Основы банковского дела

Основы банковского дела

Тема 1. Роль банков в накоплении и мобилизации ссудного капитала

Вопрос 1. Какая взаимозависимость существует между концентрацией и централизацией банковского капитала и промышленного капитала? Используя материалы периодической печати, приведите примеры концентрации и централизации банковского капитала в современной России

Ответ:

В условиях свободной конкуренции производственном секторе постоянно происходит процесс концентрации и централизации капитала. Это вызывает потребность со стороны предприятий реального сектора в масштабных финансовых ресурсах для деятельности и развития. Такие задачи могут решать только крупные банки. Поэтому в банковской сфере под влиянием конкуренции одни банки поглощаются более могущественными, другие, формально сохраняя самостоятельность, фактически попадают под власть более сильных соперников. Число банков сокращается и вместе с тем увеличиваются их размеры, возрастает объём операций. Централизация банковского капитала проявляется в слиянии крупных банков в крупнейшие банковские объединения. Из посредников в платежах банки превращаются в монополистов, способных играть качественно новую роль. Они, вкладывая значительную часть капитала в реальный сектор экономики, постепенно сращиваются с промышленным капиталом, чтобы контролировать использование денежных средств. Происходит и встречный процесс: торгово-промышленные монополии внедряются в банковское дело. Возникает финансовая олигархия.

В конце ХХ в. Резко усилился процесс интернационализации промышленного капитала, как результат его концентрации и централизации, ведущий к растущей экспансии монополий на рынках. Создаются крупные транснациональные компании (ТНК). Это вызывает потребность в крупных банковских операциях по всему миру и способствует интернационализации банковского капитала, созданию транснациональных банков (ТНБ). Располагая огромной финансовой и экономической информацией они оказывают колоссальное влияние на весь ход экономического и политического развития стран.

В настоящее время в России концентрация в банковском секторе уже приближается к максимуму. Число банков сокращается: на 1.01.2005 оно составляло 1205, а на 1.01.2007 осталось 1143 банка. Из табл. 1.1 и рис.1.1 видно, что на первую пятёрку банков приходится 64 % всех совокупных активов. Фактически банковский сектор России представлен двумя сотнями банков. На них приходится около 80-90% активных и пассивных операций всего сектора.

Аналогичная концентрация активов наблюдается в странах Центральной и Восточной Европы. Среди стран Западной Европы близкие показатели (65-70%) отмечаются в малых государствах - Португалии, Дании, Греции.

Таблица 1.1

Концентрация в российском банковском секторе на 1.12.2005, %

Показатели концентрации

Доля в общем объёме операций, %

Все банки

первая пятё-рка банков

первая двад-цадка банков

первая полу-сотняа банков

первые двести банков

первая тысяча банков

Филиальной сети банковского сектора

36

46

60

77

97

100

в совокупных активах

64

75

82

92

100

100

в совокупном кредитном портфеле

47

65

77

91

100

100

в объёме вкладов населения

64

75

82

92

100

100

в обслуживании предприятий и организаций

35

53

65

84

100

100

в совокупном банковском капитале

35

54

65

83

99

100

Рис. 1.1. Доля первой пятёрки российских банков в общей банковской сети

Операции крупных частных банков концентрируются в Москве, С.- Петербурге и других промышленных центрах. Более половины действующих кредитных организаций находятся в Москве и Московской области (рис.1.2.).

Рис. 1.2. Распределение банков России по величине уставного капитала на 1.10.2004, ед

Об уровне централизации банковской системы можно судить по развитию филиальной сети коммерческих банков. На начало 2006 года российский банковский сектор насчитывал 3,3 тыс. филиалов. В первой половине 200-х годов число филиалов равномерно сокращалось (табл.1.2). Благодаря своему советскому наследию Сбербанк обладает самой обширной филиальной сетью (более 1000 отделений), которая составляет почти 1/3 всех банковских филиалов в России (табл. 3) и на порядок опережает ближайших конкурентов.

Таблица 1.2.

Динамика развития банковской филиальной сети в России

Показатели филиальной сети

01.01.

2001

01.01.

2002

01.01.

2003

01.01.

2004

01.01.

2005

01.01.

2006

Число филиалов,

3793

3433

3326

3219

3228

3295

в том числе:

Сбербанка России

1529

1233

1162

1045

1011

1009

банков, полностью принадлежащих нерезидентам

7

9

12

15

16

29

Число филиалов за рубежом

3

3

4

4

3

3

Число филиалов банков-нерезидентов

1

1

1

0

0

0

Число представительств

186

178

205

219

350

467

Развитию филиальных сетей негосударственных банков препятствует сложность открытия филиалов и дополнительных офисов.

Таким образом, можно сделать заключение, что рынок банковских услуг в России в последние годы немного сместился от государственной монополии к олигополии, уровень концентрации и централизации в банковской сфере повышается.

Тема 2. Структура кредитной системы. Современные кредитно-банковские системы

Вопрос. 1. Проведите сравнительный анализ банковских систем России и одной из развитых стран по Вашему выбору. Что между ними общего, какие они имеют особенности?

Ответ:

Для примера рассмотрим банковские системы России и Великобритании.

В этих системах много схожих черт. Основным является наличие в обеих странах двухуровневой схемы, характерной для стран с развитой рыночной экономикой: центральный банк - коммерческие банки. Верхний уровень системы в нашей стране представлен Центральным банком России (ЦБР) в Великобритании Банком Англии (БА). На нижнем уровне действуют коммерческие банки и небанковские кредитно-финансовые институты.

ЦБР и БА принадлежат государству. БА формально обладает независимостью от правительства, хотя работает под руководством Министерства финансов. ЦБР также является экономически самостоятельным учреждением и подотчетен только Федеральному Собранию РФ. Оба банка имеют похожую клиентуру: обслуживают только коммерческие банки (национальные и зарубежные), центральные банки других стран и правительство. Наблюдается аналогия в целях БА и ЦБР: реализация денежной политики государства; обеспечение стабильной конкурентоспособной финансовой системы, способствующей развитию экономики; прямой контроль над деятельностью банков и косвенный над функционированием других финансово-кредитных учреждений.

Особенностью деятельности БА является привлечение посредников, специализированных дилеров - учетные дома - для индивидуальной работы с банками.

Особенность российской банковской системы является наличие казначейской системы, обслуживающей бюджетные счета.

Коммерческие банки в обеих странах разнообразны от специализированных до универсальных, различаются также по размерам и др. признакам.

Существенным различием банковских систем России и Великобритании является степень их развития и приспособленности к обслуживанию реального сектора в условиях рыночной экономики. Банковская система Великобритании является зрелой, одной самых развитых и надёжных в мире. Хотя в последние годы пересматриваются вопросы контроля над деятельностью коммерческих банков и др. финансовых учреждений. В России же процесс формирования банковской системы не закончен. Коммерческие банки являются недостаточно крупными, наблюдается отставание темпов наращивания капитальной базы от темпов роста активов и обязательств, недостаточно число банков, особенно в сельской местности и отдалённых районах, очень мало инвестиционных, клиринговых банков.

Тема 3. Коммерческий банк: принципы деятельности и функции

Вопрос 1. Какие качества, черты банка выражают его сходство с предприятием, а какие специфику?

Ответ:

Сходство коммерческого банка и предприятия в рыночной экономике вытекает из их хозяйственной самостоятельности и выражается в следующем:

· Обособленность имущества и средств, принадлежащих банку и предприятию;

· Самостоятельность в принятии решений в процессе деятельности, в том числе использование прибыли;

· Полная экономическая ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом;

· Самостоятельное несение риска от своих операций;

· Косвенное регулирование деятельности со стороны государства экономическими методами.

· По формам собственности.

В то же время по своим функциям в общественном воспроизводстве коммерческий банк и предприятие различны, из этого вытекают их особенности. Основная сфера деятельности банка - это денежное обращение, тогда как предприятие функционирует в основном сфере производства и обмена товаров, работ, услуг. Различны так же и их функции в экономике. Предприятия производят товара, работы и услуги, перемещают их и осуществляют обмен товарами и услугами. Банки играют в этом процессе вспомогательную роль. Они являются посредниками в перемещении денежных средств от кредиторов в заёмщикам и от продавцов к покупателям. В современном обществе банки занимаются самыми различными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения - через них осуществляются финансирование всего хозяйства страны, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом.

В своей деятельности предприятие в основном опирается на собственный капитал (40-50%). Высокая доля заёмного капитала у предприятия приводит к его финансовой неустойчивости и снижает доверие контрагентов. Банки же работают в основном с привлеченными от клиентов финансовыми ресурсами, доля их собственного капитала составляет около 10%.

Тема 4. Управление деятельностью коммерческого банка

Вопрос 1. Только обладание конкурентными преимуществами позволяет банку завоевать прочную позицию на рынке. В чем могут заключаться эти преимущества коммерческого банка?

Ответ:

Характер деятельности банка определяет специфику его менеджмента и маркетинга. В управлении банком в рыночной экономике следует обращать внимание на создание конкурентных преимуществ банка:

· Финансовая устойчивость;

· Мобильность при изменениях внешних условий;

· Способность подстроиться под нужды клиента;

· Оперативность и надёжность выполняемых банковских операций;

· Эффективность использования привлеченных пассивов и других операций;

· Возможность работы на зарубежных рынках;

· Высокая внутренняя управляемость и высокая квалификация персонала;

· Высокая техническая, технологическая и информационная оснащенность.

Тема 5. Учреждение коммерческого банка, его структура и органы управления

Вопрос 1. Для современных банковских систем типичным является наличие относительно небольшой группы крупных банков с разветвленной сетью отделений по всей стране. Развитие системы банковских отделений -сложный и дорогостоящий процесс, а контроль над работой отделений представляет серьезную проблему для банка. Суть вопроса о руководстве отделениями сводится к проблеме распределения полномочий между главной конторой и отделениями, к праву последних принимать самостоятельные решения. Если бы Вы входили в совет директоров крупного банка, имеющего множество филиалов, какую бы модель управления предложили бы Вы и почему?

Ответ:

На мой взгляд, в условиях России наиболее подходит следующая модель управления крупным банком. Создается мощный Центр, играющий роль координатора всех структур и генератора идей, информационного ядра. Центр определяет философию, стратегию развития банка в целом, его финансовую политику, являющихся обязательными для филиалов. Центр также в рекомендательном порядке разрабатывает технологии, маркетинг, информационные базы, кадровую политику, способствует решению других задач. В Центре создаются некоторые общие службы банковской инфраструктуры: информационно-аналитическая, повышения квалификации кадров, рекламная и др. Услуги центра филиалам, кроме базовых, осуществляются на платной основе.

Центр создаёт по всей стране и за рубежом сеть филиалов обладающих высокой степенью самостоятельности и автономности. Филиалы имеют свой баланс, свою материальную базу, самостоятельно привлекают денежные ресурсы и используют их по своему усмотрению в русле единой финансовой политике банка, с учётом региональных особенностей. Филиалы имеют право также на использование по своему определённой части прибыли на развитие и материальное поощрение сотрудников.

Филиалы самостоятельно создают и развивают в регионе сеть подразделений, расположенных вне головного офиса: дополнительных офисов, отделений, операционных касс, пунктов обмена валюты. Эти подразделения не имеют самостоятельности, подчиняются и контролируются руководством филиала.

Такая модель обеспечивает, по-моему, с одной стороны единство финансовой политики, с другой - развитие инициативы на местах, мобильности и гибкости в использовании ресурсов, повышает управляемость и снижает издержки на управление в центре.

Тема 6. Нормативно-правовая основа деятельности и порядок создания и ликвидации коммерческого банка

Вопрос 1. Предположим обратную ситуацию: Ваш банк находится на грани банкротства, опишите, какие основания имеются у ЦБ РФ для ликвидации Вашего банка и каков порядок и варианты прекращения деятельности коммерческого банка?

Ответ:

При состоянии на грани банкротства возможны два варианта: 1) принятие мер по предупреждению банкротства; 2) признание банка банкротом и его ликвидация.

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» до дня отзыва лицензии на
осуществление банковских операций реализуются следующие меры по предупреждению
банкротства кредитных организаций:

1)финансовое оздоровление кредитной организации;

2)назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;

3)реорганизация кредитной организации.

Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций осуществляются при возникновении следующих оснований, когда кредитная организация:

- не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

- не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать