Становление Османского государства
ни не только разрешали гражданские, уголовные, торговые, кредитные споры, но и нотариально фиксировали многие сделки, осуществляли надзор за разверткой и сбором налогов, контролировали вакфные учреждения, устанавливали цены на основные потребительские товары, организовывали общественные работы, фиксировали жалобы частных лиц, доносили о них центральным властям и на основании полученных директив давали ответ.

В своих столь разносторонних действиях кадии опирались не только на шариат, но и на канун-наме, следовательно, как справедливо заметил болгарский исследователь Н. Тодоров, «выступали уже не как толковали религиозных норм и судьи, но и как административные представители центральных властей». Еще при Махмеде II государством было монополизирована торговля солью, мылом, свечным воском. На остальные товары широкого потребления постановлениями канун-наме вводилась строгая регламентация цен.

В соответствующих дефтерах фиксировались специальные поставки тех или иных продуктов льготными налогами, ограничивалась сфера торговли. Кадии и их помощники мухтесибы устанавливали цены почти на все продукты питания и товары широкого потребления. При этом учитывались сезон, транспортные расходы и даже возможная прибыль продавца, которая не должна была превышать 10%. Лишь в ремесле, которое очень трудно, «10… пусть станут 12», т.е. разрешалась прибыль до 20%. Подобные нормативы устанавливались на длительные сроки, на десятилетия, а на ряд товаров поддерживались почти столетия.

Всеобщая регламентация и централизация особенно усилившиеся при Сулеймане I, сказывались и на эволюции главной опоры султанской власти этого времени - тимарной системы. Если в XV в. еще многие сипахи владели своими тимарами лишь с ……..санджакбея, то в XVI в. центральная власть усилила свой контроль за представлением тимаров. Были введены обязательное утверждение пожалования и выдача специальных документов - бератов.

Было усилено налогообложение рейа. Податное население в тимарных областях унифицировалось по своему правовому положению. Как уже отмечалось, отдельные категории райатов, имевшие ранее налоговые льготы, их утрачивали. Однако в то же время сохранялись более строгие правовые ограничения для так называемых издольщиков-рабов, со времен Орхана работавших на землях султанов и в вакфных владениях. Особенно много их было в окрестностях Бурсы, Стамбула.

В Османской империи начали вводиться «чрезвычайные налоги» - аваризы и принудительные закупки государством, сельскохозяйственных продуктов по низкой цене. Все эти мероприятия были связаны тем огромным напряжением, которого требовали почти беспрерывные войны.

2.2 Место и роль ислама

Т
урция - страна мусульманская. За восемь с лишним веков своего господства на земле Турции, ислам пустил глубочайшие корни. Этому способствовали многие причины. На протяжении существования Румского султана и Османской империи султаны соединили в своих руках светскую и духовную власть - эмират и имамат, как это предписывают кануны ортодоксального ислама. А в 1517 г., после завоевания турками Египта, где правила последняя династия арабских халифов, османский падишах, как это утверждали впоследствии придворные турецкие историографы, халифат объявил себя и стал считаться духовным главой мусульман всего мира.

В османской державе мусульманство было больше, чем религия. Ислам пронизывал всю жизнь своих приверженцев. Он охватывал не только быт, Нои государственно-политическую, идеологическую, административную, фискальную, военную и судебную сферы деятельности. У мусульман общими были не только культовые учреждения или обычаи. Законодательство, юриспруденция, аппарат суда и фиска, армия, школа - всё это действовало на основе принципов ислама. Шариат регулировал все поступки мусульманства не только с правовой, но и с морально-этической стороны. Кадий-мусульманский судья, судил и разбирал все преступления и проступки правоверных.

Хотя ислам не приемлет в принципе саму идею существования посредников между человеком и богом, в Турции, как и в других мусульманских странах, сложилась социальная группа священнослужителей. Она стала играть важнейшую роль во всей общественно-политической и государственной жизни, выполняя функции толкователей и исполнителей исламских законов, которые были и законами государства. Шейх-уль-ислам, высший мусульманский богослов, имевший право толковать и религиозные каноны и юридические положения шариата, был, по сути, верховным прокурором. Без его «освещающего» указа - фетвы ни один султанский закон, ни одно нововведение не были действительны, не считались законными.

Помимо этого шейх-уль-ислам ведал и делами просвещения. Шейх-уль-исламу подчинялись муфтии-богословы, прокуроры и инспекторы просвещения на местах, кадии-мусульманские судьи. Шейх-уль-ислам и другие: улемы-богословы и законотолкователи пользовались в стране деспотического правления важнейшей прерогативой-неприкосновенностью собственной жизни. В Османской империи это были единственные лица, которым обычно гарантировалась жизнь до их естественной смерти.

Таким правом обладал даже падишах - султан и халиф, и члены династии Османидов. Султана можно было свергнуть с престола и убить, причем фетва шейх-уль-ислама, освещала, часто задним числом, это действие. Тем не менее в исламе вообще и конкретно в турецком исламе не образовалось четко ограниченного от других социальных групп духовного сословия, особенно его низших слоев. В мусульманской религиозной общине все низшие священнические должности не служебные, а как бы «на общественных началах». Мусульманский священник - имам, т.е. основное духовное лицо, не являлся платным служащим церкви.

Он, лицо выборное, его избирает местная община. Она же определяет ему и содержание, если избранный человек малоимущий, или назначают «жалованье за труды», если выберут богатого. Принимает имам и приношения от членов общины. Теоретически имамом может быть любой человек из любой социальной сферы. Главное, чтобы он хорошо знал догматы веры, коран, мусульманские предания, обряды, умел вести общую молитву, «предстоять на ней».

В турецком мусульманстве духовное сословие и иерархия духовенства находились уже в стадии служения. Шейх-уль-ислам стоял на вершине этой начавшей вырисовываться иерархической пирамиды, опираясь на трех своих непосредственных подчиненных - анатолийского, румейского и стамбульского кадия. Ниже располагались муфтии, первым из которых считался стамбульский. Затем уже шли не связанные еще административными узами высшим духовенством муллы, имамы, и хаджи.

Привилегии мусульманского духовенства, его громадное влияние и всепроникающая власть имели весьма отрицательные последствия для прогресса исламского общества. Прежде всего отношения мусульманского духовенства к немусульманским народам, как к «второстепенным», стремление оградить мусульманскую общину от связей с иноверцами, привели к замкнутости мусульманского мира, а это стало причиной того, что ислам в лице своего духовенства препятствовал освоению мусульманскими странами, достижений западной цивилизации.

Современные турецкие историки приводят многие примеры того, как в XVI-XVII вв. религиозный фанатизм, вдохновляемый духовенством, легко одерживал победы над рациональными науками, что усиливало отставание Османской империи от Европы.

3. Становление Османского государства и внешняя политика Порты

Становление Османского государства На рубеже XIII-XIV вв. Анатолия переживала глубокий социальный и политический кризис. Нашествие монголов имело для государства сельджукидов катастрофические последствия. Это государство было и прежде непрочным. Оно представляло собой, как и многие другие средневековые образования, «эфемерное и случайное объединение княжеств, которое …в лучшем случае захватывало лишь поверхностно-административную сферу.

Вторжение монгол, в 1243 г. привело государство сельджукидов к полному распаду Румского султаната. Султаны фактически, со второй половины XIII века сделали бессильными вассалами монгольских ханов. Резкое ослабление центральной власти сельджукидов поощряло сепаратизм феодалов.

На окраинах в отделении от надзоров монголов, даже возникали самостоятельные феодальные княжества. Одному из них, расположенному на северо-западе Анатолии, особенно благоприятствовало соседство Византии. Мелкие феодалы частью добровольно, частью по принуждению переходили «под высокую руку» правителей этого княжества, которое, т.о., и являлось ядром нового турецкого государства. Его основателем, согласно историческим преданиям, был Осман, сын Эртогрула, вождя небольшого турецкого.

В 1289 году конийский султан присвоил титул бея, по имени Османа турки его племени стали в последствии называть себя османами, а созданные им государство получило название Османской или, по европейскому произношению, Оттоманской империи.

Византия, балконские государства и Османская империя. В 1324 г. удж - Билл стал сын Османа - Орхан. В 1326 г. Орхан завоевал у византийцев Прусу и учредил в ней столицу нового государства. В 1329 г. были созданы первые османские воинские части - пехота и кавалерия, положившие начало успехом завоевания политики османов. В 1330 г. османы захватили Никию, а в 1337 - Николидию, выйдя таким образом на побережье Мраморного моря.

В 1352 г. Орхан бей, воспользовавшись очередной междоусобной распрей в Византии, переправил свои войска через Дарданеллы в Европы. В течение двух последующих лет турки закрепились на Галиполийском полуострове, а затем проникли в Восточную Фракию. При приемнике Орхана, Мураде I принявшие титул султана, османы продолжали подчинять своей власти анатолийские эмираты, образовавшиеся после распада государства сельджукидов, главным объектом их завоевательной политики сделались греческие и славянские земли Румелии., Восточно - римская империя, Византия; в последствии Румелией названа Европейская Турция).

Были захвачены Андрианополь, куда Мурад I в 1365 г. перенес свою столицу, София, Ницкх, Тырново, Шумла и другие сербские и болгарские города. В 1389 г. битва на Косовом поле решила участь Сербии, ставшей данницей турок. Сам Мурад I погиб. Но сменивший его султан Баязид I Йылдырым еще больше расширил турецкие завоевания на Балканские полуострова. За время его царствования турки захватили всю Болгарию, Валахию, Македонию, Фессалию и почти полностью окружили последнюю твердыню Византии - Константинополь.

По существу, главными противниками турок являлись не слабая Византия и не мелкие балканские государства, а боровшиеся за гегемонию в Юго-восточной Европе папский престол, итальянские торговые республики Венеция и Генуя и государства Центральной Европы. Но эти державы были разъединены серьезными противоречиями интересов: итальянский торговый капитал стремился к монопольному обладанию средиземноморским бассейном; Венгрия пролагала пути для своей экспансии так же в направлении Средиземного моря; в свою очередь Византия, обладательница проливов, все еще продолжала пользоваться выгодным географическим положением и пыталась сохранить посредническую роль в торговле между странами средиземного моря и Черного моря.

Все это препятствовала созданию единого антитурецкого блока и облегчало агрессию османов. Формировавшиеся время от времени «крестоносные» армии терпели от турок неизменные поражения. Особенно крупное поражение султан Баязид Молниеносный нанес крестоносцам в сражении при Ниаполе на Дунае в 1396 г.

К концу XIY века власть византийских императоров даже формально ограничивалась пределами Константинополя. В действительности же Баязид их смещал и назначал по своему усмотрению. Построив на азиатском берегу Босфора укрепленный форт анадалу - Хисар, и подчинил своему контролю судоходство в проливах.

Окончательное падение Византии было отсрочено нашествием «железного хранца» - Тимурленга на малую Азию, где он получил поддержку от турецких эмиров, стремившихся освободиться от подчинения Баязиду. В битве при Анкаре Тимур разгромил османскую армию и взял Баязида в плен. Государство османов развалилось. Малоазиатские эмиры снова приобрели политическую власть. Сыновья Баязида - претенденты на султанский престол вступили в длительную междоусобную войну. Ее ярким проявлением было восстание Шейха Бедредунна Симови.

К 40-м годам XY века, после подавления восстания и восстановления власти турецких султанов, османы возобновили наступление на Европу.

В 1444 г. султан Мурат II в битве при Варне разбил армию польских и венгерских крестоносцев, созданную по призыву папы и возглавленную королем Владиславом III, вслед за тем он захватил Морею, а в 1448 г. в сражении Косовом поле нанес поражение другому крестоносному ополчению которым командовал венгерский воевода Хуньядь Янош. Отбросив своих противников за Дунай, турки восстановили свое господство почти над всем Балканским полуостровом.

Оставалось завоевать последний оплот Византии - Константинополь. Султан Мехмед II, прозванной Завоевателем, собрал огромную по тем временам армию - свыше 200 тысяч бойцов, снарядил множество судов, велел отлить большие дальнобойные пушки. На европейском берегу Босфора, напротив Аналу - Хисара, был построен форт Румели - Хисар; тем самым турки получили возможность полностью прервать снабжение Константинополя. В апреле 1453 году Махмед II начал осаду Константинополя.

Положение защитников города было очень трудным. Византийский император Константин XI Палеолог располагал всего 8-9 тысяч солдат, не имел ни артиллерии, ни флота. Еще важнее было то, что среди осажденных отсутствовало единство. Императорская власть была ненавистна народу. 29 мая 1453 г. Константинополь был взят в результате жестокого штурма. Султан Махмед II Завоеватель вступил в побежденный город, сделавшийся с этого времени столицей Оттоманской империи.

Завоевание Константинополя турками явилось событием мирового значения. Константинополь был выдающимся центром торговли и морских коммуникаций. Отныне наряду с прямым грабежом покоренных народов турки приобрели источники обогащения в виде откупов и пошлин, которыми облагалось транзитная торговля. Но самое большое значение завоевания Константинополя заключалось в приобретении турками ключевой стратегической позиции.

Ликвидация последнего владение Византии позволило туркам открыть борьбу за господство над всей Европой. Мехмед II окончательно уничтожил независимость Сербии, завоевал Боснию, Герцеговину, Албанию, установил свой сюзеренитет над Молдавией и Крымским ханством, завершил объединение почти всей Анатолии. Его приемники распространили турецкие завоевания на часть центральной Европы. Открылась полоса расцвета Оттоманской империи, превратившуюся в могущественную военную державу Старого Света.

В чем же коренились причины столь стремительных успехов турецкого оружия? Большую роль, конечно, играли противоречие между господствами средневековой Европы и тот глубокий процесс разложения, который еще за несколько столетий до турецкого завоевания охватил Византию.

Что же касается балканских государств, то здесь турецкие захваты облегчались той ненавистью, с которой обездоленное крестьянство относилось к своим эксплуататорам - греческим, венгерским и польским магнатам - крепостникам.

Но самой важной причиной быстрого распространения турецких завоеваний было несомненное преимущество турецкого молодого феодального строя над дряхлым византийским феодализмом. Османское государство сложилось на военно-феодальной основе. Все завоеванные земли делились на 3 основные категории: военные лены, коронные земли и церковные земли.

Османское военно-феодальная система не затронула существа производственных отношений, сложившихся до турецкого завоевания. Во внутренние общественные дела покоренных народов завоеватели почти не вмешивались. Свою задачу они ограничивали сбором дани или налогов.

«Восточный деспотизм, - писал Маркс, - затрагивает муниципальное самоуправление только тогда, когда оно сталкивается с его непосредственными интересами, но он весьма охотно допускает существование этих учреждений, пока они снимают с него обязанность что-либо делать самому и избавляют от хлопот регулярного управления».

Турки - феодалы рассматривали землю преимущественно как источник налоговых поступлений, необходимых для содержания войска. Главным средством обогащения был грабеж завоеванных территорий: получение военной добычи, рабов и дани. Всю свою энергию, внимание и время турки направляли на создание боеспособности армии и поддержании во всей империи строгой военной дисциплины. Действительно, и в том и в другом отношении они были гораздо сильнее целого ряда современных или иностранных государств. Легкая феодальная кавалерия положила начало успехам османского оружия. Регулярная пехота - янычары. А также регулярная тяжела я кавалерия и артиллерия позволили развить эти успехи в победоносный марш османов по Азии, Африке и Европе. Особенно большое значение имел янычарский корпус, основанный в 1362 г. Хорошее жалование, щедрые подарки султана, легкая возможность выдвинуться на высокие военные и правительственные посты - все это сделало янычар ревностными бойцами и надежной опорой султанского трона. Солдаты и офицеры регулярной армии в отличие от феодального ополчения назывались «рабами правительства». Маркс в Хронологических выписках подчеркивает, что государство османов было сильно своей дисциплиной, и что организованное «…на демократически-деспотических началах», оно было «…единственной подиной военной державой средневековья»

Период наибольшего расцвета Оттоманской империи приходится на XVI в. Султан Селим I Явуз совершил ряд успешных походов на восток. Помимо восточных областей Малой Азии, присоединенных к империи при его предшественниках, он завоевал Масул, Сирию, Палестину, Египет. Еще большего могущества и блеска Турция достигла при султане Сулеймане великолепном, который продолжал завоевание на востоке, но главным объектом его экспансии была Европа.

В 1526 г. победа при Могаче передала в руки турок южную Венгрию; в последствии, в 40-х годах XVI века турки установили господство в центральной Венгрии. В царствовании Сулеймана были завоеваны Родос и древние острова Эгейского и ионического морей. В 1534 году турки овладели Белградом. В Африке под власть султана перешли Алжир и Триполи.

Сулейман Великолепный боролся со священной Римской империей Карла V за гегемонию в Европе. На этой почве произошло сближение между Османской империей и Францией, которые также вели борьбу со священной Римской империей. Однако в этот же период расцвета получили развитие те же противоречия, которые были заложены в военно-феодальной организации Оттоманской империи и которые в дальнейшем привели к упадку могущественного государства. Феодалы начали приобретать интерес не только к фискальной, но и к хозяйственной эксплуатации земли. Запрет сосредоточения минов в одних руках перестал соблюдаться.

Усилилось крупное феодально-помещичье землевладение. К нему приобщился также торгово-ростовщический капитал. По сравнению со старыми военными ленниками новая феодально-помещичья прослойка по-иному относилась и к землевладениям, и к самим крестьянам. Для неё землевладение стало уже не вспомогательным, а основным источником обогащения. Маркс по этому поводу указывал: «На место старого эксплуататора, эксплуатация которого носила более или менее патриархальный характер, т. к. являлась главным образом орудием политической власти, выступает жестокий, жадный до денег выскочка». Сельское хозяйство деградировало, но феодалы наживались.

Наряду со светскими феодалами богатела и церковь, сосредоточившая в своем распоряжении в виду вакуфов огромные земельные площади. Также возросло значение дворцовой камарильи.

Государственные дела стали разрешаться не столько Блистательной Портой, сколько султанским окружением. Переняв византийскую повинность, двор тратил огромные суммы. Это влекло за собой увеличение налогов, а следовательно, ещё больше подрывало основы турецкого хозяйства - земледелия.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать