Становление Османского государства
рестьянство разорялось. Крестьяне мусульмане и немусульмане - бросали земли, бежали в города, но там не было для них работы. Падение сельского хозяйства сужало внутренний рынок. Ремесло и вообще городская жизнь приобретали застойный характер. Непосредственным результатом развала военно-ленной системы явилось движение военной мощи Оттоманской империи. Помещики откупались от военной службы, феодальная кавалерия - сипахи теряли свои боевые качества. Все чаще возникали феодальные смуты.

Султаны пытались использовать янычар против сипахи. Янычары сделались преторианской гвардией. Они устраивали дворцовые перевороты, смещали неугодных им визирей и султанов, стали орудием внутренних и иностранных интриг. Великие географические открытия отвлекли значительную долю международного оборота на другие пути; турки остались в стороне от экономического развития Европы. В Европе росли новые производственные силы, зарождались буржуазные капиталистические отношения; в Оттоманской империи ещё не было для этого предпосылок.

Наконец, к невыгоде турок в Европе складывались нации и национальные государства: либо единонациональные, либо если и многонациональные, то во главе с господствующей нацией.

Первым внешним проявлением начавшегося упадка военной мощи Оттоманской империи, обратившим на себя внимание современников, было поражение турок в морской битве с испанцами и итальянцами при Лепанте в 1571 г. Считавшийся до этого времени непобедимым турецкий флот был разбит эскадрой дона Хуана Австрийского.

Правда, это поражение не имело для Оттоманской империи непосредственных серьезных последствий. Захватив у венецианцев остров Кипр, турки, не смотря на поражение при Лепанте, удержали в своих руках господство над Средиземным морем.

В действительности с конца XVI века наступил новый этап в истории Оттоманской империи. Турецкие историки назвали «периодом остановки», исходя из того, что границы империи оставались на этом этапе в общем прежними, и что установилось как бы равновесие сил между турками и их военными противниками.

На самом деле новый период в истории Турции отличался от предыдущего тем, что началось разложение Османской военно-ленной системы. В феодальном классе выдвинулся новый правящий слой - феодальные помещики, видевшие свою главную цель в увеличении дохода из хозяйственной эксплуатации земельных угодий.

Этот процесс, как уже было сказано выше, повлек за собой дальнейшее разорение и угнетение крестьян, и поэтому конец XVI и начало XVII века были отмечены новой волной крестьянских восстаний. Восстания были потоплены в крови: количество жертв достигло 100000 человек. Военные ленники также потерпели поражение. Укрепилась феодально-помещичья знать.

Именно эти причины внутреннего характера привели к упадку военного могущества Османов. «Период остановки» продолжался около ста лет. За это время турки вели многочисленные войны на западе - против Австрии, Польши, Венгрии, Венеции, и на востоке - против Ирана. Новых приобретений почти не было, но и потери были незначительны. Со второй половины XVII века наступил перелом в худшую для Турции сторону.

Окончание тридцатилетней войны в Европе создало новую международную обстановку. Вестфальский мир 1648 г. повысил значение Франции и уменьшил её заинтересованность в получении помощи от турецкого султана.

Все это скоро сказалось на ходе вооруженных столкновений между Турцией и Европой. В 1664 г. турецкая армия потерпела поражение при Сан-Готарде от австрийцев и венгров, к которым на этот раз присоединился отряд французов. В 1683 г. турки попытались взять реванш под Веной, но были разбиты пришедшей на выручку австрийцам польской армией Яна Сабесского. Султан Мехмед IV был свергнут с престола восставшими янычарами.

Сражение под Веной. В середине XVII века Турция стала отставать в своем развитии от западноевропейских стран. Вместе с тем снижалась и военная мощь Османской империи. Но это не остановило ее агрессивных устремлений. В начале 70-х годов войска турецкого султана и его вассала - крымского хана вторглись в Польшу и Украину, дойдя до самого Днепра.

В этот период в габсбургской части Венгрии нарастало недовольство усилением католической контрреформации, а также тем, что Габсбурги ничего не делали для освобождения остальной части страны от турецкого ига. С 1678 года во главе народных восстаний встал Имре Текели, представлявший группу венгерских феодалов, недовольных Габсбургами. В 1681 году права протестантов были восстановлены, но это не могло удовлетворить народные массы, волнения продолжались. Текели обратился. за помощью к турецкому султану, который воспользовался этим, чтобы объявить в 1683 году войну Австрии.

Австрийский император Леопольд I 31 марта 1683 года заключил договор с королем Польши Яном Собесским против Турции. Военную помощь обещали Бавария и Саксония. Бранденбург отказался выступить против турок. Остальные немецкие княжества совсем не откликнулись. Денежную помощь оказывали Савойя, Генуя, Испания, Португалия и сам папа Римский Иннокентий XI. Султан собрал огромную армию и поручил ее великому визирю Каре-Мустафе, которому вручил зеленое знамя пророка, что означало начало священной войны.

Первые сражения были неудачными для имперской армии возглавляемой герцогом Карлом Лотарингским. Он вынужден был отступить за р. Раба и затем - к Вене. Вся знать во главе с императором покинула столицу. 14 июля 1683 года турецкое войско во главе с великим везирем Кара Мустафа-пашой осадило Вену. Турецкая армия насчитывала 39 тысяч конницы и 40 тысяч человек пехоты, к ней присоединились отряды крымского хана и венгерские отряды Имре Текели, в итоге численность турецкой армии достигла 175 тысяч человек

Армия герцога Лотарингского не превышала 11 тысяч человек, причем большую часть войска он вывел на северный берег Дуная, чтобы дождаться подкреплений. Вену остались защищать небольшой гарнизон И вооруженные жители во главе с комендантом графом Эрнестом Рюдингером фон Штарембергом, который отличался храбростью и предусмотрительностью.

На третий день осады турки, заняв предместья, окружили город со всех сторон. Главную атаку они вели против Львиного и Замкового бастионов: сверху они прокладывали траншеи, а под землей - подкопы. В ответ защитники Вены делали частые вылазки, разрушали траншеи, подкапывались под минные галереи, исправляли поврежденные стены. 25 августа 1683 года гарнизон отбил первый приступ. Но к концу августа турки утвердились на городском кладбище а в начале сентября взорвали Замковый бастион.

Дважды гарнизон Вены отбил штурм, но турки новым взрывом расширили обдал в было вооружено мушкетами и бердышами, обучено немецкому строю. Оно делилось на кампании по 200 человек. Гордостью и кокой польской армии были гусары: на отличных конях в тяжелых латах в стальных шлемах, вооруженные саблями и палашами, а также пиками в 7 аршин длиною.

Во время боя гусары бросались и на пехоту, и на конницу, стараясь прорвать фронт. За ними шли кирасиры или панцирники с ружьями и пистолетами. Кроме того, в польском войске были наемные рейтарские и драгунские полки из немцев. Рейтары охраняли обозы, а драгуны выбивали неприятеля из лесов и деревень, где было неудобно действовать коннице.

Поляки под командованием Яблоновского встали справа от Каленберга, в лощинах и перелесках; баварцы, саксонцы и австрийцы под началом герцога Карла - слева от горы, упираясь крылом в берег Дуная; на самой горе - остальные немцы, там же находился польский король Ян Собесский. На рассвете 12 сентября 1683 года христианские войска продвинулись вперед. Их левое крыло сбило турок с ближней высоты и заняло ее. Турецкий визирь выслал навстречу 10-тысячный отряд конницы. В два часа дня линия христианского войска сомкнулась в виде полумесяца. Турецкая конница стремительно ударила на гусар, опрокинула их, сам король едва не попал в плен. Но четыре немецких батальона, выдвинутые из резерва, дали несколько залпов и задержали турок.

Король взял два батальона с 2 орудиями и смело двинулся вперед, завязав на правом фланге упорный бой. В это время герцог Карл Лотарингский успешно продвигался на левом крыле, его авангард уже приближался к Вене. Заняв небольшую высоту, Ян Собесский увидел, что турки отступают, тогда он немедленно послал гусар для преследования противника. В шесть часов вечера король подошел к ставке визиря, а герцог Карл занял турецкий лагерь. Но король все же не преследовал турок до конца, боясь, что они устроили засаду.

Во время осады и сражения турки потеряли 48,5 тысяч человек убитыми, ранеными и пленными, 300 пушек, все свои знамена. Среди убитых было 6 пашей, но сам Мустафа бежал в Белград, где был казнен по приказу султана. В турецком лагере была захвачена палатка визиря с огромными богатствами, в том числе зеленое знамя пророка, которое король послал в подарок папе Римскому.

Поляки и немцы оспаривали друг у друга победу под Веной. Папа римский решил этот спор в пользу немцев, по его приказанию ежегодно во время крестного хода выносили 2 хоругви: с изображением папы и австрийского императора Леопольда - в честь победы над Османской империей. Но Польша чтит подвиг Яна Собесского, в котором видит спасителя Вены от турок; королю был сооружен памятник в Варшаве.

После поражения под Веной Османская империя вынуждена была перейти к обороне и постепенно отступала из Центральной Европы. После штурма Вены ушли саксонцы, швабы, франконцы, остались только австрийцы, баварские и польские части. Но война продолжалась еще долго. В 1684 году для борьбы с Османской империей была создана антитурецкая коалиция под названием «Священная лига», в которую вошли Австрия, Польша, Венеция, Мальта и в 1686 году Россия. Остатки турецкой армии потерпели еще одно поражение от Яна Собесского на Дунае и откатились к Буде.

В 1686 году австрийские войска заняли Буду, овладели восточной Венгрией, Славонией, Банатом, заняли Белград. В 1697 году австрийские войска под командованием Евгения Савойсского разбили турецкую армию у Зенты. Борьбу Австрии против Турции облегчили Азовские походы Петра 1 1695-1696 годов.

Война закончилась Карловицким миром 1699 года, по которому к Австрии отошли обширные территории Венгрии, Словении, Трансильвании и Хорватии. Значительных территориальных приобретений добились и другие участники коалиции.

По определению турецких историков, начался «период отступления». Оттоманская империя стала последовательно терять завоеванные прежде территории.

Немедленно вслед за понесенным турками поражением под Веной сформировалась антитурецкая каолиция в составе Австрии, Польши и Венеции к которым затем примкнула и Россия. Этот блок 4 держав - «священный союз» - нанес туркам ряд новых поражений. В 1696 г. Петр I взял Азов, положив начало восстановлению русских владений на берегах Азовского и Черного морей.

На созванной в 1698 г. в Карловицах мирной конференции союзники России вступили с турками в сепаратные переговоры, затруднив этим задачу русской дипломатии. Все же Карловицкие договоры в 1699 г., а также подписанный в 1700 г. в Константинополе русско-турецкий мирный договор означали, по сути дела, первый международный раздел Оттоманских владений в Европе. Австрия получила Венгрию и Трансильванию, Польша - южную часть правобережной Украины, Венеция - Морею и некоторые крепости в Далмации, Россия - Азов.

В начале XVII века Турция имела некоторые временные удачи: окружение армии Петра I на Пруте в 1711 г., повлекшие за собой отказ России от Азова, отвоевание морей у Венецианцев в 1715 г. эти успехи были непрочны. В войне 1735-1739 гг. с Россией и Австрией турки потерпели жестокое поражение от русских войск под Ставучанами, Турция окончательно потеряла Азов и признала границу с Австрией по Дунаю и Савве.

Наиболее серьезный удар господству турок в Европе нанесла русско-турецкая война 1768-1774 гг., в которую Турция была вовлечена усилиями дипломатию. Русские войска под командованием Румянцева и Суворова одержали ряд блестящих побед. В 1770 г. русский флот, пройдя из Балтийского моря в Средиземное, разгромил турецкие морские силы в Чесменской бухте.

Завершивший эту войну Куйчюк-Кайнарджийский мирный договор 1774 г., продемонстрировал такой упадок и такую слабость Турции, что отныне ликвидация турецкого господства над нетурецкими народами стала лишь вопросом времени. Крым был объявлен независимым от Турции; земли между Днепром и Бугом перешли к России, Черное море и проливы были открыты для русского торгового мореплавания; Россия приобрела право покровительства молдавскому и валолийскому господарям; договор предусматривал распространение капитуляционных привилегий на русских подданных Турции.

Решение судеб Турции перешло в руки европейских держав. Так возник Восточный вопрос. Составными частями восточного вопроса были не только противоречия интересов европейских держав в борьбе за Оттоманское наследство, не вооруженные выступления некоторых из этих держав против Турции, но и внутренний процесс разложения военно-феодального строя Оттоманской империи. Рожденное в войне и для войны, Османское государство потеряло жизнеспособность, как только стало нежизнеспособным его военно-феодальная система. Эта система побуждала турецких султанов искать новые источники обогащения, основывала хозяйство Оттоманской империи.

В середине XVIII века русский посол в Стамбуле Обрезков сообщал: «Начало и основание их есть оружие; выпустя его из рук, они не знают, за что ухватиться, и бьются, как рыба на земле». К концу XVIII века слабость Турции была ясна для всех. Её армия пришла в полный упадок: феодальное ополчение сократилось до ничтожных размеров, янычары превратились в разнузданную «стрелецкую вольницу». Военное дело застыло на уровне XVI века. Турецкий флот фактически не существовал.

Внешняя политика Турции утратила прежнюю самостоятельность. В 1787 г., вопреки собственным интересам, Турция поддалась влиянию английской дипломатии, стремившейся к созданию прусско-шведско-турецкой коалиции протии России, и вступила в новую войну против России. Вскоре к России присоединилась Австрия, турецкие войска потерпели жестокий разгром. По определению самих турок с 1792 г. открылся период «расчленения и гибели» Турции.

Заключение

Со второй половины XV
 в. в османском обществе начинается подъем в различных областях культуры, прежде всего в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре. В это время получили также развитие математические, медицинские и географические знания, стала складываться османская историография.

По примеру большинства восточных народов у турок особенной популярностью пользовалась поэзия, а также народные сказки, предания, житийные и исторические повествования, рассказываемые обычно на улицах и площадях народными сказителями - меддахами. С их творчеством связано и рождение турецкой поэзии. Она складывалась под влиянием арабских и персидских образцов, отражая как традиции народной поэзии с ее суфийской символикой и идеалами равенства и справедливости, так и светской, городской культуры с ее интересом к реальной жизни и живому человеку.

Наиболее ярким представителем творчества странствующих народных певцов-ашиков был в XVI в. Пир Султан Абдал. Религиозно-философские взгляды поэта, основой которых была любовь к людям, «страдающим на этой черной земле», привели его в ряды противников султанской власти. Он стал предводителем одного из восстаний кызыл-башей в Анатолии, провозгласив: «Пусть шах взойдет на стамбульский трон, пусть будут свергнуты беи, паши, захвачены нами все земли. После поражения повстанцев Пир Султан Абдал был схвачен и казнен, но его стихотворные строки остались в памяти народа.

С середины XV в. в турецкой литературе появляется целая плеяда талантливых поэтов, использующих различные жанры светской поэзии. Особый интерес вызывает творчество поэтессы Михри-хатун, чьи стихи о любви поражают глубиной чувств. Впрочем, уже само появление на литературной арене женщины, отличавшейся оригинальным умом и образованностью, составляло выдающееся явление в общественной жизни того времени. Блестящим представителем лирической поэзии XVI в. был Молла Махмуд, известный под псевдонимом Абдул Бакы, которого называли «султаном турецких поэтов». Стихи Бакы - любимого поэта Сулеймана Кануни - хотя и мало оригинальны, но отличаются высокими стилистическими достоинствами.

Среди произведений турецкой прозы необходимо отметить сборник небольших рассказов, анекдотов и шуток, составленный известным писателем из Бурсы Лямии. Латифа были одним из наиболее распространенных в то время жанров городской литературы, поскольку откликались на самые животрепещущие вопросы, волновавшие горожан. В сборник Лямии впервые включены рассказы о Ходже Насреддине. Сельский имам, живший на рубеже XIII-XIV вв. и прославившийся своим вольнодумством и острословием, превратился в дальнейшем в легендарную фигуру «возмутителя спокойствия». Его образ стал собирательным и вместил в себя многих героев народных рассказов и шуток о мудрецах, глупцах, веселых плутах и шутах, прикидывавшихся простаками.

Значительного расцвета в XV-XVII вв. достигла архитектура, развивавшаяся на основе использования опыта, накопленного мастерами-ремесленниками, вывезенными из различных стран. Султаны, светские и духовные феодалы стремились прославить себя возведением великолепных дворцов и мечетей и поэтому поощряли строительное искусство.

Созданием замечательных архитектурных ансамблей стяжал известность архитектор Коджа Синан, грек по происхождению, взятый по девширме на султанскую службу. За свою долгую жизнь он построил свыше 360 различных архитектурных сооружений - мечетей, медресе, дворцов, караван-сараев, библиотек, фонтанов, бань, мостов. Вершиной его творчества и шедеврами мирового зодчества являются мечети Шахзаде и Сулейманийе в Стамбуле и мечеть Селима в Эдирне.

Возводимые дворцы и мечети стали украшаться богатым декоративным убранством, что способствовало расцвету резьбы по камню и дереву орнаментальной живописи, керамики, а также каллиграфии. Благодаря живому интересу Мехмеда II к европейскому и восточному искусству, в частности к живописи, получает большое развитие турецкая миниатюра, отмеченная стремлением к конкретизации образов, портретному сходству и раскрытию внутреннего мира человека. Таков знаменитый портрет Фатиха с розой, выполненный Наккаш Синан-беем в стиле мастеров итальянской школы, портреты Нигярн, жанровые картины крупнейшего мастера миниатюрной живописи XVI в. Османа.

При активном участии Мехмеда II складывается многоступенчатая система образования) медресе, где наряду с изучением арабского и персидского языков, теории мусульманского права, богословия велось обучение логике, арифметике, астрономии, медицине. Тогда же открыта первая математическая школа. Ее основатель - ученик великого астронома Улугбека Али Кушчу. Не меньшей известностью пользовались труды астронома и математика Лютфи То-катлы, казненного в 1494 г. по обвинению в ереси. С успехами в математике и астрономии связано и накопление географических знаний.

Мировое значение обрели труды турецкого мореплавателя Пири Рейса - его мошкой атлас «Бахрийе», который содержит полное описание Средиземного и Эгейского морей, и карта мира, выполненная в 1517 г. При составлении последней Пири Рейс использовал карты итальянских и португальских мореплавателей, в том числе не сохранившуюся карту Колумба.

На рубеже XV-XVI вв., стала складываться османская историография, чье развитие находилось под пристальным вниманием султанского двора. Основным видом исторических сочинений того времени были хроники, где описывались события мировой истории и излагалась турецкая история от легендарного Огуза до правящего султана. Хроники вбирали в себя не только исторический материал, но и сюжеты житийной литературы, легенды и предания. Летописцы стремились утвердить престиж правителей империи, доказать легитимность султанской власти и превосходство Османидов над другими мусульманскими государями.

Среди наиболее известных исторических сочинений можно отметить «Джихан-нкма» Мехмеда Нешри, «Хешт-и бехишт» Идриса Битлиси, многотомную Османскую историю» Ибн Кемаля.

С великими географическими открытиями завершается средневековье и начинается Новое время. Наступление новой исторической эпохи означает становление принципиально иных, капиталистических, отношений, опирающихся не на силу политического диктата, а на экономические возможности. Начинается утверждение нового цивилизационного порядка с присущими ему духовными ценностями и культурными достижениями. Для Османской империи, как и для всего азиатско-африканского мира, вступление в эпоху Нового времени означает прежде всего переход к другим ролям во всемирно-историческом процессе: странам Востока предстоит включиться в мировую капиталистическую систему в качестве периферийных ее элементов.

Это включение предполагало не просто приобщение в тех или иных формах к новой цивилизации, но насильственное изменение направления собственной исторической эволюции восточных обществ, которые не были готовы к подобным переменам. Сравнение различных стран мира в переходный период XV-XVI вв. позволяет увидеть явную неравномерность процесса общественного развития. В то время как в ряде стран Западной Европы уже начался генезис капитализма, в Османской империи заново воспроизводились феодальные порядки, а само общество демонстрировало прочную приверженность к традиционным духовным ценностям ислама.

Характер аграрных отношений в складывавшейся империи, уровень развития ремесленного производства и торговой активности, система ее политических институтов и состояние культурной жизни позволяют утверждать, что Османская держава была довольно типичным выражением восточного средневековья. Более того, в экономике и в социально-политической жизни турков-османцев обнаруживается много общего с тем, что уже было пережито в сельджукскую эпоху и в период бейликов.

Вместе с тем начавшаяся османская эпоха имеет важные отличия. Отмечаемое в XIII - первой половине XV в. складывание турецкого народа как отдельного этноса сменяется формированием общества имперского типа. Последнее выступает как гетерогенный социум, который включает народы и племенные коллективы, различающиеся по уровню социально-экономического и политического развития, по языку, религии и историческому наследству. Соединение таких разнородных элементов возможно лишь с помощью сильной центральной власти. Отсюда столь пристальное внимание османских султанов - начиная с Мехмеда II и до Сулеймана Кануни - к созданию эффективно действующего аппарата управления и повышению военного потенциала империи. Отсюда и желание упрочить позиции самих властителей, толкнувшее Мехмеда II ввести кровавый обычай казни всех возможных претендентов на престол в момент прихода к власти очередного султана.

Однако одними усилиями правителей вряд ли можно объяснить быстрый взлет могущества Османской империи, превратившейся к середине XVI в. в подлинно мировую державу. Успеху султанских властей способствовали заметные изменения в расстановке политических сил в Средиземноморье: упадок средневековых государств, определявших ранее ситуацию в регионе, и новая волна экспансии христианских государств. В силу сложившихся обстоятельств вызов, брошенный инициаторами Реконкисты, смогли принять лишь турки, представлявшие наибольшую силу на мусульманском Востоке.

Напомним, что к этому времени завершался процесс их этнической и политической консолидации, а прежний лидер исламского мира - мамлюкский Египет - оказался в состоянии глубокого кризиса. К тому же стремление османских султанов развивать свою внешнеполитическую активность прежде всего в сторону христианского Запада способствовало как более быстрому восприятию достижений позднесредневековой Европы, так и повышению престижа предводителей газавата в глазах мусульман.

Завоевание Константинополя дало Мехмеду II и его преемникам полное основание претендовать на верховенство в исламском мире и на роль единственных наследников власти византийских императоров. Авторитет султанов был признан большинством мусульманских правителей. Благодаря последующим военным успехам османцев это признание превратилось в устойчивую традицию, сохранявшую свою значимость на протяжении нескольких последующих столетий.

Литература

1. Алаев А.Б. Соседская община и кастовая община. Народы Азии и Африки, №4, 1772.

2. Витол А.В. Османская империя. М., 1987.

3. Гасратян М.А. Орешкова С.Ф. Петросян Ю.А. Очерки истории Турции. М., 1983.

4. Герои и битвы. М., 1995.

5. Еремеев Д.Е. На стыке Азии и Европы. Очерки о Турции и турках. М., 1980.

6. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни стиль мышления. М., 1990

7. Еремеев Д.Е., Мейер М.С. История Турции в средние века и новое время. МГУ, 1992.

8. Иванов Н.А. О некоторых социально-экономических аспектах традиционного ислама. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982, с. 40 - 58.

9. Иванов Н.А. О типологических особенностях арабо-османского феодализма. Типы общественных отношений на Востоке в средние века. М., 1982, с. 133-149.

10. Иванов Н.А. Арабо-османская община. Восток, 1990, №4, с. 60-71.

11. Иванов Н.А. Арабо-османский цех. М., 1990.

12. Маркс К. Соч. т. 9, с. 135.

13. Мейер М.С. Влияние «революции цен» в Европе на Османскую империю Народы Азии и Африки, 1975, №1, с. 96 - 108.

14. Мейер М.С. К вопросу о происхождении тимара Формы феодальной земельной собственности и владения на Ближнем и Среднем Востоке. М., 1979, с. 110 - 121.

15. Мейер М.С. Османская империя в ХУШ в. - Черты структурного кризиса. М., 1991.

16. Мейер М.С. К характеристике экономической жизни городов Османской империи в ХУШ в. Проблемы генезиса капитализма. М., 1978, с. 242 - 275.

17. Миллер А.Ф. Краткая история Турции. М., 1948.

18. Курылев В.П. Об общинных отношениях в деревнях современной Турции. Советская этнография, 1989, №4.

19. Новичев А.Д. История Турции. Т. 1. Эпоха феодализма. М., 1982.

20. Полтавский М.А. История Австрии. М., 1992. Ч. 1.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать