Операции коммерческих банков с драгоценными металлами
оставной частью данного фонда является Алмазный фонд Российской Федерации, который представляет собой собрание уникальных самородков драгоценных металлов и уникальных драгоценных камней, имеющих историческое и художественное значение, а также собрание уникальных ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 7 Закона РФ от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»). Федеральный Закон РФ от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»

Согласно статье 9 указанного Закона субъекты Российской Федерации по согласованию с Правительством РФ могут создавать свои государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней. Государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации используются в соответствии с решением органов власти субъектов РФ и являются собственностью субъектов РФ.

Создание данного фонда регулируется Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1999 г. № 537 «О порядке согласования вопроса о создании государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней субъекта Российской Федерации». Постановление Правительства РФ от 15 мая 1999 г. № 537 «О порядке согласования вопроса о создании государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней субъекта Российской Федерации»

Центральный банк России и специально уполномоченные банки имеют право совершать сделки купли-продажи природных драгоценных камней за свой счет или за счет своих клиентов (по договорам комиссии или поручения), осуществлять залоговые операции и совершать другие виды сделок, предусмотренные действующим законодательством.

Центральный банк РФ определяет перечень и характер операций с природными драгоценными камнями, которые могут совершать специально уполномоченные банки в пределах прав, предоставленных им Положением о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории РФ, включая сделки купли-продажи за свой счет и за счет клиентов по договорам комиссии или поручения, заключаемым с: обрабатывающими организациями; другими специально уполномоченными банками; с промышленными потребителями; инвесторами.

Инвесторы могут совершать сделки по купле-продаже обработанных драгоценных камней, их хранение, изготовление из них ювелирных изделий только через специально уполномоченные банки по заключенным с ними договорам поручения. Продажа несертифицированных ограненных природных драгоценных камней гражданам не допускается. Владельцы драгоценных камней могут использовать их в качестве залога.

Удовлетворение требований залогодержателя может быть осуществлено только за счет денежных средств, полученных в результате реализации в установленном порядке природных драгоценных камней, при преимущественном праве их покупки Минфином России и Центральным банком РФ.

Не допускается использование природных драгоценных камней в качестве средства платежа, а также при расчетах за кредиты, предоставляемые коммерческими банками юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, использующим драгоценные камни в производстве своей продукции.

ЦБ РФ и Минфин России совместным письмом от 03 октября 1996 г. «О порядке применения Положения о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории РФ, утвержденного Правительством Российской Федерации от 27 июня 1996 г. № 759» утвердили перечень операций и сделок, совершаемых банками с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации. К этим операциям кроме указанных в вышеназванном Положении относятся: 1) сделки купли-продажи как за свой счет, так и за счет клиентов по договорам (комиссии или поручения), заключаемым с обрабатывающими организациями, другими специально уполномоченными банками, с промышленными потребителями, инвесторами; 2) залоговые операции с природными драгоценными камнями при условии реализации залога в соответствии с требованиями вышеназванного Положения.

Согласно Федеральному закону «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» Федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 41-Ф3 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» юридические лица, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, должны встать на специальный учет в государственной инспекции пробирного надзора, на территории которой они совершают эти операции.

1.3 Роль золота в деятельности коммерческих банков

Золото играет очень важную роль в финансовой политике Российской Федерации. Аффинированное золото в слитках, находящееся в федеральной собственности, образует золотой запас Российской Федерации. Он предназначен для осуществления финансовой политики государства и удовлетворения экстремальных потребностей РФ при чрезвычайных ситуациях. Создание золотого запаса России регулируется статьей 8 Закона РФ от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Закон РФ от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»

Золотовалютные резервы - государственные запасы золота и иностранной валюты, хранящиеся в центральном банке или в финансовых органах, а также принадлежащие государству золото и иностранная валюта в международных валютно-кредитных организациях.

Золотовалютные резервы ЦБ - в РФ - величина резервных активов Центрального Банка РФ и Минфина, которые включают:

- монетарное золото; - специальные права заимствования; - резервную позицию в МВФ; - остатки на текущих счетах; - краткосрочные депозиты в банках; - ценные бумаги иностранных правительств; - другие ликвидные валютные активы.

Валютные активы пересчитываются в доллары США исходя из кросс-курсов иностранных валют, рассчитанным на основе официальных курсов валют, установленных Центральным Банком и действующих на отчетную дату.

Золотое обеспечение - золотой запас страны, предназначенный для покрытия банковской эмиссии, размеры которой устанавливаются ее правительством.

Золотое покрытие - отношение золотого резерва к количеству денег в обращении.

Золотой фиксинг - ежедневная фиксация ведущими дилерами рыночной цены золота на основе соотношения спроса и предложения.

Монетарное золото - золото, хранимое органами государственной власти в качестве финансового актива.

В отличие от большинства других металлов, золото появляется в больших количествах в чистой форме. Это - то, почему люди стали заинтересованными этим металлом. Первые открытия были сделаны в первом столетии ВС, когда золото было вымыто от речного песка в Bgypt.

Сегодня золото главным образом добывается как полезное ископаемое. Наиболее важные производящие золото страны в мире - Южная Африка, прежний Советский Союз, США, Австралия. Другие области, где золото произведено, должны быть найдены в Канаде, Бразилии, Колумбии, Гане, Филиппинах и раньше в Китае.

Всемирные золотые рынки отличаются от друг друга не только в их структуре но также и в их функциях. Важное различие должно быть оттянуто между первичными и вторичными рынками. Первичные рынки - которые получают недавно добытое золото, которое они тогда распределяют или непосредственно или через вторичные рынки.

Главные первичные золотые рынки, которые часто называются оптовыми торговцами, являются Цюрихом и Лондоном, вторичными золотыми рынками, которые являются розничными дилерами, - Франкфурт, Париж, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго, Панама, Сингапур, Гонконг, Кувейт и другие.

Одна часть золотого запаса РФ хранится в Центральном банке РФ. Она учитывается на его счетах. Решение о расходовании этой части золотого запаса РФ принимается ЦБ РФ в порядке, согласованном с Правительством РФ. Отчет о состоянии учитываемой на счетах ЦБ РФ части золотого запаса России представляется ЦБ РФ Государственной Думе как составная часть доклада председателя Банка России о деятельности ЦБ РФ. Бауэр В. Золото в системе цифровых денег // Финансист. 2001. № 9. С. 68-74.

Другая часть золотого запаса РФ находится в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации. Она учитывается на счетах специального уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Басов А.И. Роль золота и других драгоценных металлов в составе золотовалютных резервов // Финансы и кредит. 2003. № 3.

Эта часть золотого запаса Российской Федерации используется в соответствии с планами, утвержденными Правительством РФ, в стоимостных объемах, устанавливаемых Федеральным законом о федеральном бюджете. Эти планы принимаются ежегодно с указанием конкретных целей отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней.

Отпуск золота из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ для проведения операций на внешнем и внутреннем рынке, а также отпуск его сверх плана производится только по решению Президента России.

Правительство РФ своим постановлением от 27 июня 1998 г. № 861 утвердило Генеральные условия эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом.

Эти условия определяют порядок эмиссии и обращения долговых обязательств РФ в форме именных беспроцентных облигаций, погашаемых золотом (т. е. золотых сертификатов).

Золотые сертификаты являются государственными ценными бумагами, предоставляющими их владельцу право на получение в срок погашения, определенный условиями выпуска, золота в слитках (ГОСТ 28058-89, ОСТ 117-30-96) в количестве, эквивалентном 1 кг химически чистого золота за каждый погашаемый сертификат. Фаненко М.А. Перспективы золота как инструмента международной ликвидности // Банковские услуги. 2004. № 12.

Эмитентом золотых сертификатов от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации.

Эмиссия золотых сертификатов осуществляется отдельными выпусками. Параметры выпуска (в том числе дата выпуска, номинальная стоимость, объем выпуска, количество сертификатов, дата погашения) определяются Министерством финансов Российской Федерации. Золотые сертификаты одного выпуска равны между собой по объему предоставляемых владельцу прав. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые золотыми сертификатами каждого выпуска, является глобальный сертификат, оформляемый на этот выпуск Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Золотые сертификаты выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Номинальная стоимость одного золотого сертификата равняется действующей цене покупки Центральным банком Российской Федерации 1 кг химически чистого золота на дату выпуска золотого сертификата.

Золотые сертификаты передаются субъектам добычи драгоценных металлов на основании заключенных договоров в обмен на эквивалентное количество драгоценных металлов, направляемых на пополнение государственных запасов и резервов. Порядок учета, размещения и погашения золотых сертификатов определяется Министерством финансов Российской Федерации. Владельцами золотых сертификатов в соответствии с законодательством Российской Федерации могут быть юридические и физические лица.

Использование и обращение слитков золота, полученных при погашении золотых сертификатов, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, можно сделать вывод, в настоящее время драгоценные металлы являются объектом купли-продажи на международных и внутренних товарных и финансовых рынках, а также первичного и вторичного, биржевого и внебиржевого рынков.

Использование драгоценных металлов в деятельности коммерческих банков осуществлялось еще в начале XX века. В то время важнейшими кредиторами российской золотопромышленности становятся коммерческие банки, роль государственного кредитования заметно сокращается. Установление широких и действенных связей с банками могло стать важным этапом в эволюции российской золотопромышленности, развивавшейся в условиях острого дефицита капиталов.

Современному Российскому банковскому рынку драгоценных металлов 10 лет -- в 1996 году Центральный банк России выпустил несколько базовых инструкций, регламентирующих банковские операции с драгметаллами. Эти нормативные документы разрешили банкам покупать и продавать слитки, открывать обезличенные металлические счета, выдавать кредиты под залог мерных слитков и предоставлять займы в виде слитков.

В настоящее время золото играет очень важную роль в финансовой политике Российской Федерации. Аффинированное золото в слитках, находящееся в федеральной собственности, образует золотой запас Российской Федерации. Он предназначен для осуществления финансовой политики государства и удовлетворения экстремальных потребностей РФ при чрезвычайных ситуациях.

Глава 2. Анализ динамики развития операций коммерческих банков с драгоценными металлами в Сибирском банке Сбербанка РФ

2.1 Исследование динамики развития операций коммерческих банков с золотом

Началу периода активного развития операций коммерческих банков с золотом послужил Федеральный Закон РФ от 9.10.92 г. N 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле», которым алмазы и золото выводятся из-под валютного регулирования, перестают быть валютными ценностями - как это и принято во всём мире, поэтому золото перестало быть валютной ценностью. www.skbbank.com.ru

Можно сказать, что за прошедшие три года в России сформировался новый рынок драгоценных металлов, который функционирует. Наиболее активными участниками рынка драгоценных металлов (кроме государства) являются коммерческие банки. Деятельность коммерческих банков на этом новом сегменте рынка активизировалась с целью привлечения их капиталов для развития золотодобывающей отрасли и создания нового банковского рынка. Филиппенко А. Добыть и сберечь // Мировая экономика, №2, 2005. - с. 9.

Анализ деятельности российских коммерческих банков на внутреннем рынке золота подтверждает, что определяющим фактором для проведения операций с золотом, является не их непосредственная близость к добывающим предприятиям, а общее финансовое положение банка, и территориальный аспект здесь влияет скорее с точки зрения общего экономического состояния региона.

Опыт банков, ведущих активную деятельность на рынке драгоценных металлов, выявил ряд проблем этого зарождающегося сегмента рынка. Предпринимаемые в последнее время попытки по созданию совместных с золотодобытчиками предприятий по добыче и аффинажу шлихового золота наталкиваются на проблему чрезвычайно низкой рентабельности вложений по сравнению с традиционными банковскими операциями. Тем не менее, банки принимают все более и более активное участие в авансировании золотодобычи.

Одной из наиболее серьезных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие внутреннего рынка драгоценных металлов в России, является слабая ликвидность золота для реальных инвесторов (юридических и физических лиц). Это объясняется тем, что при продаже им банковских слитков и монет из драгоценных металлов взимается НДС, размер которого делает эту операцию экономически нерентабельной.

Поработав в течение некоторого времени с мерными слитками драгоценных металлов, банки пришли к выводу, что у населения до тех пор не возникнет серьезного интереса к инвестициям в драгоценные металлы и до тех пор золото не составит конкуренцию доллару в нашей стране, пока с продажи мерных слитков населению не будет снят НДС. Винницкий Д.В. Российское налоговое право. - СПБ.: Пресс, 2004. - с. 256.

Во всем мире драгоценные металлы являются валютной ценностью аналогично свободно конвертируемым валютам и продаются и покупаются без дополнительного налогообложения. В нашей стране золото имеет как бы двойную сущность. С одной стороны, когда оно свободно продается, на межбанковском рынке или ЦБ РФ и не покидает сертифицированных хранилищ, оно считается валютной ценностью и обращается без НДС. Но как только золото покидает сертифицированное хранилище, оно становится товаром и тут же облагается НДС. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ, в редакции, действующей с 01 января 2006 года Складывается ситуация: если инвестор покупает слиток и хочет забрать его из банка, он должен заплатить за него на 18% больше стоимости слитка. Если же он захочет его продать, то банк купит его без НДС. Таким образом, инвестор теряет 18% стоимости слитка. Никакие положительные колебания цен на рынке не сделают эту операцию доходной для инвестора. Следовательно, пока с операций с мерными слитками не будет снят НДС, ни о какой дедолларизации нашей экономики не может быть и речи.

Появилась новая услуга - покупка населением слитков золота. За время кризиса на руках населения оказалось около 7 тонн золота в мерных слитках. Генкин А.С. Частные деньги: история и современность. - М.: Альпина Паблишер, 2002. С. 308. Коммерческие банки стали задумываться и о проблеме последующего выкупа слитков. Банки готовы предоставить эту услугу, и если бы поправки к закону об НДС были бы приняты, ликвидность рынка мерных слитков могла бы существенно возрасти.

Вообще, в последнее время золото нередко сравнивают по надежности вложения средств с долларом. На самом деле, это не совсем оправдано. Речь, скорее, должна идти о диверсификации средств предприятий, банков, других юридических и физических лиц с точки зрения распределения рисков. Их (средства) можно разместить в недвижимость, ценные бумаги, в различные проекты. Вложения в золото наиболее надежны и являются средством защиты от инфляции.

Будущее российской золотодобычи (как и дальнейшее развитие этого нового банковского рынка) связано с формированием холдингов, способных гибко маневрировать как природными, так и финансовыми ресурсами, обеспечивая устойчивость своего финансового положения при разной конъюнктуре рынка драгоценных металлов.

С вопросами законодательного регулирования рынка золота тесно связаны вопросы валютного регулирования. Под валютным регулированием понимается деятельность уполномоченных государственных органов по регламентированию порядка совершения валютных операций. Ранее отмечалось, что в условиях перехода к рыночным отношениям в нашей стране коренным образом изменилась политика государства во внешнеэкономической сфере, изменился тип валютного режима, была отменена государственная валютная монополия.

В настоящее время целью валютного регулирования является поддержание стабильного курса национальной валюты по отношению к курсам валют других государств. Валютное регулирование включает в себя следующие направления: определение политики валютного курса и официальных валютных интервенций; проведение валютного контроля; управление официальными валютными резервами; участие в международных валютно-кредитных организациях. Тосунян Г.А., Емелин А.В. Валютное право РФ - М.: Дело, 2002 - С. 11.

Реализация валютного регулирования подразумевает применение целого комплекса различных мер, осуществляемых государством по регламентации валютных операций резидентов и нерезидентов, осуществляемых ими платежей, инвестиций, порядка ввоза, вывоза за пределы страны валютных ценностей и валюты Российской Федерации и т.п. Балабанов И.Т. Драгоценные металлы и драгоценные камни.- М.: Финансы и статистика, 2003. - 185 с.

Среди множества способов надежного сохранения сбережений один из самых древних и наиболее известных - покупка монет и слитков драгоценного металла. До сих пор на территории страны находят клады золотых царских червонцев - валюты на все времена, которые и сейчас еще можно продать и купить. Несмотря на все потрясения, пережитые нашей страной, они не потеряли своей ценности, а, наоборот, преумножили ее. Сегодня вкладывание средств в драгоценные металлы по-прежнему актуально. Во-первых, это защита сбережений уже от абсолютно любых - политических, экономических - потрясений. Во-вторых - замечательный подарок. В-третьих - предмет коллекционирования, которым всегда можно удивить знакомых.

Первым направлением в работе банка с драгоценными металлами стала продажа памятных монет, выпущенных Госбанком СССР и Банком России. Сбербанк начал совершать эти операции в 1996 году. Постепенно наращивая объемы операций и развивая сеть филиалов, работающих с монетами, банк достиг значительных успехов. В настоящее время монеты из драгоценных металлов можно приобрести в 329 филиалах, расположенных на территории Новосибирской, Кемеровской и Томской областей, т.е. фактически в любом филиале Сбербанка, где жители оплачивают коммунальные услуги, получают пенсии, отправляют переводы и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать