Становление парламентаризма в Японии и Турции

Становление парламентаризма в Японии и Турции

3

4

1

Содержание

Введение

1. Характеристика социально-экономических и политических условий Японии и Турции в конце XIX в

1.1 Япония в период «реставрации Мэйдзи»

1.2 Турция от реформ танзимата до становления системы парламентаризма

2. Политические силы в борьбе за установление парламентаризма

  • 2.1 Японская либеральная оппозиция в борьбе за установление
    • парламентского режима
    • 2.2 Развитие движения в Турции за установление парламентского режима
    • 3. Анализ статей японской и турецкой конституций
    • 3.1 Содержание конституции Японской империи
    • 3.2 Основные положения конституции Турции
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Введение
  • Актуальность темы исследования.
  • ХХ век оставил в наследство современному Казахстану сложную социально-экономическую и политическую ситуацию. Пытаясь найти выход из сложившегося тупика, политики проводят многочисленные преобразования, обращаясь к историческому прошлому, к опыту живших до нас поколений людей. Мы должны сегодня взять на вооружение реформаторские идеи, которые рождались не только у нас в стране, но и за ее пределами. Яркие примеры социально - политических преобразований, способствующих переходу государства на качественно новую ступень развития, представляется возможным почерпнуть из опыта азиатских государств, в частности Японии и Турции в конце XIX в., на их пути к парламентской системе государственного управления,
  • Поиск удачных путей для осуществления общественных преобразований, производится с направленным в прошлое взглядом. Для нас рассматриваемый в данном исследовании период в истории Японской и Османской империй очень показателен, поскольку дает пример эффективных и неэффективных реформ, все плюсы и минусы преобразований, которые способствовали установлению парламентаризма и его эффективному функционированию.
  • Данная работа важна и актуальна еще потому, что на основе сравнения позволяет выявить слабые и сильные стороны двух конституций, оценить их практическое значение для государства и становления парламентаризма
  • В конце XX века Япония и Турция находились на одном уровне социально - политического и экономического развития. Пережитки феодальных отношений, тормозящие прогресс культурно - религиозные традиции, нестабильность форм государственного управления наряду с политической раздробленностью, отсутствие основ для развития капитализма, угроза экономической экспансии со стороны развитого запада, веками накопленные социальные противоречия. На основании всего изложенного, считаю, что выбор данной темы является научно обоснованным, поскольку поле исторического исследования имеет четкие временные границы и процессы происходят под влиянием одинаковых социально - экономических сил.
  • А также почвой для сравнения процессов становления парламентаризма в Японии и Турции послужила теория, согласно которой мировое сообщество подразделяется на страны первичной, вторичной и третичной моделей (или «эшелоны») развития капитализма (модернизации). Мировая капиталистическая система складывалась как бы своеобразными волнами, что дало исследователям выделить данные эшелоны. В политическую и научную лексику были введены понятия «центр» и «периферия», которые били призваны обозначить различие между экономически развитыми и отсталыми в своем развитии странами и регионами, а также странами, ставшими на путь так называемого «догоняющего развития».
  • Внутренние предпосылки капитализма, складывавшиеся стихийно в странах второго эшелона, долгое время не получали развития, их подавляли докапиталистические отношения, автократические формы правления и традиции. Однако объективная потребность в том, чтобы подняться до уровня мировых лидеров, обычно возникала в странах второго эшелона до того, как полностью вызревали необходимые для нее внутренние условия. Главным субъектом преобразований в таком случае были государство и реформаторская часть правящего класса, начинающие «революцию сверху».
  • Специфика вторичной модели заключается в том, что в странах этой группы имеет место реакция восприятия опыта более развитых стран и принятые конституции. Не вызывает сомнений также то, что конституция имеет определяющее значение для развития системы парламентаризма. Поскольку конституция четко регламентирует деятельность парламента, на основании её положений определяется структура парламента, правила комплектации и роспуска, полномочия и ответственность перед другими государственными структурами. Все вышесказанное предоставляет в рамках данной работы достаточное основание для анализа в третьей главе первых конституций Турции и Японии.
  • Цель исследования - выявить социально-экономические и политические условующиия развития Японии и Турции способствующие становлению системы парламентаризма, а также, произвести социально - политическую оценку первых конституций Японии и Турции.
  • Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи исследования:
  • -Освещено социально - экономическое положение Японии в период «реставрации Мейдзи»;
  • -Рассмотрено социально - экономическое положение Турции от реформ танзимата до становления системы парламентаризма;
  • -Охарактеризована Японская либеральная оппозицию в борьбе за установление парламентского режима;
  • -Прослежено развитие движения в Турции за установление парламентского режима;
  • -Произведен анализ содержание конституции Японской империи;
  • -Осуществлен анализ содержание конституции Японии.
  • Объектом исследования являются социально - политические преобразования в Японии и Турции в конце XIX- начале XX веков.
  • Предмет исследования - процесс становления парламентаризма в Японии и Турции.
  • Степень изученности проблемы. При написании исследования был использован ряд источников. Прежде всего, это «Хрестоматия по новой истории» под редакцией А.А. Губера, содержащая документы по социально-экономической и политической истории Турции и Японии.
  • Ключ к пониманию реальных социальных и политических процессов, происходящих в Японии в XIX столетии, дает «Хрестоматия по всеобщей истории государства и права» под редакцией З.М. Черниловского, а также учебное пособие В.В. Маклакова и «История государства и права зарубежных стран», и др. Данные работы позволили ознакомиться с текстом первой японской конституции.
  • Очень важную информацию содержат труды ученых и путешественников, побывавших в Турции и Японии. Полный вариант конституции Японской империи содержит работа Т. Богдановича. Нравы и обычаи японцев, их общественное состоянии и частная жизнь, религия, литература, наука, промышленность, торговля, земледелие, взаимосвязи с европейцами освещаются в трудах Ф. Зибольда, Эме Гюмбера, Дж. Морриса. Государственному прошлому и настоящему страны, историческому развитию Японии посвящены воспоминания Хуго Ванденберга, Ф. Купчинского, И. Лаутерера, и др.
  • Методы исследования: всеобщий диалектический метод, сравнительный, исторический и логический
  • Научная новизна, практическая значимость исследования заключается в том, что в работе сделана попытка систематизации знаний и сравнительный анализ государственных преобразований в Японии и Турции в XIX-XX веках, а также сопоставление первых конституций этих государств, заложивших начало становлению парламентаризма. Информация, полученная на основе сравнения процессов становления парламентаризма в Японии и Турции, может быть использована исследователями, сквозь призму современных социально - культурных концепций.
  • Практической базой написания дипломной работы является потребность общества в исторической оценке парламентаризма и определении его роли в развитии государства.
  • Структура работы: состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
  • Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, метод исследования, научная новизна.
  • Первая глава данного исследования характеризует социально-экономические и политические условия японии и турции в конце XIX в. Название данной главы выбрано в силу того, что рассмотрение этого периода соответсвует логике исследования проблемы работы и соответсвует принципу историзма.
  • Вторая глава данной работы отражает политические процессы протекающие в этих странах на этапе становления парламентаризма,обострившиеся политические противоречия, наметившиеся сдвиги в общественно - политической жизни, активизацию политических движений.
  • Третья глава посвящена анализу конституций и их политико - социальной оценке.
  • Результаты иследования обобщены в заключении.

1. Характеристика социально-экономических и политических условий Японии и Турции в конце XIX в.

1.1 Япония в период «реставрации Мэйдзи»

В январе 1868 года был объявлен императорский манифест о реставрации власти императора. В нем говорилось о том, что правительство Токугава, которому ранее была вверена императором верховная власть, должно уйти в отставку. Пост сегуна упразднялся. Далее сообщалось о том, чтобы “... восстановить императорскую власть и создать основу возрождения национального престижа государства”[1]. И весь народ -- “... гражданские и военные, высшие и низшие -- будет участвовать в общественном обсуждении”[2].

6 апреля того же года была провозглашена знаменитая Пятистатейная клятва, которая определила основные направления дальнейшей деятельности правитеьства[3].

Коренной переворот, изменивший целиком весь социально-политический строй Японии, совершился не в один год, хотя его и принято называть переворотом 1868 года. В 1868 г. произошло лишь окончательное низложение сегуна. Начало его нужно отнести к тому времени, года дайне (феодальные князья) стали впервые открыто проявлять неповиновение сегуну, т.е. к концу 50-х гг. Окончание же его произошло лишь к 1889 г., когда утверждением конституции был завершен новый государственный строй Японии.

Таким образом, с падением сегуната Токугава власть в стране переходит к императору, а имя сегун исчезает из японской истории.

Революция 1867-1868 гг., расчистившая путь для капиталистического развития Японии, носила незавершенный характер. Буржуазия в этот период еще не созрела как революционная сила, поэтому свержение феодальной власти происходило под руководством передовой части дворянства и под лозунгом реставрации императорской власти.

1868 год положил начало ряду реформ, приведших к коренным изменениям в области экономики, политики и социальных отношений. Они носили буржуазный характер и способствовали превращению Японии из феодальной страны в капиталистическую.

Реформы осуществлялись под лозунгом “богатая страна -- сильная армия”. При этом использовались любые средства, как традиционно японские, так и заимствованные европейские.

В начале эпохи Мэйдзи важную роль во всей политической жизни страны играла группа молодых государственных деятелей, происходивших из знатных дворянских семей. Они заняли наиболее ответственные посты в руководстве страны и формировали основные принципы политики государства в это время. Это Кидо Такамаса, Окубо Тосимито, Сайго Такамори, Ивакура Тономи и др.

Молодые политические деятели согласились возглавить предстоящие реформы потому, что хорошо понимали, что их власть может быть эффективной и длительной лишь в том случае, если они окажутся в состоянии решить сложные проблемы, накопившиеся за многие десятилетия эпохи Токугава. Поэтому они решились на оздоровление общества путем реформ. В условиях полного краха политики изоляции и усилившейся политической и экономической экспансии со стороны капиталистического Запада перед Японией встала дополнительная сложная и острая проблема сохранения своей государственной независимости. И лидеры Мэйдзи уже достаточно хорошо понимали, что в этих условиях они не могут ограничить лишь незначительными внутренними реформами. Единственный способ противостоять нажиму Запада -- быстрое усиление Японии.

Таким образом, новая международная ситуация стала дополнительным стимулом политики преобразований.

Роль Запада, мировой капиталистической системы во внедрении в Японии буржуазной структуры была огромной.

Сразу же после событий 1867-1868 гг. за границу были направлены многочисленные специализированные миссии, которым было поручено изучить организацию и технологию промышленного производства и банковского дела в США, судостроение в Англии, медицины и военного дела в Германии и т.д.

Государственные деятели “обновляющейся” Японии оказались перед альтернативой: или верность традиции или буржуазные преобразования. Ими было принято компромиссное решение -- провести буржуазные реформы, учитывая национальные особенности, “... чтобы открыть государство духу нового времени...” [4].

“В 1870 году началась эра коренных реформ, которые изменили строй японской государственной и общественной жизни согласно европейским формам”[5], - вспоминал И. Лаутерер, очевидец тех событий.

Насущной мерой была реформа государственной системы, проводившаяся с января по май 1868 г. Бакуфу было ликвидировано, а столица была перенесена в город Эдо, который переименовали в Токио.

17 мая 1868 г. был издан декрет о государственном устройстве «Сэйтасе», который иногда называют «первой конституцией правительства Мэйдзи» [6]. Он предусматривал создание под эгидой императора государственного совета (дадзёкан), облеченного законодательной, исполнительной и судебной властью. В этом декрете указывалось, что все ответственные посты в правительстве должны предоставляться высшей придворной знати и дайне; средние и низшие должности должны предоставляться самураям.

Эти мероприятия были направлены на осуществление основной задачи нового правительства - централизации государственного управления, объединения страны под властью абсолютной монархии.

Пост председателя государственного совета занял председатель придворной знати Сандзе Санэтоми. Этому органу подчинялись консультативный совет, состоящий из верхней и нижней палат, управление председателем и пять департаментов: по делам религии синто, финансов, военный, иностранных дел и юстиции.

В круг обязанностей верхней палаты входила выработка, пересмотр и издание законов, осуществление высшей судебной власти, назначение высших должностных лиц и решение всех политических вопросов. В работе верхней палаты принимал участие и император.

Нижняя палата, созданная в соответствии с клятвенным обещанием императора, представляла собой чисто совещательный орган при правительстве. Она состояла из представителей княжеств, городов и префектур, назначаемых правительством на неограниченный срок.

Таким образом, происходило становление новой политической системы.

Сам император Муцухито не обладал всей полнотой государственной власти. Неограниченными правами в решении государственных дел пользовалась правительственная бюрократия. Фактически государственный аппарат находился в руках представителей лишь 4 % от общего числа домов знати и самурайства. Главным образом это были выходцы из княжеств Сацума и Тёсю. Правительство Японии тех лет с полным основанием может быть названо правительством «клановых фракций».

5 апреля 1868 года правительственным указом был провозглашен возврат к древнему принципу синтоизма - «единства отправления ритуала и управления государством». Религиозный обряд в императорском дворе должен был продемонстрировать непосредственную связь между религией и политикой.

В области внутренней политики главная цель состояла в ликвидации сепаратизма княжеств и объединении страны вокруг императора. Но первые декреты, провозглашенные новым правительством в 1868-1868 гг., еще не разрешали основной задачи - политического объединения Японии, поскольку вооруженные силы и экономические ресурсы страны продолжали оставаться в руках феодальных князей. В 1868 г. правительство конфисковало «… владения 22 из 273 княжеств, существовавших в стране, и подчинило себе восемь городов…»[7], ранее находившихся в управлении сёгуната. На земли остальных княжеств власть нового правительства почти не распространялась.

Проблема упразднения феодальных княжеств стала одной из важнейших задач правительства. Однако распространение прерогатив центральной власти на территории княжеств осуществлялось постепенно и весьма осторожно. В мае 1868 г. в каждом княжестве были созданы местные органы правительства Мэйдзи, выступавшие в качестве посредников между центральным правительством и местной администрации. В конце 1868 г. в каждое княжество были назначены правительственные уполномоченные. Кандидат на пост уполномоченного выдвигался самим дайне из числа представителей местной классовой бюрократии, но подлежал утверждению центральным правительством.

Проведение этих мер, преследовавших цель укрепить центральную власть, упрочить финансовую базу страны, правительство начало с переговоров с князьями и наиболее влиятельными советниками.

Правительству удалось заручиться поддержкой ведущих княжеств в осуществлении намеченных мероприятий. Было достигнуто соглашение о том, что три княжества - Тёсю, Сацума и Тоса - отправят значительные контингенты своих войск в распоряжение токийского правительства в качестве основного пополнения создаваемой императорской армий.

В марте 1869 г. феодальные князья кланов Сацума, Тёсю, Хидзэн и Тоса опубликовали совместное обращение, в котором заявляли о своем отказе от всех прав на княжества и призывали других князей следовать их примеру.

За этим последовал декрет правительства, предлагавший феодальным владельцам, которые еще не отказались от своих прав на княжества, сделать это. Таким способом центральному правительству формально удалось распространить свою власть на территории всех княжеств. Феодальные князья были оставлены во главе своих прежних владений в качестве наследственных губернаторов (тихандзи) с выплатой им государственной пенсии.

Так называемое возвращение дайнё своих жалованных грамот императору, осуществленное в 1869 г., явилось лишь первым шагом на пути к ликвидации феодальной раздробленности. Даймё фактически, как и раньше, оставались владыками княжеств в силу укоренившихся феодальных традиций.

Решающий удар по феодальному сепаратизму был нанесен лишь в августе 1871 г., когда были полностью уничтожены княжества и вместо них созданы префектуры («хайхан тикэн»). В стране были образованы 72 префектуры (КЭН) и три столичных префектуры (ФУ): Токио, Киото и Осака.

Ликвидация господства дайне нанесла новый сильный удар по феодальному строю. Административная система была перестроена в соответствии с интересами капиталистической экономики.

Стремясь сохранить привилегии дворянства, правительство установило для дайме денежную пенсию, примерно равную 10 % прежнего валового дохода их владений. Размеры пенсии установленных «… 318 428 дайне и самураям, были следующими: 16 человек получало 70 тыс. и больше иен в год; 8 человек - от 5 до 70 тысяч; 15 человек - от 30 до 50 тысяч; 80 человек - от 10 до 30 тысяч; 74 человека - от 5 до 10 тысяч; 393 человека - от 1 до 5 тысяч; 15 484 человека - от 100 до 1 тысячи; 175 474 человека - от 25 до 100 иен; 127 184 человека - менее 25 иен» [8].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать