Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия
p align="left">Платежеспособность - это способность предприятия выполнять свои платежные обязательства. Для этого необходимо оценить ликвидность баланса.

Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств организации ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении активов, сгруппированных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков. В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на следующие группы.

А1. Наиболее ликвидные активы - к ним относятся все статьи денежных средств предприятия и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги).

А2. Быстро реализуемые активы - дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты.

А3. Медленно реализуемые активы - статьи раздела II актива баланса, включающие запасы, НДС, дебиторскую задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) и прочие оборотные активы.

А4. Трудно реализуемые активы - статьи раздела I баланса - внеоборотные активы.

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты.

П1. Наиболее срочные обязательства - к ним относятся кредиторская задолженность.

П2. Краткосрочные обязательства - это краткосрочные заемные средства и прочие краткосрочные пассивы.

П3. Долгосрочные обязательства - это статьи баланса, относящиеся к IV разделу, т.е. долгосрочные кредиты и заемные средства.

П4. Собственные средства - это статьи III раздела баланса «Капитал и резервы».

Вывод: таким образом, на начало года: А1<П1; А2>П2: А3<П3; А4<П4.

на конец года: А1<П1; А2>П2; А3<П3; А4<П4.

Следовательно, на начало и конец года баланс не ликвидный.

Сопоставление итого 1 группы по активу и пассиву, т.е. А1 и П1 (сроки до 3-х месяцев), отражает соотношение текущих платежей и поступлений. Сравнение итогов группы по активу и пассиву, т.е. А2 и П2 (сроки от 3-х до 6-ти месяцев), показывает тенденцию увеличения или уменьшения текущей ликвидности в недалеком будущем. Сопоставление итогов по активу и пассиву для III и IV группы отражает соотношение платежей и поступлений в соотносительно отдаленном будущем. Анализ, проводимый по данной схеме, достаточно полно представляет финансовое состояние с точки зрения возможностей своевременного осуществления расчетов.

Для более подробного анализа платежеспособности предприятия целесообразно использовать относительные показатели, представленные в таблице 3.

Таблица 3

Расчет основных показателей платежеспособности баланса

Показатель

Нормативное значение

Расчетные данные

на начало года

на конец года

Изменение

(+,-)

1

2

3

4

5

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,2-0,4

0,160

0,150

-0,010

Коэффициент критической ликвидности

0,5-1,0

0,843

1,052

0,209

Коэффициент текущей ликвидности (покрытия)

1,0-2,0

2,564

2,923

0,359

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности

-

-

..0,891

-

Коэффициент абсолютной ликвидности () показывает, какую часть краткосрочной задолженности организация может погасить в ближайшее время за счет денежных средств и приравненных к ним финансовых вложений. По данному показателю платежеспособность соответствует нормативному уровню. Следовательно, предприятие платежеспособно.

,

где ДС - денежные средства;

КФВ - краткосрочные финансовые вложения;

КО - краткосрочные обязательства.

;

.

Коэффициент критической ликвидности () показывает, какая часть краткосрочных обязательств организации может быть немедленно погашена за счет средств на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам. Коэффициент соответствует нормативному уровню, что означает платежеспособность предприятия.

;

где ДЗ - дебиторская задолженность;

ПОА - прочие оборотные активы.

;

.

Коэффициент текущей ликвидности (покрытия) () показывает, какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все оборотные средства. В нашем примере на начало года при =2,132 оборотных средств достаточно для покрытия своих краткосрочных обязательств. На конец года =1,991, что означает превышение краткосрочных обязательств над оборотными активами может свидетельствовать о рациональном вложении средств и эффективном их использовании.

;

где ОА - оборотные активы.

;

.

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности:

;

.

Т.к , что больше 1, следовательно, у предприятия есть возможности не утрачивать свою платежеспособность.

Задание 3

По данным отчета о прибылях и убытках (Приложение 2) провести анализ доходов организации. Расчеты представить в табл.4. Рассчитать основные показатели оценки доходов организации.

Таблица 4

Анализ динамики доходов организации

Показатель

Предыдущий год, тыс. руб.

Отчетный год, тыс. руб.

Изменение

(+,-)

1

2

3

4

1. Доходы организации- всего, в том числе:

7 704 150

7 391 300

-312 850

1.1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

6 811 655

6 432 620

-379 035

1.2. Проценты к получению

364 166

485 630

121 464

1.3. Доходы от участия в других организациях

1.4. Прочие доходы

528 329

473 050

-55 279

2. Расходы организации - всего

7 361 186

7 119 674

-241 512

Расчет основных показателей оценки доходов организации

1. Выручка от продажи в 1 руб. доходов, руб.

0,884

0,870

-0,014

2. Доходы на 1 руб. расходов, руб.

0,955

0,963

0,008

Выручка от продажи на рубль доходов (У) определяется соотношением выручки от продажи товаров, работ и услуг к доходам организации:

Уп.г. = ___6 811 655_= 0,884 Уо.г.= _6 432 620= 0,870

7 704 150 7 391 300

Данные таблицы показывают, что доходы предприятия уменьшились на 312 850 тыс. руб., уменьшилась также выручка от продажи на 379 035 т. руб. В связи с уменьшением выручки увеличились расходы организации на 241 512 т. руб. Выручка от продажи в 1 рубль доходов уменьшилась на 0,014 руб., а доходы на рубль расходов увеличились на 0,008 руб.

Выполненные расчеты дают основание утверждать, что на увеличение расходов существенное влияние оказало увеличение доходов на 1 руб. расходов. Можно сказать, что это хороший знак - были использованы возможности по оптимизации произведенных расходов, что обеспечивает рост рентабельности продаж.

Задание № 4

По данным бухгалтерского баланса (Приложение 1) и отчета о прибылях и убытках (Приложение 2) рассчитать влияние факторов на изменение рентабельности активов: рентабельности продаж, коэффициента оборачиваемости собственного капитала, коэффициента автономии. Результаты представьте в таблице 5.

Таблица 5

Факторный анализ рентабельности активов организации (по данным формы №1 и формы №2)

Показатель

Алгоритм расчета

Предыдущий год

Отчетный год

Изменение

(+,-)

1

2

3

4

5

Исходные данные

1. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода, тыс. руб

ф.№ 2 стр.190

342 964

271 626

- 71 338

2. Среднегодовые остатки всех активов, тыс. руб.

ф.№1 (стр.300 на н.г. + стр.300 на к.г.) / 2

2 150 600

2315650

165 050

3. Среднегодовые остатки собственного капитала, тыс. руб.

ф.№1 (стр.490на н.г. + стр.490 на к.г.) / 2

1 078 725

1163331

84 606

4. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

ф.№2 стр.010

6 811655

6 432620

- 379 035

Расчетные данные

5. Рентабельность активов, %

ст.1/ст.2

15,95

11,73

-4,22

6. Коэффициент автономии

ст.3/ст.2

0,5016

0,5024

0,0008

7. Коэффициент оборачивае-мости собственного капитала

ст.4/ст.3

6,3145

5,5295

-0,785

8. Рентабельность продаж, %

ст.1/ст.4

5,03

4,22

-0,81

Расчет влияния факторов

9. Изменение рентабельности активов, %

X

X

X

-4,23

в том числе за счет факторов:

а) коэффициента автономии (независимости)

X

X

X

-1,04

б) коэффициента оборачиваемости собственного капитала

X

X

X

-3,21

в)рентабельности продаж, %

X

X

X

0,02

Баланс отклонений, %

X

X

X

- 4,23

Под рентабельностью активов понимается соотношение сальдированного финансового результата (чистая прибыль) и стоимости активов организации (средняя арифметическая величина валюты баланса на начало и на конец периода). Показывает способность активов компании порождать прибыль.

Предыдущий год: Рентабельность активов = 342 964 / 2 150 600 * 100 = 15,95%;

Отчетный год: Рентабельность активов = 271 626 / 2 315 650 * 100 = 11,73%;

Коэффициент автономии- доля собственных средств предприятия в общей сумме активов баланса. Он характеризует степень финансовой независимости от кредиторов.

Предыдущий год: Коэффициент автономии = 1 078 725 / 2 150 600 = 0,5016;

Отчетный год: Коэффициент автономии = 1 163 331 / 2 315 650 = 0,5024;

Существует мнение, что коэффициент автономии не должен снижаться ниже 0,5 - 0,6. Считается, что при малом значении этого коэффициента невозможно рассчитывать на доверие к предприятию со стороны банков и других инвесторов.

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала показывает скорость оборота собственного капитала. Резкий рост отражает повышение уровня продаж. Существенное снижение показывает тенденцию к бездействию собственных средств.

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала (Коб-тиСК) рассчитывается по формуле, где числитель - чистая выручка от реализации, знаменатель - средний за период объем собственного капитала:

Предыдущий год: Коб-тиСК = 6 811 655 / 1 078 725 = 6,3145;

Отчетный год: Коб-тиСК =6 432 620 / 1 163 331 = 5,5295;

Рентабельность продаж вычисляется как отношение чистой прибыли к обороту и прочим торговым доходам (к выручке от продаж).

Коэффициент рентабельности продажхарактеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности и показывает, сколько предприятие имеет чистой прибыли с рубля.

Предыдущий год: Рентабельность продаж = 342 964 / 6 811 655 * 100 = 5,03%;

Отчетный год: Рентабельность продаж = 271 626 / 6 432 620 * 100 = 4,22%;

Расчет влияния факторов

Чтобы рассчитать влияние факторов на изменение рентабельности активов используем модель Дюпона.

Рентабельность активов можно представить путем расширения исходной факторной системы (, умножив и разделив числитель и знаменатель на исходные показатели. В результате получаем трехфакторную мультипликативную модель рентабельности активов от ряда новых качественных показателей:

,

где - доля оборотных активов в общей величине активов, коэф.;

- оборачиваемость оборотных активов, коэф.;

- рентабельность продаж, %.

Подставив данные, получаем: 15,95 = 0,5016 * 6,3145 * 5,03.

Влияние вышеперечисленных факторов на изменение рентабельности активов рассчитываем с использованием метода цепных подстановок:

1-я подстановка: 4,22 * 6,3145 * 0,5594 = 14,91;

Изменение рентабельности продаж: 14,91 - 15,95 = -1,04;

2-я подстановка: 4,22 * 5,5295 * 0,5016 = 11,70;

Изменение коэффициента оборачиваемости собственного капитала: 11,70 - 14,91 = -3,21;

3-я подстановка: 4,22 * 5,5295 * 0,5024 = 11,72;

Изменение коэффициента автономии: 11,72 - 11,70 = 0,15.

Баланс отклонений = - 1,04 - 3,21 + 0,02= - 4,23

Совокупное влияние всех факторов (- 4,23) сложилось под воздействием фактора снижения рентабельности продаж (- 1,04), замедления оборачиваемости собственного капитала (- 3,21) и увеличения коэффициента автономии (0,02).

Таким образом полученный эффект увеличения рентабельности активов в основном произошел из-за увеличения коэффициента оборачиваемости собственного капитала.

Задание 5

Проанализируйте влияние на изменение прибыли от продаж факторов, указанных в таблице 6:

- объема продаж;

- себестоимости продукции;

- коммерческих расходов;

- управленческих расходов;

- цен на проданную продукцию;

- изменение структуры проданной продукции.

Дайте оценку факторам и сделайте общий вывод.

Таблица 6.

Исходная информация для проведения факторного анализа прибыли от продаж, тыс. руб.

Показатель

Предыдущий год

Фактически по ценам и затратам предыдущего года

Отчетный год

1. Выручка от продаж

6 811 655

6 615 840

6 432 620

2. Себестоимость проданной продукции

6 097 352

5 987 430

5 817 260

3. Коммерческие расходы

122 580

119 190

114 642

4. Управленческие расходы

320 940

341 250

384 110

5. Прибыль от продаж

270 783

167 930

116 608

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать