Демократические преобразования в Египте (1952-1956 гг.)
p align="left">Стабилизация в социально-экономической сфере нашла свое отражение и в ускорении процесса развития национальной науки и культуры. Впервые в истории страны египетский археолог М.З. Гонейм обнаружил вблизи от Саккары новую пирамиду, за короткий период в Египте был создан ряд танцевальных и театральных коллективов. Танцевальный ансамбль Н. аль-Хамрави делал попытки возродить по фрескам, обнаруженным на стенах гробниц, древнеегипетские танцы. В области кинематографии появились такие впоследствии всемирно известные киноактеры, как Ф. Хамама и О. Шариф.

Таким образом, проведение аграрной реформы, существенные вложения капитала в национальную промышленность, а также увеличение ассигнований на проведение социальных программ привели к частичному решению вопроса о земле, росту числа подготовленных профессиональных кадров, увеличению темпов экономического развития Египта, а также способствовали восстановлению и дальнейшему развитию национальной культуры.

В целом, внутриполитическое развитие Египта в рассматриваемый период было неразрывно связано с процессом трансформации политической системы, борьбой за власть и, следовательно, выбор дальнейшего пути преобразований как между членами Совета руководства революцией, так и «Свободными офицерами» с ведущими египетскими политическими организациями: ВАФДом и Ассоциацией «Братьев-мусульман». Используя неконституционные методы решения своих политических проблем, «Свободные офицеры» приближались к формированию в стране режима военной диктатуры. Однако, благодаря позиции Насера, отрицавшего возможность создания такого типа функционирования политической системы, оформление государственного устройства пошло по пути постепенной его демократизации. Преобразования в социально-экономической сфере также способствовали подъему экономики, некоторому улучшению материального положения египтян, росту их национального самосознания на фоне успехов проводимой правительством политики.

Глава вторая

Внешняя политика Египта в 1952-1956 гг.

1. Египет в системе международных отношений.

После смены власти перед новым руководством страны встала задача обеспечения безопасности существования режима, а также вопрос о возможности ведения самостоятельной внешней политики. Поэтому одной из первоначальных внешнеполитических задач египетского правительства являлась необходимость признания нового режима мировым сообществом.

Используя противоречия между Англией и США на Ближнем Востоке, Насер решил установить дипломатические отношения с США, в обход Великобритании. Это давало определенные гарантии безопасности для нового египетского руководства. Агарышев А. Указ. Соч. С. 70. В свою очередь американское правительство также пошло навстречу новому режиму. Еще накануне июльских событий американские спецслужбы догадывались о готовившемся армейскими офицерами перевороте: в мае 1952г. в докладе сотрудника ЦРУ К. Рузвельта госсекретарю США Д. Ачесону прозвучала мысль о его возможной поддержке, так как «руководители переворота выдвигают разумные требования». Хамруш А. Указ. Соч. С. 151. Чтобы заручиться поддержкой нового режима американский посол в Египте Кеффери даже назвал английское присутствие в стране «империалистическим». Агарышев А. Указ. Соч. С. 78. По словам одного из руководителей «Свободных офицеров» - Халида Мохиеддина - «в те годы не все понимали цели американской политики. США были для египтян «новой» державой. Они знали колонизаторов - англичан и искренне думали, что могут опереться в борьбе с ними на США» Там же. С. 77.. Что касается СССР, то об этой стране «египтяне имели искаженное представление. Империалистическая пропаганда запугивала египтян коммунизмом». Агарышев А. Указ. Соч. С. 77. Советская сторона не знала о готовившемся перевороте, а также о его руководителях: первоначально в СССР считалось, что переворот был совершен под руководством М. Нагиба, мотивом действий которого являлся отказ короля Фарука назначить генерала на пост военного министра. ТАСС. Государственный переворот в Египте // Правда.. 24.07.52. (№206). С. 4.

Необходимость в сильном союзнике, представлявшемся вначале египетскому руководству в лице США, диктовалась важнейшей внешнеполитической задачей, стоявшей перед Египтом с 1922 года - проблеме обретения реальной независимости от бывшей метрополии - Великобритании, чего, в свою очередь, можно было достигнуть, добившись вывода английских войск из зоны Суэцкого канала с последующей его национализацией. Необходимо отметить, что четко сформированной внешнеполитической программы египетского руководства на первоначальном этапе не существовало. Главные черты внешней политики Египта, по мнению Насера, заключались в «защите свободы и благосостояния народов», поддержке права «всех народов на самоопределение», ориентацию на деятельность ООН, а также «расширении масштаба сотрудничества государств афро-азиатского блока», Насер Г. А. Речь на Бандунгской конференции 18 апреля 1955 г. // Насер Г. А. Проблемы египетской революции: избранные речи и выступления. М., 1979. С. 23. а также политика неприсоединения к военно-политическим блокам. Последний принцип позиции Насера в вопросах внешней политики имел немаловажное значение во взаимоотношениях Египта в начале 50-х годов с ведущими мировыми державами: СССР и США.

Конец 40-х - начало 50-х годов XX века ознаменовался новым периодом противостояния двух систем: социалистического лагеря во главе с СССР и капиталистического под эгидой США. Создание региональных военно-политических блоков стало неотъемлемой частью этого противостояния. В этом отношении Ближний Восток представлял собой важнейший стратегический объект, необходимый для усиления позиций той или иной стороны. В начале 50-х годов обстановка на Ближнем Востоке и в Северной Африке в значительной степени регулировалась Тройственной декларацией. Обнародованная в мае 1950г., она была «производным англо-франко-американской политики в регионе, реакцией… на израильско-арабское перемирие, заключенное в 1949г.». Важнейшей частью декларации являлось взятое на себя Англией, Францией и США обязательство контролировать поставки оружия в страны Ближнего Востока. По этому вопросу предусматривались политические консультации между Лондоном, Парижем и Вашингтоном. Беляев И. П. Указ. Соч. С.131. Однако в условиях подъема национально-освободительного движения в арабских странах, а также обострения отношений с Советским Союзом в условиях «холодной войны» стало очевидно, что необходим более эффективно действующий союз, включающий в себя в качестве полноправных членов не только ведущие западные страны, но и страны самого региона. Это было необходимо для осуществления контроля за действиями стран - участниц и, следовательно, невозможности вести ими самостоятельную политику на международной арене.

Странами - членами Северо-Атлантического союза была предпринята попытка создания так называемого Средневосточного командования (СВК) под эгидой США. В середине 1951г. правительства США, Англии, Франции и Турции выступили с планом его формирования. Первоначально в состав СВК предполагалось ввести Турцию, Израиль, Египет, арабские страны Передней Азии, Австралию, Новую Зеландию и ЮАР. От стран - участниц требовалось предоставление в распоряжение СВК военных баз, портов, коммуникаций, а также размещение на своих территориях англо-американских войск. / Миллер А. Средневосточное командование как орудие усиления колониального гнета // Новое время. 1952. № 3. С. 7. На блок возлагалась задача «остановить…«цепную реакцию» распространения социализма, а также «воспрепятствовать распаду колониальной системы». Для усиления американского влияния в Египте правительство Соединенных Штатов планировало увеличить объем экономической и военной помощи этой стране, оказание которой, по мнению американского руководства, следовало увязывать с участием Египта в военных приготовлениях США и их союзников на Ближнем Востоке. Дорогу к военно-политическому сотрудничеству Соединенных Штатов и Египта, как считали в Вашингтоне, должно было открыть заключение англо-египетского договора о выводе британских войск из зоны Суэцкого канала, где находилась военная база Великобритании. Соединенные Штаты, добиваясь скорейшего заключения договора относительно Суэцкой базы, играли роль посредника в переговорах между Лондоном и Каиром, оказывая, при необходимости, нажим на британское руководство. Румянцев В. П. Политика американского правительства Д. Эйзенхауэра в связи с Суэцким кризисом ( 1956 - 1957 гг. ). Томск. 2000. С. 6. / http://search.rаmbler.ru./сgi- 26.02.03. 17 ч. 45 мин.

В мае 1953г. Египет с визитом посетил госсекретарь США Дж. Ф. Даллес с целью вовлечения страны в военный пакт против СССР. Беляев И. П. Указ. Соч. С. 126. Одним из способов давления на египетское руководство стал вопрос о предоставлении Египту возможности закупок современного американского вооружения. Еще накануне революции между королем Фаруком и правительством США был заключен секретный договор о военной помощи Египту на сумму в 5 млн. долларов. Согласно данному документу, в страну должно было быть доставлено легкое вооружение: бронемашины и пулеметы - эффективное средство для решения внутренних задач. Новое египетское правительство решало вопросы внешней обороны страны, поэтому в октябре 1952г. военному атташе американского посольства был передан новый список необходимого Египту вооружения: танков, реактивных самолетов, тяжелой артиллерии, канонерок и др. В это время состав египетского вооружения был «от верблюжьих эскадронов, винтовок времен Первой мировой войны до легкой бронированной техники» Гамаль Абдель Насер и "примкнувший" Шепилов. Заметки о первой дипломатической миссии Дмитрия Шепилова, когда он еще не был министром иностранных дел / http://faces.ng.ru/necropolis/1999-12-24/6_naser.html С. 3. . Для переговоров о поставках оружия в США была отправлена комиссия во главе с Али Сабри, не решившая, в конечном итоге, возложенной на нее задачи. Агарышев А. Указ. Соч. С. 84. Поставки в Египет американского оружия означали бы ослабление позиций Великобритании в Средиземном море, выгодное Соединенным Штатам, однако усиление Египта негативно сказалось бы на взаимоотношениях США и Израиля, «…уже тогда становившимся щитом для американских монополий на Ближнем Востоке». Беляев И. П., Примаков Е. М. Указ. Соч. С. 77. Поэтому, не без оснований полагая, что в действительности администрация Белого Дома ведет переговоры не о поставках именно современного оружия, а пытается создать лишь видимость реальной военной помощи, Совет революционного командования Египта решил обратиться с аналогичной проблемой к Советскому Союзу и Чехословакии. Беляев И. П. Указ. Соч. С. 126. Это было началом отхода Насера от проамериканской политики, особенно четко обозначившейся в его выступлении в г. Мина эль-Камх 20 декабря 1953г. Насер Г. А. Речь в Мина эль-Камх 20 декабря 1953 г. // Насер Г. А. Проблемы египетской революции: избранные речи и выступления. М., 1979. С. 14. От вступления в военный пакт против СССР египетское руководство отказалось, мотивируя это тем, что СССР не угрожает арабам. Беляев И. П., Примаков Е. М. Указ. Соч. С. 77.

Взаимоотношения Каира с Парижем также были далеки от взаимопонимания. После начала 1 ноября 1954г. национально-освободительной войны в Алжире отношения Франции с Египтом резко ухудшились. Поэтому Франция всё активнее начала оказывать поддержку Израилю, став в середине 50-х годов основным поставщиком оружия для израильской армии, «что неминуемо привело к дальнейшей эрозии франко-арабских отношений». Премьер-министр Ги Молле начал считать Насера «врагом Франции на Ближнем Востоке № 1». Беляев И. П. Указ. Соч. С. 131.

Для Великобритании договор о СВК играл важную роль в реализации планов «создания неоколониальной военно-политической системы…на всем Ближнем и Среднем Востоке». Внешняя политика стран Ближнего и Среднего Востока. Указ. соч. С. 35. Ближний Восток традиционно являлся английской сферой влияния, поэтому для Лондона было неприемлимо подчинение интересов Великобритании интересам Северо-Атлантического блока, тем более, что 6 марта 1951г. главком вооружённых сил НАТО генерал Д. Эйзенхауэр потребовал предоставления себе верховных полномочий по вопросам, касающимся стран Ближнего и Среднего Востока. ТАСС. Англо-американское соперничество на Ближнем Востоке // Известия. 06.03.51. (№ 53). С. 4. Ещё в январе 1950г. на конференции министров иностранных дел Британской империи обсуждался «план Коломбо», предназначенный для создания системы «обороны от Порт-Саида до Хоккайдо», и направленный на укрепление позиций Англии. Михайловский А. Британские империалисты маневрируют // Известия. 25.01.51. (№ 20). С. 4. С началом национально-освободительных революций в арабских странах создание военно-политического союза стало для британской ближневосточной политики приоритетной задачей. Основой такого союза стала идея подписания Багдадского пакта, призванного «спасти британские интересы на Ближнем Востоке». При помощи Багдадского пакта Англия намеревалась соединить НАТО и СЕАТО, что, в свою очередь, гарантировало поддержку новому блоку со стороны США, так как он вписывался в систему «возмездия» Д. Даллеса. Вольфсон С. В. Обоснование Дж. Ф. Даллесом внешнеполитической программы республиканской партии на президентских выборах в США в 1952 г. // Вопросы истории международных отношений Томск, 1976. Вып. №7. С. 122. Также, при помощи Багдадского пакта Англия намеревалась сильнее влиять на арабские страны: А. Иден считал, что с созданием нового союза революцию в Египте можно остановить или «направить в русло ничего не значащих реформ». Беляев И. П. Указ. Соч. С. 126-127. США также были заинтересованы в создании Багдадского пакта, однако от вступления в него на правах полноправного члена Вашингтон удерживала возможность обрести союзников в лице Египта и других арабских стран, известных своими антибританскими настроениями. Вхождение Франции в Багдадский пакт не предусматривалось - этим шагом Англия стремилась вытеснить из ближневосточного региона своего конкурента.

После возвращения с поездки на Ближний Восток государственный секретарь США заметил в своём выступлении по радио 1 июня 1953г., что система коллективной безопасности в данном случае должна появиться в результате «усилий изнутри». Это означало предложение Англии предоставить арабам возможность самим «проявить инициативу в деле создания военного союза, а не навязывать им Багдадский пакт». Там же. С. 131. У главы американской дипломатии сложилось устойчивое мнение о невозможности создания военной организации региона, членами которой были бы, наряду с другими странами, Израиль и арабские государства. Даллес предлагал сосредоточить усилия на формировании блока стран так называемого "северного яруса" в составе Турции, Ирака, Ирана и Пакистана. Румянцев В. П. Указ. Соч. С. 7-8.

Стремление Великобритании вовлечь Египет в Багдадский пакт усилилось еще и теми обстоятельствами, что в результате англо-египетского соглашения от 19 октября 1954г., заключенного при поддержке США, британский военный контингент был выведен из зоны Суэцкого канала. 19 октября 1954г. в Каире было заключено англо-египетское соглашение, которое предусматривало вывод английских войск из Египта в течение 20 месяцев со дня его подписания. 13 июня 1955 г. завершилась эвакуация британских войск с территории Египта / Арабская Республика Египет. С. 73. Но Насер занимал достаточно жесткую позицию в отношении вхождения Египта в данный военно-политический блок. По его мнению, высказанному А. Идену зимой 1955г. на встрече в Каире, «сама идея Багдадского пакта разделяет арабский мир и имеет своей целью изолировать Египет». Беляев И. П. Указ. Соч. С. 126. Это, в свою очередь, оказало влияние на позиции таких потенциальных членов союза как Сирия и Иордания, отказавшихся вступить в блок. Однако, несмотря на это противодействие со стороны Египта, 24 февраля 1955г. Багдадский пакт был подписан между Турцией и Ираком. 5 апреля 1955г. к нему присоединилась Великобритания. В течение того же года в блок вошли также Иран и Пакистан.

Начиная с весны 1955г. взаимоотношения Египта и Великобритании осложнились, так как в Лондоне произошла смена лидера консервативной партии. После ухода У. Черчилля в отставку 6 апреля 1955г. Елизавета II поручила сформировать новое правительство Англии его преемнику - сэру А. Идену, который «считал себя арабистом» и поэтому всегда уделял политике Великобритании на Ближнем Востоке особое внимание. Консервативный взгляд А. Идена на взаимоотношения Англии с бывшими колониями не способствовал мирному урегулированию конфликта с Египтом, возникшего в зоне Суэцкого канала, а также признанию Лондоном самостоятельности Египта в вопросах внешней политики. Беляев И. П. Указ. Соч. С. 129.

В создавшейся ситуации в Каире был создан специальный комитет, в функции которого входил анализ возможных последствий появления нового британского премьер-министра для англо-египетских отношений. Председателем комитета был назначен доктор М. Фавзи. Результатом работы стал вывод: А. Иден, несмотря на то, что пост министра иностранных дел в его правительстве займёт С. Ллойд, будет продолжать оставаться «главой собственного внешнеполитического ведомства». К тому же, по мнению М. Фавзи, одними из задач А. Идена будут: обеспечение вступления арабских стран в Багдадский пакт, а также попытка изолировать Египет, что, в свою очередь, смогло бы нейтрализовать влияние Насера на позицию арабских стран в отношении расширения на Ближнем Востоке военно-политического блока. Там же. С. 129-130. Однако к этому времени Насер укрепил свои позиции не только как национального, но и как общеарабского лидера. «Всё, что происходило в Каире, немедленно отзывалось мощным политическим эхом во всех арабских столицах». Там же. С. 127. Ослабление английских позиций выразилось в отступлении Лондона от реализации первоначальных целей своей ближневосточной политики: в августе 1955 г. министр иностранных дел Великобритании С. Ллойд заявил египетскому послу в Лондоне, что Англия готова прекратить свои усилия, направленные на вовлечение других арабских стран в Багдадский пакт, если Египет прекратит свою пропагандистскую деятельность против этого военно-политического блока. Одновременно с этим Соединенные Штаты совместно с Великобританией разработали план ближневосточного переговорного процесса под кодовым наименованием "Альфа", построенный на допущении взаимных уступок со стороны Израиля и Египта: в ноябре 1955г. А. Иден, выступая с речью в Гилдхолле (Лондон), предложил этот план урегулирования арабо-израильского конфликта. Основой соглашения конфликтующих сторон должны были стать новые границы Израиля «между линиями перемирия 1949г. и линиями раздела Палестины в 1947г.».Беляев И. П. Указ. Соч. С. 134. А. Иден стремился таким образом примирить Израиль и арабские страны и, следовательно, после этой «миротворческой» акции попытаться вовлечь Египет и Палестину в Багдадский пакт. Однако, принимая во внимание военный инцидент с Израилем в феврале 1955г. в районе Газы Нетаниагу Б. Место под солнцем. // http://netanyahu.info/book7-6.html 27.02.03. 18 ч. 05 мин., Насер считал невозможным урегулировать конфликт даже с учётом прав палестинских арабов, потребовав от Израиля половины его территории. http://search.rambler.ru/cgi-`Из истории арабских спецслужб' 27.02.03. 17 ч. 30 мин. С. 4.

Обострение противоречий между Лондоном и Каиром было вызвано еще и тем, что, нарушив обязательства С. Ллойда перед Египтом, А. Иден направил фельдмаршала Г. Темплера в Амман с целью вынудить Иорданию вступить в Багдадский пакт. Попытка Ллойда сгладить вновь возникнувший конфликт между Насером и Иденом не привела к положительному результату, так как во время переговоров 1 марта 1956г. в Каире, посвещённых проблеме вступления Иордании в Багдадский пакт, король Иордании Хусейн сместил со всех постов проанглийски настроенного генерала Глабба и выдворил его из страны. По мнению А. Идена, только влияние Г. Насера на короля Хусейна могло привести к смещению генерала Глабба и, следовательно, провалу английской политики в Иордании. Беляев И. П. Указ. Соч. С. 135-136.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать