Социально-экономический и политический строй. Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси - (реферат)
p>хозяйство. двойной упряжкой волов. На севере - сохой с желе зными лемехами, запряженной лошадьми. Выра

    щивали, главным образом, зерновые культуры
    рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Расп
    ространены были также просо, горох, чечеви
    ца, репа. Были известны двухпольный и трех
    польный севообороты. Двухпольное заключалось
    в том, что вся масса обрабатываемой земли
    делилась на две части. Одна из них использо
    валась для выращивания хлеба, вторая "отды
    хала" - находилась под паром. При трехполь
    ном севообороте помимо пара и озимого поля
    выделялось еще и яровое. На лесном севере
    количество старопахотных земель не было
    столь значительным, подсечное земледелие
    осталось ведущей формой сельского хозяйства.
    У славян сохранялся устойчивый набор домаш
    них животных. Разводили коров, лошадей,
    овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно
    значительную роль в хозяйстве играли про
    мыслы: охота, рыболовство бортничество. С
    развитием внешней торговли увеличился спрос
    на пушнину.

б) Ремесло. Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделя ются от сельского хозяйства. Даже в условиях

    натурального хозяйства совершенствуются при
    емы домашнего ремесла: обработка льна, ко
    нопли, дерева, железа. Собственно ремеслен
    ное производство насчитывало уже не один
    десяток видов: оружейное, ювелирное, кузнеч
    ное, гончарное, ткацкое, и кожевенное.
    Русское ремесло по своему техническому и ху
    дожественному уровню не уступало ремеслу пе
    редовых европейских стран. Особенно слави
    лись ювелирные изделия, кольчуги, кленки,
    замки.

в) Торговля. Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо, поскольку в экономике

    господствовало натуральное хозяйство. Расши
    рение внешней торговли было связано с обра
    зованием государства, обеспечивавшего
    русским купцам более безопасные торговые пу
    ти и поддерживавшего их своим авторитетом на
    международных рынках. В Византии и в странах
    Востока реализовывалась значительная часть
    дани, собиравшейся русскими князьями. Из
    Руси вывозили продукты промыслов, изделия
    ремесленников и рабов. Ввозились в основном
    предметы роскоши: виноградные вина, шелковые
    ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое
    оружие. Ремесло и торговля сосредотачивались
    в городах, количество которых росло. Часто
    посещавшие Русь скандинавы называли нашу
    страну Гардорикой - страной городов.  548  0Одна
    ко жители городов еще сохраняли тесную связь
    с сельским хозяйством и занимались земледе
    лием и скотоводством.

6. Церковь. Кроме гражданского права в Киевской Руси сущест вовало и церковное право, регулирующие долю

    церкви в княжеских доходах, круг преступле
    ний, подлежащих церковному суду. Это церков
    ные уставы князей Владимира и Яраслава. Цер
    ковному суду подлежали семейные преступле
    ния, колдовство, богохульство и суд над
    людьми, принадлежащими к церкви. После при
    нятия христианства на Руси возникает церков
    ная организация. Русская церковь считалось
    частью вселенской Константинопольской патри
    архии. Ее глава - митрополит - назначал
    константинопольским патриархом. В 1051г. ки
    евский митрополит был впервые избран не в
    Константинополе, а в Киеве собором русских
    епископов. Это был митрополит Илларион, вы
    дающийся писатель и церковный деятель. Одна
    ко последующие киевские митрополиты по-преж
    нему назначались Константинополем. В крупных
    городах были учреждены епископские кафедры,
    бывшие центрами крупных церковных округов
    епархий. Во главе епархий находились еписко
    пы, назначаемые киевским митрополитом.
    Епископам подчинялись все расположенные на
    территории его епархии церкви и монастыри.
    Князья давали на содержание церкви десятую
    часть получаемых даней и оброков - десятину.
    Особое место в церковной организации занима
    ли монастыри. Монастыри создавались как доб
    ровольное сообщество людей, отказавшихся от
    семьи и от обычной мирской жизни и посвятив
    ших себя служению Богу. Самым известным
    русским монастырем этого периода был осно
    ванный в середине XIв. Киево-Печерский мо
    настырь. Так же как и высшие церковные ие
    рархи - митрополит и епископы, монастыри
    владели землей и селами, занимались торгов
    лей. Скапливавшиеся в них богатства расходо
    вались на строительство храмов, украшение их
    иконами, переписку книг. Монастыри играли
    очень важную роль в жизни средневекового об
    щества. Наличие в городе или княжестве мо
    настыря, по представлениям людей того време
    ни, способствовало стабильности и процвета
    нию, так как считалось, что "молитвами ино
    ков (монахов) мир спасается". Церковь имела
    большое значение для Русского государства.
    Она способствовала укреплению государствен
    ности, объединению отдельных земель в единую
    державу. Невозможно также переоценить влия
    ние церкви на разные культуры. Через церковь
    Русь приобщилась к византийской культурной
    традиции, продолжая и развивая ее.

III Политичес- 1) Князь 1) Рассуждая о политическом кий строй. строе Киевской земли в "удельно-вечевой период", М. С. Грушевский утверждал, что "земская авто

    номная, суверенная община, обнимающая собой
    всю землю, и единоличная власть, опирающаяся
    на дружину, составляют два элемента, два
    фактора, обуславливающие этот строй. Первый
    из этих элементов - общинный - вступает в
    рассматриваемый период в состоянии ослабле
    ния аторории. Хотя под влиянием внешних
    условий он затем возвращается к политической
    деятельности, но не создает для себя опреде
    ленных, постоянных функций, а остается в
    своей практике, так сказать, органом экстра
    ординарным, текущее же управление ведает
    элемент дружинный, причем эти два элемента
    иногда конкурируют и сталкиваются. " 549
    Представления А. С. Грушевского о политическом
    строе Киевской земле отрывают общинно-вече
    вую власть от княжеской власти, противо
    поставляя их друг другу, что неправомерно,
    поскольку этим разрушается единство социаль
    ной структуры киевского общества, а кня
    жеско-дружинная знать оказывается в изолиро
    ванном от земской среды положении, превраща
    ясь в некую замкнутую надклассовую социаль
    ную категорию. Предполагается рассматривать
    вече и князя в Киеве в рамках единой соци
    ально-политической целостности, где вече
    верховный орган власти, а князь - олицетво
    рение высшей исполнительной власти, подот
    четной, подчиненной вечу. Князь, будучи гла
    вой общинной администрации, в то же время
    сам представлял собой общинную власть, вы
    полняя разнообразные функции. Вот почему
    князь являлся необходимым элементом социаль
    но-политической структуры. В XI-начале
    XIIвв. шел процесс образования республики, а
    не монархии. Республиканские порядки сложи
    лись в Киеве несколько раньше, чем даже в
    Новгороде, республиканский строй которого
    незаслуженно признан современной историогра
    фией феноменальным явлением в Древней Руси.
    Разумеется, древний князь таил в потенции
    монархические качества и свойства. Но для
    того, чтобы они получили выход и возоблада
    ли, необходимы были иные социальные и поли
    тические условия. Эти условия возникали за
    пределами древнерусского периода отечествен
    ной истории.
    2. Община. Сохраняется прежняя суверенность и самостоятель
    ность городской общины, проявляющиеся в
    призвании князей. Киевляне призывают Изясла
    ва Давыдовича: "Послаша Кыяне Демьяна Ка
    невского по Изяслава по Довыдовича. " Понятно
    почему, оправдываясь перед Юрием, Изяслав
    говорит: "Посадили мя Кыяне". Интересно, что
    в качестве посланца городской общины высту
    пает епископ, видимо церковь становиться
    подручной общины. Сохраняются традиции преж
    ней жизни. Но антикиевская борьба вызревших
    и развившихся волостей Руси, борьба князей
    за киевский стол Сделали свое дело: истощили
    силы Киева. Стольный город становится добы
    чей соседних городов государств. Свиде
    тельством этого служит ограбление Киева по
    инициативе Андрея Боголюбского. Воинство
    враждебных городов-государств опустошило го
    род: "Церквам горящим, крестьяном убиваемом,
    другым вяжемым, жены ведоми быша в плен,
    разлучаеми нужею от мужа свои, младенци ры
    даху зряще матери своих и взяша именья
    множьство и церкви обнажиша иконами и книга
    ми и ризами и колоколы, изнесоше все Смолыя
    не, и Суждльци и Черниговци. " 552  0После упомя
    нутого погрома политические силы киевской
    общины были надломлены, и она не смогла уже
    полностью оправиться от нанесенного ей уда
    ра. По разграблении Киева его сын Мстислав
    Андреевич сажает здесь на столе князя Глеба.
    Правда, киевская община не сразу сдает свои
    позиции. Но, с возрастанием могущества при
    городов Киевской земли Киевская община, хотя
    и ведет себя довольно-таки инертно, все же
    больше становится уже лишь орудием в руках
    других сил.

IV. Внутренняя 1. Занятие После Олега (879-912гг. ) княжил политика. славян. Игорь, которого называют Игорем Старым (912 942гг. ) и считают сыном Рюрика. Игорь погиб

    при своеобразных обстоятельствах. О них под
    робно, очевидно, на основании преданий, так
    повествует русская летопись. Дружинники Иго
    ря пожаловались князю на то, что отроки Све
    нельда богаты, а они бедны. Свенельд как раз
    вернулся с полюдья в земле древлян, и теперь
    по настоянию дружины туда отправился и
    князь. Ему удалось собрать дань, но при
    возвращении Игорю и какой-то части дружины
    показалось, что эта часть невелика. Князь
    отпустил большую часть дружины, а с оставши
    мися пошел по дань вторично. Очевидно он на
    рушил пакт (ряд) о соборе полюдья, и на сей
    раз древляне не выдержали и, напав на князя,
    перебили его и его спутников. После Игоря
    страной стала править его жена, теперь уже
    вдова, Ольга, которая оказалась вполне на
    уровне крупного государственного деятеля.
    Ольга провела ряд важных реформ, из которых
    самая значительная - административно-налого
    вая: есть основание полагать, что при Ольге
    архаичная система полюдья, повсеместно расп
    ространенная прежде, была отменена и замене
    на систематической уплатой дани, которая со
    биралось в административных центрах (по
    гостах) специальными чиновниками прави
    тельства (тиунами). Ольга ездила в Констон
    тинополь в 955г. и приняла там христианство,
    однако она имела отношения и с западной цер
    ковью. Возможно это и привело к тому, что,
    согласно летописи, в 964г. Святослав "возму
    жая" и отстранил мать от власти. Святослав
    был прежде всего князем-воином, стремившимся
    приблизить Русь к крупнейшим державам тог
    дашнего мира. Вся его короткая жизнь прошла
    почти в непрерывных походах и сражениях: он
    разгромил Хазарский каганат, нанес сокруши
    тельное поражение печенегам под Киевом, со
    вершил два похода на Балканы. После гибели
    Святослава великим князем стал его сын Яро
    полк (972-980гг. ) Своей главной задачей Яро
    полк считал объединение всей державы, и вся
    чески стремился к осуществлению этой цели.
    Советником князя стал на первых порах
    престарелый воевода Свенельд. Однако осу
    ществить задуманное не удалось из-за военных
    действий против Олега, затем против своего
    брата Владимира, который и одержал победу в
    сражении. А вскоре, во время встречи с побе
    дившим братом Ярополк бы убит двумя варяга
    ми. Владимир остался единовластным правите
    лем державы.

2. Князь и его б) В княжение Владимира Святославича к Древне дружина. руссому государству были присоединены червенские

    Полюдье. города - восточнославянские земли по обе стороны
    Карпат, земля вятечей. Созданная на юге
    страны линия крепостей обеспечила более
    действенную защиту страны от кочевников-пе
    ченегов. Владимир стремился не только к по
    литическому объединению восточнославянских
    земель. Он хотел подкрепить это объединение
    единством религиозным, реформировав традици
    онные языческие верования. Из многочисленных
    языческих богов он выбрал шесть, которых
    провозгласил верховными божествами на терри
    тории своего государства. ПВЛ отмечает: "и
    стал Владимир княжить в Киеве один и поста
    вил кумиры на холме за теремным двором: де
    ревянного Перуна с серебряной головой и зо
    лотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стри
    бога, Симаргла, Мокоши. И приносили им жерт
    вы, называя их богами, и приводили к ним
    своих сыновей и дочерей, а жертвы те шли
    бесами и оскверняли землю жертвоприношениями
    своими. " Послание другим богам жестоко
    преследовалось. Неканонические идолы уничто
    жались. Однако языческая реформа не удовлет
    ворила князя Владимира. Проведенная
    насильственным способом и в кратчайшие сро
    ки, она не могла быть успешной. Кроме того,
    она никак не отразилась на международном
    престиже Древнерусского государства. Христи
    анскими державами языческая Русь воспринима
    лась как варварское государство. Давние и
    прочные связи Руси и Византии в конечном
    итоге привели к тому, что Владимиром в 989г.
    было принято христианство в православном его
    варианте. Проникновения христианства на Русь
    началось за долго до признания его официаль
    ной государственной религией. Христианами
    были княгиня Ольга и князь Ярополк. Принятие
    христианства уровняло Киевскую Русь с сосед
    ними государствами. Христианство оказало ог
    ромное влияние на быт и нравы Древней Руси,
    политические и правовые отношения. Христи
    анства, с его более развитой по сравнению с
    язычеством богословско-философской системой,
    более сложным и пышным культом, дало огром
    ный толчок развитию русской культуры и
    искусства. Прослеживается влияние христи
    анства и на политическую структуру Древне
    русского государства. Но именно здесь отчет
    ливо проявились противоречия между мероприя
    тиями киевских князей, пытавшихся с помощью
    новой религии укрепить центральную власть,
    и, в конечном счете, реальным ходом социаль
    но-экономического развития, которое вело
    "державу Рюриковичей" к неизбежной победе
    раздробленности уже на новой основе. Чтобы
    укрепить свою власть в различных частях об
    ширного государства, Владимир назначил своих
    сыновей наместниками в различные города и
    земли Руси. После смерти Владимира между сы
    новьями началась ожесточенная борьба за
    власть. Один из сыновей Владимира, Свято
    полк, захватил власть в Киеве и объявил себя
    великим князем. По приказу Святополка были
    убиты трое его братьев - Борис ростовский,
    Глеб муромский и Святослав древлянский. За
    нимавший престол в Новгороде Ярослов Влади
    мирович понимал, что опасность угрожает и
    ему. Он решил выступить против Святополка,
    призвавшего себе на помощь печенегов. Войско
    Ярослава состояло из новгородцев и наемни
    ков-варягов. Междоусобная война между брать
    ями завершилась бегством Святополка в Поль
    шу, где он вскоре умер. Ярослав Владимирович
    утвердился в качестве Великого князя Ки
    евского (1019-1054гг. ) В 1024г. против
    Ярослава выступил его брат Мстислав Тмутара
    канский. В результате этой усобицы братья
    поделили государство на две части: область к
    востоку от Днепра переходила к Мстиславу, а
    территория западнее Днепра осталась за
    Ярославом. После смерти Мстислава в 1035г.
    Ярослав стал единодержавным князем Киевской
    Руси. Время Ярослава - это время расцвета
    Киевской Руси, ставшей одним из сильнейших
    государств Европы. Самые могущественные
    государи стремились в это время к союзу с
    Русью.
    3. Вотчинная в) Носители верховной власти в

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать