Становление парламентаризма в Японии и Турции
p align="left">В 1878 г. государственный совет (дадзёкан) был разделен на три ведомства: центральную палату (сэйин), правую палату (УИН) и левую палату (саин), которая должна была играть роль и представительного органа».

Верховная власть сосредоточилась в центральной палате. Правая палата выполняла в основном административные функции.

Должности начальников департаментов, которые до этого замещались почти исключительно князьями или кугэ (придворная императорская знать), теперь перешли к представителям низшего самурайства. В этом заключалась суть реорганизации. Низшее самурайство после ликвидации княжеств открыто взяло власть в свои руки.

Левая палата являлась исключительно консультативным органом; ее членов назначал император.

Таким образом, в результате реформы было уничтожена крупная феодальная собственность, произошло объединение страны в соответствии с интересами развития капиталистической экономики.

В марте 1872 г. были учреждены три новых сословия (вместо прежних четырех - самураев, крестьян, ремесленников и купцов): высшее дворянство (кадзоку), в которое вошли бывшие дайне и кугэ; дворянство (сидзоку) - самурайство; простой народ (хэймин) - остальное население. По переписи 1887 г. к «… высшему дворянству принадлежало 3 400 человек, к сословию сидзоку - 1,9 млн. и к народу - 36,2 млн. человек, что в общем, составляло 38,1 млн.» [9].

Фактически самурайство не потеряло привилегированного положения. Кадры чиновников пополнялись преимущественно из среды самурайства. Было провозглашено равенство всех сословий. «Все жители Японии теперь подчинены одним и тем же законам, всем людям разрешено заниматься какими угодно профессиями, в том числе всеми отраслями торговли и промышленности» [10] - писал в 1905 году Т. Богданович. Была также проведена серия актов по уничтожению регламентации жизни. Разрешались браки между лицами разных сословий. Простому народу предоставлялось право иметь фамилии.

Таким образом, весь этот комплекс реформ привел к уничтожению феодальной сословной системы, открыл путь для развития капитализма.

Самурайство стремилось к модернизации страны по европейскому образцу.

В тоже время преобразования правительства носили половинчатый характер. Лидеры новой Японии, стремившиеся к тому, чтобы их страна заняла видное место среди колониальных держав, главное внимание уделяли укреплению военной мощи страны.

Дворянству были предоставлены офицерские посты создаваемой армии: представителям княжества Тёсю - в сухопутных войсках, представителям княжества Сацума - во флоте. Однако, в остальном, армия создавалась на основе всеобщей воинской повинности.

В феврале 1870 г. правительство издало приказ о мобилизации в армию лиц самурайского сословия в возрасте от 17 до 35 лет и произвело реквизицию вооружения и военных материалов в княжествах. «В апреле 1871 г. из отборных войск княжеств Тёсю, Сацума и Тоса была создана 10-тысячная императорская гвардия» [11].

Правительство с большой осторожностью, постепенно проводило реорганизацию своих вооруженных сил на современный лад. Вначале обязательная воинская повинность была введена в порядке опыта лишь в пяти префектурах, закон о всеобщей воинской повинности был издан только в декабре 1872 г.

Согласно этому закону все граждане мужского пола, достигшие 20-летнего возраста, подлежали призыву в регулярные войска, резерв или в территориальные войска. Вся страна была разделена на шесть военных округов с управлениями в городах Токио, Сэндай, Нагоя, Осака, Хиросима и Кумамото.

Несмотря на то, что новая японская армия создавалась по европейскому образцу, она унаследовала многие черты старой феодальной военщины. В основу идеологической пропаганды в армии были положены самурайский кодекс чести «бусидо», синтоизм с его культом предков и верой в божественное происхождение императора, патернализм («офицер - отец солдата»).

К 1883 году численность японской армии была доведена до 200 00012.

В 1870 году был создан военно-морской флот Японии.

В 1871 г. японское правительство решило направить в США и европейские страны большую дипломатическую делегацию (так называемая миссия Ивакура) с тем, чтобы познакомить эти страны с достижениями Японии и начать предварительные переговоры по вопросу о пересмотре неравноправных договоров.

Однако правительство США не только отвергло предложения Ивакура, но и предъявило новые требования, в частотности предоставления американцам права беспрепятственно путешествовать по всей Японии и вести там торговлю, владеть недвижимым имуществом, при полном сохранении права экстерриториальности (согласно договорам иностранцы могли жить и торговать в Японии только в открытых для торговли портах).

Не добившись никаких результатов в США, Японская делегация отправилась в Европу, где посетила Англию, Францию, Бельгию, Голландию и Германию. Но и эти поездки оказались безуспешными.

Таким образом, первая попытка Японии добиться пересмотра неравноправных договоров с западными державами не увенчалась успехом. Однако миссия Ивакура впервые официально продемонстрировала перед всеми странами настойчивое стремление Японии к восстановлению своей независимости.

Япония продолжала проводить преобразования внутри страны. Ею были предприняты меры для развития транспорта и создания современных средств связи - почты, телеграфа, телефона. В 1872 г. с помощью английских специалистов была проведена первая телеграфная линия Токио-Иокогама, а в 1873 г. - линия Токио-Нагасаки. Началось строительство железных дорог на средства, полученные от иностранного займа. В 1872 г. была проложена первая в Японии железная дорога Токио-Иокогама, протяженностью в 28,8 км. Затем были построены «линии Осака-Кобэ (32,5 км) в 1874 г. и Киото-Осака (38,5 км) в 1877 г» [13].

Более интенсивное железнодорожное строительство развернулось с 1882 г. в результате привлечения частного капитала в 1881 г. Создается японская железнодорожная компания «Нихон тэцудо», получавшая щедрые правительственные субсидии и кредиты. «К 1890 г. была создана сеть железных дорого общей протяженностью 2200 км» [14].

В течение 1887-1889 гг. появились четыре частные железнодорожные компании, которым вместе с компанией «Нихон тэцудо» принадлежала большая часть всех железных дорог страны.

В финансовой сфере новое правительство также проводит ряд важных мероприятий. В 1871 г. была введена единая для всей страны финансовая система. Но эта мера не разрешила всех финансовых проблем.

Правительство из-за финансовых затруднений было вынуждено пойти на капитализацию пенсий самураям. В 1873 г. оно предложило всем дайне и самураям в добровольном порядке капитализировать свои пенсии, обязавшись выплатить им определенную сумму в размере пенсии за несколько лет - половину наличными, половину облигациями государственного займа.

В августе 1876 г. была проведена принудительная «капитализация пенсий», т.е. «… замена их единовременной государственной компенсацией в размере 5-14-летней суммы пенсий, подлежащей выплате правительством частично наличными, частично облигациями государственного займа из 5-7 % годовых, в зависимости от размера пенсии» [15]. По этому закону выплата компенсаций окончательно прекращалась в 1882 году.

В результате капитализации пенсий общая сумма единовременной правительственной компенсации дайнё и самураям достигла 173 185 тыс. иен16.

Огромные денежные средства, полученные из государственной казны бывшими дайнё и самураями высших рангов взамен аннулированных пенсий, были вложены отчасти в промышленность и сельское хозяйство, а главным образом в так называемые «национальные банки» (кокурицу гинко). Фактически эти танки были не государственными, а частными. В задачу «национальных банков» входило финансирование коммерческих предприятий, налаживание системы денежного обращения и т.д.

В июле 1873 г. торговые дела Оно и Мицуи создали в Токио первый такой банк с капиталом в 2,5 млн. иен. Вслед за токийским банком возникли «национальные банки» в Осака, Йокогамо и Ниигата.

Правительство в 1876 г. пересмотрело принятое ранее положение о «национальных банках». Последним была предоставлена еще большая самостоятельность в области выпуска банкнот; гарантийный фонд был снижен. Обязательство обмена банкнот этих банков на золото заменялось обязательством обмена банкнот на правительственные казначейские знаки.

Реформа банковской системы давала бывшему дворянству широкую возможность создавать банки, основной капитал которых состоял бы из облигаций займов, полученных взамен пенсий, превращать эти облигации в банкноты и т.д.

Эта реформа была проведена в интересах бывших дайнё и высшего самурайства, с целью превращения их с помощью правительства в ростовщиков и банкиров, а также в интересах крупной буржуазии.

В 1880 году министр финансов Мацуката Масаёси приступил к проведению денежной реформы, которая отвечала интересам той же крупной буржуазии. Правительство решило изъять из обращения, не обмениваемые бумажные деньги и банкноты, выкупив и заменив их новыми, полноценными деньгами. Реформа способствовала укреплению кредитной и денежной системы, поощрению экспорта, ограничению импорта и накоплению средств для дальнейшего усиления армии и флота.

Накопление средств проводилось повышения некоторых категорий прямых налогов, а также значительного увеличения косвенных. В 1880 г. был увеличен больше чем вдвое налог на сакэ. В 1882 г. правительство снова увеличило налог на сакэ, ввело гербовый сбор, обложило налогом рисоторговцев, биржевые посреднические предприятия. В 1885 г. был установлен новый налог на соевое масло и кондитерские изделия. Сумма местных налогов в 1879 г. определялась в 24 млн. иен, а в 1882 г. - в 35 млн. иен17. «В 1873-1885 гг. налоги составляли 92,6 % общих доходов государства»18. Правительство создало специальные валютный Йокогамский банк, развивший активную деятельность на зарубежных рынках. Также важным звеном в проведении финансовой реформы явилась организация правительством в 1882 г. Японского банка («Нихон гинко»), которому предоставлялось монопольное право выпуска новых банкнот. Образовавшееся превышение государственных доходов над расходами увеличение золотого резервного фонда позволили правительству изъять около трети бумажных денег из обращения.

Таким образом, в результате финансовой реформы правительству удалось решить проблему накопления государственного бюджета, стабилизировать и укрепить денежную систему.

События 1868-1867 гг. не улучшили положение основной массы крестьянского населения страны. Правительство убедилось, что без проведения аграрных преобразований нельзя остановить подъем народного движения. Серьезной причиной аграрных преобразований была также необходимость создать прочную финансовую базу.

Цель аграрной реформы заключалась в том, чтобы получить в государственную казну средства, необходимые для модернизации промышленности и усиления армия.

Первым шагом в этом направлении был отказ дайнё от своих владений. Далее в феврале 1872 г. был отменен запрет на продажу земли, установленный еще в 1643 году. В этом же месяце правительство приняло решение о проведении кадастра и закреплении частной собственности на землю за теми, кому она фактически принадлежала, путем выдачи удостоверений о земельной собственности (тикэн). Вся земля в государстве разделялась на частную и правительственную (участки, в отношении которых невозможно было установить собственника).

Реформа имела прогрессивное значение, которое состояло в том, что она ликвидировала земельную монополию феодального класса и вводила буржуазный принцип частной собственности на землю.

В 1873 году был принят закон об изменении земельного налога. В извещении правительства о реформе земельного налога от 28 июля 1873 года говорилось, что «все прежние постановления относительно поступлений с участков земли и полей отменяются, и как только обследование, подтверждающее право владений, будет закончено, будет установлен новый земельный налог в размере 5 процентов от стоимости земли[19].

Таким образом, многочисленные феодальные подати и повинности были заменены единым налогом в размере 3 % от стоимости земли независимо от урожая. Вместо кокудака (подати рисом) новый налог выплачивался деньгами. Вследствие чрезвычайно высокой цены, установленной правительством на землю, он составлял почти 50 % валового дохода крестьянского двора. Это приводило к закабалению и потере крестьянином участка.

Поступления от земельного налога составляли почти 80 % государственного бюджета страны. В результате половинчатой аграрной реформы, сохранившей помещичье землевладение, и высокого земельного налога не сложились условия для формирования крепких самостоятельных крестьянских хозяйств капиталистического типа. Земельные участки, полученные основной массой крестьянства, как правило, были невелики по размерам. Реформа активизировала процесс классовой дифференциации. Все возрастающее количество арендаторов, еще недавно бывших собственниками, противопоставлялось богатой деревенской верхушке, сохраняющей черты полуфеодального землевладения.

Важным результатом аграрной реформы Мэйдзи явилось создание рынка рабочей силы - условия, необходимого для развития капитализма.

Правительство взяло курс на развитие современной промышленности, создавая государственные предприятия и всячески поощряя частную инициативу. Оно приступало к сооружению первых военных арсеналов, заводов и железных дорог, железоделательных и судостроительных заводов, крупных бумагопрядильных, шелкомотальных, ткацких, спичечных фабрик, стекольных, цементных, пивоваренных и других заводов, значительную часть которых оно передало частным предпринимателям.

Развитие индустрии Японии было в значительной мере связано с военно-стратегическими задачами, с проблемой модернизации армии и флота. Основой современной военной промышленности послужили предприятия, построенные еще в эпоху Токутава. В 1870 году вступил в строй военный арсенал в Токио, созданный на базе военного завода Сэкигути, принадлежавшего сёгунату. Железоделательный и судостроительный заводы сёгуната в Йокосука были использованы при создании крупной военно-морской базы. С помощью иностранных специалистов эти предприятия были реконструированы и расширены.

Были расширены горные предприятия, многие из которых ранее находились в распоряжении сёгуната и княжеств, в частности золотые и серебряные рудники на острове Садо, медные рудники в Косака, железные рудники в Камаиси.

Правительство предпринимало всевозможные меры для поощрения развития частной промышленности. Оно строило современные промышленные предприятия, которые должны были служить образцом капиталистического предпринимательства. Например, «…В 1872 году правительство с помощью французских специалистов основало шелкомотальную фабрику-школу в Томиока (префектура Гумма) для обучения новым методам шелкомотания»20. На государственные средства были сооружены цементный и стекольный заводы в Синагава, типографии и другие предприятия.

Строительство так называемых образцовых предприятий на государственные средства также преследовало цель наладить собственное производство тех товаров, которые ввозились из-за границы, увеличить валютные фонды правительства путем усиления экспорта японских товаров.

Для руководства строительством правительственных предприятий и управления ими в 1870 году был создал департамент промышленности (кобусё), использовавший достижения западной науки и техники. «На службе в департаменте промышленности находилось около 750 иностранных специалистов» [21].

Протекционистская политика правительства содействовала накоплению капиталов в руках крупной буржуазии купеческих домов Мицуи, Коноикэ, Симада и др.

Наиболее ярко государственный протекционизм в первое десятилетие капиталистической Японии проявился в организации крупной судоходной компании Мицубиси. Фирма Мицубиси была основана с помощью правительства самураем из Тоса-Ивасаки Ятаро. Начиная с 1875 года, правительство ежегодно выплачивало Мицубиси субсидию в размере 25 тыс. иен[22].

Политика государственного протекционизма в первые годы нового режима проводилась также в отношении частнокапиталистической текстильной промышленности. Так, и в 1871 году скупщик хлопка Касина основал «с помощью правительства свою прядильную фабрику в Токио»23. Большую помощь оказывало государство частным предпринимателям и в других отраслях промышленности.

Таким образом, вся деятельность первых правительств новой Японии в 70-80-х гг. минувшего столетия (Арикугава, Ивакура, Сандзе) была направлена на создание условий для ускорения промышленного развития страны, чтобы компенсировать ее относительно запоздалый переход к новому обществу и сократить дистанцию, отделявшую Японию от уровня развития крупных капиталистических государств Запада.

В конце 1880 г. правительство взяло курс на дальнейшее укрепление и развитие японского капитализма и военной базы государства. Государство видело средство достижения этой цели не только в стабилизации курса цены, но и в передаче государственных предприятий крупной буржуазии.

Государственные предприятия сыграли большую роль в развитии крупной капиталистической промышленности. Но вскоре положение изменилось. Частные предприниматели начали вкладывать свои капиталы в промышленность. К тому же государственные предприятия как источник увеличения государственных доходов сеть не оправдали. В финансовом отношении правительственные заводы, за исключением некоторых образцовых текстильных фабрик, работавших на экспорт, оказались убыточными. Государственная казна не выдерживала дополнительных расходов по содержанию нерентабельных правительственных предприятий. Поэтому правительство решило перейти к политике поощрения частнокапиталистической промышленности и передачи государственных предприятий частным лицам.

Таким образом, к 80-м годам Х1Х в. в Японии создались экономические предпосылки для быстрого роста крупной частнокапиталистической промышленности.

Это изменение промышленной политики правительства было ознаменовано изданием закона «О передаче заводов» (кодзе харай-сагэ гайсоку) от 5 ноября 1880 г. В преамбуле этого закона правительство следующим образом объясняет причины своей политики: «Заводы, созданные для поощрения промышленности, в настоящее время хорошо организованы и работают на полную мощность; поэтому правительство отказывается от своих прав собственности на заводы, которые должны управляться народом» [24].

Первыми были переданы невоенные отрасли промышленности. Правительство начало постепенно передавать частным лицам предприятия горной промышленности и судостроительные заводы. Правительство продало на весьма выгодных условиях медные рудники в Асио фирме Фурукава, самый большой в стране судостроительный завод в Нагасаки, серебряные рудники Икуно и угольные шахты на Хоккайдо - фирме Мицубиси.

Результатом протекционистской политики государства стали неравномерность и однобокое развитие промышленности с преобладанием легкой, главным образом текстильной промышленности. Наиболее быстрыми темпами развивалась хлопчатобумажная промышленность. Японские исследователи назвали эту отрасль «ключевой индустрией» («кии сангё»), имея в виду, что она была первой отраслью промышленности, созданной в Японии. Об этом, в частности, свидетельствует «… рост количества хлопчатобумажных веретен в течение 1877-1897 гг. с 8 тыс. до 970 тыс., а продукции хлопчатобумажной пряжи - с 2 тыс. до 401 тыс. кан» [25].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать