Отношения в команде спортсменок, занимающихся синхронным плаванием - (курсовая)
p>Без личного участия не будет команды, несмотря ни на какие тренинги, уполномочивание и поддержку руководства. Причем необходимо участие, граничащее с полной самоотдачей. Wright и Brauchle(1994) предлагают стратегию усиления такого участия, состоящую из трех компонентов: подготовки, инициации и поддержания. Она основана на факте, что чаще всего люди боятся всего неизвестного, и это означает, что они, попав в команду, не сразу начнут действовать эффективно. Члены группы должны принимать участие в подготовке создания команды, они должны иметь представление, что происходит и зачем. Будучи членами команды, они непосредственно примут участие в инициации, но участие это должно быть активное. И, наконец, без поддержания уровня развития команды любая команда легко сделает шаг назад как в продуктивности, так и во взаимодействии.

Таким образом, можно представить движение команды от полюсов неэффективности к полюсам эффективности с помощью следующей таблицы.

    Неэффективность
    Эффективность
    Неопределенность, несогласие
    Цели
    ясность, разделяемость всеми
    Безразличие, безучастность
    Участие
    активное участие в решении задач
    Недоверие, закрытость, боязнь критики
    Доверие
    доверие, свободное выражение эмоций
    Игнорирование или утаивание
    Конфликты
    признание и открытое обсуждение
    Преследование личных целей, несогласных игнорируют
    Принятие решений
    понимание точек зрения других, совместное принятие решений
    Зависимость группы от одного человека
    Лидерство
    разделяющее, совместное
    Строгое распределение ролей
    Ролевая структура
    гибкая, ротация ролей
    Ригидность, стереотипность
    Творчество
    пластичность, спонтанность, воображение, инновации
    Через лидера, игнорирование друг друга
    Коммуникация
    открытая, на понимание, поощряется
    §2. 3 Спортивная команда.

В условиях соревновательной деятельности успешность выступления команды синхронного плавания определяется тем, насколько ее члены оказались способными в условиях противоборства воспроизвести отработанные системы индивидуальных и групповых действий. Ю. Я. Рыжонкин считает, что уровень технико-тактического мастерства, необходимый для успешного воспроизведения заданной групповой модели определяется степенью организационного единства команды [15; 151]. По его мнению, достижение организационного единства команды необходимо начинать с решения вопроса, связанного с системой сложившихся отношений между тренером команды и ее членами. Для управления любой группой совместно действующих людей и для достижения успеха в выполняемой ими деятельности необходимо достигнуть согласия между руководителем и исполнителями. “Под согласием понимают совпадение или сходство ориентаций по отношению к значимым аспектам групповой деятельности… Ориентационное единство является наиболее благоприятным условием для достижения организационного эффекта группы и залогом успешного проведения различного рода воздействий” [15; 151-152]. Рыжонкин рассматривает организацию групповой деятельности на двух уровнях, которые являются ее основанием. “Первый уровень, задаваемый извне руководством, отражает официально закрепленную систему прав и обязанностей и образует институциональный или формальный аспект структуры (формальная структура). Второй уровень, являясь результатом восприятия и оценки характеристик первого, образует внутригрупповой, неформальный аспект (неформальная структура)”[15; 152]. Формальная структура отражает точку зрения и установки тренера и представляет собой административную модель (модель тренера), неформальная–модель самих участников (групповая модель). Внутригрупповая структура по своей природе и характеру иная, чем та, которая задана руководством. Поэтому организация спортивной команды требует получения информации об особенностях сложившейся внутригрупповой структуры и установления степени ее соответствия с показателями формальной структуры. Реально сложившаяся система отношений (групповая модель) не всегда совпадает с формально заданной со стороны руководства схемой (моделью тренера). Поэтому, “для достижения организационного единства команды тренеру необходимо привести в определенное соответствие формальный и неформальный аспекты структуры, достигнув тем самым единства двух моделей” [15; 153].

Расхождения, встречающиеся на практике между формальным и неформальным аспектами структуры, могут свести на нет всю методическую и воспитательную работу тренера. Рост и развитие команды обычно сопровождаются стабилизацией ее внутренней структуры. Стабилизация внутренней структуры команды имеет как свою положительную сторону–рост взаимопонимания, товарищеской поддержки и т. д. , так и отрицательную, т. к. сопровождается некоторым отчуждением и отгораживанием от окружающих. Проблемы появляются тогда, когда появляющееся отчуждение касается не только посторонних, но и некоторых членов команды, которые вследствие этого оказываются в своего рода психологической изоляции. Анализ особенностей формирования внутригрупповой структуры, проведенный Рыжонкиным в спортивно-игровых командах показал, что выбор партнера, во-первых, строится на ожидании взаимного выбора и, во-вторых, срабатывает принцип подобия, когда игроки высокого статуса предпочитают выбирать игроков, обладающих не менее высоким статусом, а игроки низкого статуса–себе равных. Все это приводит к образованию сверхстабильных закрытых группировок, препятствующих всякого рода изменениям. Устранение излишнего конформизма, сверхстабильных группировок является необходимым в работе тренера, т. к. связано с установлением правильных взаимоотношений между игроками основного и запасного составов, между ветеранами и молодежью, “старичками” и теми, кто впервые призван защищать честь команды. В команде синхронного плавания эти аспекты так же необходимо учитывать, хотя здесь оценить необходимость и значимость члена команды для всей команды значительно проще, чем в игровых видах спорта, т. к. критериев оценки успешности или неуспешности выступления члена команды здесь значительно меньше, чем в игровых видах спорта.

Ханин рассматривает отношения внутри команды сходным образом: “члены любой группы, команды, выполняющий задачи совместной деятельности связаны между собой двумя видами отношений: статусно-ролевыми (деловыми, официальными, отношениями ответственной зависимости) и межличностными (эмоциональными, неофициальными, внедеятельностными).

Первый вид отношений основан на необходимом распределении функций в команде и связан с вкладом каждого члена группы в решение групповой задачи, его подготовленностью и возможностями успешного выполнения совместной деятельности. Каждый спортсмен имеет в своей команде тот или иной статус”[18; 71]. Обычно самый высокий статус в команде синхронного плавания имеют солистки, наиболее сильные спортсменки, а самый низкий–молодые или новые члены команды, запасные в группе, пока ничем не проявившие себя.

“Второй вид отношений отражает непосредственные эмоциональные связи в команде (симпатии, безразличие или неприязнь), которые неизбежно возникают в любой группе как результат взаимных оценок и сооценок человеческих качеств, поведения и поступков партнеров чаще всего вне их деятельности.

Следует подчеркнуть, что разделение отношений на деловые и эмоциональные носит условный характер. На самом деле– и в спорте это проявляется особенно отчетливо –дружеские и неприязненные отношения формируются именно в ходе совместной деятельности в зависимости от того, насколько успешно или неуспешно решается общегрупповая задача” [18; 71].

“Из исследований, выполненных главным образом в рамках социометрического направления социальной психологии (Дж. Морено, Х. Дженнингс и др. ), следует, что межличностные симпатии (или антипатии) однозначно (линейно) определяют характер взаимовлияний участников: в дружеских парах будет интенсивное, продуктивное общение, в нейтральных его меньше или оно вообще отсутствует, а в неприязненных парах (диадах, триадах) можно ожидать как отсутствия общения, так и межличностных конфликтов. Иными словами, положительные эмоциональные связи и сооценки определяют и реальные контакты той же направленности и содержания” [18; 77].

    ЧАСТЬ 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ.
    §3. 1 Цель и задачи исследования.

Цель нашего исследования –определение характера взаимоотношений в группе детей, занимающихся синхронным плаванием, определение степени сплоченности команды, рассмотрение образа команды, каждой из спортсменок и определение социометрического статуса членов команды.

Гипотеза: исследуемая команда имеет невысокую степень сплоченности. Т. о. перед нами встают следующие задачи: 1. провести исследование отношений, сложившихся в команде и картины собственной команды и своего места в ней каждого из членов команды; 2. проанализировать и обсудить результаты исследования; 3. рассмотреть возможность применения результатов в практических целях и дать определенные рекомендации тренеру команды.

    §3. 2 Объект и предмет исследования.

Объектом нашего исследования является учебно-тренировочная группа 2-ого года обучения синхронному плаванию, которая состоит из 6 девочек 1991-1993 г. р. Критериями выбора испытуемых были следующие показатели:

    совместные тренировки в группе более 1-ого года;

группа, которую тренер рассматривает как будущую команду для участия в соревнованиях;

опыт совместной работы и выступления на соревнованиях в таком виде упражнения как“группа”, которое традиционно выполняют 4 – 8 спортсменок (в нашем случае их 6); совместный выезд на сборы или в спортивный лагерь.

Именно эта учебно-тренировочная группа подходила для исследования, по большинству критериев.

Предмет исследования –отношение спортсменок друг к другу, сплоченность группы, социометрический статус каждой участницы и образ команды, существующий у ее членов. Для этого нами были выбраны методики: социометрия, проективные рисуночные методики“Моя команда” и “Я в команде” и модифицированный полупроективный тест “Неоконченные предложения”.

    §3. 3 Обоснование выбора методов исследования.

Подбор методов исследования был обусловлен нижеперичисленными причинами и особенностями методик.

Социометрия: в 30-е годы Дж. Морено создал социометрию как удобную в практическом использовании методику для изучения эмоциональных связей в группе. Построенные на симпатии-антипатии людей, эмоциональные связи он считал наиболее важными, как для существования и продуктивного функционирования самой малой группы, так и для самочувствия, работоспособности, перспектив развития отдельного человека в данной группе.

Этот метод, являясь экспериментальным методом изучения малых групп, позволяет количественно измерить и проанализировать структуру межличностных отношений, диагностировать состояние взаимоотношений в малой группе (каковой и является спортивная команда), установить, какое место в структуре группы занимает тот или иной ее член, фиксируя связи предпочтения в ситуациях выбора. Основное назначение метода –диагностика состояния взаимоотношений в малых группах и коллективах. Позволяет получить информацию о структуре связей между членами группы относительно выделенного критерия и дать количественную оценку характера эмоциональных отношений между ними.

Социометрия используется как средство активного управления групповой деятельностью. Применяется в тех случаях, когда характер взаимоотношений оказывает значительное влияние на результаты деятельности, а в нашем случае характер взаимоотношений оказывает серьезное влияние на успешность выполнения совместной деятельности.

Методика считается валидной и надежной при соблюдении следующих нормативных требований:

обоснованность применения метода, его адекватность изучаемому объекту и характеру исследовательских задач;

    надежность социометрической техники;

доверительность отношений исследователя с респондентами, их заинтересованное отношение к результатам опроса;

    тщательность интерпретации полученных данных.

В применении методики есть некоторые ограничения, к которым относятся: наличие у группы опыта совместной деятельности не менее 6-ти месяцев; картина внутригрупповых отношений, полученная с помощью этого метода не полная, она ограничивается выделенными критериями;

при выработке практических рекомендаций данные необходимо дополнять другими способами сбора информации.

Для проведения социометрического опроса необходимо предварительно познакомиться с группой, точно определить социометрические критерии, разработать адекватный инструментарий, выбрать форму обработки и анализа информации. Социометрическая процедура заключается в том, что сначала определяется значимый критерий для оценки той или иной стороны межличностного взаимодействия. Для этого формулируются вопросы, относящиеся к реальной ситуации взаимодействия, связанной с особо значимыми и характерными для группы ситуациями общения. В основу критерия должен быть положен какой-то эмоционально окрашенный, важный для группы момент отношений.

Вопросы заносятся на специальную карточку или сообщаются устно, обследуемые самостоятельно вписывают фамилии, выбранных ими членов группы. Число выборов может соответствовать количеству членов обследуемой группы, а может быть и ограниченным до 3-5 выборов.

Графическая обработка результатов может производиться двумя взаимодополняющими способами– социомиатрицей и социограммой.

Социоматрица представляет собой таблицу, в которую по вертикали заносятся фамилии в алфавитном порядке (или кодовые обозначения) всех членов изучаемой группы, по горизонтали– их порядковые номера. На соответствующих пересечениях знаком + обозначаются те, кто был выбран испытуемым, знаком –те, кто был отвергнут испытуемым. Взаимные выборы и отвержения обводятся кружком.

На основе социоматрицы возможно построение социограммы –карты социометрических выборов. Социоматрица имеет вид щита, состоящего из четырех концентрически расположенных окружностей.

В первом кругу располагаются испытуемые, получившее максимальное количество выборов, во втором– количество, превышающее среднее значение, в третьем –количество выборов, ниже среднего значения, в четвертый круг заносятся члены группы, не получившие ни одного выбора. Чем ближе к центру круга располагается член группы, тем выше его положительный статус, и наоборот. Характеристики индивидуальных социально-психологических свойств личности в роли члена группы могут быть измерены количественно. При этом каждый член группы оценивается с двух сторон: как выбираемый (i)– индексом социометрического статуса; как выбирающий (j) – индексом эмоциональной экспансивности. Положительный статус конкретного члена группы (i) ПСi вычисляется следующим образом:

    число лиц, выбравших его ПВ
    ПСi = ------------------------------------- = -----
    число лиц, оценивших его N-1
    N – число членов группы, участвовавших в опросе.

Отрицательный статус конкретного члена группы ОСi вычисляется по формуле:

    число лиц, отклонивших его ОВ
    ОCi = ------------------------------------- = -----
    число лиц, оценивших его N-1

Общий статус индивида Сi в группе можно определить следующим образом: Сi = ПCi – ОCi

Мера стремления члена группы к установлению социальных отношений с другими людьми называется показателем экспансивности. Если в социометрическом опросе не ограничивалось число выборов, то можно выявить положительную экспансивность члена группы.

Положительная экспансивность члена группы (ПЭi) определяется следующим образом:

    число выборов, которое он произвел
    ПЭi = -----------------------------------------------
    число оцененных им лиц

Отрицательная экспансивность индивида (ОЭi) определяется по формуле: число отклонений, которое он произвел

    ОЭi = ---------------------------------------------------
    число оцененных им лиц

Эмоциональная экспансивность (ЭЭi) вычисляется следующим образом: ЭЭi = ПЭi – ОЭi

В зависимости от положения индивида в группе, его называют по-разному. “Лидером” называют члена группы, имеющего наибольшее число выборов и являющегося формальным руководителем.

"Любимцем” называют рядового члена группы, если он имеет наибольшее число выборов.

И тот и другой рассматриваются как лица, наиболее приобщенные к группе (коллективу).

    “Индивидуалистом” называют того, кто никого не выбирает.

“Примкнувший” – тот, кого никто из членов группы не выбирает, но он выбирает хотя бы одного. “Изолят” – тот, кто никого не выбирает, и его не выбирает никто из членов группы. “Индивидуалистов”, “изолятов” и “примкнувших” называют периферическими членами группы. Чем меньше “изолятов” и “индивидуалистов”, тем выше внутригрупповая сплоченность.

Для того чтобы охарактеризовать всю группу, необходимо иметь данные не только о количестве выборов, отклонений и безразличных отношений в конкретном коллективе, но и показатели, характеризующие структуру группы, такие, как число взаимных положительных выборов, число изолированных индивидов, экспансивность группы, сплоченность и др.

    Экспансивность группы Эгр вычисляется следующим образом:
    общее число выборов, произведенных группой Sв

Эгр = ------------------------------------------------------------- = ----- численность группы N

    Интеграция группы (Игр) вычисляется как отношение
    1

Игр = ------------------------------------------------------------ число лиц, не получивших ни одного выбора

    Сплоченность группы (Сгр) рассчитывается так:
    число пар со взаимным выбором
    Игр = ---------------------------------------------
    общее число возможных пар

Общее число возможных пар (когда каждый индивид имеет право производить неограниченное число выборов) равно:

    (N(N-1))/2.

Сплоченность коллектива рассматривают как стремление членов коллектива или группы к взаимному сотрудничеству. Полностью сплоченным коллективом считается такой, в котором сумма числа выборов (Sв) равна величине разности NІ-N, где N – число членов коллектива. Сплоченным можно назвать такой коллектив, в котором

    NІ-N
    Sв > --------------- .
    2

Степень групповой сплоченности (элементарный индекс групповой сплоченности) определяется формулой:

Сэ = ПВ1/N(N-1)(1+2ПВ2/ N(N-1))(1-ОВ1/ N(N-1))(1-2ОВ2/ N(N-1)), где ПВ – количество полученных положительных выборов;

    ПВ1 - количество неотклоненных положительных выборов;
    ПВ2 – количество взаимных выборов;
    ОВ1 - количество отрицательных выборов (отклонений);
    ОВ2 - количество взаимных отрицательных выборов;
    N – количество членов коллектива.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать