Демократические преобразования в Египте (1952-1956 гг.)
p align="left">Автор ставит перед собой цель на основе методов и принципов исторического исследования рассмотреть ход преобразований в Египте в период с 1952 по 1956 гг.

Эта цель определила следующие задачи: исследовать внутренние изменения в стране в данный период, а также рассмотреть положение Египта в системе международных отношений.

Цели и задачи определили структуру дипломной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка использованных источников и литературы.

Глава первая

Внутренняя политика египетского правительства в 1952-1956 гг.

1. Законодательное оформление нового режима.

В 1952г. в Египте была свергнута монархия. К власти пришла организация «Свободные офицеры» во главе с Г.А. Насером. Государственный переворот 23 июля 1952г. явился завершением длительного периода развития национально-освободительного движения в Египте в предшествующие революции годы. Национальные правительства Египта в период с 1923 по 1952гг., так и не решили проблемы национальной независимости. Отсутствие решительных шагов со стороны государственной власти в направлении усиления авторитета Египта как самостоятельной политической величины на мировой арене стало причиной быстрого развития национально-освободительного движения внутри страны. Само движение за независимость несло в себе различные и зачастую противоположные идеи создания сильного государства, поэтому партии и движения входившие в него, не смогли найти компромисс между собой, что, в свою очередь, вело к разочарованию как в традиционных партиях, так и в представителях движения за независимость. В этих условиях на политическую арену вышла военная организация «Свободные офицеры», представлявшая собой силу, не затронутую борьбой между политическими группировками.

Успех «Свободных офицеров» был обусловлен рядом особенностей: сравнительно однородным социальным составом - военнослужащими, выходцами из крестьян со средним достатком; четкой структурой и жесткой дисциплиной; законспирированностью, что помогло избежать массовых арестов, ослабивших другие политические организации.

Во главе государства стал Совет руководства революцией (СРР), сосредоточивший в себе функции высшего законодательного и исполнительного органа власти «до восстановления гражданского правления», Беляев И. П. Указ. Соч. С. 130. формально во главе с генералом Нагибом. Фактически СРР руководил Насер. Первоначально Нагиб был представлен как главнокомандующий египетских вооруженных сил. Агарышев А. Указ. Соч. С. 70-71. «Я приказал, - писал впоследствии Насер, - не раскрывать никого, кроме генерала Нагиба,…основная причина такого приказа состоит в том, что я боялся раскола в рядах «свободных офицеров». Там же. С. 72. Имена членов Совета руководства революцией были строго засекречены, а генералу Нагибу приписывали разработку плана восстания.

После переворота Совет руководства революцией был расширен. В состав Исполнительного Комитета Совета руководства революцией 1952 г. входили: Мухаммед Нагиб, Гамаль Абдель Насер, Кемаледдин Хусейн, Абдель Хаким Амер, Хасан Ибрагим, Абдель Мунаим, Абдель Рауф, Гамаль Салим и Салах Салим, Абдель Лятиф аль-Багдади, Халид Мохиеддин, Анвар Садат, Закария Мохиеддин, Хусейн аль-Шафии. / Агарышев А. Указ. Соч. С. 81. Перед новым руководством встала задача упрочения своей власти в стране. Для её решения было необходимо реорганизовать государственную структуру управления, а также провести кадровые перестановки руководящего состава, как в гражданской, так и военной сферах. Необходимо отметить, что Насер лично контролировал процесс формирования новой элиты египетского общества. Отбором кадров в структуры безопасности Египта занимался Специальный комитет. Для осуществления контроля за функционированием государственного аппарата страны был создан департамент государственной безопасности - «Управление общих расследований» под руководством Р. Нахаса. http://search.rambler.ru/cgi-'Из истории арабских спецслужб' С. 2.

После отречения короля Фарука от престола и передачи им королевского титула своему четырехмесячному сыну Фуаду II 4 августа 1952г. по предложению Государственного совета и с одобрения Совета министров был назначен временный регентский совет (принц М. А. Монейм, бывший председатель палаты депутатов Бахи Эд-дин Баракат, министр путей сообщения полковник Р. Механна). ТАСС. Создание регентского совета в Египте // Правда. 05.08.52. (№218). С. 3. В создавшихся условиях факт передачи власти, по сути, ликвидировал монархию как реально действующий институт власти. Также, в первые недели после переворота было объявлено о роспуске политической полиции, арестована группа высших чинов органов безопасности, началась «чистка» государственного аппарата, которая затронула несколько сот высших чиновников и армейских офицеров, объявлена амнистия всех лиц, обвинявшихся в оскорблении короля. 11 августа были введены в действие меры по ограничению поездок за границу, переводов денежных сумм из страны, повышению налогов на торговые доходы в качестве части политики строгой экономии, которая помогла ликвидировать к 1954г. дефицит государственного бюджета. Ковтунович О. В. Указ. Соч. С. 85-86. В процессе борьбы с внутренней оппозицией были затронуты и средства массовой информации, правоохранительные органы, высшие учебные заведения и мечети. Так, например, одна из крупнейших египетских газет «Аль-Мисри» была закрыта за выпуск статьи, направленной против нового режима; введен запрет на выступления с речами в мечетях, не носивших религиозный характер; установлен контроль за формированием политических взглядов в студенческой среде, проведена «чистка» университетов. 30 июля 1952г. были упразднены титулы «паша» и «бей». Ликвидация сословных привилегий «имела не только важное социально-экономическое значение, но и явилось своего рода началом культурной революции». Агарышев А. А. Указ. Соч. С. 103. Дворцы, принадлежавшие египетским аристократам и иностранцам, были национализированы, а права представителей данного сословия существенно ограничены: детям бывших пашей и беев было запрещено поступать на государственную службу, становиться офицерами, а некоторым государственным деятелям прежнего режима и их семьям запрещено покидать места их постоянного проживания. Необходимо заметить, что право управления предприятиями, отелями и компаниями, принадлежавших ранее пашам, было передано ведущим членам организации «Свободные офицеры», что нередко вело, по мнению А. А. Агарышева, к казнокрадству и способствовало росту коррупции. Там же.

После переворота новым премьер-министром был назначен Али Махир. Назначение А. Махира на пост премьер-министра было вызвано его проамериканской позицией, что должно было создать у Великобритании представление о проамериканском характере переворота. 30 июля 1952 г. был опубликован декрет о смешанных компаниях, разрешавший иностранцам владеть 51% акций в смешанных компаниях (вместо установленных ранее 49%) в Египте. Этот декрет был принят в интересах иностранных монополий, с которыми был связан А. Махир. 10 августа 1952 г. в своем обращении к нации он заявил, что «противодействие политических партий парализовало политическую жизнь» страны, поэтому необходимо, чтобы они «имели единую национальную программу». ТАСС. К положению в Египте // Правда. 12.08.52. (№225). С. 3. Также премьер-министр призвал провести «чистку» в партиях, которая, по мнению советской прессы, стала бы «ударом против Вафда и шагом на пути к установлению диктатуры». Там же.

За время пребывания правительства А. Махира у власти в Египте было подавлено несколько забастовок рабочих, требования которых носили экономический характер. Так, к примеру, в результате всеобщей забастовки 10 тыс. текстильщиков Кафр эд-Давара, проводившейся 13-14 августа 1952г., 576 забастовщиков были арестованы и преданы военному суду, а 28 её руководителей были приговорены к смертной казни. Также, во второй половине августа 1952г., была проведена серия арестов руководителей и активистов различных коммунистических организаций. Новейшая история арабских стран (1917-1966). М., 1967. С. 407-408. Однако не следует думать, что правительство А. Махира действовало независимо от СРР, как это, к примеру, представлено в Новейшей истории арабских стран. Новейшая история арабских стран (1917-1966). М., 1967. С. 407-408. Система государственного управления Египта после переворота, с учетом специфики режима, предполагала подотчетность деятельности правительства Исполнительному Комитету Совета руководства революцией, поэтому действия А. Махира, в частности организация подавления забастовок и преследование коммунистических организаций, были санкционированы с ведома руководителей «Свободных офицеров». Следует отметить, что данные действия нового руководства не способствовали поднятию авторитета власти среди населения страны, поэтому, стремясь самоотстраниться от действий правительства А. Махира, а также продлить кредит доверия со стороны египетского общества, 7 сентября 1952г. СРР принял решение об отстранении премьер-министра с занимаемого им поста. В тот же день на его место был назначен М. Нагиб - единственный член ИК СРР, статус которого соответствовал посту такого ранга. Насер стал заместителем премьера, а с мая 1953г. - одновременно и министром внутренних дел. Беляев И. П., Примаков Е. М. Указ. Соч. С. 257.

Необходимо отметить, что внутри СРР не было единства в выборе пути дальнейшего развития страны. Это было связано с тем обстоятельством, что члены организации придерживались различных политических взглядов. Так, к примеру, Ю. Мансур и Х. Мохи ад-Дин представляли левых, А. Садат, К. ад-Дин Хусейн, Х. Шафеи, А. Рауф и Р. Механна разделяли экстремистские мусульманские убеждения. З. Мохи ад-Дин, А. аль-Богдади и Х. Ибрахим были сторонниками развития по западному образцу. Ковтунович О. В. Указ. Соч. С. 95. Каждый из них, отстаивая интересы своей социальной группы, предлагал собственные решения проблем страны, поэтому начальный период революции можно охарактеризовать как период «исканий и экспериментирования в области социально-экономического и политического развития страны». Вавилов В. В. Указ. Соч. С. 143. По мнению Насера, «главная проблема в начале революции состояла в том, что мы ничего не знали о точном смысле революционного действия, о его природе и требованиях. Мы чувствовали необходимость революции, радикального обновления, но мы не знали, ни путей, ни методов, которые вели к осуществлению этого». Цит по: Nasser G. Op. Сit., P. 28. // Вавилов В. В. Указ. Соч. С. 143.

В теоретическом плане эта борьба среди «Свободных офицеров» выразилась в выдвижении Насером идеи о необходимости одновременного осуществления в Египте не только политической, но и социальной революции. Под политической революцией Насер подразумевал освобождение страны от присутствия оккупационных войск и вмешательства Англии во внутренние дела, а также ликвидацию института королевской власти. По его мнению, цели революции заключались в том, «чтобы избавить страну не только от феодализма, монархии и враждебных народу партий, но и всякого рода деспотии». Насер Г. А. Речь в Мина эль-Камх 20 декабря 1953 г. // Насер Г. А. Проблемы египетской революции: избранные речи и выступления. М., 1979. С. 12. Социальные преобразования были направлены против «эксплуататорских устремлений»Там же. С. 13. и совершались в интересах средних и беднейших слоёв египетского общества. Вавилов В. В. Указ. Соч. С. 145. Однако, часть «Свободных офицеров» во главе с генералом М. Нагибом, считавшая июльскую революцию законченной, требовала ограничить процесс демократизации установлением парламентской системы. По мнению М. Нагиба, одного года «переходного периода» было достаточно для оздоровления политической жизни страны и после которого необходимо перейти к парламентско-конституционной системе правления. Нагиб, опираясь на национальные буржуазные партии, намеревался занять в будущей парламентской республике пост президента. Ковтунович О. В. Указ. Соч. С. 118.

Стремление к одновременному осуществлению двух революций - политической и социальной - уже само по себе содержало противоречие: если политическая революция объединяла нацию, то социальная - вела к её разобщению, так как затрагивала материальные интересы различных слоёв египетского общества. Разрешение этого противоречия Насер видел в том, чтобы руководство революцией и дальше осуществлялось под контролем армии, которую офицеры считали «однородной, «надклассовой силой», вышедшей из народа и не утратившей с ним связь».Вавилов В. В. Указ. Соч. С. 146. Исходя из такого понимания роли армии, Насер и его сторонники по СРР считали необходимым «остаться у власти до тех пор, пока чаяния народных масс и революционного авангарда не будут сформулированы в чёткой программе». Мохи-эд-Дин Х. Египетская революция, её развитие и перспективы // Проблемы мира и социализма. 1966. №8. С. 39. Этим принципом обосновывалась необходимость сосредоточения всей административной власти в стране в руках военных, максимальной централизации государственного аппарата и управления страной без политических институтов дореволюционного периода, что, в свою очередь и привело, по мнению Ш. А. аш-Шафии, к установлению диктатуры. Аш-Шафии Ш. А. Указ. Соч. С. 178-179.

В связи с этим, следующим шагом на пути к становлению режима стало опубликование 9 сентября 1952г. закона о реорганизации политических партий, согласно которому, всякий желающий учредить политическую партию должен был информировать об этом министра внутренних дел, представить доклад об организационной структуре, программе и материальных ресурсах партии, а также список её членов-учредителей. Всего к сентябрю 1952г. в Египте было зарегистрировано 25 политических партий. Вафд, Саад, Либеральная, Вафдистский блок, Ассоциация «Братьев-мусульман», а также ещё четыре мусульманские партии, три женские партии, две социалистические и две националистические, Демократическая партия./ Новейшая история арабских стран (1917-1966). М., 1967. С. 409.

10 декабря 1952г. была отменена конституция 1923г., а 17 января 1953г. Совет руководства революцией объявил о роспуске всех политических партий и о конфискации их фондов. 10 февраля 1953г. была обнародована временная конституция, согласно которой в стране был введен так называемый «переходный период», с передачей верховной власти членам Совета руководства революцией еще на трехлетний срок, в течение которого предполагалось подготовить условия для создания в стране демократического конституционного государства. Лозунгом «переходного периода» Насером была провозглашена триединая формула - «единство, порядок, труд». По мнению Насера, на данном этапе революции «политическим воплощением единства народа должна была стать единая общенациональная организация, которая могла бы провести в жизнь идеи революции 1952г. и обеспечить в стране «социальную справедливость». Вавилов В. В. Указ. Соч. С. 146-147.

Поэтому взамен политических партий 23 января 1953 г. была создана единственная политическая организация «Освобождение». Беляев И. П., Примаков Е. М. Указ. Соч. С. 163. На её основе предполагалось объединить все поддерживавшие новый режим силы. Однако опору для руководителей революции продолжали составлять армия, государственный аппарат и органы безопасности. По мнению А. Хамруша, «Свободные офицеры» «образовывали определенную прослойку общества, не представляя интересы его большинства». Хамруш А. Указ. Соч. С. 214. Лидеры «Свободных офицеров» подчеркивали, что новая власть не делит общество на классы или социальные слои. Условия приема в организацию предполагали лишь обязательство кандидата поддерживать революцию. В данном случае не подразумевалось требование отказа от личных политических взглядов. Возможно, таким способом революционное руководство, не имея еще достаточной поддержки среди населения, попыталось создать альтернативу функционирования запрещенных политических организаций на националистической основе, ограниченную контролем со стороны режима. Поэтому в «Освобождение» начали вступать члены оппозиции, которые увидели в ней «шанс … на проникновение, имея в виду последующее возвращение на утраченные посты». Цит. по: Chedid H. Political Organizations in the United Arab Republic since 1952. The Arab Socialist Union. Beirut, 1969, p. 30. // Беляев И. П., Примаков Е. М. Указ. Соч. С. 163. Возможно, ввиду последнего обстоятельства организация не получила чёткой политической и социальной программы: не было выработано ни конкретных прав, ни обязанностей ее членов. Как отмечает А. Хамруш, «в Организации освобождения ясно чувствовалась хватка армии», Хамруш А. Указ. Соч. С. 277. а сама попытка формирования революционным режимом массовой политической организации привела «к созданию неэффективного бюрократического аппарата … и призванного придать режиму видимость демократичности». Ковтунович О. В. Указ. Соч. С. 109. Поэтому деятельность организации была сведена к проведению культурно-массовых мероприятий, спортивных соревнований, военному обучению населения и борьбе с неграмотностью. Согласно официальным сведениям, она насчитывала около 2 млн. членов. Там же. С. 108.

Трансформация политической системы была завершена упразднением 17 июня 1953г. регентского совета и, соответственно, ликвидацией института королевской власти. На следующий день Египет был провозглашён республикой. Первым президентом Египетской Республики и премьер-министром по решению ИК СРР был назначен генерал М. Нагиб. Г. А. Насер занял пост заместителя премьер-министра. Новый глава государства, лишенный реальной государственной инициативы, начал искать поддержки у руководителей ВАФДа и «Братьев-мусульман», а также ряда политических деятелей старого режима.

Необходимо отметить, что данные организации первоначально поддерживали СРР, считая, что «Свободные офицеры» пойдут с ними на сотрудничество в вопросах управления государством. Однако после первых шагов революционного правительства, направленных на организацию тотального контроля за общественно-политическим развитием страны, обозначился резкий отход лидеров ВАФДа и «Братьев-мусульман» от проводимого военными политического курса. Но если с вафдистской оппозицией можно было бороться политическими методами, то к экстремистской, религиозной Ассоциации «Братьев-мусульман» был необходим иной подход. Первоначально Насер в отношении «Братьев-мусульман» проводил осторожную политику, так как эта организация имела всенародную поддержку. Данный факт объясняет стремление «Свободных офицеров» в первый период революции привлечь «Братьев-мусульман» к сотрудничеству. Еще с начала революции СРР принял две меры, которые отвечали интересам Ассоциации: возобновил расследование убийства ее основателя Х. аль-Банны и объявил амнистию, коснувшуюся прежде всего «Братьев-мусульман». В августе 1952г. СРР предложил им участие в правительстве, однако «Братья-мусульмане» потребовали, чтобы верховный руководитель Ассоциации имел право санкционировать законодательные акты нового режима, с тем, чтобы обеспечить «исламскую ориентацию» последнего. Данное требование было отклонено и в правительство вошел как министр вакуфов только шейх Х. аль-Бакури. Ковтунович О. В. Указ. Соч. С. 113-114. Отказ египетского правительства фактически обозначил начало конфронтации между «Братьями-мусульманами» и официальной властью.

Для нейтрализации организации, имевшей всенародную поддержку, Совет руководства революцией предпринял ряд шагов. Во первых, Ассоциация не попала под действие закона от 17 января 1953г., запретившего политические партии, под предлогом того, что она является религиозной организацией. Данная мера стабилизировала эмоциональные настроения населения, что фактически снижало возможность открытого выступления народных масс под руководством «Братьев-мусульман» против «Свободных офицеров».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать