При поддерживании в изотермическом ящике постоянно температуры (4--6° С) длительные перевозки икры проходят обычно с незначительным отходом (2-5%).
За 3--4 ч до окончания транспортировки рекомендуется удалить из ящиков часть льда -- это приведет к постепенному повышению температуры внутри транспортной тары. Таким образом, можно сократить до 1--1,5 ч время уравнивания температуры в транспортной таре и воды в инкубационном аппарате (Кожин, 1971).
Транспортировка личинок. Чаще всего для транспортировки личинок рыб используют стандартные полиэтиленовые пакеты объемом 40 л, длиной 65 см, с шириной рукава 50 см. Перед перевозкой их упаковывают в стандартную картонную коробку размером 65 х 35 х 35 см. В каждый полиэтиленовый пакет наливают 10 - 12 л воды, помещают личинок, свободное пространство заполняют кислородом и закрывают пакет с помощью зажима Мора или резинового шланга.
Оптимальной температурой для перевозки в летнее время теплолюбивых рыб является 10-12°С. В один пакет помещают, до 15 тыс. осетровых (белуги, осетра, севрюги). Транспортировку личинок рыб из инкубационного цеха можно также производить и в другой таре, например, в молочных флягах с крышкой. При температуре 4 - 5 °С и продолжительности транспортировки 2 часа допустимая плотность посадки 2-3 тыс. экз./л. После помещения личинок воду доливают до горловины фляг и плотно обвязывают двойным слоем марли, на марлю кладут деревянный брусок размером 2 х 2 см и опускают крышку, но не стягивают ее зажимом. Этим достигается постоянная аэрация воды и исключается выброс личинок с водой при толчках во время перевозки.
Перевозка личинок осетровых. Наилучшие результаты и минимальные отходы (0,1 -- 1%) наблюдаются при перевозке одно-двухдневных личинок осетровых в течение 20--50 ч при температуре 10--18° С. Перевозка трех-четырехдневных личинок сопряжена с увеличением отходов до 3--10%.
Для перевозки личинок осетровых рыб используют канны из органического стекла, в которых воду аэрируют воздухом. Плотность посадки личинок (табл. 7) рассчитывают или по площади дна канны (4--7 шт/см2), или по объему воды в ней (160--200 шт/л). В каннах емкостью 50--60 л размещают до 6--12 тыс. личинок средним весом 12--25 мг. Личинок перевозят в полиэтиленовых пакетах, наполненных водой и смесью воздуха с кислородом (рис. 47).
Таблица 7
Нормы посадки личинок осетровых рыб в полиэтиленовые пакеты емкостью 40--45 л
на 5 тыс. личинок | на 8-12 тыс. личинок | ||
Воды, л | 15 | 15 | |
Кислорода, л | 10 | 15 | |
Воздуха, л | 10 | 15 |
При соблюдении указанных норм и температуре воды до 18°С перевозка личинок в течение 15--20 ч проходит обычно без отходов. Перевозка личинок в полиэтиленовых пакетах удобнее и рентабельнее, чем в каннах. В полиэтиленовых пакетах личинки можно отправлять прямыми рейсами самолетов без сопровождающих (Кожин, 1971)
Рис. 47. Полиэтиленовый пакет для перевозки личинок.
Перевозка живой рыбы в прорезях. Прорезь, предназначенную для перевозки живой рыбы, устанавливают на слабом течении реки или протоки. Рыбу загружают в прорезь с учетом общей ее массы. Для рыбоводных заводов и нерестово-выростных хозяйств разработаны нормы посадки живой рыбы в прорези (табл. 8).
Для предотвращения выпрыгивания рыбы из прорези ее закрывают матами из камыша или мелкоячейной дели, а сверху съемными крышками. Забивать прорезь досками не рекомендуется, так как при выпрыгивании рыба может получить тяжелые травмы.
Отсеки прорезей, в коррых содержится рыба, должны быть обтянуты пологами из мелкоячейной двух- или трехмиллиметровой капроновой ткани «рашель» или килечного капронового хамсороса.
Загруженную живой рыбой прорезь транспортируют к месту назначения катером со скоростью 7--10 км/ч (Кожин, 1971).
Таблица 8
Нормы посадки рыбы в прорези с полезным объектом 30 м3
Вид рыбы | Производители, шт. | Молодь, тыс. шт. | |
Белуга | 5 | 50-60 | |
Осетр | 10 | 50-60 | |
Севрюга | 16 | 50-60 | |
Шип | 10-12 | 50-60 | |
Каспийский лосось | 40 | ||
Белорыбица | 20 | ||
Сазан | 1500-2000 | 500 - 600 | |
Леш | 2000-2500 | 1000-1500 | |
Судак | 800-1000 | 200-300 | |
Рыбец | 7000 - 7700 |
Транспортировка в живорыбных вагонах. Живорыбные вагоны используют для транспортировки рыбы на расстояния более 1000 км. Для осетровых рыб, которые постоянно держатся у дна, нормы посадки определяют по площади дна баков из расчета посадки их в один слой. В каждый живорыбный вагон помещают по 500 -800 экз. производителей осетра или севрюга при продолжительности транспортировки 4-8 суток и температуре воды 6 - 8 °С. Для поддержания в транспортировочных емкостях удовлетворительных условий содержания рыбы необходима постоянная аэрация воды. При длительных перевозках транспорт помимо основного компрессора должен иметь запасной автономный бензо-компрессор или запас баллонного кислорода. Оптимальным содержанием кислорода в воде во время перевозки рыбы считается 7 - 8 мг/л, его снижение до 3 мг/л свидетельствует о критическом состоянии рыбы. В большинстве специализированных транспортных средств предусмотрена термоизоляция. Перевозка рыбы в живорыбных вагонах может осуществляться при температурах воздуха от -40 до +30 °С (Пономарева, Бахарева, 2002).
Перевозка живой рыбы автотранспортом. На автомашинах рыбу перевозят на небольшое расстояние: доставка рыбы из живорыбных вагонов на рыбоводный завод; доставка молоди рыбы с рыбоводных заводов к месту выпуска; доставка производителей рыб с тоней или от прорезей на рыбоводный завод. Автомашины (ЗИЛ-150), приспособленные для перевозки живой рыбы, имеют баки емкостью до 3000 л, в которых поддерживается благоприятный для живой рыбы температурный и газовый режим. Обогащение воды кислородом происходит при прохождении ее через форсунки, к которым центробежный насос все время подает воду. Центробежный насос приводится в движение при помощи особого механизма от двигателя автомашины и может работать при движении и во время стоянки автомашины. Зимой вода в баке может подогреваться отработанными газами автомашины до температуры 5° С. При перевозке живой рыбы в пределах 50--100 км отношение количества рыбы к количеству воды колеблется около 1 : 1,5 или 1 :2. При более длительной перевозке норма загрузки должны быть снижена до 1 : 3 или даже 1 : 4 (на 1 кг рыбы 3--4 л воды зависимости от вида рыбы и времени перевозки. Живую рыбу на грузовой автомашине можно перевозить в брезентовых баках. Для этого на платформе машины устанавливают деревянный каркас в виде решетчатого ящика, размер которого зависит от размера платформы машины. Внутри деревянного каркаса навешивают брезент, который должен свободно выстилать внутренние стенки каркаса. В верхней части каркаса брезент прикреплен к крючкам решетки при помощи петель или колец. Таким образом, образуется большой кошель-бак, куда и наливают воду примерно до половины бака. Бак во время перевозки рыбы покрывают брезентовой крышкой, чтобы рыба с водой не выбрасывалась из бака (Кожин, 1971).
Глава 6. Биологические основы акклиматизации
Все работы по акклиматизации и зарыблению естественных водоемов и водохранилищ осуществляются в соответствии с Положением о порядке проведения работ по акклиматизации рыб, других водных организмов и зарыблению водоемов РФ под строгим контролем органов рыбоохраны. Мероприятиям по зарыблению и акклиматизации предшествует разработка научными организациями биологических обоснований, освещающих вопросы биологической и хозяйственной целесообразности их вселения. Положение о порядке проведения работ по акклиматизации рыб, других водных организмов и зарыблению водоемов РФ было утверждено приказом Председателя Комитета Российской Федерации по рыболовству 27 декабря 1993 года (Методические указания, 2002).
Акклиматизация водных организмов - это биолого-биотехнический процесс, представляющий собой вселение объектов, доставленных из одних водоемов, регионов, стран в другие, где их ранее не было или они исчезли, с целью их полной или частичной натурализации, а также других форм хозяйственного использования (спортивное рыболовство, озерно-товарное хозяйство, биологическая мелиорация). Акклиматизация проводится в двух формах: полноцикловая и поэтапная.
Полноцикловая акклиматизация - натурализация - это конечная фаза процесса акклиматизации, когда вселенец приспособился к новым условиям, определилась его ниша и взаимоотношения с аборигенами в экосистеме заселяемого водоема, установилось подвижное равновесие численности новой популяции, и появилась возможность ее использования в кормовых и промысловых целях.
Поэтапная акклиматизация - не завершенная акклиматизация, когда некоторые этапы развития вселенца не могут завершиться в условиях водоема вселения и проходят в других водоемах или под протекцией человека.
Зарыбление - частный случай поэтапной акклиматизации, характеризующий тип, метод хозяйственной деятельности, и предусматривающий регулярный выпуск посадочного материала на нагул в уже апробированные водоемы.
Реакклиматизация - интродукция особей вида в целях восстановления популяции в пределах его естественного (в прошлом) ареала, в котором этот вид по каким-либо причинам исчез (Методические указания, 2002).
В текущем этапе курсовой работы я хотел бы акклиматизировать белугу для выращивания в водоемы лиманного типа (лагуны) находящиеся в Азовском море.
Азовское море конечный самый малый мелководный бассейн эстуарного типа в цепи средиземноморских морей. Площадь моря приблизительно 38 тыс. км2, объём равен 320 км 2, глубина ср ~ 8,4 м, глубина max =13,6 м. Благодаря малым глубинам оно быстро прогревается летом и охлаждается до дна зимой. Экологическая ёмкость Азовского моря была ограничена, а биотическая довольно велика. Химическая основа кормности этого бассейна обеспечивается систематическим поступлением биогенов извне и внутренними их запасами, накопленными в организме, грунте и толще воды. Из рек Дона, Кубани и других до 1952 года поступало ежегодно около 80 тысяч тонн азотистых соединений и 12-13 тысяч тонн фосфорных. Экологическая емкость моря зависит от гидрологического режима, а биотическая сохраняется высокой. Разрыв между экологической и биотической емкостью приводит к недоиспользованию органического вещества кормов.
Необходимые условия для вселения имеются в Ахтанизовском и Курчанском лиманах.
Ранее такие работы уже проводились учеными АзНИИРХа. Для проверки эффективности использования лиманов в Ахтанизовский лиман в 1973 г. была вывезена заводская молодь осетровых выращенная в прудах Темрюкского осетрового завода, в следующем количестве: осетр 250 тыс. шт., белуга 250 тыс. шт., севрюга 200 тыс. шт.
Изучение биологии молоди в лимане показало высокую эффективность этого метода. Хищные рыбы молодью осетровых не питались. Кормовая база полностью обеспечивала интенсивное питание осетровых. Осетр и севрюга питались ракообразными (мизиды и корофииды), белуга потребляла бычков.
В 1973 г. вес белуги увеличился в среднем с 8,6г при посадке до 680,0 г в конце сезона, осетра с 4,8 г до 90,0 г, севрюги с 4,2 г до 86,0 г.
Для определения количества молоди, обитающей в лимане, были организованы съемки лимана, и наблюдения в гирле за выходом молоди из лимана. По сравнению с прямым выпуском в море численность осетровой молоди в лимане оказалась в 4 раза выше (Бокова, и др., 1979).
Гидрологические, гидрохимические показатели и кормовая база в Курчанском лимане мало, чем отличаются от сих показателей в Ахтанизовском. Из этого следует, что Курчанский лиман может служить водоемом вселения.
Летом в открытой части лимана температура воды на некоторых участках достигает 25 - 27?С, а у берегов повышается до 30?С. Зимой вода охлаждается до 0?С и образуется лед. Соленость колеблется от 13 до 16 ‰. Эти колебания зависят от чередования многоводных и маловодных лет (Анисимова, и др., 1983).
Кормовая база выше описанного водоема полностью устраивает потребности белуги при интенсивном питании. А это значит что затраты на корм (искусственный корм, вселение кормовых объектов) не требуются. Что значительно увеличивает экономическую ценность этой попытки.
Молодь белуги для вселения можно брать на рыбоводных заводах Дона и Кубани.
Сроки вселения должны совпадать с началом интенсивного развития и размножения кормовых объектов, которое приходится на июнь - июль.
По истечению трех лет белуга наберет товарную массу (2?2,5 кг) и можно будет организовывать промысел.
Данный вид вселения относится к частному случаю поэтапной акклиматизации ? зарыблению, который описан в начале главы.
Список литературы
1. Анисимова И.М., Лавровский В.В. Ихтиология. ? Москва. ? изд-во «Высшая школа», 1983. ? 255 с.
2. Атлас пресноводных рыб России в двух томах. Т-1- под редакцией Решетникова Ю.С. М. наука, 2002. - 253 с.
3. Бабушкин Н.Я. 1964. Биология и промысел каспийской белуги // Тр. ВНИРО. Т. 52. Сб.1. М.: с. 183-258.
4. Бокова Л.И., Гунько А.Ф. опыт использования лиманов для выращивания заводской молоди осетровых в Азовском бассейне // Осетровое хозяйство внутренних водоемов СССР.?1979.? с. 28-29.
5. Вернидуб М.Ф. Инструкция по определению рыбоводного качества, сбору, оплодотворению, рационализации обесклеивания и инкубации икры и выдерживанию личинок осетровых. ? рукопись, 1952.
6. Детлаф Т.А., Гинзбург А.С. Зародышевое развитие осетровых рыб (севрюги, осетра и белуги) в связи с вопросами их разведения. ? Москва. ? изд-во Академии наук СССР, 1954.?215 с.
7. Драгомиров Н.И. Эколого-морфологические особенности личиночного развития белуги HUSO HUSO (L.). // Труду института морфологии животных им. А. Н. Северцова. ? 1961. ? вып. 33. ? с. 72-185.
8. Захарова Н.А., Хураськин Л.С., Полянинова А.А. 2000. Трофические связи осетровых и каспийского тюленя // Осетровые на рубеже 21 века: Тез. докл. Междунар. конф. Астрахань: Изд-во КаспНИРХа. 54 с.
9. Иванов А.П. Рыбоводство в естественных водоемах. - М.: Агропромиздат, 1988. - 367 с.
10. Кокоза А.А., Искусственное воспроизводство осетровых рыб. Моногр.? Астрахань. ? изд-во АГТУ, 2004. ?207 с.
11. Курс лекций: «Осетровые мирового океана». Для студентов третьего курса специальности «Водные биоресурсы и аквакультура». Л.В. Витвицкая, А.М. Тихомиров, Н.А. Егоров; АГТУ-Астрахань, 2002.-160 с.
12. Легеза М.И. 1972. Роль абиотических факторов среды при распределении осетровых (сем. Acipenseridae, Pisces) в Каспийском море // Вопр. ихтиологии. Т. 121. Вып.1. С. 13-24.
13. Методическое указание на тему: Биологические основы акклиматизации. ? Астрахань. ? изд-во АГТУ, 2002.
14. Мильштейн В.В. Осетроводство.: М. агропромиздат 1982.
15. Молодцова А.И. Поляникова А.А. Смирнова. А.В. Кормовая база и питание заводской молоди белуги в естественных условиях реки Волги. //Воспроизводство осетровых, лососевых и частиковых рыб: сб. научных трудов ВНИРО. М. 1992 - с 100-110
16. Мухачев И.С. Биологические основы рыбоводства: учеб. пособие: М-во. образования и науки. Р. Ф. Тюмень. Гос. университет - Тюмень из-во. Тюмень гос. ун-та, 2005- 300 с.
17. Поляникова А.А. Эриксон. Е.П. Питание белуги в Каспийском море в современных условиях // Тез. докл. 6-й Всероссийской конфиренции по проблемам промысла. Мурмнск 1996 с. 119-120
18. Понамарев С.В. Гамыгин Е.А., Никоноров С.И. Понамарева Е.Н. Бахарева А.А. Грозеску Ю.Н. Технологии выращивания и кормления объектов аквакультуры юга России.- Астрахань: «Нова плюс», 2002
19. Понамарева Е.Н. Бахарева А.А. Методы стимулирования половых продуктов у рыб различными способами. Астрахань 2001
20. Понамарева Е.Н. Бахарева А.А. Методы транспортировки икры, спермы, личинок, молоди и производителей рыб. Астрахань 2002
21. Привезенцев Ю.А. Рыбоводство: учебник для студентов вузов/ Ю.А. Привезенцев, В.А. Власов. - М.: Мир, 2004. - 456 с.
22. Рыбы Казахстана.1986. Т. 1. Алма-Ата: Наука. С. 57-71.
23. Рыбохозяйственные исследования на Каспии: Результат НИР за 2005г Романов А.А., Журавлёва О.Л., Ходоревская Р.П., Левин А.В., Лепилина И.11., Коноплёва И.В., Сафаралиев И.А. Астрахань.: Изд-во Капнирх. 2006- 436 с
24. Справочник рыбовода по исскуственному разведению промысловых рыб/ под ред. д. б. н. проф. Н.И. Кожина-М. Пищевая пром.1971-208 с.
25. Ходоревская Р.П., Полянинова А.А. 2000. Оценка условий нагула белуги (Huso huso L.) в северо-западной части Северного Каспия // Морские гидробиологические исследования. М.: ВНИРО. С. 205-208.
26. Черномашенцев. А.П. Мильштейн. В.В. Учебник рыбоводства 1 часть: М. Агропромиздат 1983.