Социально-экономический и политический строй. Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси - (реферат)

Социально-экономический и политический строй. Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Р Е Ф Е Р А Т
    Тема: "Социально-экономический и политический строй.
    Внутреняя и внешняя политика Киевской Руси"
    I. Образование Древнерусского государства.
    1. Факторы обусловившие образование государства:
    а) социальные;
    б) внешнеполитические и экономические;
    в) общественные;
    г) "союзы союзов".
    II. Социально-экономический строй.
    1. Управление:
    а) князь;
    б) община;
    в) вече;
    г) система "старший город - пригороды".
    2. Социальный строй:
    а) феодализм.
    3. Категории населения:
    а) свободные общины;
    б) смерды;
    в) закупы;
    г) изгои (свободные и зависимые);
    д) челядь и холопы.
    4. Вотчина.
    5. Экономическое развитие.
    6. Церковь.
    III. Политический строй.
    1. Князь.
    2. Община.
    IV. Внутренняя политика.
    1. Занятие славян.
    2. Князь и его дружина. Полюдье.
    3. Вотчинная собственность.
    4. "Правда Русская"
    5. Социальная организация и система управления
    государством
    6. Восстания и социальное волнение.
    V. Внешняя политика.
    1. Русско-византийские отношения.
    2. Разгром Хазарского каганата.
    3. Борьба против кочевников.

I. Образование 1. Факторы Из ряда существующих в советской Древнерусского обусловившие исторической науке концепций государства образование происхождения славян наиболее государства: полно отвечает требованиям современной

    науки так называемая Днепровско-Одерская
    концепция происхождения славян академика
    Б. А. Рыбакова, в соответствии с которой с сере
    дины II тыс. до н. э. в северной части Восточной
    Европы между Днепром и Одером проживали
    древнейшие праславяне выделившиеся к этому
    времени из состава индоевропейцев. По мнению
    Седова и некоторых других ученых, историю
    праславян следует вести приблизительно с середины
    I тыс. до н. э.

а) социальные; В письменных источниках, относящихся к началу нашей эры, славяне упоминаются под названием "венеды".

    Известно что венеды вели оседлый образ жизни, знали
    пашенное земледелие. У них существовала внутренняя
    торговля, связанная с развитием ремесла, и внешняя
    торговля, в частности, с Римом. Торговля ускоряла
    процесс дифференциации общества, способствовала
    появлению богатой социальной верхушки. Малая семья,
    состоящая из мужа, жены, детей, становилась составной
    частью важнейшей социальной клеточки общества - сельской
    общины. В сельской территориальной общине выделялись
    отдельные, зажиточные семьи, обладавшие определенной
    собственностью. В VIв. усиливается военная и политичес
    кая власть. Все это ускоряло имущественную и социальную
    дифференциацию славянского общества, и формирование
    в ней классовых отношений. По мере углубления социальной
    дифференциации в союзах племен все более усиливалось
    государственное начало, что неизбежно вела в конечном
    счете к образованию государства. Но этот процесс
    потребовал длительного времени.

б) внешнеполи- Неблагоприятно складывается и внешнеполитический фактор. тические На экономическом развитии славян тяжело отразилось нашествие гуннов. В результате этого задержалось и их

    собственное развитие. Как считал М. Н. Тихомиров, о при
    чинах возникновения государства было "развитие земледе
    лия и ремесла в области экономики, развитие феодализма
    - в области общественных отношений". Так в VII-VIIIвв.
    в связи с ростом производительности труда становилось
    вполне возможной индивидуализация производства. Подго
    тавливались условия для перехода от раннеклассовых от
    ношений к феодализму. Экономический прогресс у восточ
    ных славян являлся движущей силой их общественного раз
    вития. При условии существования индивидуальных хо
    зяйств дополнительный продукт, получаемый в них и
    достигавший значительных размеров, становился собствен
    ностью производителя и мог являться источником обогаще
    ния. Так возникло сначала имущественное, а потом и со
    циальное неравенство. Так же в это время складывалась и
    росла частная собственность у зажиточных член общины.
    Формировалась социальная верхушка общеста.

в) общественные Большое значение для образования государства имели союзы племен. В начале существования таких союзов

    племен, формой организации управления была
    военная демократия. Однако при этом еще дол
    гое время сохранялась первобытные демократи
    ческие учреждения - народные собрания и со
    вет старейшин: Но народное собрание превра
    щалось в собрание воинов которому военный
    предводитель, окруженный и поддерживаемый
    дружиной, навязывал свою волю, приобретая
    все большее влияние и власть за счет других
    старейшин. Таким образом шел процесс преоб
    разования органов общественного самоуправле
    ния в государственные органы. Военная демок
    ратия постепенно перестала в военноиерархи
    ческое правление-княжение. Органы обществен
    ного самоуправления превращались в органы
    господства и угнетения, направленные против
    народа. Завершалось тем самым оформление
    государственного строя, важнейшим признаком
    которого было по явление особой, не совпада
    ющей непосредственно с населением, отделен
    ной от него публичной власти, располагающей
    специальным аппаратом управления и распрост
    раняющейся на определенную территорию. Воен
    ный предводитель крупного союза племен прев
    ращался в правителя - князя.  56  0Главенство
    князей приобретало характер осуществления
    властных классовых функций. Приближенные
    князя становились его советниками и намест
    никами. Дружина превращалась в военную силу,
    которая подавляла сопротивление эксплуатиру
    емых масс и вела захватнические и оборони
    тельные войны.  57  0Указанный процесс преобразо
    вания органов общественного самоуправления в
    государственные органы не был актом единов
    ременным для всех союзов восточнославянских
    племен. В VIIIв. в условиях борьбы с кочев
    никами в Среднем Приднепровье произошло объ
    единение нескольких союзов племен или княже
    ний в "союз союзов" под названием "Русь"
    столицей которого стал Киев.

г) "союзы союзов". г) "Союзы союзов", объединявшие по несколько союзов племен-княжений, являлись новыми об

    разованьями и отражали более высокий этап в
    процессе восточнославянской консолидации.
    Примерно на рубеже VIII-IXвв. приднепровский
    союз союзов племен "Русь" перерастает еще
    более мощное объединение с названием
    "Русская земля", включавшее значительное
    число союзов славянских племен. Летопись их
    перечисляет: Русь, Поляне, Древляне, Полоча
    не, Дреговичи, Север. Это уже почти половина
    восточных славян. Правила в этом госу
    дарственном объединении, по своей вероят
    ности, династия Кия, представителями которой
    в середине IXв. были, по сообщению летописи,
    князья Дир и Аскольд.

II Социаль- 1. Управление В современной исторической но-экономичес- науке сложилось традиция, изоб кий строй. ражающая Киевскую землю чуть ли не оплотом монархизма в Киевской Руси и про

    тивопоставляющая ее в этом отношении городам
    с сильным вечевым началом, таким, как Полсук
    и Новгород.
    а) князь; В. Л. Янин и М. Х. Плешковский усматривают в
    новгородской республике нечто финаменальное,
    совершенно непохожее на социально - полити
    ческую организацию древнерусских княжеств, в
    частности Киевского княжества, где
    господствовала якобы монархическое начало.  58
    М. П. Толочко пишет о том, что "верховным гла
    вой" в Киеве являлся великий князь. Правда,
    известную роль играло и вече: "При сильном
    киевском князе вече была послушным придатком
    верховной власти, при слабом - зависимость
    была обратной. Другими словами, в Киеве
    XI-XIIвв. существовали, дополняя друг друга,
    а нередко и вступая и в противоречие, орган
    феодальной демократии (вече) и представитель
    монархической власти (великий князь)".  59  0Фор
    мирование территориальных связей, складыва
    ние города - волости (города - государство)
    более или менее хорошо прослеживается на ма
    териалах, относящихся к истории Киевской
    земли. Под 996г. летопись сообщает о том,
    что старая система родовой защиты начинает
    давать сбои. Владимир как представитель от
    живающего строя ищет пути решения этой проб
    лемы. С летописью перекликается известная
    былина об Илье Муромце и Соловье - разбойни
    ке. В образе Соловья следует видеть не
    "столько придорожного грабителя, сколько
    представителя косных сил родоплеменного
    строя. " Прав Б. А. Рыбаков, отметивший, что
    соловей - не обычный разбойник на большой
    дороге, который живет за счет проезжих тор
    говых караванов. Можно сказать, что образ Со
    ловья порожден эпохой формирования террито
    риальных связей. Родовой строй уходил в
    прошлое отнють не безболезненно, подчас от
    чаянно сопротивлялся. Весьма характерно упо
    минание летописью бедняков и нищих, живых в
    Киеве во времена Владимира: "И сотвори (Вла
    димира. -Авт. ) праздник велик.... болярам и
    старцем градским, и убогим раздая именье
    много".  5  0Князь "повеле всякому нищему и
    убогому приходите на двор князь и взимает
    всяку потребу питье и яденье, и от скотьниць
    кунами".  5  0Эти убогие и нищие конечно, явле
    ние нового времени - периода распада старого
    родоплеменного единства.
    б) община; В коллизиях гибели родоплеменного строя
    рождалась новая киевская община, которая
    властно заявляет о себе со страниц летописи.
    Это несмотря на то что летописец стремился в
    первую очередь отразить деятельность князей.
    В 980г. Владимир, собрав огромную рать, по
    шел на своего брата Ярополка княжившего в
    Киеве. Ярополк не мог "стати противу, и зат
    ворился Киеве с людьми своими и с Блудам".  514
    Владимиру удалось склонить к измене Блуда. И
    стал Блуд "лестью" говорить князю: "Кияне
    слются к Владимеру, глаголюще" Преступай к
    граду, яко предамы ти Ярополка. Побегни за
    град. " 515  0Напуганный Ярополк "побежал", а
    Владимир победно "вниде в Киев".  516  0Отсюда
    ясно, что уже в этот ранний период положение
    князя в Киеве в немалой мере зависело от
    расположения к нему городской массы. Поэтому
    не выглядит неожиданной и история, произо
    шедшая с тмутараканским Мстиславом, когда он
    "приде ис Тъмутороканя Кыяву, и не прияма
    его кыне".  517  0Князья, правившие в конце X на
    чале XIвв. считались с растущей силой го
    родской общины, стремились ее как-то убла
    жить. Не случайно Святополк скрывая от киев
    лян смерть Владимира,  518  0а сев на стол, соз
    вал "кыян" и "нача даяти им именье".  519  0После
    убийства Бориса и Глеба, он также "созвав
    люди, нача дояти овем корзна, а другим куна
    ми, и раздая множество".  520  0Крепнущая го
    родская община держала в поле зрения и рели
    гиозный вопрос, Князь Владимир предстает на
    страницах летописи в окружении не только
    дружинном, но и народном. Вместе с "людьми"
    он совершает языческие жертвоприношения.  521
    Особенно важно подчеркнуть причастность "лю
    дей" киевской общины к учреждению христи
    анство на Руси. Они присутствуют на совеща
    нии по выбору религии, подают свой голос,
    избирают "мужей добрых и смысленных" для
    заграничного путешествия с целью "испытания
    вер".  522  0В одной из скандинавских саг гово
    рится о том, что по вопросу о вере русский
    князь созывает народное собрание.  524  0При ре
    шение важнейших вопросов князья должен были
    считаться с мнением городской общины. Внима
    тельное отношение к городской общине станет
    еще понятнее, если учесть, что она обладала
    военной организацией, в значительной степени
    независимой от князя. Вои, городское ополче
    ние - действенная военная сила уже в этот
    ранний период. Именно с воями князя Владимир
    "поиде противу" печенегам в 992г.  525  0Любопыт
    но, что в легенде, помещенной в летописи под
    этим годом, героем выставлен не княжеский
    дружинник, а ...нама - кожемяка - выходец из
    простонародья. В 997г. Владимир не сумел вы
    ручить белогвардейцев, поскольку "не бе бо
    вой у него, печенег же множьство много".  526
    Без народного ополчения (воев) справиться с
    печенегами было невозможно. Вои активно
    участвовали и в междоусобных княжеских расп
    рях. Не зря советники Бориса Владимировича
    говорили ему: Се дружина у тобе отьня и вои.
    Пайди, сяди Кыеве на столе отни".  527  0Вои так
    же служили опорой Ярославу в его притязаниях
    на Киев, а Святополку - для отражения яросла
    вовых полков.  528
    в) вече; Так начинался процесс формирования волост
    ной общины в Киевской земле. Особый интерес
    представляет события в Киеве в 1068-1069гг. ,
    в которых перед нами выступает достаточно
    конституированная городская община. Так пик
    ее самовыражение - вече, т. е. сходка всех
    свободных жителей Киева и его окрестностей.
    Возмущеные, требующие оружие киевляне соби
    раются на торговище. Из слов летописца
    явствует, что "людье", собравшиеся на вече,
    сами принимают решение вновь сразиться с по
    ловцами и предъявляют князю требование о вы
    даче коней и оружие. То есть проявляется не
    зависимость веча по отношению к княжеской
    власти. В событиях 1069-1069гг. киевская об
    щина действует как вполне самостоятельный
    социум, ставящий себя на одну доску с кня
    жеской властью. Вместо изгнанного Изяслава
    киевские "людье" сажают на стол Всеслава.
    Что касается состава киевлян, изгнавших
    Изяслава, то к этому вопросу имеется
    несколько точек зрения. М. Н. Тихомиров и
    Л. В. Черепин считали, что термин "людье киев
    тии" обозначает торговоремесленное население
    Киева.  529  0Б. Д. Греков писал о том, что
    "движение киевлян 1068г. против Изяславича в
    основном было движением городских масс". В
    то же время он замечая: "Но не только в XIв,
    а и позднее трудно отделить городскую народ
    ную массу от сельского населения. Необходимо
    допустить, что и в этом движении принимало
    участие сельское население, подобно тому,
    как это было в 1113г. в Киеве".  530  0Несколько
    иначе к решению этого вопроса подходит В. В.
    Мавродин: "Кто были киевляне - "людьи кы
    евстии? " Это не могли быть ни киевская бо
    ярская знать, ни воины киевского "полка", ни
    тем более княжеское дружинники, так как и
    те, и другие, и третьи не нуждались ни в
    оружии, ни в конях. Нельзя также предложить,
    что под киевлянами "повести временных лет"
    следует подразумевать участников битвы на
    берегах Альты, потерявших в бою с половцами
    и все свое военное снаряжение и коней. Пеш
    ком и безоружными они не могли бы уйти от
    быстроногих половецких коней, от половецкой
    сабли и стрелы. Прибежали в Киев жители ок
    рестных сел, спасавшиеся от половцев. Они-то
    и принесли в Киев весть о том, что половцы
    рассыпались по всей киевской земле, жгут,
    убивают грабят, уводят в полон. Их-то и име
    ет в виду "Повесть временных лет", говорящая
    о киевлянах бегущих от половцев в Киев. " 531
    На Киевском вече вечники без князя обсуждают
    сложившуюся обстановку, изгоняют одного пра
    вителя и возводят на княжеский стол другого,
    договариваются о продолжении борьбы с вра
    гом, правят посольства. В событиях
    1068-1069г. г. вече вырисовывается как вер
    ховный орган народоправства, возвышающейся
    над княжеской властью.
    г) система Что касается системы "старший
    "старший город город - пригороды", то первые ее

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать