Психокоррекция - (реферат)
p>Конфликт может быть обусловлен и тем, что когда ответственный выбор сделан, положительные стороны отвергнутой альтернативы и отрицательные стороны избранной создают у человека недовольствопринятым решением. Тогда вмешивается защита, чтобы "задним числом" повысить ценность совершенного им действия ("сладкий лимон") или обесценить его отрицательные аспекты ("зеленый виноград"). Тем самым человек изменяет оценки в пользу уже избранной альтернативы, и диссонанс изчезает.

Таким образом, для людей с заниженной самооценкой сделанный шаг - еще не конец события. Еще долго после этого весы могут колебаться. "Правильно или не правильно я поступил? " Таким людям можно помочь, аргументирование поддержав сделанный ими шаг, найдя в нем что-то положительное.

    Изменение критериев "разумности" своего поведения

Когда поведение человека вдруг становится "неразумным", вероятность действия психологической защиты также велика. Не понимая себя, человек старается иногда объяснить себе и другим странности своего поведения, порожденные внешним конфликтом, неразумностью тех или иных поступков, приводя развернутую рациональную аргументацию. Но при этом он забывает, что поведение управляется желаниями. Мысли действенны лишь в той мере, в какой они обнаруживают то или иное желание. Поэтому критерий "разумное" - "неразумное" не может быть определяющим. Неудивительно, что понимание причин своей тревоги помогает скоррегировать скрытые желания и снизить порожденную ими тревогу - но только если становятся доступными и мотивы.

Результирующая направленность действия может быть обусловлена противоречием между завышенными требованиями к себе и ограниченными возможностями. Огорчаясь, например, из-за низкой оплаты своего труда, человек вдруг проявляет необычную для него непоследовательность в аргументации и говорит: "Пусть я меньше зарабатываю, зато я порядочный человек". Под этим внешне алогичным высказыванием лежит вторжение защиты по типу рационализации: "много получают только непорядочные люди, а я человек порядочный". Это "разумное" рассуждение направлено на понижение им оценки окружающих ("непорядочные") и повышение падающей самооценки ("порядочный"). Подобная аргументация несколько утоляет боль уязвленного самолюбия.

Другой иллюстрацией сдвига понятия о разумности (рационализации) может служить традиционное для родителей перекладывание ими вины за плохое воспитание ребенка, вопреки всякой очевидности, с себя на всех окружающих: во всем виноваты бабушки, детский сад, школа, улица.

Здесь защита работает на изменение распределения ответственности, и равновесие достигается за счет ответственности и перекладывания ее на других. Влияние конкретной неудачи на самооценку обнаруживается обычно по тому, как человек объясняет себе причины неудач. Например: " Для занятий творчеством нужны особые способности, а у меня их нет", или : "Все это верно, но мне уже поздно начинать. " Псевдоразумность этой аргументации усиливается тем, что в иных обстоятельствах тот же человек считает, что он достаточно способный и ему еще не поздно заняться новыми делами. Совершенно очевидно, что демонстрируя "новую" логику, человек начинает неосознанно или неосознанно формировать о окружающих новый взгляд на себя, упреждая их негативную оценку своего поведения или своей пассивности.

    Формирование нового образа "Я"

Вторжение защитных механизмов обнаруживается, когда человек активно стремиться внушить окружающим новый образ самого себя. Он применяет эту тактику рационализации, когда предвидит, что его поведение поймут и оценят нежелательным для него образом, а его самого отнесут к типу людей, к которому он принадлежать не хочет: "У меня нет предрассудков, но по понедельникам я в командировку не выезжаю" ( отречение от себя как от человека с предрассудками). "Может быть, это и глупо, но я никогда не подаю милостыни" (лучше отречься от себя как от умного, чем признать себя скупым).

Человек, недовольный собой, стремясь представить себя в лучшем свете, испытывает страх разоблачения, который постоянно требует душевной энергии. Он непрерывно уговаривает себя , что прав. Осуществляя рационализацию, он защищает свои заблуждения, и они повторяются вновь и вновь. Некоторые люди настолько опасаются критики, что предпочитают выглядеть несчастными, лишь бы не слышать отрицательных отзывов. Они постоянно выставляют себя виноватыми, чтобы другие поняли, что это благородный человек, который сам страдает от каждой своей ошибки. Самокритика как бы блокирует критику со стороны.

Другим средством предохранить себя от чувства вины является "праведное возмущение". Интенсивно критикуя чьи-то действия, мы начинаем чувствовать себя умными, высоконравственными, всегда правыми. Зачем обращать внимание на собственные недостатки, когда столько порока вокруг (продажные политики, жадные предприниматели)? Классический пример защитной маски - такая всем хорошо известная роль, как "казанский сирота": человек делает все, чтобы уклониться от контакта с начальством, а потом жалуется всем на заброшенность, отсутствие руководства, грустит, что ему никто не хочет помогать - ни коллеги, ни начальство, ни подчиненные, сетует на отсутствие прав - "Кто меня будет слушать? ", на непосильные задачи - "Я не профессор, академий не кончал", "Я слабая женщина". Бывает, напрашивается на грубость, а затем искренне обижается. Не возражает иногда прослыть недалеким, чтобы ему не поручали ничего серьезного.

Увидев знакомого человека в "новом образе" и стремясь оказать ему помощь в трудном положении, необходимо постараться убедить его в достоинствах "старого образца", всячески завышать значимость прежних успехов и породивших их способностей.

    Возникновение символов и фетишей

Одновременно с созданием нового образа "Я" часто обнаруживается вторжение специфических символов, знаменующих включение защиты по типу замещения. Символы и символические акты начинают постепенно замещать реальные, но вытесненные действия. Действие символа можно сравнить с эффектом перспективы: как перспектива средствами второго измерения выражает третье, позволяя на плоскости увидеть пространство, так и символический образ делает непостижимое доступным и понятным в завуалированной форме. Например, появляются описания действия вместо совершения самого действия, рассуждения типа: "Если бы я имел.... ", "Если бы я мог.... ".

Душевный конфликт может сделать человека вспыльчивым и гневливым. В подобных ситуациях гнев есть результат регрессии к незрелым, примитивным формам замещения. Сердясь, человек может "позволить себе" то, раньше позволить не мог, - ведь он в "таком гневе"! Проблема решается по пути наименьшего сопротивления - осуществляя символические действия, он рвет листок с условием задачи, которую ему не удается решить, или уходит, хлопая дверью, когда не находит приемлемой для себя стратегии поведения. Он может совершить символический акт и другого типа - "принесение жертвы": как считал Фрейд, для того чтобы пациент испытал существенное облегчение, ему необходимо чем-то "жертвовать", например деньгами.

    Регулирование высоты барьеров

Сталкиваясь с внешней травмирующей ситуацией, недовольный собой и огорченный своими поступками человек может нейтрализоватьзащитные механизмы тремя способами: понизить значимость травмирующего фактора ("Теперь (в новых обстоятельствах) я смотрю на это по другому"), повысить самооценку, чтобы на ее фоне влияние травмы было менее болезненным ("Для меня это не имеет большого значения ), или понизить значимость неудачных поступков и действии, т е изменить систему ценностей так, чтобы некое событие опустилось в иерархии предпочтений, стало лично менее значимым ("Не очень-то и хотелось"). Рассмотрим различные варианты реализации этих стратегий.

    Взвешивание масштаба травмы

Один из подходов к снижению внутренней напряженности состоит в выявлении масштаба травмирующего события, соотнесении его с главными жизненными ценностями. Если осознать сам факт несоизмеримости такого большого объема волнений и реальной, не столь огромной значимости события, то напряженность разряжается или смягчается. При таком сопоставлении целесообразно применять описательный, неосуждающий стиль представления ситуации, который помогает осознать, что угнетающее человека событие не затрагивает его основных жизненных ценностей. Тогда защита становится менее актуальной и может даже отключиться. Теперь он может объективно, непредвзято посмотреть на себя, на стечение обстоятельств и правильно оценить их последствия. Вследствие этого его поступки, определяясь реальными мотивами, могут стать более целенаправленными. Любая задача решается легче, если удается ее преобразовать -осуществить выход за пределы изначально заданных условий, включив исходную ситуацию в более широкую систему, увидев ее как часть ( и не обязательно значительную) другой проблемы. Такая операция позволяет рассмотреть предмет тревоги в новом свете, открыв в нем новые факты и закономерности. Наоборот, анализ в жестких рамках условий и требований данной задачи усиливает тревогу и затрудняет процесс выхода.

Человек, потерпевший неудачу в карьере или в любви, нередко считает, что его жизнь потеряла всякий смысл. Он не осознает, что утрачена только часть жизненных ценностей. За счет излишнего концентрирования на травме сознание его сужается, что усугубляет психическую напряженность, ограничивает разнообразие его поведения, делая его существенно более стереотипным и предсказуемым. Здесь могут помочь любые способы расширения сознания, позволяющие переключиться, увидеть новые возможности и лучше управлять собой. Когда внешняя ситуация резко меняется (как сейчас в нашей стране), внутренний конфликт может быть связан с разрушением шкалы приоритетов. Место главной цели могут занять две-три побочных ( при беспокоящей неопределенности отношений между ними). Тогда человек ощущает, что не успевает за жизнью, не справляется с набегающими изменениями, жалуется на перегрузку, переживает смятение и напряженность в ожидании будущего. Способность бросить общий взгляд на события своей жизни, не теряя широкой перспективы и не утопая в мелких деталях, поможет ему справиться с огорчениями по поводу невозможности выполнить изначально нереальные, взятые когда-то на себя обязательства.

Для повышения обозримости проблем особенно важно систематизировать поступающую информацию, выделить главную по значимости цель. Затем нужно переключить свое внимание на мотивы, постараясь найти такой, во имя которого в данных обстоятельствах можно по-новому упорядочить свое поведение, уточнить шкалу ценностей.

Пример из практики психотерапевта К. Ф. Леонтовича. Столяр 27 лет сильно пил и страдал от непрерывного недовольства собой. Он утратил интерес ко всему и "даже к домино и к футболу". Беседы с собутыльниками были ему не интересны , и он пил в одиночку. В периоды просветления читал, но бессистемно. Себя он считал "работягой", интеллигенцию ненавидел и тайно ей завидовал. Проанализировав набор книг, прочитанных им в больнице, и аппелируя к ним, психотерапевту удалось предложить иную оценку себя и своих возможностей, косвенно подтолкнуть, убедить его, что он , в сущности, сам интеллигент. Наступившая переоценка ценностей привела к тому, что после выписки из больницы он сменил в своем ремесле традиционные формы на современный стиль, поступил учиться заочно и бросил пить.

А. Бек описывает студента, жаловавшегося на страх предстоящего публичного выступления. Психотерапевт его спрашивает: "Чего, собственно, вы боитесь? Предположим, слушатели решат, что вы наихудший оратор. Разрушит ли это вашу будущую карьеру? Откажутся ли от вас после этого родители и жена? " Такие вопросы побуждают студента к реалистическому анализу последствий неудачи. В итоге он с облегчением признает, что самый неприятный из возможных исходов состоит в том, что у него пару дней будет плохое настроение, а затем все прийдет в норму.

В затруднительных ситуациях часто бывает полезно взвесить все обстоятельства на весах основных ценностей. Допустим, человеквстревожен особенностями своей сексуальной жизни. Он воспринимает свои сексуальные импульсы как чрезмерные. Непроизвольно он акцентирует избыточное внимание на этой проблеме, что повышает вероятность, что включится защита (проекия) и спровоцирует у него тенденцию критиковать других людей, чье поведение он теперь будет воспринимать как излишне сексуальное. Если внушить ему восприятие уровня своих половых потребностей как допустимого, просто лежащего на другой границе интервала нормы, то ему уже не потребуется защита. Таким образом, передвинув оценку на шкале ценностей, он может примириться со своими собственными чувствами и вследствие этого станет терпимее к их выражению у других.

Некто испытывает чувство вины из-за того, что ведет несколько беспорядочную половую жизнь. Однако постепенно выясняется, что в действительности он боится нападок и разоблачений со стороны родителей, жены, общественного мнения, т е слишком высоко ценит эти свои особенности. Он должен осознать, что за чувством вины скрывается чувство другого масштаба, что его "любовные похождения" на самом деле маскируют боязнь любви настоящей, неумение любить самоотверженно, неспособность к близким ответственным отношениям. Тогда он поймет, что его поведение - не столько прегрешения против общества (что и провоцировало вытеснение), сколько против себя самого, пустая растрата своей способности к любви. Если он это осознает, то встанет на путь избавления от чувства вины и сможет надеяться наконец полюбить.

Здесь важно не отрицать с порога обоснованность возникших проблем и страхов, а направлять и стимулировать их анализ. Главная задача -создать новый образ ситуации, к которому уже можно испытывать и другие чувства. Изменение масштаба травмирующего события или даже его обесценивание помогает справиться со многими внутренними трудностями. Например, в последнее время в ряде стран пропаганда укрепляет у людей представление о том, что "курить не модно", что преуспевающий, счастливый и удачливый человек не курит, а курящий тем самым демонстрирует свою несостоятельность. Всесторонне, с помощью средств массовой информации демонстрируется, что человек без комплекса неполноценности не имеет такой потребности. Во всех случаях необходимо сохранять опору на позитивный опыт и имеющиеся ресурсы и не фиксироваться на негативных аспектах. Такая установка позволит использовать все то, что помогает. Понижение значимости допущенных ошибок

Один из подходов к смягчению внутренней напряженности , возникающей при конфликте, связан с понижением значимости допущенных ошибок, испытанных неприятных ситуаций. Учитывая, что самооценка снижается сильнее, если неудача объясняется личной неполноценностью, чем и когда допускается и неблагоприятное стечение обстоятельств, полезно переложить значительную часть неудач на внешние обстоятельства и недостаточную информированность. Не будьте к себе более критичны, чем к другим; в конце концов, вы тоже человек. Не стоит тащить за собой хвост переживаний по поводу несправедливостей и обид. Подобная фиксация и постоянное возвращение к прошлым поражениям сдерживает конструктивную деятельность в настоящем.

    Повышение гибкости системы ценностей

По мере возрастных изменений сформировавшаяся у человека модель мира становится не только все более сложной, но и более инерционной -каждая ее трансформация требует все больших усилий. Возникают не только устойчивые критерии, но и целостные сценарии, подсознательные жизненные планы, предопределяющие поведение человека. Излишняя устойчивость системы принципов и критериев препятствует дальнейшему развитию. Ведь наши мнения должны меняться - и потому, что меняется мир вокруг нас, и потому, что меняются наши способы суждения. Признание относительности своей системы ценностей расшатывает предрассудки и устраняет препятствия на пути коммуникации.

Сможет ли человек изменить свои установки и пересмотреть отношение к событиям, зависит от его психической гибкости. При ортодоксальных, плохо коррегируемых взглядах обстоятельства жизни могут вызывать столь тяжелые душевные конфликты, что для того, чтобы их пережить, человеку приходится радикально реконструировать свою модель мира. Тогда, пытаясь не делать этого, избавить себя от растерянности и страданий, т е не изменять своих критериев ценности и в то же время адаптироваться ( а для этого посмотреть на мир новыми глазами), он ощущает глубинный конфликт, и приходящая на помощь защита замещает реальную жизнь - он строит удобный для себя мир фантазий, мечты и уходит жить в него, как улитка в раковину. Внешне это выглядит как самоизоляция, и чем дольше она продолжается, тем труднее в дальнейшем наладить отношения со внешней средой. Для предотвращения столь непродуктивной реакции на перемены в окружающем мире следует развивать способность изменять отношение ксамому себе, переоценивать и корректировать свой внутренний опыт, смотреть на себя новыми глазами. Гибкость развивается через понимание того, что если на отдельных этапах жизни многие виды защиты играют положительную, приспособительную роль, то на других они могут оказаться нерациональными, особенно когда приобретают характер привычной стратегии поведения. Например, в свое время человек, не имея должных ресурсов, мог устранит неприемлемое для себя влечение только вытеснением, так как был слишком слаб, чтобы справиться с собой осознанно. Но когда он стал зрелым, сильным, он способен вытеснить вытеснение сублимацией; если же он продолжает использовать привычную стратегию, то тормозит развитие собственной личности. Особенно часто бывает, что , добившись большого успеха на каком-либо пути, человек боится свернуть с этого пути, начинает думать, что должен продвигаться все дальше и дальше в том же направлении.

Кроме учета динамики психических ресурсов в течении жизни (раньше не было ресурсов, а теперь есть; раньше старый путь мог привести к победе, а теперь полезнее новый) - надо учитывать личный "шаг" изменений. ("Не все сразу! ") Нельзя забывать о предельных дозах, в которых человек способен воспринимать, усваивать расхождения между своей позицией и позицией другого лица. Когда расхождение слишком велико - позиции прямо противоположны - усвоение прекращается, включается защита. Подсознательно формируется представление, согласно которому "та позиция" или "тот человек" (с противоположной точкой зрения) или глуп, или мало знает, или неопытен, или не авторитарен. Его позиция должна быть отвергнута - и она вытесняется.

Подготавливать человека к разумному осознанию его неблаговидных поступков или к восприятию противоположной точки зрения целесообразнее мелкими шагами, добиваясь согласии при каждом продвижении и поэтапно корректируя его понимание ситуации и ее прогноза. Тем самым можно его постепенно подвести к новой оценке случившегося. Чем больше мера неожиданности новой позиции, тем сильнее эмоциональная реакция на нее и тем вероятнее включение защиты. В тех случаях, когда обнаруживается полное непринятие контраргументации, разумнее подвигать человека к новой точке зрения, критикуя сперва лишь частности на фоне общей доброжелательности и подчеркивая прежде всего элементы, объединяющие исходную и предлагаемую позиции, и лишь за тем - разъединяющие, подавая их как второстепенные. Здесь полезно вспомнить метод Сократа, который рекомендовал сначала встать на неверную точку зрения - вместе с ошибающимся собеседником, найти и обсудить ее положительные стороны и на этом основании объявить себя союзником, а затем, обращаясь с собеседником дружески, взвешивая уже не только "за", но и "против", путем дальнейших рассуждений перейти вместе с ним на правильную точку зрения.

Одним из выразительных примеров корректировки системы ценностей путем провоцирования катарсиса служит японская методика "Морита-терапии". Японский врач Морита в 1921 году разработал оригинальный метод изменения ориентиров поведения. В начале курса терапии он предполагает отключение от социальной Среды, а заканчивает полноценным возвращением в нее. Метод ориентирован на помощь людям, страдающим главным образом от трудностей общения, переживающим, что их не понимают окружающие, но не осознающим, что их страдания являются следствием того, что они сами не приемлют общепринятых ценностей. Девиз этого метода: "Вы должны жить хорошо, а не чувствовать себя хорошо. " Перестройте поведение, тогда и чувствовать себя будете нормально.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать