На рисунке “Я в команде”Кс. изобразила себя, за своей спиной девочку, которую отвергает в социометрическом выборе и маленькую девочку из младшей группы, находящуюся поодаль. Это еще раз подтверждает, что девочка не идентифицирует себя со всей командой, а лишь с аутсайдерами, среди которых она изображает себя лучшей. На основании анализа рисунков, можно сказать, что у девочек не сформировано понятие команды. Они путают понятие команды с понятием группы, и, зачастую, не идентифицируют себя со своей командой. Большая часть детей находится в состоянии неуверенности, беспокойства, что может быть связано как с тем, что дети находятся в спортивном лагере, а не в привычной для них домашней обстановке, так и с тем, что они неуверенны в необходимости занятий синхронным плаванием вообще, или именно в этой команде в частности. Тренер, как человек, включенный в команду, присутствует только на одном рисунке, что может говорить о незначительной роли тренера в деле формирования команды из спортивной группы, а так же о том, что тренер не воспринимается как член команды. Для анализа результатов методики “Тест неоконченных предложений”мы использовали метод контент-анализа. Суть этого метода заключается в выделении в тексте ключевых понятий (или иных смысловых единиц) с последующим подсчетом частоты употребления этих единиц, соотношения различных элементов текста друг с другом, а также с общим объемом информации.
Смысловой единицей контент-анализа в данном случае мы будем считать отношение спортсменок к команде. Для оценки отношения мы будем использовать две категории– положительное и отрицательное отношение к команде. К предложениям, отражающим отношение к команде, относятся предложения под №№ 1, 15, 17, 25, 28.
Думаю, что моя команда редко…
15. Когда у меня успех, мои товарищи…
17. Победа моей команды…
25. В моей ссоре с товарищами по команде…
Я к своим товарищам отношусь…
Каждое предложение было закончено шестью девочками, являющимися членами команды. Отсутствие ответа на 17 и 25 вопросы у одной из девочек может указывать как на отсутствие подобного рода опыта в жизни ребенка, так и на недифференцированость собственных чувств, и на нежелание предъявлять их по каким-то причинам.
Для того, чтобы оценить содержательное разнообразие окончаний предложений мы определили основные категории анализа, в качестве которых нами были выделены положительное и отрицательное отношении к команде, затем мы выделили в ответах единицы счета и распределили их по категориям (таблица 1).
Таблица 1.
Положительное отношение к команде
Отрицательное отношение к команде
Редко проигрывать
Редко проигрывать
Редко проигрывать
Редко проигрывать
Хвалить
Поддерживать
Радоваться
Радоваться
Радоваться
Радоваться
Радость
Очень важно
Радость, веселье, смех
Радость
Радовать
Не ссориться
Стараться помириться
Ссора – это что-то необычное
Ссора – это большие проблемы
Ссора огорчает
Относиться хорошо
Относиться хорошо
Относиться нормально
Относиться хорошо
Относиться нормально
Относиться хорошо
Редко выступать
Редко побеждать
Завидовать
После этого нами было подсчитано количество различных единиц L и частота каждой из них fi, где i = 1, 2, …, L. Затем мы подсчитали относительную частоту pi, где pi = fi/ У fi и оценили разнообразие, или неопределенность, для каждой единицы (по К. Шеннону, в битах): hi = - pi log2 pi, бит. Подсчитали суммарную оценку для каждой категории анализа и для текста в целом:
L
H = У hi, бит.
1
и оценили доли общего разнообразия (в %), приходящейся на каждую категорию. Результаты подсчетов представлены в виде таблицы:
таблица 2
Категории анализа
Единицы счета
Частота
Разнообра
зие в битах
Или по К. Шен
нону
Вклад катего
рий в общее разнообразие текста (в %)
абс.
отно-сит.
Положитель-ное отноше- ние к команде
Редко проигрывать
Хвалить
Поддерживать
Радоваться, ра-дость, радовать
Очень важно
Не ссориться
Стараться помириться
Ссора - что-то необычное
Ссора – боль- шие проблемы
Ссора огорчает
Относиться хорошо
Относиться нормально
4
1
1
8
1
1
1
1
1
1
4
2
0. 14
0. 03
0. 03
0. 28
0. 03
0. 03
0. 03
0. 03
0. 03
0. 03
0. 14
0. 07
0. 397
0. 152
0. 152
0. 514
0. 152
0. 152
0. 152
0. 152
0. 152
0. 152
0. 397
0. 269
Hп = 2. 793
2. 79: 3. 25х
х100%=86%
Отрицатель- ное отноше- ние к команде
Текст в целом
Редко выступать
Редко побеждать
Завидовать
L = 15
1
1
1
Уfi=29
0. 03
0. 03
0. 03
Уpi = 1
0. 152
0. 152
0. 152
Уhi = 3. 25
Hо = 0. 456
H = 3. 25
0. 46: 3. 25х
х100%=14%
100%
Из таблицы видно, что в ответах детей смысловых единиц, отражающих положительное отношение к команде - 86%, в то время как отрицательных–14%. Это позволяет говорить о том, что у детей преобладает положительное отношение к команде, в формировании которого существенную роль играют победы команды в различных соревнованиях, радость, связанная с победой своей команды и личными успехами, хорошее отношение к товарищам по команде и восприятие их отношения к себе как дружеского, хорошего.
Что касается отрицательного отношения, то оно преимущественно связано с проигрышами команды на соревнованиях и редкостью выступлений. О зависти со стороны товарищей по команде в отношении собственных успехов упомянула только одна девочка, отметив, что это бывает иногда.
ВЫВОДЫ.
На основании результатов, полученных при анализе проведенного исследования, можно сказать о том, что дети, посещающие группу синхронного плавания, имеют недостаточно конкретное представление о команде. Они смешивают понятие команды с понятием группы, причем в очень узком смысле этого слова, а именно, для них команда–это несколько спортсменок, выполняющих групповую произвольную программу. Дети не умеют работать в команде и не знают, что это значит. Это позволяет сделать неутешительный прогноз о том, что к более старшему возрасту большинство детей, не показавших выдающихся успехов в индивидуальной программе или дуэтах, скорее всего, перестанет посещать тренировки.
В начале исследования нами была выдвинута гипотеза, о том, что команда не сплочена. Результаты исследования показали, что команды просто нет, а положительные выборы, осуществленные в социометрии, основываются, скорее, на взаимной симпатии и удовольствии от общения друг с другом, не обусловленным совместной деятельностью, а основанные на возрастных особенностях детей. Из анализа рисуночных методик можно видеть, что не все девочки отождествляют себя с группой и, скорее направлены на индивидуальную реализацию себя как спортсменок, чем на участие в групповых упражнениях. Приоритет индивидуальных упражнений над групповыми в синхронном плавании является спорным не только для тренера и команды в целом, но и для самой спортсменки. Если она не сможет быть выдающейся в индивидуальной программе, то место в группе–это то, что позволит ей чего-то добиться в спорте и чувствовать себя успешной, разделяя успех команды. К тому же, возраст 7– 9 лет –это тот возраст, когда ребенок приобретает умение работать рядом с другими людьми в составе команды.
На этом возрастном этапе для детей большое значение имеют взрослые, выступающие в роли учителя и носителя знаний и социальных норм. Взрослые являются значимыми лицами и имеют большое влияние, в том числе и на то, каким образом у ребенка будут строиться отношения со сверстниками. Для детей, занимающихся спортом, таким значимым взрослым становится тренер. Если судить по результатам рисуночных методов и методики“Тест неоконченных предложений”, то выясняется, что в обследованной нами группе, тренер не играет такой уж существенной роли в формировании отношений между детьми и не помогает формированию у них адекватного образа команды.
Исходя из всего вышесказанного, можно порекомендовать тренеру, пользуясь возрастными особенностями детей, приложить усилия не только к формированию у них технических навыков, но и к формированию команды и целостного образа команды у детей. Для этого необходимо обратиться к опыту формирования команды в игровых командных видах спорта. Во время тренировок давать больше упражнений, для выполнения которых требуются усилия не одного или двух человек, и даже не просто группы детей, а такой группы, которая должна работать командой для достижения определенного результата. Позволить детям самим в некоторых упражнениях осуществлять контроль друг над другом, с указанием технических ошибок и, главное, возможностей для их исправления и устранения, обращая внимание на позитивные моменты. Спортивные сборы, летний спортивный лагерь, групповое посещение различных мероприятий (театр, балет, спортивные соревнования), какие-то выработанные традиции (например, совместное празднование дней рождений или каких-то других значимых дат) так же имеют большое значение для сплочения команды.
Необходимо объяснить детям, что такое команда и для чего им нужно работать в команде с указанием на цели и задачи, которые тренер ставит перед командой. Желательно при этом получить обратную связь для того, чтобы знать, какова мотивация занятий у детей, какие цели и задачи ставят они перед собой, и соотнесясь с полученной информацией выстраивать свое взаимодействие с ними. Вероятно, это будет достаточно сложно, т. к. ни у тренера, ни у детей нет образца спортивной команды по синхронному плаванию. Но, тем не менее, этот вид спорта имеет перспективы развития только как командный вид спорта, (в связи с последними изменениями в олимпийской программе, только групповая произвольная программа является олимпийским упражнением) поэтому, мы считаем, что усилия, приложенные к формированию команды, будут вознаграждены повышением успешности спортсменок и наличием сформированной полноценной команды.
Приложение 1.
Тест неоконченных предложений
1. Думаю, что моя команда редко…
Если все товарищи по команде против меня, то…
Я всегда хотела…
Будущее в спорте кажется мне…
Мой тренер…
Если бы я правильно тренировалась…
Я тренируюсь много, но…
Когда я впервые подумала о спорте…
Когда я вижу спортсмена…
Когда я вижу спортсменку…
Когда ждешь спортивной победы…
Судьи в спорте всегда…
Честная победа в спорте…
Сделала бы все, чтобы забыть…
Когда у меня успех, мои товарищи…
Если в спорте огромные трудности…
Победа моей команды…
Мой личный успех на соревновании…
Когда необходимо рисковать…
Если я очень устаю на соревновании…
Спортивное достижение – это…
Если на соревновании сильный противник…
Если есть свободное время…
Мало кто знает, что я боюсь…
В моей ссоре с товарищами по команде…
Не люблю людей, которые…
Иногда в душе моей просыпается…
Я к своим товарищам отношусь…
Моей большой ошибкой было…
Приложение 2.
Социоматрица
Таблица группировок
Кого выбирали
Кто выбирал
1
2
3
4
5
6
1
2
4
5
6
3
1. Кс.
+
+
+
+
1. Кс.
+
+
+
+
2. И.
+
+
+
+
2. И.
+
+
+
+
3. Л.
+
+
+
+
+
4. Т.
+
+
+
+
4. Т.
+
+
+
+
5. К.
+
+
+
+
5. К.
+
+
+
+
6. М.
+
+
+
6. М.
+
+
+
3. Л.
+
+
+
+
+
выбор
5
4
5
5
5
взаимовыбор
4
3
4
4
3
отрицательные
1
4
взаимоотриц.
Р+
Список литературы.
Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. – М. ,1998. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М. , 1986.
Богданова Д. Я. Занимательная психология спорта. т. 2 – М. ,1993. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. – М. - Воронеж, 1995. Бурлачук Л. Ф. , Морозов С. М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб. ,1999. Выготский Л. С. Собр. сочинений в 6-ти томах. т 4. – М. , 1984. Годфруа Ж. Что такое психология? – М. , 1996.
Григорьянц И. А. О перспективах развития психологии спорта. - “Теория и практика физической культуры”. №5, 1997. Коледа В. А. Психология физической подготовки молодежи. – Минск, 1990. Марищук В. Л. , Блудов Ю. М. , Плахтиенко В. А. , Серова Л. К. Методики психодиагностики в спорте. – М. , 1984.
Мухина В. С. Возрастная психология. – М. , 1998.
Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. – М. , 1996.
Практикум по общей психологии. – М. , 1990.
Попов А. Л. Психология спорта. – М. , 1998.
Рыжонкин Ю. Я. Практика организации спортивно-игровой команды. /Психология спортивной деятельности. – Казань, 1985.
Слободчиков В. И. , Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития. – “Вопросы психологии”. №5, 1996.
Степанова С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М. , 1997. Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте. - М.
Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. – М. , 1994. Хьелл Л. , Зиглер Д. Теории личности. – СПб. , 1998.
Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М. – Воронеж, 1995. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб. , 1996.
Bodner S. Experimental training, A stepping stone for work teams, CSWT Reports, 1997.
Boldwell D. High performance team, 1996.
Folsom J. Статьи по командообразованию. Интернет – страница компании The Wings. Katzenbach J. , Smith D. The wisdom of teams. Harvard business school press, 1993.