Методы отбора персонала - (реферат)
p>Ведущим психологическим свойствам личности охранника является направленность, представляющая собой систему внутренних побуждений и жизненных целей. От направленности зависит, что и как делает человек, какова его генеральная линия в жизни. В направленности личности выражается основное содержание человека как члена общества.

Основной всех побуждений частного охранника выступают потребности. Под потребностью понимается переживание человеком нужды в условиях и средствах своего существования и развития как члена общества и как организма. Потребности являются источником активности курсанта. Они требуют своего удовлетворения, вызывают желания, стремления, эмоциональные состояния и поэтому заставляют обучаемых проявлять активность, ставить цели и постигать их. ПОТРЕБНОСТЬ- нужда в объектах и средствах, необходимых для существования и развития личности. Потребность является источником активности личности, так как удовлетворение ее возможно лишь через достижение определенной цели. ВЫДЕЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УРОВНИ ПОТРЕБНОСТЕЙ:

    физиологические потребности (в пище, сне, одежде и т. п. ).

потребности в безопасности (в физической и психологической безопасности личности, близких, жилища, собственности и т. п. ).

потребности в уважении и любви (быть принятым в обществе, принадлежать к группе, в которой с тобой считаются и т. п. ).

    потребность в уважении (в одобрении, признании и т. п. ).

интеллектуальные и эстетические потребности (в красоте, симметрии и т. п. ). потребность в самореализации (в реализации своих потребностей).

При рассмотрении двух первых потребностей можно выявить некоторые особенности, которые могут повлиять на деятельность охранников. Это связано с тем, что у части населения не удовлетворяются основные физиологические потребности, и государство не может обеспечить безопасность личности и ее близких. Если не удовлетворяется вторая потребность, то личность вооружается, чтобы защитить себя. Если не удовлетворяется первая потребность, то вооруженная личность идет туда, где эту потребность можно удовлетворить. В этом случае для стихийной преступности разные “крыши”, “авторитеты” существенного значения не имеют. Важнейшим элементом направленности личности является мировоззрение. Представляя собой совокупность знаний, убеждений и взглядов на природу и общество, происходящие в нем события, мировоззрение человека определяет его жизненные стремления, характер и содержание потребностей, мотивы деятельности. На основе потребностей, под решающим воздействием мировоззрения формируются мотивы - внутренние побудительные силы, определяющие содержание целей и характер деятельности по их достижению. Без знания мотивов невозможно правильно понять и направленность личности. К простым мотивам относятся влечения, желания, хотения, а к сложным - интересы, склонности, идеалы и убеждения. Мотивы деятельности выполняют побудительную, регулятивную и смыслообразующую функции. Потребностно-мотивационная сфера является как бы фундаментом направленности личности. На этом фундаменте формируются жизненныецеличеловека. В психологическом плане цель - это идеальный образ будущего результата деятельности. Она показывает, к чему стремится человек в своей жизни. С целями неразрывно связаны установки, намерения, стремления и перспективы обучаемого.

Формируемая у будущих охранников профессиональная направленность представляет собой часть общей направленности и выражает их глубоко мотивированную устремленность к деятельности по овладению профессией, конкретной специальностью.

В сложной психологической структуре профессиональной направленности личности частного охранника ведущее место занимаютпрофессиональные убеждения. В психологическом плане убеждения представляют собой устойчивый сплав познавательных, эмоциональных и волевых элементов. Это знания и взгляды, проникнуты чувствами и волевыми устремлениями.

Профессиональная убежденность - это глубоко обоснованная уверенность в высокой общественной и личной значимости профессии, найденном в ней призвании. Такие убеждения создают прочную внутреннюю опору в деятельности человека по овладению профессией частного охранника, побуждают их преодолевать трудности учебы, а затем и профессиональной деятельности. Профессиональные убеждения представляют собой мировоззренческий элемент направленности личности и характеризуют нравственный облик частного охранника.

На основе профессиональной убежденности формируется и интереск избранной специальности, то есть положительное сознательно-эмоциональное отношение к ней. Интересы характеризуются содержанием (на что они направлены), широтой (объемом) и устойчивостью (длительностью). Во всем многообразии интересов человека ведущую роль играет профессиональный интерес. Устойчивый интерес к профессии, как правило, перерастает в склонность, проявляющуюся в виде постоянного стремления к совершенствованию знаний по своей специальности. Склонность предполагает также способности, позволяющие успешно овладевать профессией.

В ходе деятельности по избранной специальности у охранника формируются профессиональныеидеалы, в роли которых могут быть высокие нравственные и профессиональные качества или конкретный человек, носитель этих качеств.

Если профессиональные убеждения, интересы, склонности и идеалы показывают, что побуждает человека к деятельности, то профессиональныецели, установки и перспективы - к чему стремятся. Охранники, как правило, ставят перед собой как далекую цель - получить высокооплачиваемую работу, так и близкие цели - успешно подготовиться к семинару, зачету, экзамену, успешно выполнить боевые стрельбы, успешно завершить обучение. Естественно, могут быть и другие цели, в том числе и негативного характера.

Целям соответствуют и установки, выражающие внутреннюю готовность к определенному действию и поведению в конкретной сложившейся ситуации. Под перспективой обычно понимают эмоционально насыщенное представление жизненно важного будущего, более или менее отодвинутого во времени.

Все структурные элементы профессиональной направленности личности находятся в сложной иерархической зависимости и в своей совокупности функционируют как целостная динамическая система.

Следовательно, направленность личности - сложное и многоплановое свойство в структуре личности, она включает в себя разные взаимосвязанные компоненты. Большую роль играет формирование у охранников целеустремленности как волевого качества. В целеустремленности тесно взаимодействуют три стороны: а) содержательная, идейная, выражающая нравственную направленность всей жизни и деятельности охранника; б) волевая, то есть способность обучаемых ставить ясные цели, проявлять настойчивость и упорство в их осуществлении, подчинять им свою деятельность; в) мотивационная, побудительная сторона, определяющая содержание целей и способы их достижения.

Профессиональная направленность охранников не может быть устойчивой, если они не умеют ставить перед собой ясные, четкие, общественно значимые цели, проявлять настойчивость, организованность, собранность в деятельности по их достижению, подчинять этим целям свои действия и поступки. Высокая целеустремленность - один из характерных признаков человека с развитой волей.

    1. 3. 3. Темперамент и характер. Воспитание характера

Поведение человека зависит от не только от его направленности, но и от темперамента, то есть от таких индивидуально-психологических особенностей личности, в которых проявляются сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Каждая профессия предъявляет свои требования к человеку, и от темперамента зависим многое. Его особенности важно учитывать в процессе профессиональной деятельности охранника. Знание этих особенностей поможет выбрать из арсенала психологических средств воздействия наиболее верные. Известно, что человека с холерическим темпераментом необходимо держать под постоянным контролем воспитателя. Невыдержанность, резкость в обращении с ним могут вызвать бурную ответную реакцию. Вместе с тем допускаемые холериком срывы и крайности в поведении должны находить критическую оценку, неровное поведение - встречать противодействие. У сангвиника имеет смысл периодически возбуждать чувство ответственности за свою учебу, поступки, проверять качество выполняемых заданий. Флегматик требует систематического контроля, а в некоторых случаях повышенной взыскательности. По отношению к меланхолику особенно недопустимы резкость, вспыльчивость, недомолвки, неопределенность, так как это наиболее ранимый темперамент.

Особенности поведения человека, определяемые его темпераментом и другими психическими образованиями, под воздействием социальной среды превращается в устойчивые черты характера.

Характер можно оценивать по его силе. Сильный характер у тех охранников, которые всегда поступают сообразно своим убеждениям, последовательно ведут себя в различных, в том числе в трудных, условиях, проявляют настойчивость в достижении поставленных целей. И наоборот, охранники со слабым характером отличаются непоследовательностью в своем поведении, расхождением между словами и делами, боязнью трудностей.

Важное значение при оценке характера имеет выявление его устойчивости или неустойчивости. У будущего охранника с устойчивым характером длительное время сохраняются присущие ему отношения, убеждения, привычки и другие особенности. Если же взгляды, убеждения, отношения быстро меняются, то характер является неустойчивым.

Различные проявления характера называют его чертами. Так, например, волевыми чертами являются решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, целеустремленность; эмоциональными чертами впечатлительность, экспансивность, порядочность, инертность, безразличие; интеллектуальными чертами - сообразительность, находчивость, любознательность. Характеру охранника наряду с сугубо индивидуальными чертами присущи и общие черты. Общим чертами характера, в которых раскрывается моральный облик, являются высокое сознание долга, интернационализм, коллективизм, честность, правдивость, бдительность.

Раскрытие сущности характера и его основных черт позволяет понять место этого свойства в общей структуре личности охранника. Характер является своеобразным выражением психических познавательных процессов, чувств, воли, направленности, темперамента и способностей. Направленность личности, ее убеждения, интересы, потребности, мотивы деятельности определяют содержание характера, его цельность или противоречивость, устойчивость. От характера, в свою очередь, зависит, какие мотивы деятельности станут главными, ведущими. Способности определяют интеллектуальные черты характера. Темперамент является его динамической стороной. В то же время характер оказывает сильное влияние на проявление темперамента, его изменение и выражение в деятельности.

Главное различие между ними состоит в том, что темперамент обусловлен преимущественно врожденными биологическими свойствами нервной системы. В становлении же характера определяющую роль играют социальная среда и воспитание.

Формирование характера начинается с его изучения. При этом следует учитывать, что характер охранника проявляется прежде всего в его деятельности, в речи и во внешнем облике. В деятельности будущего охранника по овладению профессией можно увидеть его отношение к окружающему, к труду, к своим товарищам, преподавателям, к самому себе, определить положительные и отрицательные черты характера, его силу, устойчивость и цельность. В речи проявляется общительность, духовная культура охранника, внимательность к собеседнику или, наоборот, самоуверенность, желание порисоваться, навязчивость, самовлюбленность. Если охранник подтянут, бодрый, жизнерадостный, приветливый, имеет опрятный вид, то это говорит о его внутренней собранности, организованности, целеустремленности, воспитанности, доброжелательности отношений к другим людям. Неопрятность, нарушение формы одежды, развязность, неприветливость характеризуют обучаемого с отрицательной стороны. Изучение характера охранника может осуществляться различными методами: путем индивидуальной беседы, наблюдения, анализов результатов деятельности, эксперимента, изучение документов, биографии. В ходе индивидуальной беседы можно получить определенные сведения о направленности, интересах, взглядах, отношении обучаемого к окружающему. Биография, характеристика с места службы, учебы или работы расширяют и углубляют эти сведения. Но основные данные можно получить путем наблюдения за учебой, дисциплиной охранника. Сильный характер не только воспитывается, но и проявляется в борьбе с трудностями, через преодоление препятствий. Народная мудрость гласит: “Настоящий ты тогда, когда трудно”. Накопление охранниками опыта волевого поведения имеет большое значение в воспитании у них сильного характера. Необходимый опыт приобретается на занятиях и боевых стрельбах.

1. 3. 4. Социально-психологические особенности частного охранника

Будущие охранники - часть российской молодежи, занимающейся в высшей степени общественно значимой деятельностью по овладению профессией. А молодежи присущи и возрастные особенности.

Охранники относятся к возрасту на степени его перехода к зрелости. Молодости свойственна некоторая природная дисгармония. Так желания и стремления развиваются ранее, чем воля и сила характера. В таких условиях юноша не всегда способен подавить некоторые излишние стремления и желания. Именно поэтому психический склад людей юношеского возраста не только сложен, но порой и противоречив.

Для юношеского возраста характерен большой оптимизм, вера в собственные силы, чуткое и доброе отношение людям, искренность, непосредственность, задушевность, чувство товарищества и т. д.

У охранников сильно развито чувство собственного достоинства и стремление к самостоятельности, желание скорее найти свое место в жизни, показать себя с лучшей стороны, в полной мере проявить свои способности.

Социально-психологические особенности охранников зависят также от характера и содержания учебной и служебной деятельности, жизненного опыта, семейного положения, воспитания, развития, образования и других факторов. Все это находит свое проявление в духовном облике, поведении, запросах и интересах, в повседневной деятельности будущих охранников.

Проведение исследования, анализ учебно-воспитательной работы показывают, что направленность охранников, как правило, характеризуется возвышенными и благородными стремлениями, целями, установками - окончить обучение, стать охранниками. Наличие твердых жизненных планов, возвышенных стремлений благоприятная предпосылка успехов в жизни будущих охранников. Вместе с тем у части охранников нет твердого убеждения в правильности выбора профессии. Они проявляют сомнения, колебания, допускают халатное отношение к учебе и дисциплине.

Охранникам присущи разнообразные потребности, в сложном переплетении которых ведущими могут быть либо материальные либо духовные.

Важно, чтобы ведущую роль в их деятельности играли духовные потребности, в первую очередь, потребность в отличном овладении профессией, добросовестном отношении к работе и дисциплине.

Охранникам присущи чувство нового, любознательность, широта интересов. Для охранников характерна острая восприимчивость, сильная впечатлительность, повышенная эмоциональность. Каждый успех вызывает у них большую радость, ошибка, сбой - глубокую озабоченность, недовольство самим собой, будущие охранники очень остро реагируют на недостатки и особенно на несправедливое отношение к себе.

Одной из особенностей охранников является ярко выраженная прямота в суждениях. Их высказывания зачастую категоричны, суждения безапелляционны, поспешны. Свои мысли охранники, как правило, высказывают откровенно.

1. 3. 5. Значение психологических знаний для сотрудника охраны

Своим названием наука психология обязана древнегреческим словам: “психо” душа, “логос” - учение. Следовательно, психология - это наука о душе, психике. Эта наука стремиться ответить на вопросы о том, как возникают в психике человека образы, чувства, как формируется характер, как протекает процесс принятия решений, и что оказывает решающее влияние на формирование личности. Современная психология представляет собой достаточно разветвленную систему научных дисциплин, которые связаны с различными видами деятельности. Существуют военная, медицинская, юридическая, криминальная психология, психология спорта и т. д. Деятельность сотрудников охраны (телохранителей, инкассаторов) исследует психология труда в особых условиях. Эта отрасль психологии изучает психику человека, деятельность которого протекает в условиях конфликта, опасного для жизни и здоровья. Угроза для охранника исходит от людей с преступными намерениями или от агрессивной среды (огонь, вода и т. д. ). вероятность такой опасности существует всегда, но форму открытого столкновения приобретает очень редко, что успокаивающе действует на сотрудников охраны.

Психология труда в особых условиях, применительно к деятельности охранных формирований, призвана решать следующие задачи:

определение личных качеств, необходимых сотрудников охраны для успешного освоения профессии;

изучение особенностей охранных структур как систем взаимодействующих личностей; изучение особенностей взаимоотношений с охраняемым лицом и его окружением, персоналом предприятий, коллегами по работе;

разработка основ обучения и воспитания сотрудников охраны и особенностей управления охранными структурами;

исследование психических состояний, возникающих у сотрудников в процессе работы;

обоснование приемов психологической подготовки сотрудника к действиям в экстремальных условиях.

Взаимосвязь психологии с правом, криминалистикой, тактикой, спортивной и боевой подготовкой обеспечивает качественное выполнение служебных задач. При этом следует иметь ввиду что злоумышленники, нападающая сторона при планировании (выборе места, времени, предлога и т. д. ) и осуществлении преступлений активно используют психологические закономерности.

1. 3. 6. Психологическая характеристика личности сотрудника охраны

Проблему личности можно назвать одной из ключевых проблем в деле обеспечения безопасности охраняемых объектов. Успех работы во многом определяется тем, насколько хорошо руководитель знает своих подчиненных, а сотрудники окружающих их людей. Можно сказать, что работа сотрудника охраны - это работа с людьми и среди людей. Сам являясь личностью, он обязан знать не только свои слабые и сильные стороны, но также иметь информацию о личных и деловых качествах товарищей по работе, их семейном, жилищном, финансовом положении. Хорошо, если есть информация и о руководителе службы безопасности. Если дело касается охраны личности, то об охраняемом и его окружении нужно знать как можно больше, так как от этого зависит не только жизнь и здоровье охраняемого лица, но и безопасность самого телохранителя. Необходимость знаний о людях, работающих на охраняемом объекте, вызвана тем, что эта информация позволяет решать служебные задачи и создавать оптимальные межличностные отношения. Персонал большинства предприятий относится к сотрудникам охраны не совсем благожелательно. Это вызвано тем, что со стороны трудно понять, чем они занимаются. Они видят, что молодой, здоровый мужчина просто сидит или стоит и ничего не делает.

Не видна работа, нет реального конфликта, не видна атакующая сторона, от которой охрана защищает собственность и людей, не слышно взрывов гранат и треска автоматных очередей.

Срабатывает стереотип: если все тихо, то зачем охрана; если что-то случится, то где она была. В этих условиях задача сотрудника охраны в том, чтобы своим поведением, внешним видом, вызвать уважение со стороны персонала предприятия, убедить их в своем профессионализме и в том, что он выполняет нужную для них работу.

При рассмотрении отношения частного охранника к деятельности можно выделить четыре мотива:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать