Развитие народного образования в городе Новый Уренгой (1976 – 1999 гг.) - (диплом)
p>Чем же характеризуется гимназическое образование? Гимназия дает широкое общее образование с глубоким знанием иностранных языков. Особое внимание уделяется развитию индивидуальности ребенка, формированию высокого уровня культуры. В учебном плане гимназии есть блок культурологических дисциплин: мировая художественная культура, история религий мира, основы философских знаний, этика и другие. Особое внимание–развитию речи учеников, в старших классах преподается риторика. Изучаются нормы этикета. Физическое развитие не ограничивается только уроками физкультуры, вводится ритмика, хореография.

Прием в гимназию проводится по конкурсу, преуспеть больше шансов у детей, уровень развития которых выше среднего. Конкурсный набор проводится в два этапа: первым– тестирование, второй –собеседование. В ходе тестирования проверяются умение классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать, в какой-то степени выявляется кругозор ребенка. Оценивается развитие мелких мышц руки, координация руки и глаза, обращают внимание на то, как развито у детей произвольное внимание, воля, усидчивость, насколько уровень интеллектуального развития соответствует возрасту детей. В собеседовании принимают участие педагоги, психолог. Образовательный процесс в гимназии осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней образования:

II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения- 5 лет) –обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования. III ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года) –является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающей освоение обучающимися общеобразовательной программы данной ступени образования, развития устойчивых познавательных интересов и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.

В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы для организации обучения по выбору самого учащегося, направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей личности. В учебном плане гимназии используется гибкая модель образовательного процесса, предполагающая варьирование учебных групп, выбор учащимися специализированных предметов, усиление профильных дисциплин предметами по выбору, индивидуальными консультациями. Особенностями учебного плана гимназии является:

    – курс компьютерной грамотности с пятого класса;
    – введение с шестого класса второго иностранного языка;
    – раннее изучение экономики с 8-го класса;

–введение в седьмых классах химии и дополнительных часов по изучению биологии, так как программы учреждения по химии и биологии предусматривают изучение Госстандарта по данным предметам за курс основной школы;

Учебный план X-XI классов предусматривает введение профилей гуманитарного и экономического направления. В преподавании профильных предметов происходит расширение и углубление учебного материала с учетом требований вузов данного профиля.

Членами кафедры иностранного языка городской гимназии проделана большая работа по корректировке программ МГИМО в условиях гимназии, созданию, созданию программ факультативных курсов по физике, экономике, математике для одаренных детей. Как правило, выпускники гимназии поступают в те высшие учебные заведения, в которые намеривались, овладевают навыками, необходимыми для непрерывного самообразования. Год от года крепнут связи с Санкт-Петербургским финансово-экономическим университетом [32Богатство народа: Поучительные факты из жизни уренгойского образования //Правда Севера. - 1999. - 2 сентября. ].

В 1989 году в школу–новостройку в северной части города пришел новый директор –Лидия Николаевна Левкутная, родом с Крымского полуострова, которая очень близко к сердцу принимала детские болезни. С группой единомышленников подготовила проект новой школы. Для пущей убедительности пригласила специалистов из Сибирского отделения Академии медицинских наук, которые, проверив 400 детей школы, выдали жуткие данные по состоянию их здоровья. По ним выходило, что на один произвольно выбранный класс не приходилось ни одного здорового ребенка, либо находился всего один“относительно здоровый”. Защищать свою идею пришлось долго и трудно. Где это было видано, чтобы в школе работали 20 медицинских работников?

Горсовет пошел на встречу педагогическому коллективу школы по вопросу создания экспериментальной школы-профилактория. 7 июня 1994 года состоялся президиум Горсовета, на котором школе было выделено 2, 5 миллиона рублей для реализации эксперимента. Так впервые на российском севере, в нашем городе, открыла свои двери школа-профилакторий № 12, призванная показать зависимость учебно-воспитательного процесса от состояния здоровья детей и максимально улучшить результаты обучения. Ее цель не лечить, а сохранить здоровье, которое дано ребенку от рождения. На второй год работы программы кривая успеваемости резко и настойчиво поползла вверх. Дети стали учиться лучше. Учиться хорошо стало выгодно.

Четвертый год в школе № 12 действует программа профильного обучения с ориентацией на профессию медицинского работника среднего и высшего звена. За два года старшеклассники превращаются в медсестер и медбратьев, получая на руки соответствующий документ. В течение третьего года проводится довузовская подготовка с медицинской ориентацией в сотрудничестве с Тюменской государственной медицинской академией. За первый год обучения 17 детей получили довузовскую подготовку двенадцать из них стали студентами мединститутов. В 1997 году из 28 выпускников– 12 студенты Тюменской государственной медицинской академии (ТГМА), четверо – учатся в других городах. В 1998 году из 26 выпускников 14 – студенты ТМА, шестеро – в других городах. В 1994 году был создан адаптивно-реабилитационный центр “Диалог”, который включает в себя две службы: досуга и социально-психологическую. В центре работают социальные педагоги, юрист, психотерапевт, логопед-дефектолог, психолог, педагоги дополнительного образования.

Основной задачей центра является –осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психологических параметров его личности. В начале учебного года в результате массового опроса выявляются интересы учащихся и на их основании формируется сеть кружков и секций дополнительного образования. В спортивных секциях, таких как вольная борьба, дзюдо, теннис, футбол, волейбол, баскетбол, плавание, занимается 50% учащихся. В кружках художественно-эстетической направленности: хореография, ритмика, драматический, “Умелые руки”, “Модница”, “Техник”, “Мягкая игрушка”, хоровой, пресс-центр и другие– занимается 25% ребят. Центром “Диалог” ведется диагностическая и коррекционно-развивающая работа в классах выравнивания и компенсирующего обучения, где учатся дети, требующие особого индивидуального подхода в обучении и воспитании.

Лечебная база школы-профилактория № 12 (а это ингаляторий, физкабинет, фитобар, стоматологический, массажный кабинет, фитокамера, галокамера и прочие процедурные кабинеты) работают без выходных и каникул. Летом в школе оздоровительная площадка. За летние каникулы 1998 года пролечились более 1800 учащихся из разных школ города. И желающих все больше.

Совместно с Тюменским государственным университетом (ТГУ) и ТГМА разработана и внедряется региональная программа охраны здоровья школьников в условиях Крайнего Севера.

В школе-профилактории № 12 сделали упор на гуманистическое воспитание. Сотни ребятишек приходят работать в центр “Милосердие”, расположенный в этой же школе. Там учатся и лечатся дети-инвалиды со всего города. Дети, не имеющие физических недостатков очень бережно помогают своим подопечным. Это не только очень трогательно, но и полезно. Дети учатся видеть и слышать других, исподволь совершенствуя свою душу.

Возрождая лучшие традиции отечественной педагогики здесь обратили внимание на ее опыт в религиозно-нравственном воспитании, где особая роль отводилась праздникам русской православной церкви. В школе ежегодно устраивают рождественские и пасхальные вернисажи, каждый праздник имеет свои традиции, сложившиеся в результате духовного и социально-культурного опыта всего народа. Педагоги понимают, как важно создать эмоционально-психологическую атмосферу в предпраздничные дни, дети своими руками делают всевозможные украшения, поделки, рисуют, учат стихи, песни. В день праздника устраиваются представления, ярмарка распродажа. В эти дни навстречу с детьми приходят священнослужители, эти встречи учат детей доброте, милосердию, готовности помочь, попавшему в беду, скромности, мужеству, справедливости, а отсюда и более глобальным нравственным ценностям : Жизни, Красоте, Труду, Человечности. Педагоги, медики, учащиеся школы, родители и дети-инвалиды благодарны своим спонсорам, материально поддерживающим эту гуманную акцию, –предприятиям “Уренгойгазпром”, “Ямбурггаздобыча” и Буровому Предприятию “Тюменбургаз” [33 Что ожидает новоуренгойцев … - С. 5. ].

Администрацией школы № 5 проведена большая работа по созданию экспериментальной площадки. Как и всякое коллективное дело, оно не только вдохновляло, но и тревожило, так как генеральная идея эксперимента–создание модели школы, помогающей развитию художественных и творческих способностей школьников, – предусматривала участие практически каждого члена коллектива. Поэтому достаточно быстро изучалась документация, личные дела и медицинские карты учащихся, а в связи с этим–запросы и пожелания родителей. Одновременно работал семинар-практикум по изучению опыта учебных заведений в данном направлении, а также наработки ученых. Немаловажное значение приобрела и работа по отбору диагностических методик обследования детей для первичного, основного и заключительного этапов их развития в условиях эксперимента.

Невозможно было представить масштабы заданных задач без “вливания” дополнительных материальных средств, на что Управление образования города пошло сознательно, а коллектив постарался оправдать эти надежды. Надо учесть, что хотя школу нельзя считать удаленной от центров культуры, тем не менее социальный паспорт микрорайона, прилегающих к нему кварталов малоэтажной застройки и“вагон-городка” показывает достаточно низкий уровень культурных притязаний живущих в них. Насколько же смелым и необычайно необходимым стало открытие в условиях эксперимента специализированных классов изобразительного искусства, хореографии, музыкальной культуры, искусства театра кукол и актерского мастерства, иностранных языков! Хочется сказать, что, даже изменив место жительства, дети продолжают ходить в эту школу.

Достаточно высокий образовательный в мире культуры уровень специалистов позволил строить многовариантные содержательные программы развития этих классов, вводя такие дисциплины, как история искусств, классический и народный танцы, музыкальная грамота (основы теории музыки и сольфеджио), а также использовать всевозможные формы организации занятий: индивидуальные (вокал, музыкальный инструмент), различные типы ансамблей, оркестр. Создание нового образца педагогической и учебной деятельности, позволяющих осваивать новое содержание воспитания, стало одной из задач классных руководителей: ведь только в комплексном взаимодействии возможно было предположить положительный результат эксперимента.

Учительский коллектив, конечно, понимал, что Экспертному совету Управления образования и общественной комиссии важно было представить конечные результаты работы: изменения в психологическом климате коллектива детей и взрослых, уровень влияния детей этих классов на товарищей в школе и дома, позиции в педагогическом коллективе к эксперименту, к друг другу, совершенствованию своего мастерства, а главное, развитие индивидуальных способностей личности, уровень культуры и нравственности ребенка.

Эта цель не смогла бы быть достигнута столь успешно, не проводись эта работа в условиях школьных занятий, кружковой работы, которые углубляли процессы, а также без полного понимания и поддержки родителей, что подтверждали диагностические исследования.

Таким образом, создавались условия для развития художественных способностей детей, отрабатывалась управленческая модель школы со специализированными классами.

Учителя задаются целью: четко направить урок на развитие творческой самостоятельности учащихся, вовлекая каждого из них в живой процесс тесного сотрудничества учителя с классом, с каждым из учеников. Так, на уроках изобразительного искусства стали использоваться новые технологии обучения. Проявляя самостоятельность, творчество преподаватели установили новую логику разворачивания учебного предмета, комбинируя игровые действия и ситуации, детские и собственные стихи, песни, сказки, обогащая занятия знаниями о природе.

Методические объединения школы ищут новые проведения заседаний, на которых стараются избегать однообразных, пространных докладов, а больше планируют практическую работу: открытые уроки, проблемные дискуссии, взаимопроверки и обмен опытом, что способствует непрерывному педагогическому образованию и влияет на повышение результативности работы объединений.

Входят в жизнь творческие отчеты учителей с подготовленными выставками дидактического материала, наглядных пособий, образцов тематического планирования, сериями конспектов уроков по темам, списками используемой методической литературы, чему, несомненно, помогает аттестация, которая в школе проводится каждый год.

В школе, украшая ее жизнь, укрепились традиционные мероприятия: праздник масленицы, ярмарки и концерты, в которых в совместной деятельности с родителями получают великую радость сотворчества взрослые и дети. Все более поднимается в цене профессионализм и высокая результативность в обучении, воспитании и развитии школьников. Несомненным итогом этого стали не единожды занимаемые первые и другие места в городских олимпиадах школьников, персональные и коллективные выставки художественных работ в выставочных залах городской картинной галереи, участие в городских спортивных соревнованиях и“срезовых” работах по физической культуре, авторские концерты танцевального ансамбля. Таким образом, стремление не стоять на месте стало ведущей ценностью педагогического коллектива, в котором за последние три года появились два отличника образования и культуры. В городе Новый Уренгой сеть образовательных учреждений развивается как целостная система. Специалистами Управления образования разработаны и успешно действуют следующие направления: Изучаются возможности и создаются “сквозные”учебные комплексы, объединяющие группы учреждений дошкольного, школьного и профессионального образования:

    – детские сады-школы;
    – начальная школа-педагогический колледж (школа № 16);
    Образовательно-воспитательный комплекс:
    – школа № 7 – Центр технического творчества,
    – школа № 12 – досуговый центр;

– Коротчаевская школа № 1 – Центр технического и художественного творчества. Внедрение сквозных программ:

    – школа № 1 – Тюменский государственный университет;
    – школа № 5 – Тюменский институт культуры;

– школа № 11 – Московский открытый социальный университет, Тюменский международный колледж; – школа № 16 – Новоуренгойское педагогическое училище – Тобольский педагогический институт; – школа - профилакторий № 12 – Тюменская государственная медицинская академия; – школа - лицей “Земля родная” № 2 – МГУ им. Ломоносова;

    – школа № 4 – Российская академия им. Плеханова.

Организованы городские конкурсы среди школьников по решению реальных научных, культурных, социальных проблем города:

– конференция “Экологическое состояние окружающей среды города Новый Уренгой”, общегородская игра “Голубая планета”) – конкурс телевизионных детско-юношеских передач “Серпантин” на социально-экономическую тематику; –ежегодный конкурс научных работ, докладов учащихся по социально-экономической, культурной тематике;

–конкурс сочинений, отражающий реальные, научные, социально-культурные проблемы города (“Твои люди Уренгой”, “Будущее города газодобытчиков” и др. ); – проводятся телеигра “Мой город”; литературно-музыкальные конкурсы юных певцов и поэтов “Слово о моем городе”; – создается видеотека “Мой город – Новый Уренгой”;

– разработана программа факультативных курсов “Люблю тебя, горжусь тобой .... ”; – введены в планы воспитательной работы раздела “Воспитание патриотических отношений к родному городу”; – созданы в школе № 12 и школе-лицее № 2 “Земля родная” школьные краеведческие музеи; –организовываются ежегодные школьные и общегородские вернисажи детского творчества.

Организованы постоянные связи по обмену учащимися и преподавателями с другими странами и государствами:

    – школа № 5, школа-лицей № 11 – г. Санкт-Петербург;

– школа № 8 – международный проект “Изучение немецкого языка по методике и программам института имени Ф. Гете” (г. Мюнхен, Германия); – гуманитарно-педагогический лицей г. Тобольска.

– школа лицей № 2 “Земля родная” – участие в международных проектах, организованных ЮНЕСКО и Евроклубом – лаборатория дополнительного образования “Открытие мира” РАО; Разработаны и реализуются совместные межрегиональные и международные научно-педагогические проекты сотрудничества:

– гимназия, школа-лицей № 1 – международный проект “Углубленное изучение английского языка по методике и программам Московского государственного института международных отношений”;

    – школа № 4 – Киевский университет имени Т. Г. Шевченко;

– школа-лицей № 3 “Экоцентр” –Всероссийские программы экологизации образования и “Граждановедения”, внедренческий центр “Гражданин”– Российская Академия образования; – школа-профилакторий № 12 –региональная программа охраны здоровья школьников в условиях Крайнего Севера, институт им. Семьи Рауля Валенберга города Санкт-Петербург [? Программа развития образования г. Новый Уренгой … С. 23–26. ]. Сделаны первые шаги по созданию “Детской академии”. Большинство преподавателей, занимающихся научно-исследовательской работой, стали в своих школах организаторами детских научных обществ. Первая научно-практическая конференция учащихся, проведенная в 1997 году в рамках “Детской академии” выявила большую группу ребят, склонных научно-исследовательской работе, и талантливых педагогов. В работе научной конференции приняли участие ученые Тюменского государственного университета, всего было представлено 24 доклада учащихся УВК “Школа-лицей № 1”, гимназии, “Экоцентра”, школы - лицея № 2 “Земля родная”. Систематически проводится большая работа по выполнению программы “Одаренные дети”. Как известно, в Москве ежегодно проходит Всероссийский конкурс “Школа года”. Дипломами этого конкурса в Новом Уренгое награждены: городская гимназия, “Школа-лицей № 1”, школа-лицей № 2 “Земля родная”, “Экоцентр”, общеобразовательные школы № 5 и 13. В этих школах сложились гуманные, добрые отношения между учителями, учащимися и родителями. Дети здесь интересно учатся. Учителя испытывают моральные и профессиональное удовлетворение от своего труда. Директорам этих школ присвоено почетное звание“Директор года”.

Таким образом, большинство общеобразовательных школ Нового Уренгоя успешно прошли период становления. Многие из них получили статус лицеев и гимназий различного профиля. Налажено успешное сотрудничество с многими ведущими вузами страны. Все это способствует развитию эффективного учебного процесса.

    2. 2. Дошкольное образование и воспитание.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать