Операции коммерческих банков с драгоценными металлами
овышение цен на золото в первой половине 2004 года подняло инвестиционную привлекательность драгоценного металла во всем мире, однако в России золото как объект инвестиций остается маловостребованным.

Сибирский банк Сбербанка России в Западной Сибири является основным продавцом слитков и монет из драгоценных металлов. По данным Сибирского банка Сбербанка, спрос населения на памятные монеты на протяжении 2004 года колеблется без явной тенденции к росту. http://data.rbc.ru/public/956/showb.cgi/020902984.html

В то же время инвестиционные монеты, которые, в отличие от памятных, не облагаются при продаже налогом на добавленную стоимость, в 2004 году стали популярнее. За 7 месяцев 2004 года Сибирский Сбербанк реализовал столько же инвестиционных монет, сколько за весь 2003 год. Впрочем, общее количество проданных монет осталось незначительным - всего около 4000 штук по всему Западно-Сибирскому региону. Памятных монет за это время было продано почти 20000, в основном золотых и серебряных. Официальный сайт Сибирского Отделения Сбербанка России www.sbrf.ru Покупатели предпочитают памятные монеты несмотря на то, что им приходится платить вдобавок к цене еще и НДС, который при последующей продаже не возвращается. Это говорит о том, что население покупает монеты скорее для коллекции или для подарка, чем для сохранения средств. http://data.rbc.ru/public/956/showb.cgi/020902956.html

Наряду с монетами Сибирский банк Сбербанка Российской Федерации реализует и мерные слитки золота, серебра и платины весом от 5 до 1000 граммов, однако объемов продаж этого товара не раскрывает. С 1 июля 2004 года банк начал обратный выкуп у населения драгоценных слитков, а с 1 августа - инвестиционных монет. Возможность продать купленное золото добавляла бы ему инвестиционной привлекательности, если бы не большая разница цен продажи и выкупа.

По данным Сибирского банка Сбербанка Российской Федерации, цена покупки на золотые мерные слитки устанавливается в зависимости от их состояния - отличное или удовлетворительное. Цена на слитки отличного состояния равна курсу покупки золота Банком России за вычетом 1%, на слитки удовлетворительного состояния - за вычетом 3%. По состоянию на 23 августа 2005 года разница между ценой покупки и продажи золотых мерных слитков в Сибирском Сбербанке достигала 42% (с учетом уплаты покупателем НДС), для серебряной инвестиционной монеты «Соболь» - 26%, а для золотого «Червонца» - 12%. Официальный сайт Сибирского Отделения Сбербанка России www.sbrf.ru

Специалисты Сибирского банка Сбербанка Российской Федерации не склонны связывать рост продаж драгоценных металлов с увеличением инвестиционного спроса населения. Колебания спроса на золото бывают, но они происходят скорее благодаря сезонным факторам. В конце весны и в начале лета продажи слитков падают. Это связано с падением спроса на ювелирные изделия из-за поры отпусков и, соответственно, с уменьшением спроса со стороны ювелирных предприятий - основных потребителей слитков из драгоценных металлов. К концу лета спрос начинает увеличиваться и достигает своего пика к декабрю. В сентябре в Москве проходит ежегодная ювелирная выставка, на которой предприятия ювелирной промышленности выставляют свои коллекции. Первый всплеск продаж банков происходит обычно перед выставкой, а второй - после выставки, на которой предприятия получают заказы на изготовление своих изделий и закупают драгоценные металлы для их изготовления. http://www.sberbank.sibbanks.ru/

Наибольшим спросом драгоценные металлы пользуются у производителей ювелирной промышленности и других видов промышленности, использующих драгоценные металлы. Среди населения предприятия ювелирной промышленности не фиксируют высокого спроса на драгоценные металлы в слитках или монетах, так как их приобретение частными инвесторами не слишком выгодно (банки закладывают в цену продаж 18% НДС). Также неудобно хранение слитков вне стен банка, ведь для последующей продажи они должны быть в идеальном состоянии, без царапин и деформации. Учитывая то, что некоторые особенно осторожные инвесторы все-таки предпочитают хранить часть сбережений в драгоценных металлах, банки предлагают клиентам размещать средства на «металлических счетах». При пользовании «металлическими счетами» клиент избавлен от проблем связанных с хранением слитков, так как он не получает на руки золото. Клиент, открыв счет, может покупать на него и продавать с него золото без потерь на НДС. Но услуги по открытию «металлических счетов» еще недостаточно распространены в России, и по данному направлению еще не сформирован межбанковский рынок. Для оживления данного рынка необходимо появление крупных игроков, которыми могут быть недропользователи и ювелиры. http://almaz.esurgut.ru/~company/SP/stat.asp?id=88364

Проанализируем динамику основных показателей операций на рынке драгоценных металлов Сибирский банк Сбербанка России за 2000-2004 годы, а именно:

- объем продаж мерных золотых слитков;

- объем продаж золотых монет «Золотоискатель»;

- объем продаж золотых монет «Лунный камень»;

- ведение обезличенных металлических счетов;

- предоставление депозитных ячеек для хранения;

- информационные услуги (текущее состояние отечественного и мирового рынка драгоценных металлов).

В следующей таблице приведем данные о динамике объемов продаж 2001-2004 годы: Официальный сайт Сибирского Отделения Сбербанка России www.sbrf.ru. Годовой отчет ОАО Сбербанк за 2004 год

Таблица 2 - Объемы сделок Сибирского банка Сбербанка России с золотом по разным направлениям

Объем продаж, млн. руб.

2001

2002

2003

2004

1

2

3

4

5

Мерные золотые слитки

17.5

15.8

16.7

17.4

Монеты «Золотоискатель»

15.7

15.3

16.3

16.9

Монеты «Лунный камень»

5.1

5.3

5.4

6,2

Ведение обезличенных металлических счетов

0.23

0.31

0.37

0.41

Предоставление депозитных ячеек

0.14

0.17

0.18

0.2

Информационные услуги

0.02

0.03

0.03

0.04

Всего

38.69

37.91

40.98

41.15

Данные таблицы 2 проиллюстрируем графическим представлением динамики этих показателей (рис. 6).

Рисунок 6. Объемы продаж золотых слитков и монет в 2001-2004 гг.

Как можно видеть из таблицы 2 и рисунка 1 , принципиально структура объемов продаж золота и сопутствующих услуг за 4 рассматриваемых года не поменялись, при этом прослеживается медленная тенденция к росту объемов продаж.

Для наглядности проанализируем распределение выручки от сделок с золотом Сибирского банка Сбербанка России по следующим направлениям:

- продажа золота;

- сопутствующие услуги: ведение обезличенных металлических счетов, предоставление депозитных ячеек и т.п.;

- сервисные услуги: информация о состоянии рынка драгметаллов.

Таблица 3 - Распределение объемов продаж в 2001-2004 годах Официальный сайт Сибирского Отделения Сбербанка России www.sbrf.ru. Годовой отчет ОАО Сбербанк за 2004 год

Доля, %

2001

2002

2003

2004

1

2

3

4

5

Продажа золота

87

88

83

85

ОМС и депозитные ячейки

10

8

12

11

Информационные услуги

3

4

5

4

Всего

100

100

100

100

Представим эти данные графически (рис. 7):

Рисунок 7. Распределение объемов выручки при сделках с золотом

Как можно видеть из приведенных выше данных, структура выручки Сибирского банка Сбербанка России за 2001-2004 гг. также принципиально не меняется. Основную часть выручки дает собственно продажа золота, однако, при совершении сделок с золотом нельзя обойтись без сопутствующих сервисных и информационных услуг.

Максимальный объем продаж золота в банке за период с 2001 по 2004 годы наблюдался в 2002 году - 88% от всех сделок с золотом. Анализ динамики объемов продаж золота показывает, что в 2003 и 2004 году наблюдается незначительное снижение - на 5 % в 2003 году и на 3 % в 2004 году относительно 2002 года.

Объем продаж ОМС и депозитных ячеек напротив, увеличился в 2004 году на 4 % , а в 2004 году - на 3% относительно 2002 года.

Объем продаж информационных услуг существенно не изменился.

2.2 Оценка экономической эффективности операций коммерческих банков с золотом

Охарактеризуем доходы от сделок с золотом Сибирского Банка Сбербанка России за 2003-2004 годы. Характеристика темпов прироста доходов за исследуемый период приведена в таблице 4 и на рис. 8.

Таблица 4 - Темпы прироста доходов от сделок с золотом Сибирского Банка Сбербанка России в 2004 году Официальный сайт Сибирского Отделения Сбербанка России www.sbrf.ru. Годовой отчет ОАО Сбербанк за 2004 год

Показатели

Темпы прироста в 2004 г.

Руб.

%

1

2

3

Доходы от сделок с золотом

900000

+2.6

Расходы от сделок с золотом

697000

+3.0

Расходы на персонал

42600

+1.4

Балансовая прибыль от сделок с золотом

188600

+9.2

Рисунок 8. Темпы прироста доходов от сделок с золотом Сибирского Банка Сбербанка России

Рост доходов банка был определен увеличением совокупного объема сделок с золотом за счет увеличения объемов продаж. Показатели анализа доходов необходимо сопоставить с данными о расходах Сибирского Банка Сбербанка России (табл. 5).

Таблица 5 - Анализ динамики расходов Сибирского Банка Сбербанка России при сделках с золотом, руб. Официальный сайт Сибирского Отделения Сбербанка России www.sbrf.ru. Годовой отчет ОАО Сбербанк за 2004 год

Расходы

2003

2004

Отклонение

1

2

3

4

1. Операционные и прочие расходы при операциях с золотом:

Всего

2178000

2875000

+6970

в том числе:

налоги

9000

18900

+99

проценты уплаченные

1806000

2267100

+4611

уплаченная комиссия за услуги банков и клиентам

95400

95400

+617

амортизационные отчисления по основным фондам

8600

8712

+112

прочие расходы

2590

631

-1959

2. Расходы на содержание персонала, осуществляющего сделки с золотом

всего

135700

178300

+42400

в том числе:

фонд оплаты труда

70900

98900

+28000

расходы на служебные командировки

10500

30700

+20200

прочие расходы

54300

48700

-5600

3. Штрафы, пени, неустойки:

полученные

68300

85400

+17100

уплаченные

36103

12900

+2600

Из таблицы 5 следует, что основным видом расходов банка являются расходы, связанные с выплатой процентов, что отрицательно характеризует деятельность банка с учетом однозначного изменения уровня доходов по данным операциям. Существенно сократились показатели прочих расходов, но подробный анализ данных составляющих провести не представляется возможным. Кроме этого, следует положительно определить незначительный рост доходов, связанных с содержанием персонала (рис. 9).

Рисунок 9. Динамика расходов Сибирского Банка Сбербанка России при сделках с золотом

Данные выводы подтверждает расчет доли каждой статьи расходов в совокупном объеме расходов банка (см. табл.6)

Таблица 6 - Структура расходов Сибирского Банка Сбербанка России при сделках с золотом (%) Официальный сайт Сибирского Отделения Сбербанка России www.sbrf.ru. Годовой отчет ОАО Сбербанк за 2004 год

Расходы

2003

2004

Отклонение

1

2

3

4

Расходы

100

100

-

1. Операционные и прочие расходы банка:

всего

94,1

94,2

-0,1

в том числе:

налоги

0,4

0,6

0,2

проценты уплаченные

78,1

74,3

-3,8

уплаченная комиссия за услуги банков и клиентам

4,1

3,1

-1,0

амортизационные отчисления по основным фондам

0,4

0,3

-0,1

прочие расходы

11,2

2,1

-9,1

2. Расходы на содержание персонала

Всего

5,9

5,8

-0,1

в том числе:

фонд оплаты труда

3,1

3,2

0,1

расходы на служебные командировкам

0,5

1,0

0,5

прочие расходы

0,5

1,6

1,1

Говоря об эффективности сделок Сибирского Банка Сбербанка России с золотом необходимо отметить то, что, согласно данным таблицы 3.4, темп прироста прибыли от сделок с золотом Сибирского банка Сбербанка России в 2004 году по сравнению с 2003 годом составил 188600 руб., что составило 9,2%, то прибыль от этих сделок составила:

- в 2003 году: 188600/9,2100 = 2050000 руб.:

- в 2004 году: 2050000+188600 = 2238600 руб.

Итак, необходимо сделать вывод об экономической эффективности и доходности сделок с золотом Сибирского банка Сбербанка России.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Так как вложения в золото наиболее надежны, чем в доллар, и являются средством защиты от инфляции, спрос населения на вложение денег в золотые слитки возрос. Это побудило банков предоставлять такие услуги. Однако согласно российскому законодательству, данные операции облагаются НДС и не являются доходными для клиентов. Это является сдерживающим фактором в развитии данных услуг. В настоящее время банки предлагают в качестве альтернативного варианта - открытие металлических счетов. Первым такую услугу предложил Сбербанк. Клиент покупает не сам золотой слиток, а его эквивалент, который зачисляется на специальный счет в Сбербанке. По сути дела клиенты покупают виртуальное золото, которое, однако, приравнивается к ценности золотых слитков. Драгоценный металл может быть зачислен на счет путем покупки по котировкам банка либо путем внесения в виде слитков, предоставляемых клиентом. Банк продает золото без НДС, что значительно повышает его инвестиционную привлекательность. Клиенты могут продать банку драгоценный металл с металлического счета или при необходимости получить золото со счета в виде слитков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать