Развитие народного образования в городе Новый Уренгой (1976 – 1999 гг.) - (диплом)

Развитие народного образования в городе Новый Уренгой (1976 – 1999 гг.) - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

    Министерство образования Российской Федерации
    Уральский ордена Трудового Красного Знамени
    Государственный университет им. А. М. Горького
    Исторический факультет
    Кафедра архивоведения
    Развитие народного образования в городе
    Новый Уренгой (1976 – 1999 г. г. )
    Дипломная работа
    студентки V курса
    Энгельгардт Елены
    Владимировны
    Научный руководитель:
    канд. ист. наук, доц.
    Черноухов Эдуард
    Анатольевич
    Екатеринбург
    2000
    Содержание
    С.
    Введение
    3

Глава 1. Управление образования в системе Администрации города Новый Уренгой

    14

1. 1. Структура, полномочия и функции Управления образования

    14

1. 2. Основные направления деятельности Управления образования

    21

Глава 2. Состояние, тенденции и проблемы развития народного образования в Новом Уренгое

    27

2. 1. Становление общеобразовательной школы в городе Новый Уренгой

    27
    2. 2. Дошкольное образование и воспитание
    46
    2. 3. Национальная школа
    60
    2. 4. Профессиональное образование
    63

Глава 3. Школы компенсирующего обучения и организация досуга учащихся вне стен учебных заведений

    67
    3. 1. Образовательные учреждения компенсирующего обучения
    67
    3. 2. Дополнительное внешкольное образование
    72
    Заключение
    79
    Источники и литература
    83
    Приложение
    86
    ВВЕДЕНИЕ

Изучение истории и современного состояния народного образования традиционно является одним из ключевых направлений отечественной науки. Ведь национально-особый тип мироотношения предполагает и соответствующий ему способ передачи, хранения, воспроизведения опыта поколений, то есть национально-особые формы образования. “Понять систему образования данного общества – значит понять строй его жизни”, – метко подметил С. И. Гессен [1 Цит по: Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М. , 1996. - С. 25. ]. В настоящее время выбор модели образования совершается различными путями практически внутри новой общественной системы. Вектор его будущего состояния слагается как равнодействующая многих сил и тенденций.

Ситуация определенного выбора в системе образовании –отражение общего состояния современного общества. Единое образовательное пространства в значительной степени разрушено. На территории России практически сбивчиво и импульсивно реализуются идеи децентрализации управления и многообразия типов школ, идет вынужденная коммерциализация средней и высшей школ, поскольку они не получает должного бюджетного финансирования. Образовательная политика России в условиях перманентного финансового кризиса все более склоняется к выполнению различных рекомендаций зарубежных кредиторов.

Бюрократизация всех сторон жизни страны естественно проявилась и в организации народного образования. Единые государственные программы и методики, выполняя в целом прогрессивную роль, вместе с тем сковывали и, с учетом постоянного роста всевозможной школьной отчетности, во многом продолжают сковывать творческие силы лучших педагогов страны и города Новый Уренгой в частности. Прежняя система требовала от школы благополучия социального поведения учащихся и всеобщей успеваемости. Вынужденное лицемерие педагогов способствовало распространению инфантилизма и лени среди учащихся. Следствием этого явилось снижение качества воспитания и образования молодого поколения, а среди большинства педагогов– определенная неудовлетворенность своим трудом. Одной из главных причин падения качества образования продолжает оставаться так называемый “остаточный принцип” финансирования народного образования. Основные средства на Севере России различными путями традиционно направлялись и направляются на открытие новых месторождений нефти и газа, строительство трубопроводов и т. п. Мизерная доля материальных средств, выделяемая из государственного бюджета страны на социальную сферу, привела к зачастую бедственному состоянию материальной базы ряда школ, их перегруженности, к низкому уровню заработной платы педагогических кадров и к снижению их качества [2. Проблемы социализации детей и подростков /Под ред. Л. Н. Когана. Екатеринбург– Надым, 1994. - С. 15. ].

Было бы глубоко ошибочно видеть в современном положении школы лишь негативные моменты. Учитель гораздо чаще имеет возможность говорить правду о прошлом и настоящем страны, ее проблемах. Школа освобождается от определенного формализма в преподавании, от достаточно традиционного невнимания к личностным особенностям учащихся. Учитель получил большие возможности для самостоятельной творческой деятельности, в учебных заведениях появились многочисленные новые учебники, создающие возможность выбора.

Однако далеко не все эти благоприятные возможности используются школой. Их реализации препятствует не только тяжелейшее материальное положение школы, косность и привычка работать по-старому ряда учителей, но и недостаточная теоретическая разработка коренных теоретических проблем педагогической науки. В соответствии с перестройкой общеобразовательной школы происходят определенные изменения в образовании школьников. По школьной программе в 1998 году обучалось 43% детей шестилетнего возраста. В большинстве школ имеются учебные кабинеты по основным предметам, телевизоры, магнитофоны и другое учебное оборудование. В связи с компьютеризацией в старших классах введен курс“Основы информатики и компьютерных знаний”. Учащиеся X –XI классов проходят профессиональное образование в специально организованных межшкольных учебно-производственных комбинатах.

Общеобразовательная школа должна обеспечить всех учащихся базовым средним образованием, должна давать тот минимум знаний, умений и навыков, которые необходимы каждому человеку для активного участия в общественной жизни. Важное место в перестройке образования было отведено подготовке рабочих и трудящихся на более высоком уровне профессиональных знаний и быстром овладении новой техникой и новыми технологиями.

В последнее время воспитатели и педагоги пришли к выводу, что важны не только знания, но и воспитание признания общечеловеческих ценностей, зачастую превалирование интересов индивидуальных над общественными и государственными. Для этого у нас должны быть грамотные педагоги, новые учебники, потребность в демократизации школьного процесса.

Новый человек, получивший уже наше, современное образование, должен иметь совершенно другое воспитание и обладать более широким кругозором. Такие дисциплины, как экология, этика, эстетика, социология, психология, экономика, информатика, будут, в определенной мере, мешать молодому человеку нарушить данное слово, обидеть другого человека.

Право на образование в России обеспечивалось наличием, доступностью и бесплатностью обучения. В 90-е гг. XX в. бесплатность обучения сохранилась только в государственных школах и в некоторых средних специальных и высших учебных заведениях. Любой гражданин нашего общества может получить образование без отрыва от производства на вечерних и заочных отделениях вузов и средних специальных учебных заведений.

Задачам удовлетворения образовательных потребностей личности отвечает сеть кружков, курсов, возможность самообразования с использованием услуг культурно-просветительных учреждений и учреждений искусства (музеи, библиотеки).

Революционные преобразования социально-экономической жизни, которые охватили Россию в конце 80–начале 90-х годов, естественно, весьма существенно затронули и такую жизненно важную сферу общества, как образование. Прошедшие годы значительно изменили жизнь и деятельность общеобразовательных школ всех видов, однако необходимо признать, что школа и сегодня далека от выполнения ее основной задачи– готовить образованного, культурного гражданина, работника, семьянина. Автор дипломной работы выбрала тему развития народного образования в городе Новый Уренгой, т. е. его истории и современного состояния, не случайно. Во-первых, эта тема рассматривается на всех общественно-политических уровнях, начиная с государственного и, заканчивая индивидуально-семейным, когда во многих семьях решается вопрос: в какую школу лучше отдать своего ребенка, где его обучат и воспитают согласно требованиям современного мира. Во-вторых, автор дипломной работы, получив среднее педагогическое образование, в настоящее время работает в системе управления образованием и не может не интересоваться всем новым в различных сферах, касающихся истории и современного состояния школы. В-третьих, история народного образования в Новом Уренгое до сих пор не становилась объектом специального исследования. Все это предопределяет актуальность и практическую значимость предпринятого исследования. Объект исследования стала система народного образования в городе Новый Уренгой: процесс ее возникновения, развития и современного состояния. Автор стремится объективно проанализировать деятельность различных типов учебных заведений в неофициальной“газовой” столице России.

Город Новый Уренгой располагается на Крайнем севере Ямало-Ненецкого автономного округа, практически на Полярном круге. В нем проживает около 99 тысяч человек (данные по состоянию на 01. 01. 1999 г. ), четвертую часть которых составляют дети в возрасте от 6 до 16 лет (около 24, 5 тысяч человек), одну пятидесятую–дети, занятые в учреждениях дополнительного образования (примерно 2 тысячи человек), одну двадцать пятую часть– дети в возрасте от 3 до 6 лет (4 тысячи человек) [3Эти данные любезно предоставлены автору Управлением статистики г. Новый Уренгой. ]. К этим показателям следует прибавить и детей, которые живут и учатся в Центрах адаптации детей и молодежи– около двухсот человек. Таким образом, общее число детей до 17 лет в городе – более 30 тысяч человек (т. е. , примерно одна треть от общего числа горожан). Кроме того, следует учитывать и студентов филиалов высших учебных заведений, профессионально-технических училищ и педагогического колледжа, которых в городе также немало. Они также являются одним из объектов предпринятого исследования. Поэтому автор работы закономерно считает, что в городе с таким “молодым”населением необходимо проследить путь развития системы образования. К тому же сам автор является жителем города Новый Уренгой с 1981 года, и соответственно сама обучалась в различных заведениях системы народного образования города. Хронологические рамки исследования ограничены последней четвертью ХХ века. Ведь городу Новый Уренгой в 2000 году исполняется 25 лет. Город был образован в 1975 году как поселок Ягельный, а статус города он получил 16 июля 1980 году. В это время уложились и высадка первого десанта, и название “поселок городского типа”, и создание первых учебных заведений, и различные реформы в сфере народного образования. Какую бы отрасль жизнедеятельности города ни возьми– ее возраст от 5 до 25 лет. Начальной датой исследования стало лето 1976 года –подготовка к открытию первой школы на современной территории г. Новый Уренгой. Конечная грань исследования достаточно условна (1999 год). По объективным причинам, прежде всего, нахождению части документов Управления образования Администрации Новый Уренгой в текущем документообороте и на стадии подготовки к сдаче на государственной хранение, определенная часть сведений, содержащихся в работе, ограничивается более ранним периодом.

Как уже отмечалось, развитие системы народного образования в городе Новый Уренгой не становилось предметом специального исследования. Авторы, обращавшиеся к этой теме, затрагивали лишь отдельные различные аспектам. Причем это были, в основном, местные журналисты и публицисты, освещавшие историю и современное состояние учебных заведений города на страницах периодической печати.

В результате литература по теме представлена в основном статьями в журналах “Образование” и “Педагогика”, а также и в городской общественно-политической газете “Правда Севера”, которая выпускается с 01 января 1981 года. Автор, путем фронтального просмотра этих изданий за последнее десятилетие, выявила десятки публикаций, посвященных развитию народного образования на Крайнем Севере, в целом, и Новом Уренгое, в частности [4См, например: Богатство народа: Поучительные факты из жизни уренгойского образования. //Правда Севера. - 1999. - 2 сентября; Козицкий Ф. Школьная реформа в действии. //Правда Севера. - 1992. - 17 сентября; Петровичев В. М. Региональные аспекты единой образовательной политики. //Педагогика. - 1994. - № 5 и др. ]. Кроме того использовались статьи и сообщения по этой проблеме, помещенные в других региональных средствах массовой информации [5 Васильева Т. Жить страшно: О центре социальной адаптации молодежи “Садко”. //Газ Уренгоя. - 1999. - 29 мая; Кривчиков К. Не отстать от жизни. //Ямальский меридиан. - 1993. - № 5 и др. ]. В них представлены материалы о деятельности различных учебных заведений города: их успехах, проблемах, перспективах. Естественно, исследователь должен критически подходить к анализу этих публикаций, иногда носящих чисто публицистический или юбилейный характер.

Помимо газетных и журнальных статей автором использовались исследования различного уровня, рассказывающие об истории освоения Крайнего Севера нашей страны. В них закономерно главное внимание уделено освоению нефтегазовых месторождений, нелегкой трудовой деятельности северян. Однако здесь же имеются и некоторые сведения о развитии социальной инфраструктуры на Крайнем Севере, в том числе и зарождению здесь системы народного образования [6 Уренгой – факел юности. - Свердловск, 1985; Человек и Север. Свердловск, 1986 и др. ]. Существенное внимание уделялось и новым учебникам и пособиям по различным направлениям педагогики. Из них автором взяты ключевые новейшие разработки исследователей по проблемам развития различных учебных заведений на современном этапе [7См. , например: Основы педагогики. М. , 1996; Проблемы социализации детей и подростков. - Екатеринбург–Надым, 1994. ].

Таким образом, историография рассматриваемой проблемы достаточно невелика. Это предопределило обращение особого внимания на опубликованные и неопубликованные источники, а также сведения, полученные в результате непосредственного общения с работниками Администрации города Новый Уренгой, прежде всего, Управления образования, а также Управления образования Ямало-Ненецкого автономного округа в Салехарде. В частности, последние любезно поделились материалами по развитию национальной школы в округе.

В результате автором были привлечены разнообразные источники. Их условно можно разделить на несколько уровней: федеральный, окружной и областной (Ямало-Ненецкий округ входит в состав Тюменской области), городской и школьный. Большинство источников первых двух уровней опубликованы. Значительная часть остальных– впервые вводится автором в научный оборот.

Особо отметим федеральный закон “Об образовании”, который возможно станет, при выделении государством соответствующих средств, основой законодательной базы образовательных учреждений. Он декларирует общественную потребность в светском, лишенном идеологической и классовой“шелухи”образовании. Этот закон представляет умным, настойчивым, находчивым и богатым достаточно широкий спектр деятельности. И именно сейчас мы на законном основание “врастаем” в жизнь общества и “ставим” общественную пирамиду на огромное школьное образование [8Об образовании: Закон Российской Федерации //Рос. газ. - 1992. - 31 июля. - С. 3–6. ].

Особо отметим и “Программу развития образования в городе Новый Уренгой на 1996 – 2001 гг. ”, утвержденную 1 апреля 1996 года Городским собранием депутатов Нового Уренгоя. В ней содержится информация о практически всех образовательных учебных заведениях, раскрыты перспективы и альтернативы дальнейшего развития народного образования в городе на этот период времени [9 Программа развития образования в городе Новый Уренгой: 1996–2001 г. г. //Управление образования Администрации г. Новый Уренгой. Методический отдел. Б. н. ].

Кроме того повышенное внимание уделялось отчетам структурных подразделений Администрации города по образовательной системе. Часть из них опубликована в местной периодической печати [10Отчет Управления образования Нового Уренгоя: 1998 год //Правда Севера. - 1999. - 18 января. ].

В работе использовались и другие отчеты за некоторые учебные годы Управления образования, Управления молодежной и семейной политики Администрации Нового Уренгоя. В них кратко описываются результаты работы этих учреждений, а также содержаться Уставы школ и дошкольных учреждений. Эти материалы извлечены автором из ведомственного архива Администрации города и практически впервые вводятся в научный оборот [11 См. список неопубликованных источников. ]. Кроме того, в Управлении образования ведутся специальные стенды “Заслуженный учитель Российской Федерации” и “Отличник народного просвещения Российской Федерации”, куда регулярно помещаются соответствующие сведения о работникам системы народного образования города, получивших эти почетные звания. Эти материалы также нашли отражение в исследовании.

Ряд документов, созданных в результате деятельности предшественников Управления образования уже сданы на государственное хранение. В Городском архиве Нового Уренгоя создан фонд Городского отдела народного образования (ГорОНО). Автор использовала в работе некоторые его материалы, главным образом, годовые отчеты и приказы по основной деятельности этого органа управления [12Городской архив Нового Уренгоя. Ф. 24. Новоуренгойский отдел народного образования. Д. 1, 4, 8, 11, 19 и др. ].

Кроме того , автором использовались источники и несколько более широкого (окружного и областного) уровней, в частности, материалы Тюменской областной научной конференции, посвященной проблемам народного образования [13Исторический опыт народного образования Тюменского края: Материалы областной научной конференции. - Тюмень, 1992. ] и “Программа развития народного образования в Ямало-Ненецком автономном округе на период до 2001 года”. В вышеназванной Программе нельзя не отметить доступность и ясность изложения основных проблем и методов их решения. Программа охватывает все сферы образования: младенческий возраст, детский сад, школу, учреждения профессиональной подготовки [14Программа развития образования Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2001 года. - Салехард, 1996. ].

Обобщение и критическое сопоставление сведений, выявленных в источниках, в сочетании с материалами, привлеченными из литературы, делает возможным поставить проблему создания комплексного исследования.

Целью исследования стал комплексный анализ развития системы народного образования в городе Новый Уренгой с момента ее зарождения до настоящего времени. Особое внимание закономерно уделялось общеобразовательным учебным заведениям.

В соответствии с целью исследования автор поставил перед собой следующие взаимосвязанные задачи: –показать процесс зарождения системы народного образования в городе Новый Уренгой, проследить основные вехи в ее развитии;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать