Методы отбора персонала - (реферат)
p>10 - 13 баллов - средний уровень потребности в достижениях. Более 14 баллов - высокий уровень потребности в достижениях.

3. Опросник Ю. М. Орлова для попределения уровня потребности в общении. Потребность в общении, в эмоциональных контактах проявляется в стремлении быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, вступать в контакты, оказывать помощь членам сообщества и принимать помощь других. Данная потребность проявляется в стремлении участвовать в совместных действиях, целью которых является само общение. На начальной стадии потребность в общении формируется в отношениях с родителями и сверстниками. Неудовлетворенность потребности в общении путем лишения социальных контактов сопровождается возникновением чувства одиночества и бессилия. Однако чрезмерная потребность в общении также не является положительным качеством, так как она приводит к тому, что человек не чувствует обратной связи, не принимает во внимание интересы и чувства партнера по общению.

    Цель: Определение уровня потребности в общении.
    Интерпретация результатов:
    Менее 13 баллов - низкая потребность в общении.

14 - 19 баллов - средний уровень потребности в общении. 20 баллов и выше - высокая потребность в общении.

4. Методика “Ориентировочная анкета” для определения профессиональной направленности личности.

Одной из важнейших характеристик человека является направленность - устойчивая система интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т. д. , что в конечном итоге определяет важнейшие в нашей жизни вопросов: выбор профессии, спутника жизни, способов достижения успеха. Направленность выступает в качестве ориентира деятельности личности и является относительно независимой от наличных ситуаций. В одном и том же виде деятельности человек может удовлетворить различные потребности и, напротив, в разных видах деятельности человек может находить для себя привлекательными сходные аспекты. Профессиональная направленность отражает устойчивый интерес не столько к содержанию профессиональной деятельности (конкретной профессии), сколько к тому, какие основные потребности в ней могут быть удовлетворены.

Цель: Изучение основной жизненной ориентации испытуемого как показателя направленности личности.

Интерпретация результатов: Чем больше набрано баллов по одному из видов направленности, по сравнению с другими, тем более доминирующей она является.

Направленность на себясоздается преобладанием мотива личного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. В работе такой человек видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязяния вне зависимости от интересов других. Направленность на взаимодействиеимеет место тогда, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддержать хорошие отношения с товарищами по работе. Направленность на задачу, или деловая направленность, отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности работы группы.

5. Методика определения нервно-психологической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе “Прогноз”.

Цель: рекомендуется при поборе лиц, пригодных для работы в экстремальных ситуациях. Интерпретация результатов: Нервно-психическая неустойчивость тем больше, чем больше получено баллов.

Исследование было проведено в марте, апреле 1999 года в НОУ “Учебно-методический центр” по согласовании с руководством центра. Исследование проводилось групповым способом. Слушателем, сидящим в аудитории раздавались заранее подготовленные бланки для ответов и зачитывались вопросы психологических методик. Инструкция к исследованию была следующей: “В нашем учебно-методическом центре в настоящее время проводится психологическое исследование слушателей с целью совершенствования их подготовки. Просим Вас принять участие в этом исследовании”. Все, без исключения слушатели, дали согласие на участие в исследовании, проявили ответственность и заинтересованность в результатах.

    2. 5. Гипотезы исследования

Слушатели, получающие специальность “Частный охранник” должен обладать высокой мотивацией достижения.

Не все лица, обучающиеся на курсах, имеют профессионально значимые качества для работы в этой сфере.

Г Л А В А 3. Анализ результатов исследования и их обсуждение 3. 1. Результаты диагностики основных свойств темперамента

В таблице № 1 представлены средние значения показателей основных свойств темперамента у исследованных слушателей “Учебно-методического центра”. Таблица № 1

Усредненные значения основных свойств темперамента испытуемых

    Шкалы методики “ОСТ”
    Эр
    Сэр
    П
    СП
    Т
    СТ
    Эм
    Сэм
    Среднее значение
    7, 8
    7, 9
    10, 1
    4, 2
    9, 6
    6, 7
    5, 6
    5, 5

Данные, представленные в таблице и на рисунке показывают, что исследованную группу слушателей характеризует высокая пластичность (переключаемость) психических процессов, высокий темп реакции и низкая социальная пластичность (переключаемость во взаимодействии с другими людьми). Остальные свойства темперамента: эргичность (Эр), социальная эргичность (Сэр), социальный темп (СТ), эмоциональность (Эм), социальная эмоциональность (Сэм) находятся в пределах средних значений.

В таблице № 2 представлена частота низких, средних и высоких значений основных свойств темперамента у исследованных слушателей.

    Таблица № 2

Частота и количество низких, средних и высоких значений основных свойств темперамента у исследованных слушателей

    Название шкалы
    Низкие значения
    Среднее значение
    Высокие значения
    чел.
    %
    чел.
    %
    чел.
    %
    Эр
    3
    9, 7
    14
    45, 1
    14
    45, 1
    Сэр
    4
    12, 9
    9
    29
    18
    58, 1
    П
    5
    16, 1
    12
    38, 7
    14
    45, 1
    СП
    20
    64, 5
    9
    29
    2
    6, 4
    Т
    0
    10
    32, 2
    21
    67, 8
    СТ
    7
    22, 6
    15
    48, 3
    9
    29
    Эм
    11
    35, 5
    9
    29
    8
    25, 8

Как показывает приведенные в этой таблице данные, показатель Эр (активность) находится, в большинстве случаев, в пределах средних и высоких значений. Только у трех человек Эр была низкая, что требует более внимательного анализа профессиональной пригодности этих слушателей. Показатели СЭр (активность в общении) у 58, 1% слушателей находились в пределах высоких значений; у 29% - на среднем уровне. На наш взгляд, это очень хороший результат, так как работники охранных предприятий должны уметь налаживать контакты и вступать во взаимодействие с самыми разными группами лиц. Низкая Сэр обнаружена у четырех человек.

Показатели пластичности у 45% лиц были высокими, у 38, 7% - средними. Низкая пластичность выявлена у пяти человек. Высокие значения социальной пластичности (СП) (умение переключаться в социальном взаимодействии) обнаружены только у двух человек. У 29% СП находилась в пределах средних значений, у 64, 5% - на низком уровне. Этот результат нам представляется достаточно плохим, так как по роду своей деятельности работнику охранного предприятия не редко приходится держать под контролем большое число людей или вступать во взаимодействие с множеством лиц. В этом случае, низкая СП может препятствовать успешному выполнению профессиональных задач.

Диагностика темпа показала, что у всех испытуемых его значение находится на среднем или высоком уровне. В тоже время, значения по шкале СТ имели нормальное распределение (наиболее частыми были средние показатели). По шкале Эмоциональности примерно с одинаковой частотой встречались низкие, средние и высокие показатели. Стоит обратить внимание, на то, что высокие значения Эмоциональности, обнаруженные у восьми человек, не являются профессионально значимым качеством для охранника.

Высокая СЭм была обнаружена у семи человек. Это также не является благоприятным результатом.

Таким образом, наиболее характерным особенностями свойств темпераментом у слушателей курсов по подготовке охранников является высокая пластичность и высокий темп реакции при низкой социальной пластичности. Если первые два свойства являются профессионально значимыми в этой сфере деятельности, то низкую социальную пластичность таким качеством признать нельзя. По-видимому слушателям надо предложить пройти специальные тренинги по развитию их социальной чувствительности и коммуникабельности.

Анализ низких, средних, высоких значений свойств темперамента позволил выявить отдельных слушателей, которые по каким-то качествам не соответствуют требованиям профессии. К таким качествам мы относим: низкую Эр, низкую П, высокую Эм и высокую СЭм. По-видимому этим слушателям должна быть предложена программа индивидуальной работы по развитию своей профессиональной культуры.

    3. 2. Результаты изучения мотивации

В таблице № 3 представлена частота низких, средних и высоких значений потребности достижения и общения у исследованных слушателей “Учебно-методического центра”.

    Таблица № 3.

Частота низких, средних и высоких значений потребности в достижении и в общении у слушателей курсов

    Показатели
    Низкая
    Средняя
    Высокая
    Потребность в достижении
    0
    61, 1% (11)
    38, 9% (7)
    Потребность в общении
    5, 6% (1)
    16, 7% (3)
    77, 8 (14)

Эти данные показывают, что исследованных слушателей характеризует высокая потребность в общении и преимущественно средняя потребность в достижении. Такую закономерность можно связать с тем, что обучающиеся в центре слушатели пока еще полностью не приступили к исполнению своих профессиональных обязанностей (за исключением прохождения практики), не имеют своего постоянного места и поэтому еще полностью не несут служебной ответственности. Можно сделать вывод, что после окончания курсов потребность в достижении, в связи с необходимостью делать карьеру, у них будет расти.

Вместе с тем, благоприятным является факт, что ни в одном случае не было выявлено низкой потребности в достижении и только у одного человека обнаружена низкая потребность в общении.

3. 3. Результаты диагностики профессиональной направленности

Изучение основной жизненной ориентации слушателей центра, как важного показателя направленности их личности показало следующее. У 55, 6% слушателей обнаружено как ведущее - направленность на себя. Как известно, такая ориентация создается преобладанием мотива личного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Поэтому в работе такой человек видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания, вне зависимости от интересов других. У 39, 8% испытуемых ведущей была направленность на взаимодействие. В этом случае поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе. И только у одного человека ведущей оказалась направленность на задачу или деловая направленность. Именно такой человек способен добиться наибольшей продуктивности в работе на основе эффективного взаимодействия.

Диагностика профессиональной направленности показала, что подавляющее большинство слушателей центра подготовки охранников ориентируется при получении специальности на мотив личного благополучия или на стремление поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе. Основной компонент культуры личности и деятельности “идеального охранника” направленность на задачу у них не сформирована. По-видимому, только поступление на работу в фирму и требование соответствовать культуре этого предприятия сможет способствовать изменению их ориентации.

3. 4. Результаты определения нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе “Прогноз”

Выявление уровня нервно-психической адаптации и риска дезадаптации в стрессе показало, что высокий уровень нервно-психической устойчивости определен у 44, 4% слушателей. Средний уровень - у 22, 2%, низкий уровень у 33, 3%. Таким образом, треть испытуемых, которые приняли участие в нашем исследовании, имеют достаточно высокий риск дезадаптации в стрессе в связи с недостаточной нервно-психической устойчивостью. Это говорит о том, что находясь в критических профессиональных ситуациях или после выхода из таких ситуаций, они не всегда будут способны контролировать себя и действовать адекватно и собранно. Для таких людей работа в охранном предприятии может явиться угрозой для психического здоровья.

Таким образом, не все слушатели курсов подготовки охранников обладают уровнем нервно-психической устойчивости, который необходим для работы в стрессовой ситуации. В связи с этим, необходимо ввести в программу подготовки охранников специальный курс психологической подготовки к деятельности в экстремальных ситуациях.

    Выводы

Таким образом, наиболее характерным особенностями свойств темпераментом у слушателей курсов по подготовке охранников является высокая пластичность и высокий темп реакции при низкой социальной пластичности. Если первые два свойства являются профессионально значимыми в этой сфере деятельности, то низкую социальную пластичность таким качеством признать нельзя. По-видимому слушателям надо предложить пройти специальные тренинги по развитию их социальной чувствительности и коммуникабельности.

Исследованных слушателей характеризует высокая потребность в общении и преимущественно средняя потребность в достижении.

Диагностика профессиональной направленности показала, что подавляющее большинство слушателей центра подготовки охранников ориентируется при получении специальности на мотив личного благополучия или на стремление поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе. Основной компонент культуры личности и деятельности “идеального охранника” направленность на задачу у них не сформирована. По-видимому, только поступление на работу в фирму и требование соответствовать культуре этого предприятия сможет способствовать изменению их ориентации.

Не все слушатели курсов подготовки охранников обладают уровнем нервно-психической устойчивости, который необходим для работы в стрессовой ситуации. В связи с этим, необходимо ввести в программу подготовки охранников специальный курс психологической подготовки к деятельности в экстремальных ситуациях.

    Библиография
    Бодров В. А. Основы профессионализма. М. , 1996
    Гиппенрейтор Ю. Б. Введение в общую психологию. М. , 1996.

Гнесь П. А. Тактика охранной деятельности. Учебно-методическое пособие для обучающихся по специальности частный охранник. СПб, 1998.

    Годфруа Ж. Что такое психология? М. , 1994.

Грановская Р. М. Элементы практической психологии. СПб, 1997. Жданов И. А. Адаптация и прогнозирование деятельности. Казань, 1991. Журавлев С. Ю. Частная охрана. М. , 1994.

Калинин С. В. , Образцов С. Е. Охрана. Оружие. Безопасность. СПб, 1999. Колышкин В. В. Практические основы профотбора. Новосибирск, 1995. Маркова А. К. Психология профессионализма. М. , 1996.

Методики изучения психологических особенностей личности студентов. СПб, 1993. Общая психология по ред. профессора Петровского А. П. М. , 1976. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации саморегуляции. (сборник). М. , 1990.

Психологические методы диагностики свойств индивидуальности. СПб, 1995. Теплов Э. П. Комплексная безопасность объектов: вопросы теории, тактики и практики. Часть 1. СПб, 1995.

Теплов Э. П. , Вандышев В. В. , Кириченко В. , Лесов В. М. Нормативные основы деятельности сотрудника частной службы безопасности. Часть 1. СПб, 1998. Теплов Э. П. , Вандышев В. В. , Кириченко В. , Лесов В. М. Частная охранная деятельность: организационно-правовые и тактические основы. СПб, 1996. Учебное пособие по психологическим основам частной охранной деятельности. СПб, 1997.

    Хеккаузен Х. Мотивация к деятельности. М. , 1986.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать