Влияние Первой мировой войны на общественно-политические процессы в странах Европы
p align="left">На фоне углубляющегося правительственного кризиса в начале ноября 1918 г. в Германии начинаются революционные события. Историки считают, что революция в Герма-нии началась 3 ноября 1918 г. восстанием матросов в Киле и к 9 ноября докатилась до Берлина. Повсеместно создавались советы. Кайзер бежал из страны. Революционное правитель-ство -- Совет народных уполномоченных (СНУ) во главе с со-циал-демократом Ф. Эбертом -- объявило Германию республикой. 11 ноября было подписано перемирие. 12 ноября правительство опубликовало программу действий: отменялось осадное положение военного времени, провозглашались свобода слова, собраний, ассо-циаций, объявлялась амнистия политическим заключенным, вводи-лось всеобщее, равное избирательное право при прямом и тайном голосовании[30, C. 217].

Правительство приступило к решению проблем трудоустройст-ва и социального обеспечения демобилизованных солдат, безработ-ных, к регулированию экономических и социальных проблем.

К середине декабря 1918 г. из социал-демократической партии Германии вышли левые радикальные группы (в том числе группа «Спартак»), выступавшие за социалистическую революцию. Их вдохновлял пример Советской России.

Напротив, возглавлявшая правительство социал-демократиче-ская партия занимала умеренно-реформистскую позицию и счита-ла первостепенным созыв Учредительного собрания для выработки и принятия конституции.

Левые не согласились с таким курсом. Под руководством лиде-ров «Спартака» К. Либкнехта и Р. Люксембург при участии групп радикалов Гамбурга и других городов 30 декабря 1918 г. была создана коммунистическая партия Германии. В ее программных до-кументах содержались призывы к социалистической революции. Мятежные настроения 5 января 1919 г. вылились в Берлине в стихийные митинги.[6, C. 204]

В то же время правительство пыталось ограничить прямые революционные действия народа, влияние леворадикальных политических сил. Переломным для развития революции стал I Всегерманский съезд Советов, проходивший в Берлине с 16 по 21 декабря. После острой дискуссии съезд принял решение о поддержке выборов Учредительного собрания и передаче ему всех полномо-чий по конституциированию нового государственного строя. Для левых группировок оставался единственный способ предотвратить создание в Германии буржуазно-демократической республики - дальнейшая эскалация политического насилия.

30 декабря 1918г. состоялась конференция группы «Спартак» и движения левых радикалов, на которой было провозглашено создание Коммунистической партии Германии. Целями новой партии были консолидация революционных сил, борьба за установление диктатуры пролетариата, полная ликвидация бур-жуазной государственности. Коммунисты не приняли решение о немедленной подготовке вооруженного восстания. Но, когда в начале января 1919 г. в Берлине начались стихийные выступления рабочих, КПГ поддержала это движение. Поводом к январским событиям стало увольнение ряда государственных чиновников - членов НСДПГ после выхода этой партии из правительственной коалиции. На улицах Берлина начались митинги и вооруженные столкновения с полицией. С помощью армии правительство уже к 12 января подавило эти выступления. Поражение восстания стало сигналом к началу белого террора в стране. 15 января были убиты лидеры коммунистов Либкнехт и Люксембург. На протяжении последующих месяцев шли «арьергардные бои» левых сил. Они были значительны по своим масштабам, но разрозненны. В январе была провозглашена Бременская советская республика, в середине февраля вспыхнуло забастовочное движение в Рейнско-Вестфальской области, в апреле провозглашена Баварская советская республика. Все эти выступления подавлялись местными отряда-ми полиции, военными частями, добровольческими формировани-ями ветеранов войны[6, C. 251].

Эскалация насилия придала завершающей стадии германской революции трагический характер. И тем не менее главным ее итогом стала ликвидация германской монархии, начало демократических преобразований в политической и социальной сферах, ускорение выхода Германии из войны. Особенностью германской революции был фактически мирный характер трансформации государствен-ного строя, начатый еще при последнем имперском правительстве. В качестве ее лидера выступила СДПГ, не являвшаяся собственно революционной партией и сумевшая перевести революционный процесс в русло правовых преобразований. Главный парадокс германской революции состоял в том, что ее основным лейтмотивом была борьба между левыми и крайне левыми партиями при пассивности остальных политических сил.

19 января 1919 г., когда в Берлине только заверши-лось подавление вооруженного восстания, состоя-лись выборы в Учредительное собрание. Их резуль-таты выявили существенную перестройку партийно-политическо-го спектра Германии. Левые партии СДПГ и НСДПГ получили соответственно 163 и 22 мандата. Жесткие политические противо-речия, возникшие между ними на фоне событий декабря--января в Берлине, не позволили им образовать единый блок. Более того, СДПГ выступила за образование устойчивого парламентского боль-шинства, ориентированного на последовательную демократизацию государственного устройства Германии и преодоление любого рево-люционного экстремизма. Потенциальными союзниками СДПГ рас-сматривались Немецкая демократическая партия и партия Центра. НДП (75 мест в Учредительном собрании), руководимая Фридри-хом Науманом и Вальтером Ратенау, образовалась на основе левого крыла довоенного национал-либерального движения и Прогрессив-ной народной партии. Она выдвигала программу последовательных социально-экономических преобразований, коренной перестройки конституционного механизма на основе либеральных принципов. Партия Центра (73 места) практически не изменила довоенной иде-ологической ориентации, но находилась в состоянии острой внутрифракционной борьбы. Состав партии в 1918 г. покинула влиятель-ная группа во главе с М. Шпанном и Э. Штадлером, образовавшая «Объединение за национальную и социальную солидарность». Спу-стя год на его основе было создано «Объединение за свободную от партий политику». Солидаристы не принимали участия в парламент-ской борьбе, но сумели увлечь за собой немалую часть активного ка-толического электората. В 1919 г. от Центра откололась и еще одна значительная группировка, выступавшая против сохранения в партийной программе федералистского принципа. На ее основе была сформирована Баварская народная партия, ратовавшая за ав-тономию Баварии. На выборах в Учредительное собрание ей уда-лось получить 18 депутатских мандатов[6, C. 263].

Правое крыло Учредительного собрания образовывали Немец-кая народная партия и Немецкая национальная народная партия, обладавшие каждая 44 депутатскими мандатами. ННП под руковод-ством Густава Штреземана являлась право-республиканской парти-ей, в которую влилось большинство национал-либералов. Ее програм-ма опиралась на идею «сильного национального государства» и от-каз от форсированных политических и экономических реформ либерального толка. ННП активно поддерживалась протестантскими кругами. НННП Альфреда Хугенберга включила в себя самые разнообразные группировки консервативного толка, объединенные националистическими идеями и почти нескрываемой неприязнью к республиканскому строю[6, C. 267]. Скромные позиции националистических сил в Учредительном собрании не отражали их истинного влияния в стране. По мере эскалации насилия в последние месяцы револю-ции, возвращения к мирной жизни тысяч демобилизованных сол-дат, ухудшения международного положения Германии демократи-ческие силы утрачивали позиции. Впрочем, пока участие в прямых, всеобщих, тайных выборах 83 % избирателей не позволяло ставить под сомнение легитимность Учредительного собрания [6, C. 268].

31 июля 1919 г. была принята новая конституция Германии (получившая название Веймарской -- по месту работы Учредительного собрания). Ее ос-новополагающими принципами провозглашались народный суверенитет, на-родное единство, свобода, социальная справедливость. Конституция не лик-видировала Германскую империю, но закрепляла президентско-парламентский республиканский строй и федеративное устройство. Бывшие «союзные государства» преобразовывались в земли со своими представительными орга-нами -- ландтагами -- и равным правовым статусом. Веймарская конститу-ция провозглашала приоритет имперского права над земельным, значитель-но ограничивая прерогативы земель в области законодательства и финансо-вой сферы. Верхняя палата парламента -- Рейхсрат (Имперский совет) -- обладала лишь правом отлагательного вето, а также участия в организации референдумов и конституционных изменений. В ее состав входили предста-вители земельных ландтагов в зависимости от численности населения земель. Нижняя палата парламента -- Рейхстаг -- обладала наибольшими полномочи-ями в системе власти, в том числе контролируя законодательный процесс. Рейх-стаг избирался на 4 года в ходе прямых, всеобщих, тайных выборов с 20-летним возрастным цензом. Противовес значительным полномочиям, Рейхстага соста-вили прерогативы президента, также избираемого всенародно и на достаточ-но длительный срок -- 7 лет. Президент рассматривался как внепартийный арбитр, гарант стабильности республиканского строя и единства империи. Президент обладал правом назначения и увольнения главы правительства -- рейхсканцлера (который не обязательно представлял наибольшую фракцию парламента, но нуждался в одобрительном вето Рейхстага), по предложению канцлера -- имперских министров, а также всех высших должностных лиц империи. Президент являлся главнокомандующим, представителем империи в международных делах, имел право на введение чрезвычайного положения. Предоставляя главе государства столь широкие полномочия, авторы Консти-туции полагали, что всенародный характер выборов президента является до-статочной гарантией против угрозы личной диктатуры[6, C. 275].

Помимо государственного устройства, Веймарская конституция подроб-но регламентировала многие вопросы, связанные с правами и свободами лич-ности, общественной жизнью, социально-экономической сферой. Провозгла-шалось равенство всех перед законом, равенство мужчин и женщин, равен-ство «инакоязычных частей населения империи», неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки, свобода слова и передвижения, свобода образования союзов и обществ, свобода совести. Церковь как общественная корпорация отделялась от государства. Конституция вводила всеобщее обя-зательное школьное обучение, возлагала на государство обязанность поддер-живать предпринимателей, средние слои и рабочих, а также ответственность за осуществление социализации средств производства на компенсационной основе в интересах нации. Многие статьи по частным вопросам также опирались на идеи социальной зависимости и социальной ответственности граж-дан в отношениях между собой и с государством. Таким образом, Веймарская конституция стала первой конституцией нового типа, преодолевающей тра-диции классической либеральной конституционной модели. Учитывая тра-диции либерального конституционализма (прежде всего, американского) в организации властной структуры общества, авторы Веймарской конституции попытались создать демократический вариант государства с ярко выражен-ной социальной ориентацией. Этот опыт оказал огромное влияние на разви-тие мирового конституционного процесса в XX в., однако имел существен-ные недостатки с точки зрения специфики послевоенного немецкого обще-ства. Веймарская конституция предполагала наличие развитого гражданского общества, устойчивой консенсусной политической культуры, всеобщего при-знания демократических ценностей. В условиях же колоссального комплекса противоречий, отражающего особенности развития Германии на рубеже XIX -- XX вв., самая демократическая и совершенная конституция своего времени оказалась мертворожденной.

II.2. Общественно-политические процессы в Италии.

«Красное двухлетие».

Государственное устройство Италии в начале XX в. представ-ляло собой монархию во главе с Савойской династией. После убий-ства анархистами в 1900 г. короля Умберто на престол вступил Виктор Эммануил III (1900--1946). Итальянская монархия была организована по образцу других европейских буржуазных госу-дарств. Однако конституционно-правовая, административная и военная структуры государственного аппарата Италии базирова-лись на более отсталом, а следовательно, более слабом южноевро-пейском варианте социально-экономического развития. В начале века итальянская буржуазия не располагала какой-либо крупной, хорошо организованной политической партией, способной добиться парламентского большинства. Интересы различных слоев крупной, средней и мелкой буржуазии выражали политические группиров-ки либералов, радикалов, республиканцев, демократов и др. Пест-рая мозаика их комбинаций в парламенте не обеспечивала ни од-ной из них необходимого политического авторитета. Массовой партией оставалась Итальянская социалистическая партия, создан-ная в 1892 г. Кроме того, в Италии существовало три общенацио-нальных профцентра: возникшая в 1906 г. Всеобщая конфедерация труда (ВКТ), занимавшая ведущие позиции и находившаяся под влиянием социалистов; Конфедерация католических профсоюзов и организованное в 1913 г. Анархо-синдикалистское объединение[1, C. 53].

Для политической культуры Италии характерно устойчивое вли-яние конфессиональной традиции. В конце XIX в. именно под воз-действием конфессионализма произошло разделение на светскую и католическую части общества, Церковь выступала против объеди-нения страны, отчуждала часть населения от государства, способство-вала распространению «клиентелизма». Начало XX в. принесло не-которые перемены: в 1905 г. Ватикан снял запрет на участие католи-ков в политической жизни, им было разрешено голосовать на выборах, причем, как правило, против «безбожных» социалистов.

Размах забастовочного движения начала века подтолкнул пра-вящие круги Италии к необходимости использовать в социальной политике, помимо насилия, иную тактику. Политической фигурой, внедрившей либеральные методы в политическую практику, стал Джованни Джолитти. Лидер Либеральной партии Джолитти (1842--1928) стал видным государственным деятелем Италии, за-нимал ответственные посты в различных правительствах и 5 раз становился премьер-министром[1, C. 61]. В 1902 г. по его инициативе были приняты законы, составившие базу социального законодательства: об ограничении рабочего дня для детей и женщин, о воскресном выходном дне, об обязательном страховании производственного травматизма, признавалось право рабочих и служащих на забастовки и организацию профсоюзов. Для решения трудовых конфлик-тов создавались третейские суды, для сокращения безработицы использовались общественные работы, поощрялось и субсидиро-валось кооперативное движение. Из представителей профсоюзов, предпринимателей и правительства был сформирован Нацио-нальный совет труда. Для укрепления контроля над рабочим дви-жением Джолитти даже предлагал лидерам социалистической партии войти в правительство.

На исходе первого десятилетия XX века «эра либерализма» Джолитти начала клониться к закату: экономические трудности и социальная борьба плохо поддавались либеральному лечению. Было решено прибегнуть к более эффективному средству -- «силь-ной и смелой» внешней политике. В 1910--1911 гг. активизирова-лось националистическое движение, которое пропагандировало войну как средство «возрождения» нации и призывало к захватам территорий Северной Африки, Балкан и Малой Азии. В Северной Африке Италию давно привлекали Тригюлитания и Киренаика - области в Ливии, входившие в Османскую империю, обладание ко-торыми усилило бы позиции Италии в Средиземноморье. Римский банк, связанный с Ватиканом и имевший интересы в Триполитании, стал одним из спонсоров ее захвата. Правительство Джолитти в сен-тябре 1911г. объявило войну Турции, преследуя цель захватить Ли-вию. Через год был заключен мир, в результате которого Ливия ста-ла итальянской колонией. Ливийская война вызвала как эйфорию национализма, так и акции протеста, но, главное, она ухудшила эко-номическую и социально-политическую ситуацию в стране, а вско-ре Италии пришлось решать вопрос об отношении к мировой войне.

Взаимоотношения Германии, Австро-Венгрии и Италии в Тройственном союзе не всегда были дружественными, особенно отношения между Италией и Австро-Венгрией, интересы которых сталкивались в западной части Балкан и на Адриатике. Италия стремилась установить контроль над Черногорией и осо-бенно над Албанией, над Отрантским проливом как выходом из Адриатичес-кого моря в Средиземноморье. Еще в 1909 г. в итальянском городке Ракконид-жи русский император Николай II и итальянский король Виктор Эммануил III договорились о совместном противодействии австрийской экспансии на Бал-канах. Русско-итальянское секретное соглашение в Раккониджи стало одним из оснований возможности отхода Италии от Тройственного союза [25, C. 116].

С началом первой мировой войны между двумя воевавшими блоками раз-вернулась борьба за привлечение на свою сторону Италии. 3 августа 1914 г. правительство Италии объявило о нейтралитете в войне и начало секретные переговоры как с участниками Тройственного союза, так и с державами Ан-танты. Главной целью Италии на переговорах было выяснение, у какой сто-роны больше шансов на победу и с кого можно получить наиболее ценные территориальные приобретения. Италия претендовала на австрийские владе-ния Трентино (часть Тироля), Истрию с портом Триест, Далмацию, а также на Албанию и часть провинций Османской империи. Понятно, что такие ус-тупки ей могла сделать только Антанта. Пока шли переговоры, Италия за-хватила осенью 1914 г. остров Сасено в Адриатическом море и оккупировала албанский порт Валона. Учитывая уязвимость Италии со стороны англо-французского военно-морского флота и ее экономическую зависимость от стран Антанты, итальянское правительство, получив английский заем в 50 млн ф. ст. и преодолев сопротивление собственных «нейтралистов», в мае 1915 г. рас-торгло договор о Тройственном союзе, объявило войну Австро-Венгрии и разорвало дипломатические отношения с Германией. В августе 1916 г. Ита-лия объявила войну Германии[25, C. 89].

Война стимулировала экономическое развитие, вызвав значительный рост тяжелой промышленности (машиностроения и металлургии), химичес-кой и энергетической отраслей. Процесс концентрации промышленности ускорил рост монополий и сращивание их с государством. Однако по окон-чании войны ожидаемых территориальных приращений Италия не получи-ла, ее попытки захватить порт Фиуме, Албанию, юго-западную часть Анато-лии и участие в интервенции против Советской России закончились неуда-чей. «Искалеченная победа» сделала Италию «побежденной среди победителей», к ней перешли лишь западная часть Истрии с портом Триест, южный Тироль, Пула и Гориция.

Война принесла Италии свыше 600 тыс. убитых, более милли-она раненых и калек, огромный внешний долг, опустошенные про-винции, разгул спекуляции и злоупотреблений, разочарования и жажду перемен. Общие военные убытки страны составили 1/3 ее национального богатства. Рост налогов и инфляция (денежное об-ращение в 1920 г. увеличилось по сравнению с 1918 г. в 8 раз), до-роговизна и падение реальной зарплаты на 40--50 %, рост безрабо-тицы привели к резкому снижению жизни итальянцев[1, C. 103]. До войны Италия экспортировала продовольствие, а после войны должна была закупать его за границей. Лишенная стабильных внешних рынков сбыта и без достаточно емкого внутреннего рынка, вынуж-денная свернуть военное производство, страна оказалась на пороге экономического кризиса 1920 г. Тяготы послевоенного времени остро испытывали рабочие, крестьяне и арендаторы, мелкие тор-говцы и предприниматели, чиновники и служащие, демобилизован-ные солдаты и офицеры. В таких условиях в 1919--1920 гг. Италию охватил революционный подъем, который называют «красным двухлетием». Он выразился в мощном забастовочном движении пролетариата, в массовом крестьянском движении и в кризисе италь-янского либерального государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать