Отношения в команде спортсменок, занимающихся синхронным плаванием - (курсовая)
p>Для определения психологического климата в коллективе используется коэффициент межличностной совместимости– показатель, отражающий степень взаимной приемлемости членов группы. В основу расчета берутся все варианты взаимоотношений каждого члена коллектива, отраженные в социоматрице. При этом, каждый вариант взаимоотношений каждого члена коллектива, оценивают по ранжированной шкале совместимости: наиболее высокий уровень взаимоотношений–взаимный выбор оценивают в 3 балла; если один член группы выбрал другого, а тот к нему безразличен– 2 балла; если оба друг другу безразличны – 1 балл; если один выбирает другого, а второй относится к нему отрицательно –0, 75 балла; если один относится к другому отрицательно, а второй к нему безразлично– 0, 5 балла; если оба относятся друг к другу отрицательно – 0 баллов. Подсчитываются баллы всех парных взаимоотношений каждого опрошенного, и их сумму заносят в каждую строку таблицы.

Персональный коэффициент межличностной совместимости (Sп), характеризующий уровень взаимоотношений, определяется по формуле: сумма баллов взаимоотношений члена группы

Sп = -------------------------------------------------------------- количество оцененных им индивидов

Групповой коэффициент межличностной совместимости (Sгр), являющийся показателем психологического климата коллектива, определяется по формуле:

    сумма персональных коэффициентов межличностных отношений
    Sгр=

-------------------------------------------------------------------------------- количество членов группы

Методика “Неоконченные предложения”. Методика “Неоконченные предложения”относится к группе проективных методик исследования личности. Она представляет собой развитие теста словесных ассоциаций.

Сам термин “проективные методики”был введен американским психологом Л. Франком в 1939 г. На основании ряда формальных признаков, присущих этим методикам, выделяются следующие признаки: относительная свобода в выборе ответа и тактика поведения испытуемого; отсутствие каких-либо внешних показателей оценочного отношения к испытуемому со стороны экспериментатора;

не измерение какой-либо отдельной психической функции, а общая оценка взаимоотношения личности с ее социальным окружением, обобщенная оценка ряда личностных свойств.

Впервые для изучения личности методики “Неоконченные предложения”были применены А. Пейном (1928), а затем А. Тендлером (1930). Обследуемому предлагается серия незаконченных предложений, состоящих из одного или нескольких слов, с тем, чтобы он их завершил по своему усмотрению. Испытуемым диктуется начало предложения и затем дается 15 с. на его завершение, затем читается то, что получилось.

Предложения формулируются таким образом, чтобы стимулировать обследуемого на ответы, относящиеся к изучаемым свойствам личности. Обработка полученных данных может быть как качественной, так и количественной.

Существует значительное количество методик, основанных на принципе вербального завершения. Одни предназначены для выявления мотивов, потребностей, другие–чувств обследуемого, его отношения к семье, половой жизни, вышестоящим по работе и т. д. Мы в нашем исследовании использовали методику“Тест незавершенных предложений”из 29 вопросов (Приложение 1), которая позволяет получить информацию о мотивах в спорте, об эмоционально-волевой сфере, об отношении испытуемых к товарищам по спортивной команде, к спортивному коллективу и др. [10; 91]. Достоинствами методик “Неоконченные предложения”являются их гибкость, возможность приспособления к разнообразным исследовательским задачам. По оценке зарубежных специалистов, валидность и надежность этих методик достаточно высоки (Р. Ватсон, 1978). Допускается групповое обследование.

    Рисуночные методики “Моя команда” и “Я в команде”.

Методики предназначены для оценки внутригрупповых отношений. Основаны на анализе и интерпретации рисунков. Рисуночные методики применяются, как правило, при обследовании детей и являются одними из самых распространенных среди проективных тестов.

Данные методики представляют собой процедуру, отражающую переживание и восприятие ребенком своего места в команде, его отношение к команде в целом и отдельным ее членам.

Схема проведения обследования и интерпретация результатов основывается на разработках В. Вульфа к проективным рисуночным тестам. Согласно схеме интерпретации по Вульфу, в рисунке анализируются:

а) последовательность рисования фигур, их пространственное расположение; б) отличия в формах и пропорциях отдельных фигур.

Пропуск реально существующих фигур или персонажей часто выражает стремление избавиться от эмоционально-неприемлемого лица. Если величина изображенных фигур не соответствует реальной иерархии, то такое восприятие относят за счет степени субъективной доминантности и значимости. В. Вульф также обращал внимание на интерпретацию различий в рисовании отдельных частей тела, исходя из возможных переживаний, связанных с их функциями.

В работах В. Хьюлса были предложены интерпретационные схемы, базирующиеся на самом процессе рисования (использование цветов, вычеркивания, стирания, сомнения, сопутствующие эмоциональные проявления, комментарии). Л. Корман (1964), Р. Бернс и С. Кауфман (1972) при интерпретации результатов обращают внимание на случаи, когда испытуемый рисует большее или меньшее, количество фигур, чем есть на самом деле (авторы считают, что это указывает на функционирование определенных защитных механизмов; чем больше несовпадение, тем больше неудовлетворенность существующей ситуацией). В рисунках, по Л. Корману анализируют: его графическое качество (характер линий, пропорции фигур, аккуратность, использование пространства); формальную структуру (динамичность рисунка, расположение фигур; содержание (анализ смысла рисунка).

    §3. 4 Описание методов исследования.

Нами была обследована группа (6 человек) девочек 1990 - 1993 г. р. , занимающихся 1, 5 года синхронным плаванием у одного тренера, имеющих I-ый юношеский разряд и составляющая команду, участвующую в различных соревнованиях.

Сначала нами был предложен социометрический метод для исследования внутригрупповых процессов. Предварительно, после установления контакта с детьми, им объяснили, что мы изучаем, насколько дружные спортивные команды у нас в городе и пытаемся понять, помогает ли им это в достижении высоких спортивных результатов или наоборот, мешает. Для того чтобы узнать, дружная ли у них команда, и помогает ли им это или мешает показывать высокие результаты, мы попросили девочек честно ответить на предложенные вопросы и выполнить кое-какие рисунки. Во время проведения каждой из трех методик, девочки сидели так, чтобы у них не было возможности смотреть в листочки друг к другу. Инструкция была предъявлена устно и звучала следующим образом: “Ответьте, пожалуйста, на зачитываемые мною вопросы. Постарайтесь быть искренними и внимательными. Мне очень хотелось бы знать собственное мнение каждого. Обещаю, что искренность не обернется никому из вас во вред. Слушайте внимательно каждый вопрос и сразу отвечайте на него. Сам вопрос записывать не нужно. Фамилии или имена указывайте в любом порядке. Прежде, чем мы начнем работу, напишите свое имя и фамилию”.

Детям были розданы листы бумаги и предложено ответить на три нижеприведенных вопроса:

Если бы для группового выступления ваша команда формировалась заново и у вас была бы возможность взять любое количество членов своей предыдущей команды, кого бы ты хотела взять в группу из своей нынешней команды? А кого из нынешних членов группы ты бы не взяла в новую группу? Чьи ответы на эти вопросы ты бы хотела посмотреть?

Эта методика была предложена детям в первой половине дня. Во второй половине дня девочкам были розданы листы бумаги формата А4, выложены 12-цветные наборы карандашей и предложено нарисовать рисунок на тему“Моя команда”. Инструкция: “Нарисуйте, пожалуйста, свою команду”. При этом значение слова “команда” мы детям не объясняли, чтобы избежать искажений при исследовании. День спустя, детям была предложена методика “Тест незавершенных предложений”. Испытуемым диктовалось начало предложения и затем давалось 15 с. на его завершение. Для того чтобы дети не слишком задумывались над ответами, и писали первое, что приходит им в голову, им было сказано, что с помощью этого теста мы исследуем их скорость мышления, письма и способность быстро формулировать свои мысли.

Инструкция: “сейчас вам будут продиктованы начала предложений, которые необходимо завершить. Над ответами долго не задумывайтесь, пишите первое, что приходит в голову. Если какое-то предложение вы закончить не успеете, то напротив номера этого предложения оставьте свободное место, когда будут продиктованы все предложения, я повторю те номера, которые вы не успели закончить”.

Во второй половине того же дня детям было предложено нарисовать рисунок на тему“Я в команде”. После того, как рисунок был закончен, мы попросили детей указать, кто еще изображен на рисунке и подписать имена.

    §3. 5 Анализ и обсуждение результатов исследования.

Результаты, полученные с помощью социометрического метода, представлены в виде социоматрицы (Приложение 2) и социограммы (Приложение 3), а так же в виде социоматрицы группировок (Приложение 2). Проведя количественный и качественный анализ полученных результатов, мы получили следующие данные. Очевидно, что в группе есть только одна микрогруппа (в которой 5 человек) и 1 “примкнувший”, причем эта девочка выбирает всех членов группы, ее же не выбирает никто. Персональные индексы мы здесь не приводим, т. к. они не представляют для нас практического интереса. Здесь приведены только групповые социометрические индексы, которые позволяют вычислить меру групповой сплоченности. Положительная экспансивность исследуемой группы (ПЭгр) вычисляется следующим образом: Общее кол-во положительных выборов 24

ПЭгр = -------------------------------------------------- = ------- = 4 Численность группы 6

Отрицательная экспансивность (ОЭгр) вычисляется по аналогичной формуле:

    Общее кол-во отрицательных выборов 5

ОЭгр = -------------------------------------------------- = ------- = 0, 83 Численность группы 6

    Общая групповая экспансивность (Эгр) равна:
    Эгр = ПЭгр – ОЭгр = 4 – 0, 83 = 3, 17

В данном случае мы можем говорить о том, что положительная групповая экспансивность значительно выше, чем отрицательная, то есть стремление устанавливать положительные социальные связи преобладает над стремлением к отрицательным социальным связям.

    Сплоченность группы (Сгр) равна:
    Число пар со взаимным выбором 9

ОЭгр = -------------------------------------------- = ------- = 0, 75 Общее число возможных пар 12

Сплоченность группы, как стремление ее членов к сотрудничеству, в нашем случае достаточно велика 0, 75 или 75%. Но признаком сплоченности обладает не вся группа, а лишь та микрогруппа, в которую не включен “примкнувший” член группы. Мера сплоченности микрогруппы (a) определяется по формуле, где n – количество членов микрогруппы: Sв кол-во взаимовыборов в микрогруппе 9

a = --------- = ---------------------------------------------------------- = ---- = 0, 47.

    nІ-n nІ-n 19

Степень групповой сплоченности, найденная по указанной выше формуле равна 0, 84, что является достаточно высоким показателем.

В данном случае мы можем говорить о высокой степени групповой сплоченности, единственный человек, вызывающий опасения, “примкнувший”. При условии, что группа будет ее и дальше отвергать, можно предположить, что девочка покинет эту группу.

Проведя качественный анализ каждого рисунка (Приложение 4), мы получили следующие результаты.

Ноги, торчащие из воды, нарисованные К. , скорее напоминают ситуацию заурядной тренировки, когда каждая спортсменка индивидуально отрабатывает какие-то фигуры. О том, что это команда, можно догадаться только по тому, что фигуры людей находятся в одном месте и заняты одним видом деятельности. Тела людей не прорисованы, т. о. фигуры обезличены.

Все фигуры изображены с правой стороны листа, что по всей вероятности говорит о социально нормированных отношениях, чем об эмоциональной привязанности к своей группе.

На рисунке “Я в команде” Кр. изобразила себя в левой части листа, отдельно от других девочек, причем из воды видны только ноги. На рисунке присутствуют не все члены команды, отсутствует одна из девочек, получивших в социометрии положительный выбор и выбранная в последнем вопросе социометрического метода как значимое лицо. Девочка, получившая отрицательный выбор, но выбранная как значимое лицо, изображена находящейся в противоположной части бассейна на возвышении (лестнице, ведущей на вышку). В центре рисунка (и бассейна) расположены изображения девочек, получившие положительные выборы. Некоторые фигуры стерты и не перерисованы, что может говорить о каких-то внутриличностных конфликтных чувствах, связанных с другими спортсменками.

В изображенных И. фигурах, узнать команду так же практически невозможно. Изображено всего три человека, причем тела у людей отсутствуют, что обезличивает нарисованные фигуры. Их объединяет, как и в предыдущем рисунке, только расположение в одном месте и одинаковая, а не совместная деятельность, что не позволяет говорить о нарисованной группе людей как о команде. Расположение всех фигур на средней линии листа позволяет предположить адекватную оценку себя и своей группы в данном виде деятельности. На рисунке “Я в команде”так же невозможно вычленить команду, здесь изображены две группы детей, бегущих эстафету, причем сюда попали даже те, кто к синхронному плаванию вообще никакого отношения не имеет. В команде, за которую И. бежит эстафету, она изобразила одну девочку из своей группы, имеющую положительный социометрический выбор, другую девочку, получившую положительный социометрический выбор, она изобразила в соперничающей группе, это позволяет предположить, что И. относится к ней как к возможной сопернице. Себя И. нарисовала самой“симпатичной”, что может говорить о достаточно высокой самооценке. Расположение изображения команды в левой части листа позволяет предположить наличие достаточно сильных эмоциональных связей со своей группой.

Рисунок Т. единственный, на котором можно видеть какое-то подобие команды. Девочки изображены в центральной части листа и исполняют групповое упражнение. Изображены только ноги, что так же, как и в предыдущих случаях обезличивает участниц. Есть определенное представление о команде, как о группе лиц, объединенных общей целенаправленной деятельностью.

На рисунке “Я в команде”изображен бассейн, но деятельность, которой объединены в нем девочки, не характерна для спортивной команды, т. к. они просто“купаются” в бассейне. Изображение располагается в правой части листа, что говорит скорее о социально нормированном характере объединения, а не об эмоциональном компоненте. На рисунке изображены не только члены своей команды, но и другие девочки, занимающиеся синхронным плаванием, по-видимому, эмоционально значимые. Кроме того, то, как они расположены на листе, позволяет предположить, что они изображены в определенной иерархии по степени значимости и авторитета. Высшие (лидерские) позиции занимают более старшие девочки из других групп. В этой иерархической лестнице себе Т. отвела предпоследнее место.

В социометрии отрицательных выборов Т. не осуществляла, но две девочки, получивших положительные выборы в этой методике, на рисунке отсутствуют. Сама себя Т. изобразила летящей с вышки, что позволяет предположить состояние некой неопределенности, подвешенности в связи с собственными занятиями синхронным плаванием.

У Л. представления о команде можно характеризовать как весьма странные и неадекватные. На рисунке изображены только два человека, один из них тонет, а другой прыгает в воду, чтобы его спасти. Это позволяет предположить, что для Л. команда–это только та ситуация, в которой один человек помогает другому, на чем совместная деятельность исчерпывается.

Огромное солнце в верхней части листа может символизировать авторитетную фигуру, которая оказывает влияние на девочку, а так же поиск ею тепла, поддержки, что так же прослеживается в содержании рисунка (один человек спасает, а, следовательно, поддерживает другого).

То, что люди изображены в нижней части листа, может говорить о чувстве неудобства, отсутствии чувства безопасности, что подчеркивается содержанием рисунка–один тонет, а это уже прямая угроза для жизни, а другой прыгнул за ним со скалы и летит вниз головой, что тоже небезопасно.

На рисунке “Я в команде”Л. единственная, кто изобразил тренера, расположенного на некотором возвышении по отношению к детям, но даже на ее рисунке между тренером и детьми нарисована пропасть, и мяч, летящий по траектории к этой пропасти. Себя девочка нарисовала самой“симпатичной”, держащей в руках две гантели, но при этом та гантель, которую девочка держит в правой руке в два раза тяжелее. Если учесть, что остальные члены команды находятся с правой от нее стороны, то это может говорить, что присутствие в команде представляет для нее определенные сложности, и эти отношения, скорее всего, являются социально нормированными, тогда как эмоциональный компонент достаточно проблематичен. В шеренге Л. изобразила всех в определенной иерархии, где она является второй“по росту”после тренера. Рядом с собой она нарисовала девочку, которая по результатам социометрического опроса показала интерес по отношению к ней, только как к референтному лицу. Сама же Л. выбрала Т. и как эмоционально привлекательное, и как референтное лицо, но в то же время она сначала ее же указала как человека, которого не хотела бы видеть в своей группе, но потом отменила (зачеркнула) свой отрицательный выбор. На голове у Т. , Л. нарисовала какую-то антенну, возможно, это указывает на то, что в ней она видит незаурядного человека и, вероятно, каким-то образом эмоционально завязана на ней. Вторая девочка, изображенная на рисунке, тоже получила со стороны Л. положительный выбор, она одна из самых младших (по возрасту, но не по времени занятий) в группе, и возможно, по мнению Л. одна из самых“безопасных” для нее фигур в общении. Рисунок М. “Моя команда”имеет определенный смысловой подтекст, на нем изображены спортсменки, исполняющие групповое упражнение. Об этом говорит то, что практически все участницы выполняют одну и ту же фигуру и расположены на плоскости рисунка в определенной последовательности, напоминающей треугольник. Изображение только пяти человек, исполняющих группу (тогда как в команде их на самом деле шестеро), может говорить о том, что эмоционально привлекательными и значимыми являются только пятеро и в команду она включает только тех, кто участвует в группе. Такое изображение говорит о том, что понятия команды и группы отождествляется так же, как и у остальных девочек, и командой для нее являются только те, кто участвует в группе. У спортсменок нарисованы только ноги, что обезличивает их фигуры. М. считает, что ее команда редко выступает, и нарисовала ее в том положении, которое хотела бы видеть.

На рисунке “Я в команде”М. изобразила себя на бортике между двумя девочками, которых, судя по результатам социометрической методики, она видеть в своей команде не хочет и одну из девочек, с которой у нее положительный взаимовыбор. При этом, характеризуя рисунок, она сказала, что здесь они готовятся к групповому упражнению. В центральной части листа изображены две ее старшие сестры– двойняшки, исполняющие дуэт, которые занимаются в старшей группе. Кс. на листе вместо команды изобразила только одну девочку, что, скорее всего, говорит о том, что она себя не включает в команду и не считает ее членом. Это свидетельствует об отсутствии чувства общности. О том, что девочка занимается синхронным плаванием ни на этом рисунке, ни на рисунке“Я в команде”ничего не говорит. На какую-либо связь со спортом намекает только изображение мячика, располагающегося неподалеку. Вероятно, это говорит о том, что занятия не являются для нее значимыми и не исключено, что Кс. вообще хотела бы заниматься чем-то другим.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать