Виды ценных бумаг
p align="left">Акцептант по переводному векселю обязан так же, как векселедатель по простому. Плательщик посредством акцепта берет на себя безусловное обязательство оплатить переводный вексель в срок, указанный в векселе. В случае неплатежа векселедержатель имеет против акцептанта прямой иск, основанный на требовании по векселю. В случае неакцепта тратты в день предъявления векселя векселедержателем трассат может потребовать вторичного предъявления векселя, но только на следующий день после первого предъявления. Ремитент не обязан передавать трассату вексель, предъявленный к акцепту. В случае если плательщик письменно сообщил о своем акцепте векселедержателю или кому-либо из подписавшихся на векселе, он является обязанным перед ними согласно условиям своего акцепта.

Простой вексель регулирует вексельные отношения двух сторон. В этом случае векселедатель является прямым должником и обязан по простому векселю так же, как акцептант по переводному, следовательно, простой вексель акцептовать нет необходимости.

Простой вексель должен содержать следующие реквизиты:

* наименование "вексель", включенное в текст документа и выраженное на том языке, на котором этот документ составлен;

* простое и ничем не обусловленное обещание уплатить определенную сумму денег;

* указание срока платежа;

* указание места, в котором должен быть совершен платеж;

* наименование того, кому или приказу кого платеж должен быть совершен;

* указание даты и места составления векселя;

* подпись того, кто выдает документ (векселедателя). Документ, в котором отсутствует какой-либо из реквизитов,

не имеет силы простого векселя, за исключением следующих случаев:

1) простой вексель, срок платежа по которому не указан, считается подлежащим оплате по предъявлении;

2) при отсутствии особого указания место составления документа считается местом платежа и вместе с тем местом жительства векселедателя;

3) простой вексель, в котором не указано место его составления, рассматривается как подписанный в месте, обозначенном рядом с наименованием векселедателя.

Любой простой и переводный вексель может быть передан посредством индоссамента. Индоссамент может быть совершен и в пользу плательщика, независимо от того, акцептовал он вексель или нет, либо в пользу векселедателя, либо в пользу любого другого обязанного по векселю лица. Эти лица могут в свою очередь индоссировать вексель.

Индоссамент -- это передаточная надпись на оборотной стороне векселя. Индоссамент фиксирует переход права требования по векселю от одного лица к другому. Как правило, индоссамент имеет форму: "Платите приказу..." или "Уплатите пользу...". Необходимо указывать полное наименование лица, в пользу которого передается вексель. Такое лицо называют индоссатом, а лицо, передающее вексель, -- индоссантом.

Индоссамент должен быть простым и ничем не обусловленным. Не допускается частичный индоссамент, т.е. передача части суммы векселя. Индоссамент должен быть собственноручно подписан индоссантом, а если индоссант -- юридическое лицо, рядом с подписью первого лица обязательно наличие печати. Индоссамент должен быть обязательно датирован. Индоссант отвечает за акцепт и платеж. Однако он может и снять с себя ответственность за акцепт и платеж, если вексель индоссируется с оговоркой "без оборота на меня". В этом случае он исключается из цепочки обязанных по векселю лиц. Очевидно, что такая оговорка значительно снизит ликвидность векселя. Векселедержатель может исключить возможность дальнейшего индоссирования векселя, включая в текст векселя слова "не приказу". В этом случае вексель может быть передан только посредством цессии.

Различают следующие виды индоссамента:

* именной индоссамент содержит наименование индоссанта, подпись и печать индоссанта. Такой индоссамент фиксирует переход права собственности на вексель от одного лица к другому.

* бланковый индоссамент отличается от остальных видов передаточных надписей тем, что в нем не содержится наименование индоссата и фактически вексель с таким индоссаментом является предъявительским. Если индоссамент бланковый, то векселедержатель имеет право заполнить бланк своим именем или именем какого-либо другого лица; индоссировать в свою очередь вексель посредством бланкового индоссамента или на имя какого-либо другого лица; передать вексель третьему лицу, не заполняя бланка и не совершая индоссамента.

Бланковый индоссамент становится именным после помещения в текст индоссамента наименования векселедержателя;

* препоручительный индоссамент содержит оговорки "сумма к получению", "на инкассо", "по доверенности" или любую иную оговорку, имеющую в виду простое поручение. Частным случаем препоручительного индоссамента является инкассовый индоссамент -- передаточная надпись в пользу какого-то банка, уполномочивающая последний получить платеж по векселю. Такой индоссамент имеет вид: "на инкассо" и дает банку право предъявить вексель к акцепту или платежу, а в случае неакцепта или неплатежа -- к протесту. Обычно инкассовые операции банка оформляются отдельным договором и оплачиваются клиентом. Дальнейшие индоссаменты могут быть на таком векселе только перепоручительного характера, т.е. не дающие права собственности на вексель;

* залоговый индоссамент имеет место в том случае, когда векселедержатель передает кредитору вексель в залог выданного кредита. При наличии индоссамента с оговорками "сумма в обеспечение", "сумма в залог" или любой иной оговоркой, имеющей в виду залог, векселедержатель может осуществлять все права, вытекающие из векселя, но поставленный им индоссамент будет иметь силу лишь в качестве препоручительного индоссамента;

* аваль -- вексельное поручительство, суть которого заключается в том, что какое-то лицо берет на себя ответственность за платеж по векселю одного или нескольких ответственных по векселю лиц. Аваль не может быть дан за лицо, не ответственное по векселю (например, трассат, не акцептовавший вексель).

Аваль делается на лицевой стороне векселя либо на алонже (добавочном листе к векселю) и обычно выражается словами "авалирую" или другими равнозначными словами. Лицо, выдающее аваль, называют авалистом, оно может ограничить поручительство только частью суммы или определенным сроком. Аваль может быть выдан за любое ответственное по векселю лицо, поэтому авалист должен указать, за кого он дает поручительство. В противном случае, если не указано лицо, за которое выдается аваль, будет признано, что аваль выдан за векселедателя. Авалем считается и простая подпись на лицевой стороне векселя, если только она не проставлена плательщиком или векселедателем. В данном случае будет считаться, что аваль дан за векселедателя.

Авалистом может выступать любое лицо. Авалист и лицо, за которое он поручается, несут солидарную ответственность за платеж по векселю. В случае если лицо, за которое было дано поручительство, не в состоянии оплатить вексель, обязанность платить по векселю возлагается на авалиста. После оплаты векселя авалист приобретает право требования уплаты вексельной суммы к тому, за которого он дал поручительство, а также ко всем обязанным перед этим лицам, т.е. ко всем предыдущим индоссатам, если они имеются, векселедателю и акцептанту. Наиболее часто на практике авалистами выступают банки, дающие поручительство за лиц, финансовое положение которых находится под их контролем. Уровень кредитоспособности авалиста и ликвидность авалированного векселя находятся в прямой зависимости: чем крупнее и надежнее поручитель, тем большей ликвидностью обладает авалированный вексель;

* платеж по векселю. При осуществлении платежа по векселю необходимо учитывать следующее:

* вексель предъявляется к оплате в месте нахождения плательщика, если в векселе не указано иное место;

* плательщик должен осуществить платеж немедленно по предъявлении векселя, если предъявление последнего своевременно, поскольку отсрочка платежа по векселю допускается только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы;

* если день погашения приходится на нерабочий день, вексель должен быть погашен в ближайший рабочий день. При исчислении срока погашения векселя не следует учитывать день, в который он выписан;

* предъявление векселя к оплате до срока его погашения не обязывает должника платить по нему, равно как и не может быть удовлетворено требование должника к векселедержателю принять платеж до срока погашения векселя;

* должник может оплатить в день погашения векселя только часть суммы, а векселедержатель не имеет права не принять платеж. В случае частичного платежа плательщик вправе потребовать, чтобы на векселе была сделана соответствующая отметка и ему была выдана расписка в этом. Векселедержатель имеет право опротестовать неоплаченную сумму и предъявить иск к любому из всех обязанных по векселю лиц в размере неоплаченной суммы;

* домициляция векселей -- назначение плательщиком какого-то третьего лица. Обычно такую функцию выполняет банк. Он заключает с должником по векселю договор о домициляции векселей последнего, взимая за эту услугу комиссионный процент. В задачу банка входят оплата векселей клиента и соблюдение процедуры предъявления векселей к оплате. Банк производит платеж по векселям клиента, предъявленным к оплате, только в случае заблаговременного предоставления последним достаточной суммы денежных средств для погашения векселей. В противном случае банк отказывает предъявителям в платеже. Внешним признаком домицилированного векселя являются слова в тексте векселя: "платеж в банке ..." или другие равнозначные по смыслу.

В настоящее время на вексельном рынке Республики Беларусь обращаются векселя банков, предприятий, Национального банка и векселя Правительства. Основная масса -- это векселя банков, объем которых составляет более четверти общего объема рынка ценных бумаг страны. Более того, векселя являются основными долговыми бумагами, выпускаемыми банками. Порядок выпуска банками векселей и проведения операций с ними рассмотрены в гл. 6.

5 Государственные ценные бумаги

Покрытие дефицита государственного бюджета может осуществляться путем заимствований на свободном финансовом рынке (внутреннем и внешнем), в том числе посредством выпуска государственных ценных бумаг в качестве долговых обязательств государства, а также кредитования правительства центральным банком страны, т.е. увеличения эмиссии денег.

Выпуск государственных ценных бумаг является более экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с заимствованием средств в центральном банке и привлечением доходов от эмиссии денег, потому что покрытие дефицита бюджета через эмиссию денег приводит к поступлению в оборот не обеспеченных реальными активами платежных средств и связано с инфляцией.

Здесь уместно отметить, что начиная с 2004 г. Национальный банк Республики Беларусь не кредитует правительство, а в 2005 г. часть ранее выданных кредитов секьюритизирована, т.е. заменена выпусками долгосрочных государственных облигаций.

Соотношение масштабов и источников покрытия дефицита бюджета зависит от ряда экономических и политических факторов, в том числе способности правительства совместно с центральным банком проводить единую монетарную политику. В странах с развитой рыночной экономикой преобладающее большинство заимствований государства осуществляется в форме выпуска государственных ценных бумаг, размещаемых на внутреннем финансовом рынке и формирующих внутренний государственный долг, а также на внешнем финансовом рынке (еврооблигации) и, соответственно, увеличивающих внешний долг государства.

С помощью государственных облигаций привлекаются временно свободные денежные средств для финансирования текущих расходов бюджета. Кроме того, в рамках одного бюджетного года возникают относительно короткие разрывы между поступлением в бюджет доходов и финансированием расходов. Эти разрывы связаны с тем, что основные поступления в бюджет приходятся на определенные даты уплаты налогов, в то время как расходы имеют более равномерное распределение по времени. В целях кассового исполнения бюджета выпускаются краткосрочные ценные бумаги правительства.

Некоторые виды таких фондовых инструментов выпускаются специально с целью сглаживания неравномерности налоговых поступлений. Их особенностью является возможность возвращения в любой момент для погашения либо использования при уплате налогов.

Выпуск государственных ценных бумаг обусловлен и привлечением средств для погашения облигаций предыдущих выпусков, срок обращения которых истекает в данном бюджетном году, причем даже при бездефицитности бюджета этого года.

Государственные ценные бумаги выпускаются также для финансирования различных программ центрального правительства и программ местных органов власти, одобренных правительством. В последнем случае ценные бумаги гарантируются правительством, поэтому они имеют статус государственных.

Роль государственных ценных бумаг не ограничивается только этими функциями. Операции, проводимые с ними, используются центральными банками для регулирования обращения денежной массы и ликвидности финансово-кредитных учреждений. Такие фондовые инструменты используются и в качестве базы для установления доходности для других ценных бумаг, а также уровня процентных ставок денежного рынка [26, с. 48-49].

Таким образом, рынок государственных ценных бумаг выполняет следующие основные функции:

* финансирование текущего бюджетного дефицита;

* погашение ранее размещенных займов;

* обеспечение кассового исполнения государственного бюд-

* сглаживание неравномерности поступления налоговых платежей;

* обеспечение коммерческих банков ликвидными резервными активами;

* финансирование целевых программ, осуществляемых органами власти;

* поддержку социально значимых учреждений и организаций.

Государственные ценные бумаги могут различаться по характеру размещения, срокам и форме обращения, особенностям уплаты доходов. Первичное их размещение осуществляется преимущественно через центральные банки стран либо с привлечением в качестве посредников негосударственных финансово-кредитных учреждений путем проведения аукционов, открытой или индивидуальной продажи, другими способами.

Выплаты доходов по государственным облигациям могут осуществляться в форме дисконта: продажа бумаг со скидкой (дисконтом) относительно их номинальной стоимости с выкупом при их погашении по номиналу. Доход может уплачиваться по фиксированной, плавающей или ступенчатой процентной ставке, путем индексирования номинальной стоимости бумаг, а также посредством проведения выигрышных займов.

Используя ценные бумаги как инструмент фискальной политики, государство призвано обеспечивать их выпуск в определенных пределах безопасности, нарушение которых приводит к дестабилизирующему влиянию задолженности по государственным бумагам на систему государственных финансов и финансовую систему в целом. Такое влияние может проявляться в следующем:

* росте расходов бюджета для обслуживания облигационной задолженности сверх запланированных и, следовательно, необходимости перераспределения расходов и сокращения финансирования других статей бюджета;

* росте зависимости бюджета от состояния финансового рынка и невозможности в случае "провалов" его ликвидности обеспечить своевременное погашение ценных бумаг за счет привлечения свободных ресурсов;

* увеличении влияния на исполнение бюджета и функционирование финансовой системы в целом крупных банковско-финансовых структур, выступающих инвесторами средств в государственные облигации;

* перераспределении портфеля активов банковских структур и сокращении доли кредитов реальному сектору экономики, в результате чего сужаются инвестиции в данный сектор и сокращается рост налоговых поступлений в бюджет.

В экономической литературе справедливо отмечается, что параметры развития рынка государственных ценных бумаг должны быть увязаны:

* с бюджетной политикой (увеличение доли государственных ценных бумаг в покрытии дефицита бюджета должно соответствовать увеличению в расходах объемов инвестиций в реальный сектор, т.е. увязано с ростом базы доходов бюджета);

* проводимой политикой по регулированию финансового рынка в целом, в том числе ставкой рефинансирования, процентными ставками, курсом национальной валюты, особенностями валютного регулирования и т.д.;

* фактическими параметрами рублевой денежной массы, ресурсами банковской системы и структурой их распределения, объемами ВВП и др.;

* поддержанием их ликвидности на вторичном рынке [26, с. 50-51].

Правовой основой для выпуска государственных ценных бумаг в нашей стране является Закон Республики Беларусь от 27.05.1993 г. "О внутреннем государственном долге Республики Беларусь" [15].

Основополагающими положениями указанного Закона являются следующие:

* внутренний государственный долг может быть представлен в виде займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь, кредитов Национального банка Республики Беларусь, других долговых обязательств, гарантируемых Советом Министров Республики Беларусь;

* право привлечения заемных средств у юридических и физических лиц от Совета Министров Республики Беларусь принадлежит только Министерству финансов Республики Беларусь;

* государственные долговые обязательства могут быть краткосрочными и долгосрочными;

* условия выпуска и обращения государственных долговых обязательств регулируются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь;

* управление внутренним государственным долгом осуществляется Советом Министров Республики Беларусь либо по его решению Министерством финансов Республики Беларусь;

* долги местных органов власти не входят в состав внутреннего государственного долга Республики Беларусь, а порядок управления ими и их обслуживания регулируется решениями местных Советов народных депутатов.

Первый закрытый аукцион по размещению государственных ценных бумаг состоялся 16.02.1994 г. За период с указанной даты по 01.01.2006 г. был объявлен 881 выпуск государственных облигаций, 93 из которых признаны несостоявшимися. При этом 473 выпуска (83 признаны несостоявшимися) размещались путем проведения закрытых аукционов Национальным банком, 106 (8 не состоялось) размещались на бирже, 302 (2 не состоялось) -- прямая продажа облигаций Министерством финансов юридическим лицам.

В соответствии с Основными условиями выпуска отдельных государственных ценных бумаг Республики Беларусь, утвержденными постановлением Правительства Республики Беларусь от 13.02.2003 г. № 173, к государственным эмиссионным ценным бумагам относятся:

* государственные краткосрочные облигации со сроком обращения до одного года;

* государственные долгосрочные облигации со сроком обращения один год и более;

* государственные краткосрочные облигации и государственные долгосрочные облигации могут выпускаться с дисконтным и процентным доходами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать