Реформы 70-90-х годов ХХ века в Китае и их влияние на дальнейшее развитие страны
p align="left">1. Реформа госпредприятий. Госпредприятия принадлежат в основном к ключевым отраслям народного хозяйства (энергетика, транспорт, производство важнейших видов сырья, материалов и оборудования). Поэтому от успеха их реформы во многом зависит судьба преобразований в целом.

Реформа госпредприятий ставит своей целью не аннулировать государственную собственность и осуществить приватизацию, а изменить механизм хозяйствования. Мы считаем, что государственная собственность совместима с рынком по следующим причинам:

во-первых, для создания рыночной экономики нужно лишь, чтобы участники рынка имели право на хозяйствование и самостоятельные экономические интересы;

во-вторых, это условие можно выполнить путем отделения права на хозяйствование от права на собственность по принципу «государственная собственность, самостоятельное предпринимательство, самоокупаемость».

Ядром реформы госпредприятий является создание «современной системы предприятий». Функции и ответственность должны быть четко распределены между правительством и предприятием. Правительство как собственник и макроэкономический регулятор имеет право контролировать его деятельность. Предприятие, получив статус юридического лица, должно нести ограниченную материальную ответственность за результат хозяйствования за счет и в рамках своего имущества. Поощряется соединение предприятий, создание консорциумов и групп. Для преобразования мелких предприятий разрешается использовать подряд, аренду и акционирование. Иванов С.М. Промышленная политика Китая: очередное достижение // Экономика и управление. - 2006. - №1. - С.52.

2. Создание комплексной системы рынков. Для ее формирования необходимо развивать (помимо рынка потребительских товаров) рынки средств производства, рабочей силы, недвижимости, технологий и информации, а также фондовый рынок. Надо бороться со стремлением отдельных районов к самоизоляции и протекционизму в интересах собственных предприятий. Важно отстоять единый рынок внутри страны, интегрировать его в мировой, обеспечить необходимую законодательную базу.

Важное значение для равноправной конкуренции предприятий и оптимизации распределения экономических ресурсов имеет изменение системы ценообразования. За несколько лет сформируется его новый механизм. Государство будет устанавливать цены только на продукцию естественных монополий (нефть, природный газ, редкие металлы и др.), специфические товары (медикаменты, оружие), а также услуги учреждений таких сфер, как здравоохранение, образование, культура и спорт. Цены на остальные товары и услуги должны определяться рынком. При проведении реформы цен необходимо внимательно следить за их уровнем для предотвращения резкой инфляции. Иванов С.М. Промышленная политика Китая : очередное достижение // Экономика и управление. - 2006. - №1. - С.53.

3. Углубление реформы систем распределения и социального обеспечения. При распределении доходов народного хозяйства следует принимать во внимание интересы государства, коллектива, личности, центрального правительства и местных администраций. Нужно устранять имеющие место перекосы в получении доходов гражданами на местах и местными администрациями. Там же, с.53-54.

Большое значение придается преобразованию системы заработной платы на предприятиях, в учреждениях и государственных органах исходя из их специфики. Личные доходы должны быть дифференцированными и соответствовать принципу “главное - эффективность, но с учетом справедливости” Мировая экономика: прогноз до 2020 года / под ред. Дынкина А.А. - М., 2007. - С.105.. Человеку нужно предоставить возможность получать доход от своего капитала и имущества, но эта форма дохода останется лишь дополнительной. Правительство намерено через политику распределения и налоговые рычаги регулировать личные доходы для предотвращения социального расслоения общества.

Намечается установить режим отчетности о доходах, подлежащих налогообложению, усилить контроль за подоходным налогом, ввести налоги на наследство и дарения. Там же.

Важной задачей является совершенствование системы социального обеспечения, ускоренная разработка законов по борьбе с безработицей, а также о пенсиях и здравоохранении. Городские рабочие и их коллективы совместно должны нести расходы на пенсионное и медицинское страхование.

Следует различать административную работу учреждений социального обеспечения и предпринимательскую деятельность фондов социального обеспечения. Учреждения должны контролировать доходы и расходы фондов, которые могут заниматься предпринимательской деятельностью, главным образом покупкой государственных облигаций с целью сохранения и увеличения основного капитала при обеспечении нормальных выплат и ликвидности.

4. Создание механизма косвенного регулирования макроэкономики . Главная задача макроэкономического регулирования в условиях рынка - обеспечить баланс совокупного спроса и предложения, стимулировать оптимизацию структуры народного хозяйства, обеспечить длительное, быстрое и здоровое развитие экономики. Для создания эффективного механизма регулирования необходимо провести реформы плановой, банковской и налоговой систем. Иванов С.М. Указ. соч. С.54.

Для создания рыночной экономики потребовалось разделить функции правительства и предприятий. Функции правительства включают планирование, разработку экономической политики, предоставление информации, согласование спорных вопросов, оказание разного рода государственных услуг, контроль за исполнением. Местные администрации не должны вмешиваться в работу предприятий, разрешенную законом и входящую в их полномочия. Необходимо правильно распределить полномочия в управлении экономикой между центром и местными администрациями с целью поощрения инициативы обеих структур.

В Китае постепенно формируются современная финансовая система, современное страховое дело и современный фондовый рынок.

В 1984 г. Народный банк Китая перестал заниматься операциями кредитования и сбережения, стал полноценным Центральным банком, осуществляющим макрорегулирование и макроконтроль в финансовой сфере. В 1994 г. Промышленно-торговый банк Китая, Банк Китая, Сельскохозяйственный банк Китая и Строительный банк Китая были преобразованы в государственные коммерческие банки. Одновременно были созданы три банка политического характера -- Банк сельскохозяйственного развития Китая, Государственный банк развития и Экспортно-импортный банк Китая.

В апреле 2003 г. был создан Комитет по надзору и управлению банковским сектором Китая. Таким образом, сформировалась в стране целостная система контроля в сфере финансов, состоящая из Комитета по надзору и управлению банковским сектором Китая, Комитета по надзору и управлению фондовыми сделками Китая и Комитета по надзору и управлению страхованием Китая, между которыми четко разграничены полномочия и налажен механизм взаимодействия. Якутин Ю.Ю. Китай: уроки реформ // Экономика и жизнь. - 1994. - №6. - С.18-19.

В 1994 г. Китай приступил к реализации проекта «Золотых кредитных карт», нацеленного на интегрирование систем поддержки электронных кредитных карт разных банков страны, и к концу 2005 г. в 600 городах и 300 экономически развитых уездах налажена трансрегиональная и межбанковская интеграция систем поддержки кредитных карт.

В 1994 г. Китай провел реформу в системе валютного контроля, в результате введены единые курсы основных иностранных валют к жэньминьби, открыты банковские операции по продаже и расчетам иностранных валют, создан единый межбанковский валютный рынок. Непрерывно осваиваются новые сферы финансовой деятельности, предложены ряд новых номинаций финансовых услуг -- потребительские кредиты, инвестиционный фонд ценных бумаг, инвестиции в увязке со страхованием, которые обеспечили интеграцию финансового дела Китая с современными тенденциями развития международных финансов.

Начиная с 2001 г., когда Китай вступил в ВТО, был открыт доступ для внешнего мира к валютным операциям в китайских банках. В настоящее время территории, где иностранным банкам разрешаются операции в китайских юанях, расширены до 25 городов, причем клиентами, обслуживаемыми банками в операциях в жэньминьби, стали не только предприятия на зарубежном капитале, иностранные граждане и бизнесмены из Сянгана, Аомэня и с Тайваня, но и предприятия, созданные на китайском капитале. В 2005 г. Китай сделал новые шаги на пути реформы финансовой системы - дал разрешение зарубежному капиталу на акционерное участие в некоторых государственных коммерческих банках, санкционировал создать механизм рыночного урегулирования процентных ставок.

Одновременно коммерческие банки Китая открывают свои филиалы за рубежом страны, занимаются международными кредитами. Среди них самую масштабную сеть зарубежных филиалов имеет Банк Китая. В 1990 и 1991 гг. были открыты в Шанхае и Шэньчжэне фондовые биржи, с тех пор фондовый рынок Китая значительно увеличился по масштабам, пройдя нелегкий путь упорядочения, на что многим странам обошло более 100 лет. Фондовый рынок способствовал перестройке государственных предприятий страны, предоставил им реальные условия для трансформации механизма хозяйствования и перехода к системе рыночной экономики. Что касается простых людей, то с появлением фондового рынка сбережение денег в банках перестало быть как раньше, единственным способом накопления личных средств, им было предоставлена новая возможность умножения личного достояния.

Страхование в Китае было восстановлено в 1980 г. после 20-летнего застоя. В 1981 г. единственная в то время Народная страховая компания Китая, наделенная одновременно функциями компетентного органа правительства, была преобразована в полноценную специализированную компанию. Теперь структурные подразделения этой компании распространены по всей стране, охватив города центрального подчинения, административные центры всех провинций и автономных районов, а также все уезды. Принятие в 1995 г. «Закона КНР о страховании» и создание в 1998 г. Китайского комитета по надзору и управлению страхованием Китая ознаменовали собой создание правовой основы и принципов действия для страхового рынка.

В начале 90-х годов, когда экономический рост в КНР достигал 12-14%. журнал «Business Week» оптимистично писал, что Китаю суждено стать «экономической сверхдержавой XXI века». Действительно, если учесть роль Китая в истории мировой цивилизации, значительные ресурсы и потенциал для роста, а также готовность руководства страны продолжать экономические реформы, можно предположить, что «китайское чудо» продлиться и в новом веке. По прогнозам, к 2020 году Китайская экономика станет крупнейшей в мире, обогнав Соединенные Штаты. Дынкина А.А. Указ. соч. С.105-107.

Однако проблемы, которые накапливались в экономике КНР в течение десятилетий, внезапно обострились в разгар азиатского кризиса 1997-98 годов. Тогда инвесторы начали в панике выводить капиталы из региона, спрос на китайскую продукцию резко упал, особенно в связи с девальвацией в странах-конкурентах. Все это заставляет специалистов более внимательно проанализировать «китайское чудо». В последние годы стало ясно, что Китай на пути своих грандиозных преобразований может столкнуться с не менее грандиозными проблемами. Наиболее важной станет проблема рынка труда: сейчас в сельском хозяйстве занято около 100 миллионов человек избыточной рабочей силы, и данная цифра увеличивается на 15 миллионов человек в год. Эта огромная масса людей «выдавливается» из деревни в город в поисках работы, и лишь продолжение бурной индустриализации сможет предотвратить невиданный всплеск безработицы. В то же время темпы экономического роста в Китае падают из года в год, и достижение такой цели становиться все более проблематичным.

Некоторые западные эксперты не уверены, что китайское руководство в состоянии эффективно справляться с все нарастающим числом экономических, политических и социальных противоречий, не отказавшись от монополии коммунистической партии на власть. Американский социолог Джек Глэдстон считает, что Китай с каждым годом все больше и больше приближается к всеобъемлющему кризису: население деидеологизируется и выбирает материальные ценности, растет эмиграция в развитые страны, увеличивается пропасть между городом и деревней, между богатыми и бедными, сельскому хозяйству становится все труднее удовлетворять растущие потребности богатеющего населения. Все это приводит к снижению эффективности государственной власти, и в итоге наступит новый период хаоса и нестабильности. Гельбрас В.Г., Кузнецова В.М. Указ. соч.// МЭиМО. - 2001. - №8. - С.121-126.

Будущее покажет, насколько верны эти пессимистичные прогнозы. Возможно КНР все-таки удастся построить жизнеспособный гибрид из капиталистической экономики и коммунистической идеологии. Китай всегда был самобытной страной с глубокими историческими корнями и особенным, не понятным европейцам менталитетом, так что, вопреки всем западным прогнозам, он найдет таки свой путь к экономическому процветанию и выйдет на первое место среди развитых держав.

На пороге XXI века внешнеэкономический курс Пекина изменился. Вступив в ВТО в ноябре 2001 года, страна сразу же активизировала экономическое сближение с восточноазиатскими государствами, прежде всего с Японией и Южной Кореей. В этом просматривается заявка Китая на роль одного из основных архитекторов формирующейся на Востоке мощной экономической группировки, создающей благоприятные условия для усиления роли Пекина в разработке Механизма регулирования мирохозяйственных связей.

Вместе с тем либерализация внешнеэкономического режима, связанная с вступлением в ВТО, должна подтолкнуть и внутренние реформы.

Таким образом, в начале третьего тысячелетия Китай вновь оказался на пороге фундаментальных перемен. Промедление с формированием рыночных институтов в промышленности и банковской сфере грозит усилением дисбалансов и кризисных явлений в народном хозяйстве. С другой стороны, новый этап реформ, скорее всего, потребует некоторого замедления экономического роста, повлечет за собой увеличение безработицы и другие социальные издержки. Кроме того, в ходе дальнейших экономических преобразований потребуется обеспечить большую открытость Китая. Политические и социально-экономические последствия этого процесса (в том числе с точки зрения сохранения единства Китая) пока трудно предсказуемы. Таков непростой выбор, перед которым оказалось новое руководство КНР. Однако едва ли оно сможет не учитывать инерцию уже развивающихся рыночных процессов и не продолжить начатые институциональные преобразования после XVI съезда КПК.

  • 2.2 Китай в мировой политике: ресурсы, цели, перспективы
    • Современный Китай - это динамично развивающееся государство, мощный политический центр. Сегодня он занимает шестую строчку в списке крупнейших экономик планеты и четвертую - по объему внешней торговли. Понимая, что к середине XXI в. Китайская Народная Республика станет ведущей мировой державой, все больше стран демонстрируют заинтересованность в расширении сотрудничества с ней. С таким государством теперь вынуждены считаться даже те, кто не заинтересован в его стабильном процветании и опасается его новой глобальной роли.
    • Со времени начала реформ и политики открытости Китай чрезвычайно расширил свои связи с остальным миром, стал намного лучше знать другие народы. Значительно усилился культурный обмен между Китаем и другими странами. То, что Китай является неотъемлемой частью мира, четко осознается практически каждым китайцем. Стремясь к прогрессу, мы также понимаем, чего ждет от Китая остальной мир, и в то же время стараемся поставить нашу мудрость на службу международному сообществу.
    • Сегодня международное сообщество задается вопросом: что принесет планете развитие Китая? Нашим самым коротким ответом на этот вопрос могут быть два ключевых слова: гармония и мир. Наша культурная традиция, наша общественная система и идеалы, к которым мы стремимся, - всё это обусловливает то, что «гармония» - наша главная ценность и наш естественный политический выбор, так же как и то, что мир - наша великая надежда и наш принцип в международных отношениях. Лишь гармония и спасительный мир могут способствовать прогрессу в Китае, и только на этом пути возможен прогресс.
    • Развитие Китая ориентировано на модернизацию страны, благодаря чему стоящие перед ним проблемы можно разрешить его собственными силами и тем содействовать делу мира и прогресса, к которым стремится международное сообщество. В течение трех столетий, прошедших со времени промышленной революции, западные державы развивались за счет заморской экспансии, зачастую до такой степени сопряженной с войнами, что мир на планете время от времени нарушался. Вынужденный идти по другому пути, Китай избрал главным принципом развития «приведение своего дома в порядок» за счет собственных сил, занимаясь своими делами и не вмешиваясь в чужие. Эта стратегия оправдала себя, поскольку в течение двух последних десятилетий наблюдается повышение уровня жизни людей и особенно сокращение числа бедных примерно на 300 млн. человек. Столь значительное улучшение положения такого количества людей в такие короткие сроки является во всех отношениях существенным вкладом в дело мира и прогресса. И это - яркий пример того, как «Китай оказывает конструктивное влияние на мир, изменяя сам себя» Жунхуа Ван. Развитие Китая и мировое сообщество // Новая и новейшая история. - 2007. - № 2. - С.126-131..
    • Для Китая характерны две особенности: громадная территория и огромный разрыв в - уровне развития различных его регионов. Эти две особенности создают широкие возможности для развития Китая за счет собственных резервов, превращая его в силу многих причин в гигантский внутренний рынок. Развитие в нашей стране подразумевает постепенное обеспечение высокого уровня сбалансированности и всеобщего процветания путем более эффективного использования таких факторов, как грамотное размещение средств производства, межрегиональная миграция и заинтересованность населения, прежде всего на базе семейного подряда. За последние двадцать с лишним лет Китай пережил беспрецедентную реструктуризацию общества - речь идет об урбанизации, социальной трансформации и институциональных реформах. Огромный рынок, динамичный, открытый, всеобъемлющий, упорядоченный, формируется в нескольких направлениях, создавая базис для 1300 млн. человек, чтобы производить материальное и духовное богатство. Особенно примечательно умелое управление миграциями, в которые вовлечены сотни миллионов людей, необычными для истории самого Китая и других стран мира. Процесс модернизации во многих странах бывал зачастую связан с постоянным возникновением скоплений людей и разрушительным воздействием миграций, в результате которых происходили вспышки насилия. Китай, однако, принял концепцию «ценности народа» и сочетал миграции с уменьшением дуализма город - деревня и регионального дисбаланса, извлекая пользу из миграционного давления в интересах оптимального размещения ресурсов и обеспечения экономического роста. Всесторонняя урбанизация в китайском стиле, которая включает в себя развитие поселков городского типа и реконструкцию сельских районов, вероятно, открывает новые пути для решения проблем, связанных с миграциями населения.
    • Развитие Китая благодаря открытию внутреннего рынка и превращению в единое целое национальных средств производства страны, обеспечило возможности для бизнеса и сделало доступными источники богатства для всех. В условиях экономической глобализации людские ресурсы Китая превратились в конкурентоспособную производительную силу, привлекая, таким образом, в Китай производственные мощности из разных стран. Поэтому происходят изменения в международном разделении труда, ценообразовании и глобальной системе спроса и предложения. «Китайский фактор», с одной стороны, расширяет пределы мирового рынка, и помогает обуздать рост цен и связанную с ним инфляцию, затрагивающую весь мир. Доля Китая в мировой экономике - менее 5%, но в увеличении мирового экономического роста - 20%, а росте мирового экспорта - 30%. То, что Китай может играть такую роль в мировом экономическом росте (и что особенно важно - азиатских стран) связано с наличием у него сравнительных преимуществ, особенно трудовых ресурсов и огромного экономического потенциала Федоровский А.И. Институциональные преобразования в Китае: предпосылки, особенности, перспективы // Экономика и управление. - 2003. - №4. - С.44-86.. Для реализации этих преимуществ необходимы порядок, согласие и стабильное развитие. Если это стимулирует внутреннее потребление и таким образом увеличивается ёмкость внутреннего рынка, Китай помимо того, что обеспечивает собственное процветание и стабильность, осуществляет экспансию на общемировом рынке.
    • Успехи в развитии Китая достигаются с помощью образования, исследований, инноваций, строительства. При своей обширной территории и избыточном населении, а также многовековой бедности Китай до сих пор остается страной, в которой существует большой разрыв в уровне развития различных регионов. На развитие Китая оказывают воздействие его национальные особенности. В то же время оно не может протекать в отрыве от влияния извне. Как внутренние, так и внешние условия требуют от нас обдуманности действий: решительности и четкости в деле реформ, открытости и способности к развитию. Откровенно говоря, нащупывая свой путь мирного развития, мы до сих пор не имеем достаточных сведений о мировом рынке, нам не хватает опыта работы на нем. Нам нужно извлекать уроки из успехов и неудач, учитывая практику других стран. Всё это подготавливает наши собственные инновации, будь то технология, культура или вопросы институционального характера. Процесс изучения, внедрения инноваций и решения проблем является для Китая, несомненно, процессом взаимодействия между Китаем и внешним миром, демонстрацией наших особых условий, проявлением китайской мудрости, нашим вкладом в развитие, как собственного региона, так и всего остального мира.
    • США, Япония и Южная Корея, сталкиваясь с новой реальностью растущего и глобализирующегося Китая, объективно вынуждены менять стратегию своих отношений с ним. Речь идет уже не о вовлечении Китая, а о реагировании на его возрастающую экономическую и политическую роль. Стратегический вызов мировой экономике со стороны Китая состоит в том, что по мере роста экономики и благосостояния огромного по численности крестьянства Китай будет выступать не только и не столько «мировой фабрикой», как об этом часто говорят, сколько глобальной «черной дырой» платежеспособного спроса. В мировой политике Китай становится силой, все настоятельнее требующей учета своих региональных и глобальных интересов, однако остающейся пока еще «чужой» западным демократиям, что затрудняет формирование соответствующих международных режимов и механизмов.
    • У рыночно-демократического ядра Восточной Азии и США есть два варианта ответа на китайские вызовы. Первый - сдерживать Китай, играя на том, что он все же продолжает оставаться «чужим» в политике. Однако со временем политику сдерживания будет проводить труднее: экономически «свой» Китай превращается во все более важный двигатель мирового и регионального развития, а его роль в отражении новых угроз и решении региональных проблем усиливается. Второй вариант - выстраивать новые отношения с Китаем как с равноправным военно-политическим партнером, несмотря на то, что этому будет мешать восприятие его как политически «чужого».
    • Движение по второму варианту, как представляется, было бы в интересах обеих сторон диалога «Китай - Запад». Его преимущества в том, что, во-первых, Пекин получит дополнительный импульс к продолжению политических реформ, мотивируя их не только рыночной необходимостью, но и внешнеполитической целесообразностью. Хотя, конечно, говорить о том, что одного внешнего воздействия будет достаточно для того, чтобы Китай перешел политический Рубикон - отказался от монополии КПК на власть - весьма преждевременно. А во-вторых. Запад получит возможность извлекать реальные выгоды не только от экономического сотрудничества, но и от политического взаимодействия с Китаем, оставляя, насколько это возможно, ценностные и идеологические расхождения в стороне.
    • Происходящее в Китае и с Китаем имеет непосредственное значение для российско-китайских отношений. Несмотря на официальные заявления сторон о прекрасном состоянии нашего стратегического партнерства, между нами не просто существует, но накапливается немало проблем. Россия и Китай научились решать проблемы, доставшиеся от прошлого, а вот с проблемами из настоящего и обращенными в будущее не все обстоит хорошо. Не вдаваясь в детали, требующие отдельного рассмотрения, обратим внимание лишь на комментарий официального представителя российского МИДа по итогам январской (2004 г.) встречи министров иностранных дел. О многом, учитывая китайскую дипломатическую традицию, говорят задачи, поставленные сторонами на 2004 г.: «расширять взаимное доверие», «развивать экономическое сотрудничество», «создавать социальную базу отношений»; и в самом конце - «расширять взаимодействие в международного взаимодействия свидетельствуют о том, что наши отношения с Китаем строятся еще по-старому Гатаганова Ф.Т. Торгово-экономические сотрудничество России и КНР // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - №2. - С.225-228. . Делая акцент на двусторонних связях, формально подходя к многостороннему взаимодействию с участием России и Китая и ограничивая его традиционными (хотя и приемлемыми для нас) китайскими подходами к роли ООН, идее многополярности и т.п., Москва не учитывает нового качества экономики, политики и внешнеполитической активности Китая, не использует пока тот потенциал взаимного сотрудничества, который связан со стремлением Китая быть не только хорошим партнером-соседом, но и играть свою роль в глобальных и региональных раскладах.
    • В России внимательно следят за развитием Китая - сопредельной страны, потенциально способной оказать как положительное, так и негативное воздействие на своего северного соседа. Октябрьский 2004 г. визит В. Путина в Китайскую Народную Республику подтвердил рост позитивных тенденций в российско-китайском сотрудничестве.
    • Среди важнейших достижении, с которыми Россия и Китай вступили в новый век, - разрядка вдоль наших рубежей. Самая протяженная в мире сухопутная граница - более 4300 км - практически стала границей добрососедства. Успешно развивается военно-техническое сотрудничество. Об уровне доверия и партнерства в этой сфере красноречиво говорит тот факт, что китайская система ПВО, оснащенная российскими комплексами С-300 и Тор-М1, является лучшей в Азии, а китайские ВВС располагают истребителями четвертого поколения СУ-30, которых пока нет на вооружении российской армии.
    • В основе нового типа наших отношений, наряду с взаимодополняемостью экономических интересов, обоюдным отказом от территориальных претензий, эффективными мерами доверия в военной области, лежит также общность международных подходов и стратегий.
    • Китай становится великой державой, ему необходимо вписаться в глобальную систему международных отношений. Эта тенденция стратегическая и долговременная, и вступление Китайской Народной Республики в ВТО, диалог с ЕС и G-8 - только первые шаги в данном направлении. Полагаем, что Китай, с учетом экономического роста и политического влияния, в каком-то смысле меняет свой менталитет.
    • Постепенно он отходит от психологии развивающегося государства, примеряя «костюм» великой державы, которая может нести ответственность за судьбы других (малых) народов и государств. Естественно, это не означает, что Китай будет рассматривать Россию как «младшего» (неравноправного) партнера, который должен идти на уступки по вопросам, касающимся его национальных интересов.
    • Опыт РФ и ее место в глобальной стратегической системе достаточно важны для Пекина, особенно в отношениях с Вашингтоном. Возможно, что настало время создания механизма обсуждения вопросов в системе: Россия - США - Китай по ключевым проблемам современности.
    • Для обеих сторон сохраняется в целом благоприятный политический климат в области развития и углубления взаимоотношений. Китайское направление остается основным в азиатской политике России, сегодня в СВА ему нет альтернативы. Уровень стратегического российско-китайского партнерства, второй по значимости после союзнических отношений, имеет ряд преимуществ. Он, в отличие от союза, не предполагает для сторон какой-либо ответственности за действия друг друга, не ограничивает свободу маневра. Однако он же стимулирует другие державы подтягиваться в связях с Россией и Китаем до этой высокой планки отношений (последнее обстоятельство выгодно и для Пекина, и для Москвы, ибо они получают определенные дивиденды, вытекающие из заинтересованности других государств не допустить дальнейшего российско-китайского сближения).
    • Существуют и три негативные проблемы, которые отрицательно сказываются на нашем партнерстве: 1) вопрос о «китайской экспансии» к России и его интерпретации; 2) гипотеза об угрозе превращения РФ в «сырьевой придаток» Китая; 3) неурегулированные (спорные) участки границы.
    • Российско-китайское партнерство направлено на совместную нейтрализацию негативных результатов глобализации и поиск эффективных ответов на старые и новые вызовы (рост терроризма, разрыв между бедными и богатыми странами, подрыв основ безопасности). Для России и Китая очень важно отстоять многополярный мир, в котором будет отлажена система сдержек и противовесов.
    • В свете этого, очевидно, что сама объективная реальность делает перспективу развития такого стратегического партнерства вполне надежной и долгосрочной. Возможно, такая постановка вопроса (приоритет геополитических задач над текущими) в известной мере купирует некоторый прагматизм и экономическую целесообразность, которые возобладали в Москве и Пекине в последнее время. В отличие от китайско-американских отношений, основа российско-китайского партнерства более фундаментальна и долговременна. В будущем это следует учитывать обеим сторонам в случае возникновения каких-либо экономических трудностей и нестыковок.
    • Принципиально важно, что развитие российско-китайского взаимодействия стало прямой и естественной реакцией на негативные долгосрочные тенденции в процессе глобализации, и лишь в косвенной мере - следствием гегемонии США. Россия и Китай отстаивают многополярность системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов.
    • Конечная цель оппозиции американской гегемонии - не системное противоборство с США, а побуждение к более полному и справедливому учету национальных интересов РФ и КНР. Российско-китайское стратегическое партнерство принципиально и главным образом нацелено на создание более благоприятных условий развития и интеграции обоих государств в мировую экономику. В то же время нельзя закрывать глаза на существенные препятствия для улучшения отношений между КНР и США Черновец О.Т. Китай и США: новые грани противостояния // Экономист. - 2006. - №2. - С.39-44..
    • Во-первых, существуют политико-идеологические разногласия между Вашингтоном и Пекином. Традиционный антикоммунизм США уже давно проявляется в дискуссиях по поводу интерпретации таких понятий, как права человека, свобода слова, религии и т.д.
    • Во-вторых, параллельно с динамичным развитием китайской экономики и быстрым приростом ВВП нарастают торгово-экономические трения между Соединенными Штатами и Китаем. Поэтому совершенно очевидно, что Китаю нет смысла вести гонку вооружений и провоцировать конфронтацию с США.
    • Внешняя политика КНР, особенно новая внешнеполитическая концепция «мирного возрождения Китая», являются политической основой китайско-российских отношений. Китай возлагает большую надежду на стратегические партнерские отношения между двумя странами. Китай прилагает все свои силы для углубления всестороннего сотрудничества с Россией. По своей значимости китайско-российские взаимоотношения уступают только китайско-американским. Кроме того, Китай продолжает улучшать отношения со всеми соседними странами и другими развитыми и развивающимися государствами.
    • На каждой из китайско-российских встреч на высшем уровне и в каждом подписанном документе правительство КНР, исходя из долгосрочных стратегических соображений, заявляло о желании развивать китайско-российские отношения на основе дружбы, добрососедства, равенства и взаимной выгоды.
    • Во-первых, основными целями развития китайско-российских партнерских отношений являются углубленное развитие двусторонних отношений на долгосрочной основе, содействие совместному развитию и процветанию двух стран, усиление координации и сотрудничества во внешней политике, а также защита интересов на международной арене. Эти отношения нового типа характеризуются отсутствием конфронтационности и направленности против третьих стран. Они строятся на основе ключевых национальных интересов двух стран и отражают изменения международных отношений и мирового порядка после окончания холодной войны.
    • Во-вторых, основным условием укрепления государства и обеспечения его стабильности и безопасности является активное развитие добрососедских отношений с сопредельными странами и создание благоприятной обстановки на границах. Правительство КНР заявило о готовности «придерживаться политики дружбы и партнерства с соседями». Подписанный 16 июля 2001 г. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китаем и Россией представляет собой программный документ, определяющий развитие китайско-российских отношений в XXI в. В нем закреплена мирная идеология наших народов: «навеки друзья, никогда враги». Договор заложил прочный политико-правовой фундамент для здорового, стабильного развития китайско-российских отношений в дальнейшем.
    • В-третьих, новый мировой порядок должен основываться на взаимном уважении суверенитета и территориальной целостности, взаимном ненападении, невмешательстве во внутренние дела друг друга, равенстве и взаимной выгоде. Китай и Россия выступают за многополярность и демократизацию международных отношений. Оба государства активно сотрудничают в деле защиты норм международных отношений, укрепления места и роли ООН в международных делах. Создание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в значительной степени способствовало китайско-российскому региональному сотрудничеству. Одним словом, на двустороннем уровне между Китаем и Россией существуют общие интересы, а на мировой и региональной аренах обе страны находят общий язык.
    • В настоящее время Китай и Россия еще находятся в процессе преобразований, перед ними стоит общая задача углубления реформ и развития экономики. Обе страны являются постоянными членами СБ ООН и мировыми державами. Вместе с этим мы должны прилагать целенаправленные усилия для дальнейшего развития китайско-российских отношений.
    • Следует развивать сотрудничество в экономической и технической сфере. Здесь Китаю и России присущи взаимодополняемость и благоприятный географический фактор. Серьезные перспективы имеет сотрудничество между двумя странами в области энергетики, машиностроения, химической промышленности и мирного использования ядерной энергии. Однако торговый оборот все еще не достиг надлежащего уровня. Обновление системы внешней торговли и таможенной, монетарной и экономической политики в целом оказали позитивное влияние на торгово-экономические связи.
    • Таким образом, Китайская Народная Республика намерена играть международную роль, соответствующую ее положению и возможностям. Долгосрочной целью внешней политики китайского правительства является сохранение мирной международной обстановки, необходимой для успешного продвижения модернизации страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Китайская модель реформ -- это не только реальность, но и едва ли не самый удачный пример перехода страны с государственной экономикой на рельсы рыночного развития. Перехода эволюционного, поэтапного, планомерного, без разрушения сложившихся в годы социализма производительных сил и, что едва ли не самое главное, при постоянном росте благосостояния населения.

К 2005 г. китайская экономика заняла второе место в мире по объему ВВП (14,4% от мирового по сравнению с 20,42% у США). По внешней торговле (объем экспорта и импорта), а также объему привлеченных прямых иностранных инвестиций китайская экономика также на втором месте в мире. КНР вышла на первое место в мире по величине валютных резервов, которые к началу 2007 г. составили 1066 млрд. долл., или 11% мировых валютных резервов, и, по оценкам, увеличит их до 2 трлн. долл. к концу нынешнего десятилетия. Часть этих средств размещается за рубежом в ценных бумагах казначейства США. В 2006 г. рост ВВП Китая превысил 10%, промышленности -- 14,9%, инфляция составила всего 2,1% Мировая экономика: прогноз до 2020 года / под. ред. А.А. Дынкина. - М., 2007. - С.379-381; Потапов М. М. Каковы перспективы азиатского гиганта? // МЭиМО. - 2007. - № 9. - С.122; Брагина Е.С. КНР на современной мировой арене: между соперничеством и сотрудничеством//МЭиМО.- 2007.- № 10. - С.110-111.. Приток прямых иностранных инвестиций в Китай существенно опережает данные показатели в других развивающихся странах. А если представить себе, что произошло «экономическое воссоединение» материкового Китая и Тайваня, то картина окажется еще более впечатляющей.

Отвлекаясь от цифр, следует отметить, что успехи Китая во внешней торговле во многом связаны с агрессивной внешнеторговой политикой. Разные эксперты называют разные факторы роста экспорта. Одни считают, что широкое использование дешевого труда в ряде отраслей пока еще остается конкурентным преимуществом Китая. «Китай в настоящее время -- идеальная страна для организации трудоемких экспортных производств любого объема. Китай в XXI веке: глобализация интересов безопасности / отв. ред. Г.И. Чуфрин. - М., 2007. - С.63.

Таким образом, среди основных факторов, приведших к столь масштабным позитивным результатам, можно отметить следующие:

* Китай сосредоточил силы на созидании нового, а не разрушении и критике прошлого;

* реформа с самого начала оказалась повернута лицом к человеку, его нуждам. Задачи удовлетворения основных потребностей населения в продовольствии и товарах широкого потребления стали приоритетными в деятельности вновь созданных хозяйственных структур. Это обеспечило общенародную поддержку реформы уже на первых ее этапах;

* главным методом реформирования было признано эволюционное, поэтапное, с экспериментальными проверками продвижение к рынку, а не обвальная либерализация экономики. Этот реформаторский алгоритм по-восточному образно выражен формулой: «переходить реку, нащупывая камни»;

* практика уже первых лет реформы показала, что естественный путь к рынку - развитие многообразных по формам собственности хозяйств: коллективных, единоличных, частных, совместных (с иностранным участием). Продвигаясь по такому пути, можно не только обеспечить быстрый рост субъектов рынка, но, меняя структуру национального хозяйства по формам собственности, корректировать также структуру инвестиций и производства в сторону приближения их к реальным потребностям экономики и социальной сферы;

* субъекты рынка формировались не через разрушение существующих государственных структур, а в основном заполнением пустующих брешей новыми коммерческими структурами, т.е. с первых шагов реформа работала на уменьшение дефицитности экономики. В этих целях не только мобилизовывались внутренние резервы, но и активно привлекались зарубежные капиталы;

* стимулируя хозяйственную инициативу на микроуровне, руководство страны не выпускало из рук макроконтроль над экономикой и в периоды опасного нарастания ее несбалансированности сразу принимало контрмеры;

* изучив собственный и зарубежный опыт, правительство пришло к выводу о необходимости осуществлять реформу не по чужим рецептам, а исходя из особенностей страны и решительно встало на путь «строительства социализма с китайской спецификой». Это предполагало серьезный учет такого основополагающего фактора, как огромная численность населения в условиях ограниченности ресурсов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники

1. http://www.chinaya.ru/X съезд Всекитайской Коммунистической партии Китая: документы.

2. http://www.olderchina.ru/XI съезд Всекитайской Коммунистической партии Китая: документы.

3. ВКП(б), Коминтерн и Китай: документы и материалы: в 5 т. / рук. М.Л. Титаренко, Го Хэнъюй, М. Б. Лейтнер. - М., 1991-1994.

4. Документы внешней политики СССР. Т. XVI. - М., 1970. - 326 с.

5. Документы внешней политики СССР. Т. XVIII. - М., 1973. - 254 с.

6. За сплоченность международного коммунистического движения. Документы и материалы. - М., 1964. - 415 с.

7. Законодательные акты КНР. Документы и материалы. - М., 1987. - 341 с.

8. Коммунистический интернационал и китайская революция. Документы и материалы. - М., 1986. (Документы № 18, 19, 23, 28, 34, 38). - 362 с.

9. Мамаева Н.Л. Гоминьдан как носитель идеи национального спасения (Программа и политика военного периода «строительства государства». 20-е гг. XX в.) // Восток. - 2004. - № 5. - С.45-48.

10. Реформа хозяйственной системы в КНР. Документы и материалы. - М., 1989. - 241 с.

11. Романюк В.Я. Красные иероглифы: документальные очерки о перестройке в экономике Китая. - М., 1989. - 301 с.

12. http://www.mykitai.net/Сборник документов по внешней политике КНР.

13. Хрестоматия по новейшей истории. Т.1. - М., 1960. - 517 с.

14. Экономическая реформа в КНР. Преобразования в городе.1985-1988. Документы. - М., 1993. - 382 с.

Литература:

1. Алексахина С. Опыт проведения экономических реформ в экспериментальных сельских районах КНР. - М., 1998. - С.18-20.

2. Аносова Л.А. Внешнеэкономическая стратегия России в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Экономика и управление. - 2008. - №5. - С.8-11.

3. Бажанов Е. Китай: суть времени // Новое время. - 2000. - №16. - С.20-22.

4. Бажанов Е.М. Китай: второе десятилетие реформ // Коммунист. - 2001. - №6. - С. 113-123.

5. Барахта Б. Китайский «рыночный социализм» ? что это такое? // Деловой мир. - М., 1993. - №8. - С. 5.

6. Белоусов Р.С., Сенчагов В.Г. Экономика Китая: успехи и трудности // Экономист. - М., 2005. - №3. - С. 85-90.

7. Белоус Т.Я. Экономическое развитие Китая и прямые иностранные инвестиции // Вестник московского университета. Сер.6. Экономика. - 2003. - №5. - С.39-57.

8. Берегстен Ф., Гилл Б., Ларди Н., Митчелл Д. Китай. Что следует знать о новой сверхдержаве / пер. с англ. В.В. Попова. - М., 2007.

9. Боревская Н. Совершенствование образования - ключ к подъему экономики // Азия и Африка сегодня. - 2002. - №1. - С. 32-36.

10. Буров В.Г. Дискуссии в Китае о демократическом социализме // Вопросы философии. - 2008. - №8. - С.16-36.

11. Брагина Е.С. КНР на современной мировой арене: между соперничеством и сотрудничеством // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - №10. - С.48-56.

12. Ван Цзунинь. Год после Тяньаньмэнь // Новое время. - 1990. - № 27. - С. 28-29.

13. Васильев Л.С. История Востока: в 2 т. Т.2. - М.: Восточная литература РАН, 2003. - 467 с.

14. Вильперт Б., Шарпф С. Управление на стыке культур: совместные предприятия в КНР // Мировая экономика и международные отношения. 1995. - №7. - С. 109-116.

15. Гельбрас В.Г. России необходима стратегия развития // Вопросы теории и практики «догоняющего развития». Материалы заседания Ученого совета ИМЭМО РАН. - М., 1998.? 36 с.

16. Воскресенский А.Д. Китай в контексте глобального лидерства? // Международные процессы. - 2004. - №2. - С.37-43.

17. Гатаганова Ф.Т. Торгово-экономические сотрудничество России и КНР // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - №2. - С.225-228.

18. Гельбрас В.Г. Экономические реформы в России и Китае: попытка сравнения // Азия и Африка сегодня. - 1997. - №3. - С. 2-8.

19. Гельбрас В.Г. Экономические реформы в России и Китае: попытка сравнения // Азия и Африка сегодня. - 1997. - №5. - С. 22-30.

20. Гельбрас В.Г. Цена экономических успехов Китая // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - №9. - С.42-50.

21. Гельбрас В.Г. 30 лет открытости Китая // Общественные науки и современность. - 2009. - №3. - С.109-117.

22. Гельбрас В.Г., Кузнецова В.М. Мировая экономика на рубеже веков // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - №8. - С.121.

23. Делюсин Л.П. Каково место Мао Цзэдуна в истории страны // Азия и Африка сегодня. - 2001. - №2. - С. 22-27.

24. Делюсин Л.П. Реформы идут. Леваки бьют тревогу // Азия и Африка сегодня. - 1997. - № 9. - С. 22-29.

25. Делюсин Л.П. Модернизация и демократия // Азия и Африка сегодня. - 1997. - №5. - С. 2-6.

26. Делюсин Л.П. Кто тормозит реформы // Азия и Африка сегодня. 2002. - № 9. - С. 19-24.

27. Делюсин Л.П. «Китайский капитализм» или «социализм с китайской спецификой»? // Свободная мысль. - 2003. - № 12. - С. 52-66.

28. Дробот Г.А. Китай в мировой политике : ресурсы, цели, проблемы, отношения с Россией // Вестник Московского университета. сер.18.Социология и политология. - 2009. - №1. - С.35-49.

29. Жунхуа Ван. Развитие Китая и мировое сообщество // Новая и новейшая история. - 2007. - № 2. - С.126-131.

30. Иванов С.М. Промышленная политика Китая: очевидное достижение // Экономика.- 2006. - №1. - С.52.

31. Кива А.В. Китайская модель реформ // Вопросы истории. - 2002. - № 5. - С.34-52.

32. Китай в мировой политике / отв. ред. А.Д.Воскресенский. - М., 2001. - 306 с.

33. Китай в XXI веке глобализация интересов безопасности / отв. ред. Чуфрин Г.И. ? М., 2007.? С.63.

34. Китайская Народная Республика: справ. / Разов С.С.? М.: Политиздат. 1989. ? 277 с.

35. Кондрашова Л. Жизнь улучшается, хотя и медленно // Азия и Африка сегодня. - 1999. - №10. - С. 15-21.

36. Круглов А. Роль и место сельской промышленности в экономике КНР. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. - М., 1998.? 12 с.

37. Куликов В.С. Китайцы о себе. ? М.: Политиздат, 1989.? 256с.

38. Ли Фэнлинь. О специфике реформ в Китайской Народной Республике // Новая и новейшая история. - 2006. - №6. - С. 3-8.

39. Лузянин С.А. Российско- Китайское взаимодействие в XXI веке // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - №5.? С.61-70.

40. Лю Цзайци. Внешняя политика КНР и перспективы Китайско- российских отношений // Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - №9. - С.84-90.

41. Мамаева Н.Л. Современные историки КНР о республиканском периоде истории Китая (1912-1949). От старых стереотипов к новым подходам // Новая и новейшая история. - 2009. - № 6. - С.127-138.

42. Мировая экономика: прогноз до 2020 года /под ред. А.А.Дынкина. - М., 2007. - 284 с.

43. Михеев В.М. Китай: новые компоненты стратегия развития // Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - №7. - С.48-56.

44. Михеев В.М. Китай: угрозы, риски, вызовы развитию // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - №5.?С.54-60.

45. Мырынюк А.Н. Зарубежный опыт реализации национальных проектов и возможности его использования в России // Экономика и управление. - 2008. - №3. - С.46-50.

46. Наумов И.Н. Перспективы экономического развития Китая на рубеже веков КНР. - М., 2001. - 471 с.

47. Новейшая история Азии и Африки. XX век: в 2-х ч. Ч. 2. - М.: Наука, 2004. - С. 481.

48. Новейшая история стран Азии и Африки XX век: в 3-х ч. Ч.2. / под ред. Родригеса А.М. ? М., 2001. - 320 с.

49. Оникиенко А.Р. Реформа госсектора в КНР: поиск путей повышения эффективности // Мировая экономика и международные отношения. 2002. - № 6. - С. 96-107.

50. Пан Давей. К истории социологии в Китае // Социс. - 2009. - №4. - С.130-136.

51. Платковский А. Дэн указал Китаю путь // Известия. - 1997. - №34. - С.2.

52. Портяков В.В китайской деревне // Сельская жизнь. - 1991. - №5. - С. 8.

53. Портяков В. Концепция экономической реформы в КНР: формирование и эволюция // Проблемы Дальнего Востока. - 1996. -№6.?С.32.

54. Потапов М.М. Открытая политика Китая: опыт для нас // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - № 1. - С. 107-111.

55. Промышленная политика Китая: очередное достижение. // Экономика и управление. - 2006. - №1. - С.52-57.

56. Ратленд П. Россия и Китай: сага о двух переходах к рыночной экономике // Полис. - 2009. - №3. - С.162-175.

57. Рашковский Е.Б. Цивилизационный облик Китая: структуры, преемственность, метаморфозы // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - №8. - С.62-69.

58. Салицкий А.И. Китайская цивилизация в современном мире // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - №8. - С.70-77.

59. Симиновский Л.В. Юрьева М.Ф. История Китая с древнейших времен до наших дней. - М.,1974. - 342 с.

60. Сладковский М.И. Китай: основные проблемы истории экономики идеологии. - М.,1987. - 187 с.

61. Симиновский Л.В. Юрьева М.Ф. История Китая с древнейших времен до наших дней. ? М., 1974. - 273 с.

62. Смит Дж. Китай после Дэн Сяопина // За рубежом. - 1995. - №7.? С.1-3.

63. Сурков В.Е. 2006. Национализация будущего // Эксперт. 20.11.

64. Тажельдинов К. Экономика Китая. Современные аспекты. - М., 2001. - 315 с.

65. «Тайна китайского экономического чуда». Бюллетень по проблемам экономической и социальной политики от 25.01.1999 г.

66. Титаренко М.Л. Жизнестойкость и стабильность китайской цивилизации - условие развития Китая. Востоковедение и мировая культура - М.: Наука, 1998. - 364 с.

67. Титаренко М. Модернизация Китая: вызовы времени // Азия и Африка сегодня. - 2001. - № 11. - С. 2-6.

68. Торгово-экономические сотрудничество России и КНР. Гатаганова Ф. // Мировая экономика и международные отношения. 2008. - №2.? С.225-228.

69. Устиян И.Н. Эффективность экономической реформы Китая // Экономист. - 2006. - №8.?С.74-86.

70. Федотов В. В современном мире // Азия и Африка сегодня. - 1999. - №10. - С.22-26.

71. Федоровский А.И. Институциональные преобразования в Китае: предпосылки, особенности, перспективы // Экономика и управление. -2003. - №4.?С.44-86.

72. Халевинская Е., Крезе И. Мировая экономика. - М., 2000. - 157 с.

73. http://www.mykitai.net/Чжан Хайпэн. Обзор и размышления об изучении новой истории Китая.

74. http://www.mykitai.net/Хэпин Ю. Политика реформ и открытости в Китае и использование исторического ресурса - 30 лет реформ в КНР.

75. Черновец О.Т. Китай и США: новые грани противостояния // Экономист. - 2006. - №2.? С.39-44.

76. Якутин Ю.Ю. Китай: уроки реформ // Экономика и жизнь. - 1994. №6. - С. 18-19.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать