Психокоррекция - (реферат)

Психокоррекция - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Психокоррекция

Жизненный путь человека означает непрерывное преодоление не только внешних препятствий, но и стареющих форм своего собственного сознания, чтобы возродиться на более высокие ступени.

    Ромен Роллан

Мы не довольны растущей унификацией нашей частной - семейной и индивидуальной жизни , вынужденно одинаковой одеждой, пищей, развлечениями, мыслями, стереотипами, явственно враждебностью общества к любой форме оригинальности или просто отличности от общепринятого. Мы не довольны всепроникающей массовой культурой, вытесняющей культуру подлинную, несовместимой с какой бы то ни было духовностью и индивидуализмом в любых его проявлениях.

Мы не довольны нашей системой образования, которая порождает конформистов и вдалбливает в головы стереотипы, формируя людей с "законченным" во всех смыслах образованием вместо того, чтобы воспитывать оригинальных мыслителей. Мы не довольны застоем и отставанием в нашей науке, редкостью оригинальных и продуктивных ученых, отсутствием смелых идей и масштабных проектов. Нам недостает инициативных, духовно свободных людей со свежими подходами к актуальным проблемам. Мы остро нуждаемся в их творческих идеях, смелых проектах и новых представлениях о жизни. Мы повсюду наталкиваемся на стереотипы: в мышлении, поведении, общественной жизни - и не умеем их преодолевать. Если бы мы могли стать чуть более открытыми и раскованными, чуть менее подверженными стереотипам, чуть более непосредственными - насколько меньше было бы у нас проблем! Нам не хватает творческого начала, творческого подхода к жизни, творчества во всех его формах.

Для творчества необходима возможность выхода за пределы "своей" системы координат, привычных способов решения задачи, своего представления о мире, возможность перехода, хотя бы кратковременного, на другую платформу, другую точку зрения, с которой человек сможет увидеть невидимое из "своего мира" решение. Однако такие переходы из одного субъективного мира в другой очень непросты, им мешает система психологической защиты.

Система психологической защиты - механизм поддержания целостности и неизменности модели мира, который блокирует информацию, несоответствующую представлениям человека о мире, а иногда и препятствует порождению новых решений, если они могут как-то противоречить существующим на данный момент представлениям.

Впервые к понятию психологической защиты З. Фрейд обратился в работе "Нейропсихологические защиты" (1894) Исторические истоки психоанализа лежат в совместной работе З. Фрейда и И. Брейра по изучению природы истерии и ее лечению. Ученые пришли к "очистительной" или "катарсической "терапии" - ее цель вызвать отводную реакцию "вщемленных аффектов". Минусом этой теории была ненадежность результатов лечения гипнозом. Это вынудило Фрейда искать другие пути к достижению катарсиса, но в рамках старой теоретической модели Фрейд обратился к технике "настаивания". Она делала возможным в бодрственном состоянии пробудить воспоминания зыбытых патогенных сцен (возврат в сознание того, что было из него изъято вследствие невозможности отреагирования). Сначала больные утверждали, что ничего не знают о пережитом, но когда психотерапевт настаивал на своем, но когда психотерапевт настаивал на своем, уверял их, что они все же знают, то забытые воспоминания всякий раз воскресали. Применяя эту технику, З. Фрейд столкнулся с сопротивлением, которое оказывали пациенты попыткам врача "бессознательные воспоминания привести в сознание. Чувствовалась сила, которая поддерживала болезненное состояние, а именно сопротивление больного. "

Именно на этой идее сопротивления Фрейд построил свое понимание психических процессов при истерии. Он предположил, что для выздоровления необходимо уничтожить сопротивление. На основе феноменов сопротивления З. Фрейд вводит понятие вытеснения: "Те самые силы, которые теперь препятствуют, как сопротивление, забытому войти в сознание, в свое время были причиной забвения и вытеснили из памяти соответствующие потогенные переживания. Я назвал этот предполагаемый мною процесс вытеснением и рассматривал его как доказанный неоспоримым существованием сопротивления".

Фрейд вводит понятие вытесненного бессознательного, которое уже по своему определению находится в конфликте с сознанием. Первоначально вытеснение было единственным выделяемым способом защиты. Дифференциация психологических защитных механизмов произошла только в 1923 году в работе З. Фрейда "Страх", в которой опять же на основе дифференциации сопротивлений (сопротивление бессознательного, сопротивление из перенесения; сопротивление, исходящее из выгоды от болезни, сопротивление Супер-Эго) - он выделил такие способы, как изоляция, отрицание, проекция и другие.

Так как психику Фрейд изначально рассматривал в аспекте взаимодействия сознательного и бессознательного, то понятие вытеснения, объясняющее феномены сопротивления, в устройстве психики отражает пространственное отношение двух различных сфер психики. На основе вытеснения он выделяет особую форму в бессознательном - вытесненное бессознательное, остальная часть бессознательного получила название подсознательного. Таким образом на основе психотехнической сферы была сформирована первая модель психики - топографическая, состоящая из 3-х систем: сознательное, бессознательное и подсознательное. В ней бессознательное и сознательное по определению , находятся в конфликте. Защита реализует взаимоотношения в этом конфликте. Сознание воздействует на бессознательное посредством вытеснения, что является защитой сознания от неприемлемых инстинктивных влечений. Бессознательное воздействует на сознание посредством механизмов защиты, трансформирующих вытесненные влечения в формы, приемлемые для реализации в поведении и сознании (рационализация, проекция, изоляция и другие) Только сведя все многообразие сил, исходящих от бессознательного, к либидо и противоположных им - к цензуре. Зигмунд Фрейд смог четко ввести понятие защитного механизма и описать действия конкректных механизмов защиты.

    Отрицание

Отрицание - стремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимися представлениями. Оно проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, уклонении от нее. Этот барьер расположен прямо на входе воспринимающей системы и сразу отсекает нежелательную информацию, которая в результате необратимо теряется для человека и не может быть в последствии восстановлена. При отрицании человек становится невосприимчив к тем сферам жизни и граням событий, которые для него чреваты неприятностями, могут его травмировать. Возникает своеобразная "внутренняя эмиграция"(например, когда транссексуал рисует человека, то, как правило, в его рисунках отсутствует прорисовка половой принадлежности фигуры).

Отрицание приводит к тому, что человек старается о чем-то не думать, отгоняет от себя мысли об этом. Сюда можно отнести изменения поведения, обусловленное страхом перед неудачей, когда человек старается избегать ситуаций, грозящих ему поражением. Если уклониться полностью невозможно, поведение становится внешне парадоксальным: чтобы не касаться предмета тайных страхов (например отсутствия у себя способностей), усилия прикладываются не к тому объекту или заведомо недостаточные, а неудача объясняется нехваткой времени или неблагопроятными условиями. Вместо того чтобы шаг за шагом , медленно, упорно приближаться к разумной цели, бывает весьма удобно избрать для себя цель восхитительно возвышенную, но абсолютно недостижимую.

Восприятию травмирующих сведений обычно сопутствуют и могут быть зарегистрированы определенные физиологические изменения. Они реально обнаруживаются при всех других видах защиты, кроме отрицания. Это говорит о том, что при отрицании информация не проходит в сознание, отметается прямо с порога. Оценка потенциальной опасности информации, еще не воспринятой сознанием, происходит на самом раннем этапе - при предварительном, обобщенном восприятии ситуации. После "вынесения приговора" внимание мгновенно перестраивается, и последующая детальная информация об опасном событии полностью исключается из обработки.

Например, утверждение "я верю" обозначает особое состояние психики, при котором то, что входит в конфликт с предметом веры, часто просто не воспринимается. Верующий, сам того не осознавая, подвергает всю поступающую информацию тщательной предварительной сортировке, отбирая только то, что не противоречит его вере.

Нередко отрицание развивается при опасных заболеваниях - тогда больные или их родственники либо вообще игнорируют болезнь, либо делают акцент на наименее тяжелых симптомах.

Механизм отрицания напоминает переключатель, который переориентирует внимание так, что кого то или что то мы "в упор" не видим или не слышим. Столкнувшись с трудностями, человек активизирует фильтр отрицания, пытаясь сохранить свой внутренний мир от деформации и разрушения. Но, в отличии от других защитныхмеханизмов, отрицание осуществляет селекцию сведений, а не их трансформацию из неприемлемых в приемлемые.

    Подавление.

При подавлении, как и при отрицании, защита проявляется в блокировании неприятной, нежелательной информации, но эта блокировка осуществляется либо при ее переводе из воспринимающей системы в память, либо при выводе из памяти в сознание. Нежелательная информация снабжается как бы специальными "метками", что затрудняет последующее произвольное ее воспоминание, - хотя информация, маркированная таким образом, в памяти сохраняется.

Показано, что при вводе информации и переводе ее из кратковременной памяти в долговременную не требуется осознанной концентрации внимания - этот процесс может быть подсознательным, хотя для закреплении сведений в долговременной памяти они должны стать на какое то время объектом внимания и, как следствие, получить эмоциональную окраску. Например, когда детям запрещают шумные и опасные игры, они вскоре начинают сами, предваряя внешнее запрещение, подсознательно подавлять такие формы поведения. Так возникает хроническое подавление - человек перестает обращать внимание на то, что он что-то себе не разрешает, процесс становится подсознательным.

Только эмоциональная окраска (оценка) определяет последущую доступность следов запоминанию, которое никогда не бывает совершенно случайным произвольному. Если человек усилием воли старается забыть о чем-то пережитом или отталкивает нечто от себя, устраняя намерения или мысль, это вызывает диссоциацию следов в памяти, т е разделение их на разрешенные к произвольному вспоминанию и неразрешенные. Подавление обнаруживается в прерывистости воспоминаний: травмирующая их часть становится со временем все менее доступной, образуя "провалы в памяти". Не все негативные события подавляются в равной мере. Чаще других подавляется переживание сексуальных побуждений, страха, собственной слабости, агрессивных намерений против родителей и других авторитетных лиц. Когда человек устраняет мысль о том, что он не может что либо сделать, он говорит себе: "Не так уж и нужно было", "Есть вещи и поважнее", тем самым обнаруживая негативную эмоциональную маркировку. Порой в подобной ситуации он отодвигает дело на неопределенный срок и погружается в подготовительные мероприятия : "семь раз отмерь, один раз отрежь", "поспешай медленно", "прежде надо найти самый эффективный подход к задаче".

Подавленное ранее влечение к алкоголю или наркотику, не доходящее до сознания, но пробивающееся туда, выдает себя мыслями о том, что "хорошо бы испытать свою твердость", попробовать наркотик еще разок, чтобы убедиться, что "теперь-то уж все в порядке".

Поскольку подавление воздействует на информацию, когда она уже продвинулась до систем памяти, то эта информация успевает обрасти физиологическими (вегетативными) компонентами. Они могут проявляться в обмолвках, описках, неловких движениях, навязчивых состояниях и т п Эти симптомы в символической форме отражают связь между реальным поведением и подавленной информацией. Если удастся создать условия для осознания причин конфликта, то возможно возвращение возбуждения из физиологической сферы в психическую, чтобы ослабить или совсем нейтрализовать внутренний конфликт с помощью сознательной деятельности перестройки иерархии ценностей.

    Рационализация.

Рационализация - это защита, связанная с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, в соответствии с которой собственное поведение выглядит как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. При этом неприемлемая часть ситуации удаляется из сознания, особым образом преобразуется и после этого осознается уже в измененном виде. Например, Фрейд считал, что ко всем желающим отложить лечение надо относиться с недоверием, даже когда мотивировка отсрочки кажется безупречной, ибо обычно истинная причина отсрочки - это страх, а приводимые резоны -рационализация.

Рационализация преобразует знание о некоторой части реальности, которое, будь оно осознано, сделало бы жизнь слишком трудной и травмирующей. Этот вид защиты использует убедительные доводы для оправдания своих личностно или социально неприемлемых качеств, желаний и действий.

Главная особенность рационализации состоит в попытке создать гармонию между желаемым и реальным положением "постфактум" и тем самым предотвратить потерю самоуважения. Решение, как поступить , принимается подсознательно, и человек не осознает стоящих за ним подлинных сил, но когда поступок уже совершен, человек закрывает глаза на расхождение между причиной и следствием и берет на себя задачу найти для него оправдание, убедив себя и других, что он действовал в соответствии с реальной ситуацией.

Рационализация может противоречить фактам и законам логики, но может быть вполне разумной и логичной. В этом случае ее рациональность заключается только в том, что объявленный мотив деятельности не является подлинным, а лишь подкрепляет эмоциональные предубеждения, существующие у человека. Например: "Я управляю вами потому, что точно знаю, что для вас лучше" (а не потому, что мне это приятно и выгодно), или : "Я сделал для вас так много, что теперь вправе требовать от вас то, чего хочу". Иногда человек утверждает, что его профессиональная некомпетентность проистекает из физического недомогания: "Избавиться бы от головных болей - я бы тогда сосредоточился на работе". Очевидно, что советы подлечиться, не перегружаться, расслабиться здесь не помогут. Этот человек потому и болен, что в работе от него нет никакого толку. Продукт рационализации - осознаваемые мотивы поведения -представляют собой смесь ложной информации (трансформированных мотивов) и включенных в нее островков истины (констатации реальных событий). То приемлемое ("благопристойное"), что рассудку удается извлечь из этой смеси, и переходит в сознание, а в дальнейшем вербализуется. Поэтому нужно различать аргументы, которыми человек оправдывает свои поступки, и его действительные психологические мотивы.

Редко кто на вопрос о мотивах своего поступка скажет "не знаю", - и хотя сознание зачастую не имеет об этих мотивах ни малейшего представления, произвольный, а скорее всего социально-похвальный мотив изобрести удается всегда. Например, не желая признаваться себе, что потерял хорошую должность по собственной вине, человек убеждает себя в том, что ушел с работы добровольно. Чувствуя себя неуверенно, страшась общения с незнакомыми людьми, человек защищается, заявляя, что принципиально не одобряет "излишней свободы" коммуникаций. Возникшее противоречие в своих чувствах он устраняет с помощью специальной конструкции, отражающей идею, прямо противоположную общепринятой, и таким способом осуществляет самооправдание.

В обстоятельствах, когда люди чувствуют себя несчастными и связывают свои неприятности с историческими катаклизмами, у них возникает искушение найти виновников, на которых можно было бы свалить все несчастья, ненавидеть их и мстить им. Тогда они успокаиваются и даже испытывают удовлетворение: "]-^ могли же мы ошибиться! "

Рационализация - это всегда индульгирование, т е оправдательное отношение к своему поведению и своим принципам. Обычно считается, что если человек верит в свои слова, то он говорит правду. Однако, субъективная убежденность в собственной искренности ни в коем случае не служит критерием правдивости. Мотив поступка не обязательно совпадает с причиной, предшествовавшей действию, поскольку часто оправдательные мотивы выдвигаются и осознаются после совершения действия. Например, непосредственной причиной драки с хулиганом была необходимость самозащиты, но в дальнейшем выдвигается мотив сохранения человеческого достоинства, убеждение в социальной вредности хулиганства и т д. Один из видных специалистов по теории решения изобретательских задач, Б. Л. Злотин отмечает, что ему никогда в жизни не случалось слышать, чтобы специалист просто сказал, что чего-то не знает, не понимает - "почему так", "что это такое". Вместе с тем обнаруженное незнание, непонимание его тревожит, создает дискомфорт. Поэтому. находясь в таком неудобном для себя состоянии, он излишне легко принимает на веру (и даже начинает защищать) первое попавшееся объяснение - чем и достигает внутреннего равновесия.

Гармонии между реальным поведением человека и его представлением о должном можно достигнуть с помощью двух вариантов рассуждения: либо повышением ценности совершенного поступка, полученного результата, либо понижением ценности поступка, который совершить не удалось, результата, который не достигнут. Например, как осуществить выбор между амбивалентными целями - приобретать ли товар хороший, но дорогой или похуже, но дешевый; обращаться ли за помощью к неприятному для вас человеку и т д. И в том и другом случае изменения направлены на уменьшение диссонанса между желаемым и действительным в соответствии с личной системой ценностей.

Если бы защита по типу рационализации не включалась своевременно, возникший диссонанс переживался бы человеком как тревога, сожаление. Когда, не получив желаемое и огорчаясь по этому поводу, он утешает себя, говоря, "не очень то и хотелось", он использует вариант рационализации, названный "зелен виноград", который побуждает обесценивать или дискредитировать недоступные блага: при нехватке сил и воли для совершения намеченного, человек уговаривает себя, преувеличивая трудности своего положения, что делать этого не стоит. Другой вариант рационализации - "сладкий лимон" - направлен на преувеличение значимости достигнутого.

Если задачу, которая в момент решения воспринималась как интересная и актуальная, решить не удалось, отношение к ней меняется. Теперь, играя на понижение, человек склонен оценивать ее как несодержательную и неактуальную. Когда человек демонстрирует пренебрежительное отношение к высшему образованию, не исключено, что он защищается от огорчения в связи с упущенной возможностью учиться. Такая версия укрепляется, если этот человек одновременно не жалеет усилий и денег, чтобы дать высшее образование своим детям. Анологичные механизмы рационализации вмешиваются и в таких, например, случаях, когда полная девушка , не игнорируя самого факта избыточного веса, трактует его как преимущество (женственность). Во многих случаях эмоциональная несдержанность, приводящая к частым конфликтам в общении, представляется их виновникам как принципиальность, или как душевная тонкость, или как нежелание перекладывать свои беды на плечи друзей и близких, т е как своеобразный вид альтруизма. Итак, рационализация - это поиск ложных оснований, когда реальное состояние дел подвергается содержательному анализу и ему дается объяснение, позволяющее сохранить иллюзию, что человек действует из других - разумных и достойных мотивов. Она превращает нужду в добродетель. Например, в обычных объяснениях алкоголиков используются мотивировки, приемлемые для окружающих и самого пьющего, позволяющие ему представить себя как жертву неблагоприятных обстоятельств и почувствовать себя правым. Похвальба альковными подвигами также может выступать как защита от страха сексуальной неполноценности ("сладкий лимон").

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать