Занимательный русский язык
p align="left">Другой известный ученый С.У. Шаповаленко ?О преодолении отставания методики как науки? (1953г.) методика преподавания русского языка была взята под большое сомнение. Все чаще и чаще раздавались голоса, что методика не нужна, что она вредный пережиток прошлого. Закономерности методики составляли решающие связи между учебным предметом и преподаванием, с одной стороны, и с усвоением учебного материала - с другой. Свои основные усилия методика направляла на то, чтобы открыть, при каких условиях учащиеся успешно усваивают учебный предмет, какие изменения внести, если метод непосильный и плохо усваивается.

А.В. Текучев в своей работе ?Методика русского языка как наука?, вышедшей в 1978г., считал, что в методике русского языка не только описываются методы и приемы обучения, но и указывается место и время, роль и результаты применения в школьной практике каждого из них, характер применения их в разных классах, в разных сочетаниях и к разному учебному материалу. Помимо апробированных на практике принципов и методов, следует считать и принцип развивающего обучения, обучения при ускоренных темпах подачи нового материала.

Важнейшими условиями дальнейшего развития методики русского языка как науки являются дальнейшее накопление фактов и наблюдений, выяснение причин и неудач в применении различных методов, углубленный анализ деятельности учащихся, разработка методов и приемов, внимание к развитию логического мышления, языкового чутья и речевого слуха у учащихся.

В настоящее время уроки русского языка строятся так, чтобы усвоение детьми знаний, формирование у них умений и навыков органически сочетались с выработкой у каждого ученика положительных качеств, характерных для общественно активной, критически и конструктивно мыслящей личности. Но, тем не менее, ни в одной методической литературе не говорится об интересах к урокам русского языка, а также о нестандартных формах их проведения.

Рассматривая современную методику М.Р. Львова ?Методика обучения русскому языку в начальных классах?, мы заметили, что в этом методическом пособии не говорится о нетрадиционных уроках, с использованием игровых технологий как одной из форм закрепления изученного материала на уроках русского языка, и тем более типы таких уроков не выделяются в отдельный вопрос. Хотя в последнее время нетрадиционные формы закрепления изученного материала приобретают все большее значение, и многие учителя стремятся использовать их на своих уроках.

Рассматривая методику Кустаревой, мы заметили, что в ней лишь кратко говорится о нетрадиционных формах, о том, какие существуют нетрадиционные формы, но в отдельный вопрос, где бы раскрывалась сущность уроков нетрадиционной формы, их не выделяют.

Анализируя статьи журналов, ?Начальная школа? №3/2003 г., №6/2001 г., №1/1999 г.,№5/2006 г., №2/2005 г, №6/2008 г.,, а также ?Обруч? №2/2002 г. мы увидели, что в них содержатся очень интересные статьи, например статья, ?Учим русскому языку по-новому!? (автор А.А. Бондаренко), статья ?Как сказка помогает усвоению частей слова? (автор М.Р. Безносикова), а также статьи таких авторов, как И.В. Гурковой, А.А. Лоншаковой, С.В. Савиновой и др. Эти статьи богаты методическими рекомендациями, которые позволяет обширно узнать о нетрадиционных формах, с использованием игровых технологий как одной из форм закрепления изученного материала на уроках русского языка, а также о методике их проведения, приведены конкретные примеры методических разработок таких уроков.

1.2 Психолого-педагогические основы и подходы к проблеме и ее решению

Младшим школьным возрастом считается возраст примерно от 6-7 лет до 10-11 лет, что соответствует годам обучения в начальных классах. В это время костная система младшего школьника находится в стадии формирования - окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей еще не завершено, в костной системе много хрящевой ткани. Все это необходимо принимать во внимание и постоянно заботиться о правильной позе, походке учащихся. Процесс окостенения кисти и пальцев также не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны, особенно для первоклассников. Происходит и функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-синтетическая функция коры; заметно развивается вторая сигнальная система, но при этом первая сигнальная система еще сохраняет свое относительное преобладание. Постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения; процесс торможения становится более сильным, хотя преобладает возбуждение и младшие школьники возбудимы и импульсивны. Они испытывают большую потребность в движении, которую необходимо по возможности удовлетворять - разрешать побегать и порезвиться на переменах, на прогулке после уроков.

Поступление в школу вносит важные изменения в жизнь ребенка. Резко изменяется весь уклад жизни. Основной ведущей деятельностью отныне становится учение, важнейшей обязанностью является обязанность учиться, приобретать знания. Учение - это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, волевых усилий со стороны ребенка. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется.

Ребенок, поступающий в школу, должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.

Традиционная система образования не способна обеспечить соответствующий уровень развития для детей, обладающих психофизиологическими и интеллектуальными возможностями для обучения и развития на более высоком уровне сложности, поэтому в последнее время современная школа находится в поиске моделей обучения, которые могут обеспечить разностороннее развитие личности с учетом их индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей. Наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающей максимально комфортные условия, являются нестандартные уроки, с использованием игровых технологий.

По мнению авторов методики (Андрющенко Л.Л., Карабекова Н.В., 1995) нестандартные уроки - организация своеобразной комплементарной деятельности. По форме эта деятельность является игровой, знакомой и привлекательной для ребенка, а по направленности носит учебный характер.

Ученые психологи Варга А.Я., Тильбух З.В., Коробко С.Л. считают, что нетрадиционные формы нельзя проводить с учащимися 1-4 классов, т.к. у них недостаточно сформированы показатели возрастного развития, внутренняя позиция школьника, произвольность поведения, пространственная ориентировка и внутренний план действий, некоторых интеллектуальных способностей, и что такие уроки детям не запомнятся как подача учебного материала, а запомнится лишь как игра и развлечение.

Но все же большинство ученых - методистов (А.А. Бодалева, В.В. Столина), ученых-психологов (Н.Г. Гайдер, Ю.В. Франк) считают, что проведение уроков в нетрадиционной форме благополучно воздействуют на детей, на их психику, на эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста.

1.3 Игра как вид деятельности на уроке русского языка

Игра - самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовиться к роли жены и матери, мальчики - в машинки, чтобы стать главным автолюбителем в семье. И только школьные учителя предпочитают игре с учениками серьезную дидактику. Очевидно, это происходит потому, что в многочисленных определениях игровой деятельности подчеркивается отсутствие практической направленности, ориентации на результат. А обучение, как учит педагогика, - это целенаправленная деятельность, которую учитель по роду своей профессии призван организовывать. Однако это противоречие снимается, как только мы добавляем понятие «дидактическая», «педагогическая» игровая деятельность, ибо в таком случае цель задается учителем.

В настоящее время существует несколько интересных пособий, помогающих учителю освоить разнообразные игры на уроке русского языка. Мы обратились к классификации дидактических (Баев П.М., 1989 г.) игр по русскому языку, основанной на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики; при этом в каждом есть игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект.

1. Фонетические игры

1.1. Фонетические игры: фонемное различение слов; различение глухих и звонких согласных; оглушение и озвончение; различение твердых и мягких согласных; звук [j]; слоговой состав слов; омофония, омография, определение ударного слога; особенности русского ударения.

1.2. Коммуникативно-фонетические игры: на опознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса; на расширение звуковысотного диапазона; на выбор адекватной громкости; на развитие силы, «полетности» голоса; на отработку правильной мелодики, умения ставить логическое ударение, выдерживать паузу, соблюдать темп речи, чувствовать ритм.

2.Лексико-фразеологические игры

2.1. Лексико-фразеологические игры: на значение слов (кроссворды, сканворды, чайнворды); системные отношения в лексике («пропорции», «третий лишний», «ассоциации», лото, домино, игры с мячом, с юлой).

2.2. Игры на развитие навыков устной монологической и диалогической речи, расширение словарного запаса («соберите поговорки»; «кто догадливее?»; «кто наблюдательнее?» и др.).

3.Игры по морфемике и словообразованию

Игры, развивающие умение делить слово на морфемы и выявлять способы словообразования («от одного корня», «корень и дерево», «неологизмы», «слова по схеме»).

Подобным образом подбираются игры, помогающие осваивать орфографию, морфологию, синтаксис.

Существуют и другие классификации игр. Определение характера игры на уроке русского языка необходимо для того, чтобы поставить перед учащимися дидактическую цель, а также проанализировать, достигается ли эта цель в результате проведения игры.

В книге Л.В. Петрановской «Игры на уроке русского языка» выделяются игры учебные, комбинаторные, аналитические, ассоциативные, контекстные, языковые и творческие.

По характеру педагогического процесса выделяются игры обучающие, тренинговые, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

По игровой среде - с предметами и без предметов, настольные, комнатные и уличные, компьютерные и телевизионные и, наконец, технические, со средствами передвижения. Из игр с предметами на уроке русского языка наиболее эффективно применять игры с мячом и с юлой. Однако надо помнить, что для проведения игры с мячом требуется более открытое пространство, чем школьный класс с партами в три ряда.

Игры на уроке можно организовать в пространстве двумя способами.

1-й способ. Не меняя расстановку мебели и позиции учащихся, проводить игры настольные, комнатные с раздаточным материалом на каждого или на парту: лото, кроссворды (сканворды, чайнворды), шарады, загадки и пр.

2-й способ. Мебель в классе сдвигается по количеству команд или по принципу «игровое поле» - «жюри» - «зрители». Для проведения компьютерных игр учащиеся приглашаются в компьютерный класс.

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом этапе его - от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения.

1-й этап. Проверка домашнего задания.

Обычно этот момент урока наиболее традиционен: устная и письменная фронтальная проверка, двое-трое трудятся над индивидуальными заданиями, кто-то не поднимает от парты взгляда, чтобы учитель не спросил. Для преодоления унылой традиции на этом этапе можно ввести элемент игры. Однако необходимо помнить, что игра способствует раскрепощению ребенка, повышает эмоциональную возбудимость. Поэтому пользоваться игровыми приемами в самом начале урока следует осторожно. В противном случае «разыгравшиеся» дети потом так и не войдут в нужное русло урока. Поэтому игры должны носить тренинговый или контролирующий характер.

Наиболее эффективными будут игры по фонетике, развивающие речевой аппарат у детей и выявляющие степень усвоения лингвистического материала. «Фонетическую разминку» предлагаем ввести наряду с орфографической в привычку. Так при изучении темы «Звонкие и глухие согласные» можно проводить игры «эхо», «найди пару». Все они основаны на делении согласных на парные и непарные звонкие и глухие. Игры проводятся до тех пор, пока все ученики в классе не усвоят классификацию звуков по звонкости/глухости. Приведем примеры подобных игр.

Игра «Эхо».

Цель игры: усвоение классификации согласных.

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Один ученик громко произносит звонкий согласный. Другой, как эхо, вторит ему потише, называя парный глухой. Если назван звонкий непарный согласный, ведущий указывает на это - ученик выбывает из игры. Побеждают те ученики, которые в паре правильно назвали согласные.

Если вы приучили своих учеников к систематической работе над орфографией, на этапе проверки домашнего задания можно проводить орфографические игры.

Игра «Откуда слово к нам пришло?»

Цель: отработка правописания слов с непроверяемыми орфограммами путем обращения к их этимологии.

Задание: с помощью этимологического словаря найдите все слова на букву К, заимствованные из французского, немецкого, турецкого и русского языков. Сравнить их произношение и правописание, например: французские кабина, кабинет, комод; немецкие калоша (галоша), что значит «деревянный башмак», камзол (от латинского - рубаха) и т. д.

Побеждают те, кто нашел больше слов и правильно их написал.

Игра «Найдите слог с нужной гласной».

Цель: отработка правописания словарных слов с безударными гласными.

Ход игры. Словарные слова, в которых буквы О или А в одинаковых первых слогах находятся в слабой позиции, разрезаются на части, например: ка-бина, ка-бинет, ка-лендарь; ко-рона, ко-ленкор, ко-мар, ко-либри; ма-гнолия, ма-кароны, ма-ндарины - мо-льберт, мо-рковь, мо-тоцикл. Каждому игроку выдаются разрезанные части слов (5-10 слов). Задание: кто быстрее и правильнее «соберет» эти слова и выложит их на парте.

2-й этап. Объяснение нового материала.

На этом этапе проводятся обучающие игры. В 1-4-х классах при введении сложного и неинтересного для школьников этого возраста материала используется элемент занимательности. Существуют даже учебники и рабочие тетради, в которых занимательность становится ведущим принципом изложения.

3 - 4-й этапы. Закрепление, повторение, обобщение.

При закреплении и повторении материала, когда исчезает элемент новизны, особенно полезны технологии, поддерживающие интерес. Например, закрепляя тему «Основные способы образования слов в русском языке» можно использовать словообразовательную игру «Чье гнездо больше?».

Игра «Чье гнездо больше?»

Цель: развитие навыка словообразования.

Класс разбивается на команды, в каждой выбирается капитан. Учитель засекает время по секундомеру. Каждая команда получает конверт с корнем слова. Задача команды - за определенное время составить гнездо однокоренных слов, определяя при этом способ словообразования. О результатах работы докладывает капитан. Побеждает та команда, которая уложилась в срок и дала максимальный список слов.

Типы уроков-игр

На уроке русского языка могут быть проведены:

Сюжетные (или ролевые) игры представляют собой ряд проблемных задач, основная цель которых - прийти к согласию, наладить взаимодействие с партнерами. В таких играх обязательно формируются социально-ролевые отношения участников.

К играм-соревнованиям относятся эстафеты, игры на командное или индивидуальное первенство. В таких играх главной движущей силой является «спортивный» интерес, а дидактическая цель достигается подспудно.

Интеллектуальные игры являются основной составляющей при работе со старшеклассниками в курсе риторики.

1.4. Алгоритм построения уроков по игровой технологии

Очень часто инициатива преподавателя в проведении игр с учениками на уроках русского языка не приносит желаемого результата: на уроке поднимается невообразимый шум, гам, никто не слушает ведущего, каждый выкрикивает свой ответ и оспаривает поставленную ему оценку.

Решить эти проблемы нелегко. Но стоит помнить, что, прежде всего, надо приучить детей к дисциплине игры, для этого игровую деятельность нужно вводить в каждый урок.

Во-вторых, надо, чтобы дети почувствовали удовольствие от игры. И только когда вы убедитесь в том, что дети беспрекословно принимают правила игры и не пытаются оспорить справедливо поставленные им командой оценки, можно приступать к подготовке игры. Предлагается алгоритм построения уроков по игровой технологии (Семяшкина Н.И., 1997 г.,№2).

В структуре учебного процесса выделяются 4 элемента - этапа урока.

1. Ориентировочный этап. Сначала учитель представляет изучаемую тему, напоминает основные понятия. Далее дается обзор общего хода игры.

2. Подготовка к проведению игры. Учитель излагает сценарий игры, останавливается на задачах, обсуждает с учениками игровые процедуры, предлагает критерии оценок, показывает примерный тип решений в ходе игры. После того как роли распределены, участники проводят черновую репетицию игры.

3. Проведение игры. Учитель организует проведение игры, фиксирует игровые действия, следит за подсчетом очков.

4. Обсуждение игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается характеристика «событий» игры и их восприятия участниками, корректируются критерии оценок, высказываются мнения о результативности игры, пожелания - либо повторить игру на другом материале, либо отказаться от проведения игры в будущем.

Количество больших игр, которые можно будет провести в учебном году, зависит от того, совмещаете ли вы учебную и внеклассную деятельность (то есть ли у вас время большее, чем 40 минут для проведения игры), можно проводить 3 - 4 игры за учебный год, завершая игрой каждую четверть. Но поначалу у вас получится только одна «большая» игра в год. Для «большой» игры подходит любой тип: сюжетная (ролевая), интеллектуальная, игра-соревнование.

Предположим, вы выбрали интеллектуальную игру по типу «Что? Где? Когда?» и с ее помощью хотите проверить не только глубину знаний учащихся по русскому языку, но и их сообразительность, языковое чутье, умение работать с источниками. Тогда необходимо объявить ориентировочный этап.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать