Социально-экономический и политический строй. Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
Р Е Ф Е Р А Т
Тема: "Социально-экономический и политический строй.
Внутреняя и внешняя политика Киевской Руси"
I. Образование Древнерусского государства.
1. Факторы обусловившие образование государства:
а) социальные;
б) внешнеполитические и экономические;
в) общественные;
г) "союзы союзов".
II. Социально-экономический строй.
1. Управление:
а) князь;
б) община;
в) вече;
г) система "старший город - пригороды".
2. Социальный строй:
а) феодализм.
3. Категории населения:
а) свободные общины;
б) смерды;
в) закупы;
г) изгои (свободные и зависимые);
д) челядь и холопы.
4. Вотчина.
5. Экономическое развитие.
6. Церковь.
III. Политический строй.
1. Князь.
2. Община.
IV. Внутренняя политика.
1. Занятие славян.
2. Князь и его дружина. Полюдье.
3. Вотчинная собственность.
4. "Правда Русская"
5. Социальная организация и система управления
государством
6. Восстания и социальное волнение.
V. Внешняя политика.
1. Русско-византийские отношения.
2. Разгром Хазарского каганата.
3. Борьба против кочевников.
I. Образование 1. Факторы Из ряда существующих в советской Древнерусского обусловившие исторической науке концепций государства образование происхождения славян наиболее государства: полно отвечает требованиям современной
науки так называемая Днепровско-Одерская
концепция происхождения славян академика
Б. А. Рыбакова, в соответствии с которой с сере
дины II тыс. до н. э. в северной части Восточной
Европы между Днепром и Одером проживали
древнейшие праславяне выделившиеся к этому
времени из состава индоевропейцев. По мнению
Седова и некоторых других ученых, историю
праславян следует вести приблизительно с середины
I тыс. до н. э.
а) социальные; В письменных источниках, относящихся к началу нашей эры, славяне упоминаются под названием "венеды".
Известно что венеды вели оседлый образ жизни, знали
пашенное земледелие. У них существовала внутренняя
торговля, связанная с развитием ремесла, и внешняя
торговля, в частности, с Римом. Торговля ускоряла
процесс дифференциации общества, способствовала
появлению богатой социальной верхушки. Малая семья,
состоящая из мужа, жены, детей, становилась составной
частью важнейшей социальной клеточки общества - сельской
общины. В сельской территориальной общине выделялись
отдельные, зажиточные семьи, обладавшие определенной
собственностью. В VIв. усиливается военная и политичес
кая власть. Все это ускоряло имущественную и социальную
дифференциацию славянского общества, и формирование
в ней классовых отношений. По мере углубления социальной
дифференциации в союзах племен все более усиливалось
государственное начало, что неизбежно вела в конечном
счете к образованию государства. Но этот процесс
потребовал длительного времени.
б) внешнеполи- Неблагоприятно складывается и внешнеполитический фактор. тические На экономическом развитии славян тяжело отразилось нашествие гуннов. В результате этого задержалось и их
собственное развитие. Как считал М. Н. Тихомиров, о при
чинах возникновения государства было "развитие земледе
лия и ремесла в области экономики, развитие феодализма
- в области общественных отношений". Так в VII-VIIIвв.
в связи с ростом производительности труда становилось
вполне возможной индивидуализация производства. Подго
тавливались условия для перехода от раннеклассовых от
ношений к феодализму. Экономический прогресс у восточ
ных славян являлся движущей силой их общественного раз
вития. При условии существования индивидуальных хо
зяйств дополнительный продукт, получаемый в них и
достигавший значительных размеров, становился собствен
ностью производителя и мог являться источником обогаще
ния. Так возникло сначала имущественное, а потом и со
циальное неравенство. Так же в это время складывалась и
росла частная собственность у зажиточных член общины.
Формировалась социальная верхушка общеста.
в) общественные Большое значение для образования государства имели союзы племен. В начале существования таких союзов
племен, формой организации управления была
военная демократия. Однако при этом еще дол
гое время сохранялась первобытные демократи
ческие учреждения - народные собрания и со
вет старейшин: Но народное собрание превра
щалось в собрание воинов которому военный
предводитель, окруженный и поддерживаемый
дружиной, навязывал свою волю, приобретая
все большее влияние и власть за счет других
старейшин. Таким образом шел процесс преоб
разования органов общественного самоуправле
ния в государственные органы. Военная демок
ратия постепенно перестала в военноиерархи
ческое правление-княжение. Органы обществен
ного самоуправления превращались в органы
господства и угнетения, направленные против
народа. Завершалось тем самым оформление
государственного строя, важнейшим признаком
которого было по явление особой, не совпада
ющей непосредственно с населением, отделен
ной от него публичной власти, располагающей
специальным аппаратом управления и распрост
раняющейся на определенную территорию. Воен
ный предводитель крупного союза племен прев
ращался в правителя - князя. 56 0Главенство
князей приобретало характер осуществления
властных классовых функций. Приближенные
князя становились его советниками и намест
никами. Дружина превращалась в военную силу,
которая подавляла сопротивление эксплуатиру
емых масс и вела захватнические и оборони
тельные войны. 57 0Указанный процесс преобразо
вания органов общественного самоуправления в
государственные органы не был актом единов
ременным для всех союзов восточнославянских
племен. В VIIIв. в условиях борьбы с кочев
никами в Среднем Приднепровье произошло объ
единение нескольких союзов племен или княже
ний в "союз союзов" под названием "Русь"
столицей которого стал Киев.
г) "союзы союзов". г) "Союзы союзов", объединявшие по несколько союзов племен-княжений, являлись новыми об
разованьями и отражали более высокий этап в
процессе восточнославянской консолидации.
Примерно на рубеже VIII-IXвв. приднепровский
союз союзов племен "Русь" перерастает еще
более мощное объединение с названием
"Русская земля", включавшее значительное
число союзов славянских племен. Летопись их
перечисляет: Русь, Поляне, Древляне, Полоча
не, Дреговичи, Север. Это уже почти половина
восточных славян. Правила в этом госу
дарственном объединении, по своей вероят
ности, династия Кия, представителями которой
в середине IXв. были, по сообщению летописи,
князья Дир и Аскольд.
II Социаль- 1. Управление В современной исторической но-экономичес- науке сложилось традиция, изоб кий строй. ражающая Киевскую землю чуть ли не оплотом монархизма в Киевской Руси и про
тивопоставляющая ее в этом отношении городам
с сильным вечевым началом, таким, как Полсук
и Новгород.
а) князь; В. Л. Янин и М. Х. Плешковский усматривают в
новгородской республике нечто финаменальное,
совершенно непохожее на социально - полити
ческую организацию древнерусских княжеств, в
частности Киевского княжества, где
господствовала якобы монархическое начало. 58
М. П. Толочко пишет о том, что "верховным гла
вой" в Киеве являлся великий князь. Правда,
известную роль играло и вече: "При сильном
киевском князе вече была послушным придатком
верховной власти, при слабом - зависимость
была обратной. Другими словами, в Киеве
XI-XIIвв. существовали, дополняя друг друга,
а нередко и вступая и в противоречие, орган
феодальной демократии (вече) и представитель
монархической власти (великий князь)". 59 0Фор
мирование территориальных связей, складыва
ние города - волости (города - государство)
более или менее хорошо прослеживается на ма
териалах, относящихся к истории Киевской
земли. Под 996г. летопись сообщает о том,
что старая система родовой защиты начинает
давать сбои. Владимир как представитель от
живающего строя ищет пути решения этой проб
лемы. С летописью перекликается известная
былина об Илье Муромце и Соловье - разбойни
ке. В образе Соловья следует видеть не
"столько придорожного грабителя, сколько
представителя косных сил родоплеменного
строя. " Прав Б. А. Рыбаков, отметивший, что
соловей - не обычный разбойник на большой
дороге, который живет за счет проезжих тор
говых караванов. Можно сказать, что образ Со
ловья порожден эпохой формирования террито
риальных связей. Родовой строй уходил в
прошлое отнють не безболезненно, подчас от
чаянно сопротивлялся. Весьма характерно упо
минание летописью бедняков и нищих, живых в
Киеве во времена Владимира: "И сотвори (Вла
димира. -Авт. ) праздник велик.... болярам и
старцем градским, и убогим раздая именье
много". 5 0Князь "повеле всякому нищему и
убогому приходите на двор князь и взимает
всяку потребу питье и яденье, и от скотьниць
кунами". 5 0Эти убогие и нищие конечно, явле
ние нового времени - периода распада старого
родоплеменного единства.
б) община; В коллизиях гибели родоплеменного строя
рождалась новая киевская община, которая
властно заявляет о себе со страниц летописи.
Это несмотря на то что летописец стремился в
первую очередь отразить деятельность князей.
В 980г. Владимир, собрав огромную рать, по
шел на своего брата Ярополка княжившего в
Киеве. Ярополк не мог "стати противу, и зат
ворился Киеве с людьми своими и с Блудам". 514
Владимиру удалось склонить к измене Блуда. И
стал Блуд "лестью" говорить князю: "Кияне
слются к Владимеру, глаголюще" Преступай к
граду, яко предамы ти Ярополка. Побегни за
град. " 515 0Напуганный Ярополк "побежал", а
Владимир победно "вниде в Киев". 516 0Отсюда
ясно, что уже в этот ранний период положение
князя в Киеве в немалой мере зависело от
расположения к нему городской массы. Поэтому
не выглядит неожиданной и история, произо
шедшая с тмутараканским Мстиславом, когда он
"приде ис Тъмутороканя Кыяву, и не прияма
его кыне". 517 0Князья, правившие в конце X на
чале XIвв. считались с растущей силой го
родской общины, стремились ее как-то убла
жить. Не случайно Святополк скрывая от киев
лян смерть Владимира, 518 0а сев на стол, соз
вал "кыян" и "нача даяти им именье". 519 0После
убийства Бориса и Глеба, он также "созвав
люди, нача дояти овем корзна, а другим куна
ми, и раздая множество". 520 0Крепнущая го
родская община держала в поле зрения и рели
гиозный вопрос, Князь Владимир предстает на
страницах летописи в окружении не только
дружинном, но и народном. Вместе с "людьми"
он совершает языческие жертвоприношения. 521
Особенно важно подчеркнуть причастность "лю
дей" киевской общины к учреждению христи
анство на Руси. Они присутствуют на совеща
нии по выбору религии, подают свой голос,
избирают "мужей добрых и смысленных" для
заграничного путешествия с целью "испытания
вер". 522 0В одной из скандинавских саг гово
рится о том, что по вопросу о вере русский
князь созывает народное собрание. 524 0При ре
шение важнейших вопросов князья должен были
считаться с мнением городской общины. Внима
тельное отношение к городской общине станет
еще понятнее, если учесть, что она обладала
военной организацией, в значительной степени
независимой от князя. Вои, городское ополче
ние - действенная военная сила уже в этот
ранний период. Именно с воями князя Владимир
"поиде противу" печенегам в 992г. 525 0Любопыт
но, что в легенде, помещенной в летописи под
этим годом, героем выставлен не княжеский
дружинник, а ...нама - кожемяка - выходец из
простонародья. В 997г. Владимир не сумел вы
ручить белогвардейцев, поскольку "не бе бо
вой у него, печенег же множьство много". 526
Без народного ополчения (воев) справиться с
печенегами было невозможно. Вои активно
участвовали и в междоусобных княжеских расп
рях. Не зря советники Бориса Владимировича
говорили ему: Се дружина у тобе отьня и вои.
Пайди, сяди Кыеве на столе отни". 527 0Вои так
же служили опорой Ярославу в его притязаниях
на Киев, а Святополку - для отражения яросла
вовых полков. 528
в) вече; Так начинался процесс формирования волост
ной общины в Киевской земле. Особый интерес
представляет события в Киеве в 1068-1069гг. ,
в которых перед нами выступает достаточно
конституированная городская община. Так пик
ее самовыражение - вече, т. е. сходка всех
свободных жителей Киева и его окрестностей.
Возмущеные, требующие оружие киевляне соби
раются на торговище. Из слов летописца
явствует, что "людье", собравшиеся на вече,
сами принимают решение вновь сразиться с по
ловцами и предъявляют князю требование о вы
даче коней и оружие. То есть проявляется не
зависимость веча по отношению к княжеской
власти. В событиях 1069-1069гг. киевская об
щина действует как вполне самостоятельный
социум, ставящий себя на одну доску с кня
жеской властью. Вместо изгнанного Изяслава
киевские "людье" сажают на стол Всеслава.
Что касается состава киевлян, изгнавших
Изяслава, то к этому вопросу имеется
несколько точек зрения. М. Н. Тихомиров и
Л. В. Черепин считали, что термин "людье киев
тии" обозначает торговоремесленное население
Киева. 529 0Б. Д. Греков писал о том, что
"движение киевлян 1068г. против Изяславича в
основном было движением городских масс". В
то же время он замечая: "Но не только в XIв,
а и позднее трудно отделить городскую народ
ную массу от сельского населения. Необходимо
допустить, что и в этом движении принимало
участие сельское население, подобно тому,
как это было в 1113г. в Киеве". 530 0Несколько
иначе к решению этого вопроса подходит В. В.
Мавродин: "Кто были киевляне - "людьи кы
евстии? " Это не могли быть ни киевская бо
ярская знать, ни воины киевского "полка", ни
тем более княжеское дружинники, так как и
те, и другие, и третьи не нуждались ни в
оружии, ни в конях. Нельзя также предложить,
что под киевлянами "повести временных лет"
следует подразумевать участников битвы на
берегах Альты, потерявших в бою с половцами
и все свое военное снаряжение и коней. Пеш
ком и безоружными они не могли бы уйти от
быстроногих половецких коней, от половецкой
сабли и стрелы. Прибежали в Киев жители ок
рестных сел, спасавшиеся от половцев. Они-то
и принесли в Киев весть о том, что половцы
рассыпались по всей киевской земле, жгут,
убивают грабят, уводят в полон. Их-то и име
ет в виду "Повесть временных лет", говорящая
о киевлянах бегущих от половцев в Киев. " 531
На Киевском вече вечники без князя обсуждают
сложившуюся обстановку, изгоняют одного пра
вителя и возводят на княжеский стол другого,
договариваются о продолжении борьбы с вра
гом, правят посольства. В событиях
1068-1069г. г. вече вырисовывается как вер
ховный орган народоправства, возвышающейся
над княжеской властью.
г) система Что касается системы "старший
"старший город город - пригороды", то первые ее