Основные подходы к классификации банковских рисков, методы управления ими, а также определение путей их минимизации
дной из ключевых проблем для банковской системы страны продолжает оставаться низкий уро-вень возвратности кредита. Рас-смотрим динамику изменения объе-ма проблемных кредитов (пролонги-рованных, просроченных и сомни-тельных) по отношению к общим кредитным вложениям.

Доля проблемных кредитов в кредитных вложениях составляет 14,4%. В ян-варе-июне 2002г. на 0,2 процен-тного пункта повысился удельный вес проблемных кредитов, про-блемная задолженность увеличи-лась на 66,7 млрд. рублей (или на 18%) и на 1 июля 2002г. состави-ла 436,9 млрд. рублей, в том чис-ле в национальной валюте - 144,9 млрд. рублей, увеличившись на 84,5%, и в иностранной валюте -162,2 млн. USD, снизившись на 12,1%. В практике ведущих стран мира считается, что проблемные кредиты не должны превышать 5% кредитного портфеля [11, c. 36].

Особенно критическое по-ложение сложилось с возвратом кредитов в иностранной валюте. Банки должны активизировать ра-боту по взысканию просроченных валютных кредитов, используя права, предоставленные им Ука-зом Президента Республики Бе-ларусь от 10 марта 2000 года №124 «О направлении предста-вителей банков в качестве наб-людателей за хозяйственной дея-тельностью юридических лиц, не обеспечивающих своевременного возврата кредитов и выполнения договоров залога. Высвобождение ресурсов, отвлеченных в проблемные кредиты, позволило бы банкам направить данные средства на кредитование эф-фективных производств. Именно эта проблема сдерживает банки в процессе кредитования.

Доля проблем-ных активов в активах, подверженных кредит-ному риску, на 1 октября 2006 г. составила, по офици-альным данным, всего 3,66% (это составляет 496,6 млрд. р.). Фактически созданный резерв по активам, подверженным кредитному риску, составил 197 млрд. р. Под кредитным риском здесь понимается риск возникновения у банка потерь (убытков) вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполне-ния должником финансовых обязательств перед банком в соответствии с условиями до-говора или законодательством. К активам, подверженным кредитному риску, относятся: кредиты, выданные юридическим и физичес-ким лицам; средства, размещенные в других банках; финансовая аренда (лизинг); операции с использованием векселей, приобретенные векселя; исполненные банковские гарантии и поручительства в денежной форме; финанси-рование под уступку денежного требования (факторинг); иные активные операции, под-верженные кредитному риску. Проблемные (субстандартные, сомнительные и безнадеж-ные активы) - это активы, подверженные кре-дитному риску, классифицированные по II-IV группам риска (субстандартные - II группа, сомнительные - III группа, безнадежные - IV группа риска). Порядок классификации акти-вов, подверженных кредитному риску, опреде-ляет Инструкция о порядке формирования и использования специального резерва на пок-рытие возможных убытков по активам банка и небанковской кредитно-финансовой организа-ции, подверженной кредитному риску, утвер-жденная постановлением Правления Нацио-нального банка Республики Беларусь от 29 сентября 2004г. №148 (с изменениями и допол-нениями).

По представленным банками данным луч-шие показатели по кредитному портфелю име-ют: Белагропромбанк, Славнефтебанк, Приорбанк, Абсолютбанк, СОМБелБанк, Белинвестбанк, Белвнешэкономбанк, Белгазпромбанк. (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Рейтинг белорусских банков на 01.04.07

Rating

Наименование банка

Индекс качества кредитного портфеля

01.04.07

01. 04. 06

Место

Балл

1

65,46

1

Приорбанк

3

78,74

2

51,20

3

Белагропромбанк

1

93,28

3

49,13

2

Белвнешэкономбанк

7

73,30

4

46,82

4

Бслинвестбаяк

6

75,31

5

45,55

5

Белпромстройбанк

10

68,28

б

41,36

6

Беларусбанк

9

70,28

2

57,22

3

Славнефтебанк

2

83,05

3

51,41

4

Белгазпромбанк

8

71,97

4

50,72

5

СОМБелБанк

5

77,08

7

44,95

7

Абсолютбанк

4

77,10

Следует также добавить, что банковская система Республики Беларусь не может развиваться изолированно от мирового банковского сообщества. Разумное использование зарубежного опы-та всегда полезно, возможности применения на практике совре-менных форм банковского пред-принимательства, мер стимулиро-вания, регулирования и контроля во многом зависят от состояния белорусской экономики и банков-ской системы.

Как свидетельствует мировая практика, модернизация банков-ской отрасли рыночной экономики возможна лишь в результате ее формирования как системы в тече-ние длительного времени, с учетом всех сложившихся традиций, осо-бенностей и национального менталитета.

При этом чрезвычайно велико значение кредитных бюро, их существование позволяет кредитным организациям выдавать кредиты клиентам, которые ранее в этой организации не обслуживались. Кроме того, общепризнанной является ценность предыдущей кредитной истории для прогнозирования вероятности дефолта.

Кредитные бюро выступают в качестве информационных посредников, учрежденных и принадлежащих либо самим кредиторам, либо действующих независимо и получающих прибыль от своей деятельности. Кредиторы снабжают данными о своих клиентах бюро, которое сопоставляет их с информацией, полученной из других источников (суды, государственные ре-гистрационные и налоговые органы и т.д.), и формирует картотеку на каждого заемщика. Кредиторы при условии регулярности и достоверности предос-тавления информации о своих клиентах могут постоянно получать из бюро отчеты о кредитных операциях потенциальных заемщиков.

При создании кредитного бюро достигаются следующие результаты.

Во-первых, расширяется уровень сведений банков о потенциальных заемщиках и дается возможность более точного прогнозирования возвратности ссуд. Это позволяет кредиторам эффективно определять направление и цену кредита, уменьшая риск возникновения проблемы неблагоприятного выбора.

Во-вторых, уменьшается плата за поиск информации которую взимали бы банки со своих клиентов. Это ведет к выравниванию информационного поля внутри кредитного рынка и заставляет кредиторов устанавливать конкурентные цены на кредитные ресурсы. Более низкие процентные ставки увеличивают чистый доход заемщиков и стимулируют их деятельность.

В-третьих, формируется своего рода дисциплинирующий механизм для заемщиков. Каждый из них знает, что в случае невыполнения обязательств может лишиться репутации в глазах потенциальных кредиторов, в результате чего заемные средства станут для него недоступны или намного дороже. Этот механизм также повышает стимул заемщика к возвращению кредита, уменьшая риск недобросовестного поведения.

К настоящему времени сформировались два принципиальных подхода к организационно-правовой форме кредитного бюро, а именно:

1. Кредитное бюро создается либо при Национальном банке Республики Беларусь, либо при его решающем участии.

2. Кредитное бюро создается в качестве самостоятельной коммерческой или некоммерческой организации. При этом желательна поддержка Национального банка Республики Беларусь. Кроме того, не исключается ва-риант участия государства в уставном капитале этой организации.

Основные аргументы в пользу первого варианта сводятся к тому, что Национальный банк Республики Беларусь:

- располагает структурой, объединяющей подразделения центрального аппарата и территориальные учреждения, которые обеспечивают контроль за деятельностью всех без исключения кредитных организаций Республики Беларусь;

- законодательно уполномочен на получение отчетов о деятельности кредитных организаций по широкому спектру вопросов;

- имеет развитую телекоммуникационную сеть, объединяющую все регионы Республики Беларусь, позволяющую получать, обрабатывать и передавать значительные объемы информации в электронном виде, то есть обеспечивать и решать задачи по управлению базой данных;

- в Национальном банке уже имеется достаточный материал по кредитным историям различных клиентов, т.к. все банки предоставляют ему информацию о выданных кредитах, и о дальнейшей их «судьбе», осталось только сгруппировать полученную информацию и предоставить доступ соответствующим службам банков к этой информации.

Для обеспечения деятельности кредитного бюро на первом этапе достаточно использования отчетности кредитных организаций, установленной Национальным банком Республики Беларусь, что не требует внесения каких-либо изменений и дополнений в действующее законодательство. Контроль за достоверностью информации может быть обеспечен путем дистанционного надзора и проверок состояния кредитного портфеля.

В то же время имеются и определенные минусы в создании кредитного бюро при Национальным банком Республики Беларусь. Это прежде всего то, что Национальный банк Республики Беларусь выступает органом банковского надзора. В ряде случаев раскрытие информации о качестве кредитного портфеля, составе заемщиков и клиентов конкретно взятой кредитной организации может быть использовано третьей стороной в целях недобросовестной конкуренции, что вступает в противоречие с задачей Национального банка Республики Беларусь по обеспечению стабильности бан-ковской системы страны в целом.

Данные кредитного бюро помогут банкам более точно определять кредитоспособность клиента, который обращается в этот банк за кредитом впервые. Такая проблема конечно же остро не стоит в таких небольших городах как Пинск, где «все всех знают». Данные кредитных бюро более важны для филиалов банков в больших городах (Брест, Минск и т.п.), где достаточно большое количество филиалов банков и юридических лиц. Важнейший фактор успешной работы кредитного бюро -- обеспечение максимальной защиты информации от несанкционированного доступа. В целях пресечения недобросовестного использования информации кредитное бюро уведомляет о поступившем запросе владельца кредитной истории. Если инфор-мация предоставляется по просьбе заемщика, то кредитное бюро устанавливает регламент ее последующего раскрытия и распространения.

2.2. Краткая экономическая характеристика ОАО «Белагропромбанк»

Открытое акционерное общество «Белагропромбанк» является одним из крупнейших универсальных кредитно-финансовых учреждений Республики Беларусь. Банк предлагает своим клиентам широкий спектр банковских услуг, объём которых постоянно растет как за счет расширения, качественного обновления и комплексного подхода к традиционно представляемым банковским продуктам, так и увеличения доли Банка на потенциально перспективных рынках банковских услуг.

Система Белагропромбанка включает 6 областных управлений, Минскую городскую дирекцию и 125 отделений во всех районах страны, 140 расчётно-кассовых центров, 62 участка инкассации, 337 пунктов, совершающих валютно-обменные операции. Банк обеспечивает обслуживание свыше 25 тысяч субъектов хозяйствования и более 600 тысяч физических лиц.

Основным направлением деятельности Белагропромбанка является обеспечение комплексного обслуживания предприятий и организаций, прежде всего входящих в агропромышленный сектор экономики, содействие деньгами и кредитом экономическому развитию своих клиентов.

По объёму уставного фонда, собственного капитала, величине активов Белагропромбанк занимает ведущие позиции среди  коммерческих банков Республики Беларусь.

ОАО «Белагропромбанк» осуществляет свою деятельность на основании следующих лицензий:

Общая лицензия Национального банка Республики Беларусь №20 от 1апреля 2002 года на осуществление банковских операций в белорусских рублях;

Генеральная лицензия Национального банка Республики Беларусь №9 от  1 апреля 2002 года на осуществление банковских операций в иностранной валюте;

Лицензия Национального банка Республики Беларусь №20 от 11 мая 2001 года на привлечение во вклады средств физических лиц в белорусских рублях и иностранной валюте;

Специальное разрешение (лицензия) № 04120/0058704 от 18 июля 2002 года  на право осуществления профессиональной и биржевой деятельности, выданная комитетом по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь.

По итогам работы за 2006 г. банком получена прибыль в размере 52 млрд. руб., что в 3,4 раза превышает финансовый результат за аналогичный период прошлого года. Рентабельность деятельности банка составила 13,3% - рост по сравнению с соответствующим периодом 2005 года в 2,6 раза. Рентабельность активов - 1,26% при 0,6% на 1.10.2005г.

За  2006 г. ресурсная база банка выросла на 1,7 трлн. руб. или на 52% и достигла 5,1 трлн. руб. При этом необходимо отметить рост ее валютной составляющей на 460 млрд. руб. или в 3,3 раза, который во многом определялся активной работой банка с международными кредитно-финансовыми организациями. За 9 месяцев т.г. банком привлечено кредитов инобанков на сумму 188,7 млн. долларов, в том числе несвязанных в виде синдицированного кредита в объеме 30 млн. евро.

Предложение физическим лицам ряда новых продуктов, в числе которых системы вкладов «Линия роста», дисконтных облигаций на предъявителя, расширение спектра услуг и инфраструктуры обслуживания держателей карточек «Белкарт» позволило увеличить объем аккумулированных банком средств физических лиц до 783 млрд. руб. или в 1,3 раза. В результате системной работы с ресурсоемкими отечественными предприятиями и бюджетными организациями, располагающими временно свободными денежными средствами, банк дополнительно привлек 312 млрд. руб. ресурсов и увеличил данную составляющую ресурсной базы в 1,6 раз.

Рост привлеченных средств клиентов, а также увеличение заимствований на внешнем рынке позволили обеспечить необходимую кредитную поддержку обслуживаемым субъектам хозяйствования, в результате чего объем валовых кредитов, предоставленных банком, вырос на 59% и превысил 4 трлн. руб. При этом доля проблемной задолженности в кредитном портфеле банка составила 1,5%.

Результаты проведенных аудиторских процедур показали, что проводимые банком операции в течение 2006 года осуществлялись в соответствии с Уставом, лицензиями, выданными Национальным банком Республики Беларусь, а также законодательством, регулирующим банковскую деятельность.

2.3. Система управления банковским кредитным риском на ОАО «Белагропромбанк»

Основной локальный нормативный правовой акт, определяющий принципы по-строения системы внутреннего контроля, - Положение по организации системы внутрен-него контроля в ОАО «Белагропромбанк», утвержденное Правлением банка 13.01.05 г. (протокол № 2); новый вариант - 22.09.05 г. (протокол № 50).

Положением определен перечень рисков, контролируемых банком, основные ме-тоды управления ими, структурные подразделения центрального аппарата, осуществ-ляющие контроль за рисками, перечень локальных нормативных правовых актов по во-просам, связанным с осуществлением внутреннего контроля.

Наиболее значимыми для банка видами рисков являются: кредитный риск, риск ликвидности, рыночный (процентный, фондовый, валютный, товарный) и операционный.

Управление рисками в ОАО «Белагропромбанк» организуется органами управления Банка в соответствии с их полномочиями, определенными Уставом ОАО «Белагропромбанк».

Кредитный и Финансовый комитеты Банка осуществляют управление рисками в пределах полномочий, наделяемых Правлением Банка.

Департаменты (самостоятельные управления) центрального аппарата Банка - кредитный, международных проектов, кредитования населения, ценных бумаг, финансово-экономический, международных и межбанковских расчетов, валютного контроля и регулирования, вкладных и расчетных операций, внутреннего аудита, ревизий, расчетный центр пластиковых карт, организационно-методологический департамент, Казначейство, информационных технологий, юридический, управление по работе с юридическими лицами по направлениям деятельности:

участвуют в разработке общей стратегии управления рисками;

проводят оценку рисков банковских операций;

совершенствуют методы и механизмы управления рисками;

участвуют в разработке автоматизированных форм, улучшающих процессы управления рисками, позволяющих сделать экспертную оценку риска до совершения той или иной банковской операции;

обеспечивают хеджирование рисков с помощью производных финансовых инструментов;

готовят в соответствии со стратегией управления рисками локальные нормативные правовые акты и другие документы;

готовят информацию по вопросам управления рисками для рассмотрении на заседаниях Правления, Кредитного, Финансового комитетов Банка;

информируют руководство о происходящих изменениях на курируемом сегменте банковского рынка и связанного с этим повышением риска для Банка;

проводят мониторинг, оценку и контроль управления рисками;

принимают участие в разработке кредитной, процентной и других политик Банка;

обеспечивают своевременное создание специального резерва на покрытие возможных убытков по активам подверженным кредитному риску;

обеспечивают использование единых алгоритмов расчета показателей деятельности банка;

информирование заинтересованных служб банка о готовящихся проектах нормативных правовых актов, касающихся банковской деятельности;

обеспечивают надлежащее исполнение банком принятых на себя обязательств;

организуют работу по осуществлению внутреннего контроля, обеспечивающего недопущение вовлечения банка в финансовые операции, имеющие незаконный характер;

организуют защиту банка от противоправных действий, дестабилизирующих экономическую, финансовую, коммерческую деятельность учреждений банка;

обеспечивают выполнение рекомендаций, представленных в ходе аудиторских и других проверок в части минимизации рисков, связанных с банковскими операциями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать