Реформы 70-90-х годов ХХ века в Китае и их влияние на дальнейшее развитие страны
p align="left">В некоторых других формах системы производственной ответственности в промышленности упор делался на конкретизацию требований к каждому технологическому звену, специализированной бригаде и отдельному работнику. Соответствие выполняемой работы этим требованиям более тесным образом увязывалось с механизмом начисления заработной платы и премий.

Параллельно с этим возникла необходимость в смене системы управления на средних и крупных промышленных предприятиях Госсектора, раньше сочетавшую в себе директорскую ответственность и производственную деятельность партийных ячеек. На каком-то этапе оправдывавшая свое существование, эта система к середине 80-х годов себя полностью изжила, и партийная часть руководства предприятиями была упразднена. Если честно, то позавидовать участи китайских директоров заводов и фабрик мы бы не осмелились, особенно с учетом кампании на повышение роли собраний рабочих и служащих, профсоюзов и собраний трудовых коллективов в деле управления хозяйственной деятельностью своих предприятий.

Как уже отмечалось, китайским руководством примерно с середины 1984 года началось активное поощрение создания и совершенствования новых производственных промышленных объединений. Ясно, что это было невозможно без реформы системы управления промышленными предприятиями, которая имела по отношению к этим нововведениям переходный характер. Наиболее ключевыми ее моментами в этом ракурсе были такие преобразования, как передача большой части полномочий управленческого аппарата производственным звеньям, сокращение за счет этого самого управленческого аппарата.

В августе 1984 года решением постоянного комитета Госсовета КНР по инициативе министерства Машиностроения данное министерство передало все промышленные предприятия, подчиненные министерству и его региональным представительствам в управление местным органам власти. КНР: справ. / под общей ред. Остроумовой Г.С. - М.,1989. - С.107-108. Гораздо больший реформаторский настрой местных руководителей по сравнению с большинством директорского корпуса крупных и средних промышленных предприятий обусловил в совокупности с этим событием значительный рост темпов создания металлургических компаний, а с начала 90-х годов и концернов внутри отрасли.

Термин «промышленная компания типа предприятия» или «трест» был узаконен еще летом 1979 года. Во «Временных положениях о системе управления общегосударственными специализированными компаниями», принятых в марте 1982 года были определены положения о непринадлежности этих компаний Госсовету КНР, об их подчинении соответствующим по профилю деятельности ведомствам, об определении их статуса по конкретному назначению и сфере охвата производства, о рамках хозяйственной самостоятельности и о перспективах перехода на полный хозрасчет. Гельбрас В.Г. Цена экономических успехов Китая // МЭиМО. - 2008. - №9. - С.42-50.

Создание производственных компаний дало сильный толчок расширению кооперации между предприятиями.

За период с 1984 по 1990 годы Госсовет КНР принял целый комплекс мер, общее назначение которых можно определить, как усилия по превращению национального промышленного потенциала, состоящего из производственных мощностей отдельных предприятий, в единый производственный механизм с максимальной эффективностью использования хозрасчетных внутрихозяйственных связей. Как и из сельского хозяйства к середине 80-х годов, так и из национальной промышленности к началу 90-х годов китайским реформаторам удалось создать единый, цельный и отлаженный механизм с чрезвычайно сложной, по причинам смешения рыночных и социалистических принципов функционирования и масштаба кооперирования, структурой, что и позволяет некоторым западным специалистам говорить о невообразимой сложности и нелогичности основных секторов китайской экономики и с пессимизмом отзываться о долговечности этой модели и здесь есть доля истины.

В 2005 г. госпредприятия, предприятия с государственным контрольным пакетом акций и коллективные предприятия дали 43,1% всей добавленной стоимости промышленности. Остальные проценты пришлись на предприятия с иностранным участием, индивидуальные и частные предприятия.

С начала осуществления политики реформ и открытости, китайская промышленность сохраняет высокие темпы развития. Сложилась ситуация синхронного повышения темпов, качества и отдач. С 1996 г. по производству стали, угля, цемента, химических удобрений и телевизоров Китай занимает первое место в мире.  Иванов С.М. Промышленная политика Китая: очевидное достижение // Экономика.- 2006. - №1. - С.52.

До 1978 г. в Китае существовала только экономика общественной собственности, государственные предприятия составляли 77,6 процента, коллективные -- 22,4 процента. Реформы открыли широкое пространство для совместного развития всех секторов экономики, словно грибы после дождя выросли предприятия с участием зарубежного капитала и предприятия, инвестированные бизнесменами из Сянгана, Аомэня и с Тайваня. Появились также индивидуальный и частный экономические секторы.

Реформа госпредприятий постоянно занимает центральное место в перестройке экономической системы Китая.

Правительство провело множество экспериментов в попытке решить больную проблему затяжной и широкомасштабной нерентабельности государственных предприятий. В настоящее время в основном завершена работа по преобразованию госпредприятий в акционерные общества, и там, где осуществлен переход на акционерный режим, устойчиво растет рентабельность хозяйствования, заметно увеличивается совокупная мощность госпредприятий. Это, несомненно, усиливает их доминирующую роль в контроле и воздействии на развитие народного хозяйства.

По статистическим данным 2005 г., среди китайских предприятий, входящих в 500 сильнейших предприятий мира, 15 расположены в континентальной части Китая и без исключения относятся к государственному сектору. Большинство из 500 сильнейших отечественных предприятий составляют государственные и государственно- холдинговые предприятия, их общий оборот составил 86 процентов ВВП всей страны. Это лишний раз подтвердило, что госпредприятия являются костяком национальной экономики. В то же время необщественный сектор играет немаловажную роль в развитии производства разных отраслей Иванов С.М. Указ. соч. С.53-54.. Так, из 40 промышленных отраслей насчитывается 27, предприятия необщественной собственности более половины всех предприятий, в отдельных отраслях - более 70 процентов.

Строительство электросетей также находится на этапе самого быстрого в истории развития, региональные магистральные электросети покрывают все города и большую часть деревни. В настоящее время электроэнергетика Китая вступила в новый этап развития, характеризующийся современным техническим оснащением на базе крупных агрегатов, крупных электростанций, крупных электросетей и прогрессивными технологиями сверхвысоконапряженной передачи и автоматизированного управления. Гельбрас В.Г., Кузнецова В.М. Указ. соч. С.121-126.

С 80-х гг. прошлого века правительство вложило огромные средства в создание крупных современных угольных шахт, что обеспечило неуклонное возрастание угледобывающей мощности. Благодаря техническому прогрессу в области угольной промышленности Китай теперь имеет все возможности самостоятельного проектирования, строительства, технического оснащения и управления крупными угольными карьерами мощностью до десятков миллионов тонн и крупными шахтами. Непрерывно улучшаются технологии и оборудования обогащения различных сортов угля, в опытном порядке внедряются в производство технологии по сжижению и подземной газификации угля.

Нефть и природный газ являются стратегически важными ресурсами. Начиная с 1997 г., годовая добыча нефти в Китае 9 лет подряд превышала 160 млн. тонн, занимая 5-е место в мире. Развитие нефтяной промышленности дало сильный стимул местной экономике и смежным отраслям, в том числе машиностроению, черной металлургии и транспорту.

Чтобы освободиться от пут, каковыми является нехватка энергии для развития экономики, Китай целенаправленно и в зависимости от возможностей регионов приступил к освоению новых энерго-источников: ветровую, солнечную, геотермическую энергию и энергию приливов. Китай богат ресурсами ветровой энергии и имеет большой потенциал для ее масштабного развития. С 2001 по 2005 гг. правительство ассигновало на выработку ветровой энергии 1,5 млрд. юаней, на этих средствах было смонтировано около 200 тыс. малогабаритных ветроэлектрических установок, которые сыграли важную роль в снабжении энергией сельских и скотоводческих районов. Северные районы страны, что богаты ветровой энергией, постепенно превращаются в арены конкуренции для отечественных и зарубежных инвесторов. В то же время в западных районах страны, где среднесуточная интенсивность солнечного излучения составляет 3 кВт. ч, солнечная энергия получила широкомасштабное пользование. Так, в уезде Юйчжун провинции Ганьсу построена самая крупная в Азии показательная база технологий солнечного отопления и охлаждения, которая одновременно функционирует как центр обучения для специалистов из развивающихся стран в области солнечной энергии. Энциклопедия нового Китая. Промышленность. С.217-219.

В феврале 2005 г. постоянный комитет ВСНП принял « Закон о возобновляемых источниках энергии», где четко определены обязательства и ответственность правительств, предприятий и частных лиц по освоению и пользованию возобновляемыми источниками энергии, предложен целый комплекс политических установок и конкретных мероприятий, включая систему целевых количественных показателей, режим целевой финансовой поддержки, налоговые льготы. Правительство всемерно добивается цели постепенного повышения удельного веса экологически чистых возобновляемых энергоресурсов в общем энергопотреблении. Родригес А.М. Указ. соч. С. 151.

Машиностроение обеспечивает промышленные отрасли, крупным комплектным оборудованием высокого класса, включая крупные газотурбины, крупные насосные агрегаты, атомные энергоблоки, трансформаторное оборудование сверхвысокого напряжения постоянного тока, крупное комплектное оборудование для металлургии, по выпуску химудобрений и нефтехимической продукции, оборудование для городского рельсового транспорта, новейшее оборудование для бумажной и текстильной промышленности. Машины и транспортное оборудование стали основными статьями экспорта Китая в период 1996-2005 гг. и удерживали первое место среди экспортных товаров страны. В 2005 г. экспорт механического и транспортного оборудования в стоимостном выражении достиг 290,6 млрд. долларов США, увеличившись на 8,4 процента против предыдущего года. Сладковский М.И. Указ. соч. С.224-226.

С 90-х гг. автомобилестроение как одна из опорных отраслей отечественной экономики получило стабильное развитие. Производственная мощь увеличилась с 514 тыс. автомашин в 1990 г. до 2070 тыс. штук в 2000 г. В 2005 г. валовой выпуск машин составил 5705 тыс. шт., из которых насчитывается 3931 тыс. легковых и пассажирских машин, сбыт достиг 5918 тыс. шт., включая 3971 тыс. легковых и пассажирских машин. В Китае автомобили традиционно считались слишком роскошными и потому недоступными для простого народа потребительскими товарами. Но сегодня они стали широко входить в быт населения, в результате сбыт автомобилей стал самой динамичной составляющей розничной торговли.

Несмотря на неуклонное и весьма успешное продвижение китайских реформ, все усилия по наращиванию национального производственного потенциала почти полностью «съедаются» бешеными темпами прироста населения. Из-за сохраняющейся низкой степени китайской экономики в мировую систему разделения труда, которую можно еще назвать и неравноправной интегрированностью, рассчитывать в ближайшем будущем на некоммерческие иностранные финансовые вливания Китаю не приходится. Темпы роста населения не позволят Китаю такой роскоши, как торможение демократизации экономики ради идеологических и даже политических соображений; то есть переход - возврат к более приближенным социалистическим формам производства, неминуемо грозящий снижением экономической эффективности народного хозяйства, невозможен. Следовательно, рано или поздно Китай, как бы ни старался он оттянуть официальное признание этого факта, придет к чисто рыночной концепции экономики. Делюсин Л.П. Кто тормозит реформы? // Азия и Африка сегодня. - 2002. - №9. - С.19-24. Принцип наивысшей экономической целесообразности, из нее вытекающий, грозит такой безработицей, (в будущем с повышением производительности труда она может принять вообще трудновообразимые размеры), а за нею и таким падением среднего уровня жизни в КНР, что с учетом численности населения этой страны последствия при таком ходе событий могут быть не просто катастрофическими, но и гибельными для всей планеты. Всемирная продовольственная, ресурсно-сырьевая проблема, которая абсолютно неизбежно проявится уже через 50-100 лет на экономике всех стран, только увеличивает вероятность такого развития событий. То же самое произойдет, если Китай официально заявит о переходе к рыночной концепции экономики. Энциклопедия нового Китая. Реформа экономической системы. С.338-340. Возможная помощь и инвестиции зарубежных промышленных компаний могут быть нивелированы неизбежным политическим кризисом в «переходный период». Все вопросы, конечно, начинаются со слова «насколько». Насколько подготовленным окажется китайское общество к отказу от социалистической концепции развития? Насколько будет подготовлен амортизационный механизм для борьбы с негативными последствиями перехода к рыночной концепции? Насколько быстро пройдет подвергшаяся психологическому кризису часть китайского общества этот «период адаптации»? Насколько действенна и велика будет поддержка Китая мировым экономическим сообществом? Насколько велик будет накопленный Китаем экономический потенциал и насколько долго будет он способен поддерживать необходимые темпы экономического роста? От всех этих «насколько» и зависит судьба далеко не только одного Китая.

Быстрый экономический рост немало наблюдателей восприняли как настоящее чудо. Подробно тому, как в прошлом аналогичном образом расценивались успехи экономического подъема Японии, Южной Кореи, Тайваня, в настоящее время с восторгом говорится о Китае. Произошедший экономический подъем в столь крупной и в недавнем прошлом отсталой стране имеет огромное значение. Он привлекает к себе пристальное внимание и вызывает уважение.

В «Обзоре экономики Китая», опубликованном в 2005 г. Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), прямо говорится, что нет никаких признаков замедления этого роста в обозримом будущем. И западные аналитики не ошиблись: уже первые предварительные данные за 2005 г. показывают, что рост ВВП Китая вновь превысил 9% Мамаева Н.Л. Современные историки КНР о республиканском периоде истории Китая (1912-1949). От старых стереотипов к новым подходам // Новая и новейшая история. - 2009. - № 6. - С.127-138..

Существует нескольких гипотез, пытающихся объяснить китайское чудо:

Гипотеза 1 - отсталость. Утверждается, что китайская экономика растет так быстро потому, что уровень развития в Китае был низким, а темпы роста слаборазвитых стран выше, чем более развитых стран.

При одних и тех же душевых показателях ВВП возможен и быстрый рост и глубокое падение. Ни одна другая слаборазвитая страна не имела темпов роста, сколько-нибудь близких к китайским. Более того, темпы роста Китая оказались уникальными для всей мировой экономики.

Гипотеза 2 - особенности структуры производства. Утверждается, что решающий вклад в ускорение экономического роста внесла структура китайской экономики, низкая доля промышленности и высокая доля сельского хозяйства.

На самом деле вопреки широко распространенным заблуждениям удельный вес промышленности в ВВП в Китае был не ниже, а выше, чем в России. Однако более низкий удельный вес промышленности в России не способствовал повышению темпов ее экономического роста. И наоборот, более высокий показатель Китая не способствовал замедлению его темпов роста по сравнению с Россией Федоровский А.И. Институциональные преобразования в Китае: предпосылки, особенности, перспективы // Экономика и управление. -2003. - №4.?С.44-86..

Гипотеза 3 - особенности структуры занятости. Утверждается, что более высокие темпы роста в Китае объясняются высоким удельным весом сельскохозяйственного населения в начале реформ.

Темпы экономического роста не зависят от структуры занятого населения. При доле занятых в сельском хозяйстве на уровне, близком к 70,5% (Китай в 1978 г.), значения среднегодовых темпов экономического роста в разных странах колеблются от - 6,0% до +8,2%. Следовательно, структура занятости не объясняет высокие темпы экономического роста в Китае.

Гипотеза 4 - национальная специфика. Утверждается, что феноменальные результаты экономического развития Китая обусловлены уникальными чертами китайского национального характера, в том числе такими, как трудолюбие, самоотверженность, неприхотливость.

Если бы это было так, то Китай отличался бы высокими темпами экономического развития на протяжении всей своей истории. Однако в течение первых трех четвертей XX века китайская экономика имела очень низкие темпы роста, которые периодически становились отрицательными. До недавнего времени Китай относился к наиболее бедным странам мира, а реальная угроза голода была ликвидирована лишь несколько лет назад. В 1952-1978 гг. ВВП на душу населения в Китае снижался и по отношению к российскому и по отношению к среднемировому уровням.

Лишь в конце 70-х годов произошел перелом в тенденциях развития, и Китай с огромной скоростью стал сокращать свое отставание от многих стран мира, включая и Россию. Таким образом, лишь в конце 70-х годов в Китае произошло то, что привело в движение гигантский потенциал развития, о существовании которого многие и не подозревали. Очевидно, эти радикальные перемены были вызваны именно экономическими реформами.

Гипотеза 5 - характер экономической политики. Поэтому кажется вполне очевидным, что успехи китайской экономики обусловлены примененной моделью экономического реформирования. В отличие от России, где осуществлялись, как утверждается, либеральные реформы (так, например, шоковая терапия), в Китае реформы носили постепенный характер. В отличие от России, где государство «ушло» из экономики, в Китае государство сохранило значительный контроль за экономикой, а его роль в экономическом развитии заметно возросла. Оникиенко А.Р. Реформа госсектора в КНР: поиск путей повышения эффективности // МЭиМО. - 2002. - №6. - С.96.

Что изменилось в Китае в результате этих успешных реформ?

Во первых - изменился сам внешний облик страны. Сейчас силуэты приморских китайских городов напоминают Нью-Йорк - масса небоскрёбов, многоярусных дорожных развязок и скоростных магистралей. По протяженности скоростных автомагистралей в стране, как и по ВВП, как мы видели, Китай уже занимает второе место в мире, на первом пока США. Внешний вид страны сейчас меняется очень интенсивно - жилищное строительство в Китае ежегодно добавляет жилой площади в среднем, около 1 кв. метра на каждого китайца (а их 1,3 миллиарда!). Эти китайские темпы поражают даже москвичей, которые очень гордятся своими темпами, так как строят Москву за все деньги всей России. Но темпы строительства одной Москвы (0,5 кв. м. в год на одного жителя) вдвое отстают от средних темпов всего Китая! Энциклопедия нового Китая. Экономическое развитие и реформа. С.197-198.

Создание и совершенствование социалистического рыночного экономического механизма - задача реформы на текущий период и перспективу. Она включает пять основных звеньев:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать