Социально-экономический и политический строй. Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси - (реферат)
p>- пригороды". проявления мы замечаем в начале XIв. Летописец сообщает: "Болеслав же винеде в Киев с Свя

    тополком. И рече Болеслав: "Разведете дружи
    ну мою по городом на покоръм", и быть та
    ко. " 532  0Здесь, судя по всему, упоминаются
    пригороды Киева. Захват главного города оз
    начает распространение власти и на пригоро
    ды. Из Киева Святополк отдал распоряжение:
    "Елико ляхов по городам, избиваибте я". И
    избиша ляхы. " 533  0В летописном рассказе о со
    бытиях 1068-1069г. г. есть еще одна любопыт
    ная деталь, ярко характеризующая городскую
    общину. Изгнав Изяслава "киевляне "двор же
    княхь, разбиша, бесчисленное множество злата
    и серебра кунами и белью. " 534  0Такого рода яв
    ления мы встречаем и в других землях. Князья
    на Руси существовали в значительной степени
    за счет кормлений - своеобразной платы сво
    бодного населения за отправление ими общест
    венных служб, происхождение которой теряется
    в далекой древности.  535  0Все это способствова
    ло выработке взгляда на княжеское добро как
    на общественное отчасти достояние, чем и мо
    тивировано требование, предъявленное князю
    киевлянами: дать и оружие и коней. Князья в
    Киевской Руси должны были снабжать народное
    ополчение конями и оружием.  536  0Итак, под
    1068-1069г. г. летописец разворачивает выра
    зительную картину деятельности киевский во
    лостной общины. Становление киевской общины
    осуществлялось на путях утверждения демокра
    тизма социально-экономических отношений. Не
    даром князья апеллируют к мнению общины даже
    в вопросах внутрекняжеского быта. В 1096г.
    "Святополк и Володимер послата к олгови,
    глаголюща аще: "Поиде Кыеву, да поряд поло
    жим о Русьстей земли пред людьми градьскими,
    да быхом оборонили Русьскую землю от пога
    ных. " 537  0Олег, "послушав злых советников",
    надменно отвечая: "Несть мене лепо судити
    епископу, ли игуменом, ли смердом". Послед
    няя фраза говорит о многом. Во-первых, она
    намекает, что за "людьми градскими" скры
    вались демократические элементы, почему Олег
    и уподобил их смердам. Во-вторых из нее сле
    дует что князь приглашался в Киев не только
    для выработки совместных действий против
    "поганых", но для разрешения межкняжеских
    споров, где "людям градским" наряду с
    епископами, игуменами и боярами предназнача
    лось быть посредниками. В дальнейшем "кыяне"
    переходят к активным действиям, указывающим
    на широкие полномочия киевской общины. То
    центральное место, которое занимало вече в
    социально-политическом механизме Киевской
    волости в середине XIIв. определяется не
    только его социальным составом но и тем кру
    гом вопросов, который оно решало. В компе
    тенции вече находились вопросы, касающиеся
    войны и мира, избрания князей. Более того,
    эта компетенция распространялась даже на
    назначение судебно-административных "чинов".
    2. Социальный 2) Социальный строй. Процесс
    строй: формирования в Киевской Руси основных классов
    феодального общества слабо отражен в источ
    никах. Это одна из причин, почему вопрос о
    характере и кассовой основе древнерусского
    государства является дискуссионным. Наличие
    в хозяйстве различных экономических укладов
    дает основание ряду специалистов оценить
    Древнерусское государство как раннеклассо
    вое, в котором феодальный уклад существовал
    наряду с рабовладельческим и патриархальном.
    Большинство ученых поддерживают мысль акаде
    мика Б. Д. Грекова о феодальном характере
    Древнерусского государства, так как развитие
    феодальных отношений стало с IXв. ведущей
    тенденцией в социально-экономическом разви
    тии Древней Руси.

а) феодализм. Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на землю, первичной формой которой

    является полюдье. Полюдье - институт прямого
    внеэкономического принуждения населения, в
    котором "в обнаженной форме выступают отно
    шения господства и подчинения, равно как и
    начальная фаза превращения земли в феодаль
    ную собственность. " 538  0В IXв. формируется
    господствующий класс феодалов, в который
    входили киевские князья, меснык бояре.  539  0В
    Xв. усиливается формирование великокняжеско
    го домена и доменов отдельных князей.  540  0Фео
    дальные землевладения увеличились как за
    счет великокняжеских и княжеских пожалова
    ний, так и за счет захвата пустующих земель
    и земель общинников. Феодализм также харак
    теризуется и неполной собственностью феодала
    на крестьян, по отношению к которым он при
    меняет различные формы экономического и вне
    экономического принуждения. Зависимый
    крестьянин обрабатывает не только землю фео
    дала, но и свой земельный участок, который
    он получает от феодала или феодального госу
    дарства, и является собственником орудий
    труда, жилища и т. д. Начавшийся процесс
    превращения родоплеменной знати в собствен
    ников земли в первые два столетия существо
    вания государства на Руси прослеживается,
    главным образом, лишь на археологическом ма
    териале. Это богатые погребения бояр и дру
    жинников, останки укрепленных пригородных
    имений (вотчин) принадлежавших старшим дру
    жинникам и боярам. В основном же развитие
    феодализма привело к тому, что только феода
    лы-князья, бояре и церковь могли обладать
    правом собственности на землю. Они не плати
    ли дани и имели другие привилегии. Таким об
    разом, в Киевской Руси наряду с классовым
    делением общества шел процесс формирования
    сословного строя, т. е. оформление юридически
    замкнутых групп среди населения. Кроме фео
    далов, в Киевской Руси существовали свобод
    ные крестьяне - общинники, свободное го
    родское население, феодально-зависимое
    население, рабы.
    3. Категории Свободные общинники. Основную
    населения: а) массу сельского и городского на
    свободные об- селения Киевской Руси составляли
    щины; "люди", то есть феодально-зависимые крестьяне,
    эксплуатируемые государством путем сбора да
    ни, размер которой теперь стал зависеть от
    количества и качества находящейся у крестьян
    земли, или феодалами путем взимания оброка
    или привлечения крестьян к барщине. Однако в
    начальной летописи термин "люди" употребля
    ется для наименования широких слоев сельско
    го и городского населения. Сохранения в те
    чении длительного периода времени этого тер
    мина в значении свободного населения указы
    вает на то, что шедший процесс феодализации
    неодинаково затрагивал отдельные сельские
    крестьянские общины, жители многих из них,
    утрачивая сословную полноправность, сохраня
    ли личную свободу.
    б) Смерды. Как отмечает Б. А. Рыбаков, древнерусские смерды
    XI-XIIв. в. обрисовываются как значительная
    часть полукрестьянского феодально-зависимого
    населения Киевской Руси. Смерд был лично
    свободен. Вместе с семьей он вел свое хо
    зяйство. Князь давал смерду землю при усло
    вии, что тот будет работать на него. В слу
    чае смерти смерда, не имеющего сыновей, зем
    ля возвращалась к князю. За свое право вла
    дения самостоятельным хозяйством смерд пла
    тил князю дань. За долги смерду грозило
    превращение в феодально-зависимого закупа. С
    развитием феодализма роль смердов в Киевской
    Руси уменьшалась. Следует отметить, что
    источники очень мало сообщают сведений о
    смердах. Это обусловило появление самых раз
    ных точек зрения на данную категорию населе
    ния. Так, С. В. Юшков видел в смердах особый
    разряд закрепощенного сельского населения.  541
    Б. Д. Греков считал, что были смерды зависимые
    и смерды свободные.  542  0А. А. Зимин отстаивая
    идею о происхождении смердов от холопов,
    посаженных на землю.  543  0По мнению С. А. Пок
    ровского, "смерд Русской Правды, как просто
    людин, рядовой гражданин, везде выставляется
    Русской Правдой как свободный, неограничен
    ный в своей правоспособности человек".  544
    М. Б. Свердлов считает наиболее плодотворным
    деление смердов на лично свободных и фео
    дально-зависимых. " 545
    в) Закупы. Распространенным термином для обозначения фео
    дально-зависимого крестьянства в Киевской
    Руси был термин "закуп". Основным источником
    для изучения закупничества является Прост
    ранная редакция Р. П. Закуп - это человек,
    попавший в долговую кабалу и обязанный своей
    работой в хозяйстве заимодавца вернуть полу
    ченную у него "купу". Он исполнял сельские
    работы: работал на поле, ухаживал за
    господским скотом. Феодал предоставлял заку
    пу земельный надел, а также сельскохо
    зяйственные орудия и рабочий скот. Закуп был
    ограничен в своих правах. Прежде всего это
    касалось права ухода от "господина". Но за
    купа запрещалось продавать в холопы. Закуп
    мог выступать в суде в качестве свидетеля по
    незначительным делам, обращаться в суд на
    своего господина. Рост закупничества был
    связан с развитием частного землевладения.
    г) Изгои. Изгой - это человек "изжитый", выбитый из
    привычной колеи, лишенный прежнего своего
    состояния. Известны изгои свободные и изгои
    зависимые. Значительный контингент феодаль
    но-зависимых изгоев формировался за счет вы
    купившихся на волю холопов. Они, как прави
    ло, не разрывали связи с господином и оста
    вались под его властью. Однако были случаи,
    когда освободившийся холоп уходил от своего
    хозяина. Такие изгои-вольноотпущенники, пор
    вавшие со своими прежним господином, попада
    ли обычно в зависимость от церкви. Наряду с
    ними встречались изгои - выходцы из свобод
    ных слоев древнерусского общества. Источники
    в качестве феодально-зависимого населения
    называют также отпущенников, задушных людей,
    пращенников и вотчиных ремесленников.
    д) Челядь В Киевской
    и холопы. Руси несвободной частью населения были рабы.
    В X-XIIв. в. рабов-пленников называли "че
    лядь". Они были полностью бесправны. Люди,
    ставшие рабами по другим причинам, называ
    лись холопами. Источниками холопства явля
    лись: самопродажа, женитьба на рабе "без ря
    ду", вступление "без ряду" в должность тиуна
    или ключника. В холопа автоматически превра
    щался сбежавший или провинившийся закуп. За
    долги в рабство могли продать обанкротивше
    гося должника. Холоп в отдельных случаях был
    наделен некоторыми правами. Так, будучи бо
    ярским тиуном, он мог выступить в суде в ка
    честве "видока". Широкое распространение по
    лучило долговое холопство, которое прекраща
    лось после уплаты долга. Холопы обычно
    использовались в качестве домашних слуг. В
    некоторых вотчинах были и так называемые па
    шенные холопы, посаженные на землю и обла
    давшие собственным хозяйством.
    4) Вотчина. Основной ячейкой феодального хозяйства была
    вотчина. Она состояла из княжеской или бо
    ярской усадьбы и зависимых от нее общин-вер
    вей. В усадьбе находились двор и хоромы вла
    дельца, закрома и амбары с запасами, жилища
    слуг и другие постройки. Различными отрасля
    ми хозяйства ведали специальные управляющие
    - тиуны и ключники, во главе всей вотчиной
    администрации стоял огнищанин. Посадники в
    отличии от тысяцких и сотских, которые были
    вначале командирами дружины, а затем уже об
    растали административными функциями, явились
    сразу же полномочными представителями кня
    жеской власти на местах.  546  0Будучи представи
    телями князей в том или ином месте, посадни
    ки выполняли функции самого князя.  547  0Они су
    дили, собирали дань и различные пошлины, ве
    дали помещейскими делами. Посадники и во
    лостели - управители сельскими волостями
    имели ближайших помощников в лице тиунов. В
    боярской или княжеской вотчине, как правило,
    работали ремесленники, обслуживавшие бо
    ярские хозяйства. Ремесленники могли быть
    холопами или находиться в какой-либо другой
    форме зависимости от вотчинника. Вотчинное
    хозяйство имело натуральный характер и было
    ориентировано на внутреннее потребление са
    мого феодала и его слуг. Источники не позво
    ляют однозначно судить о господствующей фор
    ме феодальной эксплуатации в вотчине. Воз
    можно, что какая-то часть зависимых крестьян
    обрабатывала барщину, другая платила землев
    ладельцу натуральный оброк. Городское насе
    ление также попадало в зависимость от кня
    жеской администрации или феодальной верхуш
    ки. Вблизи городов крупные феодалы основыва
    ли часто специальные поселения для ремеслен
    ников. С целью привлечения населения вла
    дельцы сел представляли определенные льготы,
    временное освобождение от налогов и т. д.
    Вследствие этого такие ремесленные поселения
    назывались свободными или слободами. Расп
    ространение экономической зависимости, уси
    ление эксплуатации вызывали сопротивления со
    стороны зависимого населения. Наиболее расп
    ространенной формой были побеги зависимых
    людей. Об этом свидетельствуют и суровость
    наказания, предусмотренного за подобный по
    бег - превращение в полного, "обельного",
    холопа. Данные о различных проявлениях
    классовой борьбы содержит "Русская правда".
    В ней говорится о нарушении границ земельных
    владений, поджог бартных деревьев, убийство
    представителей вотчиной администрации, кра
    жах имущества.
    5) Экономичес- Основу хозяйства составляло па
    кое развитие. шенное земледелие. На юге пахали
    а) Сельское в основном плугом, или ралом, с

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать