Демократические преобразования в Египте (1952-1956 гг.)
p align="left">Во вторых, с начала открытого конфликта с «Братьями-мусульманами» официальная пропаганда сделала упор на религиозные вопросы, представляя «Свободных офицеров» «истинными поборниками ислама». Также СРР принял решение о проведении систематических пропагандистских поездок своих членов по различным областям Египта, с тем, чтобы противостоять пропаганде своих политических противников. Лейтмотивом их выступлений являлось утверждение, что египетская армия - армия народа, которая стоит на защите его интересов, а также тезис о том, что движение армии за справедливость и равенство отвечает идеям ислама. Ковтунович О. В. Указ. Соч. С. 114. Выступая перед лидерами организации «Освобождение», Насер отметил, что «руководители «Братьев-мусульман», ничем не способствовавшие борьбе против разложившейся монархии Фарука и английской оккупации, ведут борьбу против революции…, которая выпустила их из тюрем. Нас они объявляют еретиками, выступающими против священного Корана!» Насер Г. А. Речь в резиденции организации «Освобождения» в Каире 5 сентября 1954 г. // Насер Г. А. Проблемы египетской революции: избранные речи и выступления. М., 1979. С. 21.

В ответ начавшуюся кампанию против Ассоциации в январе 1954 г. «Братья-мусульмане» организовали беспорядки в Каирском университете. Подвергая резкой критике египетское правительство, Ассоциация заявила, что СРР изменил национальным интересам, заключив в феврале 1953г. соглашение с Англией относительно будущего Судана и начав мирные переговоры о выводе английских войск из зоны Суэцкого канала. Ковтунович О. В. Указ. Соч. С. 116. Кульминацией противоборства стал момент, когда 26 октября 1954г. в Александрии боевик из Ассоциации совершил попытку покушения на Насера. В результате Ассоциация была запрещена. ТАСС. Роспуск ассоциации «Мусульманское братство» в Египте // Правда. 06.12.54. (№340). С. 4. 30 октября 1954г. в Александрии был арестован верховный глава Ассоциации «Братьев-мусульман» Х. Ходайби, Франс Пресс. Агентство Франс Пресс об аресте верховного главы египетской ассоциации «Мусульманское братство» // Правда. 31.10.54. (№304). С. 3. а уже к 3 ноября 1954г. в Египте было арестовано около 600 членов этой организации (общее количество арестованных превышало 18 тыс. чел.) http://search.rambler.ru/cgi-`Из истории арабских спецслужб' С. 3., из числа которых 447 человек обвинялись в подготовке покушения на Насера. ТАСС. Аресты в Египте // Правда. 05.11.54. (№309). С. 3. 6 лидеров организации были казнены, а Х. Ходайби приговорен к пожизненному тюремному заключению. ТАСС. Казнь руководителей «Мусульманского братства» в Египте // Правда. 08.12.54. (№342).

Используя создавшуюся ситуацию, Насер решил уже официально встать во главе государства, вследствие чего 14 ноября 1954г. Нагиб, по обвинению в сотрудничестве с руководителями ассоциации «Братья-мусульмане», был освобожден от всех занимаемых им постов: президента Египта и председателя СРР, и взят под домашний арест. По мнению советской стороны, Нагиб был смещен за свое несогласие с заключенным между СРР и английским правительством договоре о выводе британских войск из зоны Суэцкого канала, считая что «условия соглашения, принятые Руководством революционного совета слишком благоприятны для Англии». ТАСС. Смещение президента Египта Нагиба // Правда. 15.11.54. (№319). С. 4. Исполнять обязанности председателя Совета руководства революцией стал Г.А. Насер, являвшийся одновременно главой правительства Египта.

В целом, после упрочения своего положения как общенационального лидера, ликвидации оппозиции СРР в лице ВАФДа и «Братьев-мусульман», в политике Насера обозначился курс на частичную демократизацию режима, прошло оформление собственных политических взглядов. 28 марта 1955г. Насер провозгласил шесть принципов египетской революции:

1) ликвидация империализма,

2) ликвидация феодализма,

3) уничтожение капиталистических монополий и их политического засилья,

4) установление социальной справедливости,

5) создание сильной национальной армии,

6) установление подлинно демократической системы.

Возможно, что трехлетний срок между приходом к власти «Свободных офицеров» и провозглашением ими своей политической программы обусловлен периодом выбора последующего пути развития: по капиталистическому или социалистическому образцу. Именно в условиях сближения с СССР и были выдвинуты «шесть принципов», на основе которых предполагалось формирование курса дальнейших преобразований.

19 мая 1955г. в офицерском клубе в Каире Насер отметил, что по окончании «переходного периода», срок которого истекает в январе 1956г. будет создан национальный парламент, но «партии будут по-прежнему запрещены». ТАСС. Выступление египетского премьер-министра Насера // Правда. 21.05.55. (№141). С. 4. Поэтому, после окончательного вывода оккупационных войск 13 июня 1956г. правительство отменило закон о военном положении, введенный после революции, а также амнистировало всех политических заключенных.

В сжатом виде взгляды Насера на проблемы политико-экономического развития страны в период с 1952г. по 1956г. получили отражение в тексте конституции 1956г., подготовленной при личном участии президента республики. 23 июня 1956г. путем референдума была утверждена конституция Египетской Республики. Президентом был избран Г. А. Насер. Её основные положения сводились к следующему: социальная солидарность является основой египетского общества; национальная экономика должна быть организована в соответствии с планами, которые защищают принципы социальной справедливости и имеют своей целью развитие производства и подъём жизненного уровня; капитал используется в интересах национальной экономики, но не в ущерб общественному благу; законодательство гарантирует сотрудничество в области общественной, экономической деятельности и способствует развитию деловой активности; государство берёт на себя контроль за социальным обеспечением. Мохи-эд-Дин Х. Указ. Соч. С. 41. В стране признавалась частная собственность и частная экономическая деятельность, которая не могла подвергаться вмешательству государства, однако, при условии, что она не наносит ущерба общественным интересам, не ставит под угрозу безопасность народа, не затрагивает его свободу и достоинство. Поэтому, предусмотренная Конституцией возможность экспроприации частной собственности могла быть использована только «в общественных интересах и за справедливую компенсацию по закону». Ковтунович О. В. Указ. Соч. С. 141.

Таким образом, согласно выдвинутой Насером концепции дальнейшего развития Египта, государство должно было стать координирующим и регулирующим инструментом, как политических, так и социально-экономических процессов преобразования египетского общества на основе введения элементов плановой экономики, протекционизма, социальных дотаций, обеспечения реализации гражданских прав, а также уравнения материальной обеспеченности различных социальных слоев.

Конституция была утверждена 23 июня 1956г. путем плебисцита. Принятие основного закона государства закрепило суверенитет Египта и означало завершение «переходного периода». Насер путем всенародного голосования был избран президентом, а Совет руководства революцией сложил свои полномочия.

После принятия новой конституции в стране был создан парламент - Национальная Ассамблея, 11 июля 1956 г. был принят закон о создании однопалатной Национальной Ассамблеи, состоящей из 350 депутатов. Выдвижение кандидатов в депутаты Собрания происходило через Национальный союз. / Ковтунович О. В. Указ. Соч. С. 141. которая стала более представительным органом, чем предыдущие египетские парламенты: минимум 50 % депутатов были рабочими и феллахами Феллах - египетский крестьянин., а профсоюзы играли важную роль в законотворчестве. Также, согласно конституции 1956г., египетские женщины впервые получили избирательное право. Дейр-Йасин И. Золотой юбилей Июльской революции / http://www.left.ru/2002/leto/egipt.html Необходимо заметить, что сформированная после принятия Конституции 1956г. единственная официальная политическая организация - Национальный союз - получила в лице своего Комитета право отклонения и утверждения кандидатур при выборах в парламент и профсоюзное руководство. Члены Комитета В Комитет Национального союза вошли Г. А. Насер, А. Х. Амер, З. Мохи ад-Дин и А. Л. аль-Богдади. / Ковтунович О. В. Указ. Соч. С. 141. назначались президентом, который одновременно являлся председателем Национального союза.

Таким образом, Египет за четыре года совершил переход от конституционной монархии к установлению республиканского строя. Оппозиция внутри страны была ликвидирована, а Насер как президент Египта в своих руках сосредоточил практически неограниченную власть

2. Социально-экономическое развитие.

После сосредоточения власти в своих руках «Свободные офицеры» начали действовать ещё в двух направлениях: организации активной политической деятельности масс в поддержку новому режиму и осуществлении целенаправленной политики по вопросам социального и экономического развития страны.

Для реализации первого направления 9 сентября 1952г. был принят закон об аграрной реформе. Необходимо отметить, что 1952г. около 2 тыс. землевладельцев имели в своей собственности более 1200 тыс. федданов 1 феддан = 0,45 га. посевной площади, а 31 % феллахов - 13 %. Поэтому, в среднем на одного землевладельца приходилось по 1000 федданов, тогда как 3 млн. крестьян владели по 1 феддану на семью. К тому же, ежегодный прирост населения Египта составлял в среднем 300 тыс. чел. Насер Г. А. Речь на праздновании II годовщины египетской революции 23 июля 1954 г. // Насер Г. А. Проблемы египетской революции: избранные речи и выступления. М., 1979. С. 17.

По новому закону крупное землевладение ограничивалось 200 федданами на одного человека. Имеющие землю свыше этого максимума, сохраняли за собой ещё 100 федданов, которые делились между членами семьи. Остальная часть земли изымалась в пользу государства. Из неё образовывался специальный фонд, из которого участками по 2 - 5 федданов наделялись феллахи, не имевшие земли. Цена участков равнялась десятикратной ставке арендной платы. Получавший землю обязан был платить за каждый феддан в среднем по 14 ег. ф. в год в течение 30 лет. Крупным землевладельцам, у которых была изъята часть земельной собственности, государство обещало выкуп через 30 лет. В момент отчуждения земли правительство вручало помещику специальные боны, по которым он мог получать ежегодно 4,5% годовых. Помещикам предоставлялось право продавать землю ещё до её изъятия. Земля, принадлежавшая 175 членам королевской семьи, изымалась без выплаты компенсации.

Для надзора за изъятием и распределением земли был создан Высший комитет аграрной реформы. Каждый, кто владел землёй сверх установленного максимума, должен был к 31 января 1953г. представить в комитет отчёт о том, какая земля остаётся у него, а какую он передаст государству. Отчуждение земли не на основе кадастровых переписей, а на базе подсчётов и документов, предъявляемых самими владельцами, создало широкую возможность сокрытия земли, подпадавшей под действие аграрной реформы. Беляев И. П., Примаков Е. М. Указ. Соч. С. 61. После передачи в Высший комитет аграрной реформы материалов, на основе которых должно было осуществляться изъятие земли, комитет давал указание департаменту земледелия обмерить землю, что делалось в обязательном порядке с помощью владельца, а также представителей местной власти, зачастую являвшихся агентами крупного землевладельца. Помещику предоставлялось право обжаловать решение по изъятию в специальных комиссиях по рассмотрению жалоб и претензий землевладельцев или в Высшем комитете аграрной реформы. Только после рассмотрения этими органами претензий помещиков могло быть принято окончательное решение об изъятии земли. Владельцы с помощью апелляций «выигрывали время для затягивания сроков осуществления реформы, а также для маневрирования с целью её обхода».Там же. С. 65-66.

Для всей страны устанавливалась единая арендная ставка: каждый, кто сдавал землю в аренду, имел право получить не больше, чем семикратный размер сельскохозяйственного налога. Если арендная плата взималась натурой, то она не должна была превышать 50 % урожая. Закон об аграрной реформе несколько облегчил положение арендатора. По некоторым данным, выиграло от закона 1952г. около 6 млн. арендаторов, доходы которых возросли на 35 млн. египетских фунтов ежегодно. Сократилась арендная плата в Верхнем Египте. Но это сокращение, как правило, не достигало уровня семикратного земельного налога, как это предусматривалось законом об аграрной реформе. В результате выполнения закона об аграрной реформе 1952г. выиграла та группа крестьян-арендаторов, которая после изъятия земли у её бывших собственников стала арендовать эту землю у государства.Беляев И. П., Примаков Е. М. Указ. Соч. С. 66-67.

В целом, реформа коснулась 1789 землевладельцев, выкупу подлежало 600 тыс. федданов. Так, к примеру, к июлю 1954г. было распродано 34,4 тыс. федданов, приобретенных 67 тыс. крестьянами. Маевский В. В Египте / Правда.. 15.08.54. (№227). С. 3. Всего к концу 1961г. было распределено 326 732 феддана, попавшие в руки 263 тыс. семей. Если принять за основу среднюю численность каждой семьи в пять человек, то можно утверждать, что всего аграрная реформа в Египте охватила 1 300 тыс. человек. Осуществление аграрной реформы стимулировало крупных землевладельцев на вложения в промышленность. Характерно, что её проведение сопровождалось целым рядом решений, которые освобождали вновь создаваемые египетские предприятия от налогов в течение пяти лет, а также от уплаты налогов на импортируемое оборудование. Беляев И. П., Примаков Е. М. Указ. Соч. С. 70. В то же время она способствовала развитию капитализма в деревне. Наряду с этим появились возможности создания благоприятных условий для фермерского хозяйства. «Аграрная реформа рассматривалась … как первый, но, очевидно, не последний шаг на пути к действительному решению аграрной проблемы в стране».Там же. С. 69.

Другой тенденцией в области экономических преобразований стало постепенное государственное вмешательство в экономику страны. Первоначально для этой цели были созданы постоянный Совет развития национальной продукции и Совет социальных услуг для изучения проектов развития экономики, представленных на рассмотрение министерств, а также для координации их деятельности, связанной с функционированием традиционно государственных предприятий. Агарышев А. Указ. Соч. С. 90. Постоянный совет развития национального производства к июлю 1953 г. выработал четырехлетнюю программу государственных капиталовложений, сумма которых по сравнению с предыдущими годами была значительно увеличена: в 1950 - 1952гг. в среднем по 28 млн. ег. ф., в 1953 - 34 млн., в 1954 - 53 млн., в 1955 - 62 млн. и в 1956 - 66 млн. ег. ф. Ковтунович О. В. Указ. Соч. С. 143. Данные капиталовложения предназначались для создания инфраструктуры (ирригация, дренаж, электроэнергетика, дороги и транспорт), которая способствовала бы более высокому росту частного предпринимательства, от которого ожидалось усиление активности по созданию национальной промышленности. Для привлечения частного капитала в развитие промышленности египетское правительство пошло на ряд уступок. Новые акционерные компании были освобождены от налогов на семь лет, а доходы от новых акций не должны были облагаться налогами в течение пяти лет. По закону, принятому в 1953г. 50 % всех нераспределенных доходов компаний также было освобождено от налогов. Правительственные гарантии займов, выдававшихся фирмам Промышленным банком, были повышены до 5 млн. ег. ф. С целью привлечения мелких акционеров по закону 1954 г. минимальная стоимость акций была снижена с 4 до 2 ег. ф. Там же. Также правительство активно взаимодействовало с Египетским промышленным союзом, в состав которого входили представители крупной национальной буржуазии. По рекомендации Египетского промышленного союза были снижены налоги на доходы в промышленности и повышены таможенные пошлины на иностранные товары. Компании с капиталом более 10 тыс. ег. ф. должны были присоединиться к промышленным палатам, полностью подчинявшимся Египетскому промышленному союзу.

Однако египетская буржуазия предпочитала вкладывать капиталы в непроизводительные сферы экономики, прежде всего в жилищное строительство, где ее капиталовложения в 1954г. составили 40 млн. ег. ф., в 1955 - 42,5 млн. и в 1956 - 51,4 млн. ег. ф. В 1954 г. в строительство было вложено 62% всего египетского частного капитала. Там же. С. 144. Поэтому, несмотря на все усилия правительства, египетский частный капитал не смог обеспечить значительный рост промышленности. В 1956г. национальный доход Египта составил примерно 900 млн. ег. ф., из которых на долю промышленности приходилось всего 100 млн. ег. ф.; количество наемной рабочей силы, занятой в промышленности, составляло 11 % от ее общего числа. Ковтунович О. В. Указ. Соч. С. 144.

Одновременно правительство стремилось привлечь в страну иностранный частный капитал. С этой целью оно пошло даже на пересмотр закона 1947г., по которому в смешанных компаниях не менее 51 % акций должно было принадлежать египтянам: по закону 1953г. предусматривалось снижение этого процента до 49. Однако данный шаг правительства не привел к серьезному увеличению иностранных капиталовложений, поскольку внутриполитическое положение в стране оставалось еще достаточно неопределенным.

Новой тенденцией в экономическом развитии страны являлось то, что правительство стало вкладывать свои капиталы в промышленные компании и назначать в их административные советы своих представителей. Также оно непосредственно занялось планированием экономических объектов, взяло на себя переговоры с иностранными фирмами о закупках оборудования.

Политика развития государственного капитализма способствовала «египтизации» важнейших отраслей национальной экономики: сельского хозяйства, связанного с выращиванием длинноволокнистого хлопка, а также текстильной промышленности. Одним из результатов этой политики стало создание в 1956г. министерства промышленности - важнейшего инструмента по обеспечению контроля за экономикой. Однако главным результатом правительства в экономической области стала национализация французского и английского капитала: 1 ноября 1956г. был наложен секвестр на 1371 отделение французских и английских банков, промышленных, сельскохозяйственных и акционерных обществ, торговых фирм, страховых агентств, номинальный капитал которых составлял 135 млн. ег. ф. Беляев И. П., Примаков Е. М. Указ. Соч. С. 91.

В области социального реформирования за первые годы революции также были достигнуты определенные результаты. В декабре 1952г. был принят ряд законов о труде, предусматривавших увеличение компенсаций при увольнении, санкционировавших организацию национальных федераций профессиональных союзов и разрешавших работникам сельского хозяйства объединяться в профсоюзы.

Насер Г. А. Речь на праздновании II годовщины революции 23 июля 1954 г. // Насер Г. А. Проблемы египетской революции: избранные речи и выступления. М., 1979. С. 18. Также в городах был открыт ряд музеев, больниц, общеобразовательных и средних профессиональных учреждений на основе всеобщего бесплатного обучения. Исави Ш. Египет в середине ХХ века. Экономический обзор. М., 1958. С. 412. Однако положение сельского населения оставалось критическим: по мнению обозревателя газеты «Правда» в Египте В. Маевского, египетские деревни были «лишены каких бы то ни было санитарных условий; единственным источником воды, которая ценится на вес золота, является Нил и каналы». Маевский В. В Египте // Правда. 15.08.54. (№227). С. 3.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать