Развитие народного образования в городе Новый Уренгой (1976 – 1999 гг.) - (диплом)
p>В настоящее время, когда в стране происходит коренная перестройка всех сторон общественной жизни, особое значение приобретает идейно-нравственное, идейно-патриотическое воспитание, формирование чувства ответственности, гражданской позиции. Решаются эти важные задачи в основном в школе, но фундамент, начало начал, закладывается на первой ступени–в детском саду. Дошкольное воспитание является равноправной составной частью общей цепи народного образования, это своего рода нулевой цикл– фундамент в строительстве человеческой личности. Сколько бы критики ни раздавалось в адрес детских садов, их полезность и необходимость признают все. А недостатки могут быть в любом деле, и их надо стараться устранять.

Исходным положением при определении основных направлений развития дошкольного образования является признание дошкольного образования как подсистемы общего образования, имеющей определенную структуру (образовательные программы; сеть детских дошкольных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; систему органов управления детскими дошкольными учреждениями) и при званной удовлетворять запросы граждан по оказанию профессиональных педагогических услуг семье в деле воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития в подготовке к школе с учетом национальных и региональных особенностей, характера быта и труда населения.

Из этого положения вытекают следующие основные направления развития детского дошкольного образования в городе:

–обеспечение защиты детства от негативных проявлений окружающей действительности, сосредоточение внимания взрослых на приоритетности личности, жизни и здоровья ребенка, развитие его индивидуальных качеств, потенциальных способностей и возможностей;

–создание социальных, финансовых, материальных условий и нормативной базы, кадровое обеспечение в целях более успешного решения задач, стоящих перед педагогическими коллективами;

–преодоление единообразия в системе детских дошкольных учреждений, дальнейшее развитие и совершенствование сети детских дошкольных учреждений, в т. ч. специализированных, приведение ее структуры в соответствие с изменившимися запросами населения, обеспечение гражданам возможности выбора между различными формами общественного и семейного воспитание, создание условий для их разумного сочетания и доступности;

–сохранение и развитие положительных национальных традиций воспитания детей дошкольного возраста поиск оптимальных путей и форм организации дошкольного образования детей разных национальностей;

–совершенствование механизма управления, финансирования и материального обеспечения детских образовательных учреждений, развития дополнительных (в т. ч. платных) образовательных услуг населению;

– социальная защита работников детских дошкольных учреждений [35 Программа развития образования … С. 46–47. ]. Главным итогом работы отдела дошкольного воспитания Управления образования города является то, что несмотря на все сложности переходного периода, социально-экономическую нестабильность, острый дефицит финансирования, снижение уровня социальной защиты участников педагогического процесса, сеть дошкольных учреждений не только сохранилась, но и продолжает содержательно развиваться. На территории города Новый Уренгой, а также поселках Коротчаево и Лимбяяха функционирует 42 дошкольных образовательных учреждений, в том числе 20– муниципальных, 22 –ведомственных. В них воспитываются 7983 ребенка, при проектной численности 7. 620 мест, 27 детей коренной национальности посещают детские сады города [36Отчет Управления образования Администрации г. Новый Уренгой за 1998 г. //Правда Севера. - 1999. - 18 января. - С. 3. ].

В дошкольных образовательных учреждениях города идут глубокие перемены, обновление содержания образования. Детские сады ушли от одинакового тотального образования и переходят на вариативное обучение; образование по выбору, развивающее познавательную мотивацию, способности детей, обеспечивающее процесс совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; становление личностной культуры (“Радуга”, “Развитие”, “Гармония”, “Детство”, “Синтез”). Тем самым родители и дети получают возможность расти и развиваться в соответствии со своими возможностями, интересами, способностями и состоянием здоровья. Цель дошкольных образовательных учреждений–способствовать ребенку развиваться, принимать самостоятельные решения с учетом возраста, не ребенок для детского сада, а сад– для ребенка. В связи с этим значительно изменилась структура и содержание образования, структура образовательных учреждений, технология обучения, экономический фундамент дошкольных учреждений. Некоторые дошкольные учреждения стали самостоятельными во всех отношениях. Они организуют контроль и несут ответственность за качество обучения и воспитания. Вместе с тем имеются большие сложности с оценкой творческого развития ребенка. Есть потребность в разработке региональных подходов к диагностике развития ребенка. Повысились требования к уровню подготовки выпускников. Созданы условия для усвоения ребенком творческого способа получения знаний любого рода, развития его индивидуальности, повышается мотивация детей на продолжение образования; реформирование речевого образования обеспечивается развитием психологической службы помощи детям. По новому строится сотрудничество детских учреждений со школами, внешкольными учреждениям, отказались от понимания преемственности как формальных внешних связей между детским садом и школой. Большинство школ и детских учреждений четко определились в целях и задачах преемственности, содержательно реализуют их на практике, перестроили систему подготовки и переподготовки кадров с ориентацией на различные профили и услуги. Положительные изменения затронули не только содержание, но и формы обучения: в детских образовательных учреждениях создаются студии, секции, кружки и др. , что позволяет в большей степени удовлетворять индивидуальные интересы и потребности детей, делает педагогический процесс более дифференцированным и гибким с учетом склонностей и предпочтений каждого ребенка. Новые формы работы способствуют также расширению спектра общения ребенка с другими детьми, в тои числе разного возраста, обогащая его социальный опыт. Проведена общегородская выставка детского художественного творчества“Мир глазами детей”, посвященная Международному дню защиты детей. Продолжается переход на новую, стимулирующую по характеру, систему аттестации, что позволяет повышать мотивацию работников образования к росту профессионального педагогического мастерства. За 1998–1999 годы аттестовано 164 воспитателя; из них на высшую категорию – 10 человек, на 1 категорию – 48 человек, 11 категорию –106 человек, аттестовано 4 дошкольных учреждения два на первую квалификационную категорию; два– на вторую категорию [37 Положение об Управлении образования Администрации г. Новый Уренгой … С. 49. ]. Система повышения квалификации педагогов строится таким образом, что педагогу становится выгодно повышать квалификацию не формально, а для творческого роста, роста своего благосостояния. В 1998 году прошли курсовую переподготовку 131 педагог, из них 120 человек на курсах повышения квалификации в г. Новый Уренгой, 7 человек– в г. Москве, 4 человека –за рубежом. Имеются определенные сложности с переподготовкой кадров ведомственных дошкольных учреждений. Эта работа требует регулирования и настройки, формирования обратной связи [38Отчет Управления образования Администрации г. Новый Уренгой за 1998 г. //Правда Севера. - 1999. - 18 января. ].

В городе проводится большая работа по повышению профессионального мастерства педагогов, проводятся семинары–практикумы, методические объединения, консультации, учеба, проведена городская конференция педагогических работников дошкольных учреждений по теме: “Состояние и перспективы развития дошкольного образования в городе”, для руководителей ДОУ: “Аттестация как основная форма государственно-общественного контроля за образовательной деятельностью дошкольного учреждения”.

Реформируется работа по семейному воспитанию, возрождению патриотизма, духовной коммуникации детей и взрослых. В дошкольных учреждениях сформированы банки данных семей воспитанников, обеспечивается дифференцированный подход к разным группам семей.

В дошкольных учреждениях города расширяется перечень дополнительных бесплатных услуг, в штатное расписание вводятся нетрадиционные специалисты: психологи, логопеды, хореографы, воспитатели ИЗО, компьютерной грамотности, иностранного языка.

Во всех дошкольных учреждениях города организовано пятиразовое питание с учетом возрастных групп детей: ясельной, дошкольной, школьной. Все детские учреждения с 01. 06. 96 года работают по новым нормам суточного набора продуктов питания для регионов Крайнего Севера, что предусматривает увеличение нормы дневного рациона за счет белков, жиров, углеводов. Круглогодично проводитсяС-витаминизация пищи (третьего блюда). В детском саду “Руслан” организована общая столовая, которая создала более широкие возможности для приобщения детей к культуре поведения за столом во время еды, для приобретения социального опыта младшими детьми на примере старших, способствует поддержанию чистоты в групповых помещениях и разгрузке персонала.

Есть в городе своеобразное, единственное учебное заведение – учебно-воспитательный комплекс “Центр детства”, созданный в 1993 году на базе детского сада “Золотой ключик”. Это образовательное учреждение нового типа, в котором дети начинают обучение с 5 лет и при переходе в 1-й класс остаются в детском саду, в привычной для них обстановке и так до десяти лет. Гибкий режим дня позволяет чередовать умственные и физические занятия, включая и прогулки на свежем воздухе. Во второй половине дня дети под наблюдением воспитателя выполняют домашнее задание и посещают различные кружки и секции: спортивные, хореографии, эстетического цикла, экологические, которые ведут прекрасные специалисты - Ж. В. Двиняникова, У. В. Багазей, И. В. Агафонова, Л. А. Давитошвили.

Коллектив постоянно в творческом поиске новых форм работы с детьми, решая основные задачи: оздоровление и развитие ребенка, создание той развивающей среды, которая необходима каждой возрастной категории. Главная проблема-это преемственность детского сада и начальной школы. Центр детства выпустил второе поколение детей в 5-й класс.

Значительные изменения произошли в среде развития ребенка. Практически во всех детских садах обстановка стала более домашней и уютной, появились уютные уголки с мягкой мебелью, предметами домашнего интерьера. Создаются разнообразные “уголки уединения” с использованием ширм, стенных шкафов, нестандартного оборудования для игры и отдыха ребенка. Рационально стали использоваться все помещения - групповые комнаты, спальни, раздевалки, коридоры для размещения разнообразных зон. Такое гибкое полифункциональное использование пространства позволяет создать условия для развития ребенка и его эмоционального благополучия, дает ему возможность свободно передвигаться по детскому саду, общаться с детьми других возрастов и взрослыми, создает у ребенка чувство уверенности в себе и защищенности.

Среди новых, прогрессивных тенденций хочется отметить создание условий для проведения лечебных и профилактических процедур, которые способствуют проведению оздоровительных мероприятий. Однако медицинского оборудования в дошкольных учреждениях города не хватает. Отдел дошкольного образования поддерживает тесный контакт с детской поликлиникой, проводится углубленный осмотр детей узкими специалистами. И как следствие планомерной и взаимодействующей работы отдела и специалистов городской детской поликлиники рост заболеваемости не наблюдается.

В связи с обострением межнациональных отношений, нарастанием правовой и социальной неуверенности граждан и, как следствие этого вынужденным переселением в Российскую Федерацию и конкретно в наш город, проводится совместная работа с миграционной службой, управлением социальной защиты, отделом охраны прав детства при городском Управлении образования по внеплановому устройству детей в детские образовательные учреждения. В нашем городе большинство дошкольных учреждений построены по улучшенным типовым проектам, в которых учитывались наши суровые климатические условия. В прекрасных современных дошкольных учреждениях предусмотрены прогулочные веранды, игротеки, просторные залы, бассейн с обогревающимся полом, зимний сад, классы развития творческого воображения, изостудии, помещения для спортивного инвентаря и многое другое без чего сейчас нельзя обойтись, если выполнять“Программу воспитания и обучения в детском саду”. Современные дошкольники более эрудированны, лучше информированы, чем их сверстники еще недавних лет. Перед воспитателем стоит задача реализовать эти интеллектуальные возможности ребят к успешной учебе, к постижению школьной программы, которая требует не просто механического запоминания фактов, а умения анализировать, сопоставлять, мыслить, делать обобщения.

В связи с этим ведутся интенсивные поиски новых форм обучения детей. Здесь много зависит от инициативы, творчества педагога, умения критически взглянуть на свою работу. Ведь педагог, подобно писателю, художнику, не может не творить, потому что работа с детьми один из способов самовыражения.

Шестой год дошкольные учреждения города осуществляют переход к вариативности форм, содержания и методов дошкольного образования, реализуя программы “Детство”, “Гармония”, “Мир детства”, “Радуга”, “Развитие”, “Синтез”. Воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях строится по пути углубления и повышения развития ребенка, создания для него комфортных условий воспитания. Систематически ведутся поиски новых форм обучения. Сейчас думающий, творческий педагог все чаще и чаще выступает как активный экспериментатор. Он строит обучение так, чтобы преподносимый на занятиях (и в игре! ) материал вызывал у ребят удивление, изумлял их.

Наши воспитатели стараются давать своим питомцам не просто сведения, а систематизированные знания, непросто знакомят с теми или иными фактами, а объясняют причины и следствия, учат сопоставлять, анализировать, быть внимательными и любознательными.

Творчески организованный процесс обучения помогает более полно раскрыть возможности воспитателей и детей, способствует выявлению индивидуальности-своеобразия ума, духовного склада, восприятия окружающего мира. Долгие годы личностное своеобразие ребенка принято было считать отклонением от нормы. Это теперь мы понимаем, что та “норма” предполагала ординарность, безликость. Талант, одаренность исключает похожесть, которая так радует педагога. Обучение требует вдумчивого, пристального отношения к каждому ребенку и разумных действий, способствующих выявлению и развитию его индивидуальности [39 Кривчиков К. Не отстать от жизни //Ямальский меридиан. - 1993. - № 5. ]. Таким образом, дошкольные образовательные учреждения города в соответствии с их направленностью поделились на следующие основные типы:

Детские сады комбинированного типа (“Росинка”, “Радуга”, “Колобок” – ПО “Уренгойгазпром”; “Цветок Уренгоя”, “Лада”, “Ручеек”, “Руслан” – Управления образования). Детские сады присмотра и оздоровления (“Теремок”, “Загадка” – Управления образования; “Журавушка”, “Морозко” – ПО “Уренгойгазпром”). Детские сады с приоритетным осуществлением художественно-эстетического, интеллектуального и физического направлений развития воспитанников (“Березка”–Предприятие “Ямбурггаздобыча”; “Ивушка”, “Золотой петушок”, “Олененок”, “Елочка”, “Руслан”– Управления образования.

Центры развития с осуществлением психического и физического развития, коррекции и оздоровления (Центр детства, Центр развития ребенка “Мальвина”– Управления образования). Налицо реальные успехи в этих дошкольных образовательных учреждениях повышенного уровня в подготовке выпускников.

Дошкольная гимназия “Мальвина”(создана Постановлением № 212 от 30. 12. 1993 г. Главы Администрации города Новый Уренгой)– единственное в городе учреждение такого рода. К этому шли семь лет. ДОУ “Мальвина” –одно из учреждений города, которое стремится к тому, чтобы детство 250 девчонок и мальчишек было радостным и счастливым. Вначале это был обычный детский садик, с не совсем, правда, обычными воспитателями и неординарной заведующей– Ниной Владимировной Воробьевой. Неординарность эта привела к тому, что стала “Мальвина”чуть позже вначале детским садом комплексного воспитания, затем дошкольной гимназией, с сентября 1997 года– Центром развития ребенка – высший этап в дошкольном образовании – заслуженное звание [40 Чунихина С. На Севере Крайнем “Мальвина” живет … //Правда Севера. 1997. 31 мая. ]. Контингент воспитанников формируется в соответствии с их возрастом. Количество групп определяется санитарными нормами, условиями образовательного процесса и предельной наполняемости групп.

В ДОУ принимаются дети от 2 до 7 лет, кроме детей с хроническими заболеваниями, тяжелыми формами расстройства опорно-двигательного аппарата и умственной отсталости. ДОУ комплектует следующие группы, которые ежегодно меняются в зависимости от потребности в процессе комплектования: реабилитационная, первая младшая, вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе, а также специализированные группы хореографического, оздоровительного, корригирующего, художественно-эстетического направлений, групп продленного и выходного дня и другие. Средняя наполняемость одной группы– 20 человек.

В ДОУ в первую очередь принимаются дети работающих одиноких родителей, учащихся матерей, инвалидов I и II групп, дети из многодетных семей, опекаемые дети, дети военнослужащих, дети безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, студентов.

    Каждому ребенку гарантируется:
    – охрана жизни и здоровья;
    – защита от всех форм физического и психического насилия;
    – защита его чести и достоинства;

– удовлетворение его потребностей в эмоционально-личностном общении; –удовлетворение физиологических потребностей в питании, сне, отдыхе) в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями развития; – развитие его творческих способностей и интересов;

– получение помощи в коррекции имеющихся отклонений в развитии; – образование в соответствии с государственными образовательными стандартами; – получение дополнительных медицинских услуг;

– предоставление оборудования, игр, игрушек, учебных пособий. Содержание дошкольного образовательного процесса определяется программами, утвержденными Министерством народного образования Российской Федерации: “Развитие”

    разработана Центром Л. А. Венгера (г. Москва);
    “Радуга”
    Т. Н. Дороновой;
    “Гармония”
    К. В. Тарасовой;
    “Синтез”
    К. В. Тарасовой и Т. Г. Рубан;
    “Играем в оркестре по слуху”
    М. А. Трубниковой;
    “Малыш”
    В. А. Петровой,

а также специально разработанными авторскими программами и методиками, одобренными экспертным Советом Управления образования [41Устав Центра развития ребенка “Мальвина” /Утвержден Постановлением № 18-Р от 12. 01. 1998 г. //Управление образования Администрации г. Новый Уренгой. Методический кабинет. Б. н. ].

В “Мальвине” 10 групп. На первом плане воспитания –умственное и интеллектуальное развитие ребенка. Осуществляется оно по новой программе “Развитие”, разработанной научным центром г. Москва. Суть этой сложной программы–развить логическое мышление, научить ребенка самому добывать знания, а не давать уже готовые, научить учиться. В прежних же главенствовало развитие умений и навыков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать