Кредитная политика банка
p align="left">Не существует идеального значения рассмотренного выше коэффициента. Однако существует сложившееся мнение о максимально допустимой величине этого коэффициента для компании определенного размера, занятой определенной деятельностью в определенной стране. Если предприятие собирается одолжить еще денег, то доля заемного капитала может превысить допустимую величину, и банк, как и другие инвесторы, постарается отказать в предоставлении кредита. Так же, как и по другим коэффициентам, необходимо анализировать динамику этого показателя.

Если клиент просит ссуду, то коэффициент зависимости его предприятия увеличивается. Банку приходится решать, насколько допустимым будет новое значение этого коэффициента.

Если коэффициент зависимости резко увеличивается, то необходимо тщательное наблюдение, поскольку здесь может быть спекуляция на программе расширения и роста предприятия и, соответственно, привлечение внешних инвесторов для финансирования этой программы.

Коэффициент задолженности предприятия учитывает все заемные.

Максимальное безопасное значение этого коэффициента около 50%. Это означает, что половина всего капитала предприятия финансируется его владельцами. Однако на практике значение коэффициента больше 50% не является чем-то необычным. Более существенными для анализа являются тенденции в изменении этого коэффициента. Если коэффициент имеет тенденцию возрастания и его значение превысило 50%, то это может вызвать озабоченность банка.

Прибыль или отсутствие таковой являются основными факторами, от которых зависит, сможет ли данная фирма (предприятие) вернуть предоставленный ей кредит с процентами. Поэтому соответствующая информация, содержащаяся как в отчете о прибыли и убытках, так и в балансе, представляет существенный интерес для банка при принятии им решения о кредитовании.

Основными моментами, на которых работник банка должен сосредоточить свое внимание при анализе прибыльности данного предприятия, являются:

валовая прибыль на 1 млн. руб. реализации (валовая маржа);

чистая прибыть на 1 млн. руб. реализации (чистая маржа);

каковы тенденции изменения этих величины;

изменяются ли они с разной скоростью;

как повлияют на прибыльность предприятия новые кредиты.

При анализе отчета о прибыли и убытках прежде всего следует обратить внимание на величину прибыли или убытков за определенный период. При этом убытки или незначительная прибыль должны вызвать определенную озабоченность, тогда как высокая прибыль должна рассматриваться как показатель стабильности фирмы.

Естественно, анализ прибыльности не является настолько простым. Необходимо провести сравнительный анализ деятельности фирмы за данный и прошедшие периоды, выяснить, наблюдалась тенденция роста или уменьшения прибыли, или она была постоянной из года в год.

Как можно определить, является ли величина прибыли достаточно большой или она слишком мала и неудовлетворительна?

Если прибыль слишком мала, то в чем причина этого явления?

Эта дополнительная информация может быть получена из анализа коэффициентов и, в частности:

динамики изменения величины прибыли и объема реализации;

коэффициентов прибыльности: валовая маржа и чистая маржа;

коэффициентов удельных затрат на производство;

отношение величины прибыли к капиталу предприятия.

Если банк имеет информацию о прибыли, которую получало данное предприятие за последние три года (или больший период), то он может проследить тенденции в изменении этого показателя, определяя темпы роста или снижения по годам.

Небольшая маржа свидетельствует о том, что если предприятие в будущем увеличит издержки, снизит объем продажи или цену на товар, то оно станет убыточным.

Динамика маржи позволяет оценить изменение рентабельности предприятия.

В общем случае следует ожидать роста прибыли с ростом объема реализации. Однако это не всегда так, поскольку с ростом реализации

издержки производства могут расти быстрее объема реализации, и величина прибыли уменьшится.

Изменение объема реализации оценивают на основании относительных показателей, поскольку:

это позволяет отслеживать рост предприятия;

рост объема реализации можно сравнить с ростом прибыли. Чистая прибыль должна расти быстрее чем реализация, в противном случае увеличение затрат может выйти из под контроля, что приведет к уменьшению прибыли.

Одним из способов оценки достаточности прибыли является вычисление рентабельности. Рентабельность может быть определена в виде двух коэффициентов - валовой и чистой маржи. Валовая маржа (ВМ) рассчитывается по формуле (2.6.):

где ВП - валовая прибыль;

ОР - объем реализации.

Валовая прибыль - разница между выручкой от реализации товаров и прямыми затратами. Следовательно, валовая маржа характеризует, главным образом, величину вновь созданной стоимости, приходящуюся на 1 млн. руб. объема реализации. Чистая маржа (ЧМ) рассчитывается по формуле (2.7.):

где ЧП - чистая прибыль.

Чистая маржа является более реальной оценкой деятельности предприятия. Для предприятия чистая прибыль - это прибыль, оставшаяся после вычета налогов (но до выплаты дивидендов). Таким образом, чистая прибыль является "нижней линией" прибыли, оставшейся после вычета всех затрат из доходов.

Зачастую причиной снижения (увеличения) прибыльности данной фирмы является рост (уменьшение) затрат. Для того чтобы выявить причину снижения (увеличения) показателей рентабельности, необходимо разложить затраты на отдельные составляющие (например, прямые затраты, административные расходы, сбытовые издержки, финансовые платежи).

Предположим, что за анализируемый промежуток времени тенденции изменения валовой и чистой маржи различны. Что из этого следует?

Если валовая маржа растет быстрее, чем чистая маржа, то это может означать:

уменьшение объема реализации;

дополнительный рост накладных расходов.

Если валовая маржа растет медленнее, чем чистая маржа, или первый показатель уменьшается, когда второй растет, это может означать:

увеличение объема реализации;

дополнительное увеличение прямых затрат.

Анализ показателей маржи за прошедшее время позволяет банку прогнозировать ситуацию, которая может сложиться в будущем. В частности, представляет интерес оценка того, как повлияет новый кредит на рентабельность фирмы.

Естественно, ответ на этот вопрос зависит как от вида деятельности фирмы, так и от того, на какие цели предполагается использовать предоставленные средства.

Если клиент стремится получить кредит для расширения фирмы, то существует большая вероятность того, что валовой доход снизится. Чтобы увеличить объем реализации, фирма должна снизить цены реализации, что приведет к снижению валовой прибыли.

Влияние роста объема реализации на чистую прибыль будет определяться тем, в какой степени фирма будет способна контролировать накладные расходы, особенно административные и сбытовые, и насколько велики проценты по предоставленному кредиту.

Если клиент использует предоставленный кредит на приобретение фиксированных активов, то потребуется определенный период времени на освоение этих средств, прежде чем они будут приносить прибыль. В этом случае банку нужно проверить, будет ли прибыль, извлекаемая фирмой без вновь приобретенных средств, достаточной для погашения задолженности по предоставленному кредиту.

Если банк рассматривает вопрос и возможности кредитования какой-либо фирмы, то он может быть заинтересован в определении коэффициента покрытия по кредиту (КПК), который определяется (2.8.):

где П - прибыль до вычета процентов;

ВП- выплаты по процентам.

Это отношение определяет "безопасные границы" при кредитовании, то есть оно показывает, достаточна ли величина прибыли, извлекаемой данной фирмой, для погашения задолженности по ссуженным ей средствам, даже если в будущем прибыль уменьшится.

Если банк принял решение предоставить кредит, он должен помнить, что проценты по предоставленному кредиту не должны быть слишком высоки, то есть, они не должны существенно уменьшить прибыль, извлекаемую фирмой. Минимальное значение "коэффициента безопасности" должно быть в интервале от 3 до 4.

Снижение объема реализации или рост процентных ставок по кредиту, равно как и рост других расходов, в большей степени отразится на предприятии с большими постоянными расходами, чем на предприятии с низкими фиксированными затратами. У таких предприятий затраты снижаются с падением объема реализации.

Как уже отмечалось, для того чтобы оценивать возможности погашения данной фирмой задолженности по предоставленному кредиту, необходимо сопоставить величину получаемой прибыли и объем реализации и рассчитать коэффициент рентабельности. Однако, этот коэффициент не позволяет окончательно судить о достаточности прибыли. Часть прибыли, извлекаемой фирмой, идет на выплату вознаграждений лицам, которые вложили в эту фирму свои деньги. Размер прибыли должен быть достаточно большим, чтобы обеспечивать необходимый доход на вложенный капитал. Измерив значение дохода на вложенный капитал, мы должны определить, насколько он велик или мал.

Это можно сделать следующими способами:

- определить тенденции изменения;

- сравнить значения дохода различных предприятий, фирм данной отрасли, выбирая для сравнения предприятие со сходной величиной собственного капитала;

сравнить реально достигнутые значения дохода с тем, которое было запланировано.

3. Совершенствование расчетной схемы оценки кредитоспособности в рамках финансовой политики ОАО "УРСА БАНК"

3.1 Расчет доли инвесторов и кредиторов в капитале ссудозаемщика

Предприятие обращается в банк с просьбой о помощи при покупке нового оборудования для мини-завода стоимостью 30 млн. руб. Предприятие само собирает 10 млн. руб. за счет решения директоров-владельцев о выпуске акций (см. приложение 1).

Не принимая во внимание никаких других обстоятельств, определим долю владельцев в имуществе предприятия и долю банка, которая указана в (табл. 3.1).

Таблица 3.1 Данные из баланса ОАО "А"

Основные средства

(млн. руб.)

Недвижимость (первоначальная стоимость 36 млн. руб., рыночная стоимость 50 млн. руб.)

40

Машины и оборудование

17

Транспортные средства

18

Итого стр.1+стр.2+стр.З

75

Оборотные активы

II раздел баланса

20

III раздел баланса

24

Итого стр.6+стр.7

44

Оборотные пассивы

Краткосрочные кредиты банков

4

Краткосрочные займы, расчеты с кредиторами

15

Итого стр.11 + стр.12

19

Чистые оборотные активы = стр.9 - стр.14

25

Капитал, сформированный за счет продажи простых акций

0,1

Добавочный капитал

4

Нераспределенная прибыль отчетного года

80,9

Стр.20 = стр.16 + стр.17

85

Доля владельцев

170

На текущий момент: акционерный капитал и резервы

100

скрытый резерв (50-40)

10

Предполагаемое привлечение свободного капитала

10

Чистая стоимость имущества

120

Доля банка

130

Краткосрочный кредит

4

Предполагаемая ссуда

20

Проверим предприятия на ликвидность (см. приложение 2). Рассмотрим в качестве примера соответствующие статьи балансов предприятий "Г" и "Д" (табл 3.2), (табл. 3.3).

Таблица 3.2 Оборотный капитал предприятий "Г" и "Д"

Предприятие "Г" (млн. .)

Предприятие "Д" (млн. .)

I. Оборотные активы

1 . Запасы

60

84

2. Дебиторская задолженность

30

35

Итого

90

119

П. Оборотные пассивы

1 . Краткосрочные кредиты банков

30

30

2. Кредиторская задолженность

25

40

Итого

55

70

III. Оборотный капитал (I - II)

35

49

Таблица 3.3 Коэффициенты ликвидности предприятий "Г" и "Д"

Предприятие"Г"

Предприятие "Д"

Коэффициент достаточности оборотного капитала

90/55=1,64

119/70=1,7

Коэффициент мгновенной ликвидности

30/55=0,55

35/70=0,5

Оба предприятия имеют примерно одинаковые коэффициенты достаточности оборотных средств и мгновенной ликвидности, причем последние имеют низкие значения.

Оборот запасов для конкретного предприятия будет определятся так, стоимость товарных запасов, которые имеет магазин розничной торговли, составляет в среднем 150 млн. руб.- оборотные активы (ОА), а стоимость оптовых покупок у поставщиков за год - 1800 млн. руб.- (оборотные пассивы), то период оборачиваемости запасов (ПОЗ) составит:

- ПОЗ=(150/1800)*360 = 30 (дней), или 12 раз в год.

Это означает, что время нахождения запасов в магазине перед их продажей составляет в среднем 30 дней. Сама по себе эта информация мало что значит, и нужно определить имеющиеся тенденции. Длительность оборота товаров за последние 3 года изменялась следующим образом:

первый год - 15 дней;

второй год - 22 дней;

- третий год (текущий) - 30 дней - налицо ухудшение. Товары перед продажей долго хранятся. Уменьшается объем продажи без соответствующего уменьшения величины запасов товаров или запасы увеличиваются соответствующего увеличения объема их продажи; здесь возможна одна из трех причин:

в прошлом было сделано много закупок этих товаров населением;

торговля велась неэффективно, не удалось получить соответствующее количество заказов от потребителей;

устаревшие товары не были списаны, а новые уже куплены.

3.2 Расчет периода погашения предприятием внешних долгов

Ниже приводятся данные за последние три года годового товарооборота и общей дебиторской задолженности ОАО "Е" по состоянию на 31 декабря. Долг предприятия на конкретный момент времени (момент подачи кредитной заявки) является важным показателем при оценке кредитоспособности. Кредитор может искусственно повышать величину долга с целью получение более высоких процентных отчислений в будущих периодах (табл.3.4).

Таблица 3.4 Дебиторская задолженность предприятия "Е"

Год

Продажа (млн. руб.)

Дебиторская задолженность на 31декабря (млн.руб.)

2003

1460

224

2004

2409

422

2005

2700

540

Рассмотрим объемы продаж предприятия "Е" (Рис. 3.1).

Рис. 3.1. Объемы продаж предприятия "Е" (млн. руб.)

Дебиторскую задолженность предприятия "Е" (Рис. 3.2).

Рис.3.2 Дебиторская задолженность предприятия "Е" (млн. руб.)

Таблица 3.5 Период погашения дебиторской задолженности предприятия "Е"

Год

Период погашения дебиторской задолженности (дни)

2003

(224/1460)х360=55

2004

(422/2 409)х360=63

2005

(540/2700)х360=72

Период погашения дебиторской задолженности предприятия "Е" (табл. 3.5). Поскольку период погашения дебиторской задолженности увеличивается, это означает, что управление кредитами, предоставленными предприятием, ухудшается. Если бы этот период в 2005 г. был такой же, как в 2003 г., то вложения в предприятия-должники составили бы (55/360)х2700=412 (млн. руб.) Это на 127 млн. руб. меньше, чем реальные вложения, и предприятие, в свою очередь, могла уменьшить потребность в заемных средствах на эту сумму только за счет контроля за погашением дебиторской задолженности (Рис. 3.3).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать