Занимательный русский язык
p align="left">Ориентировочный этап

На этом этапе в школе вывешивается объявление (предположим, в середине сентября), что в конце учебного года будет проведена большая игра по русскому языку. Тема: «Все неизвестное и непознанное из области русского языка». Объявляются правила игры, формируются команды. Далее следует, пожалуй, самый важный этап, так как часто подготовка к игре может стать интереснее самой игры.

Подготовка к проведению игры

Учитель объявляет конкурс вопросов. Все по правилам: грамотный вопрос, ответ на него и источник информации. Если у вас в школе несколько параллелей, то один класс, готовит вопросы для остальных и т.д. В этой подготовительной работе не участвует только будущая команда (если команда разновозрастная, то в это время она формируется - проходят отборочные игры по параллелям). На подготовительный этап (принятие вопросов, анализ их корректности, особый способ их изложения, подбор иллюстративного материала, какие-то вопросы отсечь) уходит примерно полгода.

Проведение игры предполагает несколько вариантов, из которых организаторам предстоит выбирать наиболее подходящий.

Вариант 1. Полное воспроизведение телевизионной игры. Все, присутствующие на игре, делятся на 3 группы: 1-я - команда, 2-я - зрители, 3-я - авторы выбранных ответов.

Вариант 2. Игровых столов не один, а несколько, главный стол в центре, на нем волчок и конверты. Волчок запускается, конверт вскрывают и читают вопрос (проецируют через кодоскоп). Минута пошла. Как только за одним из столов готов ответ, капитан поднимает руку и сообщает ответ ведущему (письменно). Минута истекла - принимается ответ у главной команды. Если ответ верен, команда остается за столом, если нет - уступает место той команде, которая первой ответила правильно. Если все команды дают правильный ответ, то каждая получает свой балл. Организация игры может варьироваться по вашему желанию с учетом предложений детей и конкретных обстоятельств.

Обсуждение игры: можно провести как в устной форме, так и в письменной.

Вывод по I главе.

Урок русского языка не является любимым у детей, как в начальных классах, так и в среднем звене. А успешность обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету. Об этом знают все: и учителя, и родители, да и сами ученики. А вот добиться того, чтобы дети учились с увлечением, с радостью шли на урок, удается не всегда. Одним из средств решения этой проблемы является проведение нестандартных уроков.

Нестандартные уроки - одно из важнейших средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Нестандартные уроки обычно завершают изучение темы либо начинают новую.

В начальной школе можно использовать следующие виды нестандартных уроков: уроки в форме соревнований и игр (КВН, конкурсы, викторины), уроки-путешествия, уроки-фантазии, уроки-сказки, уроки-сюрпризы, уроки-отчеты.

Глава II

Опытно-экспериментальная проверка гипотезы

2.1 Подготовка к опытно-экспериментальной работе. Проведение констатирующего эксперимента

Исследовательская работа проводилась во 2 ?А? классе средней школе №19 города Новороссийска с 26.01.2008 г. по 22.02.2008 г. (учитель Крикунова Раиса Ароновна). В классе 27 человек ( 13 девочек и 14 мальчиков).

Гипотеза нашего исследования - применение игровых технологий как формы закрепления изученного материала на уроках русского языка формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, обогащают словарный запас, активизируют внимание детей, прививают интерес к предмету.

Задачами исследования были:

1. Выявить педагогические условия эффективной организации нетрадиционных форм закрепления изученного материала на уроках русского языка.

2. Изучить состояние особенностей игровых технологий как одной из форм закрепления изученного материала на уроках русского языка в научной литературе.

3. Выявить степень эффективности нетрадиционных форм закрепления изученного материала на уроках русского языка в средней школе №19 во 2 ?А? классе.

4. Выявить типичные затруднения учителей при проведении нетрадиционных форм закрепления урока.

5. Проверить гипотезу опытно-экспериментальным путем.

В ходе работы использовались следующие методы: анкетирование, тестирование, диагностирующие проверочные работы.

Программа исследования:

1. Выяснение с помощью тестирования эффективности проведения нетрадиционных форм закрепления изученного материала на уроках русского языка с использованием игровых технологий.

2. Предложить методические разработки уроков, проводимых в нетрадиционной форме закрепления знаний на уроках русского языка с использованием игровых технологий.

3. Выяснение с помощью анкетирования места и роли нетрадиционных форм закрепления изученного материла с использованием игровых технологий, в системе обучения младших школьников русскому языку.

Учитель Крикунова Раиса Ароновна работала по учебнику Рамзаевой Т.Г. 2 класс (программа 1 - 4).

В начале нашего эксперимента были проведены опросные методы.

Примерные вопросы, которые предлагались для анкетирования учителей:

1. Как часто вы применяли нетрадиционные формы закрепления изученного материала на уроках русского языка с использованием игровых технологий?

2. В чем вы видите пользу нетрадиционных уроков с использованием игровых технологий?

3. Как часто рекомендуете проводить уроки в нетрадиционной форме, с использованием игровых технологий?

Результаты опроса учителей, оказались следующими: из 10 опрошенных всего 3 учителя 1 раз в месяц применяют нетрадиционные формы закрепления изученного материала с использованием игровых технологий, 1 учитель -1 раз в месяц и 6 учителей - вообще не применяют.

Примерные вопросы, которые предлагались для анкетирования детей:

1. Нравятся ли вам уроки русского языка?

2. Входит ли урок русского языка в число любимых предметов?

3. Сколько уроков русского языка вам запомнилось?

4. Чем вам понравились эти уроки?

5. Хотели бы вы, чтобы уроки проходили в форме игры?

С целью выявления уровня подготовки детей был проведен констатирующий эксперимент в виде теста, во время которого были использованы следующие задания, включающие обобщающие вопросы по изученным темам.

1. Какая схема соответствует слову свистишь?

¬ ? ^ ? , ¬ ? ? , ? ? , ? ^ ?

2. Подбери проверочные слова к слову молчаливый - ( молчать, молча, примолк).

3. Укажи буквы, которые надо написать :

м…л…ко, в…рона, за…ц, к…ртина

4. Выбери слово с разделительным твердым знаком:

гост…я, в…юга, с…емка, раз…ярен

5. Укажи род имен существительных:

белка - ……, дождь - ……., озеро - ……, платье - ……., улица - …….

Работа с деформированным текстом «Воробей».

?Воробей?

Стоял морозный зимний день. Я выглянул в окно и увидел на ветке дерева нахохлившегося ___________ . ___________ был маленький, голодный и совсем замерзший. __________ сжался в комочек, распушил перышки и пытался согреться. Мне стало жалко __________ . Я открыл окно и впустил __________ в дом. Сначала ___________ меня боялся. А затем освоился. Перед приходом родителей я выпустил своего ___________ на улицу. С тех пор мой ___________ , как я его прозвал, прилетает в гости каждый день.

Слова для справок: воробей, он, воробышек, птенчик, воробьишко,Чирик, новый друг, малыш.

Следующим заданием был подготовительный диктант «Пингвины», цель которого - выявить уровень орфографической грамотности.

?Пингвины?

Завыл ветер. Все замело снегом. Всюду стояли снежные бугорки. Я копнул один бугорок ногой. Вдруг бугорок зашевелился и из него выбежал пингвин. Он резко крикнул. В пургу пингвины ложились на камни. Их заносил снег. Они тихо лежали в снежных домиках и клювом протыкали окошки.

Количество слов: 44 слова.

2.2 Проведение формирующего эксперимента

Во время формирующего эксперимента мы обратились к системе заданий, которые были изложены в журналах "Начальная школа" №3/2003 г., №6_2001 г., №1/1999 г., №5/2006 г., №2/2005 г., №6/2008 г., к статьям "Тестирование по русскому языку" (авторы Л.Д. Вантеева, А.Н. Смирнова, Е.В. Машкова), "Примерные проверочные работы по русскому языку 2002-2003 года", а также к материалам методических разроботок С.В. Савиновой, Е.Е. Гугучкиной.

На этом этапе исследования детям было предложено задание в виде перфокарт. Аналогично предыдущему заданию, деформированный текст ?Воробей?, учащимся необходимо было сделать верный выбор слов, подходящих по смыслу для каждого предложения, так чтобы в целом получился связный текст. Но для этой работы уже детям не предлагались слова для справок.

?Домашнее задание?

Уроки я дома __________ добросовестно. Сначала __________ письменные задания. На черновике ___________ задачи по математике и упражнения по русскому языку. Затем внимательно ____________ сделанное и только после этого ____________ в тетрадь. Потом я ___________ к выполнению устных заданий. _____________ рассказ в учебнике ?Живое слово? или _____________ наизусть стихотворение, ____________ на вопросы и, если это нужно, _____________ прочитанное.

Был также проведен диктант, который помог выявить степень эффективности нетрадиционных форм закрепления знаний, с использованием игровых технологий на уроках русского языка. Диктант был проведен в форме инсценировки, с использованием сказочных героев.

?Старые знакомые?

Слоненок, попугай, удав и мартышка жили в Африке. Каждый день они собирались вместе. Мартышка пела смешные песни. Удав, слоненок, попугай слушали и смеялись. Слоненок задавал всем умные вопросы. Иногда слоненок и мартышка брали удава и крутили его как скакалку. Попугай прыгал через него. Всем было очень весело.

Количество слов: 48 слов.

На этом этапе был проведен урок-игра "В мире слов", на котором предлагались следующие задания:

1. Станция «В компании со словарем» (на станции команда получает орфографический словарь, за определенное время надо правильно вставить пропущенные буквы).

К…рандаш, кил…метр, д…г…вор, алф…вит, б…бл…отека, л…пата,, предл…жжение, гор…да, з…п…ведник, б…льшой, вел…чина, к…рова, заг…ловок, скворе……ик, тр…мвай, м…г…зин.

2. Станция «Крылатые слова» (на станции команда должна составить крылатые выражения, используя части выражений из первой и второй колонок).

1. Делу время

3) лучше ста слов

2. Волков бояться

5) что дерево без корней

3. Добрый пример

1) потехе час

4.Добрые дела

7) а лень только берет

5. Человек без друзей

4) человека красят

6. Человеку по работе

6) воздается честь

7. Труд всегда дает

2) в лес не ходить

3. Станция «Чей хвост длиннее» (на станции команда получает слово из трех букв, заменяя одну букву в каждом последующем слове, выстраивает цепочку; например, бок-ком-мак и т.д.)

4. Станция «Ступеньки» (на станции команда делится на три группы, каждая группа вписывает в кружки слова на заданную букву, состоящие из трех, четырех и т.д. букв)

Во время практики мы проводили несколько уроков нетрадиционной формы закрепления изученного материала на уроках русского языка. Хотелось бы привести эти уроки в качестве методических разработок для учителей. (см. Приложение)

Во внеурочное время было проведено внеклассное занятие ?Конкурс грамотеев?, цель которого предусматривала воспитание интереса к русскому языку, повышение знаний детей в области русского языка. (см. Приложение)

2.3 Подведение итогов, анализ полученных результатов

Об эффективности разработанной системы говорят следующие результаты.

В анкетировании принимало участие 27 учащихся 2 ?А? класса. Результаты следующие: (15 учащимся нравятся уроки, 12 учащимся не нравятся уроки). В процентном соотношении (%):

Разрабатывая во время практики уроки нетрадиционной формы, мы заметили, что у детей активизировалось внимание, вырос интерес к предмету. Предложив детям повторное анкетирование, мы получили следующие результаты:

При проведении констатирующего эксперимента в виде теста ошибки сделали ( в процентом соотношении ) 60% учащихся, не допустили - 40%. Это говорит о том, что дети не овладели знаниями в области русского языка, у них не сформировался интерес к учению.

Выполняя задание, где нужно было подобрать подходящие по смыслу слова из слов для справок, так, чтобы получился связный текст ("Воробей") были получены следующие результаты: ошибки сделали 50% учащихся, не допустили ошибок 50% учащихся. Мы видим, что в целом некоторые дети заинтересовались предлагаемыми им заданиями.

Выполнение задания, аналогичного предыдущему, без использования детьми слов из предлагающихся, а применяя свой собственный активный запас, показало следующие результаты: ошибки допустили 20% учащихся, правильно справились с заданием 80% учащихся. Мы заметили, что большая часть детей справилась с заданием.

При проведении констатирующего диктанта были получены следующие результаты: 12 человек получили "4", 7 человек получили "3", 8 человек получили "2", т.е. не справились с заданием.

По результатам контрольного эксперимента из 27 человек 9 человек получили "5", 8 человек получили "4", 6 человек получили "3", 5 человек не справились с заданием, получили "2".Сравнив эти результаты, можно сказать, что орфографических ошибок стало меньше. Это можно увидеть на графике:

Систематическая работа в этом направлении благотворно сказалась на формировании у учащихся устойчивого интереса к учению, обогащению словарного запаса, активизации внимания детей, повышению орфографической зоркости. Проведение внеклассного занятия по русскому языку помогло заинтересовать младших школьников, повысить их успеваемость по русскому языку.

Выводы по II главе

Проведенная исследовательская работа помогла выявить уровень сформированности орфографической зоркости, обогащение словарного запаса, активизацию внимания младших школьников, проверить эффективность разработанной системы, проанализировать план работы учителя начальной школы с целью выявления недостатков и успехов по развитию орфографической зоркости и на основе этого предложить методические разработки нетрадиционных уроков.

Анализ плана работы учителя показал, что нетрадиционные формы закрепления изученного материала на уроках русского языка учитель применял крайне редко из-за нехватки времени на тщательную подготовку к таким урокам.

Был выявлен средний уровень сформированности орфографической зоркости второклассников из-за недостатков системы, по которой велось обучение. Но этот показатель удалось повысить с помощью системы нетрадиционных форм, используемых на уроках русского языка.

Были предложены методические разработки не традиционных уроков, способствующих повышению орфографической зоркости, обогащению словарного запаса.

Заключение.

Любовь к русскому языку не воспитаешь лозунгами типа «Надо беречь и любить!» Положительное отношение к русскому языку - это положительное отношение к нему, прежде всего в начальной школе. Это значит, что детям должны нравиться и уроки русского языка и формы их проведения.

В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различными. Мы считаем, что для начальных классов наиболее популярными и доступными являются: уроки-сказки. В них включается материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока, помогают им выполнять разнообразные задания. Сказки - верные спутники малышей. Они учат детей добру, учат общаться, радоваться. Выражать свои чувства, огорчаться, сопереживать, разбираться в мотивах поступков героев.

Поработав с детьми младшего школьного возраста, мы поняли, что серьезный о большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной, доступной для детей форме.

На таких уроках ненавязчиво обогащался словарный запас, развивалась речь, активизировалось внимание детей, расширялся кругозор, прививался интерес к предмету, развивалась творческая фантазия, воспитывались нравственные качества. И главное - огромный эффект: ни одного зевающего на уроке! Всем интересно. Дети играют, а играя непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знания по русскому языку. А звонок, который сообщает об окончании урока, больше раздражает, чем радует.

Систематическая работа в этом направлении благотворно сказалась на формировании у учащихся устойчивого интереса к учению, обогащению словарного запаса, активизации внимания детей, повышению орфографической зоркости. Проведение внеклассного мероприятия помогло заинтересовать младших школьников, повысить их успеваемость по русскому языку.

Список литературы.

1. Н.В. Бабкина /Использование развивающих игр и упражнений в ученом процессе/ Начальная школа. - М., 1998. - №4

2. П.М. Баев /Играем на уроках русского языка, М., 1989

3. Н.Т. Баранов / Методика преподавания русского языка. М.; Просвещение, 1990

4. К. В. Бардин.: “Как научить детей учиться”, Москва “Просвещение”, 1987

5. В.К. Бахир Развивающее обучение/ Начальная школа. - М., 1997. - №5

6. В.К. Бахир, А.П. Макаровская, В.М. Степанов Эксперимент в начальных классах/ Начальная школа. - М., 1997. - №5

7. М. Р. Безносикова. Нетрадиционные приемы закрепления изученного материала на уроках русского языка // Начальная школа №9 - 2002

8. А. А. Бондаренко. Учим русскому языка по-новому! // Начальная школа №11 - 2002

9. И. Г. Бромберг. Игровые программы // Начальная школа №9 - 1991

10. Ф.И. Буслаев "О преподавании отечественного языка", 18434

11. О.В. Губанова, Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках/ Начальная школа. - М., 1997. - №6

12. Я.К. Грот "Об элементарном преподавании русского языка", 1855

13. З. В. Дощицына. Готовность ребенка к школьному обучению и адаптация в школе / Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. М.; 1994

14. Н.Б. Истомина Развивающее обучение/ Начальная школа. М., 1996. - №12

15. М. А. Козлова. Я иду на урок в начальную школу: Русский язык. М.; Издательство "Первое сентября" 2000

16. Е. И. Коновалова / Нестандартные уроки. М.; Дрофа, 2002

17. В. А. Крутецкий / Психология, 1986

18. С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина / Нетрадиционные уроки в начальной школе, 2002

19. Г.М. Куджаспирова, А.Ю. Куджаспиров / Педагогический словарь. М.;"Академия" 2001

20. А. А. Ланшакова. Как сказка помогает усвоению частей слова // Начальная школа «11 - 2000

21. Л.А. Лецких Развивающий канон в системе Эльконина-Давыдова-Репкина / - М., 1997. - №3

22. М. Р. Львов / методика обучения русскому языку в начальных классах. М.; "Просвещение" 1987

23. Л.И. Наймушина Кроссворды на уроках русского языка/ Начальная школа. - М., 1997. - №6

24. В. М. Полонский. Научно-педагогическая информация / Словарь-справочник. М.; Новая школа 1995

25. С. В. Савинова / Нестандартные уроки в начальной школе, 2000

26. Н.И. Семяшкина Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте/ Начальная школа. - М., 1997. - №2

27. М. Н Смирнова, В. Н. Копорулина / Ростов - на - Дону: Феникс, 2003

28. А. В. Текучев / Хрестоматия по методике русского языка. 1982

29. Е. В Ткаченко / Опорные конспекты 2002

30. Н. Б. Троицкая / Нестандартные уроки и творческие занятия. М.; Астрель 2004

31. Т. А. Форкина. Орфограммы в загадках // начальная школа №5 - 1999

32. Ф.Ф. Фортунатов "О преподавании грамматики русского языка в школе", 1903

33. О. С. Цеплакова. Перфокарты на уроках русского языка // Начальная школа №5 - 1999

34. А.А. Шахматова "К вопросу о преподавании русского языка в учебныз заведениях", 1903

35. В.И. Яковенко Использование средств наглядности и занимательного материала на уроках русского языка/ Начальная школа. - М., 1997. - №3

36. Программы общеобразовательных учреждений начальные классы (1-4) М.; "Просвещение" 2000

37. Русский язык в школе, - М., 1993. - №3

38. Русский язык в школе. - М., 2005. - №17

39. Русский язык в школе. - М., 2005. - №24

Приложение 1

Конспект урока нетрадиционной формы закрепления изученного материала на уроках русского языка

Тема: "Обобщение знаний о Ъ и Ь знаках".

Цели : - закрепить полученные знания о Ъ и Ь знаках;

- развивать орфографическую зоркость;

- Прививать интерес к предмету;

- повысить эмоциональное состояние детей.

Ход урока:

У нас необычный сегодня урок, выяснить надо, кто в классе знаток. Ученики соседнего класса, которые учатся тоже во 2 классе, предложили провести урок, который у них прошел, и ради эксперимента узнать, кто лучше усвоил тему. А вот какую? Вот девиз, который они предложили.

Друзья, ученье нас объединяет!

Кто же тему отгадает?

Ребята, что вы знаете про Ъ знак?

Что вы знаете про Ь знак?

Посмотрите, что-то случилось со словами. Какие знаки пропущены? Мальчики должны вписать в слова Ъ знак, а девочки Ь знак.

Об…единение В…юн Под…езд

Обез…яна В…езд Под…ем

Об…явление В…ет Пол…ет

Об…яснение В…юга Под…ехал

Об…ехать Вороб…и Полын…я

Сегодня мы отправимся по карте в путешествие вместе с нашими героями.

- Не чересчур ли ты добряк? - так знаку мягкому промолвил твердый знак.

- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься. Нет, в алфавит ты не годишься!

- Кто б говорил, но ты б уж помолчал! - знак мягкий твердому на это отвечал.

- Ты тверд и груб как суковатый дуб. Давным-давно пора. Как букву ять, тебя из азбуки изъять!

- Друзья! Ваш разговор - никчемные слова, - услышав этот спор, сказала буква А.

- Вы оба хороши, достойны оба чести, когда стоите в нужном месте.

Остановка "Угадай"

Написать под диктовку слова с разделительными Ъ и Ь знаками.

Сделать Объявить Отдать

Съесть Подплыть Объехать

Съехать Отъехать Разбудить

Остановка "Смекалка"

Написать на память за 3 минуты как можно больше слов с Ъ и Ь знаками. Пишут все ученики одного ряда, а потом выявляем, кто написал больше слов.

Остановка "Скороговорка"

Найти слова с разделительным Ь знаком.

В четверг четвертого числа, в четыре с четвертью часа четыре черненьких, чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

Один ученик стихотворение списал и допустил ошибки. Исправьте их и подчеркните Ъ и Ъ знаки.

Грустит обезьяна за прутьями клетки.

Пустите ее покачаться на ветке.

Волк ужасно разъярен;

Сесть ежа не может он.

Ёж, хотя он и съедобен,

Для седеня неудобен:

Сежась, выставил иголки -

Объегорил злого волка.

Ребята, вы выполнили всё задания, предложенные классом. Мне кажется, что каждый достоин звание «Знаток темы». Напомните, какой? А что они разделяют? А есть у них что - нибудь общее?

Замечательно. Всем ребятам надо знать, где Ъ знак, а где Ь знак писать.

Приложение 2

Внеклассное занятие "Конкурс грамотеев"

1. Сколько букв в русском алфавите?

а) 33 в) 30

б) 34 г) 32

2. Какого падежа нет?

а) родительного в) творительного

б) звательного г) винительного

3. Какая из этих букв состоит из одного звука?

а) е в) ё

б) ю г) у

4. Сколько в году месяцев, оканчивающихся на Ь знак?

а) 9 в) 8

б) 3 г) 7

5. Как называется часть слова, которая стоит перед корнем?

а) приставка в) подставка

б) выставка г) заставка

6. Какое из этих слов - название главного члена предложения?

а) корень в) основа

б) подлежащее г) прилагательное

7. Разделительный Ь знак пишется:

а) между двумя согласными в) между согласной и гласной

б) в начале слова г) в конце слова

8. Сколько гласных звуков в русском языке?

а) 10 в) 8

б) 6 г) 5

9. Какое из этих слов - название части речи?

а) суффикс в) глагол

б) сказуемое г) окончание

10. Назовите седьмую букву с конца алфавита.

а) ш в) ь

б) щ г) ъ

11. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения?

а) ? в) .

б) ! г) ;

12. Расположите слова по количеству букв О начиная с наибольшего.

а) горох в) кот

б) водоворот г) сковорода

Итог: Что понравилось? Кто пополнил свои знания?

(Учащиеся награждаются медалями "Самый умный" или "Знаток русского языка")

Приложение 3

План мероприятия «Час занимательного русского языка»

Цель: развитие интереса к изучению русского языка, его фонетики и орфографии, обогащение словарного запаса учеников, развитие памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности, укрепление и сплочение детского коллектива.

Ведущий: Ребята, прежде чем мы с вами начнем нам нужно разделиться на две команды и дать им названия.

На двух плакатах написаны буквы, из которых надо составить название своей команде.

ОТКИЗНА (ЗНАТОКИ)

РЕМИОГТА (ГРАМОТЕИ) 

Ведущий: А сейчас проведем разминку «Составь алфавит». Вы должны расположить буквы (написанные на отдельных карточках) в алфавитном порядке. Какая команда сделает это быстрее, та и получает первый балл!

(Далее команды участвуют в играх под руководством ведущего)

Игра «Назови одним словом»

Задание: ученикам предлагаются словосочетания, где главным словом является имя существительное ЧЕЛОВЕК, а зависимыми выступают имена прилагательные: храбрый, добрый, умный, болтливый, ленивый, мудрый, богатый, грубый, сильный, веселый. Вместо словосочетания требуется назвать одно слово (имя существительное), Например: храбрый человек - храбрец.

Игра «В две колонны становись!»

На доске таблички со словами: подводник, водитель, громоотвод, водокачка, наводчик, завод, водоворот, заводной, вводный, водолаз, водитель, водопой, водоросль, водомер.

Первая команда должна собрать таблички со словами, родственными слову ВОДА, вторая команда - ВОДИТЬ. 

Игра «Загадка в загадке»

Задание: вставить пропущенные буквы и написать отгадки.

По Полотняной стране,

По реке Простыне

Плывет парохо...

То наза..., то впере...,

А за ним такая гла...ь,

Что и зыби не видать.

(Утюг)

Через поле и лесок

Подается г...л...сок,

Он бежит по пр...в...дам -

Скажешь здесь,

А слышно там.

(Телефон)

Конкурс капитанов

Задание: отгадайте слово.

Его корень в слове писать,

Приставка в слове рассказать,

Суффикс в слове книжка,

Окончание в слове вода.

(Расписка)

Его корень в слове вязать,

Приставка в слове замолчать,

Суффикс в слове сказка,

Окончание в слове рыба.

(Завязка) 

Викторина пословиц

Задание: закончить пословицу, объяснить смысл каждой.

Кто много читает…(тот много знает)

Не спеши языком…(торопись делом)

Не тот друг, кто медком мажет…(а тот, кто правду скажет)

Не красна изба углами…(красна пирогами)

Чем дальше в лес…(тем больше дров)

Друзья познаются (в беде)

Скороговорная пятиминутка

Задание: произнесите скороговорку на скорость

Были галчата в гостях у волчат.

Были волчата в гостях у галчат.

Нынче волчата галдят как галчата

И как волчата галчата молчат.

Шарады

Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои -

И целый лес ты мною свалишь.

(Сосна - насос) 

Известное я блюдо,

Когда прибавишь «м»

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем.

(Уха - муха)

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать