Социально-экономическое развитие регионов РФ в 1996-2000 годах по федеральным округам - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ РФ
В 1996-2000 ГОДАХ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Введение
2.
Общие статистические данные
3.
Естественный прирост и численность населения
4.
Промышленное производство
5.
Сельскохозяйственное производство
6.
Розничная торговля и платные услуги населению
7.
Индекс потребительских цен
8.
Общие закономерности и тенденции
9.
Политика регионального выравнивания
10.
Список литературы
Введение
Региональная политика –важная составная часть экономической политики государства. Она охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование процессов размещения производительных сил. Региональная политика государства –это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т. е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой. Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально– экономического развития.
Для России региональная политика имеет исключительно важное значение. Вследствие огромных различий природно–географических, социально–демографических, экономических и других условий на территории России унифицированный подход к регионам невозможен. В современных условиях, в период перехода к рыночным отношениям, роль региональной политики еще более возрастает.
Многочисленность субъектов Российской Федерации всегда порождала у исследователей желание сгруппировать статистические данные по более крупным единицам территориального деления страны. Вплоть до недавнего времени роль таких единиц играли 1 экономических районов и выделяемая отдельно Калининградская область. Традиция объединения экономической статистики по экономическим районам унаследована еще со времен СССР–РСФСР, причем районы тогда рассматривались как сложившиеся территориально-производственные комплексы с тесными связями входящих в них регионов.
В настоящее время экономическое районирование перестало соответствовать реалиям 90-х годов.
Указами Президента РФ №849 от 13. 05. 2000г. “О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе и №1149 от 21. 06. 2000г. “Вопросы обеспечения деятельности аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах”были созданы новые единицы территориального деления страны, а именно семь федеральных округов.
Таблица 1
Состав федеральных округов Российской Федерации
Федеральные
округа
Субъекты Федерации
Центральный
г. Москва; Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области Северо–Западный
г. Санкт-Петербург; Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области; республики Карелия, Коми; Ненецкий АО
Южный
Астраханская, Волгоградская, Ростовская области; Краснодарский, Ставропольский края; республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия-Алания, Чеченская
Приволжский
Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области; республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская, Чувашская; Коми-Пермяцкий АО
Уральский
Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области; Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий АО
Сибирский
Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская области; Алтайский, Красноярский края; республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия; Агинский Бурятский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Эвенкийский АО
Дальневосточный
Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области; Приморский, Хабаровский края; Республика Саха (Якутия); Корякский, Чукотский АО; Еврейская авт. обл. Лишь состав субъектов Дальневосточного федерального округа полностью повторяет состав Дальневосточного экономического района. Остальные федеральные округа создавались путем объединения нескольких районов. В состав Центрального федерального округа полностью вошли субъекты Центрального и Центрально-Черноземного экономических районов, Северо-Западного округа–Северо-Западного и Северного районов, а также Калининградская область. Южный федеральный округ (первоначально названный Северо-Кавказским) включает все субъекты Федерации Северо-Кавказского экономического района, а также три регион Поволжского экономического района. Причем если Республика Калмыкия уже входила в межрегиональную ассоциацию“Северный Кавказ”, то присоединение Волгоградской и Астраханской областей, традиционно являвшихся регионами Поволжья, существенно увеличило территорию округа на север по сравнению с Северо-Кавказским экономическим районом.
Наибольшие изменения при формировании федеральных округов претерпел Уральский район. В составе Уральского федерального округа из“уральских”регионов остались лишь Курганская, Свердловская и Челябинская области. Выделение остальных субъектов (Башкортостана, Удмуртии, Оренбургской и Пермской областей, Коми-Пермяцкого автономного округа) в состав Приволжского округа было компенсировано“отсечением”от Западно-Сибирского экономического района и присоединением к Уральскому округу Тюменской области с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами.
В состав Приволжского округа полностью вошли регионы Волго-Вятского экономического района, Поволжский район без Волгоградской и Астраханской областей и Республики Калмыкия, а также пять субъектов Федерации Уральского района. Сибирский федеральный округ объединил в себе субъекты Западно- и Восточно-Сибирского районов за исключением Тюменской области. Таким образом, Указом Президента РФ введены новые единицы территориального деления страны, по которым будет обобщаться статистическая информация (по крайней мере, с политической точки зрения федеральные округа приобрели гораздо большее значение, нежели экономические районы). Примечательно, что очередные статистические сборники Госкомстата России субъекты Федерации сгруппированы не по экономическим районам (как это было прежде), а по федеральным округам. Ряд федеральных министерств и ведомств также начал группировать статистическую отчетность по федеральным округам.
Общие статистические данные
Сравнительный анализ новых макрорегионов, границы которых очерчивают ареалы контрольно-распорядительной деятельности полномочных президентских представителей, обнаруживает, что федеральные округа существенно различаются по большинству характеристик. Некоторые из этих различий показаны в таблице 2. Более двух третей территории страны занимают два округа на ее востоке –Дальневосточный (6, 2 млн. кв. км) и Сибирский (5, 1 млн. кв. км). Наименьший по площади–Южный (0, 6 млн. кв. км). Размеры остальных округов, расположенных в европейской части России, сравнительно невелики и колеблются в пределах 10% территории РФ. По-иному складывается распределение федеральных округов по численности населения. В Центральном (37, 0 млн. человек) и Приволжском (32, 0 млн. человек) округах проживают почти 50% граждан страны. Самая низкая доля населения–в Дальневосточном округе (7, 1 млн. человек), здесь отмечается и самая высокая его убыль.
Таблица 2
Социально-экономические показатели федеральных округов
в абсолютном и относительном выражениях
(по состоянию в 1999 г. )
Федеральные
округа
Территория
Численность населения на 01. 01. 2000
Валовой
региональный
продукт
Объем промышленного производства
Объем
сельскохозяйственного
производства
Оборот
розничной
торговли
Платные
услуги
населению
млн.
кв. км
%
млн.
чел.
%
млрд.
руб.
%
млрд.
руб.
%
млрд.
руб.
%
млрд.
руб.
%
млрд.
руб.
%
Центральный
0, 7
3, 8
37, 0
25, 4
703, 5
29, 3
569, 5
21, 2
141, 3
22, 5
752, 9
43, 7
165, 4
39, 3
Северо-Западный
1, 7
9, 7
14, 5
10, 0
245, 9
10, 2
340, 0
12, 7
43, 8
7, 0
154, 7
9, 0
43, 3
10, 3
Южный
0, 6
3, 5
21, 6
14, 8
192, 0
8, 0
166, 9
6, 2
104, 3
16, 6
154, 3
9, 0
47, 3
11, 2
Приволжский
1, 0
6, 1
32, 0
22, 0
462, 9
19, 3
642, 3
23, 9
168, 4
27, 0
283, 9
16, 5
59, 0
14, 0
Уральский
1, 8
10, 5
12, 6
8, 7
338, 7
14, 1
445, 3
16, 6
44, 9
7, 1
123, 5
7, 2
32, 4
7, 7
Сибирский
5, 1
30, 1
20, 8
14, 3
314, 2
13, 1
365, 7
13, 6
104, 3
16, 7
181, 7
10, 5
48, 3
11, 5
Дальневосточный
6, 2
36, 3
7, 1
4, 9
145, 1
6, 0
153, 0
5, 7
19, 5
3, 1
72, 0
4, 2
25, 3
6, 0
РФ в целом
17, 1
100
145, 6
100
2402, 3
100
2682, 0
100
626, 5
100
1723, 0
100
421, 0
100
В производстве валового регионального продукта треть всего объема приходится на Центральный округ, а пятая часть– на Приволжский. Наименьший размер валового регионального продукта (6%) – в Дальневосточном округе. По объему производства промышленной продукции лидируют Приволжский и Центральный федеральные округа (более чем по 20% объема производства в стране в целом). При этом на Южный и Дальневосточный округа в совокупности приходится немногим более 10% промышленной продукции РФ.
Изучение территориально- отраслевой структуры промышленности позволяет выявить специализацию федеральных округов. На Центральный округ приходится около 40% всего производства в стране продукции легкой промышленности, 25% стекольной, фарфоро-фаянсовой и пищевой промышленности, а также индустрии строительных материалов, 20% производства продукции машиностроения, черной металлургии, электроэнергетики и мукомольно-крупяной промышленности. Специализация Северо-Западного округа–производство продукции лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (треть всего производства в стране), черной металлургии(15, 6%) и пищевой промышленности. Южный округ выделяется отраслями пищевой и мукомольно-крупяной промышленности. Приволжский округ лидирует в стране по размерам производства продукции химической и нефтехимической промышленности (треть), машиностроения (треть), фарфоро-фаянсовой промышленности (треть), мукомольно-крупяной (20%), электроэнергетики (20%), легкой промышленности (20%), промышленности строительных материалов и лесной промышленности (15%). Уральский округ специализируется на производстве продукции топливной промышленности (38%), черной и цветной металлургии (14%), электроэнергетики и индустрии строительных материалов. Сибирский округ известен производством продукции цветной металлургии (36%), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (15%), электроэнергетики (12%), химической, нефтехимической (11, 5%) и мукомольно-крупяной (10, 5%) промышленности. В Дальневосточном округе развиты цветная металлургия (16% общероссийской продукции) и пищевая промышленность.
Наиболее диверсифицированная отраслевая структура промышленности сложилась в Центральном, Приволжском и Уральском федеральных округах. В остальных же отраслевая специализация ориентирована на высокодоходные сырьевые экспортные производства.
На Приволжский и Центральный округа приходится около половины всей сельскохозяйственной продукции страны– соответственно 27, 0% и 22, 5%. Самая низкая ее доля – в Дальневосточном округе (3, 1%). Применительно к сфере розничной торговли диспропорции среди округов значительно увеличиваются. Так, на Центральный округ приходится свыше 40% всего оборота в стране, на Приволжский–16, 5%, по остальным округам значения не превышают 10%. Основной объем платных услуг населению также сконцентрирован в Центральном округе (почти 40%). В остальных округах этот показатель почти одинаков, за исключением Дальневосточного округа (6%).
Что касается финансово-бюджетной сферы, то наиболее благоприятное положение складывается в Центральном федеральном округе. Сбалансированность бюджетов территорий Дальневосточного и Южного округов в максимальной мере зависит от финансовой поддержки федерального центра.
Анализ объемов и структуры внешнеторговых операций позволяет оценить уровень и характер вовлеченности регионов в систему мирохозяйственных отношений. По степени открытости экономики лидируют Центральный, Сибирский и Уральский округа.
На Центральный округ приходится основной объем российского экспорта продукции топливно-энергетического комплекса, 20% экспорта продукции нефтехимического комплекса, а также продовольствия. Одновременно в округе концентрируется половина всего объема импорта страны по всем товарным группам за исключением продукции топливно-энергетического комплекса.
Северо-Западный федеральный округ специализируется на экспорте древесины и изделий из нее (40% всего российского экспорта) и машиностроительной продукции (20%); по 15% приходится на вывоз черных металлов и продовольственных товаров. В Южном федеральном округе сконцентрировано 20% всей отечественной торговли продовольственными товарами и сырьем для их производства.
Приволжский округ лидирует по объему торговли продукцией нефтехимического комплекса (треть). Отсюда экспортируется 20% продукции машиностроения и топливно-энергетического комплекса России. Поступают же в округ треть всех импортируемых нашей страной топливно-энергетических ресурсов, а также по 15% продукции машиностроения, черной и цветной металлургии.
Внешнеторговый профиль Уральского округа –экспорт продукции топливно-энергетического комплекса (34%), черной и цветной металлургии (20%).
Сибирский округ –лидер по экспорту продукции черной и цветной металлурги (35%), он вывозит также древесину (25%) и продукцию нефтехимического комплекса (20%). По импорту в регионы округа поступают 20% продукции топливно-энергетического комплекса и более 30% нефтехимической продукции.
Треть всего российского экспорта продовольствия и сырья для его производства осуществляет Дальневосточный округ.
В плане комплексной оценки социально-экономического положения округов наиболее благоприятная ситуация сложилась в Центральном, Приволжском и Уральском федеральных округах, самая сложная– в Дальневосточном.
В процессе реформирования государственной вертикали власти по линии укрупнения административно-территориальных образований в едином экономическом пространстве страны отмечается уменьшение различий по ряду социально-экономических параметров. Во всяком случае, предельные значения социально-экономических показателей по федеральным округам различаются между собой значительно слабее, чем аналогичные показатели по привычным экономическим районам. Так эти различия сократились: по размеру территории– с 36 до 9 раз; по численности населения – с 7 до 5; по объему производства валового регионального продукта – с 6 до 5; по объему производства промышленной продукции – с 5 до 4; по обороту розничной торговли – с 13 до 10; по платным услугам населению – с 12 до 9 раз. В наибольшей степени диспропорции между федеральными округами в сравнении с экономическими районами уменьшились в сфере промышленного производства, внешнеторгового оборота, поступлений налогов в бюджетную систему страны. Эта тенденция, с одной стороны, создает предпосылки повышения эффективности централизованного управления социально-экономическим развитием страны. С другой стороны, укрупнение административно-территориальных единиц вовсе не взорвало экономико-географического районирования России.