I, посетил Москву, то пожелал он увидеть панораму Первопрестольной столицы с крыши какого-нибудь высокого дома. Проводили короля с двумя его сыновьями на бельведер Пашкова дома. Посмотрел король на погорелые дома и крыши, встал с сыновьями на колени, отдал три земных поклона Москве и со слезами несколько раз повторил: "Вот она наша спасительница". Это и запечатлено на картине Н.С. Матвеева.

В 1850-е гг. по всей Российской империи ширилось движение за демократические реформы, за создание учебных заведений, библиотек, за открытие музеев. Идея создания общедоступной библиотеки владела умами и в Москве - в канун реформы 1861 г. Такая библиотека вот уже полвека имелась в северной столице - Санкт-Петербурге - Императорская публичная библиотека. В Первопрестольной же, кроме научной библиотеки Московского университета, книжных лавок да еще богатых личных книжных собраний, никаких других библиотек больше не было. Румянцевский музей в Санкт-Петербурге приходил в упадок. 3 мая 1861 г. Высочайшим повелением Румянцевский музей был переведен в Москву. Не последнюю роль в решении вопроса о переводе Румянцевского музея в Москву сыграло предоставление под размещение Румянцевских коллекций именно Пашкова дома, где до того располагалась 4-я гимназия, находившаяся в подчинении попечителя Московского учебного округа Н.В. Исакова. Он чрезвычайно много сделал для положительного решения вопроса о переводе в Москву Румянцевского музея, предложил перевезти именно в Пашков дом Румянцевский музей и, объединив его с коллекциями Московского университета, отобранными для создания Московского публичного музея, разместить их под одной крышей Пашкова дома. Комиссия, изучавшая этот вопрос, сочла знаменитый дворец подходящим для пребывания здесь музеев. Н.В. Исаков стал первым директором Московского публичного и Румянцевского музеев.

Под руководством архитекторов Н.В. Дмитриева и К.К. Рахау в доме была проведена необходимая реконструкция для размещения фондов Музеев. В здании манежа разместился читальный зал, вход в который был устроен со стороны Знаменки. В зале было 20 мест и работал он только световой день. Переходы и анфилады комнат первого этажа главного корпуса были заняты книгохранилищем. Весь второй этаж главного корпуса был отведен для экспозиции иностранной живописи, а на третьем этаже размещался отдел русской живописи. Здесь были представлены подаренные Александром II картина А.А. Иванова "Явление Христа народу" и 201 картина из отобранных в Эрмитаже специально для Московского публичного и Румянцевского музеев, другие картины, принесенные в дар Музеям жертвователями. В перестроенном помещении конюшен были сосредоточены собрания этнографического музея. В левом флигеле Пашкова дома, в нижнем этаже со стороны Знаменки в 1860-е гг. располагалось минералогическое отделение. В 1870-1880-е гг. на месте минералогического отделения расположился читальный зал. Сначала в нем было 80 мест, а к началу века XX-го уже 180 мест, и проведено электричество. В этом зале читали Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Д.И. Менделеев и многие другие. Дежурным при читальном зале последнюю четверть XIX в. служил великий философ и идеальный библиотекарь Н.Ф. Федоров.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать