Социально-экономическое развитие регионов РФ в 1996-2000 годах по федеральным округам - (реферат)

Социально-экономическое развитие регионов РФ в 1996-2000 годах по федеральным округам - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ РФ
    В 1996-2000 ГОДАХ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ
    СОДЕРЖАНИЕ
    1.
    Введение
    2.
    Общие статистические данные
    3.
    Естественный прирост и численность населения
    4.
    Промышленное производство
    5.
    Сельскохозяйственное производство
    6.
    Розничная торговля и платные услуги населению
    7.
    Индекс потребительских цен
    8.
    Общие закономерности и тенденции
    9.
    Политика регионального выравнивания
    10.
    Список литературы
    Введение

Региональная политика –важная составная часть экономической политики государства. Она охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование процессов размещения производительных сил. Региональная политика государства –это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т. е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой. Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально– экономического развития.

Для России региональная политика имеет исключительно важное значение. Вследствие огромных различий природно–географических, социально–демографических, экономических и других условий на территории России унифицированный подход к регионам невозможен. В современных условиях, в период перехода к рыночным отношениям, роль региональной политики еще более возрастает.

Многочисленность субъектов Российской Федерации всегда порождала у исследователей желание сгруппировать статистические данные по более крупным единицам территориального деления страны. Вплоть до недавнего времени роль таких единиц играли 1 экономических районов и выделяемая отдельно Калининградская область. Традиция объединения экономической статистики по экономическим районам унаследована еще со времен СССР–РСФСР, причем районы тогда рассматривались как сложившиеся территориально-производственные комплексы с тесными связями входящих в них регионов.

В настоящее время экономическое районирование перестало соответствовать реалиям 90-х годов.

Указами Президента РФ №849 от 13. 05. 2000г. “О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе и №1149 от 21. 06. 2000г. “Вопросы обеспечения деятельности аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах”были созданы новые единицы территориального деления страны, а именно семь федеральных округов.

    Таблица 1
    Состав федеральных округов Российской Федерации
    Федеральные
    округа
    Субъекты Федерации
    Центральный

г. Москва; Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области Северо–Западный

г. Санкт-Петербург; Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области; республики Карелия, Коми; Ненецкий АО

    Южный

Астраханская, Волгоградская, Ростовская области; Краснодарский, Ставропольский края; республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия-Алания, Чеченская

    Приволжский

Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области; республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская, Чувашская; Коми-Пермяцкий АО

    Уральский

Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области; Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий АО

    Сибирский

Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская области; Алтайский, Красноярский края; республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия; Агинский Бурятский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Эвенкийский АО

    Дальневосточный

Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области; Приморский, Хабаровский края; Республика Саха (Якутия); Корякский, Чукотский АО; Еврейская авт. обл. Лишь состав субъектов Дальневосточного федерального округа полностью повторяет состав Дальневосточного экономического района. Остальные федеральные округа создавались путем объединения нескольких районов. В состав Центрального федерального округа полностью вошли субъекты Центрального и Центрально-Черноземного экономических районов, Северо-Западного округа–Северо-Западного и Северного районов, а также Калининградская область. Южный федеральный округ (первоначально названный Северо-Кавказским) включает все субъекты Федерации Северо-Кавказского экономического района, а также три регион Поволжского экономического района. Причем если Республика Калмыкия уже входила в межрегиональную ассоциацию“Северный Кавказ”, то присоединение Волгоградской и Астраханской областей, традиционно являвшихся регионами Поволжья, существенно увеличило территорию округа на север по сравнению с Северо-Кавказским экономическим районом.

Наибольшие изменения при формировании федеральных округов претерпел Уральский район. В составе Уральского федерального округа из“уральских”регионов остались лишь Курганская, Свердловская и Челябинская области. Выделение остальных субъектов (Башкортостана, Удмуртии, Оренбургской и Пермской областей, Коми-Пермяцкого автономного округа) в состав Приволжского округа было компенсировано“отсечением”от Западно-Сибирского экономического района и присоединением к Уральскому округу Тюменской области с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами.

В состав Приволжского округа полностью вошли регионы Волго-Вятского экономического района, Поволжский район без Волгоградской и Астраханской областей и Республики Калмыкия, а также пять субъектов Федерации Уральского района. Сибирский федеральный округ объединил в себе субъекты Западно- и Восточно-Сибирского районов за исключением Тюменской области. Таким образом, Указом Президента РФ введены новые единицы территориального деления страны, по которым будет обобщаться статистическая информация (по крайней мере, с политической точки зрения федеральные округа приобрели гораздо большее значение, нежели экономические районы). Примечательно, что очередные статистические сборники Госкомстата России субъекты Федерации сгруппированы не по экономическим районам (как это было прежде), а по федеральным округам. Ряд федеральных министерств и ведомств также начал группировать статистическую отчетность по федеральным округам.

    Общие статистические данные

Сравнительный анализ новых макрорегионов, границы которых очерчивают ареалы контрольно-распорядительной деятельности полномочных президентских представителей, обнаруживает, что федеральные округа существенно различаются по большинству характеристик. Некоторые из этих различий показаны в таблице 2. Более двух третей территории страны занимают два округа на ее востоке –Дальневосточный (6, 2 млн. кв. км) и Сибирский (5, 1 млн. кв. км). Наименьший по площади–Южный (0, 6 млн. кв. км). Размеры остальных округов, расположенных в европейской части России, сравнительно невелики и колеблются в пределах 10% территории РФ. По-иному складывается распределение федеральных округов по численности населения. В Центральном (37, 0 млн. человек) и Приволжском (32, 0 млн. человек) округах проживают почти 50% граждан страны. Самая низкая доля населения–в Дальневосточном округе (7, 1 млн. человек), здесь отмечается и самая высокая его убыль.

    Таблица 2
    Социально-экономические показатели федеральных округов
    в абсолютном и относительном выражениях
    (по состоянию в 1999 г. )
    Федеральные
    округа
    Территория
    Численность населения на 01. 01. 2000
    Валовой
    региональный
    продукт
    Объем промышленного производства
    Объем
    сельскохозяйственного
    производства
    Оборот
    розничной
    торговли
    Платные
    услуги
    населению
    млн.
    кв. км
    %
    млн.
    чел.
    %
    млрд.
    руб.
    %
    млрд.
    руб.
    %
    млрд.
    руб.
    %
    млрд.
    руб.
    %
    млрд.
    руб.
    %
    Центральный
    0, 7
    3, 8
    37, 0
    25, 4
    703, 5
    29, 3
    569, 5
    21, 2
    141, 3
    22, 5
    752, 9
    43, 7
    165, 4
    39, 3
    Северо-Западный
    1, 7
    9, 7
    14, 5
    10, 0
    245, 9
    10, 2
    340, 0
    12, 7
    43, 8
    7, 0
    154, 7
    9, 0
    43, 3
    10, 3
    Южный
    0, 6
    3, 5
    21, 6
    14, 8
    192, 0
    8, 0
    166, 9
    6, 2
    104, 3
    16, 6
    154, 3
    9, 0
    47, 3
    11, 2
    Приволжский
    1, 0
    6, 1
    32, 0
    22, 0
    462, 9
    19, 3
    642, 3
    23, 9
    168, 4
    27, 0
    283, 9
    16, 5
    59, 0
    14, 0
    Уральский
    1, 8
    10, 5
    12, 6
    8, 7
    338, 7
    14, 1
    445, 3
    16, 6
    44, 9
    7, 1
    123, 5
    7, 2
    32, 4
    7, 7
    Сибирский
    5, 1
    30, 1
    20, 8
    14, 3
    314, 2
    13, 1
    365, 7
    13, 6
    104, 3
    16, 7
    181, 7
    10, 5
    48, 3
    11, 5
    Дальневосточный
    6, 2
    36, 3
    7, 1
    4, 9
    145, 1
    6, 0
    153, 0
    5, 7
    19, 5
    3, 1
    72, 0
    4, 2
    25, 3
    6, 0
    РФ в целом
    17, 1
    100
    145, 6
    100
    2402, 3
    100
    2682, 0
    100
    626, 5
    100
    1723, 0
    100
    421, 0
    100

В производстве валового регионального продукта треть всего объема приходится на Центральный округ, а пятая часть– на Приволжский. Наименьший размер валового регионального продукта (6%) – в Дальневосточном округе. По объему производства промышленной продукции лидируют Приволжский и Центральный федеральные округа (более чем по 20% объема производства в стране в целом). При этом на Южный и Дальневосточный округа в совокупности приходится немногим более 10% промышленной продукции РФ.

Изучение территориально- отраслевой структуры промышленности позволяет выявить специализацию федеральных округов. На Центральный округ приходится около 40% всего производства в стране продукции легкой промышленности, 25% стекольной, фарфоро-фаянсовой и пищевой промышленности, а также индустрии строительных материалов, 20% производства продукции машиностроения, черной металлургии, электроэнергетики и мукомольно-крупяной промышленности. Специализация Северо-Западного округа–производство продукции лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (треть всего производства в стране), черной металлургии(15, 6%) и пищевой промышленности. Южный округ выделяется отраслями пищевой и мукомольно-крупяной промышленности. Приволжский округ лидирует в стране по размерам производства продукции химической и нефтехимической промышленности (треть), машиностроения (треть), фарфоро-фаянсовой промышленности (треть), мукомольно-крупяной (20%), электроэнергетики (20%), легкой промышленности (20%), промышленности строительных материалов и лесной промышленности (15%). Уральский округ специализируется на производстве продукции топливной промышленности (38%), черной и цветной металлургии (14%), электроэнергетики и индустрии строительных материалов. Сибирский округ известен производством продукции цветной металлургии (36%), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (15%), электроэнергетики (12%), химической, нефтехимической (11, 5%) и мукомольно-крупяной (10, 5%) промышленности. В Дальневосточном округе развиты цветная металлургия (16% общероссийской продукции) и пищевая промышленность.

Наиболее диверсифицированная отраслевая структура промышленности сложилась в Центральном, Приволжском и Уральском федеральных округах. В остальных же отраслевая специализация ориентирована на высокодоходные сырьевые экспортные производства.

На Приволжский и Центральный округа приходится около половины всей сельскохозяйственной продукции страны– соответственно 27, 0% и 22, 5%. Самая низкая ее доля – в Дальневосточном округе (3, 1%). Применительно к сфере розничной торговли диспропорции среди округов значительно увеличиваются. Так, на Центральный округ приходится свыше 40% всего оборота в стране, на Приволжский–16, 5%, по остальным округам значения не превышают 10%. Основной объем платных услуг населению также сконцентрирован в Центральном округе (почти 40%). В остальных округах этот показатель почти одинаков, за исключением Дальневосточного округа (6%).

Что касается финансово-бюджетной сферы, то наиболее благоприятное положение складывается в Центральном федеральном округе. Сбалансированность бюджетов территорий Дальневосточного и Южного округов в максимальной мере зависит от финансовой поддержки федерального центра.

Анализ объемов и структуры внешнеторговых операций позволяет оценить уровень и характер вовлеченности регионов в систему мирохозяйственных отношений. По степени открытости экономики лидируют Центральный, Сибирский и Уральский округа.

На Центральный округ приходится основной объем российского экспорта продукции топливно-энергетического комплекса, 20% экспорта продукции нефтехимического комплекса, а также продовольствия. Одновременно в округе концентрируется половина всего объема импорта страны по всем товарным группам за исключением продукции топливно-энергетического комплекса.

Северо-Западный федеральный округ специализируется на экспорте древесины и изделий из нее (40% всего российского экспорта) и машиностроительной продукции (20%); по 15% приходится на вывоз черных металлов и продовольственных товаров. В Южном федеральном округе сконцентрировано 20% всей отечественной торговли продовольственными товарами и сырьем для их производства.

Приволжский округ лидирует по объему торговли продукцией нефтехимического комплекса (треть). Отсюда экспортируется 20% продукции машиностроения и топливно-энергетического комплекса России. Поступают же в округ треть всех импортируемых нашей страной топливно-энергетических ресурсов, а также по 15% продукции машиностроения, черной и цветной металлургии.

Внешнеторговый профиль Уральского округа –экспорт продукции топливно-энергетического комплекса (34%), черной и цветной металлургии (20%).

Сибирский округ –лидер по экспорту продукции черной и цветной металлурги (35%), он вывозит также древесину (25%) и продукцию нефтехимического комплекса (20%). По импорту в регионы округа поступают 20% продукции топливно-энергетического комплекса и более 30% нефтехимической продукции.

Треть всего российского экспорта продовольствия и сырья для его производства осуществляет Дальневосточный округ.

В плане комплексной оценки социально-экономического положения округов наиболее благоприятная ситуация сложилась в Центральном, Приволжском и Уральском федеральных округах, самая сложная– в Дальневосточном.

В процессе реформирования государственной вертикали власти по линии укрупнения административно-территориальных образований в едином экономическом пространстве страны отмечается уменьшение различий по ряду социально-экономических параметров. Во всяком случае, предельные значения социально-экономических показателей по федеральным округам различаются между собой значительно слабее, чем аналогичные показатели по привычным экономическим районам. Так эти различия сократились: по размеру территории– с 36 до 9 раз; по численности населения – с 7 до 5; по объему производства валового регионального продукта – с 6 до 5; по объему производства промышленной продукции – с 5 до 4; по обороту розничной торговли – с 13 до 10; по платным услугам населению – с 12 до 9 раз. В наибольшей степени диспропорции между федеральными округами в сравнении с экономическими районами уменьшились в сфере промышленного производства, внешнеторгового оборота, поступлений налогов в бюджетную систему страны. Эта тенденция, с одной стороны, создает предпосылки повышения эффективности централизованного управления социально-экономическим развитием страны. С другой стороны, укрупнение административно-территориальных единиц вовсе не взорвало экономико-географического районирования России.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать