Российское просвещение в XIX веке и его роль в цивилизационном обновлении страны
p align="left">Появляется во внутренней торговле иностранная магазинная торговля и постоянные ярмарки. Вывоз из России превышал ввоз. Из нее вывозили хлеб, лен, кожи, щетину, лес, мед и многие другие товары. Если в начале 19 века вывозили 19,9 млн. пудов хлеба, то в 60 года вывозилось уже 69 млн. пудов.

Этот процесс первоначального накопления капитала виден и в развитии средств производства, на фабриках и заводах все больше применяется машинная техника.

Если в европейские государства создавали свое экономическое могущество за счет ограбления колоний, то в России рост капитала шел за счет системы откупов, внешних займов. Россия неотвратно шла к капитализму и отмене “тормоза” -- крепостного права.

Внутренняя политика России формировалась под влиянием развития капиталистических отношений внутри страны и международных событий, происходивших в Европе и Америке. Великая Французская революция и последующие за ней Наполеоновские войны и революции в Испании, Неаполитанском королевстве, Пьемонте, революция в Бельгии, Германии, войны за независимость в Латинской Америке не могли не отразиться на России.

Созданный в 1815г. после поражения Наполеона Священный Союз -- это первая международная монархическая организация, направленная на сохранение монархических режимов управления странами. Общество явилось плодом реакции на развитие революционного движения.

Но в начале 19 века стало ясно, что старая система управления себя отжила, необходимы реформы, направленные на ликвидацию уродливых проявлений крепостничества, на обновление государственного строя, политических институтов, системы образования.

Александр I был воспитан вольнодумцем, адвокатом Фредериком Лагарпом, который был знаком с идеями просвещения и революции. Он был мягким, но хитрым человеком.

Александр I, воспитанный Лагарпом, стал противником деспотизма в молодые годы, он часто советовался со своим воспитателем насчет управления государством. Александр I был убежден в необходимости реформ сверху, сделал ставку на прогрессивное дворянство, считал необходимым просвещения масс. Александр I создал “непременный совет” и “негласный комитет”(граф Строганов, кн. Чарторыжский, Новосельцев, граф Кочубей). Александр проводил реформы по крестьянскому вопросу, системе государственного управления, системы образования. Царь попытался освободить крестьян от крепостной зависимости, но члены негласного комитета не поддержали его. Они считали проведение реформы несвоевременным и опасным в связи с непросвещённостью крестьян. Но были изданы указы, призванные смягчить крепостничество. Также был издан указ о вольных хлебопашцах. Помещикам разрешалось отпускать крестьян на волю с землей за выкуп по особому договору. Но за 25 лет царствования АлександраI получили свободу лишь 47.000 крестьян.

С 1801г. указом разрешалось недворянам (купцам, мещанам, государственным крестьянам) приобретать ненаселенные земли и вести на ней свое хозяйство с использованием наемного труда.

С 1804 по 1818г. была проведена крестьянская реформа в прибалтийских губерниях. Крестьяне здесь получили личную свободу, но без земли. С начала 19 века прекратилась раздача свободных крестьян помещикам. Государственные земли давались помещикам на определенный срок. С 1808-09г. запрещено продавать крестьян в розницу. Запрещалось ссылать крестьян в Сибирь за незначительные провинности.

Россия была в эти годы безграмотной страной. Развитие народного хозяйства тормозилось отсутствием образованных людей. Даже губернаторы порой были неграмотны. Реформой 1803-04 годов была создана единая система просвещения от начальной школы до университета. Создана четырехступенчатая система образования:

1).Приходские одно-классные школы для низших слоев общества, где обучали чтению, письму и закону божьему;

2).Трехлетние уездные школы;

3).Шестилетние губернские гимназии;

4).Университеты.

К университету приравнивался Царскосельский и Демидовский (в Ярославле) лицеи, высшие школы, Институт путей сообщения, Горный институт, военные училища и академии.

В 1804г. был принят цензовый устав. Это был наиболее демократичный устав, однако на практике не все проходило так гладко, как кажется.

При Александре I происходит преобразование органов управления. В 1802г. указом царя Сенат был провозглашен верховным органом империи, в его руках сосредотачивалась административная, судебная и контролирующая власть. Но законы принимают силу закона только после утверждения царем. Также в 1802г. происходит реформа исполнительной власти. В стране вводится министерства, административное управление. Учреждалось министерство иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, народного просвещения коммерции, военное и морское. Судебные функции у министерств были изъяты.

В 1809 г. засвечивается проект преобразования власти Сперанского. В основе проекта лежит принцип разделения властей при независимой судебной власти. Согласно проекту, политические права должно было получит средне сословие -- буржуазия. В основе положена идея о трансформации абсолютной монархии в буржуазную, и создание двухпалатного законодательного органа.

На местах должны быть созданы выборные думы. Александр I признал проект удовлетворительным и полезным, но против выступили сановники России, и проект был отклонен. В 1810г. был лишь создан государственный совет, члены которого назначались царем.

Особую ненависть со стороны правящих кругов к проекту Сперанского вызывал его проект финансовой реформы, в котором говорилось, что налоги должны платить все сословия. После войны 1812г. с Францией царизм в России осуществил ряд реформ. С того года началась работа над проектом отмены крепостного права. После смерти Александра I в 1825г. произошло восстание декабристов.

2.2 Многозначность слова «просвещение»

Слово "культура" вошло в русский язык довольно поздно - оно стало известно, как отмечает П.Я. Черных, лишь с середины 30-х годов XIX века. Наличие данного слова в русском лексиконе зафиксировала выпущенная И. Ренофанцем в 1837 году "Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов". Названный словарь выделял два значения лексемы: во-первых, "хлебопашество, земледелие", во-вторых, "образованность". В предложенных толкованиях слова явственно проступала наследственная печать его латинского прародителя: как известно, "cultura" по-латыни - это "возделывание", "обработка", (от colф - "возделываю", "обрабатываю землю"), а также - "воспитание", "образование", "почитание".

До указания Черных на "Карманную книжку... " Ренофанца считалось, что лексема "культура" впервые была зарегистрирована в "Карманном словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка, издаваемом Н. Кириловым" - в знаменитом словаре петрашевцев.

А вот слова "культура" в словаре гения русской культуры Пушкина мы не найдем: в пушкинском лексиконе его полностью заменяет слово "просвещение", причем отношение поэта к различным оттенкам смысла, которые оно передавало, было неоднозначным.

С одной стороны, пушкинские строки отражают признание благостного для России влияния европейского Просвещения: "...И в просвещении стать с веком наравне" ("Чаадаеву", 1821); "Но полно: мрачная година протекла, И ярче уж горит светильник просвещенья" ("Второе послание к цензору", 1824); "О сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель..." (1829). С другой стороны, именно у Пушкина с наивысшей силой прозвучало романтическое неприятие "оков просвещенья", сближение просвещения и тирании:

Судьба земли повсюду та же:

Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье иль тиран.

("К морю. 1824)

Итак, многозначность слова "просвещение" распалась под пером поэта на отдельные смысловые единицы: как синоним "образованности" оно приветствуется Пушкиным, наследником "просвещенного" XVTII века, но как наименование понятия "цивилизация" оно отторгается художником эпохи романтизма - свидетелем крушения просветительских иллюзий о переустройстве мира на основах всемерного распространения Света Разума.

Слово "цивилизация", вошедшее в русский словарный состав так же, как и "культура", в середине 30-х годов XIX столетия, в отличие от слова "культура" Пушкин неоднократно употреблял в критико-публицистических работах, письмах и дневниковых записях, причем встречаются три написания: "сивилизация", "цивилизация" и "la civilisation" (последнее -- в письмах на французском языке).

Совсем иное осмысление давал слову "просвещение" Н.В. Гоголь. В 1846 году он писал: "Мы повторяем теперь еще бессмысленно слово "просвещение". Даже и не задумались над тем, откуда пришло это слово и что оно значит. Слова этого нет ни на каком языке, оно только у нас. Просветить не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь. Слово это взято из нашей Церкви, которая уже почти тысячу лет его произносит, несмотря на все мраки и невежественные тьмы, отовсюду ее окружавшие, и знает, зачем произносит". Гоголь призывает увидеть в словах "Свет просвещения" -- "Его сходившее на землю Слово в двойном естестве Его, и Божеском и человеческом": "Свет Христов освещает всех!"

Гоголь, хотя и не без вечной своей склонности к гиперболизации ("Слова этого нет ни на каком языке, оно только у нас"), раскрывает глубинный, исконный для русского сердца смыл понятия "Просвещение", видя в нем не кальку с французского или немецкого, не плод влияния европейского рационализма, но бесценное наследие христианской веры. Укоренившемуся узкому и поверхностному толкованию просвещения как "умственного образования", как овладения знаниями, писатель противопоставляет всецелое духовное совершенствование человека, "высветление" его, очищение Светом Христовым. Кризисное состояние современной культуры и образования исследователи и педагоги нередко связывают с затянувшимся у нас на века Просвещением, с господством просветительских подходов к воспитанию. Гоголевское размышление о просвещении заставляет задуматься не только о различных значениях слова, но и о разных ипостасях просвещения, существовавших и сосуществовавших в отечественной истории.

Сам Гоголь ни в коей мере не отворачивался от идей европейского просветительства - в тех же "Выбранных местах из переписки с друзьями" (1847), цитаты из которых приведены выше, мы неоднократно встречаемся с характеристикой просвещения в более привычном для нас контексте. Так, например, он пишет о допетровской эпохе: "Крутой поворот был нужен русскому народу, и европейское просвещение было огниво, которым следовало ударить по всей начинавшей дремать нашей массе". Но, создавая специальное письмо о Просвещении, Гоголь представил другой взгляд на устоявшийся в русском сознании термин.

Интерес к истории русской культуры начал проявляться в России примерно в 30-40-е годы XIX в. Он был связан с ростом национального самосознания, общим интересом к историческому прошлому нации, идейной борьбой этого времени, со спорами западников и славянофилов о судьбах России.

К этому времени относится появление самого понятия «культура», которому в первой половине XIX в. чаще соответствовало слово «просвещение». Впервые термин «культура» встречается в «Карманном словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка», изданном М. В. Петрашевским в 1845-1846 гг.

2.3 Культура в период буржуазных преобразований 60-70-х годов

Общественный демократический подъем периода революционной ситуации и первых лет после падения крепостного права внес много изменений в культурную жизнь России. 60-е годы воспринимались современниками как время духовных преобразований, больших надежд и свершений, «Это было удивительное время, - писал публицист и видный деятель революционного движения Н. В. Шелгунов, - спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать. Порыв ее был сильный и задачи громадные». Демократическая общественность активно включилась в решение вопросов просвещения, в первую очередь народного образования.

2.4 Культура пореформенной России. Вторая половина XIX века

Падение крепостного права означало начало нового, капиталистического периода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизнь общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальный и духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал росту культурных потребностей.

Капитализм в целом создал условия для более высокого культурного уровня общества, расширял объективные социальные возможности для овладения культурой значительных общественных слоев.

Капиталистическая эпоха, требовавшая определенного уровня культуры в сфере материального производства, способствовала ускорению процесса демократизации культуры в целом. В пореформенное время была расширена сфера образования, фактически создана силами земства народная школа. Значительно выросла техническая высшая школа, повысился интерес к книге, увеличилась читательская среда, изменился социальный облик читателя.

Однако капиталистическая эпоха в истории России была непродолжительной - капитализм как социально-экономическая формация существовал немногим более полувека. Самодержавие, являясь феодальной политической надстройкой и в пореформенную эпоху, принципиально не изменило своего отношения к культуре, особенно к проблеме просвещения народа.

Развитие культуры во второй половине XIX в. не было равномерным процессом. Его внутренние этапы определяли подъемы и спады в общественно-политической борьбе.

Культура, являясь важнейшей системой общественной жизни, аккумулировала идеи эпохи. Духовная жизнь при капитализме продолжала сохранять классовый характер. Класс выступал носителем и создателем идеалов, ценностных ориентации, этических и эстетических норм жизни. Поэтому, только будучи выразителем общественного прогресса, этот класс мог формировать общечеловеческие ценности и тем самым отражать потребности национального развития.

Именно в таком положении в пореформенную эпоху оказалась русская буржуазия, которая при отсутствии революционности объективно была прогрессивной силой. Антифеодальная, буржуазно-демократическая направленность идейной борьбы того времени определяла общечеловеческую значимость создаваемых культурных ценностей, буржуазных по своей сущности.

Капитализм с его стремлением к расширению хозяйственно-экономических связей отдельных, в том числе и национальных, регионов способствовал усилению общения народов России не только в сфере экономической, но и общественно-культурной, что лежало в основе единства историко-культурного процесса в России в эпоху капитализма. Важность взаимных контактов, идейной близости с русской культурой, прежде всего литературой, неоднократно подчеркивали многие деятели национальных культур. «Каждого из нас, - писал один из основоположников новой грузинской литературы, просветитель Илья Чавчавадзе, - вырастила русская литература».

Но не только русская культура положительно воздействовала на развитие национальных культур. Национальные мотивы питали творчество многих русских писателей, художников, композиторов.

2.5 Борьба общественности за развитие народной школы. Состояние просвещения

Отличительной чертой общественно-культурной жизнипервых пореформенных десятилетий было распространение просвещения. В стране развернулось широкое движение за создание народных школ, изменение методов преподавания в них, предоставление права на образование женщинам. Большую работу по распространению образования среди народа проводили комитеты грамотности, общественные просветительские организации, связанные с земствами. Московский комитет грамотности, возникший еще в 1845 г., впервые поднял вопрос о введении всеобщего начального образования. В 1861 г. при Вольном экономическом обществе был создан Петербургский комитет грамотности. Он ставил целью «содействовать распространению грамотности преимущественно между крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости». Подобные просветительские организации возникли в Томске, Самаре, Харькове и других городах России. В них проводилась работа по составлению каталога книг для начальной школы, написанию учебников, сбору средств для нужд народного образования.

Основоположником народной школы, а также научной педагогики в России по праву считается К. Д. Ушинский (1824-1870/71). Он был замечательным русским педагогом-демократом, автором учебных книг («Родное слово», «Детский мир»), по которым в течение полувека учились десятки миллионов детей в России. Ушинский создал школу русских педагогов (И. Н. Ульянов, Н.Ф. Бунаков, В. И. Водовозов и др.), оказал большое влияние на развитие передовой педагогической мысли других народов России.

В 60-е годы правительство провело реформы в школьном деле,

явившиеся частью социальных преобразований тех лет. В изданном в 1864 г. «Положении о начальных народных училищах» декларировалась бессословность школы, предоставлялось право открытия начальных школ общественным организациям (земствам, органам местного городского управления); женщины получили возможность преподавать в школах. Однако все училища подчинялись Министерству народного просвещения.

Наиболее распространенным типом начальной школы в пореформенной России были земские школы обязанные своим появлением общественной инициативе. За первые десять лет существования земских учреждений (1864-1874) было открыто до 10 тыс. таких школ. В последующие годы их рост несколько замедлился.

Создание начальной народной школы в основном силами земства было серьезным достижением общественно-культурного развития пореформенной России.

В системе начального обучения по уставу 1864 года сохранялись церковноприходские школы, находившиеся теперь в ведении Синода.

Элементарное образование в этих школах, включавшее помимо чтения и письма закон божий, церковнославянское чтение и церковное пение, было значительно ниже, чем в земской школе. Правительство оказывало покровительство церковноприходским школам, стремясь с их помощью воспитать учащихся в духе религиозности и политической благонадежности.

Гимназия, основная форма средней школы, в 60-е годы считалась бессословным общеобразовательным учебным заведением. В это время возникли разные типы гимназий -- реальные и классические. Однако самого начала они не были полностью уравнены в правах, а после 1866 г. классическая гимназия стала практически основной формой среднего образования; реальная же гимназия была преобразована в шестислассное училище без права для ее выпускников поступления в университет.

В пореформенную эпоху были открыты новые университеты в Одессе, Томске. В университетах, получивших автономию, открылись новые кафедры, оживилась научная работа, повысился образовательный уровень выпускников. В университетах в те годы были сосредоточены лучшие научные силы России, работали многие выдающиеся ученые, которые способствовали распространению не только науки, но и просвещения в стране (Д. И. Менделеев, А. М. Бутлеров, А. Г. Столетов, И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев, С. М. Соловьев, Ф. И. Буслаев и многие другие).

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать