Создание и функционирование Верховного тайного совета
p align="left">Однако показательно, что в вопросе сокращения штатов в первую очередь верховники обратили внимание на коллегии, т. е.

центральные, а не местные учреждения. Уже в июне 1726 г. они отмечали, что от их раздутых штатов "в жалованье происходит на-прасной убыток, а в делах успеху не бывает"33 Каменский А. Б. Указ. Соч. с. 169.. 13 июля члены совета подали императрице доклад, в котором, в частности, писа-ли: "В таком множественном числе во управлении лучшаго успе-ху быть не может, ибо оные все в слушании дел за едино ухо по-читаются, и не токмо, чтоб лучший способ был, но от многова разногласия в делах остановка и продолжение, а в жалованье на-прасной убыток происходит"44 Там же. С. 215..

По-видимому, почва для доклада была подготовлена заранее, ибо уже 16 июля на его основе появился именной указ, почти до-словно повторявший аргументацию верховников: "В таком множайшем числе членов во управлении дел лучшего успеху не нахо-дится, но паче в разногласиях в делах остановка и помешательст-во происходит". Указ предписывал оставить в каждой коллегии лишь по президенту, вице-президенту, двум советникам и двум асессорам, да и тем велено было присутствовать в коллегии не всем одновременно, а только половине из них, сменяясь ежегод-но. Соответственно, и жалованье предполагалось платить лишь находящимся в данный момент на службе. Таким образом, применительно к чиновникам была реализована мера, ра-нее предлагавшаяся для армии.

В связи с этой реформой А.Н. Филиппов писал, что "Совет весьма близко стоял к условиям тогдашней действительности и живо интересовался всеми сторонами управления... в этом случае он отметил... то, на что ему приходилось постоянно наталкивать-ся в деятельности коллегий". Однако принятое решение историк считал полумерой, которая "не могла иметь будущность". Верховники, полагал он, не озаботились изучением причин наблюдаемо-го ими порока, и сокращали число коллежских членов, "не реша-ясь ни отказаться прямо от коллегиальности, ни отстаивать пет-ровскую реформу в целом". В том, что чрезмерность числа кол-лежских членов не была выдумкой верховников и что она дейст-вительно отрицательно сказывалась на оперативности принятия решений, Филиппов, безусловно, прав, однако его оценка рефор-мы представляется чересчур резкой. Во-первых, то обстоятельст-во, что верховники не посягнули на принцип коллегиальности, ука-зывает, с одной стороны, на то, что они не замахивались на пет-ровскую реформу центрального управления как таковую, а с дру-гой, -- вполне понятно, что отказ от этого принципа означал бы гораздо более радикальную ломку, которая в конкретных исторических условиях того времени могла бы иметь непредсказуемые последствия. Во-вторых, замечу, что собственно аргументация, связанная с неэффективностью работы коллегий и в докладе со-вета, и затем в указе была по существу лишь прикрытием, в то время как цель носила чисто финансовый характер. И наконец, нельзя забывать и о том, что худо-бедно коллегии просущество-вали в России еще не один десяток лет после этого, в целом справляясь со своими функциями.

В конце 1726 г. верховники избавились еще от одной излиш-ней, по их мнению, структуры: указом от 30 декабря были унич-тожены вальдмейстерские конторы и сами должности вальдмейстеров, а смотрение за лесами было возложено на воевод. Указ отмечал, что "в народе от вальдмейстеров и лесных надзирателей великая тягость состоит", и пояснял, что вальдмейстеры живут за счет штрафов, взимаемых с населения, что, естественно, влечет значительные злоупотребления. Понятно, что принятое решение должно было способствовать ослаблению социальной напряжен-ности и, видимо, как считали верховники, повышению платеже-способности населения. Между тем речь шла о смягчении петров-ского законодательства о заповедных лесах, в свою очередь свя-занного с вопросами содержания и строительства флота, Это бы-ла еще одна острая проблема, где петровское наследие впрямую сталкивалось с реальной жизнью. Строительство флота требовало больших финансовых вложений и привлечения значительных люд-ских ресурсов. И то, и другое в условиях послепетровской Рос-сии было крайне затруднено. Выше уже говорилось, что в первый после смерти Петра год строительство флота, несмотря ни на что, продолжалось. В феврале 1726 г. был издан именной указ о про-должении строительства судов в Брянске11 Указ о строительстве судов.. Однако впоследст-вии, уже в 1728 г., совет после долгих споров был вынужден прийти к решению не строить новых кораблей, но только содер-жать в исправности имеющиеся. Это произошло уже при Пет-ре II, что нередко связывают с отсутствием у юного императора интереса к морским делам. Соответственно и верховников обви-няют в пренебрежении любимым детищем Петра Великого. Од-нако документы свидетельствуют, что данная мера, как и иные по-добные, была вынужденной и диктовалась реальными экономиче-скими условиями того времени, когда, кстати, Россия не вела ни-каких войн.

Впрочем, и в 1726-м, как и в предшествующем, году был при-нят ряд узаконений, направленных на поддержание петровского

наследия. Важнейшее значение, в частности, имел акт от 21 апре-ля, подтверждавший петровский указ 1722 г. о порядке престоло-наследия и придававший силу закона "Правде воли монаршей". 31 мая именным указом была подтверждена обязательность ноше-ния немецкого платья и бритья бород отставными, а 4 августа -"обывателями" Санкт-Петербурга.

Между тем обсуждение в Верховном тайном совете вопроса о том, как примирить интересы армии и народа, продолжалось. По-иски в течение полутора лет паллиативных решений не привели ни к каким серьезным результатам: казна практически не пополня-лась, недоимки росли, социальная напряженность, выражавшаяся прежде всего в крестьянских побегах, которые угрожали не толь-ко благосостоянию государства, но и благополучию дворянства, не спадала. Верховникам становилось ясно, что необходимо принять более радикальные комплексные меры. Отражением этих настро-ений явилась записка Меншикова, Макарова и Остермана, подан-ная в ноябре 1726 г. Именно на ее основе был подготовлен и 9 января 1727 г. представлен в Верховный тайный совет проект указа, который после обсуждения в совете уже в феврале был ре-ализован несколькими изданными указами.

Указ от 9 января откровенно констатировал критическое со-стояние государственных дел. "По разсуждении о нынешнем со-стоянии нашего империя, - говорилось в нем, - показывается, что едва ли не все те дела, как духовныя, так и светския в худом порядке находятся и скорейшаго исправления требуют... не токмо крестьянство, на которое содержание войска положено, в великой скудости обретается и от великих податей и непрестанных экзеку-ций и других непорядков в крайнее и всеконечное разорение при-ходит, но и прочия дела, яко: коммерция, юстиция и монетные дворы весьма в разоренном состоянии обретаются". Между тем "понеже армия так нужна, что без нея государству стоять невоз-можно... того ради и о крестьянех попечение иметь надлежит, ибо солдат с крестьянином связан, как душа с телом, и когда кресть-янина не будет, тогда не будет и солдата". Указ предписывал верховникам "иметь прилежное рассуждение как о сухопутной армии, так и о флоте, чтоб оные без великой тягости народной содержаны были", для чего предлагалось создать специальные комиссии о податях и об армии. Предлагалось также до вынесения оконча-тельного решения о размере подушины отсрочить ее уплату за 1727 г. до сентября, часть подати платить натурой, сбор податей и рекрутов переложить на гражданские власти, перевести полки

из сельской местности в города, часть офицеров и солдат из дво-рян для экономии денег отпускать в долгосрочные отпуска, умень-шить число учреждений, упорядочить ведение дел в Вотчинной коллегии, учредить Доимочную канцелярию и Ревизион-коллегию, рассмотреть вопрос о поправлении монетного дела, увеличить раз-мер пошлин за продажу деревень, ликвидировать Мануфактур-коллегию, а фабрикантам собираться один раз в год в Москве для обсуждения мелких вопросов, более важные же решать в Ком-мерц-коллегии11 Мавродин В. В. Рождение новой России. С. 290..

Как видим, верховникам (на основе их же собственного мнения) была предложена целая программа действий антикризисного харак-тера, которая вскоре стала претворяться в жизнь. Уже 9 февраля был издан указ об отсрочке платежа за майскую треть 1727 г. и возвращении офицеров, посланных для сбора подушной подати, в полки. Одновременно сообщалось об учреждении комиссии об ар-мии и флоте, "чтоб оные без великой тягости народной содержаны были"22 Там же. С. 293.. 24 февраля было реализовано давнее предложение Ягужинского, повторенное в записке Меншикова, Макарова и Остермана, "две части офицеров, и урядников, и рядовых, кото-рые из шляхетства, в домы отпускать, чтоб они деревни свои ос-мотреть и в надлежащий порядок привесть могли". При этом ого-варивалось, что данная норма не распространяется на офицеров из беспоместных дворян.

В тот же день, 24 февраля, появился и комплексный указ, со-державший целый ряд важных мер и почти дословно повторявший указ от 9 января: "Понеже всем известно есть, каким неусыпным прилежанием блаженный и вечно достойный памяти Его Импера-торское Величество, наш любезный супруг и государь трудился в установлении доброго порядка во всех делах как в духовных, так и светских и в сочинении пристойных регламентов в надежде то-го, что уже весьма надлежащий порядок с пользою народною во всем том следовати будет; но по рассуждении о нынешнем состо-янии Нашей Империи показывается, что не точию крестьяне, на которых содержание войска положено, в великой скудости обре-таются и от великих податей и непрестанных экзекуций и других непорядков в крайнее разорение приходят, но и другая дела, яко коммерция, юстиция и монетные дворы весьма в слабом состоя-нии и все то скорейшаго исправления требует". Указ предписы-вал собирать подушную подать не непосредственно с крестьян, а с помещиков, старост и управителей, устанавливая, таким обра-зом, для крепостной деревни тот же порядок, который ранее был

установлен для дворцовых сел. Ответственность за сбор подуш-ной подати и его проведение надлежало возложить на воевод, ко-торым в помощь давалось по одному штаб-офицеру. А чтобы между ними не возникало разногласий из-за старшинства в чинах, решено было воеводам на время исполнения их должности давать чин полковника.

Указ от 24 февраля вновь повторял норму об отправлении ча-сти военных в отпуска, а также предписывал перевод полков в города. Причем, почти дословно повторялись аргументы, звучав-шие еще при обсуждении этого вопроса в 1725 г.: в городских ус-ловиях офицерам легче наблюдать за своими подчиненными, удер-живать их от побегов и других преступлений и гораздо быстрее можно собрать в случае необходимости; при выступлении полка в поход можно будет сконцентрировать остающихся больных и иму-щество в одном месте, что не потребует излишних затрат на мно-гочисленные караулы; размещение полков в городах приведет к оживлению торговли, причем и государство сможет получать по-шлину с привозимых сюда товаров, но "паче всего крестьянству великое от того будет облегчение, а и гражданству тягости никакои не будет11 Курукин И.В. Тень Петра Великого // На российском престоле. С.68. .

Этим же указом был осуществлен ряд мер по реорганизации органов как центрального, так и местного управления. "Умноже-ние правителей и канцелярий во всем государстве, -- отмечали верховники, -- не токмо служит к великому отягощению штата, но и к великой тягости народной, понеже вместо того, что прежде сего к одному управителю адресоватца имели во всех делах, ны-не к десяти и, может быть, и больше. А все те разные управите-ли имеют свои особливые канцелярии и канцелярских служителей и особливой свой суд и каждой по своим делам бедный народ во-лочит. И все те управители и канцелярские служители пропита-ния своего хотят, умалчивая о других непорядках, которые от безсовестных людей к вящей народной тягости ежедневно происхо-дят"11 Андреев Е.В.Представители власти после Петра. С.47.Указ от 24 февраля подчинил городовые магистраты гу-бернаторам и уничтожил конторы и канцелярии земских комисса-ров, ставшие ненужными при возложении обязанностей по сбору податей на воевод. Одновременно была осуществлена судебная реформа: ликвидированы надворные суды, чьи функции были пе-реданы воеводам. Верховники осознавали, что реформа влечет за собой усиление роли Юстиц-коллегии, и принимали меры к ее ук-реплению. При самом Верховном тайном совете учреждалась Доимочная канцелярия, структурно и организационно имевшая кол-лежское устройство. Этим же указом создавалась Ревизией -кол-легия, а Вотчинная коллегия переводилась и Москву, что должно было сделать ее более доступной для помещиков. О Мануфактур-коллегии в указе говорилось, что, "понеже оная без Сенату и на-шего Кабинету никакой важной резолюции учинить не может, то-го ради и жалованье напрасно получает". Коллегия ликвидирова-лась, а ее дела передавались в Коммерц-коллегию. Однако месяц спустя, 28 марта, было признано, что делам Мануфактур-колле-гии быть в Коммерц-коллегии "неприлично", и потому при Сена-те была учреждена Мануфактур-контора. Указ от 24 февраля содержал и меры по упорядочению сбора пошлин за выдачу до-кументов из различных учреждений.

Реорганизация управления была продолжена и в следующем месяце: 7 марта была ликвидирована Рекетмейстерская контора, а ее функции возложены на обер-прокурора Сената, "чтоб напрас-ного жалованья не происходило". В именном указе от 20 мар-та было вновь подвергнуто критике "умножение штатов" и связан-ное с ним увеличение расходов на жалованье. Указ повелевал вос-становить допетровскую систему выплаты жалованья -- "как бы-ло до 1700 году": платить лишь тем, кому платили и тогда, а "где довольствовались от дел", также удовлетвориться этим. Где преж-де в городах у воевод дьяков не было, туда и теперь секретарей не назначать. Именно данный указ (повторенный затем 22 ию-ля того же года) явился своего рода апофеозом критики верховниками петровских преобразований. Показательно, что он от-личался от других резкостью тона и отсутствием привычной раз-вернутой аргументации. Указ как бы выдавал накопившуюся у верховников усталость и раздражение, ощущение ими бессилия изменить что-либо кардинальным образом.

Параллельно с работой по реорганизации управления и нало-гового обложения верховники немало внимания уделяли вопросам торговли, справедливо полагая, что ее активизация может быстро принести государству доход. Еще осенью 1726 г. русский посол в Голландии Б.И. Куракин предложил открыть для торговли Ар-хангельский порт и императрица велела Верховному тайному со-вету навести по этому поводу справки и доложить свое мнение. В декабре совет заслушал доклад Сената о свободной торговле и ре-шил создать Комиссию о коммерции во главе с Остерманом, которая начала свою деятельность с призыва к купцам подавать предложения о "поправлении коммерции". Вопрос же об Ар-хангельске был решен в начале следующего года, когда указом от 9 января порт был открыт и повелено "торговать всем позволить невозбранно". Позднее Комиссия о коммерции передала в сво-бодную торговлю ряд товаров, ранее отдававшихся на откуп, от-менила ряд ограничительных пошлин и способствовала созданию благоприятных условий для иностранных купцов. Но важнейшим ее делом стал пересмотр петровского протекционистского тарифа 1724 г., носившего, по выражению Анисимова, умозрительный, оторванный от российской реальности характер и принесшего больше вреда, чем пользы.

В соответствии с февральским указом и мнением верховников, высказанным ими в многочисленных записках, правительство ре-шило принять срочные меры и в сфере денежного обращения. Ха-рактер намеченных мер был аналогичен тем, что принимались при Петре: начеканить легковесной медной монеты на 2 млн. рублей. Как отмечал А. И. Юхт, правительство при этом "отдавало себе отчет в том, что данная мера отрицательно скажется на общем экономическом положении страны", но "другого выхода из финан-сового кризиса оно не видело". Посланный в Москву для органи-зации задуманного А.Я. Волков обнаружил, что монетные дворы выглядели, "как после неприятельского или пожарного разоре-ния", но энергично взялся за дело и в течение последующих не-скольких лет было начеканено на сумму около 3 млн. рублей пя-тикопеечников облегченного веса.

Рассмотрение в совете вопроса о подушной подати и содержании армии протекало не гладко. Так, еще в ноябре 1726 г. П.А. Толстой предложил вместо ревизии недоимок, на чем настаивал верный инте-ресам своего ведомства Меншиков, провести ревизию средств в Во-енной, Адмиралтейской и Камерколлегиях. Толстой удивлялся, что в мирное время, когда многие офицеры находятся в отпусках, армия ис-пытывает недостаток в людях, лошадях и средствах, и, видимо, спра-ведливо подозревал возможные злоупотребления. Еще в июне это-го же года был издан указ, по которому армейским полкам предпи-сывалось представлять в Ревизион-коллегию приходные и расходные книги и счетные выписи в исправном состоянии, что было вновь стро-жайше подтверждено в конце декабря. Военная коллегия предло-жила взимать с населения подати натурой, но по инициативе Тол-стого было принято решение дать возможность плательщикам са-мим выбирать форму уплаты.

Показательно, что при всех трудностях и неразрешимых про-блемах, с которыми сталкивался Верховный тайный совет, его де-ятельность высоко оценивалась иностранными наблюдателями.11 Ерошкин. История государственных учреждений дореволюционной России. С.247. Теперь больше не подрываются финансы этого государства не-нужными постройками гаваней и домов, плохо усвоенными ману-фактурами и заводами, слишком обширными и неудобоисполнительными затеями или пиршествами и пышностью, а также не принуждают теперь силою их, русских, к подобной роскоши и празднествам, к построению домов и переселению сюда своих крепостных, - писал прусский посланник А. Мардефельд. - В Верховном тайном совете дела исполняются и отправляются быс-тро и по зрелому обсуждению, вместо того, чтобы, как прежде, пока покойный государь занимался постройкой своих судов и сле-довал другим своим влечениям, они залеживались на целые пол-года, не говоря уже о бесчисленных других похвальных переме-нах"11 Записки Мардефельда А.С.24..

В мае 1727 г. активная деятельность Верховного тайного со-вета была прервана смертью Екатерины I и вступлением на пре-стол Петра II. Последовавшая затем в сентябре опала Меншикова, как считают многие исследователи, изменила ее характер и привела к торжеству контрреформаторского духа, символом чего стал в первую очередь переезд двора, Сената и коллегий в Моск-ву. Чтобы проверить эти утверждения, вновь обратимся к зако-нодательству.

Уже 19 июня 1727 г. было подтверждено распоряжение о пе-реводе Вотчинной коллегии в Москву, а августе был ликвиди-рован Главный магистрат, ставший ненужным после ликвидации городовых магистратов. Одновременно в петербургскую Ратушу для суда купечества были назначены бургомистр и два бурмистра. Год спустя вместо городовых магистратов в городах велено было быть ратушам. В начале осени совет рассматривал вопрос о це-лесообразности сохранения торговых консульств в зарубежных странах, в частности, во Франции и Испании. Сенат, в свою оче-редь опиравшийся на мнение Коммерц-коллегии, полагал, что в этом "никакой пользы государственной не имеется и впредь содер-жать их к прибыли безнадежно, ибо посланные туда казенные и купеческие товары проданы многие с накладом". В результате было решено консульства ликвидировать. Вряд ли прав Анисимов, увидевший и тут еще одно свидетельство неприятия верховниками политики Петра, заботившегося о проникновении русских товаров в отдаленные уголки планеты, в том числе в Америку, даже если это было убыточно. Со смерти великого преобразователя прошло уже около трех лет -- срок, достаточный для того, чтобы убедиться в безнадежности данной затеи. Принятая верховниками мера носила чисто прагматический характер. Они смотрели на ве-щи трезво и считали нужным поощрять русскую торговлю там, где имелись возможности и перспектива развития, для чего ими пред-принимались достаточно серьезные меры. Так, в мае 1728 г. был издан указ о заведении особого капитала в Голландии для внеш-них расходов, чтобы таким образом поддержать вексельный курс и увеличить объем русского экспорта за границу).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать