Здоровьесберегающая среда как средство успешной социализации ребенка
p align="left">Здоровый образ жизни лежит в основе здоровьесберегающей среды. Социальная и окружающая среда обладает рядом качеств, на изменения которые мы можем повлиять, но имеются и такие свойства среды, которые мы трансформировать не можем. Чтобы сформировать среду наиболее благоприятную для нашего здоровья, мы должны придерживаться основных правил здорового образа жизни. Дети должны уяснить для себя, что ряд условий, в которых они развиваются, они подвластны изменить на более благоприятные для своего здоровья.

Благодаря деятельности различных социальных институтов, дети обладают немалым уровнем знаний в области здоровьесберегающей среды. Политика государства, направленная на пропаганду здорового образа жизни, приносит свои плоды, но все же остается еще очень много нерешенных проблем. Социальный педагог совместно с усилием различных социальных организаций призван помочь уменьшить тот ущерб, который приносит ребенку безответственность и низкая педагогическая культура родителей, ошибки со стороны педагогов, отрицательное влияние СМИ. Социальный педагог обязан дать право выбора ребенку своего жизненного пути.

2.2 Результаты исследования семейной среды учащихся

Изучение семейной среды крайне важно для социального педагога, ведь именно в ней ребенок получает первый социальный опыт, приобщается к тому или иному стилю поведения, усваивает нравственные нормы и ценности. От степени успешности воспитания в семье зависит уровень сформированности у ребенка социально приемлемых качеств.

Если семья не выполняет свои функции по воспитанию ребенка, то членам семьи, и в частности, ребенку необходима социально-педагогическая помощь. Оказывая социально-педагогическую помощь учащимся, родителям и лицам, их заменяющим, социальный педагог ориентирует свою работу с семьей не только на решение семейных проблем, но и на укрепление, развитие, восстановление ее внутреннего потенциала.

Сейчас между исследователями часто ведутся дискуссии о проблеме воспитания ребенка в неполной семье. Одни ученые крайне негативно относятся к неполноте семей, и высказывают мнение, что это крайне негативно сказывается на развитии психики ребенка. Другие исследователи в области семейной педагогики и психологии не считают, что неполные семьи не могут в полной мере дать надлежащее воспитание ребенку.

Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.

Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности. Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и живущие вместе лишь «ради детей», зачастую приносят напрасную жертву.

Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно.

1 Полные семьи

2 Неполные семьи

Рисунок 5 - Частота возникновения конфликтов в полных и неполных семьях (%)

Условные обозначения:

Частота возникновения конфликтов

1 - регулярно

2 -- периодически

3 - очень редко

При исследовании уровня конфликтности в семьях, было выявлено, что в большей части полных (53%) и неполных (60%) семей конфликты возникают периодически. Семьи с достаточно частой повторяемостью конфликтов составляют - 21%. В неполных семьях атмосфера была более благоприятной для развития ребенка. 26% составили семьи, где конфликты возникают редко, и разрешаются конструктивным способом, в неполных семьях этот показатель выше - 40%. Результаты анкетирования подтверждают мнение, что в неполных семьях при высоком воспитательном потенциале семьи, процесс воспитания можно организовать на довольно высоком уровне. Семейная среда в неполных семьях по показателю конфликтности находится в лучшем положении, но, конечно, это не всегда может говорить о том, что в данной категории семей избран приемлемый стиль воспитания.

Основные причины конфликтов в семьях учащихся 9-х и 11' классов ГУО "Терешковичска СОШ" отражены на рисунке 6. Главной причиной является непонимание между членами семьи. Непонимание или нежелание понять друг друга, неприятие чужой точки зрения, излишняя авторитарность, безразличие или неумение высказаться очень мешают построению взаимоотношений. Самой распространенной причиной непонимания является то, что членам семьи трудно учесть психологические особенности близкого человека.

Второй основной причиной появления конфликтов в семьях является--отказ участвовать в семейных делах, заботах. Члены семьи не всегда идут друг другу на компромисс и сотрудничество, перекладывают ответственность на других членов семьи.

В 16% семей причиной конфликта является нарушение этики взаимоотношений (грубость, неуважение и др.). Это говорит о недостатке у родителей и учащихся педагогической и психологической культуры, а также невнимании и отсутствия отзывчивости по отношению к своим родным и близким.

Почти в каждой десятой семье имеются разногласия в вопросах воспитания детей. 11 % семей страдают от злоупотребления алкоголем одного из родителей, чаще отца.

Рисунок 6 - Причины возникновения конфликтов в семьях учащихся 9 - х и 11' классов (%)

Условные обозначения:

Причины возникновения конфликтов

1 - непонимание

2 - нарушение этики взаимоотношений

3--отказ участвовать в семейных делах, заботах

4 - разногласия в вопросах воспитания детей

5 - злоупотребление алкоголем

6 - невнимание со стороны взрослых

5% учащихся не получают достаточного внимания со стороны родителей. Родители заняты карьерой, решают свои личные проблемы, не принимая должного участия в жизни своих детей.

Работа социального педагога заключается в предотвращении конфликтной ситуации в семьях, повышении педагогической и психологической культуры учащихся и их родителей, оказании психолого-педагогической помощи семьям учащихся.

Очень важно, чтобы между детьми и их родителями были установлены доверительные отношения. Родитель должен быть тем человеком, с кем ребенок может поделиться своими проблемами, получить поддержку, посоветоваться, как лучше вести себя в той или иной ситуации.

По результатам исследования 53% юношей и 39% девушек считают, что отношения между ими и их родителями доверительные и искренние, и учащиеся всегда могут высказать своим родителям, что у них на душе. 21% юношей и 39% девушек не уверены в том, что родители - это именно те люди, которые способны их понять. К сожалению, 32% юношей и 22% девушек не имеют открытых и доверительных отношений со своими родителями, не находят взаимопонимания с ними.

Большинство родителей обладают недостаточной педагогической и психологической культурой, чтобы создать наиболее благоприятные условия для создания семейной здоровьесберегающей среды. Социальный педагог должен осуществлять педагогическое просвещение педагогов, родителей и учащихся. Наиболее распространенные формы работы по педагогическому просвещению в условиях учреждения образования - родительские собрания, лектории в форме родительского университета, социально-педагогический практикум.

2.3 Результаты изучения школьной среды учащихся

Здоровьесберегающая и развивающая направленность среды обеспечивает эмоциональное благополучие и сохранение физического здоровья детей, максимальное развитие творческого потенциала, физических и интеллектуальных возможностей. Организация здоровьесберегающей среды без учета здоровьесберегающей школьной среды невозможно, т. к. в школе происходит обучение и воспитание ребенка. Школьная среда должна обеспечить благоприятные, комфортные условия для становления его личности. Крайне важным является проведение мониторинга состояния здоровья и физического развития школьников.

Процесс формирования здоровья детей -- это многотрудный процесс, состоящий из огромного количества деталей и звеньев. В нем пересекаются медицинские, психолого-педагогические и социально-бытовые аспекты. Только при координации усилий во всех выше перечисленных аспектах, организации всей последовательной цепочки оздоровительных мероприятий, с учетом специфики каждого периода детского онтогенеза, и только опираясь на мотивацию здорового поведения ребенка можно достигнуть успеха в этой работе.

Современный образовательный процесс становится все более интенсивным. Нагрузки, которым подвергается организм учащегося в современной школе и вузе, приближаются к предельно допустимому уровню. При этом следует иметь в виду, что контингент учащихся не однороден. Для одних такие нагрузки оказываются приемлемыми, для других - могут лежать за пределами адаптационных и резервных возможностей организма. В этой связи весьма актуальной является проблема объективной оценки влияния современного образовательного процесса на организм учащегося, на работу его основных функциональных систем.

Современный учебный процесс своей технологией, объемом информации, построением, спецификой занятий, условиями их проведения предъявляет к учащимся большие психологические и физиологические требования, которые в большинстве своем не соответствуют индивидуальным возрастным, ментальным и физическим возможностям учащихся. Такое несоответствие приводит уже на ранних этапах обучения к снижению резервов систем организма, его компенсаторных и адаптационных возможностей.

В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен, зачастую, не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы.

Только 35% учащихся 9 - х классов и 26% учащихся 8-го класса соблюдают режим труда, большинство же ребят не стремятся это делать. Это негативно сказывается на процессе обучения, а также на физическом и психическом здоровьи учащихся.

Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Великий русский физиолог И.П. Павлов указывал, что сон - это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью.

Определить время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя. Потребность во сне у разных людей неодинакова. В среднем эта норма составляет около 8 часов. К сожалению, некоторые люди рассматривают сон как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных дел. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности.

26% учащихся 9-го и 8-го классов регулярно недосыпают. Причиной недосыпания у учащихся 9' класса является: большой объем домашнего задания, увлечение компьютерными играми, развлечения с друзьями, поздний просмотр фильмов. Главными причинами недосыпания восьмиклассников являются: выполнение домашнего задания, развлечения с друзьями.

У большинства учащихся (60%) преобладает позитивное настроение при посещении школы, 9% учащихся имеют отрицательный эмоциональный настрой. Среди учащихся 8-го класса 42% детей испытывают в большей степени положительные эмоции при обучении в школе, 32% - отрицательные.

Конфликты среди учеников происходят довольно часто и, по мнению учителей, «являются обычным делом для школы». Основные поводы конфликтов между учениками -- грубость, хамство, жестокость, озлобленность.

Можно ли изжить конфликты между учениками? Вряд ли. В школе происходит социализация личности ребенка, и в зависимости от того, сколь успешно осуществляется этот процесс, в первую очередь усвоение духовных, нравственных ценностей, снижается (возрастает) частота конфликтов между школьниками. Ведь именно духовность -- детерминирующее основание деятельности, поведения, поступков людей. Большую роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина -- умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения установленному порядку.

Наличие социально-педагогической и психологической службы позволяет реализовать условия для формирования здоровьесберегающей среды учреждения образования. Развитие СППС возможно при активной поддержке и помощи руководителей учреждений образования и региональных органов управления образованием. Эффективность деятельности специалистов СППС во многом зависит от материальной базы учреждения образования и обеспеченности службы кабинетами для индивидуального консультирования и проведения необходимых исследований.

Деятельность социально-педагогической и психологической службы в рамках целостной системы воспитания учреждения образования предполагает дальнейшее повышение уровня сопричастности каждого педагогического работника к созданию условий для личностного, профессионального становления учащихся.

2.4 Деятельность социального педагога в организации здоровьесберегающей среды

Должность социального педагога введена в штатное расписание учреждений образования Республики Беларусь сравнительно недавно - с 1996 г. Социальные педагоги работают в дошкольный, общеобразовательных, профессионально-технических, средних специальных, высших, внешкольных образовательных учреждениях, детских домах и школах интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей с девиантным поведением. Независимо от специфики работы в различных учреждениях образования и конкретных условий регионов существует ряд общих особенностей в деятельности социального педагога. Сфера деятельности социального педагога определена квалификационными характеристиками и базовыми должностными обязанностями.

Глубокие социальные потрясения конца XX века предопределили появление социальных педагогов в нашей стране. Возникла необходимость в специалистах, умеющих работать с детьми и молодежью, оказавшимися в социально-опасном положении, на основе мирового опыта и в соответствии с международными документами, такими как Конвенция ООН о правах ребенка, Пекинские правила, Эр-Риядские соглашения и т. п. В центре внимания таких специалистов должна быть социализация ребенка, его успешная интеграция в общество.

Жизнь учащегося в учреждении образования в определенной степени упорядочена и организована, тогда как внешкольная среда противоречива, специфична, стихийна. Сегодня фактор взаимодействия, взаимозависимости процесса воспитания в учреждении образования и в социальной среде приобрел особую остроту и актуальность. Проблемы ребенка, семьи, социума заставляют учреждение образования и педагогов становиться действенными защитниками интересов несовершеннолетних.

С появлением в учреждениях образования социальных педагогов многие администраторы и педагоги связывали автоматическое разрешение всех воспитательных проблем. Однако практика воспитания в учреждениях образования показывает, что социальные педагоги могут успешно действовать лишь при условии, если они включаются в целостную систему воспитания и взаимодействуют со всеми педагогическими работниками, родителями, инспекцией и комиссией по делам несовершеннолетних, общественными организациями.

Социальный педагог призван осуществлять комплекс мероприятий по социальной защите, воспитанию и развитию детей в сфере их ближайшего окружения: в учебно-воспитательном учреждении, в семье, по месту жительства, в молодежных и детских учреждениях.

Социальный педагог осуществляет защиту и опеку учащихся [23, с.25]:

· выявляет и поддерживает учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве;

· защищает права и интересы учащихся, оказавшихся в социально-опасном положении, в трудной жизненной ситуации, в различных инстанциях (педсовет, совет профилактики, комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.);

· выявляет учащихся, подвергшихся агрессии и физическому или психологическому насилию со стороны взрослых, сверстников и оказывает им помощь;

· индивидуально работает с учащимися, подвергшимися агрессии и насилию со стороны сверстников и взрослых.

Социальный педагог призван повышать уровень педагогической культуры педагогов и родителей, осуществлять социально-педагогическое консультирование, обеспечивать социально-педагогическую поддержку семьи, содействовать созданию педагогически ориентированной среды, а также осуществлять социально-педагогическую профилактику.

При работе с родителями учащихся учитываются проблемы, выдвигаемые перед обществом самой жизнью: малочисленность семьи, воспитание в ней одного ребенка; отдельное проживание молодых супругов и отсюда - утрачивание семейных традиций, затрудненность передачи опыта семейного воспитания, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей, продолжением учения молодых родителей; поглощение духовных интеллектуальных запасов так называемым "вещизмом". Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию, обеспечение координации усилий по всем направлениям воспитания - идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, физического [52].

Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.

Индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми членами семьи учащегося сложна и разнообразна.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать