Занимательный русский язык

Занимательный русский язык

48

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретическое обоснование темы………………………………….…..7

1.1 Теория и история ведущего вопроса темы…………………………….……7

1.2 Психолого-педагогические основы и подходы к проблеме ее решения...14

1.3 Игра как вид деятельности на уроке русского языка………………...…...16

1.4 Алгоритм построения уроков по игровой технологии …………….…..…21

Вывод по I главе…………………………………………………………………24

Глава II. Опытно - экспериментальная проверка гипотезы………….……….25

2.1 Подготовка к опытно - экспериментальной работе. Проведение констатирующего эксперимента…………………..……………………………25

2.2 Описание эмпирической работы и проведение формирующего эксперимента……………………………………………………………………..28

2.3 Подведение итогов, анализ полученных результатов……………………..30

Выводы по II главе……………………………………………………...……….33

Заключение……………………………………………………………………….34

Список литературы………………………………………………………………35

Приложение 1……………………………………………………………….36

Приложение 2……………………………………………………………….41

Приложение 2……………………………………………………………….43

Введение

Областью нашего исследования являются: методика преподавания русского языка, дидактика.

В последние годы в связи с дифференциацией обучения, появлением школ и классов различной профильной направленности, в том числе гуманитарных, математических, технических, экономических, школ-лицеев, школ-гимназий, по-новому встают вопросы о целях, содержании, формах и методах обучения русскому языку в школе. В настоящее время все большее количество учителей применяют в своей работе нетрадиционные уроки. Именно благодаря этой необычайности содержания, методов и форм, урок придает необходимое ускорение развитию личности.

Нетрадиционные уроки в начальной школе стали занимать значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. Мы считаем, что проведение уроков данной формы является всегда выигрышной, т.к. в них представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.[9;2]

Овладение знаниями в области русского языка у детей в начальных классах происходит очень трудно, особенно в овладении устной речью. Поэтому для каждого урока необходимо ставить достигаемые задачи. Основная задача обучение родному языку - развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Конкретные задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно связаны между собой:

- владение речевой деятельностью в разных ее видах;

- усвоение основных знаний из области фонетики, графики, грамматики, морфемики;

- обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов.

Реализация всех этих задач не так высока в проведении традиционных уроков, как в проведении нетрадиционных, где дети усваивают материал в форме игры. Ребята ждут этих уроков. Каждый раз, отправляясь в то или иное путешествие, дети радуются, как впервые. Поэтому необходимы новые учебные пособия, методические пособия по данной проблеме, которые бы учитывали веяние сегодняшнего времени, но при этом сохраняли достаточно общий уровень начального образования, достигнутого школой.

Но на практике мы можем наблюдать следующие противоречия:

- редко используются нетрадиционные формы закрепления материала на уроках русского языка учителями;

- несоблюдение методики проведения нетрадиционных форм, способствующих закреплению знаний.

Данные противоречия помогли сформулировать проблему исследования: «Каковы особенности применения игровых технологий как формы закрепления изученного материала на уроках русского языка в начальной школе?»

Решение данной проблемы является целью нашего исследования.

Объект - процесс закрепления изученного материала на уроках русского языка.

Предмет - каковы особенности и условия применения игровых технологий как формы закрепления изученного материала на уроках русского языка в начальной школе.

Гипотеза - применение игровых технологий как формы закрепления изученного материала на уроках русского языка формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, обогащают словарный запас, активизируют внимание детей, прививают интерес к предмету.

Задачи:

1. Изучить состояние особенностей игровых технологий как одной из форм закрепления изученного материала на уроках русского языка в научной литературе.

2. Выявить педагогические условия эффективной организации нетрадиционных форм закрепления изученного материла на уроках русского языка.

3. Выявить степень эффективности нетрадиционных форм закрепления изученного материала на уроках русского языка в средней школе №19 во 2 ?А? классе.

4. Выявить типичные затруднения учителей при проведении нетрадиционных форм закрепления урока.

5. Проверить гипотезу опытно-экспериментальным путем.

Методы исследования.

Теоретические методы. К ним относятся:

- Анализ литературы

- Обобщение

- Конкретизация

- Сравнение

- Описание проектируемых технологий

- Обобщение передового педагогического опыта

Эмпирические методы состоят из:

- Анкетирования

- Тестирования

- Контрольного среза

- Метода педагогической ситуации

Опытно-экспериментально базой исследования стала средняя школа №19, г. Новороссийска 2 ?А? класс.

Эксперимент состоял из следующих этапов исследования:

На первом этапе проводили анализ научных источников, подбирали материал, определяли научный аппарат исследования, уточняли основные понятия по теме, проектировали программы исследования и методики эмпирической проверки гипотезы.

Создание базы опытно-экспериментальной работы: проведение констатирующего эксперимента.

На втором этапе выполняли формирующий эксперимент, моделировали и организовывали условия, обеспечивающие эффективное протекание исследуемого процесса, разрабатывали и апробировали методики проведения нетрадиционных форм закрепления изученного материала на уроках русского языка.

На третьем этапе анализировали систематизацию и обобщали полученные результаты, проводили итоговый эксперимент, формировали основные теоретические вопросы и практические рекомендации по проведению нетрадиционных форм закрепления изученного материала на уроках русского языка.

Практическая значимость исследования

Проведенное исследование дает возможность сделать выводы о состоянии проблемы в средней школе №19, выявить типичные затруднения учителей по организации нетрадиционных форм закрепления материала на уроках русского языка, с использованием игровых технологий.

На основе данного исследования сформировались общие практические рекомендации по проведению нетрадиционных форм закрепления:

- использовать на уроках как можно больше занимательного материала, наглядности;

- использовать данную форму на этапах закрепления и обобщения изученного материала;

- использовать данную форму как подготовку к введению новой темы.

Глава I

Теоретическое обоснование темы

1.1 Теория и история ведущего вопроса темы

Русский язык - золотой сплав величайших ценностей истории и культуры. Он необычайно богат по своей лексико-фразеологической структуре, словарному составу, фонетическому и грамматическому строю, многообразию форм, стилей и оттенков как литературной, так и живой разговорной речи. В ходе исторического развития словарный состав русского языка пополняется за счет других языков. Но это не только не ослабило, а наоборот, обогатило и усилило его, ибо, сохранив свой грамматический строй и основной словарный фонд, русский язык продолжал продвигаться вперед и совершенствоваться.

Обучением русскому языку в русской школе на разных этапах ее развития занимались такие ученые, как: Ф.И. Буслаев (1844г.), Я.К. Грот (1855г.), И.И. Срезневский (1860г.), К.Д. Ушинский (1864г.), Ф.Ф. Фортунатов (1903г.), А.А. Шахматов (1903г.), А.И. Томсон (1906г.), Н.М. Соколов (1917г.), Г.Г. Тумин (1917г.), П.О. Афанасьев (1947г.), С.Г. Шаповаленко (1953г.), а также методисты: А.В. Текучев, Л.В. Щерба, Д.Н. Ушаков.

Ф.И Буслаев в своей работе ?О преподавании отечественного языка? еще в 1844г. писал: ?Если в изучении языка интерес детей упражняется и живее, и естественнее, и легче, то для чего же занимать его веселыми играми и упражнениями? Но ведь нельзя, же девятилетнему ребенку прямо растолковать, что такое имя, что такое глагол, когда он не имеет понятия, ни о предмете, ни о деятельности. И действительно, ему еще рано знать и глагол, и имя, а, следовательно, и что такое предмет, что такое деятельность. Все дело вертится в вопросе: что делать с детьми, прежде, нежели начнут они грамматику? Как их приготовить?? Еще тогда Ф.И. Буслаеву пришла идея проведения уроков нетрадиционной формы, однако термины ?нетрадиционные формы, уроки? были не известны, но Ф.И. Буслаев вносил свой вклад в развитие этих уроков. Он считал, что забивать голову учеников первых четырех классов теоретическими вопросами, правилами, логическими отвлеченностями не только бесполезно, но и чрезвычайно вредно. Не в том сила, чтобы дети ЗНАЛИ, а в том, чтобы УМЕЛИ! Детям надобно сначала больше материала для их памяти, больше осязательного. Без сомнения, во всем этом очень много занимательного и наставительного для детей.

Итак, пусть дитя узнает и поймет нравственные великие мысли, хотя и не во всем их глубоком объеме; оно учит их не для одного мгновения, а на целую жизнь.

В своей работе ?Об элементарном преподавании русского языка? (1855) Я.К. Грот считал «самое первоначальное обучение должно быть чисто практическое: ребенку надо прежде всего приобрести навык в чтении и письме. Преподавание родного языка составляет, без сомнения, одну из самых трудных задач педагогики. Преподаватель имеет в руках своих материал готовый, очерченный определенными границами; вопрос только в том, как лучше передать этот материал. Напротив, в отношении к родному языку надо наперед определить, что именно должно быть предметом преподавания - только ли умение владеть языком или и знание его законов, сверх того - в какой мере нужно сообщить это знание, или, наконец, не лучше ли употребить отечественный язык как орудие для развития умственных способностей, для передачи множества полезных сведений разного рода?.

К.Д. Ушинский в своей работе ?О первоначальном преподавании русского языка? говорил «Учение детей отечественному языку имеет три цели: во-первых, развить в детях ту способность, которую называют даром слова. Дар слова есть сила, врожденная в душе человека, и, как всякая сила, крепнет и развивается не иначе как от упражнений. Учитель, желающий развить в учащемся дар слова, должен беспрестанно упражнять эту силу. Во- вторых, в преподавании русского языка ведущая цель - усвоение форм языка, выработанных народом; но, чтобы уяснить себе эту цель и видеть средства к ее достижению, следует прежде понять хорошо, что такое язык народа. Язык народа - произведение творческой способности дара слова не одного человека и не одной человеческой жизни, а бесчисленных жизней. В языке своем народ, в продолжение многих тысячелетий, сложил свои мысли и свои чувства. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка; так что каждое слово языка, каждая его форма, каждое выражение есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа. Наследуя слово от предков наших, мы обязаны научить детей наследовать не только средства передачи наших мыслей и чувств, но и сами эти мысли и чувства. Но в настоящее время педагоги не уделяют внимания усвоению форм языка, что приводит к обеднению мыслей и чувств детей».

Третья цель, которая достигается при первоначальном преподавании отечественного языка, есть усвоение грамматики. В прежнее время это была первая, и даже единственная цель; теперь она часто вовсе забывается. И то и другое вредно: исключительное изучение грамматики не развивает в детях дар слова; отсутствие грамматики не дает дару слова сознательности и оставляет детей в шатком положении; на один навык и развитой инстинкт слова, во всяком случае, положиться трудно; но знание грамматики без навыка и развития дара слова также ни к чему не ведет. Следовательно, то и другое необходимо.

Ф.Ф. Фортунатов в своем труде ? О преподавании грамматики русского языка в школе» (1903г.) говорил: «Задача школы - дать образование, чтобы учащиеся приобретали вместе с развитием умственных способностей известное количество знаний о человеке и окружающем его мире, тех знаний, которые ценны сами по себе, т.е. ценны потому, что они дают нашему уму область знаний, в которую должна была бы вводить учащихся школа, так обширна, что приходится делать выбор даже между предметами, может быть, одинаково важными для общего образования, а многопредметность, конечно, не должна существовать в начальной школе. Поэтому именно в начальной школе надо вводить в программу такой предмет преподавания, который был бы полезен с точки зрения педагогических интересов школы, т.е. как средство для развития умственных способностей учащихся. Если вводить грамматику русского языка в число предметов преподавания, мы поймем, что ни ознакомление учащихся с особенностями русского языка, ни обучение искусству русского правописания не требуют отдельного курса русской грамматики, следовательно, изучение этого предмета дает такие знания, которые сами по себе имеют ценность для образования. Основная задача преподавания грамматики родного языка в школе состоит в том, чтобы вызвать у учащихся сознательное отношение к явлениям, существующим в том языке, на котором они думают и говорят, а это сознательное отношение учащихся к фактам русского языка самое важное для школы и по тем сведениям, какие оно дает, и по тому значению, какое оно имеет для развития умственных способностей учащихся?.

В учении А.А. Шахматова ? К вопросу о преподавании русского языка в учебных заведениях» (1903г.) считается «…теперешняя постановка преподавания наводит на мысль, что изучение русского языка признано излишним, ибо, конечно, обучение правописанию, освещение некоторых грамматических понятий, наставление, как излагать мысли на письме, нельзя назвать изучением языка. Ученики приобретают знание языка вне школы, которая, со своей стороны, стремится как будто только к тому, чтобы подчинить эти знания целому ряду формальных требований. Таким образом, оказывается, что знания ученика расширяются на всех уроках, кроме уроков русского, где знания детей порой суживаются и обесцвечиваются. В чем же дело? Очевидно, уроки русского языка для того, чтобы привлекать к себе внимание ученика, должны быть построены на том же материале, что и обычный урок, но его проведение должно быть необычным для детей, интересным, развивая у них азарт, внимание и любовь к уроку?.

Ученый П.О. Афанасьев в своей работе ?Методика русского языка в начальной школе? (1947г.) считал «… ближайшая задача преподавания русского языка в начальной школе - подготовить грамотных детей, владеющих основами науки о языке, умеющих совершенствовать навыки собственной речи. Но эта задача не является единственной».

Перед преподавателем стоит и другая, не менее важная задача - поднять общий культурный уровень учеников посредством преподаваемого им предмета. Не только через чтение художественных произведений, научно-популярной и деловой литературы педагог должен поднимать общий культурный уровень учащихся, но и уроки грамматики и уроки по развитию устной и письменной речи способствуют подъему общего культурного уровня.

И.И. Срезневский в его великом труде ?Об изучении родного языка в детском возрасте?, вышедшем в 1860г., был склонен считать, что путешествия, игры, сказки, соревнования - вот чем должен занимать учитель своих учеников во время урока. А для этого, чтобы легче было избегать нечаянных, менее или более важных пропусков в объяснении таких уроков, надо подчиняться определенному порядку ведения уроков, который помогал бы естественному развитию любознательности детей.

Методу, прямее ведущему к цели, более естественному, надобно предпочесть тот, который ведет путем извилистым. Если в методе учителя что-нибудь лишнее, бесполезное, вредное, надо отбросить это, ничем не заменяя или заменяя действительно полезным. А действительно полезным для детей будут не традиционные уроки, а занимательные. Урок не должен морить систематически силы детей, а укреплять и развивать интерес к учебе, знаниям.

А.И. Томсон, работая над проблемой языковедения и посвятив ей свой труд ?Общее языковедение? (1906г.), считал, что методика преподавания языка находится еще в периоде грубого эмпиризма… Но, тем не менее, в настоящее время начинают появляться разные приемы преподавания языка. Приемов и методов обучения языку выработано много. Они разнообразны и прививают детям интерес. Употребляются и такие приемы, которые никакой пользы не приносят или приносят больше вреда, чем пользы. Каждый прием надо анализировать и изучать, чтобы выяснить, какие из составных функций, называемых в совокупности языком, и в какой мере прививает учащимся каждый из приемов. Только после этого можно делать выбор из существующих приемов, комбинировать их, вносить коррективы. Надо считаться с числом учеников в классе, продолжительностью уроков, учитывать степень утомления или последовательность уроков. Все эти условия изменяют действия приемов. Каждый из существующих приемов может быть полезен, но целесообразное сочетание дает наиболее рациональный и совершенный способ преподавания.

Известные ученые Н.М. Соколов и Г.Г. Тумин в своем труде ?На уроках родного языка?, вышедшем в 1917г., утверждали, что методика русского языка не дает и не может дать раз и навсегда установленных ?классических? приемов, выполнять которые обязаны все преподаватели русского языка: преподавание есть творчество, в котором огромную роль играют изобретательность и талант учителя, которые подсказывают ему и момент, когда надо употребить тот или иной прием преподавания, и иногда сами приемы, которые он впервые применяет. Но преподавание не всегда вечное творчество новых оригинальных приемов. Некоторые педагоги успешно применяют чужие приемы, не будучи одарены творческим талантом. Основных приемов немного: в громадном большинстве случаев оригинальны комбинации приемов.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать