Основные подходы к классификации банковских рисков, методы управления ими, а также определение путей их минимизации
дной из ключевых проблем для банковской системы страны продолжает оставаться низкий уро-вень возвратности кредита. Рас-смотрим динамику изменения объе-ма проблемных кредитов (пролонги-рованных, просроченных и сомни-тельных) по отношению к общим кредитным вложениям.Доля проблемных кредитов в кредитных вложениях составляет 14,4%. В ян-варе-июне 2002г. на 0,2 процен-тного пункта повысился удельный вес проблемных кредитов, про-блемная задолженность увеличи-лась на 66,7 млрд. рублей (или на 18%) и на 1 июля 2002г. состави-ла 436,9 млрд. рублей, в том чис-ле в национальной валюте - 144,9 млрд. рублей, увеличившись на 84,5%, и в иностранной валюте -162,2 млн. USD, снизившись на 12,1%. В практике ведущих стран мира считается, что проблемные кредиты не должны превышать 5% кредитного портфеля [11, c. 36].Особенно критическое по-ложение сложилось с возвратом кредитов в иностранной валюте. Банки должны активизировать ра-боту по взысканию просроченных валютных кредитов, используя права, предоставленные им Ука-зом Президента Республики Бе-ларусь от 10 марта 2000 года №124 «О направлении предста-вителей банков в качестве наб-людателей за хозяйственной дея-тельностью юридических лиц, не обеспечивающих своевременного возврата кредитов и выполнения договоров залога. Высвобождение ресурсов, отвлеченных в проблемные кредиты, позволило бы банкам направить данные средства на кредитование эф-фективных производств. Именно эта проблема сдерживает банки в процессе кредитования.Доля проблем-ных активов в активах, подверженных кредит-ному риску, на 1 октября 2006 г. составила, по офици-альным данным, всего 3,66% (это составляет 496,6 млрд. р.). Фактически созданный резерв по активам, подверженным кредитному риску, составил 197 млрд. р. Под кредитным риском здесь понимается риск возникновения у банка потерь (убытков) вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполне-ния должником финансовых обязательств перед банком в соответствии с условиями до-говора или законодательством. К активам, подверженным кредитному риску, относятся: кредиты, выданные юридическим и физичес-ким лицам; средства, размещенные в других банках; финансовая аренда (лизинг); операции с использованием векселей, приобретенные векселя; исполненные банковские гарантии и поручительства в денежной форме; финанси-рование под уступку денежного требования (факторинг); иные активные операции, под-верженные кредитному риску. Проблемные (субстандартные, сомнительные и безнадеж-ные активы) - это активы, подверженные кре-дитному риску, классифицированные по II-IV группам риска (субстандартные - II группа, сомнительные - III группа, безнадежные - IV группа риска). Порядок классификации акти-вов, подверженных кредитному риску, опреде-ляет Инструкция о порядке формирования и использования специального резерва на пок-рытие возможных убытков по активам банка и небанковской кредитно-финансовой организа-ции, подверженной кредитному риску, утвер-жденная постановлением Правления Нацио-нального банка Республики Беларусь от 29 сентября 2004г. №148 (с изменениями и допол-нениями).По представленным банками данным луч-шие показатели по кредитному портфелю име-ют: Белагропромбанк, Славнефтебанк, Приорбанк, Абсолютбанк, СОМБелБанк, Белинвестбанк, Белвнешэкономбанк, Белгазпромбанк. (табл. 2.1).
Таблица 2.1. Рейтинг белорусских банков на 01.04.07
|
Rating | Наименование банка | Индекс качества кредитного портфеля | |
01.04.07 | 01. 04. 06 | | Место | Балл | |
1 | 65,46 | 1 | Приорбанк | 3 | 78,74 | |
2 | 51,20 | 3 | Белагропромбанк | 1 | 93,28 | |
3 | 49,13 | 2 | Белвнешэкономбанк | 7 | 73,30 | |
4 | 46,82 | 4 | Бслинвестбаяк | 6 | 75,31 | |
5 | 45,55 | 5 | Белпромстройбанк | 10 | 68,28 | |
б | 41,36 | 6 | Беларусбанк | 9 | 70,28 | |
2 | 57,22 | 3 | Славнефтебанк | 2 | 83,05 | |
3 | 51,41 | 4 | Белгазпромбанк | 8 | 71,97 | |
4 | 50,72 | 5 | СОМБелБанк | 5 | 77,08 | |
7 | 44,95 | 7 | Абсолютбанк | 4 | 77,10 | |
|
Следует также добавить, что банковская система Республики Беларусь не может развиваться изолированно от мирового банковского сообщества. Разумное использование зарубежного опы-та всегда полезно, возможности применения на практике совре-менных форм банковского пред-принимательства, мер стимулиро-вания, регулирования и контроля во многом зависят от состояния белорусской экономики и банков-ской системы.Как свидетельствует мировая практика, модернизация банков-ской отрасли рыночной экономики возможна лишь в результате ее формирования как системы в тече-ние длительного времени, с учетом всех сложившихся традиций, осо-бенностей и национального менталитета. При этом чрезвычайно велико значение кредитных бюро, их существование позволяет кредитным организациям выдавать кредиты клиентам, которые ранее в этой организации не обслуживались. Кроме того, общепризнанной является ценность предыдущей кредитной истории для прогнозирования вероятности дефолта.Кредитные бюро выступают в качестве информационных посредников, учрежденных и принадлежащих либо самим кредиторам, либо действующих независимо и получающих прибыль от своей деятельности. Кредиторы снабжают данными о своих клиентах бюро, которое сопоставляет их с информацией, полученной из других источников (суды, государственные ре-гистрационные и налоговые органы и т.д.), и формирует картотеку на каждого заемщика. Кредиторы при условии регулярности и достоверности предос-тавления информации о своих клиентах могут постоянно получать из бюро отчеты о кредитных операциях потенциальных заемщиков.При создании кредитного бюро достигаются следующие результаты.Во-первых, расширяется уровень сведений банков о потенциальных заемщиках и дается возможность более точного прогнозирования возвратности ссуд. Это позволяет кредиторам эффективно определять направление и цену кредита, уменьшая риск возникновения проблемы неблагоприятного выбора.Во-вторых, уменьшается плата за поиск информации которую взимали бы банки со своих клиентов. Это ведет к выравниванию информационного поля внутри кредитного рынка и заставляет кредиторов устанавливать конкурентные цены на кредитные ресурсы. Более низкие процентные ставки увеличивают чистый доход заемщиков и стимулируют их деятельность.В-третьих, формируется своего рода дисциплинирующий механизм для заемщиков. Каждый из них знает, что в случае невыполнения обязательств может лишиться репутации в глазах потенциальных кредиторов, в результате чего заемные средства станут для него недоступны или намного дороже. Этот механизм также повышает стимул заемщика к возвращению кредита, уменьшая риск недобросовестного поведения.К настоящему времени сформировались два принципиальных подхода к организационно-правовой форме кредитного бюро, а именно:1. Кредитное бюро создается либо при Национальном банке Республики Беларусь, либо при его решающем участии.2. Кредитное бюро создается в качестве самостоятельной коммерческой или некоммерческой организации. При этом желательна поддержка Национального банка Республики Беларусь. Кроме того, не исключается ва-риант участия государства в уставном капитале этой организации.Основные аргументы в пользу первого варианта сводятся к тому, что Национальный банк Республики Беларусь:- располагает структурой, объединяющей подразделения центрального аппарата и территориальные учреждения, которые обеспечивают контроль за деятельностью всех без исключения кредитных организаций Республики Беларусь;- законодательно уполномочен на получение отчетов о деятельности кредитных организаций по широкому спектру вопросов;- имеет развитую телекоммуникационную сеть, объединяющую все регионы Республики Беларусь, позволяющую получать, обрабатывать и передавать значительные объемы информации в электронном виде, то есть обеспечивать и решать задачи по управлению базой данных;- в Национальном банке уже имеется достаточный материал по кредитным историям различных клиентов, т.к. все банки предоставляют ему информацию о выданных кредитах, и о дальнейшей их «судьбе», осталось только сгруппировать полученную информацию и предоставить доступ соответствующим службам банков к этой информации.Для обеспечения деятельности кредитного бюро на первом этапе достаточно использования отчетности кредитных организаций, установленной Национальным банком Республики Беларусь, что не требует внесения каких-либо изменений и дополнений в действующее законодательство. Контроль за достоверностью информации может быть обеспечен путем дистанционного надзора и проверок состояния кредитного портфеля.В то же время имеются и определенные минусы в создании кредитного бюро при Национальным банком Республики Беларусь. Это прежде всего то, что Национальный банк Республики Беларусь выступает органом банковского надзора. В ряде случаев раскрытие информации о качестве кредитного портфеля, составе заемщиков и клиентов конкретно взятой кредитной организации может быть использовано третьей стороной в целях недобросовестной конкуренции, что вступает в противоречие с задачей Национального банка Республики Беларусь по обеспечению стабильности бан-ковской системы страны в целом.Данные кредитного бюро помогут банкам более точно определять кредитоспособность клиента, который обращается в этот банк за кредитом впервые. Такая проблема конечно же остро не стоит в таких небольших городах как Пинск, где «все всех знают». Данные кредитных бюро более важны для филиалов банков в больших городах (Брест, Минск и т.п.), где достаточно большое количество филиалов банков и юридических лиц. Важнейший фактор успешной работы кредитного бюро -- обеспечение максимальной защиты информации от несанкционированного доступа. В целях пресечения недобросовестного использования информации кредитное бюро уведомляет о поступившем запросе владельца кредитной истории. Если инфор-мация предоставляется по просьбе заемщика, то кредитное бюро устанавливает регламент ее последующего раскрытия и распространения.2.2. Краткая экономическая характеристика ОАО «Белагропромбанк»Открытое акционерное общество «Белагропромбанк» является одним из крупнейших универсальных кредитно-финансовых учреждений Республики Беларусь. Банк предлагает своим клиентам широкий спектр банковских услуг, объём которых постоянно растет как за счет расширения, качественного обновления и комплексного подхода к традиционно представляемым банковским продуктам, так и увеличения доли Банка на потенциально перспективных рынках банковских услуг.Система Белагропромбанка включает 6 областных управлений, Минскую городскую дирекцию и 125 отделений во всех районах страны, 140 расчётно-кассовых центров, 62 участка инкассации, 337 пунктов, совершающих валютно-обменные операции. Банк обеспечивает обслуживание свыше 25 тысяч субъектов хозяйствования и более 600 тысяч физических лиц.Основным направлением деятельности Белагропромбанка является обеспечение комплексного обслуживания предприятий и организаций, прежде всего входящих в агропромышленный сектор экономики, содействие деньгами и кредитом экономическому развитию своих клиентов. По объёму уставного фонда, собственного капитала, величине активов Белагропромбанк занимает ведущие позиции среди коммерческих банков Республики Беларусь.ОАО «Белагропромбанк» осуществляет свою деятельность на основании следующих лицензий:Общая лицензия Национального банка Республики Беларусь №20 от 1апреля 2002 года на осуществление банковских операций в белорусских рублях; Генеральная лицензия Национального банка Республики Беларусь №9 от 1 апреля 2002 года на осуществление банковских операций в иностранной валюте; Лицензия Национального банка Республики Беларусь №20 от 11 мая 2001 года на привлечение во вклады средств физических лиц в белорусских рублях и иностранной валюте; Специальное разрешение (лицензия) № 04120/0058704 от 18 июля 2002 года на право осуществления профессиональной и биржевой деятельности, выданная комитетом по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь.По итогам работы за 2006 г. банком получена прибыль в размере 52 млрд. руб., что в 3,4 раза превышает финансовый результат за аналогичный период прошлого года. Рентабельность деятельности банка составила 13,3% - рост по сравнению с соответствующим периодом 2005 года в 2,6 раза. Рентабельность активов - 1,26% при 0,6% на 1.10.2005г.За 2006 г. ресурсная база банка выросла на 1,7 трлн. руб. или на 52% и достигла 5,1 трлн. руб. При этом необходимо отметить рост ее валютной составляющей на 460 млрд. руб. или в 3,3 раза, который во многом определялся активной работой банка с международными кредитно-финансовыми организациями. За 9 месяцев т.г. банком привлечено кредитов инобанков на сумму 188,7 млн. долларов, в том числе несвязанных в виде синдицированного кредита в объеме 30 млн. евро.Предложение физическим лицам ряда новых продуктов, в числе которых системы вкладов «Линия роста», дисконтных облигаций на предъявителя, расширение спектра услуг и инфраструктуры обслуживания держателей карточек «Белкарт» позволило увеличить объем аккумулированных банком средств физических лиц до 783 млрд. руб. или в 1,3 раза. В результате системной работы с ресурсоемкими отечественными предприятиями и бюджетными организациями, располагающими временно свободными денежными средствами, банк дополнительно привлек 312 млрд. руб. ресурсов и увеличил данную составляющую ресурсной базы в 1,6 раз.Рост привлеченных средств клиентов, а также увеличение заимствований на внешнем рынке позволили обеспечить необходимую кредитную поддержку обслуживаемым субъектам хозяйствования, в результате чего объем валовых кредитов, предоставленных банком, вырос на 59% и превысил 4 трлн. руб. При этом доля проблемной задолженности в кредитном портфеле банка составила 1,5%.Результаты проведенных аудиторских процедур показали, что проводимые банком операции в течение 2006 года осуществлялись в соответствии с Уставом, лицензиями, выданными Национальным банком Республики Беларусь, а также законодательством, регулирующим банковскую деятельность.2.3. Система управления банковским кредитным риском
на
ОАО «Бел
а
гропромбанк»
Основной локальный нормативный правовой акт, определяющий принципы по-строения системы внутреннего контроля, - Положение по организации системы внутрен-него контроля в ОАО «Белагропромбанк», утвержденное Правлением банка 13.01.05 г. (протокол № 2); новый вариант - 22.09.05 г. (протокол № 50).Положением определен перечень рисков, контролируемых банком, основные ме-тоды управления ими, структурные подразделения центрального аппарата, осуществ-ляющие контроль за рисками, перечень локальных нормативных правовых актов по во-просам, связанным с осуществлением внутреннего контроля.Наиболее значимыми для банка видами рисков являются: кредитный риск, риск ликвидности, рыночный (процентный, фондовый, валютный, товарный) и операционный.Управление рисками в ОАО «Белагропромбанк» организуется органами управления Банка в соответствии с их полномочиями, определенными Уставом ОАО «Белагропромбанк». Кредитный и Финансовый комитеты Банка осуществляют управление рисками в пределах полномочий, наделяемых Правлением Банка. Департаменты (самостоятельные управления) центрального аппарата Банка - кредитный, международных проектов, кредитования населения, ценных бумаг, финансово-экономический, международных и межбанковских расчетов, валютного контроля и регулирования, вкладных и расчетных операций, внутреннего аудита, ревизий, расчетный центр пластиковых карт, организационно-методологический департамент, Казначейство, информационных технологий, юридический, управление по работе с юридическими лицами по направлениям деятельности: участвуют в разработке общей стратегии управления рисками;проводят оценку рисков банковских операций;совершенствуют методы и механизмы управления рисками;участвуют в разработке автоматизированных форм, улучшающих процессы управления рисками, позволяющих сделать экспертную оценку риска до совершения той или иной банковской операции;обеспечивают хеджирование рисков с помощью производных финансовых инструментов;готовят в соответствии со стратегией управления рисками локальные нормативные правовые акты и другие документы;готовят информацию по вопросам управления рисками для рассмотрении на заседаниях Правления, Кредитного, Финансового комитетов Банка;информируют руководство о происходящих изменениях на курируемом сегменте банковского рынка и связанного с этим повышением риска для Банка;проводят мониторинг, оценку и контроль управления рисками;принимают участие в разработке кредитной, процентной и других политик Банка;обеспечивают своевременное создание специального резерва на покрытие возможных убытков по активам подверженным кредитному риску;обеспечивают использование единых алгоритмов расчета показателей деятельности банка;информирование заинтересованных служб банка о готовящихся проектах нормативных правовых актов, касающихся банковской деятельности;обеспечивают надлежащее исполнение банком принятых на себя обязательств;организуют работу по осуществлению внутреннего контроля, обеспечивающего недопущение вовлечения банка в финансовые операции, имеющие незаконный характер;организуют защиту банка от противоправных действий, дестабилизирующих экономическую, финансовую, коммерческую деятельность учреждений банка;обеспечивают выполнение рекомендаций, представленных в ходе аудиторских и других проверок в части минимизации рисков, связанных с банковскими операциями.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6