Революция 1905 года в России - (реферат)
p>ны восстаниями. Однако, они носили локальный характер, вспыхивали разновременно. Восставшие как правило, придерживались оборонительной тактики. Объективная обстановка в декабрьские дни в ряде промышленных центров быстро менялась к худшему. Восстание не затронуло Петербурга, где силы правительства были особенно велики, а силы пролетариата, шедшего в авангарде движения с первых дней революции, основательно ослаблены предшествовавшей борьбой, локаутами, арестами. Сказываись также колебания и нерешительность Петербургского совета, руководство в котором принадлежало меньшевикам. Преобладающей формой движения подавляющего большинства трудящихся в декабре 1905г. оставалась всеобщая политическая стачка. В декабрьские события была втянута лишь часть пролетарских сил, т. к. широкие слои пролетариата вступили в активную борьбу позже, в 1906г. Крупные военные силы, брошенные на подавление крестьянских восстаний, в основном ликвидировали к началу декабря грозившую опасность в деревне и лишили восставших рабочих достаточно мощной поддержки со стороны крестьянства.

Первая попытка вооруженного штурма самодержавия оказалась неудачной. В ряде районов страны свирепствовали карательные экспедиции. К апрелю 1906г. общее число казенных превысило 14 тысяч человек. В тюрьмах томилось 75 тысяч политических заключенных. Декабрьские восстания обогатили пролетариат опытом революционной борьбы, продемонстрировали возможность уличных боев с правительственными войсками. В ходе восстания в Москве родилась тактика партизанских действий рабочих-дружинников мелкими подвижными отрядами. Из уроков декабрьских восстаний вытекала необходимость продолжения подготовки одновременного общероссийского вооруженного выступления рабочего класса при поддержке крестьянства и армии. Обобщая и пропагандируя опыт декабря 1905г. большевики во главе с В. И. Лениным учились и учили массы относиться к восстанию, как к искусству, главным правилом которого является смелое и решительное наступление, призывали вести энергичную борьбу за переход колеблющегося войска на сторону народа. "Декабрьской борьбой, - писал В. И. Ленин, - пролетариат оставил народу одно из тех наследств, которые способны идейно-политически быть маяком для работы нескольких поколений" (Полн. собр. соч. , 5 изд. ,Т. 19 с. 215).

    3. 3 ОТСТУПЛЕНИЕ РЕВОЛЮЦИИ

С поражением восстания началось медленное отступление революции, растянувшееся на полтора года. Пролетариат дважды пытался перейти в новое наступление. Но ни весенне-летний (апрель-июль) 1906 ни весенний 1907 подъемы революции не смогли дорасти до уровня 1905г. Всего в 1905г. был зарегистрировано около 14 тысяч стачек и 2, 86 млн. забастовщиков (60% пролетариата), в 1906свыше 6100 стачек с 1, 1 млн. участников (до 38% рабочих), а в 1907 - свыше 3570 стачек и 0, 74 млн. стачечников (32, 8% рабочих). Наибольший спад движения в 1906г. был среди металлистов - авангарда борьбы 1905г. , нуждавшихся в передышке для накопления новых сил (в 1907 г. металлисты вновь усилили борьбу). Текстильщики , в массе своей втянулись в движение металлистов, дали в 1906г. наибольшее число стачечников. В обстановке увольнений и локаутов, с помощью которых буржуазия стремилась избавиться от наиболее активных рабочих и запугать пролетариат, широкие размеры приняло в 1906г. движение безработных под лозунгом "Работы и хлеба! "Поддержанные всем пролетариатом, безработные создали в ряде городов Советы безработных. Политические стачки пролетариата значительно преобладали в этот период над экономическими, а в непромышленных губерниях (архангельской, Вологодской, Курской, Симбирской и др. ) 1906г. дал даже увеличение общего числа забастовщиков по сравнению с 1905г. Революционный подъем летом 1906 сопровождаля воссозданием Советов рабочих депутатов (июль), формированием новых боевых дружин, развитием партизанской войны, ростом числа профсоюзов (к 1907 они обьединяли около 245 тысяч рабочих). Особенно большой размах получило в 1906-07 партизан

ское движение (нападения на полицейские участки и тюрьмы, освобождение политзаключенных, захват оружия, экспроприация денежных средств на нужды революции и т. д. ). Наиболее сильным это движение было в Латвии, Грузии, на Урале. Уровень крестьянского движения летом 1906 приближался к уровню осени 1905г. всего в апреле-августе 1906 было зарегистрировано около 1850 крестьянских выступлений. Главными районами крестьянского движения 1906г. были Поволжье, черноземный Центр, Украина, Польша. Крестьяне переходили к борьбе против царской администрации, особенно полиции. Развернулись забастовки сельско-хозяйственных рабочих. Революционное брожение в войсках вылилось летом 1906г. в вооруженное восстание на Балтике (Кронштадское восстание в 1905 и 1906 гг. , восстание в Свеаборге в 1906г. ), которые возглавляли большевики А. П. Емельянов, Е. Л. Кохановский, Д. З. Мануильский, И. Ф. Дубровинский. На крейсере "Память Азова", стоявшем в районе Ревеля, восстанием руководили большевики Н. Лобадин и А. И. Коптюх.

Проводя линию на подготовку нового всенародного восстания, большевики связывали его успех с единством действий всех революционных сил, и прежде всего самого пролетариата. Состоявшийся в апреле 1906 г. в Стокгольме Четвертый (объединительный) съезд РСДРП показал глубокие принципиальные разногласия между большевиками и меньшевиками. Объединение было формальным, временным. Идейная борьба большевизма с меньшевизмом продолжалась. Как и в 1905г. , правительство в борьбе с революцией действовало не только репрессиями. Стремясь расколоть и ослабить народное движение, отвлечь от революции мелкобуржуазные слои населения, прежде всего крестьянство, оформить союз с буржуазией и успокоить "общественное мнение" внутри страны царизм созвал в апреле 1906г. "законодательную" Государственную думу, предварительно сделав все возможное, чтобы превратить ее в безвластный орган. Принятый еще в разгар декабрьского восстания 1905г. избирательный закон расширил круг избирателей, допустив к выборам в Думу часть рабочих. Позиция революционного лагеря на выборах в 1-ю Государственную думу (февраль-март 1906г. ) в целом повторяла тактику по отношению к Булыгинской думе. На Таммрфорсской конференции РСДРП (декабрь 1905) большевики приняли решение бойкотировать выборы. Меньшевики занимали половинчатую позицию - за участие в выборах уполномоченных и выборщиков, но против избрания самих членов Думы, допустив, однако возможность избрания в нее отдельных социал-демократических депутатов. Предвидя неизбежность нового подъема революции, большевики считали, что участие рабочих в выборах в Думу может посеять в массах конституционные иллюзии и отвлечь их от подготовки к вооруженному штурму самодержавия. Когда же стало ясно, что сорвать созыв не удалось, Ленин стал добиваться наиболее эффективного использования думской трибуны в интересах революции, а позже признал бойкот 1-й Думы небольшой и легко поправимой ошибкой (Полн. собр. соч. 5 изд. , Т. 41, с. 18, 46). Таким образом, большевики уже с весны 1906 взяли курс на сочетание парламентских и внепарламентских методов

борьбы, подчиняя думскую деятельность задачам развития массового революционного движения. Большинство в 1-й Думе получили кадеты. В противоположность меньшевикам, ставшим на позиции поддержки Думы в целом, большевики пропагандировали тактику "левого блока", страмясь отколоть от кадетов крестьянских депутатов-трудовиков. Усиление оппозиционности Думы (обсуждение аграрного вопроса ) в условиях весенне-летнего революционного подъема 1906г. вызвало глубокое беспокойство реакции. 9 июля Николай II распустил 1-ю Государственную думу.

По стране прокатилась новая волна репрессий. 19 августа были введены военно-полевые суды. За 6 месяцев их существования были приговорены к смертной казни около 950 человек. К осени 1906г. борьба рабочих стала постепенно затухать. Вместе с тем правительство пыталось успокоить крестьянство, создать себе новую массовую опору в лице кулачества. Последовали указы о продаже крестьянам части удельных и казенных земель, о содействиии крестьян

скому переселению в восточные районы страны, об отмене некоторых правовых ограничений крестьян. 9 ноября 1906г. был издан указ о свободном выходе крестьян из общины, положивший начало Столыпинской аграрной реформы. К началу 1907г. состоялись выборы во 2-ю Государственную думу, в которых участвовали и большевики, решившие использовать думскую трибуну в целях революционной агитации, разоблачения либералов. В ходе избирательной кампании большевики выступили против блока социал-демократов с кадетами, на котором упорно настаивали меньшевики. Думская тактика большевиков, разработанная В. И. Лениным, была расчитана на создание революционного блока представителей рабочего класса и крестьянства. Ленинская тактика получила полное одобрение Пятого (Лондонского) съезда РСДРП (апрель-май 1907г. ). Вопреки расчетам реакции, состав 2-й Думы оказался более левым, чем 1-й. Кадеты потеряли в ней руководящее влияние. 3 июня царизм разогнал 2-ю Государственную думу; социал-демократическая фракция была арестована. правительство издало новый избирательный закон, по которому права трудящихся были еще более урезаны. Третьеиюньский государственный переворот 1907г. означил конец революции. 4. ИТОГИ И ЗНАЧЕНИЕ РЕВОЛЮЦИИ

Поражение революции обьяснялось рядом причин. Важнейшая из них недостаточная прочность союза рабочего класса и крестьянства. Выступления рабочих, крестьян, солдат были разрозненными, их не удалось слить в единый поток. Лишь ".... меньшая часть крестьянства, - писал В. И. Ленин , - действительно боролись, хоть сколько-нибудь организуясь для этой цели, и совсем небольшая часть поднималась с оружием в руках на истребление своих врагов.... "(там же, Т. 17, с. 211). Хотя в 1905-07 гг. произошло окорло 250 открытых выступлений солдат и матросов, в основной своей массе армия еще сохраняла верность царизму, так как состояла в основном из крестьянства - относительно пассивного и колеблющегося слоя населения в период революции 1905-07 гг. Недостаточно согласованной была борьба самого пролетариата, значительные отряды которого втянулись в революцию уже тогда, когда силы авангарда были ослаблены. Не было необходимого единства и в рядах партии рабочего класса; оппортунистическая линия меньшевиков тормозила развитие революции, ослабляя ее силы. Предательскую роль сыграла либеральная буржуазия. Большую помощь царизму оказали иностранные капиталисты, боявшиеся потери своих капиталовложений в России и распространения революции на Западную Европу. Иностранный заем 1906г. в 843 млн. руб. спас царское правительство от финансового банкротства и укрепил его политическое положение. Помогло царизму и заключение мира с Японией. Хотя революция 1905-07 гг. не достигла своей непосредственной цели, она нанесла мощный удар по царизму. В ходее ее произошло четкое размежевание классов и партий. Она пробудила к политической борьбе миллионные массы трудящихся, послужила для них богатейшей школой политического воспитания. превратила Россию в страну революционного народа. Пролетариат впервые в истории выступил в качестве гегемона буржуазно-демократической революции, впервые возник союз рабочего класса и крестьянства, был заложен фундамент революционного союза всех народов Российской империи. Русский рабочий класс сплотил трудящихся всех угнетенных народов страны и указал им путь к национальному и социальному освобождению. Революция вызвала к жизни новые формы борьбы и революционной организации масс, выявила огромную роль массовой политической стачки, рабочие приобрели опыт вооруженной борьбы. впервые в истории рабочие массы создали Советы, развивавшиеся в 1917 в государственную форму диктатуры пролетариата и просуществовавшими с различного рода изменениями до 1993г. В ходе революции организационно окрепла, выросла численно, расширила свое влияние в массах партия большевиков. В 1905-07гг. ярко проявились организаторские способности большевиков-ленинцев: Я. М. Свердлова, С. Г. Шаумяна, И. В. Бабушкина, М. М. Литвинова, В. Л. Шанцера (Марата), С. И. Гусева, П. А. Джапаридзе, С. А. Тер-Петросяна (Камо), К. Е. Ворошилова, М. И. Калинина, Ф. А. Сергеева (Артема), П. И. Стучки, А. С. Бубнова, В. П. Ногина, М. Г. Цхакая, Р. С. Землячки и многих других. Под руководством большевиков пролетариат завоевал, хотя и на короткое время, ряд демократических свобод. добился некоторого улучшения собственного экономического положения. Царизм был вынужден пойти на создание Государственной думы, сделав тем самым еще один шаг по пути превращения России в буржуазную монархию. Заложив почву для последующих классовых битв, революция 1905-07 гг. явилась "генеральной репетицией" революций 1917 г. - не только Февральской буржуазно-демократической, но и Октябрьской социалистической революции. Первая русская революция ознаменовала начало наступления определенного периода всемирной истории- периода политических потресений и революций. усилилось забастовочное движение, борьба за демократические свободы. За революцией в России последовали революции в Иране (1905-11), Турции (1908), Китае (1911-13), усилилось национально-освободительное и антифео

дальное движения в странах Востока. Произошла перегруппировка на международной арене Россия после революции 1905-07 гг. перестала быть главным оплотом международной реакции. Революционное движение в России способствовало формированию левого, революционного крыла в социал-демократических партиях.

5. ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ КАК СЛЕДСТВИЕ РЕВОЛЮЦИИ 1905-07гг.

Споры о том, стала ли Россия конституционной монархией нача лись сразу же после опубликования манифеста 17 октября 1905 г. Русские либеральные юристы склонны были именно так рассматривать новый политический порядок. Большинство из них считало, что законодательная власть была разделена между царем и Думой, любой за

кон мог вступить в силу лишь в случае одобрения его последней, для кадетов вопрос заключался лишь в том, когда конституция появилась и обрела реальный характер. расходясь в некоторых юридических вопросах, либералы в принципе не сомневались, что Россия стала конституционно-монархическим государством. Тем не менее, в современной науке нет единого взгляда на российскую государственность рассматриваемого периода. Главным предметом споров остается определение формы правления и природы политического режима России в период конституционных реформ. Он определяется как конституционная монархия, дуалистическая монархия, октроированный (пожалованный) конституцианализм, мнимый или даже лжеконституционализм. Ряд авторов вообще считает невозможным отнести российский политический режим к какой-либо развитой форме европейского конституционализма и предпочитает говорить о нем как об уникальном. В истории реально имели место три основные типа политических режимов. Первый представлен в своем классическом выражении английским вариантом конституционной монархии с всесильным парламентом и безвластным монархом, то есть по-существу завуалированной формой парламентской республики. второйпромежуточный тип конституционной монархии определяется как дуалистическая форма правления, при которой парламент и монарх имеют одинаковые прерогативы в области законодательной, а отчести и исполнительной власти, осуществляют взаимные контроль и сдерживание. Данный режим возникал в ряде государств Западной и Центральной Европы как результат неустойчивого компромисса после крупных революционных потрясений и имел тенденцию эволюционировать в направлении укрепления монархической власти. Третий тип конституционной монархии представлял собой так называемый монархический конституционализм. В нем в полной мере реализовалась коалиция монарха и бюрократии против парламента. Историческая функция данного типа состояла фактически в сохранении монархической системы в новых условиях

путем изменения структуры власти и формы правления без изменения ее существа. Этот тип конституционной монархии, реализованный первоначально в странах Центральной и Восточной Европы, а затем в России и государствах Азии, в наибольшей степени соответствует представлениям о мнимом конституционализме. Наиболее последовательно система монархического конституционализма была выражена в Хартии 1814г. , первом историческом варианте так называемой октроированной конституции: монарх реальный глава государства, средоточие всех властей и гарант конституции; подлинное разделение властей подменяется фиктивным и чисто функциональным; безвластие законодательного корпуса; полная зависимость правительства от монарха и отсутствие действенного контроля над ним со стороны парламента; несостоятельность судебной власти. Монархические элементы политической системы получили наиболее полное теоретическое обоснование и юридическое оформление в Конституционной хартии Пруссии 1850 года. Этот акт сыграл принципиальную роль в истории монархического конституционализма. Продолжая линию мнимого конституционализма, он заложил основы ее последующего развития в единой Германии, оказал большое влияние на конституцию Мейдзи в Японии (1889г. ), был использован при разработке основного законодательства Российской империи в 1905-07гг. и опосредованно влиял на аналогичные законодательные акты в ряде государств Азии новейшего времени. На первом этапе самодержавие стремилось сохранить в неизменном виде существовавшую политическую систему, придав ей новое правовое оформление, т. е. вполне в духе проектов " правительственного конституционализма" 19 века. , суть которых состояла в дополнении самодержавия совещательными учреждениями представительного или квазипредставительного характера. Данная концепция воплотилась в пакете законов, составленных Министерством внутренних дел в первой половине 1905г. в ответ на требования либеральной общественности. 18 февраля был издан манифест с обещанием созыва народных представителей. рескрипт на имя министра внутренних дел А. Г. Булыгина предписывал изыскать пути для осуществления воли государя: "привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предложений". При этом, однако, разъяснялось, что "всю сложность и трудность проведения сего преобразования в жизнь при непременном условии сохранения незыблемости основных законов империи". Выработанный в Министерстве внутренних дел проект поступил затем на рассмотрение особого совещания в Петергофе под председательством царя. В нем участвовали министры, некоторые великие князья, члены Государственного совета и специально приглашенные лица. В результате совещания был обнародован ряд принципиальных документов: манифест 6 августа 1905г. ; Учреждение Государственной думы и Положение о выборах в Государственную думу. Булыгинская дума рассматривалась исключительно как совеща тельное учреждение, по своему статусу- значительно ниже Государственног совета и правительства. Постановления Государственног совета с заключениями Думы (а в ряде случаев и без них) должны были представляться на окончательное утверждение монарха. Дума была поставлена в зависимое положение также по отношению к министрам (то есть правительству). Избирательная система предусматривала косвенные выборы, разделение избирателей по сословным куриям и высокий имущественный ценз. Как подчеркивалось в манифесте от 6 августа, " ныне настало время призывать выборных людей от всей земли русской к постоянному деятельному участию в составленнии законов, включив для сего в состав высших государственных учереждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов" (бюджет). Основные документы, относящиеся к так называемой булыгинской Думе, проявляют характерные черты квазиконституционной организации власти. В манифесте от 6 августа подчеркивалось: "Госу дарство Российское созидалось и крепло неразрывным единением царя с народом. согласие и единение царя и народа - великая нравственная сила, созидавшая Россию в течении веков, отстоявшая ее от всяких бед и напастей, является и доныне залогом ее единства, независимости и целости, материального благосостояния и развития духовного в настоящем и будущем". В манифесте использовалась типичная формула монархического конститучионализма- "признали мы за благо учредить государственную Думу и утвердили положение о выборах в Государственную Думу" (которую царь первоначально предла гал назвать "государевой" - и только после обьяснеия, что такое название в принципе не подходит для законосовещательного представительного органа отказался от своего предложения). Однако в отличие от западноевропейских монархических конституций, манифест даже формально не ограничивал прерогативы царской власти; лейтмотивом был принцип неприкосновенности "основного закона Россий ской империи о существе самодержавной власти".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать